Консультативные органы европейского союза

РЕКОМЕНДАЦИИ ПАРЛАМЕНТА И СОВЕТА ЕВРОПЫ
от 18 декабря 2006 г.
о ключевых компетенциях обучения в течение жизни
(2006/962/EC)

ПРИЛОЖЕНИЕ

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ – ЕВРОПЕЙСКИЕ РАМОЧНЫЕ УСТАНОВКИ

Обоснование и цели

Поскольку глобализация продолжает ставить перед Европейским Союзом новые вызовы, каждому гражданину потребуется широкий круг компетенций, чтобы гибко адаптироваться к быстро изменяющемуся взаимосвязанному миру.

Образование в его двойной роли: как социальной, так и экономической играет ведущую роль в обеспечении овладения гражданами Европы ключевыми компетенциями, необходимыми для того, чтобы они были способны гибко адаптироваться к таким переменам.

В частности, опираясь на различные индивидуальные компетенции, необходимо учитывать различные потребности обучающихся, обеспечивая равенство и доступ для тех групп, которые из-за ограничений, связанных с личными, социальными, культурными или экономическими обстоятельствами, требуют специальной поддержки, чтобы реализовать их образовательный потенциал. Примеры таких групп включают людей с низким базовым уровнем навыков, в частности с низким уровнем грамотности, рано оставивших школу, длительное время безработных, а также возвращающихся на работу после длительного отпуска, пожилые люди, мигранты и люди с ограничениями.

В этом контексте основными целями Рамочных Установок являются:

  1. выявление и определение ключевых компетенций, необходимых для личной самореализации, активного гражданства, социальной сплоченности и employability в обществе знаний;
  2. поддержка работы государств-членов в обеспечении того, чтобы к концу начального образования и обучения молодые люди развили ключевые компетенции до уровня, позволяющего им быть готовыми к взрослой жизни и создающего базу для дальнейшего обучения и труда, и чтобы взрослые были способны развивать и совершенствовать свои компетенции на протяжении всей жизни;
  3. предоставить инструмент европейского уровня для политиков, поставщиков образования, работодателей и самих обучающихся, чтобы фасилитировать усилия на европейском и национальных уровнях по достижению взаимно согласованных задач;
  4. предоставить рамки для дальнейших действий на уровне Сообщества программе Образование и Обучение 2010 и по Программам Образования и Обучения Сообщества.

Ключевые Компетенции

Компетенции в данном документе определяются как комбинация знаний, навыков и отношений в соответствующем контексте. Ключевые это такие компетенции, которые необходимы всем индивидуумам для личной реализации и развития, активного гражданства, социальной включенности и занятости.

Рамочные Установки устанавливают восемь ключевых компетенций:

  1. Общение на родном языке;
  2. Общение на иностранных языках;
  3. Математическая грамотность и базовые компетенции в науке и технологии;
  4. Компьютерная грамотность;
  5. Освоение навыков обучения;
  6. Социальные и гражданские компетенции
  7. Чувство новаторства и предпринимательства; и
  8. Осведомленность и способность выражать себя в культурной сфере.

Ключевые компетенции рассматриваются как одинаково важные, поскольку каждая из них может помочь успешной жизни в обществе знаний. Многие из компетенций overlap и взаимосвязаны: аспекты, важные в одной сфере, поддерживают компетентность в другой. Компетентность в фундаментальных базовых навыках в языке, грамотности, работе с числами и информации и информационных технологиях является основой для учебы, а обучение учению поддерживает всю образовательную деятельность. Есть ряд тем, которые проходят через весь документ Рамочные Установки: критическое мышление, творческий подход, инициативность, решение проблем, оценка риска, принятие решений и конструктивное управление чувствами играют роль во всех восьми компетенциях.

Общение на родном языке

Определение:
Общение на родном языке – это способность выражать и понимать понятия, мысли, чувства, факты и мнения в письменной и устной форме (слушание, говорение, чтение и письмо), а также взаимодействовать лингвистически соответствующим образом и творчески во всем многообразии общественных и культурных контекстов; во время учебы, на работе, дома и на досуге.

Необходимые знания, навыки и отношения, связанные с этой компетенцией:

Коммуникативная компетентность является результатом овладения родного языка, который внутренне связан с развитием познавательных способностей индивидуума объяснять мир и общаться с другими.

Коммуникация на родном языке требует от индивидуума знание словаря, функциональной грамматики и функций языка. Она включает осведомленность об основных типах вербального взаимодействия, о ряде литературных и нелитературных текстов, об основных чертах различных стилей и уровней языка, а также о вариабельности языка и коммуникации в различных контекстах.

Индивидуумы должны владеть навыками как устной, так и письменной коммуникации в различных коммуникационных ситуациях и следить и адаптировать свою коммуникацию к требованиям ситуации. Эта компетенция включает также умение различать и использовать различные типы текстов, чтобы искать, собирать и обрабатывать информацию, пользоваться помощью и формулировать и выражать свои устные и письменные аргументы убедительным способом в соответствии с контекстом.

Положительное отношение к коммуникации на родном языке включает готовность к критическому и конструктивному диалогу, уважение эстетических качеств и желание к ним стремиться, а также интерес к взаимодействию с другими. Оно предполагает осведомленность о влиянии языка на других и потребность в понимании и использовании языка позитивным и социально ответственным образом.

Общение на иностранных языках

Определение:
Общение на иностранных языках в широком смысле предполагает основные навыки коммуникации на родном языке: она базируется на способности понимать, выражать и толковать понятия, мысли, чувства, факты и мнения как в устной, так и в письменной форме (слушание, говорение, чтение, письмо) в соответствующем ряде социальных и культурных контекстов (в образовании и обучении, на работе, дома и на досуге) в соответствии с желаниями или потребностями индивида. Коммуникация на иностранных языках также требует таких навыков как медиация и межкультурное понимание. Уровень индивидуального владения будет разным в четырех сферах (слушание, говорение, чтение и письмо) и в разных языках и будет соответствовать социальной и культурной подготовке этого индивида, среде, потребностям и/или его интересам.

Необходимые знания, навыки и отношения, связанные с этой компетенцией:

Компетентность в иностранных языках требует знания словаря и функциональной грамматики, а также осведомленности об основных типах вербального взаимодействия и языковых стилей. Важно также знание социальных условностей и культурных аспектов и разнообразия.

Необходимые навыки для коммуникации на иностранных языках состоят в умении понимать устные послания, инициировать, поддерживать и завершать беседы, а также читать, понимать и производить тексты в соответствии с потребностями индивида. Индивиды должны быть способны использовать должным образом помощь и изучать языки и неформально, как часть обучения в течение жизни.

Положительное отношение включает уважение культурного разнообразия, а также интерес и любопытство по отношению к языкам и межкультурной коммуникации

Математическая грамотность и базовые компетенции в науке и технологии

Определение:
A. Математическая грамотность – это способность развивать и применять математическое мышление для решения ряда задач в повседневных ситуациях. Наращивая основательное умение управляться с цифрами, основной упор делается на процессе и деятельности, а также на знании. Математическая грамотность включает разные уровни способностей и желания использовать математические способы мышления (логика и пространственное мышление) и презентации (формулы, модели, конструкты, графы, таблицы).

B. Компетенции в науке касаются способности и желания использовать основы знаний и методологии, объясняющих мир, для выявления проблем и выводов, основанных на доказательствах. Компетентность в технологии рассматривается как применение этих знаний и методологии для решения воспринимаемых человеческих желаний и потребностей. Компетенции в науке и технологии включают понимание изменений, вызываемых человеческой деятельностью, и ответственности каждого отдельного гражданина.

Необходимые знания, навыки и отношения, относящиеся к этим компетенциям:

A. Необходимые знания в математике включают основательное знание цифр, мер и структур, базовых операций и базовых математических представлений, понимание математических терминов и понятий, а также представление о вопросах, к которым математика может предложить ответы.

Индивид должен владеть умениями применять базовые математические принципы и процессы в повседневном контексте дома и на работе, а также следовать и оценивать цепочки аргументов. Индивид должен быть способен рассуждать математически, понимать математические доказательства и общаться на языке математики, а также пользоваться соответствующим аппаратом.

Положительное отношение в математике базируется на уважении к истине и желании поиска доказательств и оценки их достоверности.

B. В сфере науки и технологии необходимые знания состоят из базовых принципов естественного мира, фундаментальных научных понятий, принципов и методов, технологий и технологических продуктов и процессов, а также понимания влияния науки и технологий на естественный мир. Эти компетенции должны способствовать лучшему пониманию индивидом достижений, ограничений и рисков научных теорий, их применения и технологий в обществах как таковых (по отношению к принятию решений, ценностям, моральным вопросам, культуре и т.д.).

Навыки включают способность использовать и применять технологические инструменты и машины, а также научные данные для достижения целей или основанных на доказательства решений или выводов. Индивиды должны также быть способны распознавать основные черты научной справки и быть способными сообщить выводы и основания, приведшие к ним.

Компетенция включает отношение критической оценки и любознательности, интерес к этическим вопросам и уважение как к безопасности, так и устойчивости, и в частности, по отношению к научному и технологическому прогрессу в отношения самого себя, семьи, сообщества и в глобальных вопросах.

Компьютерная грамотность

Определение:
Компьютерная грамотность включает уверенное и критичное пользование технологиями информационного общества (ТИО) для работы, досуга и коммуникаций. Она поддерживается базовыми навыками в ТИО: использование компьютера для восстановления, оценки, хранения, производства, презентации и обмена информацией, для общения и участия в сотрудничающих сетях с помощью Интернета.

Необходимые знания, навыки и отношения, связанные с этой компетенцией:

Компьютерная грамотность требует хорошего понимания и знания природы, роли и возможностей ТИО в повседневном контексте: в личной и общественной жизни, а также на работе. Она включает основные компьютерные приложения, такие как текстовые редакторы, таблицы, базы данных, хранение и управление информацией, а также понимание возможностей и потенциальных рисков Интернета и электронных коммуникаций (электронная почта, инструменты сети) для работы, досуга, обмена информацией и сетевого сотрудничества, обучения и исследований. Индивиды должны также понимать, как ТИО может поддерживать творчество и новаторство, быть осведомленным о вопросах обоснованности и достоверности доступной информации, а также о правовых и этических принципах интерактивного пользования ТИО.

Необходимые навыки включают способность поиска, сбора и обработки информации и использование ее критично и системно, оценивая релевантность и отличая реальное от виртуального при пользовании ссылками. Индивиды должны иметь навыки использования инструментов для производства, презентации и понимания сложной информации и быть способны получать доступ, искать и использовать услуги Интернета. Индивиды должны также быть способны использовать ТИО для поддержки критического мышления, творчества и новаторства. Использование ТИО требует критичного и рефлексивного отношения к доступной информации и ответственного использования интерактивных средств информации. Интерес к вовлеченности в дела сообществ и сетей с культурными, социальными и/или профессиональными целями также поддерживает эту компетенции.

Освоение навыков обучения

Определение:
«Освоение навыков обучения» это способность стремиться и настойчиво продолжать учиться, организовывать собственное обучение, в том числе эффективно управляя временем и информацией как индивидуально, так и в группах. Эта компетенция включает осознание собственных процессов обучения и потребностей, выявление доступных возможностей и способность преодоления препятствий на пути к успешному обучению. Эта компетенция означает получение, обработку и ассимиляцию новых знаний и навыков, а также поиск и использование руководства. Освоение навыков обучения вовлекает обучающихся дополнять предыдущее обучение и жизненный опыт, чтобы использовать и применять знания и навыки во всем многообразии контекстов: дома, на работе, в образовании и обучении.

Мотивация и уверенность являются решающими для компетенции индивида.

Необходимые знания, навыки и отношения, связанные с данной компетенцией:

В случае, когда обучение направлено на конкретную работу или карьерные цели, индивид должен иметь знания о требуемых компетенциях, знаниях, навыках и квалификации. Во всех случаях освоение навыков обучения требует, чтобы индивид знал и понимал его/ее предпочтительные стратегии обучения, сильные и слабые стороны его/ее навыков и квалификации, а также был способным к поиску возможностей образования и обучения и доступного руководства или помощи.

Навыки освоения навыков обучения требуют, прежде всего, приобретения таких фундаментальных базовых навыков как языковая грамотность, математическая грамотность и ТИО, которые необходимы для дальнейшего обучения. Основываясь на этих навыках, индивид будет способен получить доступ, приобрести, обработать и усвоить новые знания и навыки. Это требует эффективного управления процессом собственного обучения, схемами карьеры и работы и, в частности, способности быть настойчивым в учебе, концентрироваться длительное время и критически рефлектировать на цели и задачи учебы. Индивиды должны быть способны посвятить время учебе самостоятельно и дисциплинированно, но одновременно способны и сотрудничать в учебном процессе, извлекать выгоды из гетерогенной группы и делиться тем, что они уже изучили. Индивиды должны быть способны организовать собственное обучение, оценить собственную работу, а также искать совета, информации и поддержки, если это необходимо.

Положительное отношение включает мотивацию и уверенность в получении и достижении успеха в учебе на протяжении жизни. Отношение разрешения проблем поддерживает как учебный процесс, так и способность индивида иметь дело с препятствиями и переменами. Желание применять полученные ранее знания и жизненный опыт и заинтересованный поиск возможностей для обучения и применения обучения в разнообразных жизненных ситуациях являются ключевыми элементами положительного отношения.

Социальные и гражданские компетенции

Определение:
Они включают личные, межличностные и межкультурные компетенции и охватывают все формы поведения, которые позволяют индивидам эффективным и конструктивным образом участвовать в общественной и трудовой жизни и, в частности, во все более разнообразных обществах, а также при необходимости разрешать конфликты. Гражданские компетенции позволяют индивидам во всей полноте участвовать в гражданской жизни, основываясь на знании социальных и политических понятий и структур и готовности к активному и демократическому участию.

Необходимые знания, навыки и отношения, связанные с данными компетенциями:

A. Социальная компетенция связана с личным и общественным благополучием, которое требует понимания того, как индивиды могут обеспечить оптимальное психическое и физическое здоровье, в том числе как ресурс для него и его семьи и его ближайшего социального окружения, а также знания о том, как здоровый образ жизни может этому способствовать. Для успешного межличностного и общественного участия необходимо понимание норм поведения и общепринятых в разных обществах и сферах манер (например, на работе). Также важно быть осведомленным о базовых понятиях, касающихся личности, групп, трудовых коллективов, гендерного равенства и недопущения дискриминации, общества и культуры. Ключевым является понимание мульти-культурных и социально-экономических характеристик европейских обществ и как культурная национальная идентичность взаимодействует с европейской идентификацией.

Ключевые навыки этих компетенций включают способность конструктивно общаться в различных сферах, демонстрировать толерантность, выражать и понимать различные точки зрения, вести переговоры, умея создавать атмосферу доверия, и испытывать сочувствие. Индивиды должны быть способны справляться со стрессом и чувством фрустрации и выражать их конструктивным образом, а также должны делать различие между личной и профессиональной сферами.
Компетенции базируются на отношениях сотрудничества, ассертивности и целостности. Индивиды должны быть заинтересованы в социально-экономическом развитии и межкультурной коммуникации, и ценить разнообразие и уважать других, а также быть готовы к преодолению предрассудков и компромиссам.

B. Гражданские компетенции базируются на знании понятий демократии, справедливости, равенства, гражданства и гражданских прав, включая текст Хартии о Фундаментальных Правах в Европейском Сообществе и международных деклараций, а также на знании того как они применяются различными институтами на местном, региональном, национальном, европейском и международном уровнях. Они включают знание как современных событий, так и основных событий и тенденций национальной, европейской и мировой истории. Дополнительно должно быть сформировано представление о целях, ценностях и политике общественных и политических движений. Также крайне важно знание процесса европейской интеграции и европейских структур, основных целей и ценностей, а также осведомленность разнообразии и культурной идентификации в Европе.

Навыки в сфере гражданских компетенций связаны со способностью эффективно взаимодействовать с другими в публичной сфере и демонстрировать солидарность и заинтересованность в решении проблем, влияющих на местные и более широкие сообщества. Они включают критическую и творческую рефлексию и конструктивное участие в как в деятельности сообществ, так и в принятии решений на всех уровнях: от местного до национального и европейского, включая голосование.

Полное уважение прав человека, включая равенство как основу демократии, уважение и понимание различий между системами ценностей различных религиозных и этнических групп являются основой для положительного отношения.

Это означает как чувство принадлежности к своей местности, стране, ЕС и Европе в целом, миру, так и желание участвовать в демократическом принятии решений на всех уровнях. Оно включает проявление чувства ответственности, а также понимания и уважения к разделяемым ценностям, таким как уважение к демократическим принципам, которые необходимы для социальной сплоченности. Конструктивное участие включает также общественную деятельность, поддержку социального разнообразия и сплоченности и устойчивого развития, готовность уважать ценности и частную жизнь других людей.

Чувство новаторства и предпринимательства

Определение:
Чувство новаторства и предпринимательства относится к способности индивида превращать идеи в действия. Оно включает творчество, новаторство и готовность рисковать, а также способность планировать и управлять проектами для достижения задач. Оно помогает индивидам не только в их повседневной жизни дома и в обществе, но также и на рабочем месте, осознавать содержание их работы и быть способными воспользоваться возможностями, оно также является базой для более специфических навыков и знаний, необходимых тем, кто организует или участвует в общественной или коммерческой деятельности. Оно должно включать понимание этических ценностей и продвигать хорошее управление.

Необходимые знания, навыки и отношения, связанные с этой компетенцией:

Необходимые знания включают способность выявлять доступные возможности для личной, профессиональной деятельности и/или бизнеса, в том числе «большую картину» вопросов, которые определяют контекст жизни и работы людей, например, понимание работы экономики и возможностей и вызовов, стоящих перед нанимателем или организацией. Индивиды должны осознавать этическую позицию предприятий и как они могут служить добру как, например, честная торговля или социальное предприятие.

Навыки связаны с про-активным управлением проектами (в том числе, например, способность планировать организовывать, управлять, руководить и делегировать, анализировать, общаться, получать информацию, оценивать и вести учет), эффективной репрезентацией и переговорами, и способность работать как индивидуально, так и в сотрудничестве с другими в команде. Способность судить и выявлять сильные и слабые стороны, оценивать риски и рисковать в соответствующих случаях является ключевой.

Предпринимательское отношение характеризуется инициативностью, активностью, независимостью и новаторством в личной и общественной жизни, а также в работе. Оно включает также мотивацию и решимость достигать целей: личных или общих с другими целей, в том числе на работе.

Осведомленность и способность выражать себя в культурной сфере.

Определение:
Понимание важности творческого выражения идей, опыта и эмоций различными средствами, включая музыку, драматическое искусство, литературу и изобразительное искусство.

Необходимые знания, навыки и отношения, связанные с этой компетенцией:

Осведомленность в культуре включает знание местного, национального и европейского культурного наследия и их места в мире. Она охватывает знание основных произведений культуры, включая современную популярную культуру. Важно понимать культурное и языковое разнообразие в Европе и других регионах мира, необходимость их сохранять и важность эстетических факторов в повседневной жизни.

Навыки имеют отношение как к оценке, так и к выражению: оценка и наслаждение от произведений искусства и сценического искусства, а также самовыражение через различные средства с использованием собственных способностей. Навыки включают также способность выражать собственные творческие и выразительные точки зрения на мнения других и реализовать социальные и экономические возможности в культурной деятельности.

Выражение себя в культурной сфере важно для развития творческих навыков, которые могут быть реализованы в разнообразных профессиональных контекстах.

Хорошее понимание собственной культуры и чувство идентичности могут быть основой для открытого отношения и уважения к разнообразию способов выражения в культуре.

Позитивное отношение охватывает также творчество и желание развивать эстетические способности через художественное самовыражение и участие в культурной жизни.

Перевод с английского Р.Синельниковой

Сеткi:

А. В. Тарасенко

РОЛЬ СОВЕЩАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ СО СЛАБЫМ ПАРЛАМЕНТ ОМ: ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ И РОССИЯ1

Представленная работа посвящена результатам сравнительно ориентированного исследования механизмов взаимодействия некоммерческих организаций с органами, принимающими решения на уровне Европейского Союза и на федеральном уровне в России. В центре внимания находятся условия формирования совещательных органов в политических системах, характеризующихся значительной ролью исполнительной власти в политическом процессе и слабым парламентом.

Совещательные органы занимают двоякое положение в системе взаимодействия между третьим сектором, состоящим из некоммерческих организаций, и органами власти. С одной стороны, систематическое взаимодействие с органами власти в значительной степени упрощает доступ НКО к процессу принятия решений. Такого рода постоянная вовлеченность общественных организаций обладает явными преимуществами с точки зрения повышения их лоббистского потенциала, в отличие, например, от участия в общественных и парламентских слушаниях. С другой стороны, систематическая включенность представителей некоммерческих организаций в процесс формирования и реализации политического курса может привести к развитию корпоративистских взаимоотношений НКО с органами власти. В таком случае организации третьего сектора рискуют превратиться в GONGO (government-organized-non-governmental-organizations) или QUANGO (quasi-autonomous-non-governmental-organizations), которые, по сути, являются структурными подразделениями органов власти. Исходя из этого, можно сказать, что консультативный орган имеет шансы стать дополнительным каналом для продвижения общественных инициатив. Но, вместе с тем, он может превратиться в механизм государственного патернализма над организациями третьего сектора. Задача этой работы как раз состоит в том, чтобы описать существующие консультативные механизмы и определить выполняемые ими функции в политических системах Европейского Союза и России. Последующее срав-

© Тарасенко А. В., 2007

1 Статья написана на основе исследования, реализованного при поддержке Центра изучения Германии и Европы в Санкт-Петербургском государственном университете в рамках исследовательского проекта «Изучение европейского управления в Северо-Западных регионах России».

нение этих механизмов может стать первым шагом на пути понимания причин в особенностях и результатах их функционирования. Основой для сравнения совещательных структур в России и в Европейском Союзе являются схожие условия их возникновения, а именно приоритетная роль исполнительных органов власти в процессе принятия решений. Это приводит к закрытости процесса принятия решений, в результате чего слабо учитываются интересы граждан, так как парламенты перестают быть эффективным проводником их требований. В результате у исполнительной власти появляется необходимость в привлечении дополнительной общественной поддержки принимаемым ею решениям и в демонстрации своей открытости. В этих условиях в России и на уровне Европейского Союза возникают такие механизмы взаимодействия органов власти с некоммерческим сектором, как консультативные органы: Европейский Экономический и Социальный Комитет и Общественная Палата РФ.

Анализ консультативных органов на примере двух случаев позволяет, с одной стороны, абстрагироваться от российской специфики и понять особенности функционирования совещательных органов и их роль в политической системе. С другой стороны, сравнение принципов и условий их функционирования может стать основанием для выводов о причинах в возможных различиях между эмпирическими примерами. Это позволит определить возможности и ограничения существующих механизмов общественного участия и оценить перспективы функционирования Общественной Палаты РФ.

«Слабое звено»: Европейский Парламент в политической системе Европейского Союза. Логика развития ЕС как экономического союза стала важнейшим фактором в формировании особой системы распределения полномочий между европейскими институтами. Важной составляющей этого развития была и остается необходимость учитывать интересы государств-членов при формировании общеевропейского политического курса. Как результат, ведущую роль в процессе принятия решений на общеевропейском уровне выполняют такие структуры, как Европейская Комиссия и Совет Министров. Совет Министров, состоящий из премьер-министров всех государств-участников, является главным источником всех значимых решений. Этот орган формирует повестку дня во всех значимых сферах: общая внешняя политика и политика безопасности, правосудие и уголовное право. Право законотворческой инициативы также относится к исключительной компетенции Совета Министров и Еврокомиссии, которые и являются основными институтами, разрабатывающими решения.

Роль Европейского Парламента в процессе принятия решений

ограничена. Прежде всего, представительный орган лишен своей главной функции — права законотворческой инициативы. Кроме этого не все законопроекты проходят полноценные слушания в Ев-ропарламенте. Так, согласно консультативной процедуре и процедуре одобрения, Европарламенту достаточно выразить общее согласие с законопроектом. В соответствии с процедурой сотрудничества, парламент согласовывает свои рекомендации с Советом Министров. В рамках законотворческой процедуры происходит полноценное обсуждение законопроекта и принятие поправок. Очевидно, что эти ограничения не позволяют представительному органу осуществлять функцию контроля над процессом принятия решений.

Совет Министров осуществляет контроль над деятельностью Еврокомиссии посредством назначения руководителей Директоратов (прообраз правительственных министерств, из которых состоит Европейская Комиссия). Кроме этого Совет Министров создал систему комитетов, где работают национальные эксперты и представители групп интересов. Они осуществляют экспертизу принятых решений и наблюдают за исполнением законодательства. Вместе с тем эта система разрушает принцип разделения властей, где основной контроль над деятельностью Еврокомиссии осуществляет специально созданная система комитетов, не подотчетных гражданам (И1х, 1999, с. 44). Таким образом, на уровне ЕС сложилась особая система сдержек и противовесов, которая строится не на балансе сил между исполнительной и законодательной власти, как это принято в классических демократиях. Эта система функционирует за счет необходимости координировать позиции европейских государств с наднациональными структурами ЕС.

Процесс принятия решений на общеевропейском уровне сопровождается созданием многочисленных механизмов согласования. В процессе обсуждения того или иного вопроса создаются рабочие группы и консультативные органы, которые регулируются различными процедурами. Это приводит к значительной децентрализации процесса принятия решений. Очевидно, что это приводит, в том числе, к размытости ответственности в многоуровневой системе, которую трудно контролировать при помощи таких традиционных институтов, как парламент (НогеШ, 1999, с. 259).

Контрольные функции Европарламента над процессом принятия решений реализуются через систему запросов в Совет Министров и Еврокомиссию, которые обязаны на них отвечать. Но такой механизм не может заменить полноценное участие парламента в законотворческом процессе. Учитывая то, что Европарламент лишен права законотворческой инициативы, и не всегда в полной мере

участвует в обсуждении законопроектов, а также тот факт, что окончательное решение по законопроекту выносит Совет Министров, можно сказать, что парламент играет второстепенную роль в формировании европейского законодательства и не выполняет функции контроля над процессом принятия решений. Кроме этого незначительная роль Европарламента ставит вопрос об учете мнения граждан в процессе формирования общеевропейского политического курса.

Для разрешения обозначенных проблем Еврокомиссия предлагает усиливать открытость процесса принятия решений, вовлеченность всех заинтересованных сторон, качество реализуемой политики и ответственность за ее проведение (см.: A White Paper, 2001). В качестве конкретных действий предполагается развивать существующие механизмы взаимодействия Европейской Комиссии с Европейским Экономическим и Социальным Комитетом и Европейским Парламентом, а также совершенствовать систему консультаций и форумов для взаимодействия с группами интересов. Таким образом, наравне с такими институтами представительства интересов граждан, как Совет Министров и Европейский Парламент, в политической системе все большее значение приобретают другие (ненациональные) акторы, которые также соревнуются за позицию представительства интересов (Kohler-Koch, 1999, с. 19).

Президентская форма правления в России и слабость Государственной Думы. Причины слабости Государственной Думы РФ, как и Европейского Парламента, связаны с особенностями институционального дизайна обеих политических систем. Если в Европейском Союзе формирование особой системы сдержек и противовесов между Советом Министров и Еврокомиссией не оставляет места для вмешательства Европарламента, то в России причина коренится в существующей президентской форме правления, где парламент имеет ограниченные полномочия по сравнению с исполнительной властью. Кроме этого доминирование в Государственной Думе «партии власти» в лице «Единой России», хотя и обеспечивает поддержку правительственных решений, но значительно снижает потенциал парламента в качестве противовеса исполнительной власти.

Особенности распределения полномочий в политической системе России дают неограниченные возможности президенту по формированию правительства и общего политического курса страны (см.: Кувалдин, 1998; Sokolowski, 2001; Frye, 1997). Влияние Государственной Думы на президента ограничено институциональными рамками и подрывается деятельностью Кремля по созданию «партии власти», что в общей сложности привело к еще большему снижению политической роли Государственной Думы в процессе принятия решений (см.: Gel’man, 2006).

В последние годы усиление контроля федеральной исполнительной власти над процессом принятия решений сопровождалось ее попытками продемонстрировать обществу значительную открытость политической системы и добиться дополнительной легитимации проводимого политического курса. Так, в 2001 году по инициативе Кремля был организован Гражданский Форум с целью «усилить контроль граждан над процессом принятия решений», а в 2005 г. была сформирована Общественная Палата РФ. Создание дополнительных площадок взаимодействия государства с организациями «третьего сектора» можно рассматривать, как попытку исполнительной власти создать особый канал для трансляции общественных интересов в рамках политической системы, характеризующейся относительной закрытостью (см.: Hale, 2002). В свою очередь, Общественная палата претендовала на то, чтобы выполнять функции артикуляции общественных интересов, которые присущи представительному органу, о чем свидетельствуют первоначальные конфликты между Общественной Палатой и Государственной Думой (см.: Evans, 2006). Вместе с тем результаты деятельности консультативного органа позволяют говорить о том, что эта структура в большей степени является каналом для лоббирования интересов представленных в ее составе НКО и инструментом снятия социальной напряженности в случае острых социальных конфликтов. В качестве примера можно привести вмешательство членов ОП в конфликт граждан из Южного Бутово с московскими властями и «Дело Сычева».

Как видно, в случае России и ЕС, исполнительная власть является основным источником проводимого политического курса, а представительные органы не оказывают существенного влияния на его изменение. Это приводит к закрытости процесса принятия решений и необходимости привлечения исполнительной властью дополнительной общественной поддержки проводимой ею политики. В результате чего в обоих случаях возникают консультативные органы и другие каналы взаимодействия с третьим сектором. Вместе с тем можно выделить существенные отличия. Политическая система ЕС ориентирована на эффективность, чем, во многом, и оправдывается непрозрачность процесса принятия решений. В случае России говорить об ориентации власти на эффективное управление можно лишь с большими оговорками. С точки зрения учета различных интересов при принятии решений ключевым фактором в рамках таких политических систем является наличие системы сдержек и противовесов. В политической системе ЕС ни один из органов управления не может единолично принимать решения, так как су- 91

ПОЯЖШЭКС- 2007. Шом 3. № 4

ществует взаимный баланс сил между наднациональными и национальными структурами, что позволяет Евросоюзу, несмотря на слабую роль Европарламента, проводить согласованную со всеми странами-участниками политику. Российский случай отличается наличием одного доминирующего актора — президента страны, который не встречает сопротивления проводимому им политическому курсу. В этих условиях важным становится отличие политических систем в плане разделения полномочий по вертикали, то есть различное положение субъектов федерации в России и государств — членов ЕС. Очевидно, что в случае Евросоюза Совет Министров, как институт, представляющий интересы европейских государств, служит важнейшим противовесом бюрократическому аппарату. Совет Федерации РФ, представляющий интересы субъектов федерации, является еще более слабым политическим институтом, чем Государственная Дума, поэтому не может создавать необходимый противовес президентской власти. Поэтому с точки зрения политического представительства интересов (в частности, некоммерческого сектора) политическая система ЕС функционирует более эффективно, чем российская.

Эти особенности политических систем России и ЕС в значительной степени влияют на функционирование созданных в обоих случаях совещательных органов: Общественная Палата РФ и Европейский Экономический и Социальный Комитет. Это связано с тем, что важную роль в их создании играют регионы России и государства-члены ЕС, которые выдвигают кандидатуры в совещательные органы.

Совещательные органы на наднациональном уровне в Европе

Европейский Экономический и Социальный Комитет был создан как специальный канал для взаимодействия групп интересов с институтами, принимающими решения на уровне ЕС.1 Комитет представляет собой консультативный орган, основная функция которого состоит в подготовке рекомендаций для Еврокомиссии, Европейского Совета и Европейского Парламента.

Состав Комитета утверждается Советом Министров ЕС по представлению государств-членов ЕС. Выдвижение кандидатов от государств регламентировано и соответствует пропорциональному распределению населения этих государств: самое большое — 24 человека от Германии, Великобритании, Франции и Италии; самое маленькое — 5 и 6 человек от Люксембурга, Кипра и Мальты. По-

1 Официальный сайт Европейского Экономического и Социального Комитета (http://www.eesc.europa.eu/index_en.asp).

скольку в состав Комитета входят такие группы интересов как работодатели профсоюзы, академические и научные сообщества и организации третьего сектора, то его можно охарактеризовать как «элемент корпоратизма» в политической системе Европейского Союза (Hix, 1999, с. 195).

Действующий принцип, согласно которому Комитет должен вырабатывать единую рекомендацию по определенным вопросам, способствует согласованию разнообразных интересов. В результате совещательный орган выполняет функции артикуляции и согласования интересов, что принципиально важно для политической системы ЕС, которая выдерживает огромный поток информации «на входе». Учитывая принципы организации деятельности Европейского Экономического и Социального Комитета, можно предположить, что его деятельность в большей степени связана с агрегацией разрозненных интересов, чем с лоббистской активностью представителей отдельных социальных групп. Поскольку такое взаимодействие между группами интересов и органами, принимающими решения, можно определить как опосредованное, то становится понятно, почему европейские НКО стремятся поддерживать прямые контакты с Еврокомиссией (см.: Alhadeff and Wilson, 2002; Peeters, 2003). Всего можно выделить три институционально оформленные формы такого рода взаимодействий: большие открытые собрания, включающие значительное количество участников, небольшие по составу комитеты или форумы, а также консультативные органы.

Регулярные встречи широкого круга общественности с чиновниками из Еврокомиссии стали возможными, как только были созданы европейские ассоциации НКО, включающие значительное количество общественных объединений национального масштаба. Взаимодействие между Директоратами и ассоциациями некоммерческих организаций происходит в рамках ежегодных собраний. В качестве примера можно привести ежегодные встречи такой ассоциации НКО, как «Платформа Европейских социально-ориентированных некоммерческих организаций» (Platform of European Social NGOs) с чиновниками из Европейской Комиссии. «Комитет по контактам и развитию НКО» (Liaison Committee of Development NGOs) раз в три месяца организует подобные собрания. Цель проведения таких встреч состоит в обсуждении стратегических вопросов взаимодействия между структурами Еврокомиссии и ассоциациями НКО. Такие мероприятия позволяют привлечь значительное количество представителей некоммерческого сектора, которые структурно связаны с некоммерческими организациями во всех государствах- 93

ПОЯЖШЭКС- 2007. Шом 3. № 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

членах Европейского Союза. По мнению исследователей, такие встречи позволяют в некоторой степени решить проблему открытости бюрократических структур Еврокомиссии и снизить издержки по согласованию артикулируемых интересов со стороны некоммерческого сектора (см.: Nugent and Paterson, 2003).

Консультативные комитеты (advisory committees) создаются Директоратами Еврокомиссии на стадии разработки решений для привлечения независимых специалистов. В качестве такого рода экспертов выступают, в том числе, и представители некоммерческого сектора, которые имеют тесные контакты с Еврокомиссией. Такие ассоциации, как КОНКОРД, «Восьмерка Зеленых», «Комитет по контактам и развитию НКО», имеют консультативный статус при Евро-комиссии, что позволяет их представителям участвовать в подобных консультациях. В наибольшей степени взаимодействие посредством таких консультативных органов налажено с Директоратом по охране окружающей среды, Директоратом по трудоустройству, Директоратом по внешним связям, Директоратом по региональному развитию (см.: Peeters, 2003). Например, в сфере помощи развивающимся странам действует только один консультативный орган, а в сфере сельскохозяйственной политики функционирует 31 совещательный орган.

Консультативные комитеты занимают промежуточное положение по степени вовлеченности НКО. По сравнению с регулярными встречами представители НКО имеют более систематические контакты с европейскими чиновниками. И в отличие от Европейского Экономического и Социального Комитета представители «третьего сектора» имеют возможность лоббировать свои интересы. Для Ев-рокомиссии выгодно сотрудничество в рамках таких комитетов, так как участие экспертов значительно повышает качество принимаемых решений и, таким образом, повышает легитимность политической системы ЕС «на выходе» (см.: Crook, 2001). Неформальные консультации — одна из самых распространенных форм взаимодействия между европейскими чиновниками и представителями некоммерческих организаций. Часто такие консультации принимают форму встреч «здесь и сейчас» (ad hoc meetings) и в большей степени имеют своей целью информировать все заинтересованные стороны, в том числе НКО, о деятельности Еврокомиссии.

Подводя небольшой итог, можно сказать, что на наднациональном уровне в Европе существует множество каналов для участия некоммерческих организаций в процессе принятия решений. Наиболее формализованная структура — Европейский Экономический и Социальный Комитет в большей степени может претендовать на равенство представленных в нем интересов, так как состав форми-

руется на основании квот от всех государств-членов ЕС. Исходя из тех функций, которые приписаны Комитету, можно сказать, что он является своеобразной площадкой для согласования интересов между заинтересованными группами: прежде всего с работодателями и профсоюзами. Для политической системы ЕС этот орган выполняет важную функцию артикуляции интересов, что является принципиальным в условиях, когда Европейский Парламент слабо участвует в процессе принятия решений.

В отличие от Европейского Экономического и Социального Комитета консультативные органы, функционирующие в структуре Еврокомиссии, часто используются для лоббирования интересов отдельных НКО. Кроме этого участие экспертов в подобных структурах повышает качество принимаемых решений. Принцип вовлечения большого количества групп интересов создает препятствия для преобладания одной доминирующей позиции в процессе принятия решений (Heritier, 1999, с. 274).

Проблемы становления Общественной Палаты РФ. Общественная Палата РФ является совещательным органом, действующим на федеральном уровне. Она претендует на представительство всех значимых социальных групп, а также призвана обеспечить равный доступ к принятию решений всех заинтересованных сторон и мобилизовать общественное участие (Федеральный закон об Общественной палате РФ). В состав Общественной Палаты входят представители коммерческих и некоммерческих объединений, профсоюзов и других социальных групп. Зачастую члены консультативного органа — это «лидеры мнений, чей престиж позволяет иметь определенный кредит доверия» (см.: Evans, 2006).

Принципы формирования совещательного органа предполагают, что треть его состава назначается президентом, а две трети участников кооптируются в его состав из числа представителей наиболее значимых некоммерческих организаций национального и регионального масштаба. Этот принцип мог бы обеспечить легитимность действующего органа. Но, вместе с тем, процесс формирования Общественной Палаты в значительной степени контролировался органами власти, что привело к отсутствию в ее рядах некоторых значимых общественных организаций регионального и общероссийского масштаба (см.: Петров, 2006). Это повлекло за собой нарушение принципа равного доступа к участию всех заинтересованных сторон и привело к нерепрезентативности состава совещательного органа (см.: Руденко, 2006). Контроль органов власти над формированием и функционированием Общественной Палаты во многом оказывает негативное влияние и на результаты деятель- 95

ПОЯЖШЭКС- 2007. Шом 3. № 4

ности консультативного органа.

Основная задача Общественной Палаты состоит в организации «переговорной площадки для проведения общественных экспертиз ключевых законодательных актов» (Абакумов, 2005, с. 13). Деятельность Общественной Палаты сосредоточена на стадии обсуждения законопроектов: «Общественная палата вправе давать заключения о нарушении законодательства, проводить экспертизу проектов законов, проводить слушания по общественно важным проблемам» (Федеральный закон об Общественной Палате Российской Федерации). Кроме этого комиссии Общественной Палаты активно участвуют в экспертизе законопроектов, что также можно охарактеризовать как осуществление контрольных функций на стадии принятия решений и обеспечение «обратной связи» органов власти и НКО. Если обратиться к материалам комиссий Общественной Палаты, то можно обнаружить, что их деятельность во многом сосредоточена на проведении «круглых столов» и обсуждений общественно важных вопросов. По результатам их деятельности принимаются обращения к органам власти, имеющие рекомендательный характер. Такого рода деятельность способствует артикуляции и агрегации интересов тех групп, которые включены в дискуссию в рамках совещательного органа. Как и в случае с консультативными механизмами на уровне Европейского Союза, деятельность Общественной Палаты не всегда прозрачна. Руководящие органы Общественной Палаты имеют «право направлять членов Общественной палаты для участия в заседаниях коллегий федеральных органов исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством РФ». Но практики подобного рода участия, а главное, их воздействие на принятие решений, довольно сложно оценить.

Опыт деятельности совещательных органов на уровне ЕС свидетельствует о том, что наиболее значительное влияние на принимаемые решения они оказывают именно на стадии разработки решений в структурах Еврокомиссии. Но если в случае ЕС можно утверждать, что такого рода активность оказывает положительное влияние на формирование политического курса, то в случае России это влияние явно незначительно. В рамках довольно закрытой российской политической системы Общественная Палата упрощает доступ ее участников к акторам, принимающим решения, но не затрагивает механизмов формирования политического курса (см.: Evans, 2006).

Инициаторы создания Общественной Палаты предполагали, что ее деятельность будет способствовать усилению гражданского контроля в процессе принятия решений. При этом сложно себе представить, каким именно образом, совещательный орган может осуществлять эти функции. Как показывает опыт функционирования

Экономического и Социального Комитета, совещательный орган способен лишь агрегировать и артикулировать интересы, которые принимают форму рекомендаций. Вместе с тем осуществление контроля в рамках консультативного органа остается лишь благим пожеланием. Контроль Общественной Палаты над принятием решений ограничивается рекомендательным характером принимаемых решений, которые могут не учитываться, как и в случае Экономического и Социального Комитета в ЕС. Ее деятельность часто подвергается критике, так как вмешательство членов Общественной Палаты в острые конфликты широко афишируется, но не приводит к каким-либо положительным изменениям в этих сферах (см.: Петров, 2006). Исходя из этого, приходится констатировать, что Общественная Палата РФ не способна оказывать влияние на процесс принятия решений. Более того, предположение о том, что эта структура сможет обеспечивать легитимацию принимаемых на федеральном уровне решений, также сомнительно, учитывая способ ее формирования и, как результат, нерепрезентативность состава.

Вместо заключения

Подводя итоги, можно утверждать, что на уровне ЕС созданы различные механизмы взаимодействия НКО и органов управления, которые в зависимости от принципов своей организации и политического статуса могут выполнять функции артикуляции и агрегации интересов, осуществлять представительство социальных групп и самих НКО, а также способствовать открытости процесса принятия решений. В этом свете опыт деятельности российской Общественной Палаты дает мало оснований рассчитывать на эффективность подобного рода структуры для лоббирования интересов некоммерческого сектора в целом и социальных групп, интересы которых представляют НКО. Ограниченной является и функция артикуляции и агрегации интересов, в связи с нерепрезентативностью состава Общественной Палаты. Большое значение в обоих случаях имеет заинтересованность органов власти в существовании таких механизмов. Европейская Комиссия вынуждена создавать и поддерживать механизмы привлечения заинтересованных групп интересов к процессу принятия решений, чтобы обеспечить поддержку проводимой политики, так как, по сути, лишена собственной легитимности. На федеральном уровне в России нет таких структурных условий, которые бы диктовали исполнительной власти необходимость привлекать группы интересов к процессу принятия политических решений. Отсутствие такой заинтересованности у органов власти ограничивает возможности некоммерческих организаций для лоббирования своих интересов, в том числе, в рамках таких механизмов, как

совещательные структуры.

Литература

Абакумов С. От Гражданского Форума до создания Общественной палаты РФ. М.: Галерия, 2005. — 344 с.

Петров Н. Общественная палата: для власти или для общества? // Pro et contra. 2006. Т. 10. № 1. С. 40-59.

Руденко В. Консультативные общественные советы: особенности организации и деятельности // Политэкс. 2006. Т. 2. № 3. С. 143-155.

Frye T. A Politics of Institutional Choice: Post-Communist Presidencies // Comparative Political Studies. 1997. Vol. 30. N 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Hix S. The Political System of the European Union. New York: Palgrave, 1999. — 512 p.

Экономический и социальный комитет и Комитет регионов оказывают содействие законодательным институтам ЕС (Европейскому парламенту и Совету ЕС), а также Европейской комиссии путем осуществления «консультативных функций». В ряде случаев учредительные документы ЕС прямо предусматривают обязанность запрашивать консультативное заключение Экономического и социального комитета и (или) Комитета регионов.

Экономический и социальный комитет — консультативный орган ЕС. Образован в соответствии с Римским договором. Состав: Состоит из 344 членов, называемых советниками. Функции: Консультирует Совет и Комиссию по вопросам социально-экономической политики ЕС. Представляет различные сферы экономики и социальные группы (работодателей, лиц наемного труда и свободных профессий, занятых в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания, а также представителей общественных организаций). Члены Комитета назначаются Советом единогласным решением сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа своих членов Председателя сроком на 2 года. После приема в ЕС новых государств численность Комитета не будет превышать 350 человек. Место проведения заседаний: Комитет собирается один раз в месяц в Брюсселе.

Комите́т регио́нов — консультативный орган Европейского союза, созданный в 1994 году и служащий гарантом того, что местные и региональные власти принимают непосредственное участие в деятельности институтов организации. Комитет регионов был создан с целью приблизить Европу к своим гражданам, а также дать возможность выразить своё мнение на европейском уровне представителям местных и региональных объединений, так как именно они призваны превращать в жизнь большую часть европейского законодательства. Согласно Маастрихтскому и Амстердамскому договорам, Европейская комиссия, а также Совет министров обязаны консультироваться с Комитетом регионов по вопросам, которые будут иметь непосредственное значение для местного и регионального уровней в следующих областях политики: социальная и экономическая сплоченность, здравоохранение, образование и культура, профессиональное образование, транспорт. По некоторым вопросам Комитет регионов выступает с инициативными мнениями, а также следит за соблюдением принципа субсидиарности, записанным в Маастрихтском договоре, согласно которому, решения должны приниматься на уровне, наиболее близком к гражданам.

35.Основы правового положения человека и гражданина в Европейском Союзе: общая характеистика.

Декларация прав и свобод человека 1948 г., и Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., и Международные пакты о правах 1966 г. закрепляют перечень прав и свобод, которые страны Евросоюза гарантируют своим гражданам, в 2000 г. Европейский Союз принял Хартию основных прав Европейского Союза.

В этом документе и закреплены права и свободы гражданина Евросоюза:

Краткая характеристика самых важных из них:

1) личные

— Достоинство человека неприкосновенно, его необходимо уважать и защищать (ст. 1 Хартии).

— Каждый человек имеет право на жизнь, никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен (ст. 2 Хартии).

— Каждый человек имеет право на физическую неприкосновенность и неприкосновенность психики. В области медицины и биологии необходимо прежде всего обеспечить:

а) добровольное и свободное согласие заинтересованного лица в соответствии с установленным законом порядком;

б) запрещение евгенической практики, прежде всего той, которая направлена на селекцию человека;

в) запрещение использования тела человека и его частей как таковых в качестве источника наживы;

г) запрещение репродуктивного клонирования человеческих существ.

— Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению и наказанию (ст. 4).

— Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. Никто не может привлекаться к принудительному или обязательному труду. Торговля людьми запрещается (ст. 5).

— право на уважение его частной и семейной жизни, на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции,

— право на охрану касающихся его сведений личного характера,

— право на вступление в брак и право на создание семьи,

— право на свободу мысли, совести и религии,

— право на отказ от военной службы по религиозно-этическим мотивам (ст. 6 — 10 Хартии).

2) политические права

— Каждый человек имеет право на свободу выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Соблюдаются свобода и плюрализм средств массовой информации.

— Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и на свободу ассоциации с другими на всех уровнях, в частности, в политической, профсоюзной и общественной жизни, что подразумевает право каждого человека создавать совместно с другими профессиональные союзы и вступать в них для защиты своих интересов

— Право на убежище гарантируется согласно положениям Женевской конвенции от 28 июля 1951 года и Протокола от 31 января 1967 года о статусе беженцев и в соответствии с Договором об учреждении Европейского Союза.

— Коллективная высылка запрещается. Никто не может быть сослан, выслан или экстрадирован в государство, в котором существует серьезная опасность того, что ему может быть вынесен смертный приговор, что он может подвергнуться пыткам или другим видам бесчеловечного или унижающего достоинство человека обращения или наказания.

3) экономические

— Каждый человек имеет право на труд и на осуществление профессиональной деятельности, которую он свободно выбирает или на которую он свободно соглашается.

— Свобода предпринимательства признается в соответствии с правом Европейских Союз и национальным законодательством и практикой (ст. 16).

— Каждый человек имеет право владеть, пользоваться, распоряжаться и завещать свою законно приобретенную собственность. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом, при условии справедливой и своевременной компенсации за причиненный ущерб. Пользование собственностью может регламентироваться законом в соответствии с общественными интересами. Интеллектуальная собственность охраняется.

4) социальные, культурные, и иные права, которые признаются и гарантируются Евросоюзом:

— все люди равны в правах, запрещается дискриминация любого рода, в частности, по признаку пола, расы, цвета кожи, этнического или социального происхождения, генетических характеристик, языка, религии или убеждений, политических и иных взглядов, принадлежности к национальному меньшинству, имущественного положения, происхождения, ограниченной трудоспособности, возраста или сексуальной ориентации, равноправие мужчин и женщин должно быть обеспечено во всех областях, в том числе в области трудоустройства, работы и вознаграждения за труд и многие другие (ст. 20)

— гарантируется свобода художественного творчества и научно-исследовательской деятельности. Соблюдается свобода преподавания в вузах (ст. 13).

— Каждый человек имеет право на образование, а также на доступ к профессиональной подготовке и повышению квалификации. Это право включает возможность бесплатного получения обязательного образования. Свобода создавать учебные заведения при условии соблюдения демократических принципов, а также право родителей обеспечивать своим детям обучение и воспитание в соответствии с их религиозными, философскими и педагогическими убеждениями, соблюдаются в соответствии с национальным законодательством, регламентирующим их осуществление.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *