Коммерческая и некоммерческая организация

Общие положения о некоммерческих организациях

1. Что такое некоммерческая организация? В чем отличие некоммерческой организации от коммерческой?

В соответствии со статьей 52 Гражданского кодекса РФ, все юридические лица делятся на две группы:

— коммерческие организации – юридические лица, определяющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности;

— некоммерческие организации – юридические лица, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Понятие некоммерческой организации дано в статье 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Таким образом, можно выделить два основных отличия некоммерческой организации от коммерческой: это направленность деятельности на достижение нематериальных целей и нераспределение полученной прибыли между участниками.

Выделенные различия между коммерческими и некоммерческими организациями налагает определенный отпечаток на их правоспособность, т.е. способность иметь гражданские права и нести обязанности.

Коммерческие организации обладают общей, или универсальной правоспособностью, т.е. они могут иметь гражданские права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Некоммерческие организации обладают специальной (ограниченной, целевой) правоспособностью, т.е. они могут иметь только те гражданские права и обязанности, которые предусмотрены в ее учредительных документах и соответствуют целям ее деятельности.

2. Какие цели деятельности может указывать некоммерческая организация в своих учредительных документах?

В пункте 2 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» содержится примерный перечень целей создания некоммерческих организаций.

Так, некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а так же в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

3. Может ли некоммерческая организация заниматься предпринимательской деятельностью?

В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Гражданского кодекса РФ, некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Занятие некоммерческой организацией предпринимательской деятельностью представляется законным при наличии одновременно двух условий:

— такая деятельность служит достижению целей некоммерческой организации, т.е. укрепляет ее материально-техническую базу, является источником формирования имущества, используемого для целей организации;

— предпринимательская деятельность не выходит за рамки ее специальной правоспособности, т.е. не противоречит предмету и целям деятельности, указанным в ее учредительных документах.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» предпринимательской деятельностью некоммерческих организаций признаются приносящие прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

4. Какими видами деятельности может заниматься некоммерческая организация?

Деятельность некоммерческой организации должна соответствовать целям ее создания.

В пункте 1 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» говорится, что некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов.

Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом.

5. Какими нормативными актами регулируется деятельность некоммерческих организаций?

Правовое положение некоммерческих организаций, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ от 12 января 1996 года определяет правовое положение, порядок создания, деятельность, реорганизацию и ликвидацию некоммерческих организаций как юридических лиц, порядок формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Действие данного закона не распространяется на потребительские кооперативы, товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.

Действие указанного закона не распространяется также на органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и на государственные (муниципальные) учреждения, если иное не установлено самим законом.

Деятельность некоммерческих организаций регулируется также следующими законами и подзаконными нормативными актами:

— Федеральный закон от 08.01.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» граждан»;

— Постановление Правительства РФ от 15.04.2006 №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций»;

— Приказ Минюста России от 31.03.2009 № 96 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций»;

— Приказ Минюста России от 31.03.2009 № 90 «Об утверждении административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации»;

В определенных сферах деятельность некоммерческих организаций может регулироваться также следующими актами:

  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;

  • Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон от 11.08.1996 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;

  • Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;

  • Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;- Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

  • Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ «Об объединениях работодателей»

  • Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества».

Ряд вопросов деятельности некоммерческих организаций может регулироваться законами субъекта Российской Федерации.

6. В каких организационно-правовых формах может быть создана некоммерческая организация?

В отличие от организационно-правовых форм коммерческих организаций, которые исчерпывающе определены в статье 50 Гражданского кодекса РФ, Федеральный закон «О некоммерческих организациях» не содержит закрытого перечня таких форм. Вместе с тем перечень организационно-правовых форм нельзя считать абсолютно открытым в том смысле, что сверх указанных в Законе дозволено избрать любую форму по собственному усмотрению. Допустимо выбрать лишь такую организационно-правовую форму некоммерческой организации, которая предусмотрена федеральными законами.

Согласно Гражданскому кодексу некоммерческие организации создаются в формах общественных и религиозных объединений, потребительских кооперативов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), учреждений, благотворительных и иных фондов.

К числу организационно-правовых форм некоммерческих организаций, названных в ФЗ «О некоммерческих организациях» относятся: некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, государственные корпорации, государственные компании, общины коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьи общества.

7. Какие требования предъявляются к учредительным документам некоммерческой организации?

Согласно статье 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации действуют на основании устава, утвержденного учредителями, для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, частного учреждения и автономной некоммерческой организации, либо на основании учредительного договора, заключенного их членами, и устава, утвержденного ими, для ассоциации или союза.

В учредительных документах некоммерческих организаций, как установлено в статье 52 Гражданского кодекса РФ, в обязательном порядке должны быть определены конкретные предмет и цели деятельности. Кроме того наименование некоммерческих организаций в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса РФ должно содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Пунктом 3 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» установлено, что в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные данным Федеральным законом и иными федеральными законами.

В учредительном договоре учредители обязуются создать некоммерческую организацию, определяют порядок совместной деятельности по созданию некоммерческой организации, условия передачи ей своего имущества и участия в ее деятельности, условия и порядок выхода учредителей (участников) из ее состава.

Устав фонда также должен содержать наименование фонда, включающее слово «фонд», сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, и о порядке их формирования, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Учредительные документы ассоциации (союза), некоммерческого партнерства также должны содержать условия о составе и компетенции их органов управления, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, и о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза), некоммерческого партнерства.

Учредительные документы некоммерческой организации могут содержать и иные не противоречащие законодательству положения.

8. Кто может быть учредителем некоммерческой организации?

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона «О некоммерческих организациях» создание некоммерческой организации в результате ее учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя).

При этом, как установлено в статье 15 указанного федерального закона Учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица.

Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями (участниками, членами) некоммерческих организаций, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.

Не может быть учредителем (участником, членом) некоммерческой организации:

  • иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;

  • лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

  • общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;

  • лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

  • лицо, которое не соответствует предъявляемым к учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации требованиям федеральных законов, определяющих правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций отдельных видов.

Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом.

Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом.

9. Что является местом нахождения некоммерческой организации?

В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса РФ, место нахождения юридического лица, в том числе и некоммерческой организации, определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Место нахождения некоммерческой организации должно быть указано в ее учредительных документах.

10. Могут ли некоммерческие организации открывать филиалы и представительства?

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом установлено, что филиалом некоммерческой организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческой организации и осуществляющее все ее функции или часть из них, в том числе функции представительства.

Представительством некоммерческой организации является обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения некоммерческой организации, представляет интересы некоммерческой организации и осуществляет их защиту.

Следует учитывать, что филиал и представительство некоммерческой организации не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшей их некоммерческой организации и действуют на основании утвержденного ею положения. Имущество филиала или представительства учитывается на отдельном балансе и на балансе создавшей их некоммерческой организации.

Руководители филиала и представительства назначаются некоммерческой организацией и действуют на основании доверенности, выданной некоммерческой организацией.

Филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавшей их некоммерческой организации. Ответственность за деятельность своих филиала и представительства несет создавшая их некоммерческая организация.

11. Какие требования установлены законом к органам управления некоммерческой организации?

Федеральным законом «О некоммерческих организациях» (статья 28) установлено, что структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с вышеназванным Федеральным законом и иными федеральными законами.

При этом статьями 29-30 указанного федерального закона установлена следующая классификация органов управления некоммерческой организацией:

— высший орган;

— постоянно действующий коллегиальный орган управления;

— исполнительный орган.

Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются:

— коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации;

— общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).

Для фонда этот орган определяется в соответствии с уставом.

Как установлено законом, основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией – обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

К компетенции высшего органа управления отнесено решение наиболее важных вопросов деятельности некоммерческой организации:

— изменение устава некоммерческой организации;

— определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

— образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

— утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

— утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

— создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;

— участие в других организациях;

— реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).

Учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого могут быть отнесены следующие вопросы:

— утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

— утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

— участие в других организациях.

Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, не могут быть переданы на разрешение другим органам, в том числе постоянно действующему коллегиальному органу управления.

Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией.

К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную федеральными законами и учредительными документами некоммерческой организации.

12. Какова ответственность учредителей некоммерческой организации и ее должностных лиц?

В Гражданском кодексе РФ (ст.56) закреплено общее правило, согласно которому учредитель юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя. Исключение из этого правила может быть предусмотрено самим Кодексом либо учредительными документами юридического лица. Это объясняется тем, что юридическое лицо имеет обособленное имущество (т.е. отделенное от имущества учредителей) и отвечает по своим обязательствам этим имуществом.

Примером ответственности учредителей (членов) некоммерческой организации является предусмотренная ст.123 Гражданского кодекса РФ (ст.12 ФЗ «О некоммерческих организациях») субсидиарная (дополнительная) ответственность члена ассоциации (союза) по обязательствам юридического лица, в случае его выхода.

Субсидиарная ответственность предусмотрена и для собственника учреждения. Это объясняется тем, что учреждение не является собственником закрепленного за ним имущества. Учреждение полностью или частично финансируется собственником и отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность будет нести собственник имущества учреждения (ст. 120 Гражданского кодекса РФ, ст.9 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

В случае принудительной ликвидации некоммерческой организации решением суда обязанности по осуществлению ликвидации этой организации могут быть возложены на учредителей этой организации (ст.61 Гражданского кодекса РФ).

Должностные лица некоммерческой организации на общих основаниях несут ответственность за соблюдение законодательства Российской Федерации. Они могут нести гражданско-правовую, налоговую, административную, а также уголовную ответственность.

Лицо, которое выступает в силу закона или учредительных документов от имени некоммерческой организации (например, лицо, являющееся его исполнительным органом), должно действовать от имени организации добросовестно и разумно. В противном случае учредители вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных недобросовестными действиями (бездействием) такого лица.

Бухгалтерская пресса и публикации 2008

Вопрос: Может ли общественная организация заниматься коммерческой и другой деятельностью, имея пункт записи в Уставе: «… и все другие виды деятельности, не противоречащие законодательству»? Основная цель общественной организации — защита прав военнослужащих, работников МВД, ФСК и членов их семей.

Ответ: В соответствии со ст.117 ГК РФ общественные и религиозные организации, являющиеся некоммерческими организациями, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Таким образом, любая общественная организация вправе заниматься коммерческой деятельностью, но необходимо иметь в виду, что прибыль, полученная от предпринимательской и другой деятельности, не распределяется ни между учредителями этой общественной организации, ни между участниками, а должна направляться на цели, указанные в Уставе этой организации, т.к. общественные организации относятся к юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав (п.3 ст.48 ГК РФ).

Указание на то, что учредители (участники) некоммерческих организаций не распределяют полученную прибыль между собой, содержится в п.1 ст.50 ГК РФ. В соответствии с п.2.12 Инструкции о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетные и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с полученной от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.

В составе доходов и расходов организаций не учитываются доходы, образующиеся в результате отчислений на содержание указанных организаций, поступившие от других предприятий и граждан, членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые) вклады участников этих организаций и расходы, производимые за счет этих средств.

Ведение учета доходов и расходов указанных средств, а также сумм доходов и расходов от предпринимательской деятельности производится раздельно.

03.03.98 А.В.Лопатников

Юридическое агентство «Ирсан»

§ 3. Деятельность некоммерческих организаций, приносящая доход

Гражданский кодекс РФ сохраняет дихотомическую классификацию юридических лиц на коммерческие и некоммерческие.

Некоммерческими организациями признаются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Гражданский кодекс РФ с изменениями, внесенными Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ, приводит закрытый перечень некоммерческих организаций, т.е. они не могут создаваться в иных формах, чем это предусмотрено самим ГК РФ. Некоммерческие организации, как и коммерческие, могут создаваться в форме корпорации или унитарной организации.

Некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, не преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 и ст. 65 ГК РФ), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с п. 1 ст. 65.3 ГК РФ.

Наряду с ГК РФ деятельность некоммерческих организаций регулируется Законом о некоммерческих организациях и иными федеральными законами, которые до приведения в соответствие с ГК РФ действуют в части, не противоречащей положениям ГК РФ.

Как указано в п. 2 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях, некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Институт некоммерческих организаций в последние годы неоднократно подвергался реформированию. В числе новелл — признание разновидностью ассоциаций (союзов) объединений лиц, имеющих целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, профессиональных объединений граждан, не имеющих целью защиту трудовых прав и интересов своих членов, профессиональных объединений граждан, не связанных с их участием в трудовых отношениях (объединений нотариусов, оценщиков, лиц творческих профессий и др.), саморегулируемых организаций и их объединений. При этом особенности правового положения ассоциаций (союзов) отдельных видов могут быть установлены законами (ст. 123.8 ГК РФ).

Некоммерческая организация может осуществлять деятельность, приносящую доход. То есть в ныне действующей редакции п. 4 ст. 50 ГК РФ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ) законодатель отходит от использования применительно к функционированию большинства некоммерческих организаций понятия «предпринимательская деятельность», содержательно предполагающего самостоятельную деятельность, осуществляемую на свой риск, направленную на систематическое получение прибыли. Теперь осуществление предпринимательской деятельности в значении, которое придается этому понятию в абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ, характерно только для коммерческих организаций.

Применительно к автономной некоммерческой организации законодатель по-прежнему применяет термин «предпринимательская деятельность» (п. 5 ст. 123.24 ГК РФ). Предпринимательской деятельностью могут заниматься и государственные корпорации, созданные в соответствии со специальными федеральными законами.

Отличаются ли сущностно предпринимательская деятельность и деятельность некоммерческой организации, приносящая доход? Для определения предпринимательской деятельности используется категория «прибыль», представляющая собой обобщающий показатель финансовой деятельности, который определяется как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (ст. 247 НК РФ). Для определения деятельности некоммерческой организации законодатель оперирует понятием «доход» — экономическая выгода в денежной или натуральной форме (ст. 41 НК РФ).

На наш взгляд, при введении категории «деятельность, приносящая доход» применительно к некоммерческим организациям мы имеем дело с попыткой законодателя провести более четкую классификацию между некоммерческими и коммерческими организациями и с обусловленной этим стремлением особенностью законодательной техники, когда законодатель применительно к деятельности коммерческой организации использует дефиниции «предпринимательская деятельность» и «прибыль», а применительно к некоммерческим организациям — понятие «деятельность, приносящая доход». Сущностно или содержательно понятия «предпринимательская деятельность» и «деятельность, приносящая доход» не отличаются.

Такой вывод следует и исходя из анализа субъективной стороны ответственности некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, приносящую доход. Несет ли такая организация ответственность как предприниматель независимо от вины или на нее не распространяются особенности, предусмотренные нормой п. 3 ст. 401 ГК РФ, предполагающей усиленную ответственность предпринимателя? Для ответа на этот вопрос зададимся еще одним вытекающим из него вопросом: а должен ли контрагент некоммерческой организации быть поставлен в менее защищенное положение с точки зрения возможности взыскания убытков за ненадлежащее исполнение некоммерческой организацией своих обязательств, связанных с деятельностью, приносящей доход, чем если бы он имел дело с коммерческой организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность? Очевидно, что нет.

Верховный Суд РФ в п. 21 Постановления Пленума от 23 июня 2015 г. № 25 отметил, что на некоммерческую организацию, осуществляющую приносящую доход деятельность, распространяются положения законодательства, применимые к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность (п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 6 ГК РФ). Следовательно, при осуществлении деятельности, приносящей доход, некоммерческие организации несут ответственность, как и предприниматели, независимо от вины (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

Как это буквально следует из п. 4 ст. 50 ГК РФ, некоммерческая организация может осуществлять приносящую доход деятельность при наличии нескольких условий:

  • если это предусмотрено ее уставом (т.е. некоммерческая организация имеет специальную правоспособность);
  • лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана (т.е. укреплять материально-техническую базу, быть источником формирования имущества, используемого для целей организации, привлекать к труду членов организации, имеющих физические недостатки и лишенных возможности трудиться в обычных условиях, способствовать реализации прочих общественно полезных целей некоммерческой организации);
  • если это соответствует целям, предусмотренным в уставе некоммерческой организации (т.е. некоммерческая организация должна не выходить за рамки ее специальной правоспособности).

Конечно, при этом деятельность, приносящая доход, не должна быть запрещена законом для соответствующей некоммерческой организации и не должна становиться для нее основным видом деятельности, такая организация превратится в коммерческую (п. 1 ст. 50 ГК РФ).

Относительно разграничения предпринимательской деятельности коммерческих и некоммерческих организаций С.Д. Могилевский правильно писал: «Законодатель совершенно определенно установил, что создание некоммерческой организации не должно быть в первую очередь связано с требованием к ней со стороны учредителей получать прибыль от ее деятельности», — и далее: «Фактически осуществление предпринимательской деятельности некоммерческой организацией есть не что иное, как один из способов достижения тех целей, которые лежали в основе ее создания и направлены на достижение общественных благ (п. 2 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях). А для коммерческих организаций осуществление предпринимательской деятельности есть способ достижения ее основной цели — извлечение прибыли».

К некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, приносящую доход, Гражданским кодексом РФ с изменениями, внесенными Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ, предъявляется также следующее требование: некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью. То есть к имуществу, которым должна обладать некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую доход, предъявляется требование как субъективного порядка — этого имущества должно быть достаточно для осуществления такой деятельности, так и объективного критерия — рыночная стоимость имущества некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, приносящую доход, должна быть не менее минимального уставного капитала для ООО.

Заметим, что с учетом незначительного размера уставного капитала ООО (10 тыс. руб.) указанная норма вряд ли станет гарантией прав кредиторов некоммерческих организаций.

Следует подчеркнуть, что сравнение размера имущества некоммерческой организации с уставным капиталом хозяйственного общества — не более чем законодательный прием.

Как правильно заметили Н.В. Козлова и С.Ю. Филиппова, «имущество некоммерческой организации, о котором говорится в п. 5 ст. 50 ГК, не является уставным капиталом и не выполняет функции, характерные для уставного капитала общества с ограниченной ответственностью… в некоммерческих организациях доли участия не определяются, прибыль не распределяется (п. 1 ст. 50 ГК). Кроме того, в каждый момент времени своего существования общества с ограниченной ответственностью не обязаны иметь в наличии имущество, стоимость которого соответствует уставному капиталу. Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью представляет собой условную величину, которая отражается в уставе общества… В отличие от обществ некоммерческая организация, уставом которой предусмотрена возможность осуществления приносящей доход деятельности, в любой момент времени фактически должна обладать имуществом в указанном законом размере». Далее авторы правильно отмечают, что «в Кодексе не указывается, кто и в каком порядке определяет достаточность имущества некоммерческой организации для осуществления приносящей доход деятельности. <…> ГК не содержит указания на последствия совершения сделки при недостаточности имущества некоммерческой организации. Правовые последствия несоблюдения требований о минимальной стоимости имущества некоммерческой организации также не установлены».

Следует согласиться с мнением Н.В. Козловой и С.Ю. Филипповой, что в этом случае некоммерческая организация должна исключить из своего устава положения о возможности осуществлять приносящую доход деятельность.

По аналогии с тем, как классифицировалась предпринимательская деятельность в Законе о некоммерческих организациях (п. 2 ст. 24), деятельность, приносящая доход, осуществляемая некоммерческими организациями, может быть разграничена нами на следующие способы:

  • непосредственное производство товаров и услуг в рамках специальной правоспособности некоммерческой организации;
  • приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав;
  • участие в других коммерческих организациях.

Не каждый из указанных способов осуществления деятельности возможен для всех организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Так, согласно п. 5 ст. 123.24 ГК РФ автономная некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность, только создавая хозяйственные общества и участвуя в них.

Возможность осуществления некоммерческими организациями предпринимательской деятельности всегда имела неоднозначную оценку специалистов. С одной стороны, она позволяет некоммерческим организациям решать вопросы укрепления своей материально-технической базы и дальнейшего развития основной деятельности, с другой стороны, под вывеской некоммерческих организаций иногда фактически осуществляется разноплановая предпринимательская деятельность, имеющая в качестве главной цели отнюдь не общественно полезные цели.

В целях предотвращения возможных злоупотреблений законодатель, в частности, пошел по пути унификации налогообложения прибыли, получаемой организациями, независимо от их вида. Концепцией гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ является определение круга налогоплательщиков независимо от разделения их на виды. Плательщиками налога на прибыль являются как коммерческие, так и некоммерческие организации. Принцип исключения из налогооблагаемой базы доходов некоммерческих организаций, получаемых ими не от предпринимательской деятельности, остался только в части невключения в налоговую базу так называемых целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, использованных ими по назначению. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений — обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений (п. 2 ст. 251 НК РФ).

Имущество и доходы, приобретаемые некоммерческими организациями в результате деятельности, приносящей доход, как правило, поступают в их собственность. Так, согласно п. 4 ст. 123.1 ГК РФ некоммерческая корпоративная организация является собственником своего имущества. Иначе законодатель регулирует имущественный статус учреждений: доходы частных, автономных, бюджетных учреждений, полученные ими от деятельности, приносящей доход, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (ст. 298 ГК РФ), в отличие от общего для указанных учреждений режима оперативного управления имуществом.

Доходы, полученные казенным учреждением от деятельности, приносящей доход, поступают в бюджет бюджетной системы РФ (п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Правовая природа предоставленного частным, автономным, бюджетным учреждениям права самостоятельного распоряжения доходами от приносящей такие доходы деятельности неоднозначно определяется специалистами. Многие специалисты придерживаются мнения, что закрепленное в ст. 298 ГК РФ право является правом хозяйственного ведения. Другая позиция состоит в том, что доходы, получаемые учреждением от предпринимательской деятельности, поступают в собственность учреждения, поскольку только собственник может самостоятельно распоряжаться имуществом. Третья точка зрения заключается в том, что право самостоятельного распоряжения учреждением доходами от приносящей такие доходы деятельности является особым вещным правом, которое не укладывается ни в рамки оперативного управления, ни в рамки права собственности. И наконец, последняя концепция состоит в том, что применительно к учреждениям, не являющимся частными, государство остается единым и единственным собственником имущества, принадлежащего учреждению на праве оперативного управления. Осуществляя деятельность, приносящую доход, такое учреждение приобретает право самостоятельно, в рамках специальной хозяйственной компетенции распоряжаться полученными от такой деятельности доходами и приобретенным за счет этих доходов имуществом. Сами же доходы и приобретенное имущество по-прежнему принадлежат учреждению на праве оперативного управления.

Для отдельных видов некоммерческих организаций существуют законодательно установленные ограничения в осуществлении предпринимательской деятельности, приносящей доход.

Примером ограничения деятельности некоммерческих организаций в сфере предпринимательства может служить запрет для благотворительной организации участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами (п. 4 ст. 12 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).

В законодательстве установлены также ограничения возможности участия некоммерческих организаций в отдельных обязательствах. Так, только некоммерческие организации не могут выступать в качестве финансовых агентов по договору финансирования под уступку денежного требования (ст. 825 ГК РФ), быть сторонами в договоре коммерческой концессии (п. 3 ст. 1027 ГК РФ), выступать доверительным управляющим (п. 1 ст. 1015 ГК РФ). Некоммерческая организация не может выступать в роли управляющей организации, исполняющей полномочия единоличного исполнительного органа хозяйственного общества (п. 1 ст. 69 Закона об АО, п. 2 ст. 33 Закона об ООО).

Законодательством могут устанавливаться и иные ограничения деятельности некоммерческих организаций, приносящей доход. Ограничительные нормы направлены прежде всего на то, чтобы оградить некоммерческие организации от излишней коммерциализации, чтобы предпринимательская деятельность не стала препятствием для некоммерческих организаций в осуществлении ими уставной деятельности, направленной на удовлетворение общественно полезных целей.

В целом заметим, что ограничения на деятельность некоммерческих организаций, приносящую доход, весьма незначительны и позволяют им принимать активное участие в имущественном обороте, обеспечивая материальную базу для своей деятельности.

Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» некоммерческие организации, созданные в организационно-правовой форме фонда, автономной некоммерческой организации, общественной организации, общественного фонда или религиозной организации, могут образовать целевой капитал и стать его собственником.

Целевой капитал некоммерческой организации — часть имущества некоммерческой организации, которая формируется и пополняется за счет пожертвований, внесенных в порядке и в целях, которые предусмотрены законом, и (или) за счет имущества, полученного по завещанию, а также за счет неиспользованного дохода от доверительного управления указанным имуществом. Целевой капитал передается некоммерческой организацией в доверительное управление управляющей компании в целях получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности такой некоммерческой организации или иных некоммерческих организаций.

Формирование целевого капитала и использование дохода от целевого капитала могут осуществляться в строго предусмотренных Законом целях (ст. 3 Закона «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»). Некоммерческая организация обязана вести обособленный бухгалтерский учет всех операций, связанных с получением имущества на формирование и пополнение целевого капитала, передачей имущества, составляющего целевой капитал, в доверительное управление управляющей компании, с использованием дохода от целевого капитала, распределением такого дохода в пользу иных получателей дохода от целевого капитала.

Таким образом, целевой капитал некоммерческой организации — это имущество, которое имеет самостоятельный режим использования, не связанный с осуществлением некоммерческой организацией деятельности, приносящей доход.

Далее – § 4. Предпринимательская деятельность структурных подразделений коммерческих организаций

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *