Какой НДС в России

Первый вид НДС, ставка 0%.

1. Первый вид НДС, равный нулевой налоговой ставке, осуществляется при продаже:

— товара, который был вывезен в таможенной процедуре экспорта, товара, который был помещен под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с подачей в налоговую соответствующих документов;

— услуг по международной перевозке товаров (перевозка товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река — море) плавания, воздушными судами, ж/д транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления либо пункт назначения товаров расположен вне России);

— работ (услуг), которые выполняются (оказываются) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов;

— услуг по перемещаются трубопроводным транспортом природного газа, который поставляется в/из других государств, кроме того, услуг по перевозке (организации перемещения) трубопроводным транспортом ввозимого природного газа для переработки в пределах Росси;

— услуг, которые оказываются организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электросетью по передаче по единой национальной (общероссийской) электросети электроэнергии, поставка которой происходит из электроэнергетической системы России в электроэнергетические системы других стран;

— работ (услуг), которые выполняются (оказываются) российскими организациями (кроме организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах по перевалке и хранению товаров, которые транспортируются через границу России, в товаросопроводительных документах которых указаны пункт отправления и/или пункт назначения, которые расположены вне России;

— работ (услуг) по переработке товаров, которые были помещены под таможенную процедуру переработки на таможенной тер-и;

— услуг по предоставлению ж/д подвижного состава и/или контейнеров, которые оказываются российскими организациями либо ИП, для совершения перевозки либо перемещения ж/д транспортом используемых товаров либо продуктов переработки с условием, что пункт отправления и пункт назначения расположены в пределах Российской Федерации;

— работ (услуг), которые выполняются (оказываются) организациями внутреннего водного транспорта, по отношению к товарам, которые вывозятся в таможенной процедуре экспорта при перевозке (перемещении) товаров в пределах России из пункта отправления до пункта выгрузки либо перегрузки (перевалки) на морские суда, суда смешанного (река — море) плавания либо другие типы транспорта;

— работ (услуг), которые конкретно связаны с перевозкой либо перемещением товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита в процессе перевозки зарубежных товаров от таможенного органа в месте прибытия в Россию до таможенного органа в месте убытия из России;

— услуг по перевозке пассажиров и багажа с соблюдением условия, что пункт отправления либо пункт назначения пассажиров и багажа находятся вне России, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;

— товаров (работ, услуг) в области космической деятельности;

— драгоценных металлов налогоплательщиками, которые производят их добычу либо производство из лома и отходов, содержащих в себе драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центробанку Российской Федерации, банкам;

— товаров (работ, услуг) для использования иностранными дипломатическими представительствами либо для личного пользования дипломатического либо административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей, — в случаях, когда законодательством иностранного государства установлен аналогичный порядок либо если такая норма предусмотрена в международном договоре России;

— припасов, которые были вывезены из России. Припасами считаются, в данном случае, топливо и горюче-смазочные материалы, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река — море) плавания;

— выполняемых российскими перевозчиками на ж/д транспорте работ (услуг) по перевозке либо перемещению экспортируемых за пределы России товаров и вывозу из России продуктов переработки в пределах Российской Федерации, а также связанных с такой перевозкой либо перемещением работ (услуг);

— построенных судов, которые должны быть зарегистрированы в Российском международном реестре судов, с условием подачи в налоговые органы необходимых документов.

В соответствии со статьей 165 Налогового Кодекса Российской Федерации, для применения нулевой процентной ставки налога, необходимо это право подтвердить.

При реализации товаров для подтверждения обоснованности применения ставки налога в 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы нужно подать такие документы:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы единой таможенной территории Таможенного союза и/или припасов за пределы России. Если контракты содержат сведения, которые несут в себе государственную тайну, вместо копии подается выписка из контракта, в которой будет предоставлена информация, необходимая для проведения налогового контроля;

2) выписка банка (копия выписки), которая подтверждает фактическое поступление выручки от реализации товара (припасов) иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке;

3) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, который совершил выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен из России, других территорий, относящиеся к ней;

4) копии транспортных, товаросопроводительных и/или других документов с отметками пограничных таможенных органов, которые бы подтверждали вывоз товаров из России, других территорий, относящиеся к ней;

5) если товары помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, необходимо подать такие документы:

— контракт (копия контракта), который был заключен с резидентом особой экономической зоны;

— копия свидетельства о регистрации лица как резидента особой экономической зоны;

— выписка банка (копия выписки) + копии приходных кассовых ордеров, которые подтверждают фактическое поступление выручки;

— таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа.

При реализации товаров через комиссионера, поверенного либо агента по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору в налоговые органы также необходимо предоставить:

1) договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии договоров) налогоплательщика с комиссионером, поверенным либо агентом;

2) контракт (копия контракта) лица, который производит поставку товаров на экспорт либо поставку припасов по поручению налогоплательщика, с иностранным лицом на поставку товаров (припасов) за пределы таможенной территории Таможенного союза и/или припасов за пределы России;

3) выписка банка (ее копия), которая подтверждает фактическое поступление выручки от реализации товара (припасов) иностранному лицу на счет налогоплательщика либо комиссионера (поверенного, агента) в российском банке.

Документы (их копии) должны быть поданы в налоговый орган налогоплательщиком в срок не позднее 180 календарных дней, считая от даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, свободной таможенной зоны, перемещения припасов.

Если по завершении 180 календарных дней налогоплательщик не подал выше описанные документы (их копии), тогда операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) будут облагаться налогом по ставкам 10 либо 18%.

Если в дальнейшем налогоплательщик подает документы (их копии), которые являются основанием для применения нулевой ставки налога, то уплаченные ранее суммы налога будут возвращены налогоплательщику на его счет.

Второй вид НДС, ставка 10%.

Второй вид НДС, равный ставке налога в 10%, применяется при продаже:

1. Продовольственных товаров:

— скота и птицы в живом весе;

— мяса и мясопродуктов (исключая деликатесные продукты);

— молока и молокопродуктов (в том числе мороженое, произведенное на их основе, исключая мороженое, выработанного на плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда);

— яйца и яйцепродуктов;

— масла растительного;

— маргарина;

— сахара, включая сахар-сырец;

— соли;

— зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов;

— маслосемян и продуктов их переработки (шротов(а), жмыхов);

— хлеба и хлебобулочных изделий (включая сдобные, сухарные и бараночные изделия);

— крупы;

— муки;

— макаронных изделий;

— рыбы живой (кроме ценных пород);

— море- и рыбопродуктов (исключая деликатесные продукты);

— продуктов детского и диабетического питания;

— овощей (в том числе картофель).

2. Товаров для детей:

— трикотажных изделий для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьной возрастных групп;

— швейных изделий;

— обуви (исключая спортивную обувь);

— кроватей детских;

— матрацев детских;

— колясок;

— тетрадей школьных;

— игрушек;

— пластилина;

— пеналов;

— счетных палочек;

— школьных счет;

— дневников школьных;

— тетрадей для рисования;

— альбомов для рисования;

— альбомов для черчения;

— папок для тетрадей;

— обложек для учебников, дневников, тетрадей;

— касс цифр и букв;

— подгузников.

3. Периодических печатных изданий, исключая издания рекламного/эротического характера; книжной продукции, которая связана с образованием, наукой и культурой, исключая книжную продукцию рекламного/эротического характера.

4. Медицинских товаров отечественного и зарубежного производства:

— лекарственных средств, включая субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления;

— изделий медицинского назначения.

>Третий вид НДС, ставка 18%.

Третий вид НДС, равный ставке налога в 18%, применяется во всех остальных случаях, не описанных выше.

Применение расчетного метода при исчислении НДС.

При определении суммы НДС расчетным методом, сумма НДС вычисляется процентным отношением налоговой ставки к налоговой базе, которая принимается за 100 и увеличивается на соответствующий размер налоговой ставки, — 10/110, 18/118.

Расчетный метод исчисления НДС применяется в таких случаях:

1. При получении денежных средств, которые связаны с оплатой товаров (работ, услуг), указанных в статье 162 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Налоговая база увеличивается на суммы:

— которые были получены за проданные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо другим образом связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг);

— которые были получены как процент (дисконт) по полученным облигациям и векселям, процент по товарному кредиту в части, которая больше размер процента, рассчитанного в соответствии со ставками рефинансирования ЦБ РФ, которые были актуальны в периодах расчета процента;

— которые были получены страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора, если страхуемые обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), реализация которых признается объектом налогообложения.

Эти положения не применяются для операций по продаже товаров (работ, услуг), не облагаемые налогом (освобожденные от налогообложения), и по отношению к товарам (работам, услугам), местом реализации которых не является территория Россия.

В налоговую базу не входят денежные средства, которые были получены управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными либо другими специализированными потребительскими кооперативами, которые отвечают за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с применением которых подаются коммунальные услуги, на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

2. При получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

3. При передаче имущественных прав, которые указаны в подпункте 2 — 4 статьи 155 Налогового Кодекса Российской Федерации.

При уступке денежного требования, которое вытекает из договора продажи товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых должны облагаться по НДС, либо при переходе этого требования к другому лицу налоговая база вычисляется в порядке, указанном в статье 154 Кодекса.

Налоговая база при уступке новым кредитором, который получил денежное требование, выходящее из договора продажи товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых должны облагаться налогом, вычисляется в виде суммы превышения размеров дохода, который был получен новым кредитором при дальнейшей уступке требования либо при остановке обязательства, над суммой расходов для покупки требования.

При передаче имущественных прав налогоплательщиками, включая участников долевого строительства, на жилые дома либо жилые помещения, доли в жилых домах либо жилых помещениях, гаражи либо машино-места налоговая база вычисляется в виде разницы между стоимостью, по которой передаются имущественные права, с учетом налога и расходами на покупку прав.

При покупке денежного требования у третьих лиц налоговая база вычисляется в виде превышения суммы доходов, которые были получены от должника и/или при дальнейшей уступке, над суммой расходов на покупку этого требования.

При передаче прав, которые связаны с правом заключения договора, и арендных прав налоговая база вычисляется в порядке, который описан в статье 154 Кодекса.

4. При удержании налога налоговыми агентами согласно с подпунктом 1 — 3 статьи 161 Налогового Кодекса Российской Федерации.

При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория России, налогоплательщиками — иностранными лицами, которые не состоят на учете в налоговых органах, налоговая база вычисляется в виде суммы дохода от продажи с учетом налога.

Налоговая база вычисляется отдельно при совершении каждой операции по реализации.

Данная налоговая база вычисляется налоговыми агентами — организациями и ИП, которые уже состоят на учете в налоговых органах, покупающими в пределах России товары (работы, услуги) у нерезидентов Российской Федерации.

Налоговые агенты должны рассчитать, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет необходимую сумму НДС, не зависимо от исполнимости обязанностей налогоплательщика, которые связаны с расчетом и уплатой налога.

При предоставлении в пределах России органами гос-й власти и управления, органами местного самоуправления и казенными учреждениями в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база вычисляется в виде суммы арендной платы с учетом налога. При чем, налоговая база вычисляется налоговым агентом отдельно по всем арендованным объектам имущества. Тогда за налоговых агентов принимаются арендаторы данного имущества. Они должны рассчитать, удержать из доходов, которые уплачиваются арендодателю, и уплатить в бюджет необходимую сумму налога.

При реализации (передаче) в пределах Российской Федерации государственного имущества, которое не закреплено за государственными предприятиями и учреждениями, и которое составляет гос. казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения либо иного муниципального образования, налоговая база вычисляется в виде суммы дохода от продажи (передачи) этого имущества с учетом НДС.

При чем, налоговая база вычисляется отдельно при совершении всех операции по продаже (передаче) данного имущества. В таком случае налоговыми агентами являются покупатели (получатели) данного имущества, кроме физлиц, не являющихся ИП. Данные лица должны рассчитать расчетным методом, удержать из доходов и оплатить в бюджет необходимую сумму налога.

При реализации в пределах Российской Федерации конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база вычисляется исходя из рыночной цены реализуемого имущества (ценностей), с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В таком случае налоговыми агентами являются органы, организации либо ИП, которые уполномочены производить продажу этого имущества.

При реализации в пределах Российской Федерации товаров иностранных лиц, которые не состоят на учете в налоговых органах как налогоплательщики, налоговыми агентами являются организации и ИП, производящие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров с указанными иностранными лицами. В таком случае налоговая база вычисляется налоговым агентом в виде стоимости этих товаров с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них размера налога.

В случае если на протяжении 10 лет от регистрации судна в Российском международном реестре судов его исключили из реестра, кроме исключения из-за признания судна погибшим, пропавшим без вести, конструктивно погибшим, утратившим качества судна в результате перестройки либо любых иных изменений, либо если на протяжении 45 календарных дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна не осуществлена, налоговая база вычисляется налоговым агентом в виде стоимости, по которой это судно было реализовано заказчику, с учетом налога. При чем, налоговым агентом будет лицо, в собственности которого находится судно на момент исключения его из реестра судов.

Налоговый агент должен рассчитать по налоговой ставке 18% размер налога, удержать ее у налогоплательщика и перечислить в бюджет.

5. При реализации имущества, которое было куплено на стороне и которое учитывается с НДС, и при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки согласно с подпунктом 3 и 4 статьи 154 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Налоговая база вычисляется в виде стоимости товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из рыночных цен, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.

При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) налоговая база вычисляется исходя из суммы полученной оплаты с учетом НДС.

При продаже товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализации на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога, передаче при оплате труда в натуральной форме налоговая база вычисляется в таком же порядке.

При продаже имущества налоговая база вычисляется в виде разницы между ценой реализуемого имущества и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

При продаже с/х продукции, которая была закуплена у физлиц, по перечню от Правительства Российской Федерации (кроме подакцизных товаров), налоговая база вычисляется в виде разницы между ценой с учетом НДС и ценой приобретения указанной продукции.

При продаже услуг по производству товаров из давальческого сырья налоговая база вычисляется в виде стоимости их обработки, переработки либо другой трансформации с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее НДС.

При продаже товаров (работ, услуг) по срочным сделкам (сделкам, которые предполагают поставку по истечении установленного договором срока по указанной цене), финансовых инструментов срочных сделок, которые не обращаются на организованном рынке, налоговая база вычисляется в виде стоимости этих товаров (работ, услуг), стоимость базисного актива (для финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке), указанная непосредственно в договоре (контракте), но не ниже их стоимости, исчисленной исходя из рыночных цен, действующих на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.

При продаже товаров в многооборотной таре, которые имеют залоговую цену, залоговые цены этой тары не включаются в налоговую базу, если указанная тара должна быть возвращена продавцу.

6. В остальных случаях, когда согласно с Налоговым кодексом размер НДС должен вычисляться расчетным методом.

Если ставка НДС одна, то налоговая база общая. Необходимо суммарно определять налоговую базу по всем операциям, облагающимся по одной ставке (абз. 4 пункта 1 статьи 153 Кодекса).

Налог на добавленную стоимость в России был введен в действие с 1 января 1992 года и регулировался одноименным законом (№ 1992-1 от 06.12.1991). В 2001 году вступила в силу 21 глава Налогового кодекса РФ, которая регулирует данный налог по настоящее время.

НДС относится к косвенным налогам, в качестве объекта налогообложения признаются операции по реализации товаров и услуг, а также импорт товаров и выполнение строительных работ для нужд юридического лица собственными силами.

К плательщикам НДС относятся все юридические лица и индивидуальные предприниматели, находящиеся на общем режиме налогообложения и осуществляющие операции, подлежащие налогообложению по данному налогу.

Это один из основных налогов, влияющих на формирование бюджета страны. По данным Федеральной налоговой службы четвертая часть раздела «Доходы» госбюджета составляют поступления по налогу на добавленную стоимость.

Основные ставки НДС по годам в России не имеют стабильного характера на всем протяжении существования данного налога. Кроме них, в отношении отдельных категорий товаров законодательство предусматривало и предусматривает пониженные и нулевые ставки.

Предложения об изменении ставки НДС

Динамика ставки НДС в России по годам, с момента его появления, имела направленность на снижение: за двенадцать лет она снизилась на десять процентов с 28 до 18%. И на протяжении пятнадцати лет была неизменна. В 2019 году размер налога вернулся на уровень 1993 года. При этом многие экономисты высказывались вовсе за отмену налога на добавленную стоимость, предлагая заменить его налогом с продаж. Эта идея нашла отражение в правительстве РФ, где отдельные представители предлагали заменить 18 процентов НДС на 10 процентов налога с продаж. По другим предложениям налог на добавленную стоимость также должен был сменить налог с продаж, но только вводимый на региональном уровне.

На уровне правительства неоднократно отмечалась необходимость снижения размера налога на добавленную стоимость. Например, после уменьшения ставки в 2004 году было озвучено её дальнейшее изменение с сторону снижения. Предполагалось, что в течение двух лет она дойдет до 13%. В 2006 году этого не произошло, но пункт о снижении ставки был внесен в Программу социально-экономического развития на ближайшие три года. Несмотря на это, изменение ставки не состоялось.

В 2008 году речь зашла о принятии единой ставки по налогу на добавленную стоимость для всех групп товаров. Планировалось, что она будет введена в действие до 2020 г. и составит 12-13%.

В 2013 году были озвучен проект снижения ставки до 15% в период до 2015 года. Но в очередной раз изменения не произошли.

В 2017 году министром финансов РФ Антоном Силуановым было предложено увеличить НДС до 22% с одновременным снижением страховых взносов во внебюджетные фонды. Такая мера, по словам министра, позволила бы повысить производительность труда, в том числе за счет снижения налоговой нагрузки, путем приведения к оптимальному соотношению уплачиваемых предприятием налогов и уровню его доходов.

К середине 2018 года вопрос об изменении ставки налога на добавленную стоимость в сторону увеличения активно обсуждался в Правительстве РФ. При этом все отмечали, что единого мнения у власти по этому поводу нет. Например, глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин заявил, что не видит необходимости менять НДС и ставки по иным налогам как минимум ближайшие шесть лет. Но мнение А. Кудрина услышано не было и с 2019 года в РФ действует двадцатипроцентная ставка НДС.

Таким образом, предлагаемые на разных уровнях ставки НДС в России по годам, также демонстрируют динамику к снижению налога и только последние пару лет высказывались предположения о возможном увеличении налога.

Ставки налога НДС на 2019 год

Принятый закон от 03.08.2018 г. № 303-ФЗ предполагает изменение основной ставки налогообложения по НДС. Текущий показатель будет увеличен на 2%с 1 января 2019 года. Сейчас действует ставка 18%, со следующего года налог будет исчисляться по ставке 20%. Минфином в связи с предстоящими корректировками анонсирован дополнительный приток налоговых доходов в бюджет в сумме 2 трлн руб. за три ближайших года. Эти средства планируется потратить на нужды сферы социальных услуг – образование, медицину и развитие культуры.

Сколько процентов составляет НДС в 2019 году? Ставка 20% будет применяться вместо ныне действующих 18%. Но останутся без изменений льготные ставки налогообложения по налогу на добавленную стоимость. По ставке 10% будет исчисляться налог при продаже продовольственных товаров из перечня, указанного в п. 2 ст. 164 НК РФ, включая следующие продукты:

  • мясная продукция (исключение предусмотрено для деликатесных мясных изделий, например, вырезки, колбас, мясных консервов);
  • молочные изделия;
  • яйца;
  • маргарин, растительное масло;
  • сахар;
  • соль;
  • хлебные изделия;
  • зерновые, крупы, мука;
  • макароны разных сортов и видов;
  • морепродукты;
  • овощи;
  • питание для детей и диабетиков.

По льготной ставке 10% будут облагаться товары для детей: трикотажные изделия, детская обувь, кроватки, матрацы, коляски, подгузники и игрушки с канцелярскими принадлежностями.

В части НДС сколько процентов в 2019 году будет применяться в отношении периодических изданий? Также 10%, если продукция не носит рекламный характер, а ее содержание не является эротическим. По сниженному тарифу 10% облагается издание культурно-образовательной и научной литературы. Эта ставка остается актуальной и для медицинской продукции, включая лекарственные препараты, а также для услуг по внутренним авиаперевозкам.

Применительно к услугам международной транспортировки товаров по-прежнему будет применяться ставка 0%. Полный перечень видов деятельности, по которым субъекты хозяйствования исчисляют НДС по нулевому тарифу, приведен в п. 1 ст. 164 НК РФ.

Читайте также: Ставка НДс при экспорте

Последствия повышения НДС

НДС закладывается практически во все реализуемые населению товары и оказываемые услуги. За счет изменения ставок налогообложения эксперты прогнозируют рост отпускных цен на ряд продукции, в том числе на продукты питания, автомобильное топливо, одежду, услуги ЖКХ и др. Применительно к тарифам коммунальных услуг правительство предлагает произвести повышение базовых ставок с 1 января 2019 года. Но обновленная стоимость оплаты ЖКХ не должна превышать размер инфляционного коэффициента.

Учитывая, сколько процентов составит НДС в 2019 году (основная ставка увеличится на 2%), эксперты уже к концу 2018 года, в связи с грядущим повышением налоговой нагрузки, ожидают рост инфляции выше прогнозируемого уровня. Рост цен на потребительские товары и ряд услуг станет причиной снижения покупательской способности населения. Если уровень инфляции превысит прогнозные показатели, будет утрачена возможность дальнейшего снижения Центробанком ключевой ставки, кредиты перестанут дешеветь.

Субъектам хозяйствования, в связи с изменением налоговых тарифов, придется в начале года обновлять условия договорных отношений с контрагентами. В соглашения надо будет внести сведения о том, сколько составляет НДС в 2019 году, как в результате изменения условий налогообложения будет формироваться стоимость предмета договоренностей.

Сложности могут возникнуть по поставкам в переходный период. Например, товарная продукция отгружена покупателю в конце 2018 года по цене с заложенным налогом по ставке 18%, а в январе предпринимателями подписывается допсоглашение об изменении цен на товары в связи с изменением ставки НДС и производится оплата декабрьской поставки. В этой ситуации придется производить доначисления налога. Возможна и обратная ситуация, требующая корректировки – когда аванс получен с учетом старой ставки налога, а отгрузка произошла в январе 2019 года после вступления в силу изменений по НДС.

Читайте также: Изменения налогового законодательства с 2019 года

    14 июня 2018 года, пока происходила церемония открытия чемпионата мира по футболу, и все внимание было приковано на спортивный праздник, правительство России объявило о целом наборе непопулярных решений. Во-первых, была обнародована схема повышения пенсионного возраста, которая начнет работать с 2019 года. Во-вторых, уже в этом году на 20 процентов подорожает страхование ОСАГО. Наконец, со следующего года вырастет налог НДС, что затронет вообще всех россиян без исключения в тот же самый момент. Повышение НДС в России до 20 процентов с 2019 года — как отразится на жителях страны это решение государства.

    Чем плохо повышение НДС до 20 процентов

    Налог НДС заложен в стоимость любых товаров и услуг в стране, его по цепочке оплачивают все, кто участвует в их производстве. Таким образом, за счет увеличения НДС в России элементарно подорожает все, что только можно купить за деньги.

    Сильнее всего подорожают товары, которые облагаются акцизами: бензин, алкоголь и табак.

    Инфляция в России вырастет, а покупательная способность россиян в результате естественным образом снизится — при том же уровне зарплат и пенсий цены в магазинах будут заметно выше.

    Определенная проблема во всем этом будет и для самого государства. Изъять деньги, увеличив налоги, на короткой дистанции не так сложно. Но достаточно быстро государство может столкнуться с тем, что в России еще сильнее замедлится экономический рост.

    Одним из главных драйверов роста экономики в нашей стране всегда оставался потребительский спрос. Рынок предлагал людям большой выбор товаров и услуг, а люди могли себе позволить тратиться не только на еду. С началом кризиса в 2013-2014 гг. рост замедлился в том числе из-за того, что россияне массово не могли себе позволить прежний образ жизни.

    После того, как вырастет НДС, потребительский спрос упадет еще сильнее, и рост экономики вновь может оказаться едва заметным.

    НДС — это налог на добавленную стоимость, один из косвенных налогов действующих в России. Он взимается с юридических лиц, организаций и ИП при проведении различных финансовых операций, продаже товаров и сырья. Также из-за того что он входит в стоимость товаров реализуемых в розницу, по факту его оплачивают и физические лица являющиеся непосредственными покупателями продукции.

    Какая ставка НДС действует на данный момент?

    На практике, предусмотрено несколько ставок, отчисление по которым производиться в зависимости от типа товара.

    Различные ставки созданы для того, чтобы обеспечить население более необходимыми товарами с меньшим объемом налога, а товары, не относящиеся к категории социально значимых, реализовывать с более высоким начислением. Рассмотрим подробней, сколько НДС в России существует на данный момент и какая разница между ними.

    НДС 0%

    От уплаты налога на добавленную стоимость избавлены предприятия в стратегических сырьевых, энергетических отраслях, специализирующиеся на логистических операциях по импорту различной продукции и сырья. В частности данная ставка распространяется на следующие товары и услуги:

    • Экспортные товары, распространяемые по процедуре свободной таможенной зоны;
    • Международная доставка всеми видами транспорта с конечным пунктом получения находящимся за пределами РФ;
    • Услуги, оказываемые в сфере трубопроводного транспорта нефти, газа;
    • Предоставление транспорта, контейнеров для логистических операций проводимых компаниями, зарегистрированными за пределами РФ;
    • Космическая сфера деятельности, реализация продукции и услуг для ее обслуживания;
    • Различные виды услуг и продукции для обслуживания иностранных дипломатических представительств
    • Передача в пользование судоходного транспорта построенного и зарегистрированного в РФ.

    Это лишь неполный перечень услуг и продукции, не облагаемой налогом на добавленную стоимость. В основном, он касается вопросов экспорта и необходим для обеспечения более выгодных условиях для отечественных организаций. Также льготы создаются для стратегических важных сфер деятельности.

    Для того чтобы получить возможность использовать НДС 0 процентов организации необходимо предоставить соответствующий пакет документов в налоговую службу. В вопросах касающихся импорта и экспорта, также требуются соответствующие разрешения и подтверждения от таможенной структуры. Нулевая ставка вноситься в декларацию, которая сдается вместе с прочей отчетностью компании в установленные сроки.

    НДС 10%

    Добавленная стоимость 10 процентов, распространяется на различные группы социально значимой продукции потребляемой населением. В частности, ставка охватывает следующие группы товаров:

    • Продовольственная группа – мясо и мясопродукты, молоко, яйца, растительные масла и маргарин, сахар, соль, крупы, зерновые, овощи, диабетические продукты питания и т.д.;
    • Продукция предназначенная для детей – детское питание, трикотаж и швейные изделия, игрушки, детские кроватки, коляски, школьные принадлежности, гигиенические изделия;
    • Книгоиздание – периодика, книги, журналы и газеты помимо тех, что содержат материалы рекламного или эротического характера;
    • Медицинские товары – лекарства и сырье для их производства, изделия медицинского назначения для домашнего применения или использования в клиниках. К данной категории относятся изделий Российских и зарубежных производителей.

    Запланированное на 2019 год повышение ставки не коснулось продукции, представленной в данной категории. НДС 10% сохраниться в дальнейшем, для обеспечения социальны нужд и потребностей различных слоев населения.

    НДС 20%

    20 процентов взимается в отношении всех прочих товаров, не приведенных в перечнях указанных выше. Максимальная ставка действует для производителей и компаний, предлагающих услуги на территории России, не осуществляющих экспортные или импортные операции. Это обусловлено тем, что косвенный налог является внутригосударственным и по факту взимается с внутренних продаж.

    В каких случаях происходит начисление налога

    Для компаний и индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками НДС в соответствии с выбранной системой налогообложения, необходимость в уплате добавленной стоимости возникает в следующих случаях:

    • Произведена продажа изготавливаемой продукции, оказаны платные услуги или проведены работы;
    • Собственность или активы переданы на безвозмездной основе
    • Выполнены строительные, монтажные и прочие работы связанные модернизацией для собственных нужд компании;
    • Произведен импорт.

    Реализация или передача, предоставление услуг, активов и т.д. на платной или безвозмездной основе, в любом случае сопровождается изменением объема финансовых средств на счетах организации. Если подобное изменение произошло, налоговая сможет отследить операцию, и если она не внесена в отчетность должным образом и не сопровождена взносами, то возникнут претензии относительно деятельности организации.

    Прочие случаи, когда оплата налоговых издержек не требуется приведены в статье 149 НК РФ. Также для организаций, работающих по УСН и прочим схемам налогообложения не предполагающих отчисления по НДС предоставляется возможность сдачи нулевой отчетности в декларации. Нулевую отчетность сдают компании, чья деятельность связанна с сезонными работами и имеющие значительные по продолжительности времени простои в работе. Более подробную информацию можно найти в НК РФ.

    Как производится уплата в 2019 году

    В 2019 году происходит серьезное изменение в системе оплаты начислений по добавочной стоимости. В частности, увеличивается процент с 18% до 20%. Эта непопулярная мера принимается для повышения доходов бюджета, которые далее будут направлены на реализацию национальных проектов и в стратегические сферы государственной деятельности.

    Однако, помимо повышения больше изменений не предвидится и сдача производиться по той же схеме, что и обычно. Ежеквартально подготавливается налоговая отчетность, которая затем сдается в отделении ФНС с региональной привязкой к месту регистрации компании. Оплата производиться после предоставления отчетности, в течение последующего месяца не позднее 25 числа. Ели декларация предоставлена с неправильной суммой и это выявил сам плательщик, он может предоставить исправленный вариант. Если же ошибка обнаружилась при проверке сотрудниками ФНС, следует ожидать проверку. Так как подобные ошибки приравниваются к подлогу, что будет сопровождаться разбирательством и соответствующими санкциями.

    Компании, занимающиеся экспортом и работающие по нулевой ставке, также предоставляют отчетность с указанием необходимых данных. Организации деятельность которых за отчетный период не предполагала проведения коммерческих и хозяйственных операций, дают нулевые отчетные данные. В любом случае, если компания не объявлена банкротом и зарегистрирована в ФНС, она должна предоставлять необходимую отчетную информацию. Больше информации можно получить на сайте ФНС или же обратившись в отделение службы в городе или районе проживания.

    Помощь в расчете НДС можно получить на нашем сайте, воспользовавшись специальным калькулятором.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *