Комитет конкурентной политики Крыма

Об утверждении Положения о Государственном комитете конкурентной политики Республики Крым и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета министров Республики Крым

СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 2018 года N 62
Об утверждении Положения о Государственном комитете конкурентной политики Республики Крым и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета министров Республики Крым

(с изменениями на 14 октября 2019 года)

(в ред. Постановлений Совета министров Республики Крым от 20.07.2018 N 356, от 26.07.2018 N 368, от 14.10.2019 N 579)

В соответствии со статьей 84 Конституции Республики Крым, статьями 2, 28, 41, 45 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года N 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», Указом Главы Республики Крым от 11 декабря 2017 года N 523-У «О некоторых вопросах деятельности Комитета конкурентной политики Республики Крым» Совет министров Республики Крым постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Государственном комитете конкурентной политики Республики Крым.

2. Признать утратившими силу постановления Совета министров Республики Крым:

от 6 августа 2014 года N 251 «Об утверждении Положения о Комитете конкурентной политики Республики Крым»;

от 20 февраля 2015 года N 54 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 6 августа 2014 года N 251»;

от 8 сентября 2015 года N 534 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 6 августа 2014 года N 251»;

от 19 августа 2016 года N 400 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 6 августа 2014 года N 251»;

от 22 ноября 2016 года N 575 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 6 августа 2014 года N 251»;

от 15 февраля 2017 года N 73 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 6 августа 2014 года N 251»;

от 20 сентября 2017 года N 469 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 6 августа 2014 года N 251».

Глава Республики Крым,
Председатель Совета министров
Республики Крым
С.АКСЕНОВ

Заместитель Председателя Совета министров
Республики Крым —
руководитель Аппарата Совета министров
Республики Крым
Л.ОПАНАСЮК

Приложение. Положение о Государственном комитете конкурентной политики Республики Крым

Приложение
к постановлению
Совета министров
Республики Крым
от 09.02.2018 N 62

(в ред. Постановлений Совета министров Республики Крым от 20.07.2018 N 356, от 26.07.2018 N 368, от 14.10.2019 N 579)

Общие положения

1.1. Государственный комитет конкурентной политики Республики Крым (далее — Комитет) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление функций по обеспечению (во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок) реализации государственной политики в сфере закупок для обеспечения нужд Республики Крым, организации мониторинга закупок для обеспечения нужд Республики Крым, методологическому сопровождению деятельности заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд Республики Крым, нормативному правовому регулированию контрактной системы в сфере закупок для нужд Республики Крым, а также по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для всех государственных заказчиков Республики Крым, государственных казенных учреждений Республики Крым, государственных бюджетных учреждений Республики Крым, юридических лиц в соответствии с частями 4 — 6 статьи 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), муниципальных заказчиков Республики Крым (в случае если источником бюджетных средств являются целевые межбюджетные трансферты из бюджета Республики Крым, во всех остальных случаях — на основании соглашений между Республикой Крым и находящимся на ее территории муниципальным образованием), в том числе в случае привлечения всеми вышеуказанными лицами специализированной организации в соответствии со статьей 40 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок в соответствии с Порядком взаимодействия Комитета и заказчиков Республики Крым при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 30 марта 2018 года N 154.

(в ред. Постановления Совета министров Республики Крым от 20.07.2018 N 356)

Комитет руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Конституцией Республики Крым, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым, регулирующими отношения в сфере государственных закупок, а также настоящим Положением.

1.2. Комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их организационно-правовой формы.

1.3. Комитет в своей деятельности подконтролен и подотчетен Главе Республики Крым и Совету министров Республики Крым.

1.4. Комитет обладает правами юридического лица, имеет право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Крым и своим наименованием, а также соответствующие бюджетные и иные счета, открываемые в установленном законодательством порядке, штампы и бланки установленного образца.

1.5. Полное официальное название Комитета — Государственный комитет конкурентной политики Республики Крым.

1.6. Сокращенное название Комитета — Комитет госзаказа Крыма.

1.7. Комитет наделяется в установленном порядке необходимым имуществом — помещениями, средствами связи, техническим оборудованием, транспортными и иными материально-техническими средствами, которое закрепляется за ним на праве оперативного управления и является собственностью Республики Крым.

1.8. Финансирование деятельности Комитета осуществляется за счет средств бюджета Республики Крым, предусмотренных отдельной строкой в бюджете Республики Крым на соответствующий финансовый год и на плановый период.

Основные задачи Комитета

Основными задачами Комитета являются:

2.1. Обеспечение реализации государственной политики в сфере закупок для обеспечения нужд Республики Крым.

2.2. Организация мониторинга закупок для обеспечения нужд Республики Крым.

2.3. Нормативное правовое регулирование контрактной системы в сфере закупок для нужд Республики Крым.

2.4. Методологическое сопровождение деятельности заказчиков.

2.5. Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков.

2.6. Формирование конкурентной среды на территории Республики Крым, развитие информационного пространства в области иных конкурентных процедур.

2.7. Обеспечение приоритета целей и задач по содействию развитию конкуренции при реализации Комитетом своих полномочий.

(п. 2.7 введен Постановлением Совета министров Республики Крым от 26.07.2018 N 368)

2.8. Подготовка кадров в сфере закупок для обеспечения нужд Республики Крым.

(п. 2.8 введен Постановлением Совета министров Республики Крым от 14.10.2019 N 579)

Функции Комитета

Комитет в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

3.1. Обеспечивает (во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок) реализацию государственной политики в сфере закупок для обеспечения нужд Республики Крым.

3.2. Организует в пределах установленных полномочий мониторинг закупок для обеспечения нужд Республики Крым.

Осуществляет функции по проведению оценки соответствия и мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проектов таких планов, изменений, внесенных в такие планы, проектов изменений, вносимых в такие планы, годовых отчетов требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке.

3.3. Осуществляет методологическое сопровождение деятельности заказчиков, в том числе:

вырабатывает меры по оптимизации процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков и взаимодействия с заказчиками;

разрабатывает обязательные для применения заказчиками формы документов, методические рекомендации в рамках контрактной системы в сфере закупок;

осуществляет методологическое сопровождение при подготовке заказчиками условий контрактов, проектов контрактов.

3.3-1. Организовывает дополнительное профессиональное образование в сфере закупок для обеспечения нужд Республики Крым.

(п. 3.3-1 введен Постановлением Совета министров Республики Крым от 14.10.2019 N 579)

3.4. Осуществляет полномочия по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для заказчиков способами, предусмотренными действующим законодательством, в том числе:

принимает решение о создании комиссий по осуществлению закупок (далее — комиссии), определяет их состав, порядок работы;

осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности комиссий;

планирует сроки проведения процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков;

принимает решение о принятии либо возврате поручения заказчиков на осуществление закупки по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчикам;

осуществляет иные действия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренные федеральным законодательством;

привлекает экспертов, экспертные организации в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;

проводит совместные конкурсы и совместные аукционы при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ и услуг.

3.5. В пределах установленной компетенции осуществляет:

представление по требованию уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Республики Крым информации и документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

выполнение решений, предписаний, принятых уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Республики Крым по результатам рассмотрения жалоб, внеплановых проверок;

обжалование в судебном порядке решений, предписаний уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Республики Крым, принятых по результатам рассмотрения жалоб, проведения внеплановых проверок.

3.6. Осуществляет организационно-методическое сопровождение формирования и реализации конкурентной политики, организации и проведения торгов, внедрения и развития в Республике Крым федеральной контрактной системы.

(в ред. Постановления Совета министров Республики Крым от 20.07.2018 N 356)

3.7. На основе мониторинга показателей осуществления закупок для обеспечения нужд заказчиков Республики Крым формирует предложения по рейтингу эффективности и прозрачности осуществления закупок для обеспечения нужд заказчиков Республики Крым.

3.8. Осуществляет в установленной сфере деятельности мероприятия по оптимизации предоставления государственных услуг, снижению административных барьеров, снижению бюджетных расходов и повышению эффективности использования бюджетных средств.

3.9. Осуществляет сбор, обработку и анализ информации об осуществлении закупок заказчиками.

3.10. Осуществляет в соответствии со своей компетенцией разработку и принятие правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

3.11. Обеспечивает сопровождение сайта Комитета в сети «Интернет».

3.12. Осуществляет функции государственного заказчика при осуществлении закупок для обеспечения нужд Комитета.

3.13. В пределах установленной компетенции осуществляет полномочия в области формирования государственных программ Республики Крым.

3.14. Обеспечивает управление проектной деятельностью, в том числе управление проектами и управление портфелями проектов.

3.15. Вносит в установленном порядке на рассмотрение Главы Республики Крым предложения о создании, ликвидации, реорганизации подведомственных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений Республики Крым.

3.16. Осуществляет деятельность по вопросам защиты сведений, составляющих государственную тайну.

3.17. Выполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств Республики Крым, главного администратора доходов бюджета Республики Крым по источникам, закрепляемым в соответствии с возложенными полномочиями в установленной сфере деятельности.

3.18. Принимает меры по реализации программ, проектов и мероприятий в установленной сфере деятельности.

3.19. Осуществляет защиту интересов Республики Крым в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах, третейских судах, федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контроль (надзор), представляет в установленном порядке Совет министров Республики Крым в иных государственных органах, организациях.

3.20. Организует и осуществляет в пределах компетенции Комитета мобилизационную подготовку и мобилизацию в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами Республики Крым.

3.21. Осуществляет в соответствии с установленной компетенцией организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне в Комитете в соответствии с действующим законодательством.

3.22. Организует в соответствии с установленной компетенцией выполнение и осуществление мер пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

3.23. Организует проведение мероприятий по совершенствованию системы управления в установленной сфере деятельности.

3.24. Осуществляет прием граждан, рассмотрение в установленном порядке обращений граждан и организаций.

3.25. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым мониторинг правоприменения нормативных правовых актов, принятых Комитетом.

3.26. Организует в пределах компетенции мероприятия по предупреждению коррупционных правонарушений и противодействию коррупции в Комитете.

3.27. Оказывает бесплатную юридическую помощь гражданам в соответствии с Законом Республики Крым от 1 сентября 2014 года N 59-ЗРК «О бесплатной юридической помощи в Республике Крым».

3.28. Осуществляет иные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым, в т.ч. вытекающие из задач Комитета.

Права Комитета

Комитет с целью реализации полномочий имеет право:

4.1. Запрашивать и получать у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, исполнительных органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления муниципальных образований, юридических и физических лиц, иных субъектов в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к ведению Комитета.

4.2. Проводить с участием представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления муниципальных образований совещания по вопросам, отнесенным к ведению Комитета.

4.3. Вносить в установленном порядке на рассмотрение исполнительных органов государственной власти Республики Крым, государственных учреждений и иных организаций предложения по вопросам государственных закупок, направлять информационные письма, разъяснения, методические рекомендации, примерные формы документов.

4.4. Создавать совещательные, экспертные и иные рабочие органы в установленной сфере деятельности.

4.5. Привлекать научные и иные организации, ученых и специалистов в установленном порядке для проработки вопросов в установленной сфере деятельности.

4.6. Заключать в пределах своей компетенции договоры и контракты с физическими и юридическими лицами.

4.7. Проводить мониторинг, анализ и прогноз организации единой системы публичных торгов Республики Крым, реализации конкурентной политики Республики Крым, установления начальной (максимальной) цены контракта и планирования осуществления закупок для обеспечения нужд заказчиков Республики Крым, эффективности осуществления закупок для обеспечения нужд заказчиков Республики Крым и в случае выявления фактов нарушения действующего законодательства при осуществлении закупок для обеспечения нужд заказчиков Республики Крым направлять информацию в контрольные (надзорные) органы Республики Крым.

4.8. Привлекать в установленном порядке специализированные организации для выполнения работ, оказания услуг при подготовке проведения торгов.

4.9. Вносить предложения по созданию информационных ресурсов, в том числе в публичных электронных сетях.

4.10. Принимать меры по борьбе с коррупцией.

4.11. Осуществлять наряду с правами, указанными в настоящем Положении, иные права в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организация деятельности Комитета

5.1. Комитет образуется, реорганизуется и ликвидируется по решению Главы Республики Крым.

5.2. Структура и штатное расписание Комитета утверждаются Главой Республики Крым, а в случае если Глава Республики Крым не совмещает свою должность с должностью Председателя Совета министров Республики Крым — Председателем Совета министров Республики Крым, в пределах установленной Советом министров Республики Крым предельной численности.

5.3. Комитет возглавляет председатель Комитета, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой Республики Крым в соответствии с Конституцией Республики Крым.

Председатель Комитета назначается на должность из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

5.4. Председатель Комитета имеет заместителей, в том числе Первого заместителя, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Главой Республики Крым, а в случае если Глава Республики Крым не совмещает свою должность с должностью Председателя Совета министров Республики Крым — Председателем Совета министров Республики Крым, по представлению председателя Комитета.

5.5. В случае временного отсутствия председателя Комитета обязанности председателя Комитета, его полномочия осуществляет один из его заместителей согласно распределению обязанностей между заместителями.

5.6. Председатель Комитета:

руководит деятельностью Комитета, несет персональную ответственность перед Советом министров Республики Крым за реализацию Комитетом установленных полномочий;

осуществляет в установленном порядке расходование бюджетных средств в пределах выделенных ассигнований, обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины и повышение эффективности использования средств бюджета Республики Крым, предусмотренных на содержание Комитета и реализацию возложенных на него полномочий, несет персональную ответственность за достижение показателей эффективности в установленной сфере деятельности;

подписывает в пределах своей компетенции правовые акты (приказы, распоряжения) Комитета, осуществляет контроль за их исполнением;

обеспечивает эффективное использование и сохранность имущества Республики Крым, переданного Комитету в оперативное управление;

организует прохождение государственной гражданской службы в Комитете;

действует без доверенности от имени Комитета, заключает от имени Комитета договоры и соглашения, совершает иные юридические действия;

представляет Комитет в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти Республики Крым, органах местного самоуправления муниципальных образований, в организациях, общественных объединениях граждан;

обеспечивает соблюдение государственными гражданскими служащими Комитета законодательства о государственной гражданской службе, служебной дисциплины, коллективных договоров, правил служебного распорядка, должностных регламентов;

несет ответственность за соблюдение установленного федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами Республики Крым режима защиты конфиденциальной информации, а также информации, отнесенной к государственной, коммерческой, служебной и иной тайне;

в пределах своей компетенции организует и обеспечивает мобилизационную подготовку в Комитете и подведомственных ему организациях;

подписывает бухгалтерскую и статистическую отчетность Комитета, несет ответственность за нарушение законодательства о бухгалтерском учете, порядке представления отчетности;

выполняет функции представителя нанимателя для государственных гражданских служащих Комитета и работодателя для работников Комитета, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы, в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе и трудовым законодательством Российской Федерации;

организует работу по предотвращению коррупции, выявлению и прекращению ее проявлений, устранению последствий коррупционных деяний в Комитете;

утверждает бюджетную смету на содержание Комитета в пределах средств, предусмотренных на обеспечение деятельности Комитета в соответствии с законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на соответствующий финансовый год и на плановый период на содержание Комитета.

Заместитель Председателя Совета министров
Республики Крым —
руководитель Аппарата Совета министров
Республики Крым
Л.ОПАНАСЮК

9 января вступает в силу указ Главы Республики Крым, согласно которому комитет конкурентной политики переименовывают в Государственный комитет конкурентной политики. Но на этом перемены в комитете не заканчиваются. О том, как здоровая конкуренция помогла сэкономить 3,2 млрд рублей федерального и республиканского бюджетов, с какими теневыми схемами сталкиваются заказчики и какие полномочия ожидают регуляторный орган, «Крымской газете» рассказала председатель комитета конкурентной политики РК Наталья Борисенко.

Из ведомства в орган

– Наталья Николаевна, для чего был создан комитет, и какие перед ним поставлены первостепенные задачи?

– В 2014 году тем заказчикам, которые были получателями бюджетных средств из республиканского и федерального бюджетов, необходимо было создать уполномоченный орган для регулирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг. В 2015 году мы начали работать по 44-ФЗ, и ведомство поэтапно переводило всех заказчиков на этот закон. Просто так перевести всех было очень сложно. Мы доводили до заказчиков, как правильно готовить конкурсную документацию, технические условия, заключать контракты. Если мы возьмём тенденцию за три года, то в 2015 году мы отыграли закупок на 5,3 миллиарда рублей, в 2016 – на 15,6 миллиарда. На сегодня в этом году показатель составляет 56,2 миллиарда рублей по заключённым контрактам. Прирост очень большой.

­– Как эта самая конкуренция отражается на бюджете?

– Здоровая конкуренция за 11 месяцев этого года позволила сэкономить 1,8 миллиарда рублей. Всего же за три года комитет сэкономил федеральных и республиканских средств на сумму 3,2 миллиарда рублей. Также растёт количество участников в закупках. В 2015 году было 105 участников, в 2016-м их количество увеличилось до 465. Сейчас за одиннадцать месяцев в торгах уже приняло участие 463 участника. На данный момент в работе 104 закупки на 11 миллиардов рублей.

– Чем же будет заниматься комитет после переименования?

– Мы на сегодня числимся как ведомство. В связи с тем, что на нас возлагают совсем другие задачи, мы будем регуляторным органом, который может проводить плановые и внеплановые проверки. Также мы будем иметь право привлекать к административной ответственности тех, кто нарушает 44-ФЗ. Так как функции расширяются, мы не можем оставаться ведомством и должны стать государственным комитетом. Теперь можем утверждать типовые приказы, методические рекомендации и зарегистрировать их в Минюсте. Как комитет конкурентной политики, мы этого не имели права делать, поэтому утверждали всё распоряжением или постановлением Совета министров. И в связи с тем, что мы не были регуляторным органом, часть функций была переложена Министерству экономики – они проводили внеплановые проверки, согласовывали единственного поставщика. А так мы эти функции заберём себе.

– А в сфере закупок?

– Теперь мы не будем проводить закупки. Ведь одна организация не может и проводить торги, и проверять. Мы, как уполномоченный орган, прекращаем свою деятельность, и все заказчики будут сами проводить торги. А мы уже будем это контролировать. Мы будем смотреть планы-графики, извещения. И если будем видеть, что где-то кто-то балуется, мы имеем право их остановить, сделать внеплановую проверку, заставить их внести изменения или оштрафовать.

– Часто ли вы сталкиваетесь с такими нарушениями?

– Мы стараемся ещё на стадии подготовки документов заказчиком указать на какие-то позиции, которые нарушают конкуренцию и вызовут вопросы у Федеральной антимонопольной службы. Но не всегда нас слушают заказчики. В январе мы начинаем семинары-практикумы для заказчиков. Там на ошибках будем рассказывать, на что обратить внимание, что можно делать и чего нельзя. Потому что люди, которые работают контрактными управляющими, должны быть профессионалами. Также у нас в планах проведение сертификации контрактных управляющих. По примеру кадастровых инженеров, которые получают сертификат и проходят экзамен.

– Если для крымчан работа по 44-ФЗ была в новинку, то в других регионах по этому закону работают достаточно давно. На данный момент контрактные управляющие там сильнее наших?

– У нас очень любят брать контрактных управляющих с материка. Но не всегда к нам приезжают профессионалы. Если этот человек хорошо выполняет свою работу на материке, он просто так в Крым не поедет. И бывает такая ситуация, когда нам подают документы, которые должны быть прошиты и пронумерованы, а они оказываются просто сложенными. Это простейшее и элементарное требование. А нам пытаются рассказать, что это человек с материка, и всё в процессе знает лучше нашего. В итоге мы не можем допустить к конкурсу несшитые документы. И получается, какую бы сумму на конкурсе человек не предложил, мы отклонили его заявку из-за такого «специалиста».

Начальная школа закупок

– Во время обсуждения проекта автоматизации закупок малого объёма на заседании Совмина глава Крыма Сергей Аксёнов выдвинул главные требования к будущей системе: простота и доступность. Но действительно ли она упрощает работу заказчикам и поставщикам?

– По закону заказчики на суммы до 100 тысяч рублей могут проводить закупки у единого поставщика без проведения конкурсной процедуры. А в образовании и культуре этот лимит выше – до 400 тысяч рублей. Чтобы не получилось, что каждый заказчик за три года наработал определённых поставщиков, которые прочно заняли свою нишу и не дают возможности другим предпринимателям и сельхозпроизводителям участвовать в малых закупках, и создаётся эта система. Теперь заказчики имеют право самостоятельно закупать на суммы до 10 тысяч рублей, а свыше этой суммы и до 100 тысяч – через электронную торговую систему.

– Как о работе системы узнают заинтересованные лица?

– С понедельника уже начнётся обучение заказчиков. Потом будет проводиться работа и с поставщиками. Это первая ступень, когда на обыкновенной площадке даже без электронной подписи предприниматель может размещать свои предложения.

– Расскажите подробнее о процедуре участия.

– Поставщик размещает свою оферту – своё предложение. Например, он продаёт морковку по цене 14 рублей. Цена действует до 31 декабря. Любой заказчик, который хочет купить морковь, может увидеть это предложение. Или же вешает объявление, и площадка автоматически всем, кто продаёт морковку, даёт приглашение. Затем заказчик выбирает из предложений то, что его устраивает. Протокол оформляется, и всё это открыто и прозрачно. Благодаря этому наши поставщики, как в начальной школе, научатся не бояться электронных площадках и торгов.

Торги, схемы, конкуренция

– Каким образом за 11 месяцев этого года удалось сэкономить целых 1,8 миллиарда бюджетных средств?

– Что такое электронный аукцион: к примеру, объявляется аукцион на закупку электронного томографа. Начальная цена – 100 миллионов рублей. На аукцион заходит 5-6 участников. Это значит, что они просмотрели контракт и согласны с его условиями. Мы их допускаем к аукциону, который состоится в определённое время. Во время аукциона участники делают ставку и снижают цену контракта минимум на 0,5%. Заканчивается это тогда, когда никто не улучшит цену лидера. Так, к примеру, цена может уменьшиться на 33%. И тогда мы видим, что контракт заключён не на 100 миллионов, а на 67. Так и получается экономия. А вот если в строительстве начинают падать цены – это очень настораживает. Ведь проект прошёл экспертизу – например, стоит он 200 миллионов, а на аукционе стоимость падает на 25%. Ну до 10% ещё можно уменьшить за счёт прибыли, накладных расходов, но когда такие большие значения…

– Расскажите о подобных «странных» участниках торгов. Разве на занижении стоимости можно заработать?

– Мы общаемся с коллегами из разных регионов страны, и они описывают множество распространённых схем. Например, открывают фирму-однодневку, участвуют в торгах, сильно падают в цене и побеждают. После обращаются к следующему номеру, что готовы этот контракт продать. По закону, если победитель отказывается от контракта, то заказчик имеет право заключить договор со вторым, если он согласится. При этом первого добавляют в реестр недобросовестных поставщиков, но он как открылся, так и закрылся. А могут несколько фирм в аукционе идти «паровозиком». К примеру, на аукционе 10 участников. В «паровозике» одна компания, которая хочет выиграть, и две пустышки. Та фирма, которая хочет победить в аукционе, останавливается на запланированной сумме, а пустышки продолжают скидывать цены. Остальные участники аукциона бросают в нём участвовать, так как нет смысла тягаться против таких низких цен.

– А чем грозит для компании попадание в реестр недобросовестных поставщиков?

– Он ведётся на единой электронной цифровой площадке, и поставщики туда попадают по решению ФАС. Если подрядчик или поставщик не выполнил какие-то условия контракта, то заказчик в одностороннем порядке может расторгнуть с ним контракт. ФАС принимает такое решение, если действительно требования заказчика правильные, и условия контракта не выполнены. Проанализировав, можно сказать, что они соглашаются с позицией заказчика где-то в половине случаев. К тому же по закону, если подрядчик по вашему контракту всё выполняет добросовестно, но по какому-либо другому контракту у других заказчиков попадает в реестр недобросовестных, и вы об этом узнали – вы обязаны разорвать с ним контракт.

– Сколько времени занимает правильно оформленная процедура закупок и насколько могут затягиваться торги в случае ошибок или если появляются вопросы у ФАС?

– Если мы возьмём электронный аукцион, то вся процедура займёт 45 дней. К тому же при аукционе с суммой до 3 миллионов рублей процедура ещё короче. В случае если проводится открытый конкурс, то 60 дней. А если же неправильно прописано техническое задание или неправильно провели саму процедуру, то это может длиться год и больше. Приведу пример: сейчас одна закупка в области строительства дорог, которую начали ещё в апреле, до сих пор не закончена. Были неправильно прописаны технические требования, были жалобы в ФАС. Состоялся аукцион, но в первый раз у нас такое, – победитель написал жалобу.

– Как такое возможно?

– Вероятно он участвовал только чтобы участвовать. Есть ведь схемы, когда победитель в конкурсе предлагает следующему в списке торгов, что он откажется от исполнения контракта за определённую сумму. И по закону в случае такого отказа контракт переходит следующему в списке торгов. По закону получается так: если вы победили и не заключили договор, то ваша денежная заявка уходит заказчику. И, кроме этого, участник автоматически попадает в реестр недобросовестных поставщиков. Как только он туда попал – он два года вообще не может участвовать в торгах. И как только он выиграл, и понял, что он «попал» и не может ни с кем договориться ­– он подаёт жалобу.

­­– Много ли крымских компаний сейчас участвуют в торгах?

– В основном приходят материковые компании. Крымские предприниматели, подрядчики ещё боятся работать по 44-ФЗ, готовить все необходимые документы. И поэтому вынуждены идти работать субподрядчиками у материковых компаний. И раньше мы, как уполномоченный орган, не имели права их ни учить, ни рассказывать, как правильно участвовать в торгах. Мы планируем на базе СРО строителей и проектировщиков проводить обучение наших подрядчиков и проектантов. Будем показывать им те ошибки, которые они допускают в документах, читать правильно конкурсную документацию. Что все документы должны быть прошиты, с подписью, печатью. Все считают, что это такие мелочи, но с такими нарушениями нельзя допустить к конкурсу.

– Назовите самых крупных заказчиков, которые проводят больше всего торгов?

– По РФ на сегодня самый крупный заказчик – Служба автомобильных дорог РК. В этом году они провели торги на 141 миллиард рублей. Конечно, 137 миллиардов пришлось на трассу «Таврида» и в следующем году не будет такого большого заказа. А вообще много торгов проводит Служба капитального строительства, которая является единым заказчиком от Совета министров.

Забота о местных бюджетах

– Насколько, по-вашему, эффективно расходуются муниципальные средства на местах?

– Муниципальные образования должны ещё в 2015 году были создать уполномоченные органы. Например, в Симферополе создали уполномоченный орган, который проводит закупки свыше 100 тысяч рублей. И до того предела, когда вступает наш комитет по товарам до 5 миллионов рублей, по строительству – до 10 миллионов рублей. Кадрами их уполномоченный орган укомплектован, работают они хорошо, и есть экономия. И мы добивались, чтобы за эти три года такие органы были созданы. Некоторые муниципальные образования решили, что у них таких органов будет несколько: отдельно в управлении образования, или здравоохранения, или в сфере ЖКХ. Но в сельских поселениях, конечно, ничего нет. Сейчас стоит вопрос, чтобы муниципальные образования создавали какой-то специальный орган. Также они могут заключить договор с какой-то организацией, которая будет оказывать юридическое сопровождение – подготовит документы, проведёт торги, но подписывать и нести ответственность будут они. И тут муниципальное образование должно понимать: или им выгоднее создать и содержать уполномоченный орган, или заключать договоры со специализированными фирмами.

– А что эффективнее?

– Если специализированная организация серьёзная, то и работает она хорошо. Но есть и обратные случаи. В Орджоникидзе в прошлом году пришли к нам с документацией, а мы как глянули… Спрашиваем, что это за документы такие, а они говорят, что так им сделали в организации, 10 тысяч за работу взяли. Чтобы вы понимали: там просто распечатали наш типовой договор и ничего не вставили туда, в местах, где нужно выбрать или одно, или другое, так и оставили. Вообще ничего не поменяли, просто на дураков сделали. Поэтому в «дорожной карте», которая утверждена вице-премьером Виталием Нахлупиным, чётко прописано, поэтапно, что должны сделать органы самоуправления. А именно: посчитать объём закупок, принять решение, справятся ли они сами, если нет, то создать уполномоченные органы. Сейчас нам пишут письма, что всё у них нормально, все справляются.

Блиц-опрос

Ваше утро начинается с…

Я встаю очень рано, в пять утра, и первая задача ­– накормить кошку и собаку.

Ваш недостаток…

Мало сплю.

Черта характера, которую вы цените в себе больше всего…

Целеустремлённость.

Любимое место в Крыму…

Симеиз.

Самый ценный совет, который вам дали в жизни…

Быть доброй.

Способность, которой вам хотелось бы обладать…

Уметь отказывать.

Если бы вы могли сменить профессию, то стали…

Я хорошо готовлю, может стала бы шеф-поваром.

После рабочего дня вы…

Я живу в пригороде, у меня сад, огород. Очень люблю сажать, собирать урожай, поливать и наводить порядок на участке.

Самое яркое детское воспоминание…

Пирожные, которые мне мама покупала.

Жизнь – это…

Такая интересная штука, подаренная нам Богом и которую нужно ценить.

В чём ваш секрет успеха…

В любом деле я всегда нацелена на результат. Никогда не бросаю на половине и всегда добиваюсь конечной цели.

Что бы вы взяли на необитаемый остров…

Мужа, книги, лопату и семена.

Мечтаете о том, чтобы…

Я очень мечтаю о внуке. У меня есть внучка, есть внук, и я хочу ещё детей, которые были бы моим продолжением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *