Кэш пулинг

!

Что скрывается за термином “кэш-пулинг”? Каким компаниям нужен кэш-пулинг? Какие существуют виды кэш-пулинга? Какие трудности возникают при внедрении системы кэш-пулинг в корпоративном казначействе?

Что скрывается за термином “кэш-пулинг”?

Одним из инструментов оптимизации управления ликвидностью групп компаний, предлагаемых сегодня банками, является кэш-пулинг (англ. cash pooling). Нельзя сказать, что он является широко распространенным, т.к. необходимость его применения должна быть обусловлена, в первую очередь, наличием внутри группы или холдинга компаний как с избытком так и с недостатком ликвидности, чтобы применить эффект синергии.

Также часто встает вопрос правового оформления пула, т.е. обоснования платежей между счетами его участников и внутрикорпоративных договоров займа, поскольку возникает вопрос о том, может ли, например, нефинансовая коммерческая организация регулярно предоставлять финансирование другим компаниям.

Кроме того, внедрение кэш-пулинга невозможно без наличия единого казначейского центра, который возьмет на себя административную функцию, а также будет прогнозировать денежные потоки. Однако любой профессиональный казначей сегодня должен, как минимум, хорошо разбираться в видах этого инструмента и знать основные особенности его применения. Рассмотрим их поподробнее в данной статье.

Каким компаниям нужен кэш-пулинг?

Кэш-пулинг в самом общем смысле представляет собой консолидацию денежных средств группы компаний на едином счете с целью использования временно свободных денежных средств на счетах одних компаний-участниц для снижения потребности в краткосрочном кредитовании у других. В зависимости о того, в какой форме (реальной или виртуальной) это происходит, выделяют:

  • физический кэш-пулинг (англ. physical cash pooling) и
  • номинальный кэш-пулинг (англ. notional cash pooling).

Кэш-пулинг могут использовать группы компаний с разной структурой: представляющие собой отдельные юр.лица, объединенные в группу под управлением единого казначейского центра, сетевые компании, имеющие развитую филиальную сеть или крупные корпорации с большим количеством «дочек».

Независимо от структуры и вида пулинга, этот инструмент внедряется, если необходимо:

  • увеличить доход от использования временно свободных средств группы;
  • минимизировать стоимость финансирования для покрытия кассовых разрывов.

Кэш-пулинг позволяет уйти от ситуации, когда одновременно одни компании в группе вынуждены брать кредиты для финансирования текущих операций, а другие имеют избыток ликвидности, размещая свободные средства не депозитах. При этом превышение кредитных ставок одних участников группы над депозитными для других (зачастую еще и в разных банках) негативно влияет на общий финансовый результат группы.

Нужно понимать, что под общим наименованием Cash Pooling у конкретного банка может скрывается целый ряд продуктов этой линейки. При этом, даже в рамках одного банка, для каждого клиента будут применены индивидуальные настройки. Поэтому процесс выбора и внедрения кэш-пулинга можно смело назвать творческим. Ведь все крупные сетевые компании и корпорации имеют сложные структуры, отличающиеся друг от друга степенью централизации, развитостью казначейской функции и географическим распределением.

Однако есть одно важное и общее условие для всех видов кэш-пулинга: все счета участвующих в нем компаний должны быть открыты в одном банке. Поэтому несмотря на сравнительно невысокий уровень комиссии банков за данную услугу, они тем не менее развивают данный продукт с целью привлечь крупные холдинги с большими оборотами в число своих клиентов.

Тем не менее все еще не так много банков в России могут предложить данный продукт своим клиентам. Среди них: Citi, HSBC, ВТБ, РайффайзенБанк, Газпромбанк, Банк Россия, Промсвязьбанк, ЮниКредит и Альфабанк.

Виды кэш-пулинга

Как уже было сказано выше, принципиально различаются два вида пулинга: физический (реальный) и номинальный (виртуальный).

Номинальный (виртуальный) кэш-пулинг более прост в исполнении с точки зрения бумажной работы, бухгалтерских проводок и администрирования, потому что в нем отсутствует физический перевод денег со счета на счет, что не приводит к необходимости оформления соглашений о внутрикорпоративных займах между компаниями группы. Виртуальный кэш-пулинг представляет собой по сути компенсацию процентов, где банк начисляет компании повышенные проценты на положительные остатки на одних счетах группы (путем автоматического перевода остатков на смарт-счет с повышенными ставками на сумму, равную итоговой величине отрицательных остатков) за уплаченные проценты по овердрафту на других счетах (путем начисления на счета с отрицательными остатками стандартных ставок по овердрафту).

Другими словами, в номинальном кэш-пулинге все счета группы компаний-участниц рассматриваются банком совместно, рассчитывая общую ликвидную позицию по группе компаний и определяя суммарные дебетовые и кредитовые остатки по всем счетам.

Виртуальный кэш-пулинг как правило используется группами компаний, в которых дочерние структуры (филиалы) имеют относительную автономию в сфере финансового менеджмента и казначейских операций, поскольку при таком виде кэш-пулинга не смешивается ликвидность разных направлений бизнеса, а также не возникает документально подтвержденных финансовых взаимоотношений между компаниями-участниками.

Кроме того, поскольку нет реального движения средств между отдельными компаниями, отсутствует необходимость обоснования платежей между их счетами, учета операции по выдаче займов и отражения перевода средств с расчетного счета на Мастер-счет в банке и наоборот. В бухгалтерском учете компании операции номинального кэш-пулинга будут отражены только в части признания доходов и расходов на остатки по счету 51 в банке.

Однако у номинального кэш-пулинга есть ряд существенных недостатков, которые существенно ограничивают его применение:

  1. Во-первых, виртуальный кэш-пулинг требует обязательного установления банком кредитных линий с лимитом овердрафта на счета компаний-участников. Это приводит к необходимости сбора большого количества документов для прохождения процедуры согласования кредитной линии, а также увеличивает комиссию по сравнению с физическим кэш-пулингом, поскольку включает плату за риск, который берет на себя банк, а также дополнительные расходы, связанные с открытием и поддержанием кредитных линий предприятий группы.
  2. Во-вторых, виртуальный кэш-пулинг позволяет использовать каждой компании-участницы только ликвидность в пределах ее кредитного лимита и доступных средств на собственных счетах (в отличие от физического пула, где каждой компании доступны овердрафт и временно свободные денежные средства всей группы, находящиеся на мастер-счете).
  3. В-третьих, финансовый результат по виртуальному пулу как правило хуже, чем по физическому, из-за разницы между ставками по овердрафту и ставкой, начисляемой на положительный остаток по счету.

Физический (реальный) кэш-пулинг представляет собой автоматическую концентрацию положительных денежных остатков со счетов дочерних обществ на мастер-счет управляющей компании в течение операционного дня. Обязательным является подписание договора с банком на автоматическую переброску средств – «Соглашение о специальном порядке обслуживания счетов» между банком и владельцем мастер-счета, а также между банком и каждой компаний-участницей пула.

При этом компании договариваются с банком расписании переброски, например:

а) в течении дня, и тогда участнику поступает финансирование с мастер-счета в случае недостаточности средств или используются средства с мастер-счета для осуществления платежей;

или

б) на закрытии операционного дня (после 5-го рейса ЦБ), и тогда в течение дня участнику пула финансирование с Мастер-счета не поступает, а платежи инициируются вне зависимости от текущего баланса счета компании-участника. При этом казначеем устанавливается овердрафтная линия для каждого участника пула.

Если участвующие в пуле счета принадлежат разным юридическим лицам, то основанием для концентрации денежных средств являются договор займа на процентной основе, которые носят характер возобновляемой кредитной линии (в соглашении о займе прописывается лимит). Если же участвующие счета принадлежат филиалам или подразделениям одной компании, то денежные средства на мастер-счет и обратно перемещаются путем простого перевода со счета на счет.

После оформления всех соглашений и завершения соответствующих настроек по счетам, автоматически переводит остатки со счетов дочерних компаний-участниц на мастер-счет. При этом списание может осуществляться с нулевым остатком (Zero balancing), либо с минимальным техническим остатком на счетах (Target balancing).

Таким образом, физический пул позволяет автоматически концентрировать на одно мастер-счете всю ликвидность группы, что значительно упрощает ее управление для централизованного казначейства. При этом расходы на банковское обслуживание физического кэш-пулинга значительно ниже, чем в случае с виртуальным, поскольку перечисление денежных средств между счетами, открытыми в одном банке, как правило, бесплатно.

Компании холдинга могут и не использовать физический кэш-пулинг, но вместо этого оформлять друг с другом договоры займа и производить все переводы вручную, без посредничества банка. Однако если потребность в закрытии внутригрупповых кассовых разрывов возникает часто, автоматизация этих операций банком может существенно сэкономить рабочее время сотрудников бухгалтерии и казначейства. Кроме того, значительным преимуществом физического кэш-пулинга может стать и процентная ставка на положительный баланс Мастер-счета, предусмотренная договором об обслуживании счета.

С точки зрения бухучета физический кэш-пулинг безусловно сложнее виртуального. Кроме аналитики по 51 счету, где на субсчете будут отражаться проценты, начисленные на счет 51 в корреспонденции со счетом 91, для отражения перевода средств с расчетного счета на Мастер счет в банке и, наоборот, должен использоваться специальный субсчет к счету 55. Для учета операции по выдаче займов будут использован субсчет 55 в корреспонденции со счетом 58 «Финансовые вложения», а проценты уплаченные учитываться на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Важно отменить, что договор внутрикорпоративного займа не должен быть беспроцентным. Используемая процентная ставка должна соответствовать рыночному уровню и быть единой для всех компаний-участников. Порядок погашения процентов по займу между компаниями не прописывается в каком-либо из соглашений с банком, а производится компаниями самостоятельно. Поскольку данные займы носят краткосрочный характер, начисленные проценты должны быть включены в состав прочих доходов отчетного периода. Для упрощения расчета процентов и сумм задолженности банки предоставляют компаниям электронные выписки для автоматизации соответствующих проводок.

Трансграничный кэш-пулинг

Физический кэш-пулинг может включать счета компаний-нерезидентов, а также использовать разные валюты. Не исключены и переводы денежных средств за границу (трансграничный кэш-пулинг), однако они связаны со сложностями в части обработки документации в соответствии с требованиями валютного законодательства РФ по оформлению документов на трансграничные сделки (паспорт сделки + требования по репатриации займов, выданных иностранным резидентам), что существенно замедляет и усложняет процесс переброски средств между счетами и, как следствие, снижает эффективность применения кэш-пулинга. Однако некоторые банки все же предлагают услугу трансграничного физического кэш-пулинга (например, ЮниКредит), при этом полностью автоматизировав предоставление документов для валютного контроля.

Налоговые вопросы

При принятии решения об использовании кэш-пулинга, важно оценить влияние внутрикорпоративных заимствований на увеличение налогооблагаемой базы за счет процентов, полученным по таким договорам.

Кроме того, практически все сделки между взаимозависимыми лицами подлежат налоговому контролю (особенно с участием иностранных компаний), а займы могут быть контролируемыми. Операции кэш-пулинга в силу значительных оборотов (поскольку чаще всего используются крупными холдингами) в большинстве случаев подпадают под положения о трансфертном ценообразовании, что обязательно потребует подтверждения соответствия размера процентных ставок рыночному уровню.

Поэтому казначею в рамках подготовки проекта внедрения кэш-пулинга необходимо консультироваться с налоговиками, чтобы потом не отбиваться от обвинений ФНС в получении необоснованной налоговой выгоды. Налоговая служба может не только доначислить проценты участникам пула по рыночным ставкам и пересчитать доходы и расходы банка, но и признать необоснованным расходы владельцев основных счетов по покрытию овердрафтов других участников пула.

Заключение

Несмотря на все вышеперечисленные особенности реализации данного инструмента, кэш-пулинг прочно вошел в перечень наиболее эффективных инструментов управления ликвидностью для крупных групп компаний. К тому же, он постоянно развивается. Одним из наиболее перспективных направлений его развития, на наш взгляд, является трансграничный пулинг, поскольку позволяет финансировать дочерние предприятия за счет средств головной компании-нерезидента, которые, как правило, располагают более дешевыми источниками финансирования, чем их заграничные «дочки».

Кроме того, предоставление внутрикорпоративных займов путем транграничного пула порой может являться единственно возможным вариантом финансирования в странах, находящихся в стадии глубокого экономического кризиса и ограничения ликвидности в банковской системе (такие ситуации в последние годы часто возникали в ряде стран бывшего СНГ).

  • Минфин США продлил ряд лицензий связанных с Дерипаской компаний до 28 января
  • Максимальная ставка банков по вкладам в I декаде января выросла до 7,53%
  • Греф назвал единственный способ борьбы с коррупцией в РФ
  • Банк “Восточный” получил предписание ЦБ о доформировании резервов
  • Лучшие курсы обмена валюты (доллар США, евро) на 17 января 2019

7,203 просмотров всего, 5 просмотров сегодня

Следите за нашими обновлениями:

Виртуальный кэш-пулинг как модель управления казначейскими счетами бюджетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

виртуальный кэш-пулинг как модель управления казначейскими счетами

бюджетов

Чениб Руслан Шхамзевич,

кандидат экономических наук, руководитель, Управление Федерального казначейства по республике Адыгея (Адыгея), Майкоп, россия chenib70@mail.ru

Чениб Бэлла Руслановна,

аспирант кафедры мировой экономики и менеджмента, кубанский государственный университет, г. Майкоп, россия bella.rus@yandex.ru

Аннотация. За последние годы для улучшения качества управления казначейскими счетами и денежными остатками на них были внесены нововведения в деятельность Федерального казначейства, в частности в практику проведения различных операций по поддержке ликвидности со свободными остатками на единых казначейских счетах (ЕКС). Однако эти действия касаются только средств федерального бюджета, физически концентрируемых на счете 40105. Передача опыта управления ликвидностью федерального бюджета на региональный уровень сделала бы значительный шаг в сторону развития казначейского обслуживания государственной финансовой системы. Подобное трансформирование имеет определенные затруднения, одним из которых является вопрос выбора той или иной модели управления свободными потоками дифференцированных бюджетов 85 субъектов. В статье предлагается разработка модели программы управления остаточными ресурсами бюджетов субъектов РФ. В ходе исследования осуществляется сравнительный анализ различных типов систем управления денежными потоками. На базе выбранного типа — виртуального пулинга, осуществляется моделирование системы по примеру ЕКС для единого виртуального счета субъектов. Определяются полномочия участников системы, проводятся математические расчеты ключевых показателей по счетам и финансовым инструментам. Перспективы данной модели, помимо своего прямого воздействия на регулирование ликвидности бюджетов субъектов, представлены косвенным положительным влиянием на действующую федеральную систему ЕКС, финансовые инструменты, используемые в ней, и внутреннюю долговую политику страны. Ключевые слова: система бюджетных платежей; кэш-пулинг; управление ликвидностью; казначейские счета субъектов; единый казначейский счет.

Для цитирования: Чениб Р. Ш., Чениб Б. Р. Виртуальный кэш-пулинг как модель управления казначейскими счетами бюджетов. Вестник Финансового университета. 2017. Вып. 3. С. 149-157. УДК 336.146 JEL H72

virtual cash-pooling as a model of treasury budget account management

Ruslan Sh. Chenib,

PhD (Economics), Head of the Federal Treasury Department for the Republic of Adygea, Maikop, Russia chenib70@mail.ru

Bella R. Chenib,

PhD student, the World Economy and Management Department, Kuban state university, maikop, Russia bella.rus@yandex.ru

По мнению профессора И. А. Бланка, управление денежными потоками представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием денежных средств и организацией их оборота, направленных на обеспечение финансового равновесия и устойчивого роста . В отечественной практике функционирования государственной финансовой системы управления денежными потоками при обслуживании Федерального казначейства Центральным банком применяется механизм «материального пулинга» .

Материальный пулинг представляет собой модель концентрации средств со счетов участников пула на едином счете для обеспечения ликвидности при их избытке либо платежей при дефиците балансов на счетах участников. В обслуживающем банке открывается необходимое количество счетов для компании (или группы компаний), централизация которых осуществляется на их едином счете. Остатки по всем участвующим счетам в конце операционного дня консолидируются на едином счете и закрываются с нулевым балансом, а баланс на едином счете является позитивным или негативным в зависимости от финансовой ситуации в группе. Отрицательный остаток на нем покрывается овердрафтом обслуживающего банка, на

положительный остаток начисляется процент по депозиту .

С экономической точки зрения пулинг с ежедневным перечислением остатков средств дает наибольший результат, так как задача централизации решается им непосредственно и наиболее полно: вся ликвидность группы компаний физически концентрируется на одном счете и становится легко управляемой посредством стандартных банковских услуг. Одновременно такой пулинг требует минимальных расходов на банковское обслуживание .

Средства федерального бюджета учитываются и распределяются на едином казначейском счете (ЕКС) 40105, открытом Федеральному казначейству и каждому его территориальному управлению по всем субъектам РФ (схема 1).

На ЕКС зачисляются доходы федерального бюджета, перечисленные со счетов управлений Федерального казначейства (УФК), неиспользованные остатки средств на счетах платежей управлений, возвраты предоставленных кредитов и займов, восстановления кассовых расходов и иные .

С 2012 г. централизованный учет и управление бюджетными средствами в аналогичном поряд-

ке предусматривают ежедневное перечисление остатков денежных средств со счетов бюджетных и автономных учреждений субъектов РФ на счета соответствующих бюджетов и их возврат в необходимом объеме для осуществления ими кассовых выплат.

Механизм реализуется территориальными отделениями федерального казначейства (ТОФК) в соответствии с заключенным, в зависимости от типа кассового обслуживания, соглашением об открытии и ведении лицевых счетов. Данное соглашение дает право ТОФК на перечисление в предусмотренные сроки имеющуюся на счете 40601 «Счета организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности. Финансовые организации» оговоренную договором сумму средств в региональный бюджет. В результате консолидации средств региональных бюджетов на едином казначейском счете 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации» стало возможным исполнение расходов бюджета субъекта за счет суммы общего остатка средств на счете № 40601 в объеме предъявленных к оплате денежных обязательств. Это позволяет минимизировать потребность в заемных средствах (схема 2).

Централизация бюджетных средств на каждом из уровней положительно отразилась на качестве кассового обслуживания бюджетов, упростив контроль над его исполнением. Особенное влияние механизм оказал на оперативное управление остатками на ЕКС, обеспечив их ликвидность посредством вложения свободных средств в различные финансовые инструменты: банковские депозиты, сделки РЕПО и предоставление кредитов. Трансформация управления казначейскими счетами привела к сокращению величины коммерческих займов, привлекаемых финансовыми органами в бюджеты регионов и муниципальных образований, снизив уровень внутреннего государственного долга страны .

Дальнейшее развитие ведомства в этом направлении мы видим в расширении сферы применения механизмов управления ликвидностью на нижестоящие уровни бюджетной системы. Концентрация средств федерального бюджета на одном счете и таргетирование его остатков обосновывает, после передачи опыта централизации бюджетных потоков на региональный и местный уровни, возможность использования аналогичных инструментов управления ликвидностью с бюджетами (на первом этапе) субъектов.

Схема 2. Общий порядок централизации средств региональных бюджетов

85)УФК —

Сч. 40201

Схема 3. Централизация средств региональных бюджетов на общем счете по модели материального

пулинга

1)УФК — Сч. 40201

г Единым А V, счет 40201

85)УФК — Сч. 40201

2)УФК — Сч. 40201

Схема 4. Консолидация средств региональных бюджетов по виртуальной модели

Реализация данной программы возможна централизованным, децентрализованным или частично децентрализованными способами. На практике наиболее эффективным нам представляется частично децентрализованный способ — виртуальный пулинг, что аргументируется следующими причинами.

1. Автономное (децентрализованное) управление каждым ТОФК свободными средствами собственного бюджета. Децентрализованное управление остаточными ресурсами бюджетов субъектов каждым из ТОФК имеет низкую степень контроля и безопасности ввиду независимого распоряжения ресурсами каждым из 85 УФК.

По причине диверсифицированного подхода к использованию остатков это самый малоэффективный из способов. Субъекты в отдельности имеют относительно незначительные суммы для инвестирования, в отличие от возможностей при их объединении: более привлекательные контракты; меньшее количество договоров в целом по стране, большая их стоимость и прибыль с них; совместное клиринговое обслуживание и т.д.

2. Последующая концентрация остатков бюджетов субъектов на федеральном уровне с помощью одного из вариантов:

— Материальный пулинг — фактическая ежедневная централизация средств всех бюджетов субъектов на едином счете (напр. 40201) и управление его свободными ресурсами федеральными органами по модели ЕКС (схема 3).

Логично, что при концентрации остатков на федеральном уровне все недостатки автономного метода теряют свою актуальность, однако появляются другие. Минусом механизма материального пулинга в системе обслуживания бюджетов субъектов следует учесть использование большого числа транзакционных операций. Фактически это представляет собой ежедневное перечисление остатков со счетов разных уровней системы, их суммирование на едином счете, совместный оборот в краткосрочных операциях и последующий возврат сумм на исходные счета. Подобный усложненный маршрут денежных потоков приводит к замедлению оборачиваемости бюджетных средств и увеличению транзакцион-ных издержек.

Таблица 1

Изменения в деятельности органов казначейства при виртуальном пулинге в управлении

ликвидностью региональных бюджетов

Управление финансово-бюджетными операциями Федерального казначейства

Аналогичные полномочия по анализу, прогнозированию, управлению ликвидностью (проведение отбора заявок, заключение договоров и пр.) ЕКС, но в отношении единого счета 40201. Расчет оптимального остатка по счету бюджета каждого субъекта.

Оптимизационные расчеты прогнозных показателей распределения свободных остатков региональных счетов по инструментам таргетирования.

Контроль над возвратом средств и полученной прибыли по заключенным договорам на соответствующие региональные счета.

Территориальные органы Федерального казначейства

Остаточные средства субъектов не перечисляются на единый счет 40201.

Кассовые перечисления остатков по распоряжению управления финансово-бюджетными операциями, осуществляемые по результатам заключения договоров по финансовым операциям, проводятся отделами соответствующих ТОФК напрямую коммерческим организациям (банкам), с которым он заключен. Ежедневное предоставление сведений о сумме остаточных средств федеральному управлению финансово-бюджетными операциями

Отдельного контроля потребует физическая концентрация средств различных бюджетов на одном счете и их последующее распределение по прежним счетам с учетом привлеченных доходов. Это будет противоречить принципу самостоятельности бюджетов каждого из субъектов бюджетной системы РФ .

— Виртуальный пулинг — управление облачным счетом ежедневно виртуально консолидируемых остаточных ресурсов бюджетов субъектов управлением финансово-бюджетных операций ФК (схема 4).

Виртуальный кэш-пулинг в коммерции базируется на взаимозачете положительных и отрицательных остатков по счетам участников пула, т.е. расчете обслуживающим банком позиции по группе в целом, и применении банком процентной ставки по овердрафту к данному «оптимизированному» остатку. При этом не предполагается реального перемещения средств между счетами компаний группы . Банк ежедневно рассчитывает общую ликвидную позицию по группе компаний, определяя суммарные дебетовые и кредитовые остатки по всем счетам, а также начисляя на сумму кредитового остатка проценты по повышенной ставке . Таким образом, все расчеты между счетами осуществляются по принципу взаимозачета, а валовой остаток номинального единого счета позволяет эффективно распоряжаться свободными средствами.

Модель качественного развития программы управления региональными бюджетными потоками в казначейской системе по виртуальному типу мы видим в следующем. Полномочия участников предлагаемого пула будут основаны на их текущих функциях в системе управления остатками ЕКС за некоторыми исключениями (табл. 1).

Ключевыми для облачной концентрации счетов становятся вопросы расчета базовых показателей, предлагаемых в перечне обязанностей управления финансово-бюджетными операциями — размер оптимального остатка и оптимизационные пропорции распределения свободных средств. Для построения теоретической модели описываемой нами формы пулинга воспользуемся стандартными методами их вычисления на примере бюджета Республики Адыгея и опыте распоряжения федеральными средствами ЕКС.

1. Расчет оптимального остатка по счету бюджета каждого субъекта.

Данный показатель осуществляет страховую функцию, т.е. свободными средствами бюджетов субъектов должны будут признаваться те, чье значение превышает установленный по нему лимит.

Известны различные подходы к оптимизации денежного запаса, самые простые и распространенные из которых — модель Баумоля, модель Мил-лера-Орра, модель Стоуна и т.д. . Каждая из них свойственна для той или иной ситуации в менеджменте. Например, модель Баумоля наиболее

применима в случае предсказуемости динамики денежных оборотов предприятия, в отличие от моделей Миллера-Орра или Стоуна, рассчитанных на стохастичность этого процесса . Ввиду периодичности налоговых циклов в бюджетном процессе и плановости бюджетных расходов динамику поступлений и платежей государства можно отнести к прогнозируемой. Тем самым, восполь-зуясь моделью Баумоля, по данным прогнозных значений бюджета Республики Адыгея на 2017 г. мы рассчитаем оптимальный или максимальный остаток средств на счете, превышение которого приведет к их нерациональному использованию.

Оптимальный остаток рассчитывается по формуле

C =

2 х b х T

где С — величина оптимального денежного остатка; Ь — клиринговые расходы по финансовым сделкам; г — процентная ставка по финансовым вложениям; Т — потребность в денежных средствах для покрытия расходов в предстоящем периоде .

Приблизительную среднюю процентную ставку по банковским депозитам и сделкам РЕПО с учетом можно обозначить в размере 10%. Ежемесячное клиринговое обслуживание на Московской бирже обходится Федеральному казначейству в размере 100 руб. (1200 руб. в год). Расходы Республики Адыгея на 2017 г. в плановом бюджете составляют 14 021 058,3 тыс. руб.1 Исходя из этого, мы получаем величину оптимального остатка на счете бюджета Республики Адыгея в размере:

2х1200х14021058300

0,1

= 5800908,54

или 5,8 млн руб.

По полученным результатам, при превышении средств на счете республики установленного порога — по методу Баумоля -5,8 млн руб., их перелимит используется в финансовых операциях пула. Определение данного показателя по каждому из субъектов обеспечит безопасность размещения и ликвидность их ресурсов.

1 Закон Республики Адыгея от 16.12.2016 № 15 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». URL: https:// rg.ru/2016/12/27/adigeya-zakon15-reg-dok.html.

2. Прогнозные значения распределения свободных средств по финансовым инструментам.

Для сравнительной оценки эффективности представленных механизмов будут использованы показатели, отражающие их основные в обеспечении ликвидности счетов свойства: такие как безопасность, доходность и, собственно, ликвидность . Опираясь на качества, присущие каждому из механизмов, и востребованность этих качеств в управлении ликвидностью, можно определить наиболее оптимальное и эффективное распределение средств в разрезе инструментов методом анализа иерархий Т. Саати . Эти свойства будут отражены в таких показателях, как:

1. Доходность — процентная ставка по операции.

2. Ликвидность — коэффициент частоты (число операций в 1 день).

3. Безопасность — обратная волатильность, или постоянность, % (табл. 2).

По исходным сведениям составим таблицу парных отношений значений каждого из свойств и определим значения векторов их матриц. Вектора вычисляются посредством деления суммы значений отношений каждого из инструментов к их общей итоговой сумме, представляя тем самым коэффициент их доли в ней (табл. 3).

Для дальнейшего распределения средств по механизмам нам следует определить прерогативу указанных свойств в системе управления свободными ресурсами — составить матрицу иерархий.

В теории иерархия свойств определяется в следующем порядке: на 1-м месте — устойчивость и безопасность, затем — ликвидность и поддержка текущего состояния дел, в конце — получение дополнительной прибыли и доходность. Исходя из основной цели применения механизмов — поддержка ликвидности виртуального счета, на 1-е место в нашем случае выходит свойство ликвидности.

С учетом высокого уровня нормативного контроля и безопасности операций, проводимых Федеральным казначейством с остатками на счетах, степень их риска можно считать минимальной. Более того экономическое свойство безопасности как минимизации рисков в поддержании ликвидности счетов обеспечивают скорее ликвидные активы, нежели «безопасные» с нормативной точки зрения.

По тем же причинам ликвидность имеет преимущество над доходностью. Вследствие этого отношение приоритетов доходности с ней можно определить как 1:1,5 . Тем самым, распределяя степень влияния каждого из свойств

Таблица 2

Среднее значение показателей по операциям за 2013-2016 гг.*

Процентная ставка Частота Постоянность

Депозит 11,312 0,05 0,031

РЕПО 10,514 0,418 0,046

Кредит 0,1 0,033 1

» По данным URL: http://www.roskazna.ru/finansovye-operacii/operacionnyj-den/.

Таблица 3

Матрица парных отношений показателей финансовых инструментов

Доходность Депозит РЕПО Кредит СУММА Вектор матрицы

Депозит 1,000 1,076 113,120 115,196 0,516

РЕПО 0,929 1,000 105,140 107,069 0,480

Кредит 0,009 0,010 1,000 1,018 0,005

СУММА 1,938 2,085 219,260 223,284 1

Ликвидность Депозит РЕПО Кредит СУММА Вектор матрицы

Депозит 1,000 0,120 1,515 2,635 0,100

РЕПО 8,360 1,000 12,667 22,027 0,834

Кредит 0,660 0,079 1,000 1,739 0,066

СУММА 10,020 1,199 15,182 26,400 1

Риск Депозит РЕПО Кредит СУММА Вектор матрицы

Депозит 1,000 0,674 0,031 1,705 0,029

РЕПО 1,484 1,000 0,046 2,530 0,043

Кредит 32,258 21,739 1,000 54,997 0,929

СУММА 34,742 23,413 1,077 59,232 1

в матрице иерархий, мы приходим к следующим числам: 59% — ликвидность; 40% — доходность; 1% — безопасность.

Окончательные результаты представляют собой произведение двух матриц:

0,516 0,100 0,029 40 0,266

0,480 0,834 0,043 X 59 = 0,684

0,005 0,066 0,929 1 0,050

Согласно произведенным прогнозным вычислениям наиболее оптимальным будет распределение остатков между механизмами, осуществленное в пропорциях:

• банковские депозиты — 26,6%;

• сделки РЕПО — 68,4%;

• бюджетные кредиты — 5,0%.

При распределении средств бюджетов всех регионов необходимо руководствоваться принципом равенства бюджетных прав субъектов РФ2, что подразумевает максимально возможное равномерное распределение их средств по финансовым инструментам и, как следствие, пропорциональный возврат прибыли с них на соответствующие счета.

2 Бюджетный кодекс Российской Федерации (часть вторая) ст. 311, от 31.07.1998 № 145-ФЗ. URL: http://ivo.garant.ru/#/ document/12112604:0.

Вопрос равного распределения возникает ввиду различных ставок прибыли по каждой операции: банковские депозиты и сделки РЕПО имеют относительно близкие значения (~10%), в отличие от бюджетных кредитов, ставка по которым установлена в размере 0,1%. Следовательно, логичным будет направлять средства виртуального пула регионов только на депозиты и РЕПО. В итоге наиболее оптимизированным будет размещение на банковские депозиты — 29,1%; на сделки РЕПО — 70,9% свободных средств бюджетов субъектов (+2,5% на каждый из инструментов).

Что касается бюджетных кредитов, то следует поставить под сомнение их актуальность при создании виртуального пулинга не только на региональном, но и на текущем — федеральном уровне со средствами ЕКС. Роль в обеспечении ликвидности ЕКС бюджетных займов заключается в предоставлении свободных бюджетных ресурсов (текущих остатков ЕКС) на пополнение временных кассовых разрывов счетов публично-правовых образований в Управлениях Федерального казначейства, с платой в размере, установленной по закону процентной ставки3.

На практике использования виртуального пулинга равномерное распределение процентных доходов от остатков со счетов субъектов между каждым из них уже значительно снизит вероятность возникновения кассовых разрывов. Кроме того, виртуальная

3 Бюджетный кодекс Российской Федерации (часть вторая) ст. 93.6, от 31.07.1998 № 145-ФЗ. URL: http://ivo.garant.ru/#/ document/12112604:0.

централизация остатков не предполагает открытия кредитных линий и внутригрупповых займов ввиду ее построения на взаимозачете операций и сделок. Таким образом, при реализации предлагаемого механизма вопрос дальнейшего привлечения краткосрочных кассовых займов в форме бюджетного кредита может быть закрыт.

Развитие системы управления ликвидностью для счетов бюджетов регионального уровня существенно скажется на государственной финансовой деятельности:

• Обособленное управление денежными потоками реальных бюджетов, при едином учете и управлении ликвидностью баланса виртуального счета, дает возможность инвестирования остатков счетов без привязки к ежедневным вечерним транзакциям УФК, что в разы увеличивает ликвидность денежных ресурсов субъектов.

• Снижение уровня внутреннего долга субъектов перед федеральным бюджетом.

• Частичная децентрализованность системы предусматривает квалифицированную и качественную практику обслуживания счетов.

Разработка стратегии и создание условий для перехода на виртуальную модель управления казначейскими счетами бюджетов субъектов лежит в основе дальнейшего развития системы управления денежными потоками, что позволит качественно улучшить государственный финансовый менеджмент в стране и казначейскую систему исполнения бюджетов в частности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Бланк И. А. Финансовый менеджмент. Киев: Эльга, Ника-центр, 2005. 481 с.

2. Прокофьев С. Е. Комплексное управление денежными потоками в сфере российских государственных финансов // Финансы. 2014. № 9. С. 7-12.

3. Борзова М., Слабкий О. Кэш-пулинг как эффективный механизм управления ликвидностью компаний // Рынок ценных бумаг (РЦБ). 2011. № 7/8. С. 60-83.

4. Малышева О. Виртуальный кэш-пулинг. URL: http://www.sice.ru/cnts/2223.html.

5. Королев А. А., Ларин А. В. Банковские расчетные продукты для современного казначейства // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. 2009. № 6. С. 15-19.

6. Чениб Р. Ш., Чениб Б. Р. Практические аспекты управления средствами ЕКС на региональном уровне // Финансы. 2015. № 12. С. 20-23.

7. Лукасевич И. Я. Развитие подходов к управлению запасами денежных средств на предприятии // Финансы. 2015. № 12. С. 50-55.

8. Лукасевич И. Я., Жуков П. Е. Управление денежными потоками: учебник. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2016. 184 с.

9. Майорова Л. Н. Формирование и инвестиционный потенциал сбережений населения: монография. Таганрог: издатель Ступин А. Н., 2013. 168 с.

10. Саати Т. Л. Об измерении неосязаемого. Подход к относительным измерениям на основе главного собственного вектора матрицы парных сравнений // Cloud Of Science. 2015. Т. 2. № 1. С. 5-39.

11. Волкобинский М. Ю., Пекарская О. А., Рази Д. А. Принятие решений на основе метода анализа иерархий // Вестник Финансового университета. 2016. № 2 (92). С. 33-42.

1. Blank I.A. Finansovyj menedzhment . Kiev, Jel’ga, Nika-centr — Elga, Nika-center, 2005, 481 p. (in Russian).

4. Malysheva O. Virtual’nyj kehsh-puling . URL: http://www.sice.ru/cnts/2223. html.

Информбюро

Банк «Россия» представляет «Кеш-пулинг. Мастер-счет» по Управлению ликвидностью

Банк «Россия» расширяет продуктовую линейку кеш-менеджмента и предлагает индивидуальное решение для повышения эффективности управления финансами — «Кеш-пулинг. Мастер-счет».

Новый продукт позволяет управлять денежными средствами группы компаний и направлен на повышение контролируемости финансов со стороны головной компании, а также финансов холдинга в целом.

«Кеш-пулинг. Мастер-счет» позволяет осуществлять в автоматическом режиме консолидацию всех или части денежных средств группы компаний на «Мастер-счете» и их дальнейшее перераспределение (финансирование) с «Мастер-счета» на счета

участников пула при недостатке денежных средств на их счетах.

В течение дня банк проводит платежи участников пула, а отрицательные остатки на их счетах покрывает за счет перечисления средств с «Мастер-счета».

Сконцентрировав денежные средства на едином «Мастер-счете», клиент получает возможность не только своевременно финансировать одни компании группы за счет других компаний — участников пула, но также инвестировать свободные денежные средства на более выгодных условиях.

Джангар Джальчинов, MBA, партнер компании Dentons

Кэш-пулинг (англ. cash pooling) помогает оперативно распоряжаться средствами на банковских счетах. Эта система управления денежными потоками предназначена для предприятий, у которых есть многопрофильный бизнес, сеть дочерних компаний, разветвленная сеть филиалов и структурных подразделений. Ее активно применяют зарубежные компании. В нашей стране распространению кэш-пулинга препятствуют юридические и налоговые риски.

Так, налоговики, например, могут:

    • пересчитать доходы и расходы банка, если для участников пула он применит иные по сравнению с обычными процентные ставки;
    • признать необоснованным расходы владельцев основных счетов по покрытию овердрафтов других участников пула;
    • квалифицировать отношения между участниками пула, как заемные, в результате — доначисление процентов по рыночным ставкам, включение их в налогооблагаемый доход.

Одним из первых в 2009 году кэш-пулинг внедрил в своих дочерних компаниях «Газпром» (виртуальный кэш-пулинг). Среди них была и «Газпром нефть». Затем его примеру последовали «Российские коммунальные системы», «МТС», «Северсталь», «Норильский никель», «Рольф» и другие крупные предприятия. Так же первым «Газпрому» было суждено столкнуться с юридическими и налоговыми рисками кэш-пулинга.

Схема работы кэш-пулинга

Кэш-пулинг помогает:

  • избегать ситуаций, когда к концу рабочего дня у одних «дочек» остаются временно свободные денежные средства, а другие вынуждены привлекать кредиты, чтобы покрыть кассовые разрывы;
  • существенно снижать остатки на счетах;
  • пользоваться почти всей выручкой день в день;
  • минимизировать потребность в кредитах и расходах на их получение/обслуживание;
  • упростить учет движения денежных средств внутри группы.

Денежные потоки в рамках кэш-пулинга могут переводиться:

1.Виртуально (виртуальный пул, иначе называется номинальным, notional pool). Реальное движение денег между счетами отсутствует.

Банк:

  • объединяет счета без фактической их концентрации на основном счете (мастер-счете);
  • обеспечивает компенсацию процентных расходов участников пула на использование заемных средств — краткосрочных кредитов и кредитов на покрытие овердрафта;
  • ежедневно автоматически рассчитывает сумму дебетовых и кредитовых остатков денежных средств по счетам участников пула;
  • на часть суммарного кредитового остатка начисляет проценты по повышенной ставке, на дебетовый остаток — стандартный процент за пользование предоставленным овердрафтом или краткосрочным кредитом.

Временно свободные денежные средства на расчетных счетах «дочек», превышающие установленный лимит на остаток по счету, перечисляются на расчетный счет материнской компании.

Договоры займа в рамках системы кэш-пулинга заключаются для краткосрочного (как правило, на срок до 3 недель) размещения временно свободных денежных средств дочерних организаций и их эффективного использования в рамках группы.

  1. Реально (реальный пул, real pool). В конце банковского дня деньги перечисляются со счетов участников пула на мастер-счет, держатель которого – одна из компаний группы. Эти деньги могут быть использованы для финансирования платежей любого участника пула.

Движения между мастер-счетом и счетами участников пула оформляются как операции по договорам внутригрупповых займов, по которым ежемесячно начисляются проценты. Перераспределение денег между счетами происходит в зависимости от потребностей участников пула.

Например, предприятие может определить общий размер избыточной ликвидности в пуле и разместить ее с мастер-счета на депозиты. Если на мастер-счете образуется дефицит средств, то банк финансирует кредитной линией.

Иными словами, в рамках кэш-пулинга счета разных юридических лиц становятся одним целым реально или виртуально.

«Газпром нефть» VS налоговая инспекция

В ноябре 2014 года Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Челябинской области решила уменьшить убытки, исчисленные ООО «Газпром нефть-Челябинск» («дочка» «Газпром нефти») по налогу на прибыль за 2012 год в сумме 92 686 148 рублей. Причина – убыток по сделкам возник исключительно за счет разницы в размере начисленных процентов. По мнению налоговиков, ООО «Газпром нефть-Челябинск» действовало экономически неоправданно, выдавая материнской компании краткосрочные займы под более низкую процентную ставку, чем ставки, по которым оно само в тех же периодах уплачивало проценты по займам, привлеченным от материнской компании.

Дело в том, что ОАО «Газпром нефть» и ООО «Газпром нефть-Челябинск» до 1 января 2012 года заключили два беспроцентных договора займа:

  • инвестиционный – ООО «Газпром нефть-Челябинск» привлекала от ОАО «Газпром нефть» долгосрочное целевое финансирование для реализации своей инвестиционной программы;
  • краткосрочный – ООО «Газпром нефть-Челябинск» предоставляло ОАО «Газпромнефть» револьверные (возобновляемые) кредиты со сроком от 8 до 30 дней, денежный поток по которым является частью системы кэш-пулинга.

Затем дополнительными соглашениями в эти договора были внесены изменения, согласно которым они стали процентными, и проценты начислялись на фактическую сумму задолженности по состоянию на 1 января 2012.

В результате проверки налоговики решили:

  • характер займов не соответствуют фактическим обстоятельствам, поскольку цели предоставления займов в вышеуказанных договорах не указаны;
  • ООО «Газпром нефть-Челябинск» не стремился погашать собственные займы и уменьшать сумму задолженности перед ОАО «Газпром нефть», а вместо этого выдавало ОАО «Газпром нефть» займы под более низкую процентную ставку, чем процентная ставка по привлеченным займам.

В «Газпром нефти» решили обратиться в Арбитражный суд Челябинской области, поскольку посчитали доводы инспекции несостоятельными. Причина – в рамках спорных договоров займа присутствует движение двух разных денежных потоков, что предопределяет как разные сроки пользования заемными средствами, так и процентные ставки:

  • цель инвестиционного договора– привлечениe долгосрочного целевого финансирования для реализации инвестиционной программы ООО «Газпром нефть-Челябинск», направленной на увеличение и развитие сети АЗС. Так как финансовый результат ООО «Газпром нефть-Челябинск» объективно не мог быть достигнут без привлечения заемных денежных средств от материнской компании: в период с 2010 по 2012 годы увеличились активы, среднедневная выручка, объем реализации, численность сотрудников, а также почти в три раза вырос объем уплаченных налогов по сравнению с 2011 годом.
  • цель краткосрочного договора (договора займа) в рамках системы кэш-пулинга- краткосрочное (как правило, на срок до 3 недель) размещение временно свободных денежных средств дочерних организаций и их эффективное использования в рамках группы.

Дело – в суде

Доводы ООО «Газпром нефть-Челябинск» убедили Арбитражный суд Челябинской области. И 21 апреля 2016 года он признал (Решение № А76-15351/2015) решение инспекции неправомерным и недействительным, а так же согласился с тем, что:

  • система револьверных займов, существующих в рамках соглашений о кэш-пулинге между ОАО «Газпром нефть», его дочерними обществами и кредитным организациями экономически обоснованная;
  • привлечение ООО «Газпром нефть-Челябинск» заемных денежных средств от материнской организации осуществлялось на принципах долгосрочного финансирования и было направлено на достижение инвестиционных целей, а именно на приобретение ООО «Газпром нефть-Челябинск» сети АЗС и нефтебаз;
  • привлечение долгосрочного займа и его расходование в инвестиционных целях привело к увеличению основных производственных и финансовых показателей деятельности ООО «Газпром нефть-Челябинск», росту численности его сотрудников, росту выручки ООО «Газпром нефть-Челябинск» и, как следствие, объему уплачиваемых им налогов;
  • займы, предоставленные ООО «Газпром нефть-Челябинск» в рамках системы кэш-пулинга, и займы, предоставленные ООО «Газпром нефть-Челябинск» для решения инвестиционных задач, различаются по целям их предоставления (целевое финансирование долгосрочной инвестиционной программы и краткосрочное размещение свободных денежных средств) и срокам их возврата, что делает невозможным прямое сопоставление процентных ставок по этим категориям займов.
  • система кэш-пулинга, действительно, позволяет эффективно контролировать денежные потоки внутри группы компаний, минимизировать кредитные риски, связанные с привлечением банковских займов.

В результате, несмотря на разницу в процентных ставках, суд признал правомерность учета ООО «Газпром нефть-Челябинск» расходов по займам, предоставленным материнской компании, в полном объеме, тем самым подтвердив:

  • возможность использования системы кэш-пулинга в условиях российского налогового регулирования;
  • важность решения суда для развития судебной практики по трансфертному ценообразованию в рамках системы кэш-пулинга.

Следует обратить внимание на то, что суд в своем решении опирался на достаточно обширную доказательную базу, показывающую наличие реального экономического смысла и прозрачность совершаемых операций. Можно предположить, что при отсутствии таких доказательств выводы суда по поводу законности учета спорных процентов могли бы быть принципиально иными.

24 июня апелляция оставила решение суда в силе.

Tagged with: источники финансирования, налоги, суд, финансирование

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *