Крестьянско фермерского хозяйства

Важная роль в развитии рыночных отношений в аграрном секторе национальной экономики принадлежит крестьянским (фермерским) хозяйствам (деле – фермерские хозяйства). Становлению фермерских хозяйств содействует законодательство, определяющее условия и порядок их создания и функционирования. Эта организационно-правовая форма ведения сельскохозяйственного производства обладает специфическими чертами, которые нашли свое отражение в Законе Республики Беларусь от 18 февраля 1991 года «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Существенные изменения и дополнения в указанный закон не вносились, хотя в соответствии с изменениями, внесенными в Гражданский кодекс Республики Беларусь Законом Республики Беларусь от 14 июля 2000 года, крестьянское (фермерское) хозяйство было признано одной из организационно-правовых форм юридического лица. Кроме того, в процессе применения Закона были выявлены недостатки. Так, не были определены такие существенные признаки крестьянского (фермерского) хозяйства как организационно-правовая форма юридического лица, правовой режим имущества фермерского хозяйства, порядок формирования уставного фонда фермерского хозяйства, изменения состава членов фермерского хозяйства, распределения прибыли между членами, основания для ликвидации фермерского хозяйства и другие. Все эти пробелы были устранены в новой редакции Закона Республики Беларусь «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – Закон), которая была принята Законом Республики Беларусь от 19 июля 2005 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства».

В статье 2 Закона уточняется определение понятия фермерского хозяйства, и закрепляются его признаки. Согласно Закону крестьянское (фермерское) хозяйство это коммерческая организация, созданная одним гражданином (членами одной семьи), внесшим (внесшими) имущественные вклады, для осуществления предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработке, хранению, транспортировке и реализации, основанной на его (их) личном трудовом участии и использовании земельного участка, предоставленного для этих целей в соответствии с законодательством об охране и использовании земель. Таким образом, фермерское хозяйство является сельскохозяйственной организацией, основным видом деятельности которой является производство сельскохозяйственной продукции с использованием земельного участка, предоставленного для этих целей. Кроме того, фермерское хозяйство может заниматься также переработкой, хранением, транспортировкой и реализацией произведенной им сельскохозяйственной продукции. Фермерское хозяйство вправе осуществлять иные виды деятельности, не противоречащие законодательству и уставу фермерского хозяйства.

В Законе уточнен состав членов фермерского хозяйства с учетом статьи 59 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. Согласно статье 8 Закона членами фермерского хозяйства могут быть дееспособные граждане, являющиеся членами одной семьи. Кроме того, указано, кто для целей настоящего Закона признается членами семьи. Это супруги, их родители (усыновители), дети (в том числе усыновленные), братья и сестры, супруги и дети указанных лиц, а также другие лица, признанные членами семьи в соответствии с законодательством о браке и семье. Обращаем внимание, что статьей 34 Закона предусмотрено, что указанное требование не распространяются на граждан, являющихся членами фермерских хозяйств, созданных до вступления в силу настоящего Закона. Для них сохранят силу положения ранее действовавшей редакции. Напомним, что в соответствии с первоначальной редакцией членами фермерского хозяйства считаются супруги, их дети (или дети одного из них), родители, родственники и другие лица, совместно ведущие это хозяйство.

Новеллой Закона является установление случаев сохранения членства в фермерском хозяйстве, когда член фермерского хозяйства не может принимать личное трудовое участие в деятельности хозяйства. Пункт 2 статьи 8 Закона предусматривает, что членство в фермерском хозяйстве сохраняется, если иное не предусмотрено уставом фермерского хозяйства, за членами фермерского хозяйства, которые не могут принимать личное трудовое участие в деятельности фермерского хозяйства в связи с:

  • выходом на пенсию по возрасту или инвалидности – пожизненно;
  • переходом на работу на выборную должность, прохождением военной службы по призыву, обучением по дневной форме в учреждениях образования, обеспечивающих получение высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, – на время работы на выборной должности, прохождения военной службы по призыву, обучения по дневной форме в таких учреждениях образования.

Неизменным осталось положение о том, что фермерское хозяйство может быть также создано одним гражданином (статья 4 Закона).

В соответствии со статьей 9 Закона изменение состава членов фермерского хозяйства может осуществляться по следующим основаниям:

  • принятие нового члена фермерского хозяйства, в том числе в результате уступки доли (ее части) члена фермерского хозяйства в уставном фонде фермерского хозяйства;
  • выход члена фермерского хозяйства из состава членов фермерского хозяйства;
  • исключение члена фермерского хозяйства из состава членов фермерского хозяйства;
  • смерть члена фермерского хозяйства или объявление его умершим.

Новым является то, что в Законе установлен запрет для главы фермерского хозяйства быть руководителем иной коммерческой организации (статья 21).

В Законе уточнены положения, касающиеся правового режима имущества фермерского хозяйства. Ранее в законодательстве имела место коллизия норм, регулирующих эти отношения. Так, в части первой статьи 8 ранее действующей редакции было установлено, что имущество фермерского хозяйства находится в собственности фермерского хозяйства, а в статье 9 указано, что имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве общей (долевой или совместной) собственности. В статье 1 Закона предусмотрено, что фермерскому хозяйству принадлежит на праве собственности имущество, переданное в качестве вклада в уставный фонд фермерского хозяйства его учредителями (членами), а также имущество, произведенное и приобретенное фермерским хозяйством в процессе его деятельности. В связи с этим Законом Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства» были внесены соответствующие изменения в статьи 44, 46, 113, 260, 261 Гражданского кодекса Республики Беларусь, а также глава 4 кодекса была дополнена новым параграфом 41 Крестьянские (фермерские) хозяйства.
Фермерское хозяйство может иметь в собственности необходимые для производства сельскохозяйственной продукции, а также ее переработки, хранения, транспортировки и реализации насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птицу, сельскохозяйственную и иную технику и оборудование, транспортные средства, инвентарь, имущество частных унитарных предприятий, созданных фермерским хозяйством, другое имущество, приобретенное фермерским хозяйством, а равно принадлежащие фермерскому хозяйству имущественные права либо иные отчуждаемые права, имеющие денежную оценку. Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности фермерского хозяйства, также являются собственностью фермерского хозяйства.

В отличие от ранее действующей редакции, в Закон не были включены нормы, регулирующие земельные отношения. Порядок предоставления земельного участка для ведения фермерского хозяйства определен в статьях 69, 71, главе 15 Кодекса Республики Беларусь о земле. Кроме того, нормы, касающиеся предоставления земельного участка для ведения фермерского хозяйства, предполагается уточнить в новой редакции Кодекса Республики Беларусь о земле, подготовка которого предусмотрена пунктом 52 плана подготовки законопроектов на 2003 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 8 января 2003 г. № 8 и который в настоящее время находится на рассмотрении в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь в целях подготовки его к рассмотрению в первом чтении.

Закон также регламентирует порядок создания фермерского хозяйства (статья 7), устанавливает требования к его уставу (статья 5), определяет порядок формирования уставного фонда фермерского хозяйства (статья 6), устанавливает компетенцию органов управления фермерского хозяйства: общего собрания членов фермерского хозяйства и главы фермерского хозяйства (глава 5). В Законе предусмотрены основания изменения состава членов фермерского хозяйства, а также правовые последствия такого изменения (статьи 9 – 13). Эти положения согласованы с главой 4 Гражданского кодекса Республики Беларусь, Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования».

Так, статья 5 Закона определяет, что в уставе указываются:

  • наименование фермерского хозяйства, которое должно содержать слова «крестьянское (фермерское) хозяйство» либо «фермерское хозяйство» или «крестьянское хозяйство»;
  • сведения о главе и иных членах фермерского хозяйства (фамилия, имя, отчество, паспортные данные, место жительства);
  • место нахождения фермерского хозяйства;
  • цели деятельности фермерского хозяйства;
  • размер уставного фонда фермерского хозяйства, размер вкладов в уставный фонд его членов, состав, сроки и порядок их внесения;
  • размер долей членов фермерского хозяйства в его уставном фонде;
  • порядок формирования имущества фермерского хозяйства и условия распоряжения им;
  • порядок трудового участия членов фермерского хозяйства в деятельности фермерского хозяйства;
  • порядок распределения прибыли фермерского хозяйства;
  • права и обязанности членов фермерского хозяйства;
  • порядок вступления в состав членов фермерского хозяйства новых членов, выхода и исключения из состава членов фермерского хозяйства;
  • порядок управления деятельностью фермерского хозяйства, прекращения его деятельности.

В уставе фермерского хозяйства могут содержаться и иные не противоречащие законодательству положения, связанные с особенностями деятельности фермерского хозяйства. Устав фермерского хозяйства утверждается решением собрания учредителей фермерского хозяйства, которое оформляется протоколом собрания учредителей фермерского хозяйства. Протокол собрания учредителей фермерского хозяйства подписывается всеми учредителями фермерского хозяйства. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином устав фермерского хозяйства утверждается этим гражданином (главой фермерского хозяйства).

Член фермерского хозяйства вправе в любое время выйти из состава членов фермерского хозяйства независимо от согласия других членов фермерского хозяйства при условии предварительного их уведомления в порядке и сроки, установленные уставом фермерского хозяйства, но не позднее чем за месяц до выхода из состава членов фермерского хозяйства. При выходе или исключении члена фермерского хозяйства из состава членов фермерского хозяйства он вправе получить стоимость своей доли в имуществе фермерского хозяйства, а также часть прибыли.

Если иное не установлено уставом фермерского хозяйства, прибыль фермерского хозяйства распределяется по итогам финансового года между его членами по решению общего собрания членов фермерского хозяйства соразмерно долям в уставном фонде фермерского хозяйства и (или) личному трудовому участию членов фермерского хозяйства в его деятельности.

Причитающаяся гражданину, вышедшему или исключенному из состава членов фермерского хозяйства, стоимость доли в имуществе фермерского хозяйства определяется по бухгалтерскому балансу, составленному на момент его выбытия, а причитающаяся ему часть прибыли – на день расчета с ним. Выплата стоимости доли и части прибыли гражданину, вышедшему или исключенному из состава членов фермерского хозяйства, производится по окончании финансового года, в котором он вышел или исключен из состава членов фермерского хозяйства, в срок до 12 месяцев со дня подачи заявления о выходе или принятия решения об исключении, если иной срок не предусмотрен уставом фермерского хозяйства.

Отдельная глава Закона посвящена реорганизации и ликвидации фермерских хозяйств. Фермерское хозяйство может быть реорганизовано по решению высшего органа управления фермерского хозяйства, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами. Фермерское хозяйство может быть ликвидировано по решению:

  • высшего органа управления фермерского хозяйства;
  • регистрирующего органа – при прекращении права на земельный участок, предоставленный для ведения фермерского хозяйства, в соответствии с законодательством об охране и использовании земель, а также в случае, если в составе фермерского хозяйства не осталось ни одного члена фермерского хозяйства и наследник (наследники) отсутствует или отказывается от дальнейшего ведения фермерского хозяйства, и в иных случаях, предусмотренных законодательными актами;
  • хозяйственного суда;
  • иных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Ликвидация фермерского хозяйства осуществляется в порядке, установленном законодательными актами.

В Законе также конкретизированы нормы, устанавливающие гарантии деятельности фермерских хозяйств и меры государственной поддержки: льготный режим налогообложения, кредитования и страхования, предоставление субсидий и дотаций за счет средств республиканского и местных бюджетов и другие (статьи 3, 25, 26).

В статье 3 Закона установлено, что фермерским хозяйствам, у которых выручка от реализации произведенной или произведенной и переработанной ими продукции собственного производства растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства составляет не менее 50 процентов от общей выручки за предыдущий финансовый год, а также вновь созданным фермерским хозяйствам (в течение первого года со дня их создания) оказывается государственная поддержка за счет средств республиканского и местных бюджетов в порядке и формах, предусмотренных законодательством. Указанным хозяйствам оказывается государственная поддержка в сфере материально-технического снабжения, приобретения (в том числе по договору финансовой аренды (лизинга), ремонта и технического обслуживания сельскохозяйственной техники и оборудования, мелиорации земель и известкования почв, защиты растений, семеноводства, ветеринарного и племенного дела, научного обслуживания и в иных сферах наравне с другими производителями сельскохозяйственной продукции. Таким образом, фермерскому хозяйству гарантируется такая же государственная поддержка, как и другим сельскохозяйственным организациям, при условии, что их основным видом деятельности будет являться производство сельскохозяйственной продукции. Президентом Республики Беларусь могут быть установлены иные условия и формы государственной поддержки и гарантии деятельности фермерских хозяйств.

На территории, где отсутствуют объекты производственной инфраструктуры, районный исполнительный и распорядительный орган обеспечивает первичное обустройство фермерского хозяйства путем строительства дорог, линий радио- и электропередачи, объектов водоснабжения, газоснабжения, телефонной связи и иных объектов, а также мелиорацию земель за счет средств, направляемых на эти цели из республиканского и местных бюджетов в соответствии с законодательством.

Фермерское хозяйство имеет право получать кредитные и заемные средства в соответствии с законодательством. В качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору фермерское хозяйство может использовать залог своего имущества, включая урожай сельскохозяйственных культур, а также залог права аренды имущества. Фермерским хозяйствам могут предоставляться льготные кредиты в пределах средств республиканского бюджета, направляемых на эти цели, с уплатой процентов за пользование ими в размере не более половины ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь начиная со второго года после получения кредита. Эти положения согласованы с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 3 марта 1998 г. № 95 «О мерах по развитию крестьянских (фермерских) хозяйств и усилению их государственной поддержки».

Фермерские хозяйства имеют право перейти на уплату единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции в соответствии с налоговым законодательством. Кроме того, в течение трех лет со дня государственной регистрации фермерское хозяйство освобождается от уплаты всех видов налогов в части деятельности по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства. Данная норма будет действовать до вступления в силу Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь.

Закон вступает в силу 4 февраля 2006 года. Фермерские хозяйства в течение года после вступления в силу настоящего Закона обязаны привести свои учредительные документы в соответствие с настоящим Законом.

Демиденко А.Г. советник-консультант отделения гражданского и экономического законодательства Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь, 2005 г.

Рецензент

Начальник отделения гражданского и экономического законодательства Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь Савостьян С.В.

Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) — вид предпринимательской деятельности в Российской Федерации, напрямую связанный с ведением сельского хозяйства.

Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»

Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также — фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

2. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

О возможности государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве юридического лица см. статью 86.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

4. Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Крестьянское (фермерское) хозяйство — это объединение граждан, которые совместно владеют имуществом и осуществляют производственную или другую хозяйственную деятельность. После государственной регистрации крестьянско-фермерского хозяйства, его Глава является индивидуальным предпринимателем — фермером.

«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.05.2016)

Статья 86.1. Крестьянское (фермерское) хозяйство

1. Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23), вправе создать юридическое лицо — крестьянское (фермерское) хозяйство. Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с настоящей статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.

2. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности.

3. Гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица.

4. При обращении взыскания кредиторов крестьянского (фермерского) хозяйства на земельный участок, находящийся в собственности хозяйства, земельный участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению. Члены крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства субсидиарную ответственность.

5. Особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются законом.

Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности. Само по себе крестьянское (фермерское) хозяйство наряду с семейными предприятиями, где имущество также принадлежит членам на праве общей совместной собственности, является частным унитарным предприятием, но граждане, ведущие совместную деятельность на основе соглашения о крестьянском (фермерском) хозяйстве, вправе создать юридическое лицо — крестьянское (фермерское) хозяйство.

В соответствии с ГК РФ, крестьянское (фермерское) хозяйство, создаваемое в качестве юридического лица — это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанная на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов. В пункте 1 статьи 19 Федерального закона № 74-ФЗ перечислены основные виды деятельности фермерского хозяйства:

  • производство и переработка сельскохозяйственной продукции,
  • транспортировка (перевозка),
  • хранение,
  • реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.

КФХ (крестьянское-фермерское хозяйство) может быть также зарегистрировано в качестве ИП — Главы КФХ.

Главные плюсы регистрации в качестве Главы КФХ перед юридическими лицами (например, если регистрируется ООО «КФХ…») — аналогичны преимуществам ИП перед ООО, так как Глава КФХ — это прежде всего индивидуальный предприниматель (ИП)

Преимущества Главы КФХ перед физическим лицом (ЛПХ):

    Мы можем оказать Вам услугу по разработке бизнес-плана фермерского хозяйства для банка или для получения субсидии, гранта, составить любую другую юридическую документацию.
    Обращайтесь к нам!

  • законное землепользование в больших размерах (более 2,5 Га);
  • возможность работать официально по продаже продукции с широким кругом покупателей (Глава КФХ имеет возможность проходить сертификацию, а у ЛПХ немногие будут покупать, так как покупающий у физического лица становится налоговым агентом — должен удерживать у продавца — ФЛ и перечислять в бюджет НДФЛ в размере 13% от стоимости покупки)
  • получение господдержки Главой КФХ в больших объемах чем ЛПХ, то есть наравне с сельскохозяйственными товаропроизводителями;
  • получение заемных средств от банков в большем объеме, чем как физ.лицо (ЛПХ) — по причине того, что зарплата физлица или доход безработного ЛПХ по определению меньше, чем предпринимательский доход КФХ;
  • привлечение и создание дополнительных рабочих мест на законных основаниях (а ЛПХ нанимает работников незаконно и поэтому — нелегально — оплату платит черным налом или натур.продуктом (не отчисляя налогов и взносов в фонды);
  • формирование пенсионных прав Главы ЛПХ и наемных работников в полном объеме, возмещение пособий по больничным листам и в связи с материнством, оплата лечения работников за счет ФСС.

Еще есть льготы по налогам, например не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, — в течение ПЯТИ лет, считая с года регистрации указанного хозяйства. А начиная с 6 года работы Главы КФХ для уменьшения налогов с оборота (бизнеса) могут применять «упрощенку» — ЕСХН, УСНО, патенты

Отдельная ситуация — ограниченное количество тех, кто покупать продукцию, не требуя выделять в сумме купли-продажи налог на добавленную стоимость (НДС) — эта ситуация.

ЛПХ или КФХ?

В каждом из вариантов, естественно, есть свои плюсы и свои минусы.

ЛПХ (личное подсобное хозяйство) вид ведения хозяйственной деятельности, для которого не обязательна регистрация в качестве ИП? ИП — Главы КФХ или юр. лица, то есть на основе ЛПХ может трудиться любой желающий имеющий приусадебный участок. И очень важно при этом то, что фермер не опутан паутиной налоговых платежей и отчетности. Дело в том, что для ЛПХ предусмотрены льготы Налоговым кодексом РФ.

Грант 1,5 млн.руб. по программе «Начинающий фермер»
Грант 5 млн.руб. по программе «Семейная животноводческая ферма»

В первую очередь нужно отметить, что фермер-ЛПХ не платит налоги, которые предусмотрены для предпринимателей, а также не ведет отчетность. При этом фермер, имеющий приусадебный участок, размер которого не превышает 2,5 Га (250 соток, или 25000 кв. метров), освобождается от уплаты НДФЛ (налога на доходы физических лиц). Отсюда ограничение — личное подсобное хозяйство изначально имеет физические ограничения по площади земельного участка, но можно использовать смежные земли, оформленные на родственников (партнеров);

Еще один минус ЛПХ заключается в том, что на ЛПХ невозможно оформить ни сертификаты, ни декларации о соответствии. Это существенно ограничивает круг потенциальных покупателей. Это происходит потому, что ЛПХ ведется физическим лицом и членами его семьи, выращивание продукцию осуществляется для собственного потребления, а не фермером — предпринимателем, выращивающим продукцию на продажу).

Второй минус — на развитие ЛПХ не дают много заемных денег (например РСХБ, по нашим сведениям, дает кредит до 300 тысяч рублей на 2 года, до 700 тысяч рублей на 5 лет для ЛПХ, с обеспечением). Например, условия опубликованы . Связано это опять-таки с масштабами хозяйства — более серьезные суммы можно получить только субъектам малого предпринимательства (в том числе индивидуальным предпринимателям — Главам КФХ, либо крестьянским (фермерским) хозяйствам, образованным в форме юридического лица, например ООО или кооператива).

Некоторые определения и сравнительная таблица в части членства и землепользования:

Крестьянское (фермерское) хозяйство

Личное подсобное хозяйство

Глава КФХ (ИП) – осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальный предпринматель) по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции.

ЛПХ – форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Требует государственной регистрации (запись о регистрации ИП — Главы КФХ включается в ЕГРИП)

Не требует государственной регистрации

Считается созданным с момента государственной регистрации.

Граждане вправе осуществлять ведение ЛПХ с момента государственной регистрации прав на земельный участок, предоставленный для ведения ЛПХ.

Предусматривает членство, но может быть создано одним гражданином (Главой) без членов.

Членами КФХ могут быть:

1. Супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей.

2. Граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пять человек.

Не предусматривает членства.

Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов КФХ.

Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное (можно прописать — кто чем входит в КФХ и в каких пропорциях делится результат от деятельности).

Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства.

Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении ЛПХ, является собственностью граждан, ведущих ЛПХ.

Предельные размеры земельного участка, предоставляемого в собственность гражданину из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для ведения КФХ составляют:

— минимальный размер – 1 га;

— максимальный размер – 5 га.

Предельные размеры земельного участка, находящегося в собственности и (или) ином праве у КФХ, составляют:

— минимальный – нет ограничений;

— максимальный общий размер – не ограничен;

— максимальный размер площади земель сельскохозяйственного назначения, находящегося на праве собственности – не более 10% общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории одного района;

— максимальный размер площади земель сельскохозяйственного назначения, находящегося у КФХ на ином праве — аренда, пользование паями и т.п.) – не ограничен.

Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в собственности муниципальных образований, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находится одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих ЛПХ, не должен превышать 2,5 Га.

Регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства

Крестьянское (фермерское) хозяйство – это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (ст. 1 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

ИП- Глава КФХ не является юридическим лицом.

Членами КФХ могут быть:

1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов КФХ могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;

2) граждане, не состоящие в родстве с главой КФХ.

Максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек. КФХ может быть создано одним гражданином.

Главой КФХ по взаимному согласию членов КФХ признается один из его членов. В случае, если КФХ создано одним гражданином, он является главой данного КФХ.

Глава КФХ, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации КФХ (ч. 2 ст. 23 Гражданского кодекса РФ). Глава КФХ организует деятельность КФХ, без доверенности действует от имени КФХ, в том числе представляет его интересы и совершает сделки, выдает доверенности, осуществляет прием на работу в КФХ работников и их увольнение, организует ведение учета и отчетности КФХ, осуществляет иные определяемые соглашением между членами КФХ полномочия.

Согласно ст. 257 ГК РФ имущество КФХ принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. В совместной собственности членов КФХ находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов. Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности КФХ, являются общим имуществом членов крестьянского (фермерского) хозяйства и используются по соглашению между ними.

Государственная поддержка КФХ

Согласно ст. 11 ФЗ «О развитии сельского хозяйства» «государством обеспечиваются поддержка формирования и развития системы кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, равный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к получению кредитов (займов) на развитие сельского хозяйства в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах».

Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов предоставляются на весь срок использования кредитов (займов), полученных в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в размере не менее чем девяносто пять процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), но не более чем девяносто пять процентов их фактических затрат».

Кроме того, государство оказывает имущественную поддержку КФХ в соответствие с ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» в форме передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях.

Гражданам, изъявившим желание вести КФХ, предоставляются земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с Земельным кодексом РФ и ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Налоговые льготы КФХ

Мы можем оказать Вам услугу по расчету сумм необходимых налогов, уплачиваемых фермерским хозяйством — ООО или ИП-Главой КФХ при разных системах налогообложения, составить требуемую документацию.
Обращайтесь к нам!

Согласно ч. 14 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению НДФЛ:

  • доходы членов КФХ, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, — в течение пяти лет, считая с года регистрации КФХ.
  • суммы, полученные главами крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде грантов на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства, единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера, грантов на развитие семейной животноводческой фермы;
  • субсидии, предоставляемые главам крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Ранее в соответствие с п. 5 ч. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ не подлежали обложению единым социальным налогом доходы глав КФХ, получаемые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации — в течение пяти лет начиная с года регистрации КФХ. Сейчас на доходы Глав КФХ начисляются взносы в фонды обязательного страхования: Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования

На КФХ, доля дохода от производства и реализации сельскохозяйственной продукции которых составляет не менее 70 %, распространяется специальный налоговый режим в виде единого сельскохозяйственного налога, применяемый наряду с иной системой налогообложения. Объектом налогообложения единого сельскохозяйственного налога признаются доходы, уменьшенные на величину расходов по налоговой ставке 6 %.

Глава КФХ, являясь плательщиком единого сельскохозяйственного налога, освобождается от обязанности по уплате:

  • НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности),
  • налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности),
  • а также не признается плательщиком НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ).

Необходимые документы для регистрации КФХ:

Мы можем оказать Вам услугу по заполнению форм заявлений, составить любую другую юридическую документацию.
Обращайтесь к нам!

1. Нотариально удостоверенная копия паспорта физического лица, регистрируемого в качестве главы КФХ;

2. Копия свидетельства о постановке на налоговый учет (ИНН) физического лица, регистрируемого в качестве главы КФХ;

3. Копии паспортов членов КФХ;

4. Копии свидетельств о постановке на налоговый учет (ИНН) членов КФХ;

5. Копии документов, подтверждающих родство (свойство) лиц, изъявивших желание создать КФХ.

6. Заполненное заявление на регистрацию КФХ с нотариально заверенной подписью Главы КФХ на нем

За государственную регистрацию КФХ взимается государственная пошлина в размере 800 руб.

Мы можем оказать Вам качественную консультационную и информационную поддержку и сопровождение Вашего проекта (включая разработку конкурсной и проектной документации) при участии в государственных конкурсах на присуждение грантов и субсидий, а также иных видов поддержки. Сотрудники компании «Верное решение» оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, участвующих в этом и других конкурсах, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам.

Ключевые компетенции сотрудников Компании:

    Со стоимостью возможных комплексов услуг и работ
    .
    Обращайтесь к нам!

  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки,
  • сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
  • подготовка документации по инновационным проектам,
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • проведение исследований рынков (маркетинговых),
  • привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога.

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач.

По любым возникающим вопросам и за дополнительной информацией, пожалуйста, обращайтесь. Это можно сделать одним из способов:

Отправьте Ваши вопросы или информацию о Вашем проекте, заявку на проведение консультации, на обратный звонок:

Позвоните нашим сотрудникам по телефонам:

ПОНЯТИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА

А. Н. Митин, преподаватель кафедры «Физико-математические науки» НГИЭИ;

О. А. Фролова, к. э. н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и удит» НГИЭИ

Аннотация. Фермерские хозяйства — наиболее распространенная форма хозяйствования в аграрном секторе. Они подразделяются по различным критериям на множество форм хозяйствования, которые, в свою очередь, выполняют определенные поставленные перед ними задачи и цели. Также идет своя классификация и для Нижегородской области, которая объединяет хозяйства по определенным признакам.

Ключевые слова: фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства, крестьянско-фермерские хозяйства, классификация фермерских хозяйств, ЛПХ, КФХ.

Актуальность темы, состоит в том, что, являясь самостоятельным, крестьянско-фермерское хозяйство зависит от многих факторов, например, материально- технической обеспеченности, экономической результативности, а также несовершенства государственной системы правового регулирования. В итоге, развивая личное КФХ, учредители сталкиваются со многими трудностями, которые они практически преодолевают в одиночку. Целью же является более совершенная организация создания и регулирования крестьянско-фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств.

Фермерское хозяйство — самостоятельный хозяйствующий субъект, ведущий товарное сельскохозяйственное

производство с использованием земельных участков предоставленных в аренду на долгосрочной основе.

Целью фермерского хозяйства является получение прибыли и обеспечение социально-экономической стабильности путем поставки сельскохозяйственной продукции.

Задачи фермерского хозяйства: обеспечение целевого и рационального использования земельно-водных ресурсов, определенных законодательством и договором аренды; осуществление мероприятий по улучшению мелиоративного состояния земельных участков, сохранению и повышению их плодородия, обеспечение поставки, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, оказание услуг, повышение производительности продукции животноводства путем соблюдения правил ветеринарии.

Деятельность фермерского хозяйства заключается в производстве, переработке, хранении и сбыте сельскохозяйственной продукции через рынки и продовольственные магазины; в организации маркетинговых исследований, оказании услуг юридическим и физическим лицам на платной основе; осуществлении внешнеэкономической деятельности, а также в других видах деятельности, не запрещенных законодательными документами .

Основные направления по созданию фермерских хозяйств:

1. Фермерские хозяйства создаются на территориях новых орошаемых земель и земельных запасов, где существует недостаток трудовых ресурсов.

2. Фермерские хозяйства создаются на территориях земель сельскохозяйственных кооперативов на основании решения общего собрания в связи с подачей заявления о создании фермерского хозяйства.

3. Фермерские хозяйства создаются на основе указов Кабинета Министров на базе упраздняемых убыточных низкорентабельных и бесперспективных хозяйств .

Фермерское хозяйство создается его главой, который наделяет фермерское хозяйство соответствующим обособленным имуществом и утверждает его устав. Для создания фермерского хозяйства его глава должен полущи, земельный участок в установленном порядке. Фермерское хозяйство считается созданным с момента его государственной регистрации в установленном порядке. После государственной регистрации уполномоченным органом фермерское хозяйство приобретает статус юридического лица, вправе открывать расчетный и другие счета в учреждениях банка, иметь печать со своим наименованием.

Фермерское хозяйство имеет следующие права:

— организовывать производственную деятельность фермерского хозяйства на предоставленном земельном участке в соответствии со специализацией, предусмотренной уставом и договором аренды;

— осуществлять размещение сельскохозяйственных культур с учетом специализации и на основе заключенных договоров контрактации;

— заключать фьючерсные контракты с предварительной оплатой закупаемой продукции;

— распоряжаться произведенной продукцией, включая право ее реализации потребителям по собственному усмотрению;

— устанавливать цены на производимую продукцию, выполняемые работы и оказываемые услуги;

— заключать договоры на поставку электроэнергии, горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений, оказание услуг;

— получать прибыль от предпринимательской деятельности, подлежащий налогообложению в законодательном порядке .

Личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства являются неотъемлемым элементом аграрной системы страны. До настоящего времени не выработано единого мнения о личном подсобном и крестьянском (фермерском) хозяйстве, хотя в экономической литературе эти понятия используются достаточно широко. В разные годы ученые вкладывали в данные термины различное содержание. Сложившиеся на сегодняшний день различные формы семейного производства ставят на повестку дня необходимость ограничения ЛПХ от КФХ.

Определение «подсобное», применительно к крестьянскому хозяйству, предполагало, что доходы от приусадебного участка должны играть подсобное значение и удовлетворять личные потребности колхозников в мясе, молоке, овощах и фруктах. Основные же доходы колхозники должны получать от работы в общественном хозяйстве. Термином «личное» предполагалось заменить понятие «единоличное», так как в сложившихся условиях единоличное ведение хозяйства запрещалось .

По мнению, Г. И. Шмелева, личное подсобное хозяйство — «хозяйство, ведущееся личным трудом граждан -его владельца или членов его семьи, как правило, в порядке вторичной занятости, т.е. в свободное от работы время, (в том числе трудом домохозяек, пенсионеров и временно безработных, для которых оно может быть единственной сферой занятости) в целях производства сельскохозяйственной продукции для удовлетворения своих потребностей в продовольствии и частично для продажи».

В настоящее время понятия личного подсобного и крестьянского (фермерского) хозяйства юридически закреплены федеральными законами.

Так, в ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» дается следующая трактовка ЛПХ:

1. Личное подсобное хозяйство — форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

2. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

4. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельность .

Ст. 1 Федерального закона от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве предусматривает понятие крестьянского (фермерского) хозяйства таким образом:

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также — фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

2. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

4. Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, законодательно определенные понятия двух малых форм хозяйствования, названных выше, позволяют отличать их друг от друга.

В общих чертах отметим, что личное подсобное хозяйства — хозяйство, занимающееся производством сельскохозяйственной продукции для собственных нужд, а крестьянское (фермерское) хозяйство — хозяйство, производящее продукцию для продажи.

На протяжении всей истории существования личного подсобного хозяйства встречаются разногласия по вопросам его классификации.

В. М. Жеребин разделяет домашние хозяйства в соответствии с рядом классификационных признаков:

1. По территориально-региональной принадлежности:

— хозяйства, расположенные в регионе страны;

— хозяйства, расположенные в городской или сельский местности;

— хозяйства, расположенные в областном центре, городе, селе, деревне.

2. По демографической характеристике:

— хозяйства пенсионеров;

— хозяйства супружеской пары без детей;

— хозяйства супружеской пары без детей с родственниками;

— хозяйства супружеской пары с детьми и родственниками;

— хозяйства неполных семей.

3. По доходности:

— среднедушевой доход члена хозяйства;

— децильная доходная группа;

— перечень основных источников дохода.

4. По наличию имущества:

— наличие жилья, дачи, земли;

— наличие средств механизации;

— наличие рабочего скота.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. По социальному статусу:

— наличие работы (работающий, пенсионер и т.д.);

— наличие профессии, специальности, образования;

— предприниматель или работающий по найму;

— занимает должность по месту основной работы;

— отрасль экономики или производства.

6. По экономической характеристике:

— занятость дня трудоспособных (должность, специальность, найм, сфера деятельности, отрасль производства и т. д.);

— трудовой потенциал (число трудоспособных, их соотношение с нетрудоспособными, образование, профессия);

В Нижегородской области ЛПХ можно классифицировать по следующим признакам:

1. По уровню товарности ЛПХ:

-потребительские;

— потребительско-товарные;

— товарно-потребительские;

— товарные.

Полутоварное хозяйство необходимо заменить на потребительско-товарное и товарно-потребительское. Так, потребительско-товарные хозяйства 70 % продукции используют для собственных нужд и лишь 30 % — для реализации. В хозяйствах товарно-потребительского типа это соотношение обратное.

2. По форме собственности на землю:

— ЛПХ, использующие собственную землю производства продукции;

— ЛПХ, использующие арендованную землю;

— ЛПХ, использующие землю, ранее находившуюся в крупных сельскохозяйственных предприятиях. Данные хозяйства, как правило, производят продукцию для продажи, а в результате неурожая — для собственных нужд. Обычно такая земля используется для производства продукции растениеводства (картофель, овощи). Особенно актуально использование данных земель в настоящее время; так как в результате банкротства многих сельскохозяйственных предприятий, земли являются пустующими, поэтому отдельные их части используются ЛПХ.

3. По размеру земельного участка:

— 0,4 га и более;

— до 0,4 га;

— до 0,1 га;

— до 0,05 га.

4. По наличию скота:

— несколько видов животных более 10 голов;

— несколько видов животных до 10 голов и незначительное количество птиц;

— один или два вида животных по одной голове и незначительное количество птиц;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— одна голова из мелких животных или незначительное количество птиц.

5. По территориальному расположению целесообразно взять классификацию ЛПХ по В. М. Жеребину, нежели А. Н. Адуковой, так как он рассматривает более узкие условия хозяйствования ЛПХ (в городе, областном центре, на селе, в деревне), тогда как у А. Н. Адуковой эти границы несколько шире (пригородные и удаленные ЛПХ).

6. Целесообразно взять классификацию С. М. Охо-тиной по природно-климатическим условиям:

— ЛПХ северной зоны;

— ЛПХ центральной зоны;

— ЛПХ южной зоны.

Так как специфика хозяйствования по зонам в Нижегородской области имеет свои особенности. Так, в северной зоне области (Семеновский, Воскресенский, Ша-хунский районы и др.) ЛПХ направлено на производство животноводческой продукции, в южной зоне (Пильнин-ский, Сергачский, Сеченовский районы и др.) более развиты растениеводческие отрасли.

7. По степени регистрации в государственных органах:

— официально зарегистрированные;

— незарегистрированные .

Выделение ЛПХ по данному признаку необходимо для того, что зарегистрированные хозяйства имеют возможность получать кредиты на льготных условиях для поддержания своего функционирования, соответственно,

незарегистрированные такой возможности не имеют и им не оказывается помощи со стороны государства.

По цели сельскохозяйственной деятельности: для мелкотоварной — удовлетворение личных, семейных внутрихозяйственных потребностей; хозяева крупных товарных фирм целиком работают на рынок, стремятся увеличить уставной капитал за счет инвестирования части получаемой прибыли, выбирают экономически эффективную специализацию производства, сочетание отраслей, внедряют интенсивные методы, добиваются растущей конкурентоспособности своей продукции.

В зависимости от того, на традициях какого и двух существующих на селе основных хозяйственных укладов -коллективного или личного подсобного, преимущественно базируется то или иное фермерское хозяйство, можно выделить его тип. В конечном итоге можно выделить 3 основных типа крестьянских (фермерских) хозяйств, и, соответственно, 3 главных хозяйственных стратегии в фермерском секторе.

Первый тип — семейное хозяйство. Относящиеся к нему фермерские хозяйства состоят из членов одной семьи или нескольких семей, состоящих в близком родстве. Наемный труд здесь или не используется, или используется настолько ограниченно, что играет незначительную роль в функционировании хозяйства. Стратегия семейных фермерских хозяйств основывается на интеграции традиционных ценностей, которые сложились в рамках домашнего и личного подсобного хозяйств. Эта основа обеспечивает достаточно высокий уровень единения работающих совместно людей и значительно уменьшает трансакционные, управленческие и информационные издержки хозяйства, а следовательно, повышает его конкурентоспособность и жизнестойкость.

Второй тип фермерского хозяйства можно назвать антрепренерским. Он характеризуется тем, что в нем заняты в основном наемные работники. Антрепренерскими становятся обычно крупные хозяйства, созданные на базе одного или нескольких фермерских хозяйств, кооперативов и товариществ. Родовыми признаками антрепренерского фермерского хозяйства являются централизованная управленческая структура и специфическая нормативно-правовая база, регулирующая внутрихозяйственные отношения (устав предприятия, трудовые контракты и иные договора), свидетельствующие о высокой степени форма-лизованности взаимодействий внутри коллектива.

Третий институциональный тип фермерского хозяйства, в котором сочетаются свойства обоих вышеназванных типов и возникает их определенный симбиоз, условно назовем коллективным. При создании такого хозяйства возможности роста производства не ограничиваются ресурсным потенциалом одной или нескольких семей. Кроме того, снижение экономических издержек и устойчивость развития хозяйства возможны при более широком использовании, чем в антрепренерских фермерских хозяйствах, неписаных «правил игры» или норм обычного права. Коллективное фермерское хозяйство объединяет, как правило, единомышленников, придерживающихся общего взгляда на цели хозяйства, пути и средства их достижения.

Для Нижегородской области больше подходит третья классификация крестьянских (фермерских) хозяйств, так как она объединяет в себе первые две группировки и обобщает в себе их признаки.

Сущность личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств проявляется в их функциях. Первоначально (в начале XX века) малые формы хозяйствования преследовали две цели: производство продукции для личного потребления и производство продукции для продажи.

^ временем эти функции расширились и помимо экономических стали решать социальные, воспитательные, экологические и эстетические задачи.

Независимо от типа личного подсобного или крестьянского (фермерского) хозяйств главные их цели — производство продукции для личного потребления и для продажи. В зависимости от цели существования ЛПХ и КФХ выделим функции, которые выполняют товарные и нетоварные ЛПХ, и семейные, и антрепренерские КФХ.

Все эти хозяйства выполняют одинаковые воспитательные, экологические и эстетические задачи. Различие проявляется в экономических и социальных функциях. Так, экономической функцией нетоварных ЛПХ и семейных КФХ является производство продукции для личных потребностей, социальной — рекреационная функция и форма проведения досуга. Соответственно, главная задача товарных ЛПХ и антрепренерских КФХ заключается в производстве сельскохозяйственной продукции для реализации, увеличении доходов, и, как следствие, улучшения материального положения.

Таким образом, понятие и сущность малых форм хозяйствования в разные времена их развития существенно различаются. Несмотря на параллельное развитие личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, каждое из них обладает своими специфическими признаками, проблемами и задачами. В каждой форме хозяйствования свои положительные и отрицательные стороны, которые надо учитывать, прежде чем создавать какую-либо форму хозяйствования.

Литература

1. Экономическая эффективность развития малых форм хозяйствования в Нижегородской области: Моно-

графия / О. А. Зубренкова, О. А. Фролова — Княгинино: НГИЭИ, 2010 — 117с.

MEANINGS, DIRECTIONS, GOALS AND TASKS OF THE FARM ENTERPRISES

A. N. Mitin, the teacher of the chair «Physics and mathematics» NGIEE;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Добавлено в закладки: 0

Начиная заниматься сельским хозяйством самостоятельно, рано или поздно большинство предпринимателей приходят к созданию полноценного фермерского хозяйства. Регистрируясь как индивидуальный предприниматель, учредитель КФХ должен выполнить все существующие в этой отрасли требования, в том числе подобрать подходящие коды деятельности по ОКВЭД.

ОКВЭД: суть классификатора, действие для КФХ

Крестьянско-фермерское хозяйство, в соответствии со специализированными нормативными актами, представляет собой особую организационную форму предпринимательской деятельности. Главная ее особенность – в специализации такой бизнес-структуры: не меньше 70 процентов прибыли КФХ должно получать от выращивания, изготовления и реализации сельскохозяйственной продукции.

Особенности КФХ заключаются в строгом ограничении деятельности предприятия такого типа. Субъект предпринимательства может заниматься как изготовлением сельхозпродукции и ее переработкой, так и перевозкой, хранением и реализацией. При этом если компания специализируется исключительно на торговле продукцией сельскохозяйственного назначения или обслуживании этой отрасли, она не может быть зарегистрирована как КФХ. Фермерские хозяйства получают определенные преимущества от государства, способствующие развитию отрасли и развитию аграрного потенциала страны.

Для того чтобы узнать, какие требования устанавливает специальный федеральный закон о фермерских хозяйствах и какие преимущества предусмотрены для подобных структур, следует предварительно изучить текст этого нормативного акта, пройдя по ссылке http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42662/.

ОКВЭД – специальный классификатор, содержащий в себе коды для всех направлений экономической деятельности. Этот документ регулярно претерпевает изменения, которые влияют на документацию, используемую для ведения бизнеса юридическими и физическими лицами. Так, в соответствии со специальным приказом ФНС России (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199763/), с 2016 года в действие вступил новый классификатор. Именно в соответствии с его нормами в налоговой отчетности должны указываться коды деятельности предприятия. При использовании норм классификатора, который на данный момент устарел, специалисты налоговой инспекции не примут подаваемую отчетность.

Код ОКВЭД состоит из 6 цифр, которые предприниматель указывает на этапе регистрации физического или юридического лица и затем подает эту же информацию в налоговую службу в конце отчетного периода. Как правило, в начале деятельности можно предоставить только один основной код, впоследствии добавить дополнительные при расширении сфер деятельности предприятия. Чем больше кодов будет представлено налоговому органу, тем более полным оказывается описание деятельности фермерского хозяйства.

Основой для организации предприятия будет оформление подходящего статуса. В зависимости от масштабов предприятия и его специфики можно учредить юридическое лицо – как правило, ООО, или ИП. Начинающие фермеры в большинстве случаев выбирают формат индивидуального предпринимательства, позволяющий открыть компанию и осуществлять налоговую отчетность с небольшим пакетом документов и по минимальным ставкам.

Фактически регистрация крестьянско-фермерское хозяйства предусматривает всего несколько отличий в сравнении со статусом индивидуального предпринимателя. Основной пакет документов при создании КФХ будет тем же, который требуется при открытии ИП. Единственным существенным отличием станет заявление о государственной регистрации КФХ. Его составляют по специальной форме, утвержденной приказом ФНС РФ, в которой указываются персональные данные главы будущего хозяйства, данные всех членов КФХ с обязательным пакетом документов, которые будут подтверждать предоставленную информацию.

Если учредитель бизнеса выбирает форму ООО, пакет документов будет более обширным, но заявление об открытии предприятия соответствующего статуса также должно включать один или несколько кодов по ОКВЭД.

Виды деятельности, разрешенные для КФХ

Проанализировав нормативные акты, касающиеся организации и деятельности фермерских хозяйств, можно выделить перечень основных видов занятости, представителям которой доступно оформление статуса КФХ.

Наиболее востребованные и популярные следующие:

  • выращивание растений зернового направления;
  • выращивание бобовых;
  • выращивание масличных;
  • выращивание табака и изготовление готовой продукции;
  • выращивание овощей, грибов;
  • цветоводство, реализация семян цветов.

Менее востребованы в нашей стране, а значит, не так популярны и пользуются меньшей государственной поддержкой такие направления, как выращивание чайных и кофейных растений, ягод, орехов и пряностей, а также экзотических фруктов.

Что касается животноводства, допустимыми направлениями деятельности будут разведение скота для мясного или молочного производства, выращивание домашней птицы для получения яиц и мяса, пчеловодство и дальнейшее изготовление меда и других сопутствующих продуктов, разведение пушных зверей и некоторые более редкие виды деятельности (оленеводство, разведение шелкопрядов, домашних животных и прочее).

В категорию КФХ могут попасть смежные виды деятельности, напрямую относящиеся к сельскому хозяйству. В их числе – сбор урожая, обрезка деревьев, вакцинация скота, заготовка кормов или древесины, рыбная ловля и другие направления. Для более точного определения допустимых направлений следует изучить положения профильного закона и действующий классификатор ОКВЭД.

Применение ОКВЭД для фермерских хозяйств

Определившись с конкретными направлениями деятельности будущего фермерского хозяйства, его учредителям необходимо установить, какие коды по классификатору ОКВЭД нужно указывать при регистрации предприятия и подавая регулярную отчетность в налоговую службу.

ОКВЭД предусматривает четкое распределение видов деятельности, которые в этом документе имеют определенные буквенные и цифровые обозначения. Так, сельское хозяйство входит в первый раздел А, который имеет еще цифровое обозначение 01:https://www.regfile.ru/okved2/razdel-a.html.

ОКВЭД предусматривает несколько основных видов деятельности в области сельского хозяйства:

  • выращивание растительных культур;
  • разведение животных;
  • прочие отрасли сельского хозяйства.

Выращивание сельскохозяйственных культур, которому отвечают коды в диапазоне от 01.1 до 01.3. В зависимости от специализации фермерского хозяйства выделяют несколько групп деятельности КФХ. В их числе – выращивание пшеничных и бобовых сортов, а также кукурузы, рожи, ячменя. В отдельные группы включают выращивание масличных культур и их продажу, корнеплоды, в том числе свеклу и другие культуры, растения, предназначенные для косметологического применения. Все перечисленные группы растений входят в пункт 01.11. Группа 01.12 этого же раздела включает в себя выращивание и продажу рисовых культур. А подраздел 01.13 предусматривает деятельность по посадке овощей.

Основными классами в составе этой группы будут следующие:

  • выращивание овощей, бобовых, зелени, а также семян для последующей реализации;
  • посадка сахарной свеклы и дальнейшая продажа готовой продукции;
  • посадка грибов либо трюфелей, их реализация.

Выращивание табачных культур и их продажа предусмотрены кодом 01.15 этого же классификатора, а посадка, выращивание и культур для изготовления текстильных изделий и пряжи, а также продажа семян этих растений, соответствуют коду 01.16.

Отдельными категориями в классификаторе вынесены выращивание растений из категории многолетних, рассады, фруктовых, плодовых и ягодных культур. Предприниматели, занимающиеся разведением растений перечисленных групп, а также растений для изготовления напитков, должны обратить внимание на код 01.19. В отдельную категорию входит такой род деятельности, как цветоводство – ему отвечает пункт 01.19.2.

Поскольку большинство фермерских хозяйств занимаются одновременно несколькими видами деятельности, сочетая выращивание и продажу различных групп растений, подавая документы в налоговую службу, следует указать все возможные направления. Если какой-то из аспектов деятельности не будет указан во время регистрации предпринимателя, это означает уклонение от налогообложения, а значит, считается нелегальной занятостью.

Если обобщить содержание разделов классификатора, актуальных для фермеров, занимающихся растениеводством, можно сделать следующий вывод: на начальном этапе учредителю КФХ необходимо выбрать один из основных разделов ОКВЭД. К примеру, раздел 01.1 будет актуален для выращивания однолетних растений. Пункт 01.2 выбирают фермеры, специализирующиеся на разведении многолетних растений, а тем, кто занимается выращиванием и продажей рассады, пригодится подраздел 01.3.

ОКВЭД для животноводства и смежных направлений

Фермерам, которые специализируются на разведении животных, нужно обратиться к разделам ОКВЭД, начинающимся с 01.4. В эту группу кодов входят наиболее распространенные категории деятельности за исключением разведения водных животных.

Большинство фермерских хозяйств занимаются следующими направлениями:

  • 01.41-01.41.29 – выращивание крупного рогатого скота, производство молока;
  • 01.43-01.43.3 – разведение животных из семейства лошадиных, производство генетического материала этих животных, а также молока;
  • 01.45-01.45.4 – козоводство и овцеводство, получение сырья от этих животных и изготовление готовых товаров из полученных материалов.

Выращивание других животных, не входящих в перечисленные группы, и получение ценных продуктов от них предусматривается кодом 01.49, в частности 01.49.9. В эту категорию входят пчеловодство, разведение собак, кошек, кроликов и прочих, не внесенных в названные ранее группы.

Многие фермерские хозяйства носят комплексный характер, поэтому чтобы охватить все направления их деятельности, следует обратиться к специальным кодам классификатора ОКВЭД. В том числе код 01.5 предусматривает выращивание растений в сочетании с животноводством в пределах деятельности одного КФХ, некоторые отрасли, называемые второстепенной деятельностью. Ко второй категории можно причислить такие виды деятельности: подготовка семян, обработка поля после сбора урожая, утилизация отходов, услуги подковывания животных. Для перечисленных направлений подойдет 01.6 (01.64).

Таким образом, подбор кодов ОКВЭД для крестьянско-фермерских хозяйств отличается определенными нюансами, связанными прежде всего с законодательными особенностями такого объекта предпринимательства. Этому вопросу необходимо уделить достаточное внимание на этапе планирования бизнеса, а также при сдаче налоговой отчетности.

Ко мне недавно обратились с вопросом о том, какова природа крестьянского (фермерского) хозяйства как юридического лица (в дальнейшем — КФХ), причём с непраздной целью — этот вопрос обсуждался при разрешении конкретного судебного дела. Дело в том, что нормы о КФХ размещены в подпараграфе 3.1 параграфа 2 главы 4 ГК РФ. Как известно, в подпараграфе 3 того же параграфа размещены нормы о товариществе на вере. И вопрос состоял в том, не является ли КФХ разновидностью товарищества на вере с учётом норм в Законах о КФХ 1990 и 2003 года.

Вопрос о том, к какому типу юридических лиц может быть отнесено крестьянское (фермерское) хозяйство, в теории гражданского права имеет только один правильный ответ – ни к какому! КФХ – семейно-трудовое сообщество физических лиц, ведущих сельское хозяйство и основанное на общей собственности. В таком виде оно существовало сотни лет и никаких проблем не вызывало. И только когда в 90-е годы XX века в России простую конструкцию, в которой личный элемент всегда имел превалирующее значение, решили перестроить на корпоративный лад, начались проблемы.

Мотивы, которые лежали в основе такой трансформации, понятны. Участники КФХ, с одной стороны, хотели спрятаться от ответственности по долгам за маской юридического лица, а с другой стороны, получить определённые налоговые и учетно-бухгалтерские преимущества, которых не было у КФХ, не имеющего прав юридического лица. И законодатель пошёл им навстречу, вместо того чтобы создать для КФХ, не являющихся юридическими лицами, особый режим, что способствовало бы их сохранению наряду с иными формами хозяйственной деятельности. Просто так было проще…

При этом хотелось, что КФХ как юридическое лицо обладало какими-либо особенностями, позволявшими обосновать необходимость признания самостоятельности такой организационно-правовой форме. Во все времена достаточно было задать вопрос: зачем нужна особая форма юридического лица и чем она будет отличаться от общества с ограниченной ответственностью (в дальнейшем – ООО), — и авторы соответствующих идей начинали «путаться в показаниях». И сразу же в качестве квалифицирующего признака КФХ предлагалось отсутствие ограниченной ответственности по долгам, которая есть в ООО.

В Законе о КФХ 1990 года оно признавалось юридическим лицом, основанным на долевой собственности участников. Подобное совмещение было явно нелогичным, хотя и присутствовало в других законодательных актах тех лет, но на основании него можно было сделать вывод о том, что это корпорация, по долгам которой участники несут неограниченную ответственность по долгам в долевом порядке. От имени КФХ в обороте выступал его глава. В Законе о КФХ 2003 г. оно трактовалось в традиционном ключе как семейно-трудовое объединение граждан, а не как юридическое лицо. Значит, члены хозяйства тоже несли по его долгам ответственность (хотя можно было спорить, в долевом или в солидарном порядке). От имени КФХ в обороте также выступал его глава.

Теперь же в ГК есть такая организационно-правовая форма юридического лица как КФХ. Оно представляет собой корпорацию, основанную на личном участии граждан, которые также вносят имущественные вклады. По долгам КФХ отвечают в субсидиарном порядке его участники, которые не должны быть индивидуальными предпринимателями. При этом не решен вопрос о том, кто управляет КФХ как юридическим лицом и, даже, кто может действовать от его имени. Одновременно прямо не сказано, является ответственность участников долевой или солидарной. Как решить эти вопросы?

КФХ помещено в параграф 2, где помимо него урегулированы полные товарищества и товарищества на вере, однако в п. 3 ст. 66 ГК указаны только два вида товарищества — полные и на вере. КФХ среди них нет. Значит, систематическое толкование ГК помочь в решении возникших вопросов не может. Применение к КФХ по аналогии норм о полных товариществах или о товариществах на вере нуждается в дополнительном обосновании. Вроде бы, КФХ с товариществами роднит то, что все они являются так называемыми договорными юридическими лицами, т.е. действуют на основании учредительных договоров. Однако одного этого мало. Нужны более весомые аргументы.

Конечно, можно ограничиться высказыванием о том, что лицо, которое должно действовать от имени КФХ как юридического лица, должно быть указано в соглашении о создании КФХ и, скорее всего, это будет его глава. Тем более что действует Закон о КФХ 2003 г. и нормы о совместной собственности КФХ, не являющегося юридическим лицом. Но как быть, если этот вопрос в соглашении не решен или сказано, что от имени КФХ как юридического лица могут действовать все его члены или некоторые из них? Каким будет статус остальных членов, и как в связи с этим будет строиться их ответственность по долгам юридического лица?

Формально все члены КФХ несут ответственность по долгам этого юридического лица в субсидиарном порядке. Поскольку четко не сказано, что эта их ответственность – солидарная, гипотетически можно истолковать её и как долевую. В пользу данного толкования, как ни странно, – нормы ст. 322 ГК. Солидарная ответственность должна быть предусмотрена законом или договором. Несколько должников в обязательстве, связанном с предпринимательской деятельностью, несут ответственность ipso iure. Однако поскольку КФХ – юридическое лицо, именно оно участвует в подобных обязательствах, а не участники, которые связаны корпоративными отношениями. А корпоративные отношения – не всегда предпринимательские.

Но даже если ответственность будет не солидарной, а долевой, справедливо ли возлагать её на участников КФХ, которые, допустим, не принимают участие в управлении хозяйством и не действуют в обороте от своего имени? Логика норм о товариществах предполагает, что ответственность по долгам юридического лица, как правило, несёт тот, кто действует в обороте от его имени или, по крайней мере, управляет им. Поэтому вкладчики в товариществе на вере такую ответственность не несут. Полную ответственность несут лишь те, кто вступил в товарищество в качестве предпринимателя (полные товарищи): они знали или должны были знать, что делают.

Возьмём теперь ситуацию в КФХ, где глава его управляет юридическим лицом и действует в обороте от его имени, а остальные, скажем, работают на земле. Они не являются предпринимателями, да теперь, пожалуй, и глава КФХ как юридического лица не должен быть зарегистрирован в качестве предпринимателя, однако никакого ограничения ответственности для членов нет. Несправедливость такого положения будет постоянно подталкивать суды к тому, чтобы освобождать от ответственности тех, кто не управляет КФХ. Поэтому лучше было бы вопросы о солидарном или долевом характере ответственности участников по долгам КФХ, и о том, должны ли они отвечать одинаково, решить в законе.

К сожалению, многие поправки, вносимые в ГК в последние годы, не обладают должной системностью, а порой и вовсе не продуманы. Один из ярчайших примеров – нормы о КФХ как юридическом лице. Достаточно было провести две-три логические операции, чтобы понять, какие проблемы в правоприменении возникнут после принятия данных норм. Однако никто палец о палец не ударил… Я уже не говорю о том, что КФХ не вписывается в сложившуюся систему организационно-правовых форм юридических лиц, в ГК его регулирование находится явно не на своём месте, а также не решен вопрос о том, как соотносится КФХ как юридическое лицо и как сообщество граждан, основанное на общей собственности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *