Коды оксо

Минтруд России представил топ-50 специальностей, требующих наличия среднего профессионального образования. Об этом 24 августа сообщил ТАСС со ссылкой на пресс-службу ведомства.

«На общественное обсуждение представлен перечень топ-50 специальностей, требующих среднего образования. Перечень необходим для того, чтобы определить основные направления подготовки в учреждениях среднего специального образования. Проект топ-50 размещен на regulation.gov.ru для общественного обсуждения», — сообщили агентству.

Список был сформирован на основе опроса, в котором приняли участие более 9 тыс. предприятий и организаций из всех регионов России и анализа вакансий, размещенных на ключевых рекрутинговых сайтах в первой половине 2020 года. При формировании перечня учитывались экспертные мнения о востребованности профессий.

«Часть направлений профподготовки всегда актуальна: профессия медицинской сестры, фармацевта, мастера общестроительных и отделочных работ. Часть профессий, появившихся в списке, сегодня еще довольно редка, но на протяжении ближайших десятилетий будет наращивать свою долю на рынке труда. Это специалист по интеллектуальным интегрированным системам, наладчик оборудования аддитивного производства, оператор мобильной робототехники», — завила замминистра труда и социальной защиты РФ Елена Мухтиярова.

В ведомстве уточнили, что исследование позволило определить динамику спроса на работников по различным профессиям. Данный перечень позволяет выделить приоритетные профессии и специальности, которые отвечают общероссийским и региональным потребностям экономики. Результаты этой работы будут использованы при актуализации информационного ресурса «Справочник профессий».

Описание классификатора ОКСО

Вхождение классификатора в Национальную систему стандартизации

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) является документом по стандартизации Российской Федерации.

Предшествующий классификатор

ОКСО вводится взамен ОКСО ОК 009-2003, а также Общероссийского классификатора начального профессионального образования (ОКНПО) ОК 023-95.

Информационные ресурсы для разработки классификатора

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) основывается на утверждаемых Министерством образования и науки Российской Федерации перечнях профессий и специальностей среднего профессионального образования и перечнях специальностей и направлений подготовки высшего образования, разработанных в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Назначение классификатора

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) предназначен для классификации и кодирования профессий, специальностей и направлений подготовки, используемых для реализации профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования.

ОКСО используется при решении задач, связанных с:

  • регламентацией приема, образовательной деятельности и выпуска по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования;
  • определением прогнозной потребности в кадрах соответствующих квалификаций;
  • регламентацией лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности в области среднего профессионального и высшего образования;
  • регламентацией статистического учета в области среднего профессионального и высшего образования.

Построение классификатора

ОКСО включают в себя следующие разделы:

  • раздел I. Профессии среднего профессионального образования;
  • раздел II. Специальности среднего профессионального образования;
  • раздел III. Направления подготовки высшего образования — бакалавриата;
  • раздел IV. Направления подготовки высшего образования — магистратуры;
  • раздел V. Специальности высшего образования — специалитета;
  • раздел VI. Направления подготовки высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре;
  • раздел VII. Направления подготовки высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре;
  • раздел VIII. Специальности высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры;
  • раздел IX. Специальности высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.

Объекты классификации

Объектами классификации в ОКСО являются профессии и специальности среднего профессионального образования, специальности и направления подготовки высшего образования.

Под профессией, специальностью, направлением подготовки понимается совокупность компетенций, приобретенных в результате получения среднего профессионального или высшего образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач.
Профессии, специальности и направления подготовки объединяются в укрупненные группы.

Под укрупненной группой понимается совокупность родственных профессий, специальностей и направлений подготовки.
Для обобщенной характеристики профессий, специальностей и направлений подготовки укрупненные группы объединяются в области образования.

Под областью образования понимается совокупность укрупненных групп, относящихся к определенной сфере деятельности.

ОКСО содержит коды областей образования, укрупненных групп, профессий, специальностей и направлений подготовки, а также их наименования.

Система классификации и кодирования

В ОКСО использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования.

Структура кода классификатора
Кодовое обозначение профессии, специальности или направления подготовки состоит из семи цифровых знаков:

X.XX.XX.XX,

где:
1-й цифровой знак соответствует коду области образования;
2-й и 3-й цифровые знаки соответствуют коду укрупненной группы;
4-й и 5-й цифровые знаки соответствуют коду образовательного уровня;
6-й и 7-й цифровые знаки соответствуют коду профессии, специальности или направления подготовки.

После кода области образования, после кода укрупненной группы и после кода образовательного уровня ставится точка.

Код области образования, укрупненной группы и образовательного уровня представляют собой последовательные цифровые коды в пределах ОКСО.

Код профессии, специальности или направления подготовки представляет собой последовательный цифровой код в пределах укрупненной группы и образовательного уровня.

При кодировании укрупненной группы как объекта классификации код образовательного уровня и код профессии (специальности, направления подготовки) имеют значение «00».

При кодировании области образования как объекта классификации код укрупненной группы, код образовательного уровня и код профессии (специальности, направления подготовки) не используются.

В ОКСО использован перечень областей образования, установленный Порядком формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1059:

  • математические и естественные науки;
  • инженерное дело, технологии и технические науки;
  • здравоохранение и медицинские науки;
  • сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки;
  • науки об обществе;
  • образование и педагогические науки;
  • гуманитарные науки;
  • искусство и культура;
  • оборона и безопасность государства. Военные науки.

В ОКСО использован перечень укрупненных групп, установленный приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» и от 29 октября 2013 г. № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования»:

  • Математические и естественные науки
    • 01 Математика и механика
    • 02 Компьютерные и информационные науки
    • 03 Физика и астрономия
    • 04 Химия
    • 05 Науки о Земле
    • 06 Биологические науки
  • Инженерное дело, технологии и технические науки
    • 07 Архитектура
    • 08 Техника и технологии строительства
    • 09 Информатика и вычислительная техника
    • 10 Информационная безопасность
    • 11 Электроника, радиотехника и системы связи
    • 12 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии
    • 13 Электро- и теплоэнергетика
    • 14 Ядерная энергетика и технологии
    • 15 Машиностроение
    • 16 Физико-технические науки и технологии
    • 17 Оружие и системы вооружения
    • 18 Химические технологии
    • 19 Промышленная экология и биотехнологии
    • 20 Техносферная безопасность и природообустройство
    • 21 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия
    • 22 Технологии материалов
    • 23 Техника и технологии наземного транспорта
    • 24 Авиационная и ракетно-космическая техника
    • 25 Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники
    • 26 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта
    • 27 Управление в технических системах
    • 28 Нанотехнологии и наноматериалы
    • 29 Технологии легкой промышленности
  • Здравоохранение и медицинские науки
    • 30 Фундаментальная медицина
    • 31 Клиническая медицина
    • 32 Науки о здоровье и профилактическая медицина
    • 33 Фармация
    • 34 Сестринское дело
  • Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки
    • 35 Сельское, лесное и рыбное хозяйство
    • 36 Ветеринария и зоотехния
  • Науки об обществе
    • 37 Психологические науки
    • 38 Экономика и управление
    • 39 Социология и социальная работа
    • 40 Юриспруденция
    • 41 Политические науки и регионоведение
    • 42 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело
    • 43 Сервис и туризм
  • Образование и педагогические науки
    • 44 Образование и педагогические науки
  • Гуманитарные науки
    • 45 Языкознание и литературоведение
    • 46 История и археология
    • 47 Философия, этика и религиоведение
    • 48 Теология
    • 49 Физическая культура и спорт
  • Искусство и культура
    • 50 Искусствознание
    • 51 Культуроведение и социокультурные проекты
    • 52 Сценические искусства и литературное творчество
    • 53 Музыкальное искусство
    • 54 Изобразительное и прикладные виды искусств
    • 55 Экранные искусства
  • Оборона и безопасность государства. Военные науки
    • 56 Военное управление
    • 57 Обеспечение государственной безопасности

Образовательные уровни в ОКСО имеют следующие коды:

  • 01 среднее профессиональное образование — подготовка квалифицированных рабочих, служащих
  • 02 среднее профессиональное образование — подготовка специалистов среднего звена
  • 03 высшее образование — бакалавриат
  • 04 высшее образование — магистратура
  • 05 высшее образование — специалитет
  • 06 высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
  • 07 высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре
  • 08 высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры
  • 09 высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки

Соответствие классификатора международным и национальным регламентирующим документам

ОКСО сопоставлен с Международной стандартной классификацией образования МСКО 2011 и Международной стандартной классификацией образования МСКО-О 2013.
Каждой профессии, специальности и каждому направлению подготовки поставлены в соответствие следующие коды МСКО:

  • — код образовательной программы;
  • — код области образования.

Система ведения классификатора

Разработка и представление для принятия изменений к Общероссийскому классификатору специальностей по образованию (ОКСО) обеспечивается Министерством образования и науки Российской Федерации в порядке, установленном Правилами стандартизации ПР 50.1.024-2005 «Основные положения и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов».

Что полезно знать абитуриенту об общем конкурсе
(Просто об общем конкурсе на группу специальностей)
Общий конкурс – это твой реальный шанс поступить в университет.
На какие специальности поступают по общему конкурсу?
В нашем университете общий конкурс проводится по трем группам специальностей:
1 группа – специальности экономической направленности
2 группа – специальности биологической направленности
3 группа – специальности физической культуры.

Что такое общий конкурс?

Ты подаешь заявление и указываешь в нем все специальности, входящие в группу. При этом ты сам(а) определяешь приоритет для тебя той или иной специальности.
НАПРИМЕР, в группе специальностей экономической направленности – семь специальностей. В заявлении, которое тебе нужно заполнить при подаче документов, есть таблица, в которой ты самостоятельно расставляешь приоритет для тебя каждой специальности из группы. Предположим, больше всего тебе хотелось бы учиться на специальности «Маркетинг». Значит, в таблице напротив этой специальности ты ставишь цифру «1». Допустим, второй по значимости для тебя является специальность «Финансы и кредит». В таблице напротив этой специальности ты проставляешь цифру «2», и таким образом продвигаешься по списку. (Смотрите таблицу ниже).
Приоритеты специальностей указаны в качестве условного примера!!! Тебе надо сделать свой выбор.

Специальность (направление специальности, специализация) Вступительные испытания
Группа 1
Финансы и кредит Белорусский (русский) язык (ЦТ)
Математика (ЦТ)
Иностранный язык (ЦТ)
Экономика и управление на предприятии
Бухгалтерский учет, анализ и аудит (в промышленности)
Маркетинг
Финансовая и банковская экономика
Менеджмент (в сфере международного туризма)
Предпринимательская деятельность в сфере физической культуры, спорта и международного туризма

Если у тебя достаточно баллов для зачисления на самую приоритетную для тебя специальность, то ты на неё и будешь зачислен(а). Если же баллов не хватило, не расстраивайся! Если сумма твоих баллов достаточна, чтобы поступить на специальность, которая определена тобой в качестве второй по приоритету, ты будешь зачислен(а) на эту специальность. И так далее по всем специальностям этой группы, начиная с наиболее желанной для тебя. Если ты вообще не хочешь участвовать в конкурсе на какую-либо специальность, то можешь поставить напротив неё «0» или прочерк.

Как проходит зачисление по общему конкурсу?

Зачисление проходит в два этапа.
Первый этап. На этом этапе зачисление происходит в целом на группу специальностей, исходя из суммы всех баллов, полученных абитуриентом при прохождении централизованного тестирования, и среднего балла аттестата.
Нужно помнить, что отдельные категории абитуриентов зачисляются без вступительных испытаний (пункт 24 Правил приёма) и/или вне конкурса (пункт 26 Правил приёма).
Все остальные абитуриенты ранжируются, начиная с получившего наибольшее количество баллов (сумма баллов по трем сертификатам ЦТ и балл аттестата) и по убывающей. Определяются ФИО абитуриентов, которые могут быть зачислены в университет в соответствии с цифрами плана приема. Сумма баллов абитуриента, который оказался последним в списке зачисленных, будет являться суммой проходного балла. Если с таким баллом абитуриентов больше, чем возможно к зачислению в соответствии с планом, то эта сумма баллов будет полупроходным баллом. И зачисление абитуриентов из числа тех, кто набрал полупроходной балл, будет проведено приемной комиссией в соответствии с пунктом 27 Правил приёма.
Второй этап. На этом этапе происходит распределение зачисленных абитуриентов в соответствии с выбранными ими приоритетами по тому алгоритму, который мы описали выше.

В чём преимущество общего конкурса?

1) Вероятность того, что ты станешь студентом, участвуя в общем конкурсе, выше, чем при участии в конкурсе на одну специальность.
2) Чем больше сумма баллов по сертификатам и аттестату, тем шире возможность выбора.
Более подробно о правилах поступления в ПолесГУ можно почитать
И помни, тот выбор приоритетов, который ты сделал сейчас, не является окончательным. Техника и технологии меняются так стремительно, что учиться нужно на протяжении всей жизни, постоянно работая над собой. По окончании университета ты можешь также продолжить свое обучение в магистратуре университета. Спектр специальностей магистратуры в нашем университете достаточно широк.
БУДЕМ РАДЫ ВИДЕТЬ ТЕБЯ В СПИСКЕ ПОСТУПИВШИХ В ПОЛЕСГУ!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *