КоАП нарушение валютного законодательства

Начали действовать санкции за нарушение карантина, режима самоизоляции и распространение в интернете и СМИ фейков, связанных с эпидемией коронавируса. Но сразу возникли вопросы. Во-первых, одновременно с поправками в КоАП РФ некоторые регионы тоже внесли правки в свои местные законы, и санкции за одни и те же нарушения в федеральном и региональных кодексах нередко разнятся. В результате по некоторым нарушениям неясно, какие нормы должны применяться: КоАП РФ или регионального кодекса. Во-вторых, для компаний ввели на федеральном уровне сразу две статьи: за нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания (ст. 6.3 КоАП РФ), а также за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения (ст. 20.6.1 КоАП РФ). В каких случаях и по каким статьям уже штрафуют компании и граждан, разбираемся в этой статье.

С 01.04.2020 вступили в силу два закона, в которых предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушение карантина, режима самоизоляции и распространение фейков, связанных с эпидемией коронавируса.

Один из них вводит штрафы в КоАП РФ. Это Федеральный закон от 01.04.2020 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Во втором предусмотрена уголовная ответственность. Это Федеральный закон от 01.04.2020 № 100-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Протоколы об административных правонарушениях по новым статьям будут составлять должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ. Перечень этих органов утвердит высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ.

Власти субъектов РФ тоже начали вводить штрафы за аналогичные правонарушения в региональные кодексы. В субъектах РФ, в которых были приняты свои поправки, будут применяться региональные штрафы. При этом регионы не вправе вводить штрафы в размере выше, чем в КоАП РФ. В тех субъектах РФ, где наказания за нарушение карантина или режима самоизоляции не ввели, будут применяться федеральные штрафы.

Нарушение карантина

Штрафовать за нарушение карантина в связи с распространением коронавируса будут по новым частям ст. 6.3 КоАП РФ (если иной штраф не предусмотрен региональным КоАП). В этой статье предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Максимальная санкция — 500 руб. (ст. 6.3 КоАП РФ в прежней редакции).

Теперь же введена отдельная ответственность за эти же действия, но совершенные при чрезвычайных обстоятельствах.

Цитируем до­кумен­т

Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Часть 2 ст. 6.3 КоАП РФ

В этом случае предусмотрены следующие наказания:

  • для граждан — штраф от 15 000 до 40 000 руб.;

  • для должностных лиц — штраф от 50 000 до 150 000 руб.;

  • для индивидуальных предпринимателей — штраф от 50 000 до 150 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток;

  • для юридических лиц — штраф от 200 000 до 500 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Такие штрафы будут грозить тем, кто нарушил карантин, то есть предписание Роспотребнадзора находиться в самоизоляции (допустим, две недели после прилета из другой страны) или в больнице либо другом учреждении (например, в связи с тем, что лицо имеет положительный результат на коронавирус или имело контакт с заразившимся).

Если такие действия повлекут причинение вреда здоровью человека или смерть человека, то наказывать будут еще строже. В этом случае штраф для граждан составит от 150 000 до 300 000 руб., для должностных лиц — от 300 000 до 500 000 руб., или назначат дисквалификацию на срок от одного года до трех лет, для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — от 500 000 до 1 млн руб., или приостановят деятельность на срок до 90 суток. Например, это могут быть случаи, если из-за нарушения карантина произойдет заражение вирусом других лиц.

Если же нарушение санитарно-эпидемиологических правил повлечет по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо создаст угрозу наступления таких последствий, то нарушителя могут привлечь к уголовной ответственности (ст. 236 УК РФ). Максимальное наказание — до двух лет лишения свободы. А если это повлечет по неосторожности смерть человека, то до пяти лет. Если в результате нарушения санитарно-эпидемиологических правил погибнут двое и более лиц, то накажут принудительными работами на срок от четырех до пяти лет либо лишением свободы на срок от пяти до семи лет. Нужно обратить внимание, что для привлечения к уголовной ответственности достаточно только угрозы распространения массового заболевания. А значит, если зараженный человек сбежал из больницы и поехал, допустим, на метро, то такие действия теоретически можно подвести под ст. 236 УК РФ.

Нарушение режима самоизоляции

Отдельно предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения (ст. 20.6.1 КоАП РФ). Под эту норму будут подпадать, например, те, кто должен находиться дома в самоизоляции согласно акту соответствующего органа власти. Например, в Москве это Указ мэра Москвы от 29.03.2020 № 34-УМ «О внесении изменений в Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ».

Так, невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации повлечет:

  • для граждан — предупреждение или штраф в размере от 1000 до 30 000 руб.;

  • для должностных лиц — штраф от 10 000 до 50 000 руб.;

  • для индивидуальных предпринимателей — штраф от 30 000 до 50 000 руб.;

  • для юридических лиц — штраф от 100 000 до 300 000 руб. (ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ).

Если такие действия повлекут причинение вреда здоровью человека или имуществу, а также за повторное нарушение ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ предусмотрены такие наказания:

  • для граждан — штраф от 15 000 до 50 000 руб.;

  • для должностных лиц — штраф от 300 000 до 500 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет;

  • для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — штраф от 500 000 до 1 млн руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ).

При этом в Москве за нарушение режима самоизоляции установлен штраф в размере 4000 руб. По сути, он ниже, чем на федеральном уровне (от 1000 до 30 000 руб.). А если нарушителя остановят на автомобиле, то ему будет грозить штраф в 5000 руб. и эвакуация на штрафстоянку (Закон г. Москвы от 01.04.2020 № 6 «О внесении изменений в статьи 2 и 8 Закона города Москвы от 10 декабря 2003 года № 77 «Об общественных пунктах охраны порядка в городе Москве» и Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»»).

Распространение фейков

За распространение фейков в СМИ или в интернете, в том числе о ситуации с коронавирусом, предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Так, в КоАП РФ появилась статья, в которой установлена административная ответственность за распространение в СМИ, а также в интернете под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, или о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств. За такое нарушение юридических лиц будут штрафовать на сумму от 1,5 млн до 3 млн руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой (ст. 10.1 КоАП РФ).

А если распространение такой информации повлечет смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка или общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, то штраф составит для юридических лиц от 3 млн до 5 млн руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой (ст. 10.2 КоАП РФ).

Повторное незаконное распространение повлечет наложение штрафа на граждан в размере от 300 000 до 400 000 руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой, на должностных лиц — от 600 000 до 900 000 руб., на юридических лиц — от 5 млн до 10 млн руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

Также за распространение фейков будет грозить уголовная ответственность. Штраф — до 700 000 руб., либо ограничение свободы до трех лет, либо другие наказания (ст. 207.1 УК РФ). Также уголовное наказание будет грозить за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека (до трех лет лишения свободы) либо повлекшее смерть (до пяти лет лишения свободы).

Ответственность аптек

Введена ч. 4 ст. 14.4.2 КоАП РФ с наказаниями для аптек, которые продают лекарства с наценкой. Так, реализация либо отпуск лекарственных препаратов с нарушением требований законодательства об обращении лекарственных средств в части установления предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам или розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, повлечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от 250 000 до 500 000 руб.;

  • на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации лекарственных препаратов вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

Комментарий эксперта

Андрей Кузьмин, к.ю.н., старший партнер, адвокат Адвокатского бюро «Титов, Кузьмин
и партнеры»

«ЭЖ-Юрист»: Сейчас ответственность для компаний ввели в ч. 2, 3 ст. 6.3 КоАП РФ (нарушение санитарных норм при чрезвычайных ситуациях и т.д.) и ст. 20.6.1 (невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения). В них предусмотрены разные штрафы. В каких случаях будут штрафовать нарушителей по этим статьям?

Андрей Кузьмин: За нарушение санитарно-эпидемиологических норм (то есть за нарушение СанПиНов, актов Роспотребнадзора) штраф накладывается по ст. 6.3 КоАП РФ. Например, за неназначение ответственного лица за принятие мер по противодействию ОРВИ и коронавирусу. А за нарушения региональных актов о введении режима повышенной готовности организации будут привлекать к ответственности по новой ст. 20.6.1 КоАП РФ.

«ЭЖЮ»: Когда будут применяться региональные штрафы, а когда — федеральные?

А.К.: В региональных КоАП могут устанавливаться специальные составы за нарушение регионального акта о введении режима повышенной готовности. Например, в Москве введена ответственность за нарушение требований о приостановлении деятельности организациями. За это нарушение компания будет оштрафована по региональному КоАП, а за иные отклонения — по федеральному КоАП. Например, если зал ресторана продолжает работу, то это московский КоАП, а если организация не вынесла приказ о режиме работы, то федеральный.

Статья 1.3.1 КоАП РФ устанавливает предметы ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях. Таким образом, если совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена Законом Москвы, то это прямо будет указано в этом Законе и ответственность по федеральному закону (КоАП РФ) установлена не будет. И наоборот.

Ответственность за нарушение валютного законодательства

Основной закон, регламентирующий обращение валют, — Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и контроле».

К основным службам контроля валютного обращения относят Центробанк России и Правительство Российской Федерации. В качестве агентов выступают уполномоченные коммерческие институты (банки), внешнеэкономические кредитные учреждения.

Перечень действий, характеризующихся как нарушения, представлен в КоАП РФ (ст. 15.25). К ним принято относить:

• проведение нелегальных валютных операций, запрещенных действующим законодательством страны и конкретных регионов (приобретение и реализация иностранной валюты, чеков, осуществление расчетов);

• предоставление уведомления об оформлении или прекращении действия депозита, баланса, изменении реквизитов с нарушением сроков или в неверной форме;

• пренебрежение выполнением со стороны резидента обязательств, связанных с уведомлением контролирующих органов о поступлениях на счета иностранной валюты или валюты РФ;

• неисполнение обязательства по возмещению в РФ финансов, которые были компенсированы нерезидентам в счет оплаты стоимости товаров, не полученных на территории страны; игнорирование соблюдения порядка, в котором должно производиться предоставление отчетностей по операциям с валютами.

Действия, связанные с нарушением валютного законодательства, порождают возникновение множества форм и разновидностей ответственности. Закон подразумевает три направления ответственности за совершение противоправных мероприятий:

1. Гражданско-правовая (регулируется статьями 167-169 Гражданского кодекса РФ)

Ответственность наступает в случае признания сделки недействительной или в рамках подписания ничтожного соглашения в виде компенсация сторонам имущественных и материальных затрат, понесенных в ходе совершения операции, а также перечисление вырученных средств в бюджет.

2. Административная (регулируется ст. 15.25 КоАП РФ)

Ответственность наступает в случае осуществления запрещенных валютных операций, нарушения сроков предоставления сведений о факте открытия, закрытия, внесения изменений, а также предоставления материалов в неверной форме, пренебрежения необходимостью предоставления сведений о наличии счета за рубежом, несоблюдения правил репатриации валюты, игнорирования правил по соблюдению порядка отчета о проведении операций с валютами на зарубежных балансах.

За такое нарушение ответственность варьируется в зависимости от сумм, указанных в договорах, также предусмотрен административный штраф вплоть до 50 тыс. для юридических лиц.

2. Уголовная (регулируется ст.ст. 186, 193, 193.1 Уголовного кодекса РФ)

Названный вид ответственности наступает в случае производства поддельных банкнот с последующим хранением и распространением, невозвращение валюты российских финансов из-за рубежа в крупной (от 9 млн.) и особо крупной (от 45 млн.) величине, перевод финансов за рубеж по подложной документации.

За данный вид нарушения предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до 12 лет.

Прокуратура Ленинского района

  • Раздел II. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
    • Глава 15. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ, НАЛОГОВ И СБОРОВ, СТРАХОВАНИЯ, РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования

1. Осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.

2. Представление резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2.1. Непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

3. Утратил силу. — Федеральный закон от 25.11.2013 N 315-ФЗ.

4. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

5. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию.

6. Несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок —

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

6.1. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами не более чем на десять дней —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

6.2. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более чем на десять, но не более чем на тридцать дней —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

6.3. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более чем на тридцать дней —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

6.4. Повторное в течение одного года совершение действий (бездействие), предусмотренных частью 6 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до шестисот тысяч рублей.

7. Утратил силу. — Федеральный закон от 12.11.2012 N 194-ФЗ.

Примечания:

1. Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц частями 1, 4 и 5 настоящей статьи, применяется только к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 12.11.2012 N 194-ФЗ.

3. Пересчет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту Российской Федерации производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу Центрального банка Российской Федерации.

4. Административная ответственность, установленная частью 4 настоящей статьи, не применяется к лицам, обеспечившим получение на свои банковские счета страховой выплаты по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств по внешнеторговому договору (контракту) в порядке и сроки, которые предусмотрены договором страхования, при наступлении страхового случая, предусмотренного установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ «О банке развития» порядком осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, при условии, что определенное договором страхования значение соотношения страховой суммы и страховой стоимости (уровень страхового возмещения) равно установленному названным порядком значению или превышает его.

5. Расчет административного штрафа, установленного частью 4 настоящей статьи, выраженного в величине, кратной сумме денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, осуществляется исходя из размера ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период просрочки.

Федеральный закон принят Государственной Думой 7 июля 2020 года и одобрен Советом Федерации 15 июля 2020 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом вносятся комплексные изменения в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования).

Части 1, 2, 21, 64 и 65 указанной статьи дополняются положениями об ответственности за нарушения, касающиеся счетов резидентов не только в банках, но и в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Уточняется санкция части 5 указанной статьи (невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезённые в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них).

В новой редакции излагаются части 4 и 6 указанной статьи, устанавливающие административную ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по репатриации выручки по внешнеторговому договору (контракту) и за несоблюдение установленного порядка представления отчётов о движении средств.

Указанная статья дополняется частями 42 и 53, устанавливающими повышенную административную ответственность резидентов, включённых в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, за невыполнение обязанности по репатриации выручки по внешнеторговому договору (контракту) и по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезённые в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Также указанная статья дополняется частями 43 и 63–1, предусматривающими административную ответственность за невыполнение резидентом обязанности по исполнению или прекращению обязательств по внешнеторговому договору (контракту), на который распространяются требования валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, способами, разрешёнными законодательством Российской Федерации, и за непредставление резидентом в уполномоченный банк форм учёта и отчётности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций по истечении 90 дней после окончания установленного срока.

Кроме того, статья 15.25 Кодекса дополняется примечаниями 7–9, которыми устанавливаются случаи неприменения административной ответственности, установленной частями 1 и 4 названной статьи, определяется сумма обязательств по внешнеторговому договору (контракту), при которой неисполнение обязанности по репатриации выручки по такому договору (контракту) не влечёт административной ответственности, предусмотренной частью 4 названной статьи, а также устанавливается срок, по истечении которого применяется административная ответственность, установленная частями 4–43, 5, 52 и 53 названной статьи.

Одновременно в части 1 и 3 статьи 3.5 Кодекса вносятся корреспондирующие изменения, направленные на уточнение механизма исчисления административного штрафа, выраженного в величине, кратной сумме денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

НАРУШЕНИЯ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СВЕТЕ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Ю. Б. СИНИЦЫНА,

эксперт Первого Дома Консалтинга » Что делать Консалт»

Ответственность за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования предусмотрена ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) по шести частям. Поскольку спектр правонарушений, подпадающих под указанную статью, достаточно широк, важно рассмотреть некоторые спорные вопросы, которые дошли до Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ВАС РФ).

Расчеты при осуществлении валютных операций между резидентом и нерезидентом наличными денежными средствами. Валютная операция, совершаемая при получении российским физическим или юридическим лицом от иностранного гражданина либо организации в счет передачи товаров, выполнения работ, оказания услуг наличных денежных средств в валюте Российской Федерации, не запрещенная законом и не ограниченная требованиями об использовании специального счета о резервировании, не может быть отнесена к категории незаконных валютных операций, совершение которых образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 № 4140/09 по делу N° А47-6623/08), пересматривая в порядке надзора следующее дело.

Индивидуальный предприниматель осуществлял оптовую продажу товаров (свежих овощей и фруктов) нерезидентам РФ, которые производили оплату товаров наличными денежными средствами путем внесения их в кассу предпринимателя. Именно за это индивидуальный предприниматель был привлечен к ответственности таможенным органом по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Президиум ВАС РФ указал на то, что в валютном законодательстве РФ не содержится запрета на получение физическим лицом, являющимся гражданином РФ, от нерезидента наличных денежных средств в валюте РФ в качестве платы за передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Исходя из ст. 6 Федерального закона от

10.12.2003 N° 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ), валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением отдельных валютных операций, предусмотренных ст. 7, 8, 11 Закона № 173-Ф3. При этом ст. 7 утратила силу 01.07.2006, а ст. 8 — 01.01.2007. К этим статьям названные операции не относятся, в связи с чем они являются операциями, разрешенными валютным законодательством.

Порядок осуществления таких валютных операций, а также требования об использовании специального счета при их совершении не установлены. Согласно ч. 2 ст. 5 Закона № 173-ФЗ в случае, если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования, то валютные операции осуществляются без ограничений.

Получение резидентом валютной выручки с превышением срока, предусмотренного контрактом, по причине несвоевременной оплаты нерезидентом. Получение резидентом валютной выручки с превышением срока, предусмотренного контрактом, по причине несвоевременной оплаты нерезидентом при отсутствии фактов противоправного поведения резидента, препятствующего получению валютной выручки на свои банковские счета в уполномоченных банках, не образует

Пример. Между обществом и украинской компанией — нерезидентом был заключен экспортный контракт на поставку товаров. Во исполнение условий контракта общество-резидент экспортировало товары и в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ обязано было обеспечить зачисление экспортной валютной выручки за поставленные товары в указанный контрактом срок. Между тем в установленные контрактом сроки на счет общества была зачислена только часть выручки, а оставшаяся часть на момент составления протокола об административном правонарушении так и не поступила, в связи с чем общество было признано виновным в совершении правонарушения и привлечено постановлением территориального управления Росфиннадзора по г. Москве к ответственности по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ.

Суды, отказывая в удовлетворении заявления общества об отмене данного постановления, исходили из нормы ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, в соответствии с которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В качестве доказательства принятия резидентом исчерпывающих мер по соблюдению валютного законодательства общество представило в суд апелляционной инстанции два решения хозяйственного суда г. Киева, в соответствии с которыми с контрагента в пользу общества взыскана спорная сумма валютной выручки по контракту и выдан приказ о принудительном выполнении указанного решения.

Пересматривая дело в порядке надзора и отменяя решения первой апелляционной и кассационной инстанций, Президиум ВАС РФ признал предпринятые обществом меры по получению валютной выручки свидетельствующими о его стремлении выполнить публичную обязанность, содержащуюся в п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ.

Возврат денежных средств, оплаченных за не ввезенный на территорию РФ товар. При рассмотрении дел о привлечении к ответственности по ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ большое значение имеют

предпринятые обществом меры для возврата уплаченных за товар денежных средств, который в итоге не был ввезен на территорию РФ. Здесь возникает неоднозначная оценка таких мер судами.

Обязанность по возврату денежных средств предусмотрена п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ.

В соответствии с ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ правонарушением признается невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Общество (покупатель) заключило с компанией-нерезидентом (продавцом) контракт на поставку товара. В дополнительном соглашении к контракту стороны определили порядок оплаты товара (по частям).

Часть заявленной партии товара была доставлена в порт назначения и размещена в зоне таможенного контроля, затем прошла таможенное оформление и была выпущена для внутреннего потребления на территории РФ. Заявленный товар был полностью оплачен, полная часть этой суммы перечислена в последний день срока действия контракта. Между тем продавец перепродал, не уведомив об этом общество, оставшуюся часть товара другому покупателю. После обращения общества в посольство республики нерезидента продавец вернул часть уплаченных покупателем денежных средств за непоставленный товар, а часть суммы удержал.

На основании постановления территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Калмыкия общество привлечено к административной ответственности, установленной ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ.

По мнению управления, общество не проявило должной осмотрительности при заключении контракта, не предусмотрев способы обеспечения исполнения обязательств и не истребовав сведения о надежности контрагента.

Суд кассационной инстанции указал, что при оценке действий резидента на предмет соответствия требованиям Закона № 173-ФЗ необходимо принимать во внимание не только действия по получению денежных средств, которые были предприняты обществом после неисполнения продавцом его обязанностей, но и обеспечительные меры, которые должны быть предусмотрены

при заключении контракта в целях получения или возврата денежных средств.

Президиум ВАС РФ, пересматривая дело в порядке надзора, отметил, что заключение контракта без указания в нем способов обеспечения исполнения обязательств нерезидента само по себе не может свидетельствовать о противоправности действий резидента, о препятствовании получению от нерезидента товаров, результатов выполняемых работ, оказываемых услуг, информации или результатов интеллектуальной деятельности, а также возврату уплаченных денежных средств либо получению валютной выручки на банковские счета в уполномоченных банках.

Общество предприняло меры для возврата денежных средств, уплаченных за товар, а именно: обратилось к иностранной юридической фирме по поводу их возврата в день, когда узнало о передаче продавцом товара другому лицу, заключило договор с адвокатом российской юридической компании о юридической помощи по вопросу погашения продавцом задолженности, направило продавцу официальную претензию. Помимо этого общество обращалось в посольство республики

компании-нерезидента с просьбой о содействии в урегулировании спора с продавцом.

Поскольку данные меры привели к возврату лишь части платы за товар, общество подало в арбитражный суд заявление о взыскании денежных средств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В связи с изложенным Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что общество необоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ.

Список литературы

2. О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон № 173-ФЗ от

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *