Контроль за дебиторской задолженностью

Сущность и методика контроля дебиторской и кредиторской задолженности

Систему управления дебиторской и кредиторской задолженностью можно разделить на два крупных блока:

  • 1) кредитная политика, позволяющая максимально эффективно использовать задолженность как инструмент увеличения продаж;
  • 2) комплекс мер, направленных на снижение риска возникновения просроченной или безнадежной дебиторской задолженности.

При формировании кредитной политики определяется максимально допустимый размер дебиторской задолженности как в целом для организации, так и по каждому контрагенту (кредитный лимит). При расчете данных показателей, предприятие в первую очередь ориентируется на свою стратегию, т.к. увеличение доли рынка требует большего кредитного лимита, чем удержание своей рыночной доли и аккумулирование свободных денежных средств. При этом следует поддерживать достаточную ликвидность организации и учитывать кредитный риск.

Все организациям следует:

_ не допускать необоснованного увеличения дебиторов и суммы их долгов;

_ избегать дебиторской задолженности с высокой степенью риска;

_ вовремя выставлять платежные счета, следить за сроками их оплаты;

_ своевременно, совместно с юридическими службами предприятия, принимать меры по истребованию просроченной дебиторской задолженности.

При этом следует четко отслеживать расчеты с кредиторами, своевременно погашать возникшую кредиторскую задолженность. В противном случае организация может потерять доверие своих поставщиков, банков и других кредиторов, а также организации придется оплачивать штрафные санкции, выставленные контрагентами .

Следует отметить, что дебиторская и кредиторская задолженность являются естественными составляющими бухгалтерского баланса предприятия, возникновение задолженностей является результатом несовпадением даты появления обязательств с датой платежа по ним.

Организация правильного учета и контроля кредиторской и дебиторской задолженностью влияет на структуру активов и пассивов баланса предприятия, а также на определение прибыли, подлежащей налогообложению. Что еще раз подтверждает высокую значимость своевременного и качественного управления задолженностью предприятия.

Деятельность по осуществлению контроля за задолженностью направлена на укрепление финансового состояния предприятия .

Данные направления условно можно разделить на две категории: общие и частные. К общим направлениям относятся:

_ организация системы постоянного контроля за дебиторской и кредиторской задолженностью в разрезе по каждому дебитору и кредитору;

_ систематическое проведение финансово-хозяйственного контроля дебиторской и кредиторской задолженности, целью которого будет является проверка достоверности этих обязательств, целесообразности и эффективности использования;

_ определение внутренних и внешних причин, влияющих на величину, структуру, динамику дебиторской и кредиторской задолженности, проведение оценки эффективности и влияния принятых мер на финансовое состояние предприятия, формирование соответствующих выводов и прогнозов.

Задачами частного направления являются:

_ снижение уровня дебиторской задолженности до размера, не превышающего уровень кредиторской задолженности;

_ уделение большего внимания контролю за движением дебиторской задолженности, так как именно она приводит к недостатку денежных средств, ведущей к дальнейшей неплатежеспособности предприятия;

_ своевременное погашение долгов, не допуская просрочек и штрафных санкций;

_ разумное использование такой формы привлечения клиентов, как коммерческий кредит. С помощью коммерческого кредита можно не только привлечь дополнительных покупателей, но и увеличить объем продаж, а, следовательно, и прибыль. При предоставлении коммерческого кредита необходима предварительная работа с потенциальными дебиторами на предмет их платежеспособности. В дальнейшем следует четко отслеживать своевременность погашения ими своих обязательств;

_ выявление степени риска появления недобросовестных покупателей путем расчета резерва по сомнительным долгам;

_ проведение совместной работы бухгалтерских подразделений, осуществляющих контроль за движением дебиторской и кредиторской задолженности, с юридическими службами предприятия, направленной на своевременное принятие мер воздействия на недобросовестных и (или) неплатежеспособных контрагентов.

Указанные меры воздействия могут быть следующими:

_ подготовка и направление мотивированных претензий просрочившим дебиторам, тем самым осуществление возможности прерывания течения срока исковой давности (в случае признания должником долга или его части);

_ подготовка и направление искового заявления в арбитражный суд к должнику, не признающему долг, о взыскании задолженности и предусмотренных договором или законом штрафных санкций;

_ в случае неспособности дебитора погасить свой долг видится целесообразным предъявить иск о несостоятельности.

При условии, что управление задолженностью предприятия построено в соответствии с вышеприведенными направлениями, механизм контроля за движением дебиторской и кредиторской задолженности помогает решить основные задачи по укреплению финансового состояния предприятия, а именно:

_ содействие росту объема продаж путем предоставления коммерческого кредита и, тем самым, росту прибыли;

_ повышение конкурентоспособности с помощью отсрочки платежа;

_ определение степени риска неплатежеспособности покупателей;

_ расчет размера резерва по сомнительным долгам;

_ выработка рекомендаций по работе с фактически или потенциально неплатежеспособными контрагентами.

Таким образом, если деятельность предприятия направлена, прежде всего, на повышение и укрепление своего финансового благосостояния, управлению дебиторской и кредиторской задолженностью в системе бухгалтерского и управленческого учета предприятия должно уделяться особое внимание .

Анализ и контроль за движением дебиторской задолженностью являются одним из важнейших факторов максимизации нормы прибыли, увеличения ликвидности, кредитоспособности и минимизации финансовых рисков. Правильно разработанная стратегия контролирования кредиторских долгов позволяет своевременно и в полном объеме выполнять обязательства перед клиентами, что способствует созданию репутации надежного и ответственного предприятия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *