Какой налог в Японии

Обязательства физлиц по отчислениям с доходов

Подоходный налог в Японии должны уплачивать все физические лица – как граждане данного государства, так и лица, приравненные по своему статусу к резидентам. Более того, если физлицо-нерезидент получает на территории Японии тот или иной доход (например, заработную плату и так далее), с него тоже взимаются платежи.
Подоходный налог в Японии, в отличие от большинства государств, взимается не только на общегосударственном уровне, но и на местном уровне — установлены отчисления в бюджет префектур и муниципалитетов. Поэтому общая сумма, которую приходится уплатить японцу, получается достаточно значительной. При этом существует небольшое послабление: законодательство позволяет произвести определенные вычеты из общей суммы дохода, чтобы уменьшить базу обложения. В частности, не включаются в сумму облагаемого налогом дохода затраты гражданина на лечение, а также некоторые другие виды расходов.

Подоходный налог в Японии начисляется по прогрессивной шкале в зависимости от общего размера полученного человеком дохода за отчетный период. Чем больше сумма заработка, тем выше ставка, которая применяется к плательщику. Такой подход признан социально справедливым.
Минимальная ставка общегосударственного НДФЛ составляет 10%, а максимальная — 50%. Последняя установлена для тех граждан, суммарный годовой доход которых превышает 30 миллионов иен. При этом в зависимости от места проживания плательщика он будет уплачивать дополнительно префектурный подоходный налог по ставке от 2% до 4%, а также муниципальный налог на доходы в пределах 3-12%.
При расчете учитываются различные виды поступлений, в том числе:

  • заработная плата;
  • дивиденды;
  • пенсии;
  • доходы, полученные физическим лицом от осуществления коммерческой деятельности;
  • доходы от использования недвижимого имущества (например, сдача в аренду) и так далее.

При расчете ставки играет роль не только общий размер поступлений, но и семейное положение плательщика. Для одиноких и для женатых граждан подоходный налог рассчитывается по-разному, поскольку во втором случае большую роль играет также размер поступлений супруга/супруги. Физическим лицам необходимо учитывать, что японское законодательство устанавливает крайне высокие штрафные санкции за несвоевременную подачу налоговой декларации — не позднее 15 марта года, следующего за отчетным. В случае нарушения вышеуказанного срока наступает обязательство уплатить штраф в размере 15% от общей суммы начисленного налога.

С 1 октября 2019 года налог на потребление в Японии будет повышен до 10%, однако во многих случаях сохранится прежняя ставка в 8%. Например, изменения налогообложения не коснутся продуктов питания или подписки на газеты, выходящие как минимум дважды в неделю. С другой стороны, новая ставка в 10% распространится на рестораны и алкогольные напитки, а определение пунктов общественного питания немного усложнится.

Блюда, которые едят в помещениях ресторанов быстрого питания, облагаются 10-процентным налогом, но для еды на вынос сохранится ставка в 8%. Даже простой упакованный ланч бэнто или другая расфасованная еда, быстро употребляемая в предназначенном для этого пространстве минимаркета комбини, считается «ресторанной» едой.

Другой непростой пример – сладкое сакэ мирин, которое является важной приправой в традиционной японской кухне. Поскольку в нём содержится более 10% алкоголя, при налогообложении оно рассматривается как алкогольный напиток и облагается 10-процентной ставкой. С другой стороны, недорогая приправа в стиле мирин с содержанием алкоголя менее 1% облагается налогом по более низкой ставке.

Минеральная вода в пластиковых бутылках облагается налогом в 8%, в то время как водопроводная вода не станет исключением из новых правил. Причина в том, что водопроводная вода не считается продуктом питания, поскольку она также используется в стиральных машинах и туалетах.

Блюда со скидкой, в которых игрушка упакована с гамбургером и напитком, которые периодически предлагают сети гамбургеров, облагается налогом по сниженной ставке только если игрушка не включена в цену. Продукты, в которых закуски (снэки) продаются в комплекте с маленькими игрушками, также подпадают под 8-процентную ставку, если по крайней мере две трети всего продукта составляют продукты питания, а цена не превышает 10 000 йен. Однако, если игрушка является основным предметом – например, если в комплект поставки полноценного пластикового модельного комплекта входит несколько конфет – это не считается продуктом питания.

Кстати, проездные билеты также будут облагаться налогом в 10%. Полезно знать, что обычно их можно приобрести за две недели до даты начала использования. Таким образом, проездные билеты, купленные до конца сентября 2019 года и предназначенные для использования с начала октября, будут оплачиваться с потребительским налогом в 8%. Те, кто добирается на работу издалека и пользуется дорогими проездными, могут существенно сэкономить на налоге.

Пониженная ставка (8%) Обычная ставка (10%)
Бутилированная вода Водопроводная вода
Безалкогольное пиво Пиво, хаппосю, «пиво третьего вида»
Приправа в стиле мирин (содержание алкоголя менее 1%) Мирин (считается алкогольным напитком)
Гамбургеры на вынос Гамбургеры, употреблённые в ресторане
Гамбургеры с игрушкой (игрушка считается бесплатной) Игрушки с сладостями как дополнительным «подарком»
Соба или суси с доставкой на дом Соба или суси в ресторане
Бэнто из комбини, употребляемый вне магазина Бэнто, употребляемый в комбини
Еда на вынос из уличного ларька Питание в ресторанном комплексе с общим пространством (фуд-корт)
Еда в парке развлечений вне ресторана Еда в парке развлечений (употребляемая на столах и лавках ресторана
Бенто, употребляемые во время встреч (конференций и т. п.) Питание на организованной вечеринке или в командировке
Питание в частном доме престарелых, школьные обеды (кюсёку) Питание в компании или в школьном кафетерии
Напитки из холодильника или мини-бара в гостинице Доставка еды в номер
Собранная и увозимая с собой клубника в заведениях развлекательного сбора клубники Входная плата за сбор клубники в заведениях развлекательного сбора клубники (клубника съедается на месте)
Подписка на печатную газету, выходящую не реже двух раз в неделю Купленная в магазине или в цифровом виде газета

Составлено Nippon.com на основе источников, включающих «Часто задаваемые вопросы», опубликованные Национальным налоговым агентством Японии

Япония – одна из самых высокоразвитых в экономическом и технологическом плане стран мира. Однако внутренний уклад и функционирование этого государства в целом заметно отличаются от других стран, чья экономика развивается не менее успешно. По форме правления Япония является конституционной монархией. При этом государство делится на 47 префектур и насчитывает около 2000 муниципалитетов. В этой статье мы расскажем о том, как устроена и работает налоговая система Японии.

Налоговая система Японии, как в США и Европе, характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Каждый вид государственного налога регулируется законом. Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, в остальном установление ведется местным парламентом. Всего в стране 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно классифицировать по трем крупным группам:

  1. Первая — это прямые подоходные налоги на юридических и физических лиц.
  2. Вторая — прямые налоги на имущество.
  3. Третья — прямые и косвенные потребительские налоги.

Всего в Японии 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно подразделить на три крупные группы: прямые подоходные налоги с физических и юридических лиц, прямые налоги на имущество, прямые и косвенные потребительские налоги.

В Японии платят три вида местных налогов, взимаемых муниципалитетами:

  • Предпринимательский;

  • корпоративный муниципальный;

  • уравнительный налог.

Также особенностью является то, что финансовый год и налоговый период в Японии заканчивается в марте, а в апреле начинается новый.

Подробно рассмотрим некоторые виды налогов.

Подоходный налог уплачивают физические лица, признаваемые постоянными и временными резидентами Японии, а также лица, не являющиеся налоговыми резидентами, в отношении доходов, полученных от источников в Японии.

Все ставки дифференцированы по сумме доходов, получаемых гражданами, колеблются в интервале:

  • национальные — от 10% до 50%;

  • префектурные — от 2% до 4%;

  • муниципальные — от 3% до 12%.

Финансовый год в Японии заканчивается в марте, поэтому данная таблица сформирована в апреле 2015 года. Видим, реализованы налоги на 86,6% от плана. Из них «перевыполнили» план на 5% поступления подоходного налога. На 2% от планируемого увеличились поступления налога на наследство, это напрямую связанно с введением новой системы налогообложения наследства. В целом, план выполнен на 90% по отдельным видам налогов.

Сведения о размере налогов и сборов (апрель, 2015) (в млн йен, %)

Налоги

Планируемая сумма

Апрель

Апрель (сводная)

Реализация

Подоходный налог

15 817 000

2 403 191

16 715 648

105,7

Корпоративный налог

10 513 000

396 456

6 553 798

62,3

Налог на наследство

1 748 000

109 206

1 786 129

102,2

Налог на потребление

15 339 000

1 792 122

11 903 652

77,6

Налог на алкоголь

1 341 000

88 316

1 222 792

91,2

Налог на табачные изделия

922 000

76 714

918 628

99,6

Налог на бензин

2 545 000

203 426

2 296 150

90,2

Налог на сжиженный газ

10 000

8 952

89,5

Налог на авиационное топливо

53 000

4 298

52 090

98,3

Налог на нефть и уголь

613 000

62 464

582 975

95,1

Налог на развитие энергетических ресурсов

327 000

27 473

321 069

98,1

Налог с грузоподъемности водных транспортных средств

387 000

372 773

96,3

Таможенная пошлина

1 045 000

52 119

1 029 361

98,5

Корабельный (тоннажный) налог

10 000

9 988

99,9

Другие

Доходы по сборам

1 056 000

5 218

1 034 916

98,0

Общая сумма

51 726 000

5 131 762

44 808 940

86,6

Несмотря на то что Япония – это унитарное государство, страна имеет хорошо развитое местное самоуправление, обладающее значительными полномочиями, в том числе и в плане введения различных налогов и их сбора. Фактически налоговые поступления в центральный и местные бюджеты примерно равны: соотношение собранных средств составляет примерно 53 на 47% в пользу центрального бюджета. Особенности налоговой системы Японии обусловили формирование двухуровневой системы налоговых органов.

Местный уровень

Взаимоотношения центральных и местных органов власти в финансовой сфере определяются специальными законами. Несмотря на постоянный рост объемов местных сборов их не хватает на финансирование всех местных нужд, поэтому часть расходов финансируется из центрального бюджета.

Для покрытия дисбаланса между потребностями и возможностями местных бюджетов налоговые поступления перераспределяются. Так, регионы получают по 32% от подоходного налога, налога на спиртное и налога на юридических лиц. С налога на табак государство передает регионам 25%, а с налога на потребление – 24%. В отличие от целевых субсидий и дотаций полученные доли налогов местные органы используют по своему усмотрению. Кроме того, существует система «уступаемых налогов», когда специальные национальные налоги, например на содержание сети дорог, передаются местным органам власти. Налогообложение в Японии организовано таким образом, что в структуре расходов граждан уплата налогов редко превышает 20%.

Для развитых стран это достаточно низкий уровень. Причем при нехватке средств правительство предпочитает брать взаймы, а не повышать налоги для своих граждан. По этой причине государственный долг Японии составляет порядка 200% ее годового ВВП.

Существуют местные налоги:

  1. На проживание в гостиницах и пользование предприятиями общественного питания. Так, в случае, если плата за проживание одного человека в течение суток превышает 10 тыс. иен или если плата с человека за одно посещение ресторана превышает 5 тыс. иен, взимается налог в размере 3%.
  2. За один день посещения горячих источников с человека берут налог в размере 150 иен, а за один день использования поля для игры в гольф — 800 иен. Эти налоги взимаются дополнительно к обычному 3% потребительскому налогу.
  3. Владелец автомобиля вынужден платить целую уйму налогов: 3% потребительский налог на покупку и налог на приобретение машины, налоги на бензин, налог на саму автомашину и на ее вес.

Всего в стране действует порядка пятидесяти налогов, большую часть которых можно разбить на несколько основных групп. Рассмотрим каждую из них в отдельности.

Налоги на ведение бизнеса

Корпоративный налог Японии в паре с подоходным налогом с физических лиц обеспечивают около 70% поступлений в государственный бюджет. Все международные корпорации, получающие прибыль в Японии, обязаны платить налоги в этой стране.

В частности, налогообложению подлежат:

  1. Процентные доходы с ценных бумаг государства и корпораций.
  2. Проценты, начисляемые на займы, выданные субъектам, осуществляющим хозяйственную деятельность в стране.
  3. Дивиденды от акций.
  4. Встречное удовлетворение за использование движимого и недвижимого имущества.
  5. Все виды вознаграждений (зарплаты, премии и т.п.) за оказание услуг в стране.
  6. Пенсии и выходные пособия.
  7. Доходы от передачи авторских и патентных прав.
  8. Доходы от сдачи в аренду оборудования и машин.
  9. Доходы от рекламной деятельности.
  10. Прибыль от погашения японских облигаций.
  11. Распределение прибыли.
  12. Доходы от хозяйственной деятельности.

Все эти доходы считаются прибылью, и это еще не полный список. Налог в Японии на прибыль, в зависимости от объема облагаемой прибыли, может составлять для местных компаний от 22 до 30%, а для иностранных юридических лиц – от 29,33 до 40,87%.

Обложение налогом недвижимости

Недвижимость в Японии дорогая, и все ее владельцы, независимо от их физического или юридического статуса, ежегодно уплачивают на нее налог в размере 1,4% полной стоимости, определяемой местными властями. Дополнительно взимается 0,3% этой стоимости на местные нужды.

Система поощрений

В Японии существует довольно хорошо развитая система поощрений как национальных, так и иностранных инвестиций, основные цели которой можно свести к созданию благоприятных условий для дальнейшего развития осуществляемой в рамках национальной экономики структурной перестройки, а также для ускорения экономического роста относительно менее развитых регионов страны. Для иностранной предпринимательской деятельности в Японии наиболее важное значение имеет система поощрения инвестиций в периферийных районах страны. Многие иностранные предприниматели, имеющие значительный опыт работы на японском рынке, знают, что организация производственной деятельности в таких районах требует не только намного меньших затрат, но может быть осуществлена в более сжатые сроки и относительно проще.

Основными средствами поощрения инвестиций, желательных с точки зрения содействия решению стоящих перед страной экономических задач, являются налоговые льготы, субсидии и финансовые льготы.

Система налоговых льгот

Система налоговых льгот, действующая в настоящее время, базируется на различных рода законах о региональном развитии и заключается в основном в мероприятиях по уменьшению или даже полному освобождению от обложения местными налогами.

Субсидии

Субсидии подразделяются на национальные и местных органов самоуправления. Национальные субсидии применяются при переносе производственных мощностей из «промышленно избыточных» регионов и при создании социальной инфраструктуры и инфраструктуры защиты окружающей среды: величина субсидии от размеров расширения или вновь построенных заводских площадей. Система при субсидировании региональной занятости основывается на дотациях — от 18 тыс. до 29 тыс. иен в месяц — на каждого работника, который получает работу в регионах с малой степенью занятости в результате строительства новых или расширения действующих производственных или иных мощностей и дается сроком на один год.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Мировой опыт:
особенности налогообложения в Японии

Гаухар Умирбекова,

начальник отдела администрирования

недропользователей горнорудного сектора

Управления администрирования МРНК № 1

Действующая в настоящее время налоговая система Японии сформировалась в 1950-е годы, претерпев в последующий период незначительные организационные и законодательные изменения.

В Японии взимаются государственные налоги и налоги местные. При этом более 64% всех налоговых поступлений образуется за счет государственных налогов, а остальные — за счет местных налогов. Затем значительная часть налоговых средств перераспределяется через государственный бюджет Японии путем отчислений от государственных налогов в местные бюджеты. В стране 47 префектур, объединяющих 3 045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет свой самостоятельный бюджет.

В Японии проведением налоговой политики занимается Национальное налоговое управление (ННУ), структурно входящее в Министерство финансов как его «внешнее» ведомство, на которое возложены все функции по начислению, сбору и пресечению случаев уклонения от уплаты всех общегосударственных прямых (подоходного, корпоративного, на наследство и дарение, землю и недвижимость) и косвенных налогов и сборов (потребительского, «алкогольного», «табачного», «бензиновых», «дорожного» и гербового). Исключение составляют лишь таможенные пошлины и корабельные сборы, относящиеся к компетенции Министерства финансов.

Помимо общегосударственных в Японии взимаются также и местные налоги: префектуральные и муниципальные. К первым относятся налог на проживание в префектуре, налог с предприятий в расчете на число занятых, налог на приобретение собственности, часть акциза на табак, налог на зрелищные мероприятия, с транспортных средств, подоходный и налог на пользование природными ресурсами. Ко вторым — налог на проживание, имущественный, часть акциза на табак, налог на легкие транспортные средства, налог на земельную собственность, развитие городов и другие. Их сбором занимаются местные органы самоуправления, которые имеют свои налоговые конторы, независимые от общенациональных.

Распределение налогов — это как бы зеркальное отражение их сбора: примерно две трети финансовых ресурсов расходуется на местные нужды, а остальные средства идут на выполнение общегосударственных функций.

Доходная часть бюджета страны и бюджетов префектур строится не только на налогах. В Японии по сравнению с рядом других стран довольно высока доля неналоговых поступлений. Так, в государственном бюджете налоги составляют около 85% и неналоговые средства — 15%, местные органы управления имеют до четверти неналоговых поступлений. Сюда входят: арендная плата, продажа земельных участков и другой муниципальной недвижимости, пени, штрафы, продажа облигаций, доходы от лотерей, займы. В неналоговые статьи дохода включается также остаток предыдущего года.

Налоговая система Японии, как в США и странах Европы, характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Каждый вид государственного налога регулируется законом. Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, все остальные устанавливает местный парламент.

В Японии отмечен высокий уровень сбережений. Высокому уровню сбережений способствовала налоговая система Японии, действовавшая до 1988 г. и имевшая стабильный характер. Как известно, после войны Япония испытывала значительный недостаток капитала, в связи с чем налоговая политика была нацелена на ограничение потребления и стимулирование сбережений. В особенности ограничивалось потребление импортных товаров: существовал налог на покупку автомобилей, электронной техники.

В стране действует около 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно классифицировать по трем крупным группам:

Первая — это прямые подоходные налоги на юридических и физических лиц.

Вторая — прямые налоги на имущество.

Третья — прямые и косвенные потребительские налоги.

Налоговая политика Японии предусматривает укрепление финансов местных органов власти: префектур, городов, районов, поселков.

В Японии платят три вида местных налогов, взимаемых муниципалитетами: предпринимательский, корпоративный муниципальный и уравнительный налоги.

Предпринимательский налог начисляется на облагаемую налогами прибыль и взимается по трем ставкам, величина каждой из которых может незначительно колебаться в зависимости от префектуры. Так, для Токио он установлен в пределах от 6 до 12,6% прибыли в зависимости от уставного капитала компании и величины самой прибыли.

Корпоративный муниципальный налог представляет собой совокупность двух налогов: префектурального и городского или (как в случае для Токио), соответственно, городского и районного. Налоговые ставки могут различаться в зависимости от места, но предельная ставка для префектурального (для Токио — городского) налога — 6%, городского (районного) — 4,7% (рассчитывается от суммы общенационального налога).

Уравнительный налог представляет собой подлежащую уплате фиксированную сумму, величина которой (от 50 тыс. до 3 750 тыс. иен) определяется по соответствующей таблице, зависит от размера капитала юридического лица и числа работающих на нем и распределяется между городом и префектурой в соотношении.

____________________

* Японские налоговые органы справедливо полагают, что человек, добровольно объявляющий свои доходы и заполняющий декларацию, не должен испытывать неудобств. Бланки деклараций с именем и адресом плательщика высылаются на дом заблаговременно, как правило, в начале февраля. К ним прилагается подробная инструкция о том, как заполнять декларацию, включающую в себя все новейшие изменения в законодательстве. Обязательно указываются номера телефонов, по которым можно получить грамотную и, что особенно важно, доброжелательную консультацию сотрудников налогового управления.

Прямые налоги на доходы физических и юридических лиц

Основу бюджета составляют прямые налоги, которым отдается очевидное предпочтение.

Самый высокий доход государству приносит подоходный налог с юридических и физических лиц. Он превышает 56% всех налоговых поступлений. Предприятия и организации уплачивают с прибыли: государственный подоходный налог в размере 33,48%, префектурный подоходный налог — 5% от государственного, что дает ставку 1,67% от прибыли, и городской (поселковый, районный), подоходный налог — 12,3% от государственного, или 4,12% от прибыли. В суммарном итоге в доход бюджета изымается около 40% прибыли юридического лица. Кроме того, прибыль служит источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектуры.

Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10, 20, 30, 40 и 50%. Кроме этого действует подоходный префектурный налог по трем ставкам: 5; 10 и 15%, а также существуют местные подоходные налоги. Сверх этого каждый независимо от величины дохода уплачивает налог на жителя в 3 200 иен в год.

Казалось бы, прямые подоходные налоги очень высоки. Но следует иметь в виду, что установлен довольно значительный необлагаемый минимум, который учитывает и семейное положение налогаплательщика. От уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение. Дополнительные налоговые льготы имеют многодетные. Средний годовой доход жителя Токио составлял в первой половине 1990-х годов 7 100-7 500 тыс. иен. В других префектурах Японии он обычно ниже. У среднеоплачиваемого работника может освобождаться от подоходного налога более 30% его доходов.

Налоги на имущество юридические и физические лица вносят, в отличие от некоторых стран, по одинаковой ставке. Обычно это 1,4% от стоимости имущества. Переоценка производится один раз в три года. В объем налогообложения входят: все недвижимое имущество, земля, ценные бумаги, проценты по банковским депозитам. Налоги уплачиваются также в момент перехода собственности от одного владельца к другому, то есть при приобретении или продаже имущества. В эту же группу входят: налог на регистрацию лицензий, гербовый сбор, налог на наследство, налог на ирригацию и улучшение земель.

Весьма сложным вопросом в налогообложении является оценка стоимости земельных участков. Со второй половины 80-х годов в Японии начался резкий рост цен на землю, что неудивительно, учитывая высокую плотность населения страны. Но этому способствовали еще и особые экономические условия. Именно в указанный период возник повышенный спрос на офисы, поскольку Токио наряду с Нью-Йорком и Лондоном становится одним из основных информационных и банковских центров мира. Увеличилось число спекулятивных сделок, рассчитанных на дальнейшее увеличение спроса на офисы для банков, различных международных компаний. В эти же годы правительством Японии был объявлен план реконструкции столицы, рассчитанный до 2000 г., которым предусматривалась большая застройка. После опубликования плана началась лихорадочная скупка земель в расчете на выгодную перепродажу государственным органам. Сказался и еще один фактор. В отличие от другого недвижимого имущества при скупке-продаже земли не взимались налоги. К тому же банки легко и на льготных условиях предоставляли кредиты фирмам, совершающим сделки с земельными участками, в том числе долгосрочные кредиты. Твердо укоренилось убеждение, что земля может только дорожать и никогда не дешевеет. В результате были годы, когда темпы роста цены земли в Токио составляли 50-75%. Этот процесс коснулся и других крупных городов Японии.

Возросшая цена земли сказывается на внутригородской миграции, жилые дома начинают переоборудоваться под офисы. Муниципалитеты из-за высокой стоимости оказались не в состоянии приобретать новые земельные участки для общественных целей: под дороги, парки, другие сооружения, входящие в инфраструктуру городов.

Пропорционально стоимости возрастающие налоги могли бы усилить негативные явления. В связи с этим был введен порядок, по которому земельный налог не может быть увеличен больше чем на 10% по сравнению с последней переоценкой.

Среди потребительских налогов Японии основную роль играет налог с продаж, взимаемый по ставке 3%. В настоящее время его ставка повышена до 5%. Существенно пополняют бюджет налоги на владельцев автомобилей, акцизы на спиртное, на табачные изделия, на нефть, газ, бензин, налог на развитие источников электроэнергии, акцизы за услуги (проживание в гостиницах, питание в ресторанах, купание в горячих источниках и т.д.). К этой же группе относятся и таможенные пошлины. Иногда налог возникает при превышении определенной суммы, на которую оказывается услуга. Например, обед в ресторане не подлежит обложению при его стоимости до 7,5 тыс. иен. Если он дороже, то к цене добавляется 3%-ный налог.

Налог на прибыль корпораций в Японии зачисляется в национальный, префектуральные и муниципальные бюджеты. Национальная ставка налога составляет 33,48%, префектуральная — 5% от национальной, т.е. 1,67% от прибыли, и муниципальная — 12,3% от национальной ставки, или 4,12% от прибыли. Таким образом, общий объем изъятий по данному налогу составит около 40% прибыли корпораций. Но в Японии предусмотрены и льготные ставки по данному налогу для малого бизнеса. Налогооблагаемой базой по данному налогу выступает прибыль корпораций, определяемая согласно международным правилам бухгалтерского учета. На протяжении последних лет объем поступлений от налога на прибыль корпораций в общем объеме доходов национального бюджета составлял около четверти всех поступлений. Кроме того, прибыль служит источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектуры.

Налоговая политика Японии предусматривает укрепление финансов местных органов власти: префектур, городов, районов, поселков и т.д. Собственные налоговые поступления, несмотря на множественность местных сборов, обеспечивают в последние годы около 40% доходной части местных бюджетов.

Как видим, местные налоги отнюдь не доминируют в местных бюджетах, составляя значительно меньше половины их доходной части. Это отличает японскую налоговую систему от североамериканской, где местные налоги зачастую превышают две трети бюджета муниципалитетов. Довольно существенную роль, хотя и меньшую, чем в ряде европейских стран, в том числе в Германии и России, играют отчисления от общегосударственных налогов.

Достаточно интересна структура местных налогов. Из общей суммы местных налогов более половины приходится на подоходные налоги. На втором месте имущественные налоги, только третье место занимают потребительские налоги.

Соотношение общегосударственных налогов несколько иное, хотя общие тенденции те же. Государственные подоходные налоги занимали в 1993 г. 56,5% (почти столько же, сколько среди местных налогов), имущественные — 25% и потребительские — 18,5%. Это соотношение вполне естественно, если учесть, что значительная доля имущественных налогов направляется в местные бюджеты.

Распределение различных групп налогов между государством и местными органами управления в Японии характеризуется следующими цифрами: примерно две трети всех доходов дают государственные налоги и лишь 1/3 — местные. Напоминаем, что это касается доходов, а не расходов государства, поскольку в дальнейшем происходит перераспределение налоговых поступлений через государственный бюджет.

_______________________

* В Японии в начальных, средних и старших классах школ ведутся занятия по учебникам «Наша жизнь и налоги», которые изданы Национальным налоговым управлением. Кроме того, японское налоговое ведомство регулярно выпускает видеопродукцию по налогам для детей. Эти и другие материалы широко используются в кабинетах налогового просвещения во всех классах. Помимо этого в рамках проводимой ежегодно всеяпонской Недели налоговых знаний для учащихся старших классов устраиваются конкурсы на лучшее сочинение по налоговой тематике.

Тем не менее, даже 10%-ная ставка будет являться одной из самых низких в мире

Фото: Kyodo News

Со следующего года граждане Японии будут отчислять налогов существенно больше. Новая шкала налога на добавленную стоимость вступит в силу с октября 2019 года, сообщает ЕНВ со ссылкой на The Japan Times.

В соответствии с новой системой налогообложения граждане Японии будут по-прежнему платить 8%-ный налог за приобретение предметов первой необходимости (в основном, продуктов питания). Сборы почти на все остальные товары и услуги поднимутся до 10%.

Ранее правительство Синдзо Абэ представило новую систему множественного налогообложения, а также другие меры экономического стимулирования. По мнению экспертов кабинета министров, данные меры позволят избежать повышения НДС на все группы товаров, как это было в 2014 году, что привело к более значительному экономическому спаду, чем ожидалось.

Действующая национальная система налогообложения рассматривается в качестве «регрессивной», то есть такой, которая в большей степени ударяет по малообеспеченным слоям населения. Чтобы облегчить бремя этого налога для людей, многие страны устанавливают более низкие пошлины на предметы первой необходимости. По тому же пути пошли власти Японии.

Восьмипроцентная ставка налога сохранится у продовольственных товаров и напитков, за исключением алкоголя и готовых обедов. Также прежний налог останется у печатных периодических изданий, распространяемых не реже двух раз в месяц.

Отметим, ставка НДС в Японии чрезвычайно низкая по сравнению с другими странами, в том числе развитыми. Если в России со следующего года она составит 20%, то, например, как свидетельствуют данные ОЭСР, в Дании, Швеции и Норвегии она равняется 25%. В среднем, в развитых странах ставка НДС равняется 19,2%.

Но это не означает, что Япония «отстаёт» от других стран по совокупном сборе налогов. В 2015 году налоговые поступления в процентах от ВВП составили 30,7%, что лишь незначительно отставало от среднего показателя ОЭСР в том же году.

В прошлом году Международный валютный фонд порекомендовал Японии повысить налог на добавленную стоимость ввиду огромного госдолга, который приближается к отметке в 240% к ВВП страны. По мнению экспертов МВФ, повышенная ставка нанесла бы меньший ущерб экономике, чем ныне действующая.

Другие международные организации, такие как ОЭСР, так же рекомендуют Японии поднять НДС в предположении, что он нанесет меньший экономический ущерб, чем налоги на доходы граждан или юридических лиц. Генеральный секретарь ОЭСР Хосе Анхель Гурриа Тревиньо заявил о своей поддержке повышению НДС во время своего визита в Токио, который состоялся в апреле этого года.

Но не все эксперты согласны с мнением, что повышение налогов на потребление является наилучшим решением проблемы задолженности Японии. Так, замруководителя Банка Японии Мазазуми Вакабате, еще до того, как получил свой нынешний пост, в феврале 2016 году опубликовал статью в журнал Forbes, в которой выступил против повышения НДС до 10%.

«Лучшей стратегией для правительства является сокращение, а не увеличение налога на потребление», — писал Вакатабе, который тогда являлся профессором экономики Университета Васэда. Он отмечал, что увеличение ставки НДС до 10% может иметь «пагубные последствия» для экономики.

Другие видные экономисты, в том числе Джозеф Стиглиц и Пол Кругман, также ранее предупреждали японское правительство о рисках увеличения налога на потребление. Согласно опросу, проведенному японскими СМИ Nihon Keizai Shinbun и TV Tokyo с 26 по 28 октября этого года, 47% японцев поддержали повышение налога, а 46% — выступили против.

Новая система налогообложения предполагает, что 7,8 из 10% налога на потребление будет собираться центральным правительством, а оставшиеся 2,2% — пойдут в местные бюджеты.

Традиционно японское правительство делало ставку на подоходный налог. До 2014 года НДС власти страны в последний раз повышали в 1989 году. Однако, в последнее время ситуация изменилась, ввиду того, что НДС сегодня составляет 18% от государственных доходов. Это вторая по величине статья после подоходного налога, который составляет 19,5%, свидетельствуют данные министерства финансов Японии за 2018 финансовый год.

По словам Тосихиро Нагахамы, ведущего экономиста Dai-ichi Life Research Institute, введение нового налога обойдется средней японской семье в сумму около $390 в год,

В преддверии увеличения налогов, потребители, скорее всего, поспешат совершить большие покупки, например, автомобилей или недвижимость, что, в свою очередь, может повысить показатели экономического роста страны до момента увеличения налога. Однако, вскоре после этого японцы, скорее всего, затянут свои пояса по мере роста цен.

Согласно прогнозам, в 2019 году экономический рост Японии снизится до 0,8%, что почти в два раза меньше по сравнению с прогнозируемым ростом экономики по итогам 2018 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *