Как сдавать вещи в химчистку

Стирка, чистка, общепит, заправка бензином — в этих отраслях я либо работал, либо работаю, опыт есть. Ну, а если учесть, что я еще и принимал и, наверняка, буду принимать участие в судебных разбирательствах с потребителями и поставщиками, то могу рассказать не только «кто виноват», но и «что делать».
Начнем с прачки-химчистки.
Ваши взаимоотношения с прачкой-химчисткой начинаются с того, что вы приходите к ним с вещами, которые нужно почистить. Но перед самой чисткой вещь нужно сдать (вам) и принять (им).
Именно на этом этапе закладываются принципы вашего дальнейшего взаимодействия. Всё, что случится далее, будет иметь такое развитие, какое вы (заказчик) и прачка-химчистка (исполнитель) определили во время процедуры сдачи-приемки.
Итогом процедуры сдачи-приемки будет подписание квитанции-договора. В серьезных прачках/химчистках это бумага размером с альбомный лист с кучей текста мелким шрифтом, квадратиками для галочек и полями для заполнения.
Обратите внимание — не просто квитанция, а именно квитанция-договор. Это не расписка в том, что у вас взяли такую-то вещь, за чистку которой вы заплатили столько-то денег. Это документ, который будет основой в судебном разбирательстве, если с вашей вещью что-то случится.
Поэтому потратьте 5-10 минут на изучение того, что там в итоге будет написано. В ряде случаев эти временные затраты позволят вам избежать затрат финансовых.
Начинается этот договор, обычно, со следующего пункта: «Наличие символики (маркировки) фирмы-изготовителя о способе чистки (имеется/отсутствует/неполная/запрет стирки/запрет х.чистки)».
Каждая вещь, сдаваемая в чистку должна иметь подобную маркировку. В Российской Федерации это требование регулируется ГОСТами
ГОСТ Р ИСО 3758-2007 «Изделия текстильные. Маркировка символами по уходу»;
ГОСТ 19878-74 «Меха, меховые и овчинно-шубные изделия. Маркировка, упаковка, транспортировка, хранение»;
ГОСТ 16958-71 «Изделия текстильные. Символы по уходу»
ГОСТ 31293-2005 «Одежда из кожи. Общие технические условия»
Всего имеется 5 основных символов, каждый из которых имеет градацию.
1. Стирка (схематичное изображение тазика). Запрещена, ручная, машинная при температурах от 30оС до кипячения.
2. Отбеливание (треугольник). Разрешено, запрещено.
3. Глажение (схематичное изображение утюга). Запрещено, разрешено при температурах от менее 110оС до 200оС.
4. Химчистка (кружок с буквой внутри). Запрещена, разрешена с конкретным растворителем, разрешена с любым растворителем.
5. Сушка (квадрат с рисунком внутри). Машинная/запрещена машинная, на веревке, на поверхности.
Вот отсюда и начинаем плясать.
Если вы купили вещь, на бирке которой этих символов нет, или их меньше четырех, то у вас вещь, на которой маркировка по уходу отсутствует или неполная, что по последствиям одно и то же.
Чаще всего это низкокачественные вещи или подделки. Покупка блузки в бутике Милана не дает никакой гарантии в том, что вещь качественная, если на этикетке менее 4 символов.
Ссылки на то, что в такой-то стране официально разрешено указывать 3 символа несостоятельны. Сдаете-то вы в России, и судится, в случае чего, будете в России.
Если вы срезали бирку потому, что она вам мешает (в большинстве объяснений — кожу натирает), то у вас вещь, на которой маркировка отсутствует, даже если вы эту бирку принесете отдельно.
Если маркировка есть, и символов 5, но их достоверность вызывает сомнения, то ваша вещь будет отнесена к разряду «маркировка отсутствует».
Например. Светлый пуховик с черными кожаными вставками. Судя по этикетке разрешена как хим.чистка без ограничений (пуховики в подавляющем большинстве случаев химчистить нельзя), так и стирка с высокой температурой (при такой стирке вероятен перекрас, то есть сход краски с кожи на ткань, да и кожаные вещи стирать не рекомендуется). Явное несоответствие. Поэтому опытный приемщик сразу скажет вам о том, что маркировка недостоверная.
Если символов 5 и более, если символика достоверна, но чистка запрещена, то ситуация более однозначная, но не менее сложная.
В такую ситуацию чаще всего попадают люди, купившие достаточно дорогую вещь. Дубленку, кожаный плащ, парадно-выходное платье. Поносили, капнули-ляпнули, принесли в химчистку и с изумлением узнали, что кожу только химчистят, но для этой куртки химчистка запрещена. Как, собственно, и стирка. Почему? Да потому что, например, изготавливая эту вещь производитель применил какое-нибудь супер-пупер покрытие/пропитку/позолоту/блестки/краску/напыление, которое при чистке сойдет. Ставя запрет на чистку производитель страхуется от претензий покупателя. Вот и получается, что вещь стоит несколько тысяч евро, а, по сути, одноразовая.
Что же делается в таких случаях?
Приемщик ставит галочку в соответствующий квадратик, фиксируя, что вещь не имеет маркировку, или имеет неполную маркировку, или имеет маркировку, запрещающую чистку и принимает вещь на договорной основе.
Приемщик объясняет вам, что поскольку он не знает, как чистить вашу вещь (маркировки нет, либо ей верить нельзя) или знает, но этот способ запрещен, то он может принять её в чистку, в соответствии с п.5.1. ГОСТ Р 51108-97, на договорной основе на ваш страх и риск, заранее слагая с себя всякую ответственность за последствия, в соответствии с п.3 статьи 35 «Закона о защите прав потребителей». О чем и предлагает вам расписаться в отдельном пункте квитанции-договора.
После того, как вы поставите свою подпись, исполнитель может безвозвратно загубить вашу вещь без каких-либо последствий для себя.
Но есть нюансы.
В случае, если (к примеру) маркировка запрещает химчистку, но вы на химчистке настаиваете и именно химчистка, как способ чистки будет указана в квитанции-договоре, и исполнитель проведет именно химчистку, то все ваши претензии, в случае порчи вещи будут несостоятельными.
А вот если этикетки нет, то способ чистки выбирается исполнителем в соответствии с нормативами. И если исполнитель постирал кожаную куртку или похимчистил ткань с полиуретаном, то он явно отступил от стандартных технологий и будет должен объяснить свой выбор экспертам. Тут у вас появляются шансы.
Кроме того, в случае приемки вещи на договорной основе, приемщик обязан рассказать вам о всех возможных дефектах, которые могут образоваться после чистки вашей вещи. О всех.
Более того, эти дефекты должны быть перечислены в квитанции-договоре. Четкий, исчерпывающий перечень. Без всяких «и т.д.» или «и прочее».
И если после чистки, к примеру, вещь изменила цвет, а данный дефект не перечислен, то ваши шансы на возмещение ущерба становятся реальными.
Исполнители любят ссылаться на «скрытые недостатки и/или особые свойства изделия, которые не могли быть обнаружены во время надлежащей приемки».
Например — ничего не предвещало беды, кожа как кожа, не одну тысячу таких отхимчистили, а сунули в перхлорэтилен и она пятнами пошла.
В некоторых случаях это лукавство. Принимая вещь на договорной основе исполнитель обязан проверить устойчивость вещи к различным реагентам. Ну это как вас проверяют на реакцию к медикаментам перед капельницей. Или спрашивают про аллергию перед уколом.
Если вы сможете доказать, что исполнитель имел возможность убедится в появлении дефектов до чистки, но не убедился, то опять-таки ваши шансы на возмещение ненулевые.
Три замечания напоследок.
1. Шансы на возмещение ущерба, о которых я пишу, есть. Даже если вы сдали вещь на договорной основе. Но следует понимать, что они невелики. Поэтому сразу заявлять — я все понял, теперь они у меня попляшут — слишком самонадеянно. Прачки-химчистки работают не первое десятилетие и этот самый документ — квитанция-договор — плод многолетних трудов неплохих юристов, совершенствуемый из года в год на основе собственного и чужого опыта.
Насколько я в курсе, у нас из примерно из 10 предъявляемых претензий в суд уходит 1, еще 1 удовлетворяется до суда. За 6 лет работы в суде проиграно 1 дело. Самое первое.
Вы можете выиграть только если исполнитель допустил серьезную ошибку и/или квитанция-договор была заполнена ненадлежащим образом.
Так что — читайте квитанцию-договор внимательно.
2. Очень часто, в случае описываемых примеров, приемщик говорит не «Мы берем Вашу вещь на договорной основе», а «Мы берем Вашу вещь без гарантии».
Как показывает практика, клиент такую фразу воспринимает как «Мы не гарантируем, что очистим вещь». А приемщик, вообще-то, имеет в виду, что не гарантирует бездефектность вещи после чистки.
Так что — уточняйте.
3. Покупая вещь обращайте внимание на эту самую маркировку. Нет ее или неполная — исходите из того, что это подделка. Есть и полная — посмотрите, что там разрешено, а что запрещено. Подумайте, а не покупаете ли вы себе головную боль, если чистка запрещена вообще. Или даже если разрешена только ручная стирка, без отбеливания, с сушкой в тени и запретом глажения.
Так что — проверяйте.
В следующий раз расскажу про описание дефектов.

Tags: Химчистка

Еще несколько десятков лет назад жители нашей страны регулярно пользовались услугами химчистки и прачечной. Это легко объяснить отсутствием у рабочего человека надежной многофункциональной техники и нехваткой свободного времени на стирку и чистку своих вещей вручную. Спустя годы появились универсальные стиральные машины, где можно быстро и без малейших усилий отстирать практически любую одежду и постельное белье от загрязнений. Теперь прачечные практически не пользуются спросом, как и химчистки, ведь бытовая химия позволяет избавляться от сложновыводимых пятен в домашних условиях.

Но создатели элитной коллекционной одежды настаивают: хорошая химчистка в Екатеринбурге позволит жителям города экономить на постоянном обновлении своего гардероба немалые суммы, ведь только в специальных условиях многие дорогие вещи могут оставаться первозданными и привлекательными долгое время. В специальных условиях мастера легко приведут в порядок дорогостоящее пальто или меховую шубку, замшевые сапоги или другой ваш наряд.

Как подготовить вещь к сдаче в химчистку?

Сотрудники химчистки в «Радуга Парк» готовы поделиться своими знаниями о том, как подготовить вещь к химчистке, чтобы работа с ней не заняла много времени у профессионалов. Так, необходимо уделить максимум внимания дорогим вещам, чтобы они не испортились во время чистки.

  • Осмотрите вещь, ознакомьтесь с ее ярлыком: нет ли там надписи о том, что химчистка запрещена? Если есть, следует изучить правила обработки конкретного изделия или спросить совета у сотрудника химчистки, предупредив его об особенностях одежды.
  • Ликвидируйте все видимые дефекты: пришейте надорванные пайетки, пуговицы и другие мелкие детали, удалите/спрячьте торчащие нитки, пр.
  • Несите одежду в химчистку.

Если при химчистке есть обувная мастерская, следует сначала избавить свою обувь от грязи, а уже потом сдавать ее на почин к мастеру.

Сообщите сотрудникам химчистки о таких проблемах:

  • наличие пятна и его причина (как оно появилось) – это поможет сразу подобрать нужное химическое средство для чистки;
  • уточните, что может произойти с вещью, на которой нет ярлыка – это позволит вам принять решение и не требовать от сотрудников невозможного.

И не забудьте подписать договор с вашей химчисткой. Внимательно ознакомьтесь с каждым его пунктом, и только после этого ставьте свою подпись. Сотрудники хорошего предприятия всегда предупредят своих клиентов обо всех возможных рисках, поэтому доверять нужно только проверенным, надежным и опытным профессионалам своего дела.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *