Контроль за доходами государственных служащих

  • Авторы
  • Файлы

Дорогова Ю.А. Лоткова Е.Г. 269 KB

Одним из наиболее эффективных методов профилактики коррупции в государственной сфере является ужесточение мер финансового и иного контроля к лицам, уполномоченным на выполнение государственных и других, приравненных к ним функций. В настоящее время такие меры хоть и в недостаточной степени, но все же предусмотрены в рамках действующего законодательства.

Госслужащие в соответствие со статьей 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в обязательном порядке должны подавать декларацию о своих доходах имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга и несовершеннолетних детей .

Установление такой обязанности для государственных служащих имеет целью воспрепятствовать занятию государственными служащими предпринимательской и иной, несовместимой с государственной службой деятельностью. Государство обязано знать о доходах своих чиновников и, если доходы эти несоизмеримы с реальным заработком государственного служащего, то есть все основания предполагать об их незаконном происхождении. Декларирование доходов, кроме того, способствуют своевременному и правильному налогообложению государственных служащих.

Впервые положение о декларировании доходов государственного служащего и членов его семьи, в целях создания действенных механизмов предотвращения коррупции и злоупотреблений в стране, было закреплено в указе Президента РФ от 15 мая 1997 г. № 484 «О предоставлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществ» .

Со временем, это положение, а также порядок предоставления указанных сведений изменился, что связано с усилением антикоррупционной деятельности государства и проблемами практического характера, не позволяющими эффективно проконтролировать предоставляемые сведения. Этому не способствовало и то, что такая информация носила служебный характер, что значительно снижало потенциал данного инструмента воздействия на служащих, так как не обеспечивало обществу возможности участвовать в данном виде контроля. В печати публиковались декларации только некоторых должностных лиц государства. Однако, на сегодняшний день декларирование доходов как инструмент противодействия коррупции требует своего дальнейшего совершенствования, так как существующие правила о предоставлении декларации и механизм проверки достоверности указанных в ней сведений по — прежнему не позволяет реализовать потенциал данной меры в полном объеме.

Так, проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или лица, на которых распространяется действие статьи 8 указанного закона, а также супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данного гражданина или лица.

На наш взгляд, такой контроль должен осуществляться независимым органом, а не представителем нанимателя. Таким органом может быть, например, Ассоциация юристов России, общественная палата Российской Федерации, которая создана в целях осуществления общественного контроля над деятельностью органов власти, или представители гражданского общества, специально привлекаемые для осуществления выборочной проверки представленных государственными служащими сведений, вызывающие сомнение.

Норма закона, обязывающая предоставлять сведения о доходах, имуществе и имущественных обязательствах несовершеннолетних детей государственного служащего представляется нам несовершенной, так как исключает из этого перечня совершеннолетних детей государственного служащего, тем самым оставляя достаточно широкие возможности сокрытия доходов и перевода имущества и имущественных обязательств на ближайших родственников, каковыми являются совершеннолетние дети. Целесообразно расширить этот круг и за счет таких ближайших родственников как родители, братья и сестры. Обосновывается это тем, что обязанные декларировать доходы лица стремятся перевести на своих ближайших родственников фактически принадлежащее им имущество либо источники доходов. Кроме того, они протежируют своим родственникам, создают им благоприятные условия для коммерческой и иной деятельности, а отсутствие возможности осуществить проверку доходов ближайшего окружения лиц, представляющих сведения о доходах, не позволяет выявить незаконность характера такого содействия в продвижении бизнеса в силу латентного характера таких действий.

Следует обратить внимание, что в законе появилась норма о необходимости предоставления сведений о доходах не только действующими чиновниками, но и претендентами на эти должности. Однако, было бы правильным распространить данные нормы и на госчиновников, ушедших со службы. Такая обязанность должна быть увеличена до 5 лет. Повод для этого есть. Многие чиновники, едва заканчивается двухгодичный срок, с момента ухода со службы и прекращается действие требования о представлении сведений о доходах, тут же без всякого опасения обнаруживают свои припрятанные накопления, переоформляют принадлежащее им и оформленное на подставных лиц имущество. Безусловно, что информация эта не должна получить широкой огласке, и введение законодателем положения об ограничительном характере указанных сведений является справедливой. Однако при проведении проверки достоверности представляемых сведений в декларации должна быть легко доступной для проверяющих и представляться им по первому требованию в порядке, установленном законодателем.

По-прежнему остается не проработанным вопрос о взаимодействии с зарубежными организациями, в частности банковскими и кредитными учреждениями относительно счетов российских государственных служащих, а также имуществе, находящемся за границей.

Организация контроля над доходами и расходами должностных лиц должна составить одну из первоочередных и ближайших задач в организации системы общесоциального предупреждения коррупции в органах государственной и муниципальной власти, а соответственно необходимо использовать любой способ предупреждения и устранения коррупционных рисков. Следует заметить, что во всем цивилизованном мире контроль над доходами и расходами является общепринятой нормой.

Список литературы

2. О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: указ Президента РФ от 18.05.2009 N 559 (ред. от 12.01.2010) // Российская газета. — 20.05.2009. — №89, (утр. силу).

Библиографическая ссылка

Дорогова Ю.А., Лоткова Е.Г. ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 4. – С. 210-211;
URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=30008 (дата обращения: 27.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Субъект декларирования, который прекращает деятельность, связанную с выполнением функций государства или местного самоуправления, должен подать декларацию за период, охваченный ранее поданным декларациям — с 1 января года, в котором произошло увольнение, по день фактического увольнения. Об этом напоминает сайт НАЗК.

При увольнении по инициативе работника субъект декларирования должен подать декларацию в день фактического увольнения. Если увольнение происходит по инициативе работодателя, такая декларация подается субъектом декларирования в течение 20 дней с момента, когда работник был уволен.

Отсутствие данных для заполнения декларации, таких как размер денежных компенсаций при увольнении, не является основанием для отсрочки подачи декларации. Ведь законом предусмотрена возможность трижды подать исправленную декларацию в течение семи дней. Кроме того, в случае невозможности получить необходимые данные для заполнения декларации в указанный срок декларант имеет возможность сообщить об этом НАЗК в «Личном кабинете».

Мы уже рассказывали о порядке предупреждения работников об изменении существенных условий труда и сокращении штата на госслужбе. Ну а тем, кто не планирует пока увольнение, стоит узнать, как будут оплачивать труд госслужащих с 2020 года.

Кстати, недавно обновили порядок назначения пенсии госслужащим. Кроме того, запрет на индексацию пенсий госслужащих могут отменить в ближайшее время. Об этом говорится в представленном в КСУ конституционном представлении омбудсмена.

Отслеживать изменения в законодательстве поможет информационно-правовая система ЛІГА: ЗАКОН. Воспользуйтесь тестовым доступом к сервису.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и страницу в Facebook, чтобы всегда быть в курсе бухгалтерских событий.

Минюст России инициировал внесение соответствующих поправок в федеральные законы от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Документ вынесен на общественное обсуждение (оно продлится до 23 июля).

Большинство поправок нацелено на организацию контроля за доходами лица, замещающего (занимающего) или замещавшего (занимавшего) отдельные должности, а также за доходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Такой контроль подразумевает:

  • истребование от данного лица сведений о его доходах и доходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за отчетный период, если такие доходы превышают общий доход данного лица и его супруги (супруга) за отчетный период и два предшествующих ему года, а также об источниках получения таких доходов;
  • проверку достоверности и полноты указанных сведений;
  • определение законности получения доходов данным лицом, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми.

В частности, предлагается обязать чиновников наряду со сведениями о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ежегодно представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей, паев), совершенной им, его супругой или несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода. Это будет необходимо, если общая сумма таких сделок превысит общий доход лица и его супруги за три последних года, предшествующих отчетному периоду. Одновременно потребуется информация и об источниках получения средств, за счет которых совершены указанные сделки.

Связано ли трудоустройство бывшего служащего в государственное (муниципальное) казенное учреждение с коррупционными рисками, влекущими коллизии публичных и частных интересов? Узнайте из материала «Особенности приема на работу бывших государственных и муниципальных служащих» в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

При этом в целях расширения возможностей по предотвращению коррупционных правонарушений планируется ввести механизм для обращения в доход РФ денежных средств, полученных чиновниками, обязанными отчитываться об их получении, в случае, если сумма таких средств превышает доход данного лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за отчетный период и два предшествующих ему года. Это станет возможным в случаях, когда не будут представлены сведения, подтверждающие получение таких денежных средств на законном основании.

Если законопроект1 получит одобрение, то предлагаемые им поправки коснутся лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, должности государственной, муниципальной службы, должности в госкорпорациях, Банке России, ПФР и других организациях, осуществление полномочий в которых влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с нормами действующего законодательства.

1 С текстом законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/05/06-19/00092180).

и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) работа на предприятии, в учреждениях 2) участие в выборах 3) защита Отечества 4) охрана памятников культуры 5) уплата налогов 6) участие в политических движениях 37. Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) указание своей национальности 2) сохранение исторического и культурного наследия 3) участие в выборах органов власти 4) уплата налогов 5) свободное распоряжение своими способностями к труду 38. Согласно Конституции РФ каждый обязан 1) декларировать свои доходы; 2) бережно относиться к природным богатствам; 3) платить законно установленные налоги; 4) свидетельствовать в суде; 5) определять свою национальную принадлежность; 6) участвовать в общественно-политической деятельности 39. Что согласно Конституции РФ является обязанностями граждан? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам 2) платить законно установленные налоги и сборы 3) защищать Отечество 4) участвовать в культурной жизни и пользоваться учреждениями культуры 5) получать социальные пособия, установленные законом 6) участвовать в отправлении правосудия 40. Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под ко-торыми они указаны. 1) получение квалифицированной юридической помощи 2) обращение в органы государственные власти 3) сохранение природы и окружающей среды 4) забота совершеннолетних детей о нетрудоспособных родителях 5) уплата налогов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *