Карточка учета НМА

Образец заполнения карточки учета нематериальных активов

НМА-1 составляется в 1 экземпляре. Основанием для внесения в нее данных является документ, который может свидетельствовать о получении актива. На каждый НМА следует создавать и заполнять отдельную карточку.

В шапке формы приводятся сведения о предприятии и его структурном подразделении. После этого указываются дата оформления и название НМА.

В целом НМА-1 представляет собой таблицу, состоящую из 17 граф, которые отражают основные характеристики актива:

  • счет бухучета (гр. 3);
  • первоначальная стоимость (гр. 5);
  • срок полезного использования (гр. 6);
  • сумма амортизации (гр. 7);
  • норма амортизации (гр. 8);
  • документ, на основании которого НМА принят к учету (гр. 12);
  • сведения о выбытии объекта (гр. 13-17);
  • прочая информация.

Заполняя сведения о выбытии, требуется указать причину списания актива, а также сумму выручки в случае его реализации. После таблицы проставляется сумма износа.

Об определении стоимости НМА см. в материале «Первоначальная стоимость нематериальных активов — это…».

Последним этапом в оформлении документа является отражение краткой информации об объекте НМА. Когда основная информация занесена в форму, карточку подписывает ответственное лицо, указав дату заполнения и должность.

На нашем сайте вы можете скачать образец формы НМА-1:

Инфо-ресурс 1С 8.2

Ввод в эксплуатацию НМА.

1-й вариант.

Для отражения принятия нематериальных активов к бухгалтерскому и налоговому учету предназначен документ «Принятие к учету НМА» (Документы НМА Принятие к учету НМА). Принятие НМА к учету означает, что формирование стоимости объекта окончено. Указанная в документе стоимость списывается со счета учета необоротного актива.

Создаем новый документ (клавиша Insert или кнопка «Добавить»). В появившемся окне выбираем вид операции документа – Нематериальные активы и нажимаем кнопку «ОК».

В заголовке документа проставляем необходимую дату (набираем вручную или нажимаем клавишу F4 (появится календарь – выбираем необходимую дату и нажимаем клавишу «Enter»)). Поле «Организация» заполнится автоматически. Если в программе ведется несколько фирм, то с помощью кнопки «…» или клавиши F4 выбираем необходимую организацию.

На закладке «Нематериальный актив» с помощью кнопки «…» или клавиши F4 выбираем нематериальный актив из справочника «Нематериальные активы». Счет учета инвестиций в НМА заполнится автоматически. С помощью кнопки «…» или клавиши F4 выбираем способ отражения расходов по амортизации из справочника «Способы отражения расходов по амортизации (погашению стоимости)», который создается вручную.

Справочники → Необоротные активы → Способы отражения расходов по амортизации и улучшению. Клавишей Insert или кнопкой «Добавить» создаем новый способ отражения расходов. Заполняем поле «Наименование». С помощью кнопки «…» или клавиши F4 выбираем необходимую организацию. В табличной части «Способы» клавишей Insert или кнопкой «Добавить» создаем новую строку. При необходимости заполняем подразделение и подразделение организации. Чтобы не создавать отдельно на каждое подразделение идентичный способ расходов, можно подразделение и подразделение организаций не заполнять. С помощью кнопки «…» или клавиши F4 выбираем статью затрат из справочника «Статьи затрат».

Затем с помощью кнопки «…» или клавиши F4 выбираем счет затрат из «Плана счетов бухгалтерского учета» и выбираем налоговое назначение затрат из справочника «Налоговые назначения активов и затрат».

После создания способа отражения затрат, выбираем его на закладке «Нематериальный актив» в документе «Принятие к учету НМА».

На закладке «Учетные данные» с помощью кнопки «…» или клавиши F4 выбираем подразделение организации, в котором числится материально-ответственное лицо, из справочника «Подразделения организации». Выбираем материально-ответственное лицо, на котором будет числиться основное средство, из справочника «Физические лица». При необходимости меняем счет бухгалтерского учета из «Плана счетов бухгалтерского учета», автоматически заполнится счет «127 – Другие нематериальные активы». Если необходимо, убираем «галочку» начислять амортизацию. Вносим первоначальную сумму (БУ) или нажимаем кнопку «Рассчитать сумму». С помощью кнопки «…» или клавиши F4 выбираем способ начисления амортизации: прямолинейный, уменьшения остатка, производственный, кумулятивный (по сумме чисел лет), ускоренного уменьшения остатка. При необходимости меняем счет начисления амортизации из «Плана счетов бухгалтерского учета», автоматически заполнится счет «133 – Накопленная амортизация нематериальных активов». Устанавливаем срок полезного использования в месяцах. При необходимости ставим ликвидационную стоимость (БУ).

При необходимости заполняются закладка «Комиссия» (председатель, состав комиссии). Данные берутся из справочника «Сотрудники организации». На закладке «Комиссия» можно использовать кнопку «Выбрать состав комиссии», где можно предусмотреть определенный состав комиссии, подписи членов которых используются при печати документов.

Проводим документ (кнопка «ОК»).

2-й вариант.

Документы НМА Поступление НМА. Вводим на основании документ «Принятие к учету НМА». Если в документе «Поступление НМА» заполнено несколько строк, то появится окно «Выберите строку документа». Выбираем необходимую строку и нажимаем кнопку «ОК».

В заголовке документа проставляем необходимую дату (набираем вручную или нажимаем клавишу F4 (появится календарь – выбираем необходимую дату и нажимаем клавишу «Enter»)). Поле «Организация» заполнится автоматически. Если в программе ведется несколько фирм, то с помощью кнопки «…» или клавиши F4 выбираем необходимую организацию.

На закладке «Нематериальный актив» нематериальный актив и счет учета инвестиций в НМА заполнится автоматически. С помощью кнопки «…» или клавиши F4 выбираем способ отражения расходов по амортизации из справочника «Способы отражения расходов по амортизации (погашению стоимости)», который создается вручную.

Справочники → Необоротные активы → Способы отражения расходов по амортизации и улучшению. Клавишей Insert или кнопкой «Добавить» создаем новый способ отражения расходов. Заполняем поле «Наименование». С помощью кнопки «…» или клавиши F4 выбираем необходимую организацию. В табличной части «Способы» клавишей Insert или кнопкой «Добавить» создаем новую строку. При необходимости заполняем подразделение и подразделение организации. Чтобы не создавать отдельно на каждое подразделение идентичный способ расходов, можно подразделение и подразделение организаций не заполнять. С помощью кнопки «…» или клавиши F4 выбираем статью затрат из справочника «Статьи затрат».

Затем с помощью кнопки «…» или клавиши F4 выбираем счет затрат из «Плана счетов бухгалтерского учета» и выбираем налоговое назначение затрат из справочника «Налоговые назначения активов и затрат».

После создания способа отражения затрат, выбираем его на закладке «Нематериальный актив» в документе «Принятие к учету НМА».

На закладке «Учетные данные» с помощью кнопки «…» или клавиши F4 выбираем подразделение организации, в котором числится материально-ответственное лицо, из справочника «Подразделения организации». Выбираем материально-ответственное лицо, на котором будет числиться основное средство, из справочника «Физические лица». При необходимости меняем счет бухгалтерского учета из «Плана счетов бухгалтерского учета», автоматически заполнится счет «127 – Другие нематериальные активы». Если необходимо, ставим «галочку» начислять амортизацию. Первоначальная сумма (БУ) заполнится автоматически из документа «Поступление НМА». С помощью кнопки «…» или клавиши F4 выбираем способ начисления амортизации: прямолинейный, уменьшения остатка, производственный, кумулятивный (по сумме чисел лет), ускоренного уменьшения остатка. При необходимости меняем счет начисления амортизации из «Плана счетов бухгалтерского учета», автоматически заполнится счет «133 – Накопленная амортизация нематериальных активов». Устанавливаем срок полезного использования в месяцах. При необходимости ставим ликвидационную стоимость (БУ).

При необходимости заполняются закладка «Комиссия» (председатель, состав комиссии). Данные берутся из справочника «Сотрудники организации». На закладке «Комиссия» можно использовать кнопку «Выбрать состав комиссии», где можно предусмотреть определенный состав комиссии, подписи членов которых используются при печати документов.

Проводим документ (кнопка «ОК»).

.

Как ввести в эксплуатацию новый нематериальный актив на предприятии

Сегодня практически каждое предприятие имеет дело с нематериальными активами, например, с веб-сайтами, торговыми марками, компьютерными программами и тому подобное. Поэтому у многих бухгалтеров постоянно возникают вопросы, связанные с учетом и налогообложением таких активов. Рассмотрим, как ввести в эксплуатацию новый нематериальный актив (НМА).

Ввод нового НМА в эксплуатацию состоит из следующих этапов:

1. На предприятии создается комиссия, в состав которой, как правило, входят: главный инженер или заместитель руководителя предприятия (председатель комиссии), начальник соответствующего структурного подразделения, главный бухгалтер или его заместитель, а также лицо, на которое возложена ответственность за сохранность НМА.

Комиссия должна осмотреть НМА и принять решение о классификации конкретного объекта НМА, определении срока полезного использования и ликвидационной стоимости. При идентификации объектов НМА комиссия предприятия проверяет наличие и действие документов, служащих основанием для оприходования объекта НМА (письмо Минфина от 11.04.2006 г. № 31-34000-10-10/7377), кроме того, она должна проверить документы, удостоверяющие правомерное приобретение права авторства, права собственности, права на использование объекта НМА и тому подобное.

Решение комиссии оформляется протоколом или актом произвольной формы.

2. Издается приказ о признании НМА активом и вводе его в эксплуатацию, в котором указываются указанные выше сведения.

3. Комиссия составляет первичный документ, на основании которого происходит ввод НМА в эксплуатацию.

Таким документом является Акт ввода в хозяйственный оборот объекта права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов (типовая форма № НА-1, утвержденная приказом Минфина от 22.11.2004 г. № 732).

Акт составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект приемной комиссией, назначенной приказом (распоряжением) собственника или уполномоченного органа (должностного лица), осуществляющего руководство предприятием.

Акт заполняется на основании технической, научно-технической и другой документации (лицензионный договор, авторский договор, патент и т.п.), подписывается председателем и членами комиссии, лицом, ответственным за принятие для использования объекта НМА. В нем также дается характеристика такого объекта, которая содержит подробное его описание и порядок использования, особенности и преимущества, отмечаются основные качественные и количественные показатели объекта НМА.

Бухгалтерия, после проверки акта по форме и содержанию, переносит информацию в учетные регистры и заводит инвентарную карточку учета объекта права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов (типовая форма №НА-2), которая фактически является паспортом НМА. Форма этой карточки утверждена указанным приказом.

Такая карточка ведется бухгалтерией в одном экземпляре. В нее вносится информация о движении объекта внутри предприятия, изменении его стоимости, характеристик и тому подобное. По информации из этой карточки можно проследить «жизненный путь» НМА.

Форма НМА-1 — карточка учета нематериальных активов, в которой фиксируются операции по приобретению, движению и выбытию не имеющего вещественной формы актива, а также приводится характеристика этого имущества. Об особенностях этого документа и его правильном ведении пойдет речь в настоящей статье.

Заполнение формы № НМА-1

Оформление документа – несложна операция, но существуют правила, которыми при этом руководствуются:

Каждой учетной карточке присваивается регистрационный номер в строке «Карточка №», указываются дата составления документа и акта приема, полное название фирмы, код ОКПО, а также подразделение (цех/отдел), где эксплуатируется объект. Однако, исходя из невещественности имущества, используют его обычно в деятельности целого предприятия, например, бренд или товарный знак компании, и тогда необходимость заполнения строки «Структурное подразделение» отпадает.

Для предприятий, применяющих систему кодирования, в карточке проставляется код операции по поступлению актива, а затем конкретизируется дата и № соответствующего документа. В дальнейшем заносится информация о виде деятельности, для осуществления которого приобретен актив, отделе, ответственном за эксплуатацию актива, балансовом счете (субсчете), на котором он будет учтен.

Указываются все параметры объекта:

  • первоначальная стоимость, складывающаяся из затрат на приобретение и доведение до пригодных к эксплуатации форматов;
  • срок, необходимый на полную амортизацию имущества (СПИ). Зачастую СПИ определяется экспертным путем, поскольку специального классификатора не создано, да и специфика этих активов не всегда поддается традиционным способам расчета износа. По НМА, срок использования которых не определяется, нормы амортизации устанавливаются на десять лет;
  • норма амортизации в % или сметной ставке;
  • сумма ежемесячного износа;
  • счет, на котором аккумулируются суммы начисленной амортизации.

Для объектов, износ по которым не начисляется (например, полученным по договорам дарения) в соответствующих графах ставятся прочерки.

Графой «Способ приобретения» предусмотрена информация о том, каким образом фирмой получена активы. В графу 12 «Документ о регистрации» вносятся сведения о документе, подтверждающем право на использование НМА.

Последний блок таблицы посвящен информации о выбытии/перемещении объекта: № и дата документа, причина выбытия, сумма от продажи объекта.

В нижнем правом углу формы в реквизите «Сумма износа» указывается размер ежемесячных отчислений.

Оборотная сторона карточки посвящена краткой характеристике основных качеств объекта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *