Корреспонденция счетов бухгалтерского учета

Понятие корреспонденции счетов, проводки простые и сложные

Понятие двойной записи на бухгалтерских счетах

Одним из объектов бухгалтерского учета являются хозяйственные операции, отраженные в первичных документах. Для регистрации хозяйственных операций на счетах применяют способ бухгалтерского учета – двойную запись (double entry). Это итальянское изобретение, которое стало постепенно распространяться в северные государства в XIV веке. До этого веками применялась система ординарной записи, или на дебете (он должен), или на кредите (он доверяет). Постепенно стало ясно, что каждую операцию можно записать одновременно на двух счетах, так как все экономические явления взаимосвязаны, т.е. каждая хозяйственная приводит к двум экономическим явлениям и вызывает изменение не менее, чем в двух статьях баланса на одну и ту же сумму по дебету одной статьи и по кредиту другой.

Двойная запись — это запись хозяйственной операции по дебету одного и по кредиту другого счета (Пачоли Л. Трактат о счетах и записях). Она обеспечивает взаимосвязанное и контролируемое отражение операции, является необходимостью, обусловленной переходом средств и их источников из одного состояния в другое, а также сменой форм стоимости в процессе кругооборота средств.

Термин «двойная запись» означает, что в бухгалтерской записи хозяйственной операции участвуют два счета, причем один из счетов – по дебету, другой – по кредиту. Видно, что закон всеобщего сохранения действует при таком подходе к способу отражения хозяйственной деятельности предприятия: если на каком-либо счете появилась некоторая сумма, значит, такая же сумма с какого-то счета была списана. Следовательно, принцип двойственного отражения хозяйственных операций означает, что все экономические явления имеют два аспекта: увеличение и уменьшение, возникновение и исчезновение, которые компенсируют друг друга.

Технически общее количество записей по дебету всегда равно общему количеству записей по кредиту (за определенный период), что позволяет проверить точность бухгалтерских записей. Поэтому итоги (валюта) статей актива и пассива всегда равны. Здесь выражено также и контрольное значение двойной записи. Если такого равенства нет, то это значит, что в записях по счетам допущены ошибки, которые необходимо найти и исправить.

Для ведения учета необходимо правильно определить счета, затрагиваемые данной операцией, т.е. составить бухгалтерскую проводку.Кодирование хозяйственной операции с помощью двойной записи носит название бухгалтерской проводки.

Для составления проводки необходимо:

— по содержанию хозяйственного факта определить, какие объекты бухгалтерского учета (какие именно средства или их источники) вовлечены в кругооборот;

— определить сущность изменений в средствах предприятия в результате этой операции, т.е. ответить на вопрос: что произошло в результате операции?

— выбрать по Плану счетов соответствующие корреспондирующие счета;

— после определения корреспондирующих счетов составляется бухгалтерская проводка, т.е. отражается сумма хозяйственной операции на счетах методом двойной записи – по дебету одного счета и кредиту — другого.

Таким образом, бухгалтерская проводка – способ оформления хозяйственной операции с использованием принципа двойной записи, с указанием конкретных бухгалтерских счетов и суммы самой операции. Счета, использование которых допускается в проводке, носят название корреспондирующих, а взаимосвязь между различными счетами – корреспонденцией.

Например, сдача наличной выручки предприятия из кассы на расчетный счет в сумме 20000 руб. оформляется следующей проводкой:

Дебет 51 «Расчетный счет» Кредит 50 «Касса» 20000 руб.

Проводки бывают простые и сложные. Простой называется такая проводка, когда по данной хозяйственной операции один счет дебетуют и один счет кредитуют. Сложной является проводка, когда один счет дебетуют и кредитуют несколько счетов, или наоборот, несколько счетов дебетуют и на общую сумму кредитуют один счет. При любой проводке сумма, записанная по дебету одного счета, должна равняться сумме, записанной по кредиту другого счета. Это относится и к сложным проводкам, где сумма, записанная по дебету одного счета, должна равняться итогу сумм, записанных по кредиту нескольких счетов, и наоборот. Сложная проводка является как бы соединением нескольких простых проводок.

Пример: за отчетный месяц на предприятии начислена заработная плата в общей сумме 186000руб., в т.ч.

— работникам цехов основного производства-116000руб.

— работникам управления предприятием-50000руб.

— работникам инструментального цеха-20000руб.

Оформление простыми проводками:

1) Д-т сч.»Основное производство»

К-т сч. «Расчеты с персоналом по оплате труда» – 116000

2) Д-т сч.»Общехозяйственные расходы»

К-т сч. «Расчеты с персоналом по оплате труда» – 50000

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *