Контракт по результатам конкурентных способов заключается

Конкурс подразумевает не один способ выбора контрагентов, а целую группу способов, одновременно схожих и не схожих между собой. Разобраться в разновидностях конкурсов и их особенностях поможет настоящая статья.

Понятие «конкурс» употребляется в российском законодательстве в различных контекстах и смыслах. Во-первых, это публичный конкурс как юридическое действие, предусмотренное главой 57 Гражданского кодекса, а также конкурс как способ:

— продажи имущества*(1);
— приватизации, регулируемой законом «О приватизации государственного и муниципального имущества»*(2);
— реализации имущества должника, имеющей своей целью удовлетворение требований кредиторов в рамках процедуры банкротства*(3).

И наконец, конкурс покупателя — сложная процедура определения участника, представившего наилучшее для заказчика предложение.

Ниже пойдет речь именно о конкурсе покупателя, поскольку для ситуации продажи имущества (в т.ч. для продажи имущества должника и приватизации государственного и муниципального имущества) наиболее распространенной процедурой является аукцион, а конкурс используется редко и лишь в весьма специфических случаях.

Конкурс покупателя нередко смешивают с такими понятиями, как «тендер» и «торги». Здесь стоит отметить, что понятия тендера как такового в действующем российском законодательстве нет, а конкурс является одной из двух разновидностей торгов, о чем подробнее будет сказано ниже.

Правовые основы, специфика разных видов конкурсов покупателя установлены различными нормативными правовыми актами. Общие требования к проведению таких конкурсов перечислены в статьях 447-449 Гражданского кодекса и законе «О защите конкуренции»*(4).

Специальные требования к конкурсам, проводимым отдельными категориями заказчиков, приведены в законах «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» *(5), «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» *(6) (вступил в силу с 01.01.2014). Но предметом регулирования всех этих законов является именно конкурс, организуемый для приобретения товаров, работ или услуг.

Виды конкурсов на покупку

И конкурсы, организуемые государственными закупщиками, и конкурсы для нужд коммерческих организаций базируются на общей методологии. Все конкурсы объединены общим принципом определения победителя: победителем становится участник, предложивший лучшую совокупность условий исполнения договора по критериям, установленным в конкурсной документации.

При этом в современной закупочной практике используется множество разновидностей конкурсов покупателя. Классифицировать такие конкурсы можно по различным основаниям.

В зависимости от круга участников конкурсы подразделяются на открытые и закрытые. Информация об открытых конкурсах находится в свободном доступе (как правило, в сети Интернет), и, таким образом, приглашение к участию в них адресовано неопределенному кругу лиц. Приглашение к участию в закрытом конкурсе направляется лишь потенциальным поставщикам, выбранным для этого организатором, а информация о закрытом конкурсе, как правило, не публикуется. Закрытые конкурсы необходимы для защиты государственной или коммерческой тайны при проведении закупок.

По количеству этапов конкурсы делятся на одноэтапные и многоэтапные. Одноэтапные конкурсы проводятся тогда, когда заказчик изначально определяет необходимую ему продукцию и критерии выбора победителя. Большинство конкурсов являются одноэтапными. Однако в том случае когда заказчик изначально не может самостоятельно определить специфику закупаемой продукции и порядок оценки поступающих по ней предложений, то конкурс проводится в несколько этапов. В этом случае на первом этапе заказчик запрашивает у потенциальных поставщиков их предварительные заявки, в которых формулируется экспертное мнение участников рынка об оптимальных параметрах необходимой заказчику продукции. Это мнение необходимо заказчику для формирования условий закупочной документации. На всех последующих этапах, кроме последнего, эти параметры могут уточняться путем сбора заявок с потенциальных поставщиков. Наконец на последнем этапе заказчик формирует окончательный вариант закупочной документации, устанавливая в нем точные параметры закупаемой продукции, и собирает окончательные заявки поставщиков. Многоэтапные конкурсы, как правило, используются для закупки сложной высокотехнологичной продукции.

По наличию квалификационных требований к поставщику конкурсы делятся на проводимые с предварительной квалификацией и без таковой. Предквалификационный отбор, не будучи отдельным этапом конкурса, является организационно обособленной подготовительной процедурой, в рамках которой заказчик собирает с потенциальных поставщиков не их коммерческие предложения, а документы, подтверждающие квалификацию этих поставщиков. Перечень документов, подтверждающих квалификацию, заранее публикуется заказчиком в конкурсной документации. Лишь те поставщики, которые успешно прошли предварительный квалификационный отбор, допускаются к основной части конкурса, то есть к стадии сбора конкурсных заявок. Предварительная квалификация используется в том случае, когда для исполнения контракта особенно важно убедиться в наличии технических, организационных, квалификационных возможностей поставщика исполнить данный контракт. Однако даже если предварительная квалификация в рамках конкурса не предусмотрена, то заказчик в рамках конкурсной документации все равно может установить минимальные квалификационные требования к поставщику. Например, это может быть требование к опыту работы на рынке, требование об отсутствии задолженности по налогам и сборам, о том, что в отношении поставщика не проводится процедура банкротства, и т.п.

По наличию дополнительных элементов выделяют конкурсы с постквалификацией, конкурсы с переторжкой, конкурсы с обоими названными дополнительными элементами. Постквалификация преследует ту же цель, что и предквалификация, однако при проведении постквалификации проверяется компетенция не всех участников конкурса, а лишь того участника, который был выбран победителем. Соответственно, в отличие от предквалификации постквалификация проводится не до, а после приема конкурсных заявок участников. Переторжка, которая является одной из древнейших торговых процедур, преследует целью снизить финальную цену контракта. Для этого после составления предварительного ранжирования заявок участников по степени их привлекательности все участники получают возможность повысить привлекательность своей заявки, снизив запрашиваемую в данной заявке цену. После снижения цен составляется окончательное ранжирование заявок, при котором победитель может измениться. Переторжка может проводиться как в режиме on-line (в этом случае весь процесс напоминает аукционный торг с перебиванием цен конкурентов), так и путем подачи каждым из участников конверта с той минимальной ценой, на которую он согласен.

Форма проведения конкурса сама по себе является обособленной характеристикой процедуры. Нельзя говорить о таком особом способе проведения конкурса, как электронный конкурс, поскольку все приведенные выше разновидности конкурсов на сегодняшний день могут быть реализованы в электронной форме. Вместе с тем в широком смысле слова по форме их проведения конкурсы можно разделить на традиционные (бумажные) и электронные. Принципиально различаются они тем, что в первом случае организатор и участники конкурса не имеют возможности взаимодействовать в режиме on-line, поскольку заявки участников конкурса и все остальные документы направляются организатору посредством почтовых отправлений: в бумажных конвертах, с помощью e-mail и т.п. Конкурсы в электронной форме проводятся на электронной торговой площадке, где весь документооборот осуществляется в электронной форме, удостоверяется электронными подписями и может совершаться в режиме on-line.

Важно! В Федеральном законе от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» конкурс с предквалификацией назван «конкурсом с ограниченным участием», поскольку по итогам предквалификации круг участников такого конкурса ограничивается лишь теми потенциальными поставщиками, которые прошли предварительный квалификационный отбор.

Правовое регулирование конкурсов

Как уже было сказано, основные требования к конкурсу установлены Гражданским кодексом. В частности, статьями 447-449 данного Кодекса конкурс назван одной из двух разновидностей торгов наравне с аукционом. Основное различие между этими двумя разновидностями торгов состоит в принципе определения победителя: при проведении аукциона победителем становится тот, кто предложил лучшую цену, а победителем конкурса — тот, кто предложил лучшую совокупность условий исполнения договора.

Закон N 223-ФЗ называет конкурс основным способом проведения закупки товаров (работ, услуг), при том, что часть 3 статьи 3 этого закона оставляет заказчику право предусмотреть в положении о закупке и иные способы, которые он сможет использовать наравне с конкурсом. На проведение конкурса субъектами Закона N 223-ФЗ не распространяются требования Закона N 44-ФЗ (закона «О контрактной системе»). Но необходимо следовать положениям Гражданского кодекса о заключении договора на торгах, в соответствии с которыми организатор конкурса обязан выбрать победителем одного из участников, допущенных к конкурсу.

Большая часть подходов к регулированию конкурса, закрепленных ранее Федеральным законом от 27 июля 2005 года N 94-ФЗ, сохранена и в новом Законе N 44-ФЗ, согласно которому в сфере госзаказа планируется проводить конкурсы чаще, чем сейчас. На доктринальном уровне конкурс в соответствии с Законом N 44-ФЗ позиционируется как основной способ размещения госзаказа, тогда как в период действия Закона N 94-ФЗ таким основным способом фактически был аукцион. При этом если открытый аукцион и по Закону N 94-ФЗ, и по Закону N 44-ФЗ проводится в электронной форме, то для конкурса, проводимого госзаказчиками, даже новым Законом N 44-ФЗ электронной формы до сих пор не предусмотрено.

В законе «О контрактной системе» расширено легальное определение понятия конкурса. Так, по общему правилу заказчик проводит открытый конкурс — конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации, и к участникам закупки предъявляются единые требования. Также законом N 44-ФЗ вводятся два новых для госзаказа вида конкурсов — конкурс с ограниченным участием (так в новом законе о госзакупках назван конкурс с предквалификационным отбором) и двухэтапный конкурс.

Законом N 44-ФЗ установлены и специальные, по сравнению с Гражданским кодексом, требования к срокам проведения конкурсов. Так, извещение о проведении открытого конкурса публикуется в единой информационной системе не менее чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе*(7). А если этот конкурс признан несостоявшимся, то при проведении повторного конкурса срок сбора конкурсных заявок сокращается до 10 дней*(8).

Таким образом, несмотря на некоторую специфику регулирования конкурса покупателя в отраслевых законах, можно говорить о наличии в российском законодательстве единообразного подхода к регулированию конкурсов, проводимых с целью закупки товаров, работ и услуг.

Важно! В рамках одного конкурса заказчик может выделить несколько лотов с отдельными объектами закупки (например, в рамках конкурса на оснащение школьных классов в качестве отдельных лотов могут быть выделены мебель, компьютерная техника и учебные пособия). В этом случае на каждый лот подается отдельная заявка и победитель определяется отдельно по каждому лоту.

Уважаемые заказчики!

Обращаем Ваше внимание, что 1 апреля 2020 года на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) опубликован Федеральный закон от 1 апреля 2020 года № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», которым вносятся изменения в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).
Согласно изменениям:
1. Исключены требования о проведении предварительного отбора в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также осуществлении закупок путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
2. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществлять закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обязательств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
3. Положения Федерального закона № 44-ФЗ об обеспечении гарантийных обязательств не применяются в случае:
1) заключения контракта с участником закупки, который является казенным учреждением;
2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;
3) заключения бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.
4. Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ, освобождается от предоставления обеспечения гарантийных обязательств, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
5. Начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2020 году обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
6. До 1 января 2024 года Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации вправе утвердить перечни объектов капитального строительства, в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные частями 56 — 63 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ.
7. В случае, если проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта, предметом указанного в части 56 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ контракта наряду с подготовкой проектной документации и (или) выполнением инженерных изысканий, выполнением работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства может являться поставка данного оборудования.
8. До 31 декабря 2020 года при осуществлении закупок в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик вправе не устанавливать требование обеспечение исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса.
При этом контракт, указанный в части 56 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ, должен содержать раздельно, в том числе стоимость поставки предусмотренного проектной документацией объекта капитального строительства оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации такого объекта капитального строительства, в случае, если поставка данного оборудования предусмотрена контрактом
9. В 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ обеспечения исполнения контракта, если предусмотренное настоящей частью изменение влечет возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнение контракта, и требование обеспечения исполнения контракта было установлено в соответствии со статьей 96 Федерального закона № 44-ФЗ при определении поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом:
1) размер обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 71, 72 и 73 статьи 96 Федерального закона № 44-ФЗ;
2) возврат ранее предоставленной заказчику банковской гарантии заказчиком гаранту, предоставившему указанную банковскую гарантию, не осуществляется, взыскание по ней не производится (если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления новой банковской гарантии);
3) если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств:
а) в случае увеличения в соответствии с настоящей частью цены контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере, пропорциональном стоимости новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) в случае уменьшения в соответствии с настоящей частью цены контракта заказчик возвращает поставщику (подрядчику, исполнителю) денежные средства, внесенные на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, в размере, пропорциональном размеру такого уменьшения цены контракта;
в) в случае изменения срока исполнения контракта в соответствии с частью 27 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ определяется новый срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренное настоящей частью изменение может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.
10. До 31 декабря 2020 года при осуществлении закупок в соответствии со статьей 30 Федерального закона 44-ФЗ заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса.
11. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

Изменения вступили в силу 1 апреля 2020 года.

30.06.2014 10:54:00

Согласно положению п. 2 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) определение поставщика (подрядчика, исполнителя) — это совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном данным Законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта РФ) или муниципальных нужд либо в установленных данным Законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

В соответствии со ст. 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также — электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Последствия нарушения указанных положений предусмотрены в ст. 47 Закона № 44-ФЗ: в случае нарушения положений, регламентирующих определение поставщика (подрядчика, исполнителя), такое определение может быть признано недействительным по иску заинтересованного лица.

При осуществлении закупки путем проведения конкурса или закрытого аукциона могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием или двухэтапного конкурса либо приглашении принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или закрытом аукционе, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. Участник закупки подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.

Соответственно, нововведениями Закона № 44-ФЗ являются такие способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), как конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, запрос предложений. Новым также является исключение таких способов размещения заказа, как открытый аукцион (его функции выполняет электронный аукцион), размещение заказов на поставки биржевых товаров для государственных или муниципальных нужд на товарных биржах.

Одновременно разъясняю, что в части 1 ст. 7.29 КоАП РФ установлена административная ответственность за принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также — законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок). Часть 2 указанной статьи предусматривает повышенную ответственность за принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона.

Возврат к списку

3. Заявка и прилагаемые к ней документы должны содержать:

а) данные о предприятии-заявителе, включая место его основной деятельности;

б) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации заявителя;

в) карта поверхности месторождения — с показом контуров утвержденных запасов, испрашиваемого горного или геологического отвода;

г) предварительное согласование выбора участка для недропользования с органом управления земельными ресурсами Республики Тыва либо собственником земли;

д) данные о руководителях и (или) лицах, которые представляют эту организацию при получении лицензии, или гражданине — субъекте предпринимательской деятельности;

е) данные о финансовых возможностях заявителя, необходимых для выполнения работ, связанных с намеченным пользованием недр;

ж) данные о технологических и технических возможностях заявителя, а также о специализированных организациях, привлекаемых в качестве подрядчиков, в случае выполнения работ этими организациями;

з) предложения заявителя по условиям пользования недрами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *