Категория риска

В чем суть риск-ориентированного подхода

Использование риск-ориентированного подхода предусматривается ст. 8.1 ФЗ от 26.12.2008 № 294, Постановлением Правительства от 05.07.2017 № 801. РОП — это способ организации надзора, в рамках которого суровость проведения проверок контролирующими органами зависит от категории риска проверяемой организации. Нанимателям присваивается класс опасности. При этом во внимание принимается тяжесть результатов несоблюдения ТК РФ.

При проведении проверок используется подход, при котором пристальное внимание проверяющих органов уделяется потенциально неблагополучным предприятиям. Благодаря этому, число проверок в отношении добросовестных работодателей уменьшается.

Как оценивают степень риска причинения вреда работникам

Согласно РОП, существуют следующие категории риска предприятий Роструда:

Как узнать категорию риска предприятия ГИТ

Категория риска предприятия — как определить: значение показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (Р) можно рассчитать по формуле, указанной в п. 24 Постановления Правительства РФ от 01.09.2012 № 875. Формула следующая:

  • Т — показатель тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения организациями или ИП обязательных требований;
  • Ку — коэффициент устойчивости добросовестного поведения организаций или ИП, связанного с исполнением обязательных требований.

А Ку рассчитывается для каждого работодателя на основании следующих показателей:

  • наличие несчастных случаев;
  • факта задолженности по зарплате;
  • наличие факта назначения административных наказаний.

Чтобы понять, за какие нарушения организации была присвоена та или иная степень риска, а значит, и периодичность проверок, работодатели могут воспользоваться специальной памяткой Роструда.

Как узнать работодателю о периодичности проверки

С какой периодичностью будут проводиться плановые проверки в зависимости от отнесения предприятия к той или иной категории? Согласно Письму Минтруда РФ от 12.04.2017 № ТЗ/1330-11-2, последовательность следующая:

Категория риска организации: где посмотреть

Отметим: если начальство компании не согласно с присвоенной ей категорией риска, оно может обратиться в инспекцию по труду с заявлением о пересмотре.

Чего ждать добросовестным предпринимателям

Согласно обещаниям чиновников, работодателей, у которых отсутствуют нарушения, проверять не будут. Но чтобы не привлечь к себе внимание контролирующих органов, им расслабляться не стоит: они должны своевременно отчитываться и сдавать разные документы. Также нужно помнить, что по жалобе трудящихся инспекторы могут явиться на предприятие для проведения внеплановой проверки.

Что такое проверочные листы

С 2019 года контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства инспекторы будут осуществлять по проверочным листам.

При плановых проверках работодателей, относящихся к категории умеренного риска, проверочные листы применяются с 01.01.2018. С 01.06.2018 они будут использоваться при плановых проверках всех нанимателей.

О нарушениях, выявляемых при проверках

Выявляемые в ходе проверок нарушения носят разноплановый характер. Нужно понимать, что за несоблюдение трудового законодательства работодателю придется нести ответственность согласно КОаП РФ. Рассмотрим, что сулят наиболее частые нарушения:

Например, уклонение от заключения трудового договора с сотрудником влечет наложение штрафа (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ):

  • на должностных лиц — в размере от 10 000 до 20 000 руб.;
  • на юрлиц — от 50 000 до 100 000 руб.

Задержка заработной платы либо установление работнику зарплаты в размере менее МРОТ влечет предупреждение или наложение штрафа (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ):

  • на должностных лиц — в размере от 10 000 до 20 000 руб.;
  • на предприятие — от 30 000 до 50 000 руб.

Во избежание привлечения к административной ответственности рекомендуем работодателям соблюдать трудовое законодательство и не допускать нарушений в сфере трудовых отношений.

Периодичность трудовых плановых проверок зависит от категории риска деятельности организации или предпринимателя. Чем выше категория, тем чаще будет проверяться конкретный работодатель. Чтобы организации и предприниматели смогли узнать свой класс риска и подготовиться к визиту контролеров, Роструд опубликовал на своем сайте информацию об отнесении работодателей к категориям высокого и значительного рисков .

Напомним, что с 1 марта 2017 года при государственном контроле в сфере труда применяется так называемый риск-ориентированный подход (постановление Правительства РФ от 16.02.17 № 197). Это означает, что деятельности каждого работодателя присваивается категория риска (их всего пять). И в зависимости от категории периодичность проведения плановых проверок следующая:

  • для категорий высокого риска — 1 раз в 2 года;
  • для категорий значительного риска — 1 раз в 3 года;
  • для категорий среднего риска — не чаще чем 1 раз в 5 лет;
  • для категорий умеренного риска — не чаще чем один раз в 6 лет.

А организациям и ИП, деятельность которых отнесена к низкой категории риска, плановые проверки вовсе не грозят.

Кроме того, специалисты Роструда сообщили, что организации и предприниматели вправе подать заявление с просьбой изменить категорию риска.

Заявление должно содержать следующие сведения:

  • полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
  • основной государственный регистрационный номер;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • место нахождения используемого юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем производственного объекта (при присвоении категории риска или класса опасности производственному объекту);
  • информацию о присвоенных ранее деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности;
  • адрес юридического лица, адрес места жительства индивидуального предпринимателя (при необходимости иной почтовый адрес для связи), телефон и адрес электронной почты (при наличии).

Официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) предоставил информацию о юридических лицах или индивидуальных предпринимателях, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного рисков. Данные ранжированы по регионам. Предлагаем нашим читателем ознакомиться с этими актуальными данными по ссылкам ниже:

Поиск нужного региона не совсем удобен, не все их названия расположены в алфавитном порядке. Информация представлена в табличном виде в . Указаны полное наименование организации, ИНН , ОГРН, место нахождения, место осуществления деятельности юридического лица, категория риска.

Если работодателя нет в обоих перечнях, то категория риска его деятельности не выше средней. Подробнее об этом можно узнать в Роструде, подав официальный запрос. Инспекция обязана дать ответ не позднее 15 рабочих дней с даты поступления запроса.

От значения категории риска зависит периодичность плановых проверок предприятия:

  • для категории высокого риска — один раз в 2 года;
  • для категории значительного риска — один раз в 3 года;
  • для категории среднего риска — не чаще чем один раз в 5 лет;
  • для категории умеренного риска — не чаще чем один раз в 6 лет;
  • для категории низкого риска — плановые проверки не проводятся.

Показатель потенциального риска рассчитывается по методике из Приложения к вышеуказанному Постановлению. Он зависит от отраслевых показателей потенциального вреда, среднесписочной численности работников организации, данных о результатах проверок и сведений о травматизме за 3 года предшествующих текущему, а также от сведений о задолженностях по заработной плате за предшествующий год. Добавим, что если за 3 года имелся хотя бы один смертельный несчастный случай на производстве — автоматически присваивается высокая категория риска.

Данная мера не так оптимистична, как кажется. С одной стороны для предприятий с категорией риска не выше средней наступил благостный период проверок раз в 5 лет и реже. Однако, раньше предстоящая проверка раз в 3 года держала работодателя в тонусе. Теперь же накал страстей заметно снизится. А это в первую очередь скажется на попустительстве в области соблюдения требований охраны труда на предприятиях.

Судя по расчетному периоду показателей для определения потенциального риска, обновление категории риска предприятия будет осуществляться раз в 3 года. Впрочем, от внеплановых проверок в этот период работодатель, как и прежде, не застрахован.

Отдельно стоит отметить , что внушительную долю всех организаций, деятельность которых отнесена к категории значительного риска, составляют больницы. И это явно не является нормой. Либо методика отнесения организаций к этой категории несовершенна, либо нужно что-то срочно менять в охране труда отечественного здравоохранения.

Мы же рекомендуем всем кадровым агентствам при составлении своих рейтингов работодателей обязательно учитывать их присутствие в вышеперечисленных списках.

  • Имеющих устойчивый характер;
  • Связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
  • Подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;
  • Затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

СУР используется при выборе форм таможенного контроля, который основывается на принципе выборочности.

СУР основывается на стандартах ВТО:

  • Сокращение времени таможенного оформления;
  • Прозрачность и предсказуемость работы таможенных органов для участников внешнеэкономической деятельности;
  • Партнерский подход в отношениях таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности.

Основные понятия:
Риск — вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
Товары риска — товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации и в отношении которых выявлены риски либо существуют потенциальные риски.
Товары прикрытия — товары, которые с достаточной степенью вероятности могут заявляться (декларироваться) вместо товаров риска.
Индикаторы риска — определенные критерии с заданными заранее параметрами, отклонение от которых позволяет осуществлять выбор объекта контроля.
По товарам группы риска и группы прикрытия издано письмо ГТК РФ от 19 мая 2004 г. N 01-06/18051 «О перечне товаров группы «риска» и группы «прикрытия».
Источники информации, используемые для выявления рисков:

  • Различные базы данных таможенных органов.
  • Оперативная информация.
  • Обращения и жалобы граждан и юр. лиц.
  • Информацию других государственных органов.
  • СМИ.
  • Результаты служебных проверок, оперативно-разыскной деятельности.
  • Информация, предоставляемая участниками внешнеторговой деятельности на добровольной основе.
  • Акты законодательства и правовые акты.
  • Интернет.

Профили рисков:

Одним из вопросов, который понятен далеко не всем участникам ВТД является понятие профиля риска.

Профиль риска это:

Совокупность сведений об области риска, индикаторов риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации риска. В зависимости от региона применения профиль риска по видам делится на общероссийский, региональный и зональный.

Под профилем риска, доведенном таможенными органами в бумажном виде, понимаются нормативные правовые или правовые акты ФТС России, в том числе утверждаемые целевые технологии таможенного контроля, осуществляемого при выполнении мер таможенно-тарифного регулирования, соблюдения законодательства по определению таможенной стоимости, валютного законодательства, правильности исчисления таможенных платежей и т.д. и в составе которых доводятся указания о необходимости применения таможенными органами конкретных форм таможенного контроля либо их совокупности в целях минимизации рисков.

Лучший способ понять, что такое профиль риска – рассмотреть его структуру:

Примерная структура профиля риска:

I. Общие сведения:

  • Номер
  • Срок действия и пр

II. Сведения об области риска.

  • Индикаторы риска (вес, стоимость, количество и пр.)
  • Таможенный орган, совершающий таможенные операции с товарами
  • Внешнеторговый контракт
  • Таможенный режим
  • Вид транспорта и пр.

III. Меры по минимизации риска.

  • Указание о применении мер.
  • Тип таможенного досмотра.
  • Контактная информация:
  • Контактное лицо.
  • Лицо, подписавшее проект профиля.

Таможенные органы используют следующую технологию создания профиля риска:

1. На основе анализа таможня, РТУ или ФТС формирует проект профиля риска.

2. Направление проекта профиля риска происходит по следующей цепочке:

Таможня — РТУ — координирующее подразделение ГУОТК ФТС России.

РТУ — координирующее подразделение ГУОТК ФТС России.

ФТС — координирующее подразделение ГУОТК ФТС России.

Регистрация профиля риска осуществляется ФТС России.

По имеющимся материалам проводится рабочее совещание, на котором принимается решение о целесообразности издания профиля риска, происходит подготовка профиля риска в электронном виде.

ГНИВЦ ФТС России осуществляет ведение справочника профилей рисков. Кроме того, ГНИВЦ обеспечивает доведение профиля риска до соответствующих таможенных органов.

Действия при выявлении профилей рисков:

Применение мер по минимизации риска могут быть на уровне таможенного поста и таможни.

Графа «С» ГТД — отчет о результатах применения прямых мер по минимизации рисков.

Если профилем риска является нормативный акт — в отчете указывается № акта.

Особенности разработки и издания срочных профилей риска:

Срочные профили риска предназначены для оперативного доведения до должностных лиц, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств, информации о необходимости применить прямые меры по минимизации рисков к определенной партии товаров до их выпуска.

Проекты срочных профилей риска разрабатываются координирующими и иными структурными подразделениями ФТС России, РТУ или таможни на основе результатов осуществляемого мониторинга таможенного оформления.

Проекты срочных профилей риска, разработанные структурными подразделениями РТУ (таможни), представляются в ОКТО РТУ (таможни) для направления по оперативным каналам связи в ГУОТК.

Проект срочного профиля риска составляется в произвольной форме и может содержать следующие сведения:

  • о дате перемещения товара через государственную границу Российской Федерации;
  • о лицах, участвующих в перемещении товаров (перевозчик, получатель товара, лицо, ответственное за финансовое урегулирование);
  • о перемещаемых товарах и номерах транспортных средств;
  • о таможенных органах, совершающих таможенные операции с товарами;
  • о номерах таможенных документов (книжка МДП, транзитная декларация и др.);
  • иные сведения, необходимые для формирования и издания срочного профиля риска.

Проект срочного профиля риска направляется ОКТО РТУ (таможни) либо структурным подразделением ФТС России в ГУОТК по оперативным каналам связи (факс, электронная почта) с пометкой «Срочный профиль риска».

Должностное лицо ГУОТК, принявшее по оперативным каналам связи проект срочного профиля риска, незамедлительно докладывает об этом начальнику координирующего отдела ГУОТК или его заместителю.

Поступивший проект срочного профиля риска регистрируется в журнале регистрации проектов профилей риска координирующего подразделения ГУОТК согласно Инструкции по работе с рисками и Временному порядку.

Предложения о целесообразности издания срочного профиля риска подготавливаются ГУОТК совместно со структурным подразделением, по направлению деятельности которого выявлен риск, как правило, в течение текущего дня.

По итогам выработки предложений о целесообразности издания срочного профиля риска координирующее подразделение ГУОТК подготавливает телетайпограмму, содержащую срочный профиль риска, относящийся к зональному виду.

Телетайпограмму подписывает начальник ГУОТК или его заместитель, уполномоченный начальником ГУОТК, либо начальник структурного подразделения ФТС России, по направлению деятельности которого выявлен риск.

Содержание телетайпограммы может быть также доведено до таможенного органа по телефону (посредством телефонограммы, согласно порядку, установленному иными правовыми актами ФТС России) и (или) с применением программного модуля «Ориентировки» АИСТ-М или АИСТ РТ-21.

Решение о признании нецелесообразным издания срочного профиля риска ГУОТК доводит до таможенного органа в устной форме по телефону.

После направления телетайпограммы может быть принято решение о повторном направлении срочного профиля риска в составе письма ФТС России в срок не позднее четырех дней с даты направления телетайпограммы.

Уполномоченные должностные лица таможенных органов до поступления телетайпограммы, содержащей срочный профиль риска, и применения прямых мер по минимизации рисков либо сообщения ГУОТК о признании срочного профиля риска нецелесообразным в пределах сроков, установленных в статье 152 Таможенного кодекса Российской Федерации предпринимают меры, направленные на обеспечение проведения проверки товаров, за исключением случаев проведения дополнительной проверки в соответствии с пунктами 3, 5 статьи 153 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Следует различать понятия профиля риска и ориентировки.

Ориентирование таможенных органов осуществляется с целью доведения до должностных лиц, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств, информации о типичных показателях, характеризующих различные объекты таможенного контроля (товар, его упаковка, вес, стоимость, условия транспортировки, порядок перемещения и т.д.), а также деятельность участников внешнеэкономической деятельности.

Содержание ориентировки обязательно включает в себя следующие основные сведения:

  • срок действия ориентировки;
  • территориальная сфера действия ориентировки;
  • описание области риска;
  • показатели индикаторов риска.

Ориентировка не может содержать указания о применении форм таможенного контроля и иных прямых мер по минимизации рисков.

Структура ориентировки аналогична структуре профиля риска, за исключением раздела о применении мер по минимизации рисков.

Проект ориентировки разрабатывается структурным подразделением ФТС России, РТУ, таможни по своему направлению деятельности самостоятельно.

Проекты ориентировок разрабатываются на основе результатов анализа электронных баз данных, а также иных источников информации.

Проект ориентировки РТУ (таможни) направляется письмом и по оперативным каналам связи (факс, электронная почта) в структурное подразделение ФТС России, по направлению деятельности которого разработан проект ориентировки по решению начальника соответствующей службы РТУ (заместителя начальника таможни, курирующего соответствующее структурное подразделение таможни).

К проекту ориентировки должна быть приложена пояснительная записка с обоснованием необходимости издания ориентировки ФТС России в соответствии с направляемым проектом.

Проект ориентировки, поступивший из РТУ, рассматривается в соответствующем структурном подразделении ФТС России. В случае принятия решения о целесообразности издания ориентировки ФТС России проект ориентировки визируется начальником структурного подразделения ФТС России.

Ориентировки подписываются заместителем руководителя ФТС России, курирующим соответствующее структурное подразделение ФТС России и направляются в таможенные органы, как правило, письмом ФТС России, а также в составе программных средств.

<2> Кроме федерального государственного транспортного надзора, для которого особенности проведения плановых проверок установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 г. N 236 «О федеральном транспортном надзоре», федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, для которого особенности проведения плановых проверок установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2013 г. N 880 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности», федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, для которого особенности проведения плановых проверок установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2013 г. N 716 «О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения», государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа, для которого особенности проведения плановых проверок установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2018 г. N 93 «О критериях отнесения деятельности головных исполнителей поставок продукции по государственному оборонному заказу и исполнителей, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу, к определенной категории риска и периодичности проведения плановых проверок при осуществлении Федеральной антимонопольной службой государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа» и федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, для которого особенности проведения плановых проверок установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. N 1162 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции».

Детские сады, оздоровительные лагеря, дома инвалидов и престарелых переведены в новую категорию «чрезвычайно высокого риска», теперь специалисты государственного пожарного надзора будут проверять их один раз в год. Соответствующее постановление Правительства размещено на официальном портале правовой информации.

Согласно документу, плановые проверки объектов в зависимости от категории риска проводятся со следующей периодичностью: для категории чрезвычайно высокого риска — один раз в год, высокого риска — один раз в два года, значительного риска — один раз в три года, среднего риска — не чаще чем один раз в пять лет, умеренного риска — не чаще чем один раз в шесть лет.

К объектам чрезвычайно высокого риска относятся учреждения для инвалидов, престарелых и других людей с ограниченными возможностями, где одновременно пребывает более десяти человек. Также в новую категорию вошли детские дошкольные учреждения и лагеря, где одновременно находятся более 10 детей, кроме многоквартирных жилых домов.

К категории высокого риска отнесены учреждения среднего, основного и начального образования, для проживания или временного пребывания людей в ночное время, где предоставляются социальные и медицинские услуги. В перечень также вошли объекты, которые предназначены для временного пребывания более пяти тысяч человек одновременно, кроме учреждений транспортной инфраструктуры.

Впервые понятие риск-ориентированного подхода при проведении проверок появилось в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 30.10.2017; далее — Федеральный закон № 294-ФЗ) в связи с принятием Федерального закона от 13.07.2015 № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”», который вступил в силу 14.07.2015.

По общему правилу, согласно ч. 2 ст. 2 названного Федерального закона № 246-ФЗ, риск-ориентированный подход при проведении государственного контроля (надзора) применяется с 1 января 2018 г. Однако Правительство РФ вправе определить отдельные виды государственного контроля (надзора), которые с применением риск-ориентированного подхода могут осуществляться до 1 января 2018 г.

ЧТО КОНТРОЛИРУЮТ С ПРИМЕНЕНИЕМ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (в ред. от 22.07.2017) утверждены:

• Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности (далее — Правила);

• перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода (далее — Перечень).

В п. 4 Перечня назван федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 (в ред. от 16.02.2017) утверждено Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее — Положение).

Федеральный государственный надзор в сфере труда с применением риск-ориентированного подхода проводится в отношении работодателей — юридических лиц (организаций) и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

КТО ОПРЕДЕЛЯЕТ КАТЕГОРИЮ РИСКА ИЛИ КЛАСС ОПАСНОСТИ

При применении риск-ориентированного подхода к проведению проверок соблюдения требований трудового законодательства деятельность работодателей (организаций, индивидуальных предпринимателей) относится к определенной категории риска в соответствии с Правилами.

В соответствии с п. 18 Положения отнесение деятельности организации или индивидуального предпринимателя к категории риска осуществляется:

• решением главного государственного инспектора труда Российской Федерации (его заместителя) — при отнесении к категории высокого риска;

• решением главного государственного инспектора труда в субъекте Российской Федерации (его заместителя) — при отнесении к категориям значительного, среднего и умеренного риска.

Перечень категорий риска или классов опасности, применяемый при осуществлении отдельного вида государственного контроля (надзора), включает от 3 до 6 категорий риска или от 3 до 6 классов опасности из числа категорий риска и классов опасности.

Категории риска и классы (категории) опасности приведены в Приложении к Правилам.

КАК РАССЧИТЫВАЮТ КОЭФФИЦИЕНТ УСТОЙЧИВОСТИ ДОБРОСОВЕСТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

При расчете показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда для организаций или индивидуальных предпринимателей учитывается коэффициент устойчивости их добросовестного поведения, связанного с исполнением обязательных требований (Ку). Этот коэффициент рассчитывается для каждого работодателя исходя из наличия:

• несчастных случаев, признанных связанными с производством;

• задолженности по заработной плате;

• назначенных административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда.

Индивидуальные коэффициенты рассчитываются на основании:

• данных ведомственной отчетности о результатах проверок, представленных территориальными органами Роструда за три года, предшествующих текущему. В ведомственной отчетности о деятельности трудовых инспекций в субъектах Российской Федерации содержатся сведения об административных правонарушениях, в том числе возбужденных органами прокуратуры;

• сведений о травматизме за три года, предшествующих текущему;

• сведений о задолженности по заработной плате за предшествующий год.

КАК ЧАСТО ПРОВОДЯТСЯ ПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ

Плановые проверки в отношении деятельности организации или индивидуального предпринимателя в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска проводятся со следующей периодичностью:

• для категории высокого риска — один раз в два года;

• для категории значительного риска — один раз в три года;

• для категории среднего риска — не чаще чем один раз в пять лет;

• для категории умеренного риска — не чаще чем один раз в шесть лет.

В отношении организации или индивидуального предпринимателя, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

КАКИМ СПОСОБОМ ОРГАНИЗАЦИИ УЗНАТЬ СВОЮ КАТЕГОРИЮ РИСКА

На официальном сайте Роструда до 1 июля года, предшествующего году проведения плановых проверок, размещается и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация об организациях или индивидуальных предпринимателях, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного рисков:

• полное наименование юридического лица (организации), фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

• основной государственный регистрационный номер (ОГРН);

• индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН);

• место нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя;

• место осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

• указание на категорию риска, дата принятия решения об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категории риска.

В настоящее время на официальном сайте Роструда опубликованы следующие перечни работодателей:

• Перечень работодателей, деятельность которых отнесена к категории высокого риска;

• Перечень работодателей, деятельность которых отнесена к категории значительного риска.

Приказом Роструда от 14.06.2017 № 350 утвержден перечень работодателей — юридических лиц и работодателей — физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отнесенных к категории высокого риска.

Указанными выше перечнями будут руководствоваться трудовые инспекции при проведении проверок работодателей.

Таким образом, узнать свою категорию риска работодатель может, обратившись:

• к перечням организаций или индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного рисков, размещенным в интернете на официальном сайте Роструда;

• с письменным запросом в Федеральную службу по труду и занятости. По запросу работодателя Роструд должен предоставлять информацию о присвоенной его деятельности категории риска.

МОЖЕТ ЛИ ИЗМЕНИТЬСЯ КАТЕГОРИЯ РИСКА

Отметим, что Положение предусматривает возможность понижения либо повышения категории риска, присвоенной работодателю (организации, индивидуальному предпринимателю), по результатам проведенной в отношении него плановой проверки.

В случае отсутствия назначенных административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда по результатам плановой проверки принимается решение о понижении категории риска, присвоенной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, до следующей категории риска.

При наличии смертельного несчастного случая, признанного связанным с производством, за три года, предшествующих текущему, категория повышается до высокого риска.

В случае пересмотра решения об отнесении деятельности организации или индивидуального предпринимателя к одной из категорий риска, решение об изменении категории риска на более высокую категорию принимается должностным лицом, уполномоченным на принятие решения об отнесении к соответствующей категории риска.

Решение об изменении категории риска на более низкую принимается должностным лицом, которым ранее было принято решение об отнесении работодателя к категории риска. Такое решение с приложением документов и сведений, на основании которых оно было принято, направляется должностному лицу, уполномоченному относить работодателя к соответствующей категории риска.

При отсутствии решения об отнесении к определенной категории риска деятельность работодателя (организации или индивидуального предпринимателя) считается отнесенной к категории низкого риска.

Кроме того, предусмотрен заявительный характер изменения присвоенной ранее категории риска: работодатель может сам подать в трудовую инспекцию соответствующее заявление.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *