Компетенция мирового судьи

Законодательное определение компетенции мировых судей позволяет говорить о разделении полномочий между районными судами, которые являются основным звеном судебной власти, и мировыми судьями. Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции и входят в единую судебную систему Российской Федерации. В соответствии с требованиями Закона «О статусе судей в Российской Федерации» мировые судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Целью института мировых судей является обеспечение доступности правосудия, приближения суда к населению, упрощению процедуры рассмотрения несложных дел, создание необходимых условий для реального и свободного использования каждым гражданином конституционного права на судебную защиту.
Мировые судьи единолично рассматривают гражданские, уголовные дела, административные дела и дела об административных правонарушениях в качестве суда первой инстанции, а также рассматривают дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых ими в первой инстанции и вступивших в законную силу.
Мировой судья рассматривает в первой инстанции:
1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;
2) дела о выдаче судебного приказа;
3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;
6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
7) дела об определении порядка пользования имуществом;
8) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

paulmhill / .com

Формулировка «наделен полномочиями по ведению дел об административных правонарушениях во всех судах и у должностных лиц, а также правом обжалования, со всеми процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ» является достаточным подтверждением права на обжалование решения суда по постановлению об административном правонарушении. А вот формулировка о возможности доверителя «пользоваться всеми правами, предоставленными действующим законодательством РФ сторонам и участникам судебного процесса» – напротив, не дает защитнику полномочия подавать жалобу на решение суда по жалобе и дальнейшие акты.

На это указал Верховный Суд Российской Федерации, разбирая два разных отказа в приеме жалоб на решения районных судов, которыми оставлены в силе «полицейские» постановления о нарушении ПДД (Решение Верховного Суда РФ от 23 августа 2018 г. № 51-ААД18-1, Решение Верховного Суда РФ от 23 августа 2018 г. № 47-ААД18-15). В одном случае жалоба защитника была возвращена, в другом – оставлена без рассмотрения, но в обоих суды указали на то, что защитники превысили объем полномочий, предоставленный им доверенностями.

ВС РФ, внимательно изучив текст каждой из спорных доверенностей, сформулировал следующие выводы:

  • разумеется, «нарушитель» – реализуя свое право на получение юридической помощи в производстве по делу об административном правонарушении – вправе пригласить себе защитника, со статусом адвоката или же без оного. В первом случае полномочия защитника удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Во втором – доверенностью, оформленной в соответствии с законом;
  • сам КоАП никаких требований к такой доверенности не предъявляет, потому подлежат применению нормы ч. 2, ч. 6 ст. 53 Гражданского процессуального кодекса, о чем уже давалось разъяснение в п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». В частности, право представителя на подписание и подачу жалоб на постановление по делу об административном правонарушении, на решение по такой жалобе должно быть специально оговорено в доверенности;
  • одна из спорных доверенностей наделяет защитника полномочиями по ведению, в том числе, дел об административных правонарушениях во всех судах РФ и у должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, а также правом обжалования апелляционного, кассационного и в порядке надзора, со всеми процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ. Эта доверенность оформлена в соответствии с КоАП РФ, и у суда не было оснований для оставления жалобы без рассмотрения. Дело подлежит направлению на рассмотрение по существу;
  • другая спорная доверенность не предусматривала право защитника на подписание и подачу жалоб на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении. Общая формулировка в тексте доверенности о возможности указанным лицом пользоваться всеми правами, предоставленными действующим законодательством РФ сторонам и участникам судебного процесса, не может подменить предъявляемые к доверенности требования. Определение о возвращении жалобы подлежит оставлению в силе.

Для составления доверенности
воспользуйтесь «Конструктором правовых документов» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Итак: в доверенности защитнику не надо ограничиваться словами «наделяю полномочием пользоваться всеми правами, предоставленными действующим законодательством РФ сторонам и участникам судебного процесса». Разумнее отдельно выделить полномочие на ведение дела об административном правонарушении с правом апелляционного, кассационного обжалования и обжалования в порядке надзора, со всеми процессуальными правами согласно КоАП РФ.

Какие дела рассматривают мировые судьи?

Мировые судьи рассматривают гражданские, административные, уголовные дела, где срок наказания в виде лишения свободы не превышает 3 лет, или размер денежного требования не превышает 100 тысяч рублей. Рассмотрим подробнее, какие именно дела по каждой категории относятся к ведению мировых судей.

Гражданские дела:

— дела о выдаче судебного приказа (о них мы подробнее расскажем ниже);

— дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

— дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества по цене иска, не превышающей ста тысяч рублей;

— иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел, об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об установлении усыновления (удочерения) ребенка;

— дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности при цене иска не превышающей 100 тысяч рублей;

— дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;

— дела об определении порядка пользования имуществом.

Достаточно распространенным видом гражданских дел являются дела о защите прав потребителей. Если, например, отправление Вашего рейса или поезда задержано более чем на 12 часов, а Вас не обеспечили горячим питанием, гостиницей, то права потребителя были нарушены, и Вы вправе обратиться в суд. Или другой пример: Вы купили телевизор, но он оказался с дефектом, а магазин отказывается принимать товар обратно или заменить его. Мировые судьи рассматривают такие дела, если сумма иска не превышает 100 тыс. рублей. Отметим здесь, что ограничение в 100 тыс. рублей касается размера имущественного требования. Помимо этого, можно потребовать возмещение морального вреда, которого данное ограничение не касается. Таким образом, итоговая сумма иска может достигать большего размера.

Административные дела.

Особенность административных дел состоит в том, что рассматриваются правонарушения, направленные против государства или общественного порядка, когда в деле участвуют в качестве одной из сторон органы государственного управления. Наиболее часто мировые судьи рассматривают административные дела по факту хулиганства, появления в пьяном виде в общественных местах, мелкого хищения чужого имущества, нарушения правил дорожного движения, правил торговли. Мировой судья рассматривает практически все административные дела, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях.

Мы не будем подробно останавливаться на этой категории дел, поскольку они весьма разнообразны и требуют отдельного рассмотрения в каждом конкретном случае.

Уголовные дела:

Мировые судьи рассматривают уголовные дела, по которым максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы (исключения указаны в статье 31 УПК РФ). К ним относятся следующие преступления, предусмотренные УК РФ:

— умышленное причинение легкого вреда здоровью – статья 115 (ч.1, ч.2)

— побои – статья 116 (Ч. 1,ч. 2);

— истязание – статья 117;

— причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности – статья 118;

— угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью – статья 119;

— клевета – статья 129;

— оскорбление – статья 130;

— понуждение к действиям сексуального характера и ряд других – статья 133.

МОСКВА, 18 фев — РАПСИ. Единственным ограничением срока полномочий всех судей в Российской Федерации, в том числе и мировых, должен быть предельный возраст пребывания в должности, который составляет 70 лет, считает председатель Совета судей РФ Виктор Момотов.

«Одно из наших предложений состоит в прекращении постоянных переназначений мировых судей на новые сроки полномочий, которые каждый субъект Российской Федерации устанавливает самостоятельно. Сроки первоначального назначения мировых судей чаще всего составляют 3 года либо 5 лет. Единственным ограничением срока полномочий всех судей в РФ — и федеральных, и мировых — должен быть предельный возраст пребывания в должности — 70 лет», — уточнил Момотов на заседании Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.

По словам спикера, подобные переназначения нарушают конституционный принцип несменяемости судей, принцип единства правового статуса судей, а также создают возможность давления на правосудие.

Момотов добавил, что соответствующий законопроект уже подготовлен Советом судей, и в случае его поддержки Пленумом Верховного Суда, будет направлен законодателю. «Убежден, что данная инициатива позволит укрепить авторитет не только мировой юстиции, но и региональных законодательных органов, принимающих решения о назначении мировых судей, повысит требовательность к кандидатам на судейские должности», — подчеркнул глава Совета судей.

Содержание

О мировых судьях Республики Татарстан

ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
от 17 ноября 1999 года N 2440
О мировых судьях Республики Татарстан

(с изменениями на 7 мая 2020 года)

Статья 1. Мировые судьи Республики Татарстан

1. Мировые судьи Республики Татарстан (далее — мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции Республики Татарстан и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации»), другими федеральными законами, а порядок избрания и деятельности мировых судей устанавливается также Конституцией Республики Татарстан и настоящим Законом.

(в ред. Законов РТ от 24.03.2004 N 26-ЗРТ, от 16.11.2019 N 80-ЗРТ)

2. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом.

(в ред. Закона РТ от 08.04.2005 N 67-ЗРТ)

3. Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

(в ред. Закона РТ от 08.04.2005 N 67-ЗРТ)

Статья 2. Гарантии статуса мировых судей

На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее — Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»)» и иными федеральными законами.

(в ред. Закона РТ от 16.11.2019 N 80-ЗРТ)

Статья 3. Компетенция мирового судьи

(в ред. Закона РТ от 24.03.2004 N 26-ЗРТ)

1. Мировой судья рассматривает в первой инстанции дела, отнесенные к его компетенции Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», Кодексом Республики Татарстан об административных правонарушениях, а также другие дела, отнесенные к его компетенции федеральным законодательством.

2. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции.

Статья 3.1. Полномочия мирового судьи по организации работы аппарата мирового судьи

(введена Законом РТ от 01.08.2011 N 42-ЗРТ)

Мировой судья осуществляет следующие полномочия по организации работы аппарата мирового судьи:

1) организует работу аппарата мирового судьи по ведению судебного делопроизводства;

2) утратил силу. — Закон РТ от 03.03.2012 N 15-ЗРТ;

3) устанавливает правила внутреннего распорядка на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов;

4) осуществляет контроль за выполнением работниками аппарата мирового судьи должностных обязанностей, вносит предложения о поощрении работников аппарата мирового судьи либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности;

5) осуществляет контроль за составлением статистической отчетности в соответствии с законодательством;

6) утверждает номенклатуру нарядов, ведущихся в аппарате мирового судьи;

7) организует хранение, отбор и сдачу в архив документов судебного участка, ежегодный отбор и уничтожение дел и материалов, сроки хранения которых истекли;

8) проверяет не реже одного раза в квартал правильность ведения журнала учета вещественных доказательств, соответствие записей фактическому наличию вещественных доказательств, своевременность исполнения приговоров, решений, определений, постановлений в части вещественных доказательств;

9) дает разрешение на выдачу или высылку по запросам компетентных органов судебных дел, материалов, документов;

10) утратил силу. — Закон РТ от 03.03.2012 N 15-ЗРТ;

11) организует работу по размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о деятельности мирового судьи в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Татарстан;

(в ред. Закона РТ от 10.10.2011 N 71-ЗРТ)

12) осуществляет иные мероприятия.

Статья 4. Судебные участки и место постоянного пребывания мирового судьи

(в ред. Закона РТ от 01.08.2011 N 42-ЗРТ)

1. Деятельность мировых судей осуществляется в пределах судебного района на судебных участках.

(п. 1 в ред. Закона РТ от 25.06.2013 N 51-ЗРТ)

2. Общее число мировых судей и количество судебных участков Республики Татарстан определяются федеральным законом по законодательной инициативе Государственного Совета Республики Татарстан, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с Государственным Советом Республики Татарстан.

3. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами Республики Татарстан.

4. Судебные участки создаются в границах судебных районов, охватывающих территорию соответствующих районов, городов, районов в городах, из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных единицах с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

(в ред. Законов РТ от 10.11.2006 N 68-ЗРТ, от 28.11.2013 N 95-ЗРТ)

5. Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.

5.1. Председатель районного суда в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в случае, если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, вправе мотивированным распоряжением передать часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях, исковых заявлений и заявлений о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района.

(п. 5.1 введен Законом РТ от 25.06.2013 N 51-ЗРТ; в ред. Закона РТ от 16.11.2019 N 80-ЗРТ)

6. Исключен. — Закон РТ от 08.04.2005 N 67-ЗРТ.

7. Место постоянного пребывания мирового судьи определяется Законом Республики Татарстан от 31 мая 2000 года N 177 «О создании судебных участков и должностей мировых судей в Республике Татарстан» с учетом мнения председателя соответствующего районного суда.

(п. 7 введен Законом РТ от 01.08.2011 N 42-ЗРТ)

Статья 5. Требования, предъявляемые к мировому судье

(в ред. Закона РТ от 01.08.2011 N 42-ЗРТ)

К мировому судье и кандидату на должность мирового судьи предъявляются требования, которые в соответствии с Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» предъявляются к судьям и кандидатам на должность судьи, с учетом положений Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации.

Статья 5.1. Профессиональная переподготовка мирового судьи

(введена Законом РТ от 01.08.2011 N 42-ЗРТ)

1. Мировой судья, впервые избранный на должность мирового судьи, проходит обучение по программе профессиональной переподготовки.

(в ред. Закона РТ от 12.06.2014 N 53-ЗРТ)

2. Мировой судья, впервые избранный на должность мирового судьи, проходит обучение по программе профессиональной переподготовки в образовательных организациях высшего образования и организациях дополнительного профессионального образования, осуществляющих дополнительное образование судей (далее — образовательные организации), в том числе в форме стажировки у мирового судьи, с сохранением за этот период ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения мировых судей, других выплат, осуществляемых за счет средств фонда оплаты труда. От прохождения обучения по программе профессиональной переподготовки освобождаются лица, ранее занимавшие должность судьи.

(п. 2 в ред. Закона РТ от 12.06.2014 N 53-ЗРТ)

3. Профессиональная переподготовка мирового судьи, впервые избранного на должность мирового судьи, осуществляется с отрывом от исполнения должностных обязанностей.

4. Общая продолжительность обучения мирового судьи, впервые избранного на должность, по программе профессиональной переподготовки в образовательных организациях не может превышать шесть месяцев. Конкретные сроки профессиональной переподготовки определяются на основании образовательной программы образовательной организации, с которой уполномоченный орган исполнительной власти Республики Татарстан в области юстиции заключил соответствующий договор.

(п. 4 в ред. Закона РТ от 12.06.2014 N 53-ЗРТ)

5. Копия документа об обучении по программе профессиональной переподготовки в образовательной организации передается мировым судьей, впервые избранным на должность мирового судьи, в кадровую службу Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Республике Татарстан (далее — Управление Судебного департамента в Республике Татарстан).

(в ред. Законов РТ от 12.06.2014 N 53-ЗРТ, от 20.11.2014 N 89-ЗРТ)

6. Профессиональная переподготовка мирового судьи, впервые избранного на должность мирового судьи, включает в себя также стажировку у мирового судьи, осуществляющего правосудие на территории Республики Татарстан.

(п. 6 в ред. Закона РТ от 12.06.2014 N 53-ЗРТ)

7. Руководителем стажировки может быть мировой судья, имеющий стаж работы непосредственно в должности судьи не менее трех лет и отправляющий правосудие на территории того судебного района, на котором расположен судебный участок мирового судьи, впервые избранного на должность мирового судьи.

8. В случае если в судебном районе находится один судебный участок, то мировой судья, впервые избранный на должность мирового судьи, направляется на стажировку на судебный участок ближайшего судебного района к мировому судье, имеющему стаж работы непосредственно в должности судьи не менее трех лет.

9. Срок прохождения профессиональной переподготовки мирового судьи, впервые избранного на должность мирового судьи, в форме стажировки составляет один месяц.

Статья 5.2. Повышение квалификации мирового судьи

(введена Законом РТ от 01.08.2011 N 42-ЗРТ)

1. Повышение квалификации мирового судьи осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года, в образовательных организациях, в том числе в форме стажировки в суде с сохранением за этот период ежемесячного денежного вознаграждения мировых судей, других выплат, осуществляемых за счет средств фонда оплаты труда.

(в ред. Законов РТ от 25.06.2013 N 51-ЗРТ, от 12.06.2014 N 53-ЗРТ)

2. Повышение квалификации мирового судьи осуществляется с отрывом от исполнения должностных обязанностей.

3. Повышение квалификации мирового судьи осуществляется в соответствии с образовательной программой образовательной организации.

(п. 3 в ред. Закона РТ от 12.06.2014 N 53-ЗРТ)

4. Срок повышения квалификации мирового судьи определяется в соответствии с образовательной программой образовательной организации, с которой уполномоченный орган исполнительной власти Республики Татарстан в области юстиции заключил соответствующий договор.

(в ред. Закона РТ от 12.06.2014 N 53-ЗРТ)

5. Копия документа об обучении по программе повышения квалификации в образовательной организации передается мировым судьей в кадровую службу Управления Судебного департамента в Республике Татарстан.

(п. 5 в ред. Закона РТ от 12.06.2014 N 53-ЗРТ)

6. Повышение квалификации мирового судьи включает в себя также стажировку в суде.

(п. 6 в ред. Закона РТ от 12.06.2014 N 53-ЗРТ)

7. Утратил силу. — Закон РТ от 12.06.2014 N 53-ЗРТ.

8. Повышение квалификации мировых судей осуществляется за счет средств бюджета Республики Татарстан.

Статья 6. Порядок избрания на должность мирового судьи

(в ред. Закона РТ от 28.11.2013 N 95-ЗРТ)

1. Мировые судьи избираются на должность Государственным Советом Республики Татарстан по представлению Председателя Верховного Суда Республики Татарстан с учетом заключения Квалификационной коллегии судей Республики Татарстан.

2. Не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий мирового судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий мирового судьи — не позднее чем через десять дней после дня открытия вакансии мирового судьи объявляется об открытии вакансии мирового судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность мирового судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений. При этом срок полномочий вновь избранного мирового судьи начинается не ранее дня, следующего за днем прекращения полномочий действующего мирового судьи.

Статья 7. Срок полномочий мирового судьи

1. Мировой судья избирается на должность сроком на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для избрания на данную должность.

2. При повторном и последующих избраниях на должность мирового судьи мировой судья избирается сроком на десять лет. В случае, если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он избирается на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи — 70 лет.

(в ред. Законов РТ от 13.07.2005 N 82-ЗРТ, от 24.07.2014 N 72-ЗРТ)

Статья 8. Прекращение, приостановление полномочий мирового судьи и замещение временно отсутствующего мирового судьи

(в ред. Закона РТ от 08.04.2005 N 67-ЗРТ)

1. Полномочия мирового судьи прекращаются в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

(п. 1 в ред. Закона РТ от 13.07.2005 N 82-ЗРТ)

1.1. Днем прекращения полномочий мирового судьи является:

1) последний день месяца, в котором истекает срок полномочий мирового судьи;

2) последний день месяца, в котором мировой судья достигает предельного возраста пребывания в должности мирового судьи;

3) следующий день после дня вступления в силу решения Квалификационной коллегии судей Республики Татарстан о досрочном прекращении полномочий мирового судьи.

(п. 1.1 введен Законом РТ от 25.06.2013 N 51-ЗРТ; в ред. Закона РТ от 16.11.2019 N 80-ЗРТ)

2. Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением Квалификационной коллегии судей Республики Татарстан в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

(в ред. Закона РТ от 16.11.2019 N 80-ЗРТ)

3. При прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого судебного участка того же судебного района постановлением председателя соответствующего районного суда. Если в данном судебном районе создана одна должность мирового судьи, то при прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей постановлением председателя вышестоящего суда или его заместителя возлагается на мирового судью, осуществляющего свою деятельность в ближайшем судебном районе.

Исполнение обязанностей мирового судьи может быть возложено на судью, находящегося в отставке, в порядке, предусмотренном статьей 7-1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации.

(абзац введен Законом РТ от 01.08.2011 N 42-ЗРТ)

Мировой судья, находящийся в отставке, может быть привлечен к исполнению обязанностей мирового судьи независимо от того, на каком судебном участке какого судебного района Республики Татарстан он исполнял обязанности мирового судьи до почетного ухода или почетного удаления с должности, а судья федерального суда, находящийся в отставке, — независимо от того, в суде какого уровня на территории какого субъекта Российской Федерации он осуществлял правосудие в качестве судьи федерального суда.

(абзац введен Законом РТ от 25.06.2013 N 51-ЗРТ)

Статья 9. Аппарат мирового судьи

1. Работу мирового судьи обеспечивает его аппарат.

2. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими Республики Татарстан.

2.1. Руководство деятельностью аппарата мирового судьи осуществляет мировой судья соответствующего судебного участка.

(п. 2.1 введен Законом РТ от 13.07.2018 N 52-ЗРТ)

3. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи утверждаются Кабинетом Министров Республики Татарстан.

(п. 3 в ред. Закона РТ от 24.03.2004 N 26-ЗРТ)

4. Кадровое обеспечение аппарата мирового судьи осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан в области юстиции.

(в ред. Законов РТ от 01.08.2011 N 42-ЗРТ, от 11.06.2012 N 35-ЗРТ)

4.1. Формирование кадрового состава аппарата мирового судьи производится в порядке, предусмотренном законодательством о государственной гражданской службе.

(п. 4.1 введен Законом РТ от 11.06.2012 N 35-ЗРТ; в ред. Закона РТ от 07.05.2020 N 23-ЗРТ)

5. Положение об аппарате мирового судьи разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан в области юстиции.

(п. 5 введен Законом РТ от 01.08.2011 N 42-ЗРТ)

6. Перемещение работника аппарата мирового судьи на иную должность, применение к нему мер поощрения и взыскания, а также утверждение графика отпусков работников аппарата мирового судьи осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан в области юстиции по согласованию с мировым судьей соответствующего судебного участка.

(п. 6 введен Законом РТ от 13.07.2018 N 52-ЗРТ)

Статья 10. Организационное обеспечение деятельности мировых судей

(в ред. Закона РТ от 13.07.2018 N 52-ЗРТ)

1. Организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан в области юстиции. Под организационным обеспечением деятельности мировых судей понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

2. Обеспечение ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения мировых судей, других выплат, осуществляемых за счет средств фонда оплаты труда, социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, а также обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий мировых судей жилыми помещениями является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется через Управление Судебного департамента в Республике Татарстан.

3. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплата труда работников аппарата мировых судей в процессе исполнения бюджета Республики Татарстан производятся в полном объеме по соответствующим статьям расходов бюджетной классификации в соответствии с законом Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на текущий финансовый год и плановый период.

4. В соответствии с Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» Совет судей Республики Татарстан взаимодействует с Кабинетом Министров Республики Татарстан при разработке проекта бюджета Республики Татарстан в части расходов на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей. При наличии разногласий Кабинет Министров Республики Татарстан прилагает к проекту бюджета Республики Татарстан предложения Совета судей Республики Татарстан вместе со своим заключением.

Уменьшение размера бюджетных средств Республики Татарстан, выделенных на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, не более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия Совета судей Республики Татарстан.

Уменьшение размера бюджетных средств Республики Татарстан, выделенных на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия конференции судей Республики Татарстан.

5. Здания и помещения, необходимые для осуществления правосудия мировыми судьями, предоставляются в установленном Кабинетом Министров Республики Татарстан порядке уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан в области земельных и имущественных отношений.

6. Мероприятия по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил, осуществляются Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и Управлением Судебного департамента в Республике Татарстан.

7. Возмещение издержек, покрываемых за счет федерального бюджета, по делам, рассматриваемым мировыми судьями, осуществляется через Управление Судебного департамента в Республике Татарстан.

Статья 10.1. Печать и удостоверение мирового судьи

(введена Законом РТ от 10.11.2006 N 68-ЗРТ)

1. Мировой судья имеет печать с изображением Государственного герба Республики Татарстан, с номером и наименованием судебного участка.

2. Мировому судье, мировому судье, пребывающему в отставке, выдается удостоверение. Положение о порядке выдачи и описание удостоверений мирового судьи и мирового судьи, пребывающего в отставке, утверждаются Государственным Советом Республики Татарстан.

(п. 2 в ред. Закона РТ от 16.11.2019 N 80-ЗРТ)

Статья 11. Символы государственной власти в зале судебных заседаний мировых судей

1. В зале судебных заседаний мировых судей наряду с символами государственной власти Российской Федерации, устанавливаемыми в соответствии с федеральными законами, помещаются Государственный флаг Республики Татарстан и изображение Государственного герба Республики Татарстан.

(п. 1 в ред. Закона РТ от 24.03.2004 N 26-ЗРТ)

2. При осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии.

1. Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования.

2. Установить, что до избрания на должность мировых судей дела, относящиеся к компетенции мировых судей, рассматриваются районными (городскими) судами.

Президент
Республики Татарстан
М.ШАЙМИЕВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *