Какие дела рассматривает высший арбитражный суд РФ

История

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Создание органов государственного арбитража датируется 1922 годом. 21 сентября 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР было издано «Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями» (Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского Правительства, 1922 г., 60, ст. 769). Этим Положением предусматривалось, что имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разрешаются Высшей арбитражной комиссией при Совете труда и обороны РСФСР, а на местах — арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях.

Конституционные основы деятельности приобрели органы государственного арбитража с принятием Конституции СССР 1977 года, статьей 163 которой было предусмотрено, что разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями осуществляется органами государственного арбитража в пределах их компетенции. Было также установлено, что организация и порядок деятельности органов государственного арбитража определяются Законом о государственном арбитраже в СССР.

В соответствии с Конституцией СССР Верховный Совет СССР 30 ноября 1979 г. принял Закон СССР «О государственном арбитраже в СССР», который был введен в действие с 1 июля 1980г. Этим Законом определялись задачи — организационное построение, компетенция и функции органов Госарбитража в условиях развитого социалистического общества.

4 июля 1991 года Верховным Советом РСФСР был принят Закон РСФСР «Об арбитражном суде», который вводился в действие с 1 октября 1991 года.

Новый этап в законодательном обеспечении деятельности арбитражных судов связывается с принятием в 1993 году новой Конституции Российской Федерации и соответствующих ей федеральных законов.

Конституция Российской Федерации (ст. 10, 11) назвала суды в качестве органов государственной власти, осуществляемой на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, признав тем самым самостоятельность органов судебной власти,

Суды названы единственными органами по осуществлению правосудия (ст. 118).

Определено в Конституции Российской Федерации и место арбитражных судов в единой судебной системе Российской Федерации.

Так, в соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Исходя из названных конституционных положений, а также положений статьи 71, п. «о», отнесших судоустройственное и арбитражно-процессуальное законодательство к ведению Российской Федерации, статьи 128, предусматривающей, что полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом, в апреле 1995 года были приняты Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».

Место в судебной системе

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

  • О системе Арбитражных судов в Российской Федерации
  • История создания Арбитражных судов Российской Федерации
  • Госпошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах
  • Арбитражные суды Российской Федерации
  • Надзорная инстанция
  • Кассационная инстанция
  • Апелляционная инстанция
  • Первая инстанция
  • Судебные акты арбитражных судов Российской Федерации
  • Судебная практика по гражданским делам
  • Судебная практика по административным делам
  • Судебная практика по уголовным делам

О системе Арбитражных судов в Российской Федерации

Арбитражные суды в Российской Федерации образованны и действуют на основе Конституции, Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Федерального закона от 24.07.2002 N 95-ФЗ «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», и других законодательных и нормативно-правовых актов.
Арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя, а также в отдельных случаях с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Арбитражные суды также рассматривают подведомственные им дела с участием иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» система арбитражных судов в РФ состоит из специализированных арбитражных судов, арбитражные суды первой инстанции или арбитражных судов субъектов РФ, арбитражных апелляционных судов, а также арбитражных судов округов, или кассационных арбитражных судов.
Высшим судебным органом по делам по разрешению экономических споров и осуществлением судебного надзора является Верховный Суд Российской Федерации, осуществляющий свою деятельность на основании ст. 19 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации».
Арбитражные суды округов проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, а в случаях, установленных федеральными законами, — судебных актов, принятых судами кассационной инстанции. Кассационная инстанция рассматривает жалобы на решения арбитражного суда, вступившие в законную силу и постановления апелляционной инстанции. При рассмотрении дела в кассационной инстанции арбитражный суд проверяет правильность применения норм материального права и норм процессуального права арбитражным судом первой и апелляционной инстанций. Кассационная инстанция обладает всеми полномочиями апелляционной инстанции, и дополнительно включает в себя право кассационной инстанции передать дело на новое рассмотрение в инстанцию арбитражного суда, решение или постановление которого отменено.
Арбитражные апелляционные суды проверяют в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Суть апелляционного производства состоит в том, что по жалобе лица, участвующего в деле, на решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело в полном объеме. Апелляционная инстанция обладает следующими полномочиями: оставить решение без изменения, изменить решение, отменить решение и принять новое решение либо прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения.
Арбитражные суды субъектов Российской Федерации действуют в субъектах Российской Федерации — республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округов.
В соответствии со Статьей 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» арбитражные суды субъектов Российской Федерации, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды округов и специализированные арбитражные суды относятся к федеральным судам и составляют систему федеральных арбитражных судов. Указанные суды в соответствии с положением статьи 17 данного закона могут создаваться и упраздняться только путем внесения в статью 4 закона.

Система арбитражных судов Российской федерации


На основании Статьи 5 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ основными и наиболее общими применительно к различным судебным инстанциям в системе арбитражных судов являются следующие задачи:
— защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
— содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вступившие в законную силу судебные акты — решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Судьи арбитражных судов назначаются на должность и наделяются полномочиями в соответствии со статьей 13 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и статьей 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

История создания арбитражных судов Российской Федерации

Предшественниками арбитражных судов Российской Федерации являются коммерческие суды, осуществлявшие свою деятельность до 1917 года. Декретом Совета народных комиссаров от 24 ноября 1917 года коммерческие суды были упразднены, декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 29.12.1917 «О направлении неоконченных дел упраздненных судебных установлений» было предписано все дела коммерческих судов распределить по цене иска между местными и окружными судами для решения их по общим правилам судопроизводства.
В 1922 году, на основании декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 21.09.1922 «Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями» для решения кономических споров, были учреждены Высшая Арбитражная Комиссия, действующая при Совете Труда и Обороны и Арбитражные Комиссии при Областных Экономических Совещаниях. К компетенции Высшей Арбитражной Комиссии было отнесено разрешение споров, в которых хотя бы одной из сторон является центральное учреждение, споры между учреждениями или предприятиями различных губерний, если губернии эти не входят в состав одной автономной Республики или области, рассмотрение жалоб на решения местных арбитражных комиссий, пересмотр всякого рода дел, разрешенных местными арбитражными комиссиями и Высшей Арбитражной Комиссией. Решения арбитражных комиссий имели силу судебных решений и приводились в исполнение способом, указанном в самом решении. Наблюдение (надзор) за деятельностью Арбитражных комиссий осуществлялся Народным комиссариатом юстиции (Декрет ВЦИК от 01.02.1923). В 1924 году Декретом ЦИК СССР, СНК СССР от 06.05.1924 «Положение об Арбитражной Комиссии при Совете Труда и Обороны Союза С.С.Р.», из числа имущественных споров, подлежащих разрешению Арбитражной Комиссии при Совете Труда и Обороны, были исключены споры между государственными учреждениями и предприятиями одного и того же ведомства, споры, возникающие по операциям Государственного Банка и Главного Правления государственного страхования, споры, вытекающие из договоров железнодорожной перевозки, регулируемые Уставом железных дорог, а также споры, вытекающие из договоров о почтовой пересылке, иски по протестованным векселям, иски, вытекающие из договоров общеустановленного типа о пользовании коммунальными услугами, споры возникающие по поводу обложения налогами.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 04.03.1931 Арбитражные комиссии были упразднены, а дела подлежащие разрешению арбитражных комиссий, были переданы в общие судебные учреждения согласно законодательству союзных республик, или на рассмотрение Верховного суда Союза ССР.
Также, в 1931 году Постановлением ЦИК СССР N 5, СНК СССР N 298 от 03.05.1931 было принято положение о Государственном арбитраже. В соответствии с указанным положением Государственный арбитраж учреждался при Совете труда и обороны (впоследствии – при СНК) — для разрешения споров, в которых хотя бы одной из сторон является центральный орган общесоюзного значения, а также споров между центральными органами различных союзных республик, при СНК союзных республик — для разрешения споров, в которых одной из сторон является центральный орган союзной республики или республиканский орган предприятий общесоюзного значения, а также споров между краевыми (областными) органами, при советах народных комиссаров автономных республик, при краевых и областных исполнительных комитетах и при исполнительных комитетах автономных областей — для разрешения всех остальных споров, подлежащих государственному арбитражу. В соответствии с Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 30.05.1931 «Об учреждении государственного арбитража РСФСР», на территории РСФСР, при СНК РСФСР, совнаркомах автономных республик, краевых (областных) исполкомах и исполкомах автономных областей были учреждены государственные арбитражи.
В Конституции 1977 года Государственный арбитраж был закреплен в качестве органа, разрешающего хозяйственные споры между предприятиями, учреждениями и организациями. В 1979 году законом СССР от 30.11.1979 «О Государственном арбитраже в СССР», была установлена система органов государственного арбитража в СССР, которая состояла из Государственного арбитража СССР, государственных арбитражей союзных республик, государственных арбитражей автономных республик, государственные арбитражи краев, областей.
В 1991 году в РСФСР был принят закон N 1543-1 «Об арбитражном суде». Данным законом была установлена система Арбитражных судов в Российской Федерации, которая является предшественником современной системы Арбитражных судов. Система арбитражных судов составляли Высший арбитражный суд Российской Федерации, Высшие арбитражные суды республик в составе Российской Федерации, краевые арбитражные суды, областные арбитражные суды, городские арбитражные суды, арбитражный суд автономной области и арбитражные суды автономных округов.
Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» с 1 июля 1995 года были определены основные задачи, полномочия, состав и структуру современной системы Арбитражных судов в Российской Федерации.

Госпошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах

Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, взимается с физических лиц и организаций в соответствии со статьями 333.16 и 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с рассмотрением дел или совершением отдельных процессуальных действий в арбитражном процессе. Плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.
Особенности и размеры уплаты государственной пошлины при обращении в Арбитражные суды Российской Федерации определяются с учетом особенности обращения следующими нормативными актами.
Особенности и размеры оплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) — ст. 333.21, ст. 333.22 НК РФ, п. 5.1 Положения «О Федеральной налоговой службе», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506
Особенности и размеры оплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (уплата процентов, начисленных на суммы излишне взысканных (уплаченных) платежей, а также при нарушении сроков их возврата) рассматриваемым в арбитражных судах (прочие поступления) — п. 10 ст. 78, п. 5 ст. 79 НК РФ.

Арбитражные суды Российской Федерации

Надзорная инстанция

  • Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ВАС РФ)
  • Экономическая коллегия Верховного суда (с 6 августа 2014 г.)

Кассационная инстанция

  • Арбитражный суд Волго-Вятского округа (ФАС ВВО)
  • Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (ФАС ВСО)
  • Арбитражный суд Дальневосточного округа (ФАС ДО)
  • Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (ФАС ЗСО)
  • Арбитражный суд Московского округа (ФАС МО)
  • Арбитражный суд Поволжского округа (ФАС ПО)
  • Арбитражный суд Северо-Западного округа (ФАС СЗО)
  • Арбитражный суд Северо-Кавказского округа (ФАС СКО)
  • Арбитражный суд Уральского округа (ФАС УО)
  • Арбитражный суд Центрального округа (ФАС ЦО)

Апелляционная инстанция

  • Первый арбитражный апелляционный суд (1 ААС)
  • Десятый арбитражный апелляционный суд (10 ААС)
  • Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (11 ААС)
  • Двенадцатый арбитражный апелляционный суд (12 ААС)
  • Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (13 ААС)
  • Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (14 ААС)
  • Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд (15 ААС)
  • Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (16 ААС)
  • Семнадцатый арбитражный апелляционный суд (17 ААС)
  • Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (18 ААС)
  • Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (19 ААС)
  • Второй арбитражный апелляционный суд (2 ААС)
  • Двадцатый арбитражный апелляционный суд (20 ААС)
  • Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (21 ААС)
  • Третий арбитражный апелляционный суд (3 ААС)
  • Четвертый арбитражный апелляционный суд (4 ААС)
  • Пятый арбитражный апелляционный суд (5 ААС)
  • Шестой арбитражный апелляционный суд (6 ААС)
  • Седьмой арбитражный апелляционный суд (7 ААС)
  • Восьмой арбитражный апелляционный суд (8 ААС)
  • Девятый арбитражный апелляционный суд (9 ААС)

Первая инстанция

  • Арбитражный суд Алтайского края (АС Алтайского края)
  • Арбитражный суд Амурской области (АС Амурской области)
  • Арбитражный суд Архангельской области (АС Архангельской области)
  • Арбитражный суд Астраханской области (АС Астраханской области)
  • Арбитражный суд Белгородской области (АС Белгородской области)
  • Арбитражный суд Брянской области (АС Брянской области)
  • Арбитражный суд Владимирской области (АС Владимирской области)
  • Арбитражный суд Волгоградской области (АС Волгоградской области)
  • Арбитражный суд Вологодской области (АС Вологодской области)
  • Арбитражный суд Воронежской области (АС Воронежской области)
  • Арбитражный суд города Москвы (АС города Москвы)
  • Арбитражный суд города Севастополь (АС города Севастополь)
  • Арбитражный суд Еврейской автономной области (АС Еврейской автономной области)
  • Арбитражный суд Забайкальского края (АС Забайкальского края)
  • Арбитражный суд Ивановской области (АС Ивановской области)
  • Арбитражный суд Иркутской области (АС Иркутской области)
  • Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики (АС Кабардино-Балкарской Республики)
  • Арбитражный суд Калининградской области (АС Калининградской области)
  • Арбитражный суд Калужской области (АС Калужской области)
  • Арбитражный суд Камчатского края (АС Камчатского края)
  • Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики (АС Карачаево-Черкесской Республики)
  • Арбитражный суд Кемеровской области (АС Кемеровской области)
  • Арбитражный суд Кировской области (АС Кировской области)
  • Арбитражный суд Костромской области (АС Костромской области)
  • Арбитражный суд Краснодарского края (АС Краснодарского края)
  • Арбитражный суд Красноярского края (АС Красноярского края)
  • Арбитражный суд Курганской области (АС Курганской области)
  • Арбитражный суд Курской области (АС Курской области)
  • Арбитражный суд Липецкой области (АС Липецкой области)
  • Арбитражный суд Магаданской области (АС Магаданской области)
  • Арбитражный суд Московской области (АС Московской области)
  • Арбитражный суд Мурманской области (АС Мурманской области)
  • Арбитражный суд Нижегородской области (АС Нижегородской области)
  • Арбитражный суд Новгородской области (АС Новгородской области)
  • Арбитражный суд Новосибирской области (АС Новосибирской области)
  • Арбитражный суд Омской области (АС Омской области)
  • Арбитражный суд Оренбургской области (АС Оренбургской области)
  • Арбитражный суд Орловской области (АС Орловской области)
  • Арбитражный суд Пензенской области (АС Пензенской области)
  • Арбитражный суд Пермского края (АС Пермского края)
  • Арбитражный суд Приморского края (АС Приморского края)
  • Арбитражный суд Псковской области (АС Псковской области)
  • Арбитражный суд ПСП Арбитражного суда Пермского края в г.Кудымкаре (АС ПСП Арбитражного суда Пермского края в г.Кудымкаре)
  • Арбитражный суд Республики Адыгея (АС Республики Адыгея)
  • Арбитражный суд Республики Алтай (АС Республики Алтай)
  • Арбитражный суд Республики Башкортостан (АС Республики Башкортостан)
  • Арбитражный суд Республики Бурятия (АС Республики Бурятия)
  • Арбитражный суд Республики Дагестан (АС Республики Дагестан)
  • Арбитражный суд Республики Ингушетия (АС Республики Ингушетия)
  • Арбитражный суд Республики Калмыкия (АС Республики Калмыкия)
  • Арбитражный суд Республики Карелия (АС Республики Карелия)
  • Арбитражный суд Республики Коми (АС Республики Коми)
  • Арбитражный суд Республики Крым (АС Республики Крым)
  • Арбитражный суд Республики Марий Эл (АС Республики Марий Эл)
  • Арбитражный суд Республики Мордовия (АС Республики Мордовия)
  • Арбитражный суд Республики Саха (АС Республики Саха)
  • Арбитражный суд Республики Северная Осетия (АС Республики Северная Осетия)
  • Арбитражный суд Республики Татарстан (АС Республики Татарстан)
  • Арбитражный суд Республики Тыва (АС Республики Тыва)
  • Арбитражный суд Республики Хакасия (АС Республики Хакасия)
  • Арбитражный суд Ростовской области (АС Ростовской области)
  • Арбитражный суд Рязанской области (АС Рязанской области)
  • Арбитражный суд Самарской области (АС Самарской области)
  • Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области)
  • Арбитражный суд Саратовской области (АС Саратовской области)
  • Арбитражный суд Сахалинской области (АС Сахалинской области)
  • Арбитражный суд Свердловской области (АС Свердловской области)
  • Арбитражный суд Смоленской области (АС Смоленской области)
  • Арбитражный суд Ставропольского края (АС Ставропольского края)
  • Арбитражный суд Тамбовской области (АС Тамбовской области)
  • Арбитражный суд Тверской области (АС Тверской области)
  • Арбитражный суд Томской области (АС Томской области)
  • Арбитражный суд Тульской области (АС Тульской области)
  • Арбитражный суд Тюменской области (АС Тюменской области)
  • Арбитражный суд Удмуртской Республики (АС Удмуртской Республики)
  • Арбитражный суд Ульяновской области (АС Ульяновской области)
  • Арбитражный суд Хабаровского края (АС Хабаровского края)
  • Арбитражный суд Ханты-Мансийского АО (АС Ханты-Мансийского АО)
  • Арбитражный суд Челябинской области (АС Челябинской области)
  • Арбитражный суд Чеченской Республики (АС Чеченской Республики)
  • Арбитражный суд Чувашской Республики (АС Чувашской Республики)
  • Арбитражный суд Чукотского АО (АС Чукотского АО)
  • Арбитражный суд Ямало-Ненецкого АО (АС Ямало-Ненецкого АО)
  • Арбитражный суд Ярославской области (АС Ярославской области)

Лицо, назначенное на эту должность СФ в соответствии с ст. 102 Конституции РФ по представлению Президента РФ.

Правовой статус С. Высшего Арбитражного Суда РФ, требования к кандидатам на эту должность, гарантии деятельности С. Высшего Арбитражного Суда РФ и др. вопросы деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ урегулированы Федеральным конституционным законом от 31 дек. 1996 «О судебной системе Российской Федерации» и Законом РФ от 26 июня 1992 «О статусе судей в Российской Федерации». Согласно ст. 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» С. Высшего Арбитражного Суда РФ может быть гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование и соответствующий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность С. Высшего Арбитражного Суда РФ Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами. При этом С. Высшего Арбитражного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Каждый С. Высшего Арбитражного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным считается лицо, получившее при голосовании большинство голосов от общего числа членов СФ. После оглашения результатов голосования Председатель СФ вручает каждому лицу, назначенному на должность С. Высшего Арбитражного Суда РФ, копию постановления СФ о его назначении. Копия постановления СФ вручается на заседании СФ в торжественной обстановке.

Полномочия С. Высшего Арбитражного Суда РФ не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности С. Высшего Арбитражного Суда РФ — 70 лет. К числу правовых гарантий деятельности С. Высшего Арбитражного Суда РФ относятся: независимость, несменяемость, неприкосновенность, равенство прав судей, установленный вышеназванными законами порядок приостановления и прекращения полномочий С. Высшего Арбитражного Суда РФ; право на отставку; предоставление С. Высшего Арбитражного Суда РФ материального и социального обеспечения.

1. Судебное решение является актом правоприменения. Данная характеристика судебного решения накладывает определенный отпечаток на процедуру его принятия. Прежде чем суд сформулирует свой вывод по итогам рассмотрения дела, он должен тщательно проверить наличие всех условий для вынесения законного, обоснованного и мотивированного судебного решения. Комментируемая статья показывает логическую последовательность мыслительной деятельности суда по формированию решения.

В первую очередь, с учетом принципа непосредственности, суд в совещательной комнате должен дать оценку исследованным в судебном заседании доказательствам, завершив тем самым процесс судебного доказывания. В соответствии с принципом состязательности арбитражного процесса каждое лицо, участвующее в деле, обязано доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений. Обязанность представления доказательств лежит на лицах, участвующих в деле. Поэтому при принятии решения суд в первую очередь разрешает вопрос о приемлемости доказательств, можно ли их использовать в рамках конкретного дела, относятся ли они к рассматриваемому спору, получены ли они в установленном законом порядке, достаточно ли этих доказательств, чтобы сформулировать вывод по делу. Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании. Оценка проводится на соответствие доказательств требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности. Если доказательства не отвечают этим требованиям, они не могут быть положены в основу судебного решения. Нарушение этого положения влечет отмену решения по мотиву его необоснованности.

После того как определен круг доказательств, суд должен установить, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, подтверждаются этими доказательствами. Определение круга обстоятельств, имеющих значение для дела, также влияет на обоснованность судебного решения. Впервые круг обстоятельств, имеющих значение для дела, суд определяет на стадии подготовки дела к судебному разбирательству (ч. 2 ст. 133 АПК РФ). В судебном заседании эти обстоятельства могут быть уточнены, скорректированы, определенные фактические обстоятельства могут оказаться недоказанными. Поэтому окончательно совокупность обстоятельств, имеющих значение для дела, определяется в совещательной комнате на основе имеющихся в деле доказательств.

С учетом установленных обстоятельств дела, в подтверждение которых приведены доказательства, суд осуществляет правовую квалификацию рассматриваемого правового спора. При выборе правовой нормы, подлежащей применению в рассматриваемом деле, суд руководствуется Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, нормами материального и процессуального права. При решении вопроса о том, какой закон подлежит применению по данному спору, арбитражный суд не связан доводами лиц, участвующих в деле, и вправе применить закон, на который они не ссылались, что находит свое подтверждение и на практике .

Установив правовую норму, регулирующую спорные правоотношения, суд определяет объем прав и обязанностей участников этого правоотношения. Это позволяет констатировать наличие или отсутствие факта нарушения прав истца.

Только после определения содержания правоотношений суд может сделать окончательный вывод по делу: подлежит иск удовлетворению или в удовлетворении иска должно быть отказано.

2. В совещательной комнате помимо основного вопроса — о разрешении спора по существу — рассматриваются и сопутствующие требования. Если в порядке гл. 8 АПК РФ арбитражный суд принял меры по обеспечению иска, то в случае вынесения решения в пользу истца обеспечительные меры сохраняют свое действие до фактического исполнения судебного акта (ч. 4 ст. 96 АПК РФ), на что может быть указано в судебном решении. Если же в удовлетворении иска было отказано, то в соответствии с ч. 5 ст. 96 АПК РФ суд выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебном решении.

Лица, участвующие в деле, если имеются основания опасаться, что исполнение вынесенного судебного решения может быть затруднено или невозможно, вправе обратиться к суду с ходатайством об обеспечении исполнения решения. Обеспечение исполнения допускается лишь в отношении решений, которые не подлежат немедленному исполнению. Данное ходатайство направлено на обеспечение имущественных интересов истца и может быть заявлено до удаления суда в совещательную комнату. Обеспечение исполнения решения чаще всего имеет место, когда до вынесения судебного решения меры по обеспечению иска приняты не были. Обеспечение исполнения осуществляется по общим правилам гл. 8 АПК РФ.

При наличии оснований, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 182 АПК РФ, арбитражный суд в судебном решении может указать, что оно подлежит немедленному исполнению. По ходатайству лиц, участвующих в деле, суд может установить срок исполнения судебного решения, указав, например, на возможность рассрочки, отсрочки исполнения решения суда.

Так, ФАС Уральского округа оставлено в силе решение Арбитражного суда Свердловской области, вынесенное по первой инстанции, в котором суд с учетом тяжелого материального положения предпринимателя предоставил ему возможность исполнять решение о взыскании доначисленного налога в сумме 66 580 руб. в рассрочку. В своем Постановлении ФАС Уральского округа указал, что, поскольку заявление о предоставлении рассрочки подано предпринимателем в письменной форме и отражено в протоколе судебного заседания, а тяжелое материальное положение затруднит исполнение им судебного акта, суд обоснованно предоставил заинтересованному лицу право исполнять решение по частям ежемесячно .

В решении Арбитражного суда Краснодарского края ответчику — ООО «Хлеб» в связи с тяжелым материальным положением и с целью предотвращения банкротства предприятия, имеющего особую социальную значимость, было отсрочено исполнение судебного акта на срок четыре месяца. Суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены данного решения .

В соответствии со ст. 80 АПК РФ если арбитражным судом вещественные доказательства были сохранены до принятия судебного решения, то они подлежат возвращению после вступления его в законную силу, о чем суд должен указать в резолютивной части судебного решения. Не подлежат возвращению вещественные доказательства, которые изъяты из гражданского оборота. Такие доказательства по вступлении решения суда в законную силу должны быть переданы соответствующим организациям.

Согласно Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации вещественные доказательства хранятся в судебном составе до вступления в законную силу решения или определения суда, которым закончено производство по делу. После этого специалист судебного состава в журнале учета делает отметку о решении суда, принятом в отношении вещественных доказательств, указывает дату и существо решения.

Вещественные доказательства, которые подлежат возврату лицу, представившему их, или лицу, определенному судом, выдаются секретарем судебного заседания (специалистом судебного состава) под расписку, в которой проставляются паспортные данные, адрес; при получении вещественного доказательства представителем указываются также данные доверенности.

За сохранность вещественных доказательств, находящихся непосредственно в деле, ответственность несет судья, председательствующий в судебном заседании.

За сохранность вещественных доказательств, которые хранятся отдельно от дела в канцелярии судебного состава, несет ответственность специалист судебного состава, на которого возложена обязанность по учету и хранению вещественных доказательств.

Вещественные доказательства должны храниться в запирающихся и опечатываемых шкафах или в изолированном опечатываемом помещении.

Правило об определении дальнейшей судьбы вещественных доказательств относится не только к делам искового производства, но и к иным видам производств; в резолютивной части суд должен четко указать, какие вещественные доказательства и кому должны быть переданы. По делам об административных правонарушениях действующий КоАП обязывает суд в судебном решении разрешить вопрос о вещественных доказательствах.

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 29.10 КоАП в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. При этом:

1) вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством РФ;

2) вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению;

3) документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством РФ передаются заинтересованным лицам;

4) изъятые ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям РФ, РСФСР, СССР подлежат возврату их законному владельцу, а если он неизвестен, направляются в Администрацию Президента РФ.

На обязанность арбитражного суда решить вопрос о судьбе вещественных доказательств по делам, возникающим из административных правонарушений, обращается внимание и в п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» .

Если вывод суда о судьбе вещественных доказательств сформулирован в судебном решении нечетко, то лица, участвующие в деле, в порядке ст. 179 АПК РФ имеют право подать заявление о разъяснении судебного акта в этой части.

При вынесении судебного решения суд должен распределить судебные расходы между сторонами. Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Распределение судебных расходов осуществляется по правилам ст. 110 — 112 АПК РФ. Распределение государственной пошлины должно производиться с учетом положений ст. 333.21 и 333.22 НК РФ, регулирующих размеры государственной пошлины и особенности ее оплаты по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, и ст. 333.35, 333.37 НК РФ, предусматривающих льготы при обращении в арбитражные суды.

Если в ходе судебного заседания лица, участвующие в деле, заявляли ходатайство о взыскании понесенных судебных расходов, но суд не указал об их распределении в судебном решении, то данный недостаток может быть исправлен путем вынесения дополнительного решения по правилам ст. 178 АПК РФ. По вступлении решения суда в законную силу этот вопрос разрешается в рамках самостоятельного дела.

При принятии решения арбитражный суд рассматривает иные вопросы, возникающие в ходе судебного разбирательства. На практике к таким вопросам относятся случаи прекращения производства по делу в части требований, неподведомственных арбитражному суду .

3. Арбитражный суд в совещательной комнате при оценке доказательств, определении обстоятельств, имеющих значение для дела, может прийти к выводу о том, что на их основании нельзя вынести обоснованное судебное решение. В таких случаях с целью дополнительного исследования доказательств, дальнейшего выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, суд обязан возобновить судебное разбирательство. Это единственное основание, когда суд, удалившись в совещательную комнату для принятия решения, выходит из нее без итогового судебного акта, которым завершается рассмотрение дела по существу. О возобновлении судебного разбирательства арбитражный суд выносит определение, в котором указывает причины, вызвавшие возобновление производства по делу. Данное определение выносится в виде отдельного судебного акта, так как в совещательной комнате протокол судебного заседания не ведется. Поскольку данное определение не препятствует дальнейшему движению дела, то оно не является самостоятельным объектом обжалования. После исследования доказательств, выяснения обстоятельств дела, выступления сторон в прениях, подачи реплик суд вновь удаляется в совещательную комнату для принятия судебного решения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *