Контроль исполнительных органов рк

  • Авторы
  • Файлы
  • Литература

Мусилимова К.С. 1 1 Карагандинский государственный университет им. ак. Е.А. Букетова 2172 KB 1. Общая теория государства и права. Академический курс / Отв. ред. М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, 2000. – 639 с. 2. Закон РК «О нормативных правовых актах» от 24 марта 1998г. №213. // http://adilet. zan. kz/rus.

Под юридическими гарантиями обеспечения законности нормативных правовых актов исполнительных органов понимаются установленные в нормах права предписания, гарантирующие точное и неуклонное исполнение Конституции, законов, актов вышестоящих органов, а также деятельность государственных органов (должностных лиц), направленную на обеспечение исполнения требований норм права и наказание виновных в их нарушении, создание условий для недопущения нарушений закона. Отсюда следует, что политические, экономические, социальные, идеологические, организационные предпосылки обеспечения законности, безусловно, важны, но в случае издания незаконного нормативного правового акта для прекращения их действия, аннулирования всех неправомерных последствий их исполнения и применения требуется определенные механизмы изъятия такого рода актов из правового поля. Именно для этого существует система юридических гарантий, которая включает в себя целый комплекс мер специального характера. В научной литературе они классифицируются следующим образом: меры по совершенствованию законодательства; б) меры профилактики; в) меры контроля и надзора за состоянием законности, а также систему индивидуальной защиты граждан и организаций своих прав, свобод .

Так, например, меры по совершенствованию законодательства означают, что содержание и качество законов должно быть адекватно проводимым в стране преобразованиям и обеспечиваться за счет эффективного функционирования институтов государственной власти, обеспечения должного взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти. Правовая политика в сфере государственного управления должна основываться на современных тенденциях развития общества, накопленном опыте и научно обоснованных, фундаментальных представлениях о ближайших и отдаленных перспективах казахстанского государства и общества, лучшего зарубежного опыта, исходить из признания приоритета прав и законных интересов личности. Отсюда вытекает необходимость последовательной реализации правовых идей и принципов Конституции Республики Казахстан в практике государственного управления Нормотворчество исполнительных органов нуждается в совершенствовании.

В процессе совершенствования законодательства в сфере государственного управления и ходе правоприменительной деятельности необходимо неуклонно следовать принципам верховенства Конституции и соответствия норм актов исполнительных органов закону и всем актам вышестоящего уровня. Нужны системные меры, обеспечивающие как режим законности в сфере деятельности исполнительной власти, так и поступательное развитие нормотворчества в рамках действующей Конституции. Только всесторонний комплексный подход к правовой политике позволит модернизировать всю нормативно-правовую базу и правоприменительную практику в сфере государственного управления в контексте общей стратегии развития государства, в том числе по выстраиванию качественно новой модели государственного управления на принципах законности, прозрачности, и подотчетности обществу, обеспечивающих защиту прав и свобод граждан, интересов общества и государства.

Наряду с этим следует решительно усовершенствовать механизм введения в действие принятых законов, обеспечить их полную реализацию, в том числе и своевременное принятие необходимых подзаконных актов. Резюмируя изложенное, мы приходим к выводу о том, процессу совершенствования законодательства в сфере государственного управления следует придать системный характер, ибо многие вопросы, связанные с законностью правовых актов исполнительных органов переопределяются не только контролем и надзором, но и профилактикой нарушений законности.

В современных условиях актуальной является постановка вопроса о всестороннем развитии административно-правовой системы предупреждения незаконных актов исполнительных органов. Определенные шаги в этом направлении уже предпринимаются, например, планирование нормотворческой деятельности, обсуждение проектов актов, согласование с заинтересованными органами, экспертиза проектов, общественный контроль. Таким образом, меры профилактики нарушений законности – важный компонент в системе обеспечения законности правовых актов исполнительных органов.

Действующим законодательством РК установлены порядок, процедура и полномочия государственных органов по подготовке и принятию нормативных правовых актов, отмене и приостановлению незаконных правовых актов исполнительных органов, предупреждению нарушений законности в процессе нормотворческой их деятельности.

Часть 1статьи 43 Закона РК «О нормативных правовых актах» под названием «Меры обеспечения законности нормативных правовых актов», гласит, что законность нормативных правовых актов обеспечивается следующими мерами: 1) приведением нормативного правового акта в соответствие с Конституцией и законом; 2) приостановлением в установленном порядке действия нормативного правового акта; 2-1) проведением правового мониторинга нормативных правовых актов; 3) проверкой на соответствие законам при государственной регистрации нормативных правовых актов .

Часть 2 указанной статьи определяет, круг субъектов обеспечивающих в соответствии с компетенцией, установленной Конституцией Республики Казахстан и другими законодательными актами законность нормативных правовых актов. Ими являются: 1) Конституционный Совет Республики Казахстан; 2) суды; 3) Генеральный Прокурор Республики Казахстан и подчиненные ему прокуроры; 4) Министерство юстиции Республики Казахстан и его территориальные органы; 5) государственные органы – в отношении нормативных правовых актов, принятых нижестоящими органами; 6) уполномоченные органы, принявшие подзаконные нормативные правовые акты и (или) являющиеся их разработчиками, – в отношении подзаконных нормативных правовых актов, принятых ими и (или) разработчиками которых они являлись .

Таким образом, в системе юридических гарантий особое значение имеет деятельность государственных органов, на которые возложена обязанность по поддержанию и укреплению законности в процессе издания исполнительными органами правовых актов. Основываясь на действующем законодательстве, можно выделить следующие способы обеспечения контроля за законностью нормативных правовых актов исполнительных органов: контроль Президента РК; контроль представительных органов; контроль исполнительных органов; контроль органов юстиции; судебный и конституционный контроль; контроль Уполномоченного по правам человека; прокурорский надзор; административный надзор; институт обжалования; общественный контроль

Библиографическая ссылка

Мусилимова К.С. ЮРИДИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-1. – С. 50-52;
URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=8295 (дата обращения: 27.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Профилактика – неотъемлемая часть новой системы контроля и надзора, что нашло отражение в перечне ключевых задач реформы контрольно-надзорной деятельности. Одной из них является изменение облика контрольно-надзорных органов, переориентация их деятельности с поиска нарушений на их предотвращение и минимизацию вреда охраняемым законом ценностям, а также внедрение «сервисной модели» отношений с гражданами и организациями, которая позволяет оптимизировать затраты самих контрольных органов и снизить нагрузку на подконтрольные субъекты.

Для решения задач по внедрению системы профилактики в работу контрольно-надзорных органов Минэкономразвития в 2016 году обеспечено внесение изменений в Федеральный закон № 249-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В частности, документ дополнен положениями по использованию инструментов профилактической деятельности, таких как размещение на официальных сайтах перечней нормативных правовых актов с требованиями, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также их текстов; информирование по вопросам соблюдения обязательных требований; обобщение практики осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля; выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

В 2017 году принят ряд актов Правительства Российской Федерации, закрепляющих особенности отдельных институтов системы профилактики. Так, постановлением Правительства от 10.02.2017 № 166 закреплены правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. Постановлением Правительства от 13.02.2017 № 177 определены общие требования к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов).

Важным шагом для развития профилактической работы стало принятие Стандарта комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям. Он обобщил практический опыт проведения профилактических мероприятий российскими и зарубежными контрольно-надзорными органами, а также методические рекомендации, выработанные в ходе проведения реформы контрольно-надзорной деятельности.

В 2018 году запущен процесс формирования ведомственных систем профилактики на основе единых требований и методических рекомендаций, сформированных в Стандарте.

Кроме того, 26 декабря 2018 года Правительством Российской Федерации принято постановление № 1680, которым утверждены подготовленные Минэкономразвития России Общие требования к организации и осуществлению органами контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований. В Общих требованиях конкретизируется порядок и особенности реализации проведения профилактических мероприятий, закрепленных в Федеральном законе № 294-ФЗ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *