Комната психологической разгрузки на предприятии

Об организации комнаты (кабинета) психологической разгрузки на промышленном предприятии, которая помогает создать оптимальные условия для быстрого и эффективного снятия эмоционального перенапряжения, восстановления работоспособности, проведения психотерапевтических и психогигиенических мероприятий.

Комната психологической разгрузки является инструментом для снижения нагрузок на работников, занятых выполнением тяжелых работ, связанных с повышенной концентрацией внимания, физическими, эмоциональными и моральными нагрузками. Она существенно снижает риск появления чрезвычайных ситуаций на предприятиях, работа которых связана с операторской деятельностью, снижает нагрузки на работников, профессиональные обязанности которых связаны с негативными эмоциями или работа требует особой концентрации внимания. Кабинет психологической разгрузки также способствует мотивации персонала при выборе места работы, обеспечивает контакт с сотрудниками, помогает выявлять проблемы на рабочих местах, дает возможность регулировать должностные взаимоотношения и сглаживать острые углы, выявляя дискомфортные области в деятельности персонала.

Кабинеты психологической разгрузки были разработаны в Голландии в конце 1970-х гг. и считались только средством развлечения, а не терапии. К концу 1980-х гг. в Англии реабилитологи самого разного профиля стали использовать кабинеты психологической разгрузки и говорить о видимых терапевтических результатах их использования.

Напряженная ответственная работа всегда сопровождается выраженным напряжением функциональных систем организма, что требует проведения специальных корригирующих медико-психологических мероприятий. У людей операторских профессий при отсутствии должных мер профилактики и восстановления могут возникать различного рода функциональные нарушения, снижающие надежность и эффективность их деятельности, а при длительном воздействии приводящие к развитию профессиональной патологии с последующей дисквалификацией. Важную роль в организации охраны труда на предприятии профилактических и восстановительных мероприятий, направленных на устранение отрицательных последствий нервных перегрузок, эмоционального стресса и других неблагоприятных состояний, играет проведение их непосредственно на производстве. И в первую очередь сюда следует отнести работу кабинетов психофизиологической разгрузки и мобилизации.

Работа кабинета психологической разгрузки зависит от профессиональной подготовки специалиста-психолога, от специфики нагрузок на работников и, соответственно, от качественно разработанного и оформленного помещения. К подготовке организации кабинета психологической разгрузки надо подходить, основываясь на специфике предприятия, учитывая вероятные факторы утомления и раздражения. Практика работы по оснащению кабинетов психологической работы показывает, что при создании комнаты психологической разгрузки требуется индивидуальный подход с учетом всех факторов. Существуют компании, специализирующиеся по интерьеру, оснащению визуальной и технической составляющей, разрабатывающие и внедряющие программные продукты для специалиста-психолога.

По сути, кабинет психологической разгрузки — это усовершенствованный вариант комнаты отдыха, в которой созданы оптимальные условия для быстрого и эффективного снятия эмоционального перенапряжения, восстановления работоспособности, проведения психотерапевтических и психогигиенических мероприятий. В кабинете психологической разгрузки применяется комплексный метод оптимизации психических процессов, условно названный психологической разгрузкой, который включает физиологические и психологические средства восстановления работоспособности и предупреждения переутомления эмоционального происхождения. Площадь кабинета психологической разгрузки определяется из расчета не менее 2 кв. м на человека.

В комнате не должны ощущаться шум, вибрация и другие неблагоприятные факторы производственной среды, она должна быть обеспечена приточно-вытяжной вентиляцией. Оптимальная температура в помещении — +20 — 22 град. Цельсия. Комната оборудуется мягкими креслами с подлокотниками, в которых можно принять полулежачее положение (кресла желательно накрыть полиэтиленовой пленкой и обеспечить подставками для ног), магнитофоном (с набором кассет), гидроаэроионизатором, а при возможности — кондиционером. В цветосветовом решении интерьера должны преобладать голубой и зеленый цвета, успокаивающие нервную систему. Желательно, чтобы создавалось впечатление пребывания на лоне природы.

Пол покрывается линолеумом на мягкой основе, гармонирующим по цвету с окраской стен. Цветовая композиция дополняется цветным освещением, трижды изменяющимся в течение сеанса. Для создания более полной иллюзии пребывания на лоне природы используются пейзажи, рождающие положительные эмоции. Это могут быть диапозитивы с изображением леса, моря, озера и др., проецируемые на экран с помощью диапроекторов. Для оформления кабинета психологической разгрузки можно использовать также декоративные элементы — валуны, гальку, коряги, вьющиеся растения и др. Хорошо, если есть возможность организовать аквариум.

Основная задача кабинета — восстановление работоспособности в стадии развивающегося утомления. Время пребывания в кабинете психологической разгрузки условно разделяется на 3 периода: отвлекающий (1,5 — 2 мин.), успокаивающий (7 — 10 мин.), тонизирующий (2 — 3 мин.). В соответствии с задачами этих периодов трижды меняются музыка (по содержанию, громкости и темпу), цвет, уровень освещенности, поза, ритм дыхания и словесные формулировки аутогенной тренировки. Во время первого периода звучит запись пения птиц и популярные мелодии с мягким мелодико-ритмическим рисунком (громкость — до 5 — 20 дБ). Посетители кабинета располагаются в креслах в свободной позе с приподнятыми ногами, рассматривают проецируемые на экран изображения ландшафтов, вызывающие положительные эмоции. На втором этапе для достижения состояния эмоционального равновесия включают зеленые лампы.

Посетители принимают полусидячее положение, способствующее расслаблению мышц, переходя на успокаивающий ритм дыхания (короткий вдох и удлиненный выдох). Звучит негромкая мелодичная музыка (до 10 дБ), а в паузах — записанные на магнитофонную ленту психотерапевтические формулы, построенные с учетом характера труда, задач данного периода и требований аутогенной тренировки. Третий период проходит при оранжевом (красном) освещении, его музыкальная программа состоит из бодрых, мажорных произведений (маршей, спортивных и молодежных песен, энергичной и веселой танцевальной музыки).

Занимающиеся постепенно переходят к позе стоя, делают несколько мобилизующих дыхательных движений (глубокий вдох и короткий выдох). Словесные формулы этого периода направлены на повышение общего тонуса, активизацию психических процессов. В заключение включают все лампы дневного света и в сопровождении марша, веселой песни выполняется комплекс физических упражнений с учетом особенностей вида труда и возраста людей. Лицам, занимающимся тяжелой физической работой, полезен самомассаж. В соответствии с тремя указанными периодами желательно изменять с помощью подсветки виды, изображенные на крупных слайдах или проецируемые на экран. Например, вначале посетители видят изображение леса при заходящем солнце, на втором этапе — в предвечерние часы, на третьем — на рассвете, во время восхода солнца, когда просыпается природа, воздух насыщен озоном, ощущается приятный запах хвойных деревьев.

При ограниченных возможностях кабинета психологической разгрузки в первую очередь туда направляют лиц, работающих в условиях повышенной нагрузки на нервную систему, сочетающих работу с учебой, а также тех, кто жалуется на переутомление или находится в кризисной ситуации (тяжелая болезнь или смерть близкого человека, чрезмерно напряженная семейная обстановка, частые служебные конфликты и др.). Как уже было сказано, в кабинете психологической разгрузки эффективно восстанавливается работоспособность лиц, находящихся в стрессовом состоянии, или тех, чья повседневная деятельность протекает в условиях эмоциональной напряженности.

Эмоциональный дистресс не только приводит к снижению трудоспособности и ухудшению деятельности организма, но и является одной из частых причин нарушения техники безопасности. Пребывание в кабинете психологической разгрузки способствует также предупреждению эмоционально-аффективного перенапряжения и его отрицательных последствий у лиц, страдающих заболеваниями, вызванными психическим фактором (неврозами, психосоматическими расстройствами).

В кабинете можно осуществлять и другие психогигиенические мероприятия.

К ним относятся:

1) массовое обучение работников различных предприятий приемам психотерапевтической доврачебной самопомощи и, в частности, аутогенной тренировке;

2) активная психопрофилактика рецидивов алкоголизма;

3) эмоционально-волевая тренировка спортсменов (по А. Т. Филатову);

4) дополнительные сеансы психологической разгрузки для работников пенсионного и предпенсионного возраста с целью продления трудоспособности;

5) лечебно-профилактическая помощь людям, желающим избавиться от хронического никотинизма;

6) психогигиенические беседы, включающие демонстрацию слайдов и прослушивание фрагментов литературно-музыкальных произведений, посвященные различным аспектам здорового образа жизни.

В последние годы на предприятиях организуются кабинеты эмоционально-волевой тренировки и социального тренинга, психологической гимнастики и др. Благодаря тому, что в их штатном расписании предусмотрены должности врача-психотерапевта или психолога, на их базе решается широкий круг задач, в том числе психотерапевтического и социально-психологического характера. Кабинеты психогигиенического профиля целесообразно открывать и в медицинских учреждениях, где труд медработников связан с повышенными эмоциональными нагрузками и необходимо быстро восстанавливать работоспособность (в отделениях хирургии, реанимации, анестезиологии, на станциях «скорой помощи»). В заводских профилакториях и домах отдыха, где не предусмотрена должность врача-психотерапевта, обслуживать кабинет психологической разгрузки может фельдшер, прошедший специальную подготовку по психогигиене, психопрофилактике и психотерапии.

Примерная возможная схема проведения занятий в кабинете (комнате) психологической разгрузки

Занятие по психологической разгрузке проводится один раз в месяц (возможно чаще). Приглашаются все желающие, но не более 12 человек. В кабинете психологической разгрузки, кроме психолога, могут работать другие специалисты: врач-фитотерапевт, массажист, медсестра и другие.

Время работы: 1 — 1,5 часа.

Схема работы:

1. Вводная часть:

— психологическая разминка;

— самомассаж или дыхательная гимнастика;

— релаксация.

2. Основная часть:

— игры и упражнения;

— психологические этюды.

3. Заключительная часть:

— музыкотерапия;

— фитотерапия (или чаепитие).

Схему занятий в кабинете психологической разгрузки можно изменять, заменяя или исключая что-нибудь в зависимости от условий проведения, состава участников, наличия технических средств.

Оборудование:

— карточки с именами (пояснениями к имени);

вентилятор, шарфики шифоновые и др.;

— кассета с музыкой Востока (спокойная и динамичная);

плавающие свечи, сосуд с водой;

— текст с релаксацией;

сосуд, карты (гадальные) с текстом предсказаний;

поднос, монетки (медные деньги);

— восточные сладости (козинаки, пастила, халва, пахлава), зеленый, черный чай;

— чашки для чаепития.

Ход занятия

I. Вводная часть

Ведущий. С детства все мы любим сказки, особенно те, где много волшебства, загадок, тайн. Давайте вспомним восточные сказки, сказки Шахерезады. Чем они привлекают людей? Чем вообще привлекает Восток, арабские мотивы?

Участники высказывают свое мнение.

Ведущий предлагает участникам окунуться в тайны Востока, побыть жителями Востока.

1. Игра «Тайна имени»

Звучит музыка.

Участникам предлагается взять карточку, где написано восточное имя (женское или мужское) с пояснением, расшифровкой к нему. Участники вживаются в этот новый образ, читают свое новое имя, говорят, нравится ли оно, рассказывают, как они себя чувствуют с этим именем, какая у них может быть судьба (приложение 1).

2. Упражнение «Восточные стихи»

Для создания веселой атмосферы можно использовать сочинение восточных стихов. Участникам объясняется, что такое восточные стихи, и предлагается побыть поэтами. Можно сочинять индивидуально, а затем зачитывать свои стихи, а можно сочинять всей группой вместе. Правила «восточного стихосложения»: Существительное (главное слово). Прилагательное, прилагательное. Глагол, глагол, глагол. Фраза, выражающая отношение. Существительное. Например: Ужин! Праздничный, запоздалый. Разжеван, съеден, переваривается. Блаженно состояние сытости! Философия.

3. Игра «Душа движения»

Ведущий. Говоря о красоте Востока, мы не можем не отметить, что красота женщины в ее грации. Вспомните, как танцуют восточные танцовщицы! И нам тоже приятно, когда на нас обращают внимание, считают привлекательными. Люди ценят не только красоту лица, но и красоту движений. Сейчас мы почувствуем душу движения.

Предлагается взять платки, шарфики. Под музыку ведущий показывает плавные движения, участники повторяют, тем самым создается танец.

4. Упражнение «Восточный базар»

Ведущий. Приглашаем вас посетить восточный базар. Перед вами много разных вещей.

Посмотрите их, выберите ту, которая вам нравится. Можете ее купить, положив монетки на поднос.

Участники «покупают» вещи (атрибуты Востока).

Попробуйте представить себя этой вещью или хозяином этой вещи в прошлом или будущем. Расскажите о судьбе этой вещи:

— кому она принадлежала;

— чьи руки к ней прикасались;

— откуда она появилась;

— как она называлась;

— какие события приносила эта вещь в дом (радостные или горестные);

— что с ней происходило;

— какую роль (функцию) она выполняла в доме.

II. Основная часть

1. Притча

2. Релаксация «Встреча с мудрецом»

Ведущий. Знаком ли кто-нибудь из вас с таким человеком, который регулярно читает гороскопы? А кто из вас знаком с человеком, который хоть один раз был у астролога? Знаете ли вы людей, которые хоть однажды ходили к гадалке? Кто из вас время от времени думает о том, какой будет его жизнь лет через 10 или 20?

Разумеется, никто не может точно сказать, что будет происходить в его дальнейшей жизни. Однако время от времени бывает полезно помечтать о будущем, ибо иногда мечты сбываются.

Сейчас вы очень удобно сядете в кресло и закроете глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…

Ваши руки совершенно спокойно лежат слегка согнутыми вдоль тела. Ваши ступни расслаблены. Ваши руки и ноги становятся совершенно спокойными и тяжелыми. Напряжение уменьшается. Все ваше тело отдыхает.

Представьте себе, что вы находитесь в чужом городе и идете по какой-то маленькой улочке. Справа и слева стоят красивые старинные дома. В одном из них живет предсказатель будущего. Это особенный предсказатель. Многим из тех, кто к нему обращался, он предсказал исключительно хорошее будущее, и у них появились дополнительные силы и решимость сделать свою жизнь прекрасной. Вы открываете тяжелую дубовую дверь, и за ней вас встречает дружелюбного вида седой старик. Он приглашает следовать за ним. В его кабинете бросаются в глаза стеллажи со старинными книгами. На столе лежит колода карт и находится чудесный светящийся хрустальный шар. На диване спит черно-белый кот. Предсказатель предлагает сесть в удобное кресло и внимательно на вас смотрит. Затем он говорит:

Закрой глаза, и я расскажу тебе что-нибудь хорошее о твоей будущей жизни. После этих слов вы засыпаете.

Вы уже не знаете, слышите ли голос старого предсказателя или смотрите свой собственный сон. Перед вами возникают образы будущей жизни. Возможно, вы видите, как и кем вы работаете, видите людей, которые работают вместе с вами…

Возможно, вы видите свой будущий дом и людей, вместе с которыми живете.

Потратьте некоторое время на то, чтобы подробно рассмотреть отдельные образы своего сна. Время от времени до вас доносится дружеский голос предсказателя. Можно разобрать отдельные фразы: «Ты замечательный. Мы тебя любим… У тебя все получится…».

Эти слова помогают смотреть ваш чудесный сон. (Пауза 1 мин.)

Теперь вы чувствуете, что настало время проститься с предсказателем. Вы благодарите старика за то, что увидели здесь. Возможно, вы захотите ему что-то сказать на прощание, возможно, он сам что-то говорит. Старик провожает вас до двери. Вы снова идете по маленькой улочке и возвращаетесь сюда к нам.

Когда я досчитаю до шести, вы проснетесь и будете бодры и свежи.

Анализ упражнения:

Как ты чувствовал себя в доме у старика? Что в увиденном больше всего понравилось, удивило?

Почему так важно представлять ясную картину своего будущего?

3. Упражнение «Круг энергии»

К завершению релаксации второй ведущий готовит сосуд с плавающими свечами. Когда участники открывают глаза, они видят в центре круга на полу сосуд с зажженными свечами.

Ведущий. Пройдя через «круг энергии», мы снимем груз проблем, осуществим ритуал очищения, мобилизуем свою внутреннюю энергию, активизируем свои ресурсы и тем самым укрепим здоровье.

Ведущий предлагает участникам встать вокруг свечей, а затем танцевальными движениями, сопровождаемыми динамичной музыкой, обойти этот сосуд со свечами несколько раз.

III. Заключительная часть

1. Упражнение «Предсказание оракула»

Участникам предлагается погадать, «узнать судьбу». Ведущий достает карты с предсказаниями из сосуда (приложение 3) и раскладывает на подносе. Участник берет карту, читает молча, затем по желанию вслух.

2. Упражнение «Приглашаем в чайхану»

Ведущий. На Востоке жизнь немыслима без чая. Приглашаем вас в чайхану, где вы можете обменяться эмоциями, чувствами, пожеланиями.

Участникам предлагается чай со сладостями.

Прощание.

Приложение 1

Список имен

Эрдем — ум (м)

Эржена — лучезарная (ж)

Байярма — счастье (ж)

Хэлмек — рассвет (ж)

Заргал — радость (ж, м)

Энхе — молодость (м)

Алгалан — бодрость (ж, м)

Арюхан — молодость (ж)

Батор — богатырь (м)

Алхан — золото (м, ж)

Хэхег — цветок (ж)

Мунхе — мудрый(ая) (м, ж)

Хаян — гора (м, ж)

Буда — божественный (Будда) (м)

Энхэ-Зула — горящая лампада (ж)

Байян — богатство (м)

Гэрел — зеркало (м, ж)

Альбина — светлая (ж)

Пульсара — цветок вьющийся (ж)

Айгуль — лунный цветок (ж)

Ашолу — красивая луна (ж)

Алсу — розовая вода (ж)

Салават — радуга (м)

Асмин — звездочка (ж)

Расита — солнышко, радость (ж)

Приложение 2 Притча «Мудрость Хакима»

Один султан плыл со своим самым любимым слугой на корабле. Слуга, никогда еще не пускавшийся в плавание по морю, не видевший морских просторов, сидя в пустом трюме корабля, вопил, жаловался, дрожал и плакал. Все были добры к нему и старались его успокоить, однако слова сочувствия достигали только его ушей, но не сердца, измученного страхом. Властелин едва переносил крики своего слуги, и путешествие по синему морю под голубым небом не доставляло ему никакого удовольствия. Тогда предстал перед ним мудрый Хаким (его придворный лекарь) и промолвил: «О, властелин, если ты дозволишь, я смогу успокоить его». Султан сразу же согласился. И тогда лекарь приказал матросам бросить слугу в море.

Они охотно выполнили приказание, так как рады были избавиться от этого несносного крикуна. Слуга болтал ногами, задыхаясь, ловил ртом воздух, цеплялся за борт и умолял взять его на корабль. Его вытащили из воды за волосы, и он тихо уселся в углу. Ни одного слова жалобы больше не сорвалось с его уст. Султан был изумлен и спросил лекаря: «Какая мудрость скрывалась за этим поступком?» Тот ответил: «Твой слуга еще никогда не пробовал вкуса морской соли. Он не представлял, какой опасностью может грозить вода. А потому и не мог знать, какое счастье чувствовать твердые доски корабельной палубы под ногами. Цену спокойствия и самообладания познаешь только тогда, когда хоть раз посмотрел опасности прямо в глаза».

Приложение 3 К упражнению «Предсказание оракула»

На дальних просторах священной земли

Деревья большие на склоне росли.

А рядом в скале из седого гранита

Природной стихией пещера пробита.

И в этой пещере в полнейшей тиши,

Хранимой под сенью сводов больших,

От ярких лучей и от жизни забот,

Уж многие годы оракул живет.

Я к этой пещере по звездам пришла

И просьбу оракулу передала:

«По жизни реке все текут и текут

Наши годы,

Что ждет человека удачи, невзгоды?

Ты все предскажи, познакомь нас с судьбой

И тайну нам жизни слегка приоткрой».

И молвил оракул: «Возьми сей сосуд.

Судеб предсказанья отыщутся тут».

Надписи на картах

— К лазурным солнечным лучам

ведет дорога всех.

Будь в жизни честен, смел

и прям и ждет тебя успех.

— Надежды солнечную нить

на счастье люди ткут,

Сумеешь лучик сохранить,

удачи дни придут.

— Коль знаньем овладеть смогла,

Дари его другим.

Костру, что ты в душе зажгла,

Не дай растаять в дым!

— Добро безмерно, как вода

Бездонного колодца.

Будь доброй к людям, и всегда

Добро к тебе вернется.

— Сокровища не обретешь

без горя и без муки,

Бутона розы не сорвешь,

Не оцарапав руки.

— Крупинка малая алмаз,

Но в нем цветов игра,

Милей он для души и глаз,

Чем из камней гора.

— Не тот мужчина, кто бренчит

Набитым кошельком,

Мужчина тот, кто знаменит

Отвагой и трудом.

— Начнешь с горою говорить

Услышишь только эхо,

Не поленишься злак зарыть,

Пожнешь зерно успеха.

— Свободно ты живешь иль раб,

Прими совет один:

Без знаний ты как муха слаб,

Со знаньем властелин!

— Хватайся за каждое дело,

Чтоб сердце от радости пело!

Отзывчивым будь и спокойным,

Надежным и дружбы достойным.

— Лишь тот в делах своих

подружится с удачей,

Кто пользу видит в них,

а от невзгод не плачет.

— Взглядом трезвым и разумным

посмотри на этот мир.

Все увидишь по-другому,

жизнь по-новому поймешь.

Мир подобен океану,

строй из добрых дел ладью,

И тогда его спокойно и легко переплывешь.

— Честолюбцем, к главенству способным, не будь.

Будь бальзамом, а жалу подобным не будь.

Коль не хочешь, чтоб в жизни тебя обижали,

Не внушай ты дурного и злобным не будь.

— Не смотри, что иной выше всех по уму,

А смотри, верен слову ли он своему.

Если он своих слов не бросает на ветер,

Нет цены, как ты сам понимаешь, ему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *