Конкурс на закупку

Государственные закупки: правила, виды, аукционы

Подавляющую часть тендеров в России государство осуществляет посредством системы госзакупок. Объём таких операций в общей совокупности ежегодно превышает 30 триллионов.

Государственные закупки – это приобретение работ, продукции или услуг, необходимых гос.учреждениям, министерствам, ведомствам, организациям по процедуре, имеющей определённый на законодательном уровне порядок.

Государственные и муниципальные закупки осуществляются для удовлетворения нужд заказчиков государственного уровня в реализации работ, в услугах разнообразной направленности, в продукции. Также целями проведения госзакупок являются минимизация злоупотреблений и экономия казённого бюджета. Для реализации целей и решения сопутствующих задач разработана и запущена в работу контрактная система, функционирование которой регламентируется законодательно.

Государственные и муниципальные закупки классифицируют на конкурентные. В этом случае исполнитель выбирается путём проведения процедур, основанных на справедливой конкуренции. У этих процедур может быть различный формат. Их предназначение заключается в определении лучших из выдвинутых предложений. Обычно в таких процедурах задействовано трое вероятных исполнителей. Другая группа закупок – неконкурентная. При этом исполнение доверяют определённому исполнителю, который не имеет конкурентов. Такая форма не предполагает выбор среди вариантов от разных исполнителей.

Виды и правила осуществления государственных закупок

Государственные и муниципальные закупки осуществляются как:

  1. Аукцион;
  2. Запрос котировок;
  3. Конкурс;
  4. Запрос предложений.

Основные правила осуществления государственных закупок закреплены в законодательстве и правительственных постановлениях. Строго выражение «тендер» не может приняться относительно госзакупок. Допустимо применение выражений «закупки» и «контрактная система». Последнее отражает совокупность госзакупок и условий их реализации. План закупок утверждается государственным или муниципальным заказчиком. Исполнитель подбирается на основе конкуренции. Целью реализации этой процедуры является экономия средств казны и оптимизация расходов.

Правила государственных закупок

Руководитель фирмы, желающей попробоваться в госзакупках, должен выполнить следующие условия:

  • Оформить электронную подпись, действительную для конкретного сервиса проведения торгов;
  • Аккредитоваться на выбранной ЭТП;
  • Уплатить обеспечение;
  • Составить заявку участника;
  • Приготовить данные о характеристиках по форме 2;
  • Непосредственно участвовать в мероприятии;
  • Уплатить обеспечение исполнения;
  • Оформить контракт.

По такому алгоритму проводится получение заказа от го.структур.

Государственные закупки по ФЗ 44

ФЗ-44, ФЗ-223, постановление 778 о государственных закупках – законодательная основа, закрепляющая условия и процедуру участия в закупках. ФЗ-44 содержит следующие важнейшие сведения:

  • Подробные данные о стадиях осуществления госзакупок;
  • Распространение на социальные учреждения под государственным управлением;
  • Отсутствие доходов, получение финансирования из гос.казны;
  • Сюда относятся администрация, полиция, больницы, учреждения образования и т.п.
  • Госзакупки могут проводиться в нескольких строго определённых формах.

Государственные закупки 44 ФЗ, 43 ФЗ, 223 ФЗ

  • Госзакупками пользуются организации под гос.управлением, имеющие социальный вектор работы;
  • Гос.организации, обладающие доходом, расцениваются как предприятия коммерческого типа. Сюда относятся РЖД, Ростех, Газпром, Роснано, Сбербанк, Ростелеком, ВТБ.
  • Госзакупки, проводимые по ФЗ-223, имеют более лояльные и гибкие регламенты;
  • Особые условия, выдвинутые заказчиками в рамках госзакупок, могут быть отражены в соответствующем Положении;
  • Заказчик может самостоятельно выбрать оптимальный вид закупки среди сотен возможных вариаций.

Управление государственными и муниципальными закупками

Как и сами госзакупки, схема управления ими сложна и многогранна. Все её элементы взаимосвязаны между собой, для них определены сферы влияния, которые в совокупности охватывают все нюансы осуществления контроля. Как алгоритм, управляющий развивающейся системой, управление государственными и муниципальными закупками нуждается в постоянном совершенствовании. Для того чтобы понять основы и тонкости управления, необходимо вникнуть в само понятие системы госзакупок и процессов, которые она осуществляет.

Государственные закупки товаров и услуг представляют собой совокупность мероприятий, позволяющих совершать необходимые для заказчиков государственного уровня работы, реализацию продукции, оказание услуг. Без существования этого алгоритма будет невозможно обеспечивать организации, финансируемые из гос.казны, всем необходимым для их нормального функционирования. Помимо снабженческой функции, система закупок призвана минимизировать издержки, растраты и сэкономить бюджет.

Для обеспечения функционирования системы трудятся десятки тысяч людей. Их задачи входит формирование, размещение заказов, проведение аукционов, оформление контрактов с выбранными исполнителями на взаимовыгодных условиях.

Специфику работы системы учитывает управление государственными и муниципальными закупками. Обучение в этой области предполагает получение глубоких экономических познаний и навыков гос.управления. Сотруднику, задействованному в этой области, необходимо учитывать огромные объёмы бюджетных финансов, которые ежегодно проходят через систему. Этот процесс порождает массу возможностей для коррупционных действий. Минимизировать эти возможности и свести вероятность их проявления к нулю помогают интеллектуальные электронные алгоритмы управления различными процессами. Подобных алгоритмов разработано достаточно много. Они предоставляют разные возможности и решают важные задачи:

  • Наращивание эффективности размещения заказов;
  • Снижение количества ошибок в заявках;
  • Минимизация материальных затрат и сроков решения определённых задач. Ускорение процесса публикации заказа;
  • Оказание профессиональной юридической и правовой поддержки;
  • Контроль над закупками, полная отчётность, возможность персонального анализа данных.

Определённо, правила проведения государственных закупок будут соблюдаться строже, если система управления ими будет переведена в область электронных процессов.

Гражданский контроль государственных закупок

Так как через систему госзакупок проходит много бюджетных финансов, значит, налогоплательщики имеют право контролировать использование этих денег. Оно должно быть строго целевым и адекватным. Например, государственные закупки 2017 РК могут контролироваться со стороны граждан, юридических объединений, общественных групп.

Общественный контроль отслеживает, чтобы государственные закупки РК 2017 реализовывались с соблюдением утверждённых норм.

В России разработаны нормативные документы, в которых описан порядок работы, задачи, полномочия Федеральной службы финансово-бюджетного контроля. Её сотрудники должны следит за порядком в области бюджетных финансов. Деятельность Службы должна быть независимой, законной, достоверной, профессиональной, эффективной, а её результаты должны предаваться огласке.

Контролировать закупки можно в плановом порядке. Он предполагает работу по заранее утверждённому плану. Также в обязанности контролирующих входят внеплановые мероприятия, которые назначает руководство Службы по указанию высших органов или граждан.

Граждане имеют возможность обратить внимание Службы на определённых моменты, касающиеся конкретной закупки или нескольких, с целью выяснения обстоятельств заключения контракта, условий выбор исполнителя, определения соответствия содержания заказа реально выполненным работам и т.п. Для осуществления такого взаимодействия предусмотрен особый регламент, по которому Служба должна рассмотреть обращение граждан, провести необходимые процедуры и вынести решение относительно этого обращения. Такие меры позволяют совместно пресекать попытки коррумпирования сферы госзакупок.

Портал государственных закупок

Сайт государственных закупок находится по адресу zakupki.gov.ru. Его задача – предоставлять достоверные данные об утверждённых планах закупок и сервисах, на которых будут проводиться торги. Зайдя на портал государственных закупок РФ, пользователь сможет узнать все данные, необходимые чтобы стать потенциальным исполнителем гос.заказов. Регистрироваться и проходить другие процедуры для работы на этом ресурсе не нужно. Его использование бесплатно, в том числе скачивание актуальной информации по документам и поиск госзакупок.

На этом ресурсе вы найдёте:

  • Закупки для государственных и муниципальных нужд;
  • Сведения о реализации контрактов;
  • Закупки у малого бизнеса;
  • Список оформленных контрактов по заказчикам;
  • Список недобросовестных исполнителей;
  • Типовые документы и условия, на которых оформляются контракты;
  • Банковские гарантии;
  • Список жалоб и проверок;
  • Данные наблюдений, аудитов;
  • Отчёты;
  • Правовую документацию.

С вопросом, касающимся госзакупок, пользователь может обратиться на форум, чтобы получить совет от других посетителей сайта. Форум работает при ресурсе.

Используя основной портал, можно получить всю информацию по ФЗ-44 и 223, рассмотреть наиболее актуальные разделы закупочных планов, изучить интересующие списки и перечни, содержащиеся в различных законодательных актах. Удобная поисковая система делает процесс подбора госзакупок удобным и оперативным. Задав необходимые условия или ключевое слово, можно быстро отфильтровать подходящие заказы или документы – закон, список и пр.

Ресурс оснащён опцией выбора валюты. Так, стартовую цену можно задать в рублях или в другом выражении. Искать заказчиков можно по ИНН, региону, месту поставки или реализации работ. Вместо указания ключевого слова, можно использовать исключение слова из поиска. Иными словами, функционал портала соответствует современным требованиям удобства, практичности и эффективности. Портал государственных закупок РК 2017 также обладает широким опционалом и является удобным инструментом для потенциальных исполнителей, заказчиков и контролирующих лиц.

Департамент государственных закупок

Это подразделение создаётся с целью создавать планы, подготавливать и проводить мероприятия для выбора исполнителей, которые будут обеспечивать нужды органа, к которому относится конкретный департамент государственных закупок.

Это подразделение создаётся для решения полного комплекса вопросов, связанных с госзакупками, а именно с заказами, размещаемыми от имени какого-либо органа, организации и т.п. Так как объёмы работ, вязанных с этим направлением, нередко бывают достаточно крупными, создание специализированного департамента вполне целесообразно. Оно позволяет повысить эффективность работы по закупкам, а также освободить другие подразделения от необходимости решать эти вопросы.

В рамках своей работы такой Департамент решает задачи:

  • Разработка закупочных планов. Сюда входят заказы на продукцию, необходимую всем подразделениям и службам, требующиеся услуги и работы;
  • Планирование и реализация мероприятий для выбора лучшего исполнителя на конкурентной основе;
  • Подготовка и проверка контрактов, их заключение;
  • Контроль над его выполнением;
  • Разработка замечаний и проектов по совершенствованию системы закупок касательно отрасли, в которой работает учреждение или организация, а также касательно всего законодательства в этой сфере.

Это основные функции Департамента. В зависимости от внутреннего регламента организации детали их состава могут меняться.

Структура конкурса

  • написание и опубликование условий и правил проведения конкурса;
  • покупку приза или наличие оговоренной в правилах денежной суммы;
  • определение победителя и публикация результатов (генератор случайных чисел, онлайн жребий или специальным инструментом выбора победителя конкурса Вконтакте);
  • вручение приза победителю;
  • осуществление необходимых налоговых выплат, если стоимость приза более 4 тыс. рублей.

Обязательные пункты:

  • четкие и предельно понятные условия, описывающие суть задания;
  • требования, предъявляемые к работам и их порядок оценки (каким образом будет проводиться процедура подведения итогов);
  • место, срок и порядок представления работ;
  • форма и размер приза;
  • порядок и сроки объявления результатов конкурса.

Опциональные пункты:

  • информация об организаторе;
  • возрастные ограничения для участников;
  • запрет на участие в конкурсе членов семьи и работников организатора;
  • условие о праве организатора не выплачивать денежный эквивалент не денежной награды, а также не осуществлять ее замену;
  • согласие участников на обработку персональных данных;
  • согласие участников с условием о том, что в случае изменения или отмены конкурса организатором, последний не обязан возмещать расходы участникам конкурса;
  • право не возвращать участникам конкурса их работы, т.к. законодательно организатор должен их вернуть;
  • если предметом конкурса является создание результата интеллектуальной деятельности, должны быть условия предоставления прав на него организатору, а также использования и выплаты вознаграждения автору.

К слову об авторских правах

На сегодняшний день ими зачастую пренебрегают как нечистоплотные организаторы, используя в дальнейшем конкурсные идеи в своих целях, так и сами авторы, не удосужившиеся вовремя подтвердить свои права.

Небольшой лайф-хак

Когда Вы создали произведение, пусть это даже первая редакция, его копию с указанием автора (авторы могут даже лично подписаться) необходимо запечатать в конверт и отправить сами себе по почте. После получения конверт, не вскрывая, откладываете в надежное место вплоть до момента, когда возникнет необходимость подтвердить свои авторские права. В момент вскрытия конверта составляется акт.

Объявляя о предстоящем конкурсе, рекламируя его, не забудьте указать сроки проведения конкурса, источник информации об организаторе, о правилах проведения конкурса, включая сроки окончания приема заявок на участие, количество призов, сроки, место и порядок их получения.

Важный момент!

В случае, когда стоимость приза превышает 4 тысячи рублей налоговый вычет с него составит 35%, которые организатор должен удержать и перечислить в налоговый орган (справка 2-НДФЛ).

Если приз не денежный – вещественный, организатор обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли обязательства, письменно сообщить победителю и налоговому органу о сумме налога и невозможности его удержать. В этом случае победителю придется самостоятельно вычислить и уплатить сумму налога с дохода в виде стоимости полученного выигрыша. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Для того, чтобы конкурс не был признан недействительным, необходимо соблюсти несколько моментов:

  1. Изменения в условиях или отмена конкурса имеет место только в первую половину указанного для представления работ срока.
  2. Извещение об изменении условий или отмене конкурса должно быть сделано тем же способом, каким конкурс был объявлен.
  3. В случае изменения условий конкурса или его отмены организатор должен возместить расходы участникам успевшим прислать работы.
  4. В конкурсе должны принимать участие более 1 человека, иначе отсутствует возможность выбора победителя.
  5. Конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей, которые прописываются в правилах. Однако в современно законодательстве нет конкретного определения этого термина, поэтому трактоваться он может весьма широко. Например: «поддержка творческого самовыражения и развитие творческих навыков у участников конкурса»; «продвижение и коммерциализация инноваций»; «образовательно-познавательная общественно-полезная цель конкурса» и др.

Не забывайте всегда держать в курсе дел участников конкурса, показывать динамику и открыто публиковать итоги.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *