Кто составляет смету заказчик или подрядчик?

Кто согласовывает смету, а кто утверждает: особенности составления документа

Чтобы грамотно произвести строительный процесс, необходимо учесть все статьи, по которым впоследствии вы совершите ряд определенных расходов. Для этого, все планируемые затраты вносятся в смету. Кто согласовывает смету, а кто утверждает, что это за документ и как правильно его оформить, узнаем далее в представленном материале.

Кто согласовывает смету, а кто утверждает?

Что собой представляет строительная смета

Под таким понятием, как смета проекта, подразумевается документ, отражающий все затраты, происходящие в рамках определенного строительного процесса. Искомые затраты и операции по ним в смете рассматриваются максимально подробно, и кроме того, производится абсолютное указание всех трат:

  • как мелких;
  • так и крупных.

Разумеется, преимущественно речь идет о приобретении строительных материалов, или услугах сторонних организаций, занимающихся возведением объектов различного типа.

Строительство различных объектов сопровождается процедурой оформления ряда обязательных документов, одним из которых выступает проектная смета, позволяющая подсчитать расход денег и материалов, попутно добившись иных положительных эффектов

В смете производится также последующая калькуляция расходов. Иными словами, в ней подсчитываются такие показатели, как стоимость материалов, их количество и т.д.

Цена реализации работ (строительные услуги) также проходит в смете, как материал, требующийся для достижения окончательной цели.

Таблица 1. Цели ведения сметы

Цель Описание
Предупреждение пустых трат Основной целью составления сметы является не столько учет расходов, сколько упорядоченная трата денег впоследствии, что позволяет предупредить развитие неэффективного процесса распоряжения имеющимся на строительство капиталом.
Экономия материалов впоследствии и их учет в настоящем времени Кроме того, еще один положительный эффект, которого можно добиться при оформлении данного документа, заключается в ведении учета оставшихся материалов, которые могут быть использованы в дальнейшем, но сейчас не понадобились.

Цели ведения сметы, в основном, ограничиваются предупреждением неэффективного использования ресурсов, а также экономией времени, денег и закупленных материалов

Актуальные на сегодняшний день в Российской Федерации законы никоим образом не оказывают какого-либо влияния на экономическое содержание данного документа. Но, тем не менее, компания, занимающаяся строительством, имеет перед законом обязательства по подготовке полноценного комплекта сопроводительной документации по каждому объекту. Среди пунктов требуемого перечня можно также обнаружить и смету.

Специалисты в области строительства выказывают уверенность в том, что чем более точно отражены в смете такие нюансы, как проделанная работа и количество потраченного материала, тем эффективнее можно оценить качество выполненных по каждому проекту работ.

Смета демонстрирует наглядным образом то, куда ушли средства, выделенные на тот или иной проект, а потому она является также весьма действенным инструментом контроля:

  • как для крупных строительных компаний;
  • так и в рамках частного строительства.

Смета позволяет не только рассчитать множество нюансов, но также их определить, то есть превратить из неожиданных в ожидаемые, и на этой почве уже планировать дальнейшие действия, связанные с организацией и проведением строительных работ

Кто согласовывает смету, а кто утверждает

Отвечая на интересующий нас вопрос, нужно заметить, что кто станет лицом утверждающим или согласовывающим смету, будет зависеть от того, кто задействован в строительном процессе в роли:

  • исполнителя;
  • заказчика.

Таким образом, согласно основным правилам, обозначенным непосредственно в Гражданском Кодексе нашей страны, интересующие нас компетенции, будут распределяться следующим образом.

Таблица 2. Кто утверждает смету, а кто согласовывает

Обстоятельства Описание
За утверждение сметы отвечает заказчик Согласование и утверждение – две стороны одного и того же процесса. Поскольку заказчик сам не имеет возможности выполнить строительные работы, и нанимает подрядчика, он и должен утверждать предложенный ему план дальнейших действий, к деталям которого можно отнести также и материальную сторону вопроса.
За согласование сметы отвечает подрядчик Поскольку подрядчик получает запрос от заказчика, который он берется выполнить, значит, он и составляет смету, а впоследствии имеет необходимость и согласовать ее с лицом, фактически обеспечивающим материальную базу проекта.

Государство постановило, что смета должна являться неотъемлемой частью каждого строительного проекта, но непосредственно экономическое наполнение оной оно не регулирует и не ограничивает каким-либо образом

Существенные моменты при составлении сметы

Заказчик может вложить собственные средства в проект только в том случае, когда имеется соответствующий и четкий план работ. Смета является одной из составных частей данного плана.

Полноценное отслеживание трат и материалов возможно только при условии, что в работе строительной бригады используется так называемая локальная смена, отражающая:

  • закупку материалов;
  • прочие манипуляции, совершенные с денежным вложением заказчика.

Смета в обязательном порядке должна описывать некоторые важнейшие нюансы по согласованному перечню. В остальном допускаются различные формы оформления этой бумаги

Основные разделы документа

Согласно действующим на сегодняшний день правилам, в каждой смене, оформляющейся для проведения строительства, должны обязательно присутствовать основные разделы.

Таблица 3. Основные разделы в смете

Раздел Описание
Расходы накладного характера Под термином «накладные расходы» скрываются траты, которые обуславливаются не приобретением материалов, а сопутствующими процессами, такими, как:

  • организация строительства;
  • обслуживание процесса;
  • управление процессом.
  • Прямые расходы В эту категорию затрат включаются выплаты, которые идут на:

  • покупку материалов;
  • покупку или взятие в аренду нужных инструментов;
  • оплату строительных работ.
  • Прибыль Эта трата отражает положенное организации-подрядчику вознаграждение за труды.

    Все описанные выше разделы и пункты сметы в обязательном порядке указываются сразу со стоимостью, так как только в этом случае возможно оперативное отслеживание финансовых затрат, а также оставшихся у подрядчика и заказчика в распоряжении денежных сумм.

    У каждой сметы обязательно есть титульный лист, который кратко вводит в курс дела относительно содержания проекта, его особенностей, утверждающей и согласовывающей стороны

    План составления сметы

    При составлении плана сметы используется строительный проект, который изначально придуман и проработан заказчиком и подрядчиком. Итак, вот, как будет выглядеть структура сметы.

    1. Первая часть искомого документа представлена титульным листом, содержащим основную информацию относительно того:
      • что собой представляет данный проект;
      • кто является заказчиком, утверждающим смету;
      • кто подрядчик, оную согласующий.
    2. Вторая часть будет описывать прямые затраты на строительства, а именно:
      • закупленные строительные материалы;
      • выплаты заработной платы;
      • использование оборудования (аренда, ремонт, закупка и т.д.).
    3. Третья часть описывает расходы накладного характера, а именно:
      • на командировочные;
      • направленные на охрану труда;
      • выплаты в фонды;
      • организаторские мероприятия, связанные с установлением порядка работы на площадке, и т.д.
    4. Четвертая часть будет описывать сметную прибыль – оплату трудов подрядчика, о которой мы рассказывали выше.

    Смета расходов

    Чтобы подготовить смету, необходимо иметь полное представление относительно того, какие материалы вам необходимы, по какому перечню работ предстоит трудиться организации, являющейся подрядчиком, какая специализированная техника будет привлекаться в процессе.

    После того, как будут обозначены описанные пункты, необходимо будет определить величину каждого из них, а именно:

    • согласовать рыночную стоимость каждого наименования, требующегося для дальнейшей работы;
    • рассчитать затраты согласно кол-ву материалов, и прочих затрат, а также стоимости каждой единицы данных наименований.

    Предварительный расчет затрат по смете осуществляется согласно актуальным рыночным ценам, установленным на необходимые товары и услуги

    Итоговая оценка и корректировка сметы

    Как только интересующая нас бумага будет готова, останется разобраться только в том, кто будет смету согласовывать, а кто утверждать. Кем кто будет, мы уже говорили вам выше, поэтому, теперь дело за малым: нужно, чтобы каждое из ранее обозначенных лиц просто завизировало личной подписью составленную бумагу.

    По итогу смету останется завизировать подписями

    Разновидности смет в современном строительстве

    Сегодня существует немало разновидностей смет. Каждая из упомянутых разновидностей характеризуется уникальными особенностями, которые в обязательном порядке должны приниматься во внимание в момент подготовительных работ.

    Локальные сметы

    Сметы локальной категории оформляются на процесс монтажа и непосредственно строительство, по каждому этапу этих сложных и длительных процессов. Обычно, в смету данные заносятся не сразу, а по мере того, как появляются, то есть непосредственно в ходе проведения работ, всяческих закупок и т.д.

    Если в рамках одного проекта возводится сразу несколько строительных объектов, то составление локальной сметы потребуется для каждого из них.

    Если один комплекс состоит из нескольких зданий, то смету локального типа требуется оформить на каждое из них

    Объектные сметы

    В данном документе производится объединение всех созданных ранее локальных смет. Следовательно, объектная смета отражает полную величину трат, совершаемых в рамках одного проекта, а также общие вложения лимитированного характера, к числу которых можно отнести временные постройки.

    Оформление объектной схемы в большинстве случаев является обязательной процедурой, хотя в ряде ситуаций при постройке каких-либо объектов допускается оформление только документов локального типа. Обычно это актуально только в случаях с частным строительством.

    Смета — эффективный инструмент распределения ресурсов, позволяющий повысить эффективность строительной работы и понизить затраты

    Что такое ЗОС в строительстве? В специальной статье рассмотрим для чего необходимо заключение о соответствии и каким образом его можно получить.

    По сути своей, смета представляет инструмент планирования, с помощью которого можно не только наиболее эффективным способом распределить финансовые и строительные ресурсы, но также и отследить их использование, сделав процесс возведения объектов максимально качественным и эффективным. Кроме того, благодаря смете возможно и грамотное планирование работы, так как ее заполнение будет согласовываться только при четком определении очерёдности этапов деятельности подрядчика.

    Кроме того, смета помогает многим заказчикам понять, способны ли они сохранить в ходе строительства платежеспособность. Проще говоря, рассчитав предварительную стоимость, они смогут определить, хватит ли у них денег, чтобы довести проект до конца, или лучше подстраховаться займами, или в принципе от данного проекта отказаться.

    Сегодня смету все чаще составляют даже в рамках частного строительства, что позволяет предотвратить намеренное завышение строительных услуг, и весьма эффективно добиться поставленных задач, а также решить проблемы, возникающие в ходе работы.

    Если есть статья закона, укажите, пожалуйста. Благодарю.

    Добрый день! Смета по договору подряда может быть составлена и подрядчиком, и заказчиком, и совместно обеими сторонами. Обычно смету составляет подрядчик и согласовывает ее с заказчиком (абз. 2 п. 3 ст. 709 Гражданского кодекса РФ), так как является специалистом, и как правило, выполняет работу своим иждивением (своими силами и средствами).

    Кто должен проверять и подписывать смету

    Составление смет на разные виды работ идет по установленным исходным данным это — дефектная ведомость, ведомость объемов работ, акты осмотра, судебные предписания и др. Исходные данные предоставляет как сам Заказчик, так и проектный институт.

    Кто должен проверить составленную смету:

    • Объемы работ может проверить куратор, начальник участка, мастер, инженер ПТО;
    • При наличии сметного отдела у Заказчика смету от подрядной организации он может проверить сам;
    • Если объект федерального уровня (заказ от муниципалитетов) то проверку ее будут проводить в государственной экспертизе;
    • Возможны проверки КРУ (контрольно-ревизионного управления).
    • Проведение независимой оценки на достоверность применения расценок и коэффициентов в специализированных компаниях. Если иного не указано в Контракте.

    Например. Может быть такая ситуация. Проведение ремонта в учебных заведениях. Там нет своего сметчика. В этом случае лучше на этапе подписания Договора подряда, обратиться подрядчику с проверкой его сметы и выдачей заключения в гос.экспертизу.

    Кто подписывает смету «Согласовано», «Утверждаю», составил, проверил:

    При разработке проектной документации, как правило всегда составляется смета для оценки стоимости работ, материалов, оборудования. Чаще всего ее подписывает только тот кто ее составил: инженер-сметчик.

    Проверяет смету начальник сметного отдела или контрольно-ревизионное управление предприятия.

    Согласует смету чаще Директор подрядной организации: ФИО, подпись, печать, дата.

    Утверждает смету Заказчик в лице Директора: ФИО, подпись, печать, дата.

    Количество подписей на локальном сметном расчете может быть и больше. В зависимости от структуры предприятия.

    Например, крупный завод: сначала ее может подписать мастер или начальник участка отвечающий за объемы работ которые планируется выполнить, затем начальник цеха подтверждающий наличия запланированного ремонта в этом году, далее подписывает отдел главного энергетика или отдел главного механика о выделении запланированных средств, затем плановый отдел и т.д.

    Вход на сайт

    Вопрос: Просим дать разъяснения где и в каком законе описаны обязанности Государственного заказчика по составлению локальных смет на ремонтно-строительные работы по исполнению капитального, текущего и косметического ремонтов зданий, сооружений, помещений, офисов и т.п.

    Ответ: В соответствии с п. 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2005 № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» определение начальной (максимальной) цены контракта осуществляется заказчиком.
    В соответствии с п. 3 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации цена работы может быть определена путем составления сметы. В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком.
    При этом, в соответствии с п. 30 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 сметная документация должна содержать сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат.
    Сметная документация на строительство объектов капитального строительства, финансируемого полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, составляется с применением сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется за счет средств федерального бюджета.
    На основании изложенного сообщается, что сметную документацию на ремонтно-строительные работы по выполнению капитального, текущего и косметического ремонта зданий и сооружений, выполняемых за счет средств федерального бюджета может составлять как заказчик, так и подрядчик, а утверждать ее должен заказчик.

    Извлечение из письма от 25.07.2011 №16649-08/ИП-ОГ

    Сводный сметный расчет

    Для отражения полной стоимости всех работ и затрат, предусмотренных проектом, включая сметную стоимость строительных и монтажных работ, затрат на приобретение оборудования, инструмента, инвентаря, а также всех сопутствующих затрат, составляется сводный сметный расчет стоимости строительства.

    В сводном сметном расчете средства распределяются по главам и графам, в зависимости от характера работ и затрат.

    Главы сводного сметного расчета:

    • 1. Подготовка территории строительства.
    • 2. Основные объекты строительства.
    • 3. Объекты подсобного и обслуживающего назначения.
    • 4. Объекты энергетического хозяйства.
    • 5. Объекты транспортного хозяйства и связи.
    • 6. Наружные сети и сооружения водоснабжения, канализации, теплоснабжения и газоснабжения.
    • 7. Благоустройство и озеленение территории.
    • 8. Временные здания и сооружения.
    • 9. Прочие работы и затраты.
    • 10. Содержание дирекции ( технический надзор) строящегося предприятия (учреждения).
    • 11. Подготовка эксплуатационных кадров.
    • 12. Проектные и изыскательские работы, авторский надзор.

    Распределение объектов, работ и затрат внутри глав производится согласно сложившейся для соответствующей отрасли народного хозяйства номенклатуре сводного сметного расчета строительства. При наличии нескольких видов законченных производств или комплексов, каждый из которых имеет по нескольку объектов, внутри главы может быть осуществлена группировка по разделам, наименование которых соответствует названию производств (комплексов).

    Для объектов капитального ремонта жилых домов, объектов коммунального и социально — культурного назначения в составе сводного сметного расчета средства рекомендуется распределять по 9 главам:

    1. «Подготовка площадок (территории) капитального ремонта”.

    2. «Основные объекты”.

    3. «Объекты подсобного и обслуживающего назначения”.

    4. «Наружные сети и сооружения (водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения и т.п.)”.

    5. «Благоустройство и озеленение территории”.

    6. «Временные здания и сооружения”.

    7. «Прочие работы и затраты”.

    8. «Технический надзор”.

    9. «Проектные и изыскательские работы, авторский надзор”.

    Сводный сметный расчет составляется в целом на строительство независимо от числа генеральных подрядных строительно-монтажных организаций, участвующих в нем.

    Сметная стоимость работ и затрат, подлежащих осуществлению каждой генеральной подрядной организацией, оформляется в отдельную ведомость, составляемую применительно к форме сводного сметного расчета.

    К сводному сметному расчету, представляемому на утверждение в составе проекта, составляется пояснительная записка, в которой приводятся следующие данные:

    -месторасположение строительства;

    -перечень каталогов сметных нормативов, принятых для составления смет на строительство;

    -наименование генеральной подрядной организации (в случае, если она известна);

    -нормы накладных расходов (для конкретной подрядной организации или по видам строительства) согласно МДС 81-4.99;

    -норматив сметной прибыли согласно МДС 81-25.2001;

    -особенности определения сметной стоимости строительных работ для данной стройки;

    — особенности определения сметной стоимости оборудования и его монтажа для данной стройки;

    -особенности определения для данной стройки средств по главам 8 — 12 сводного сметного расчета;

    — расчет распределения средств по направлениям капитальных вложений (для жилищно-гражданского строительства, если они определены заданием на проектирование);

    — другие сведения о порядке определения стоимости, характерные для данной стройки, а также ссылки на соответствующие решения правительственных и других органов государственной власти по вопросам, связанным с ценообразованием и льготами для конкретного строительства.

    В сводном сметном расчете стоимости строительства приводятся (в графах 4-8) следующие итоги: по каждой главе (при наличии в главе разделов — по каждому разделу), по сумме глав 1-7, 1-8, 1-9, 1-12, а также после начисления суммы резерва средств на непредвиденные работы и затраты – «Всего по сводному сметному расчету”.

    В сводном сметном расчете капитального ремонта приводятся итоговые данные по каждой главе, по сумме глав 1-5, 1-6, 1-7, 1-9, а также после начисления суммы резерва средств на непредвиденные работы и затраты – «Всего по сводному сметному расчету”.

    Состав работ и затрат, включаемых в главы 1,8,9 сводного сметного расчета и порядок их определения.

    Прочие затраты являются составной частью сметной стоимости строительства, включаются в отдельную графу сметной документации в текущем уровне цен и могут относиться как к строительству в целом, так и к отдельным объектам и работам, учитываются в главах 1 и 9 сводного сметного расчета в графе 7 в виде лимита средств, расходуемых заказчиком для возмещения соответствующих затрат.

    Для проектируемой стройки состав этих работ и затрат должен уточняться, исходя из конкретных местных условий осуществления строительства.

    Средства, включаемые в главу 1 «Подготовка территории строительства”.

    1. Оформление земельного участка и разбивочные работы:

    1.1.Отвод земельного участка, выдача АПЗ, выделение красных линий застройки определяются по расчету и включаются в графы 7,8.

    Исходные данные на проектирование, разрешения, технические условия и требования на подключение проектируемых объектов, к инженерным сетям и коммуникациям общего пользования, проведение необходимых согласований — по расчетам и ценам на эти услуги (кроме услуг бюджетных организаций), а также согласно письму Госстроя России от 14.11.96 № БЕ-19-30/12, (графы 7,8).

    1.2. Средства на разбивку основных осей зданий и сооружений и закрепление их пунктами и знаками определяются по расчету на основании Сборников цен на изыскательские работы и включаются в графы 7,8.

    Средства на выполнение строительных работ по закреплению в натуре пунктов и знаков определяются по расчету на основании УПСС и включаются в графы 4,8.

    1.3. Плата за землю при изъятии (выкупе) земельного участка для строительства, а также выплата земельного налога (аренды) в период строительства определяется на основании Закона РФ «О плате за землю” от 11.10.91 №1738-1 (с изм. и доп.), Земельным кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ от 15.03.97 №319 «О порядке определения нормативной цены земли” (п.8, прил.8), исходя из размеров земельного налога (ставок налога) и нормативной цены земли (графы 7,8)

    2. Освоение территории строительства.

    2.1. Затраты, связанные с компенсацией за сносимые строения и садово-огородные насаждения, возмещением убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства определяются по расчету, исходя из «Положения о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства”, утвержденным Постановлением Совмина правительства РФ от 28.01.93 № 77, с учетом изменений от 27.11.95 №1176 «О внесении изменений в Постановление от 28.01.93 № 77” (графы 7,8).

    2.2. Затраты, связанные с освоением территории строительства и включаемые в строительно-монтажные работы:

    -освобождение территории строительства от имеющихся зданий и сооружений (снос или перенос и строительство взамен сносимого на другом месте).

    -вырубка лесонасаждений и кустарников, корчевка пней и вывоз мусора от рубки насаждений;

    -вывозка мусора и материалов от разборки, непригодных для дальнейшего использования;

    -восстановление (рекультивация) нарушенных земель, предоставленных во временное пользование на период строительства, т.е. приведение этих участков в состояние пригодное для использования в сельском, лесном, рыбном хозяйстве;

    -работы, связанные со строительством и переустройством мелиоративных систем.

    Определяются на основании проектных данных (объемов работ) и действующих расценок по локальным и объектным сметам (сметным расчетам) (графы 4,5 и 8).

    Места складирования и вывоза грунта, мусора, материалов от разборки и рубки насаждений, непригодных для вторичного использования, а также карьеры для завоза недостающего грунта устанавливаются заказчиком согласно «Положению о заказчике при строительстве объектов для государственных нужд на территории РФ”, утвержденном Постановлением Госстроя России от 08.06.01 №58, п.3.1.3.

    В случаях проведения рекультивации на нескольких территориально разобщенных объектах средства на эти цели могут включаться в соответствующие объектные сметные расчеты (сметы) на возведение конкретных зданий и сооружений.

    2.3. Работы, связанные с неблагоприятными гидрогеологическим условиями территории строительства и необходимостью устройства объездов для городского транспорта.

    Определяются в соответствии с проектными данными, данными гидрогеологических изысканий и данных ПОС по локальным и объектным сметам (сметным расчетам) (графы 4 — 8).

    Размер средств, предусматриваемый в главе 1 «Подготовка территории строительства” сводного сметного расчета, должен учитывать также стоимость работ, необходимых для размещения временных зданий и сооружений.

    Порядок формирования стоимости строительства по главам 2 — 7.

    В гл.2 «Основные объекты строительства” включается сметная стоимость зданий и сооружений и видов работ основного производственного назначения.

    В гл. 3 «Объекты подсобного и обслуживающего назначения” включается сметная стоимость объектов подсобного и обслуживающего назначения:

    Для промышленного строительства-здания ремонтно-технических мастерских, заводоуправлений, эстакады, галереи, складских помещений и др.;

    Для жилищно-гражданского строительства — хозяйственные корпуса, проходные, теплицы, в больничных и научных городках, мусоросборники и др., а также стоимость зданий и сооружений культурно-бытового назначения, предназначенных для обслуживания работающих, расположенные в пределах территории, отведенной для строительства предприятий.

    В том случае, когда разрабатывается отдельный проект, со сводным сметным расчетом стоимости строительства таких объектов, как котельная, линия электроснабжения, тепловые сети, благоустройство, дороги и др., которые обычно указываются в гл. 3 — 7 ССР к комплексному проекту, сметная стоимость этих объектов должна включаться в гл. 2 в качестве основных объектов.

    В гл.4 — 7 включаются объекты, перечень которых соответствует наименованию глав.

    Порядок определения размера средств на временные здания и сооружения, включаемые в главу 8.

    В гл.8 сводного сметного расчета включаются средства на строительство и разборку титульных временных зданий и сооружений, необходимых для производства строительно-монтажных работ, а также для обслуживания работников строительства в пределах строительной площадки или трассы, отведенной для строительства, с учетом приспособления и использования для нужд строительства существующих и вновь возводимых зданий и сооружений постоянного типа.

    Размер средств, предназначенных для возведения титульных зданий и сооружений, может определяться:

    -по расчету, основанному на данных ПОС в соответствие с необходимым набором титульных временных зданий и сооружений;

    — по нормам, установленным Госстроем, в процентах от сметной стоимости строительно-монтажных работ по итогам глав 1-7 ССР.

    Одновременное использование указанных способов не допускается. Определенная одним из указанных способов сумма средств учитывается в графах 4,5 и 8.

    Лимит средств на строительство временных зданий и сооружений определяется по Сборнику сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001).

    Лимит средств на строительство временных зданий и сооружений при производстве ремонтно – строительных работ определяется по Сборнику сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений при производстве ремонтно-строительных работ (ГСНр 81-05-01-2001).

    Сметные нормы, указанные в ГСН 81-05-01-2001, могут применяться при составлении сметной документации на капитальный ремонт производственных зданий, реконструкцию и расширение действующих предприятий, зданий и сооружений, строительство последующих очередей на территории действующих предприятий или примыкающих к ней площадках с применением к указанным нормам коэффициента 0,8.

    Порядок определения размера средств, включаемые в главу 9 «Прочие работы и затраты”.

    Основными затратами, подлежащими включению в главу 9, являются:

    -Зимние удорожания.

    -Добровольное страхование.

    Остальные работы и затраты включаются в главу 9 при необходимости и в основном на основании данных ПОС.

    Дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время определяются по нормативам Сборников сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (ГСН 81-05-02-2001), при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время (ГСНр 81-05-02-2001). Данные нормы определяются в процентном отношении от стоимости строительно-монтажных работ по итогу глав 1-8 для объектов строительства и 1-6 для объектов капитального ремонта (графы 4, 5 и 8).

    В местностях подверженных воздействию ветров, скоростью выше 10 м/с, к сумме дополнительных затрат, исчисленных по нормам Сборников, могут применяться повышающие коэффициенты, подтвержденные данными действующего Справочника по климату России и справки местных органов гидрометеорологической службы.

    При количестве ветреных дней со скоростью ветра более 10 м/с в зимний период превышающие 10%:

    Св. 10% до 30% — 1,05;

    свыше 30% — 1,08.

    Приведенные выше коэффициенты доплат не применяются для объектов капитального ремонта, выполняемого без прекращения эксплуатации ремонтируемых зданий или в отапливаемых зданиях, или состоящего в устранении неисправностей конструкций, отделки, инженерного оборудования внутри здания при сохранении крыши и оконных заполнений.

    действующих постоянных и восстановлению их после окончания строительства автомобильных дорог определяются локальным сметным расчетом на основе ПОС в соответствии с проектными объемами работ по сборнику № 27 «Автомобильные дороги” (графы 4,5 и 8).

    Затраты по перевозке автомобильным транспортом работников строительных и монтажных организаций или компенсации расходов по организации специальных маршрутов городского пассажирского транспорта определяются расчетами на основании ПОС, с учетом обосновывающих данных транспортных предприятий (графы 7 и 8). Затраты по перевозке автотранспортом работников строительно-монтажных организаций к месту работы и обратно разрешается включать в Сводный сметный расчет в том случае, когда местожительство (пункт сбора) рабочих и служащих находится на расстоянии более 3км от места работы, а коммунальный или пригородный транспорт либо отсутствует либо не в состоянии обеспечить перевозку работников.

    Затраты, связанные с осуществлением работ вахтовым методом определяются расчетом на основании ПОС (графы 7 и 8).

    Затраты, связанные с использованием военно-строительных частей, студенческих отрядов и других контингентов, а также при организованном наборе рабочих определяются расчетами на основе ПОС (графы 7 и 8).

    Затраты, связанные с командированием рабочих для выполнения строительных, монтажных и специальных строительных работ определяются расчетами на основании ПОС или по сметной трудоемкости, определенной в сметной документации (графы 7 и 8), исходя из дальности расстояния до объекта строительства и характера выполняемых работ.

    Затраты, связанные с перебазированием строительно-монтажных организаций с одной стройки на другую определяются расчетами на основании ПОС (графы 7 и 8).

    Затраты, связанные с премированием за ввод в действие построенных объектов определяются от сметной стоимости строительно-монтажных работ сводного сметного расчета стоимости строительства расчетом по письму Минтруда России и Госстроя России от 10.10.91 № 1336-ВК/1-Д и указываются в графах 7 и 8.

    Затраты, связанные с отчислением в фонд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) принимаются в размере 1,5% себестоимости строительной продукции (графы 7 и 8) по согласию с заказчиком.

    Средства на покрытие затрат строительных организаций по платежам (страховым взносам) на добровольное страхование, в том числе строительных рисков и принимаются в суммарном размере до 3% от суммы строительно-монтажных работ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.05.00 № 420. При этом суммарный размер отчислений на добровольное страхование строительных рисков не может превышать 2% от объема реализуемой продукции (работ, услуг), а суммарный размер отчислений на страхование работников от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование и по договорам с негосударственными пенсионными фондами, имеющими государственную лицензию – 1% объема реализуемой продукции (работ, услуг).

    Средства на оплату расходов, связанных с лизингом строительных машин, используемых при производстве строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ определяются по расчету согласно письму Госстроя РФ от 18.03.98 № ВБ-20-98/12 (графы 7 и 8). При оплате выполненных строительно-монтажных работ лизинговые платежи без налога на добавленную стоимость включаются в Акты на выполненные работы на основании расчета фактических затрат. Средства на лизинговые платежи за технологическое (отечественное и импортное) оборудование, входящее в сметы строек, строящихся, реконструируемых предприятий, зданий и сооружений, в сметной документации не предусматриваются, т.к. эти затраты относятся на себестоимость продукции, выпускаемой на этом оборудовании после сдачи объекта в эксплуатацию.

    Средства на организацию и проведение подрядных торгов (тендер) определяются на основании расчетов по видам затрат в соответствии с письмом Минстроя России от 19.02.96 № ВБ-29/12-61 (графы 7 и 8).

    Затраты на сопровождение государственных инвестиционных программ (оказание инжиниринговых услуг) принимаются в размере до 0,15% от стоимости строительно-монтажных работ (графы 7, 8), согласно постановлению Госстроя России от 03.06.93 № 18-19.

    Затраты на проведение специальных мероприятий по обеспечению нормальных условий труда (борьба с радиоактивностью, силикозом и т.д.) определяются расчетом на основании ПОС (графы 7 и 8).

    Затраты по содержанию и эксплуатации фондов природоохранного назначения: очистных сооружений, золоуловителей, очистки сточных вод и т.д. определяются расчетом на основании ПОС (графы 7 и 8).

    Затраты по аренде флота при строительстве мостов, морских сооружений и др. определяются расчетом на основании ПОС (графы 7 и 8).

    Затраты по аренде специальной авиационной техники для производства строительно-монтажных работ определяются расчетом на основании ПОС (графы 7 и 8).

    Затраты на содержание горно — спасательной службы принимаются на основе нормативов, утвержденных Госстроем России и соответствующих договоров.

    Затраты по наблюдению в ходе строительства за осадкой зданий и сооружений, возводимых на просадочных, вечномерзлых, насыпных грунтах, а также уникальных объектах определяются расчетом на основании проектных решений и программы наблюдений (графы 7 и 8).

    Затраты на выполнение художественных произведений на объектах строительства силами творческих организаций определяются расчетом на основании договоров, заключаемых с творческими организациями (графы 7 и 8).

    Затраты на пропуск ливневых и паводковых вод определяются расчетами на основании ПОС (графы 7 и 8).

    Затраты на оплату сборов за перевозку негабаритных грузов по дорогам и мостам определяются расчетами на основании ПОС (графы 7 и 8).

    Затраты на проведение пусконаладочных работ включаются по объектам социального назначения (детские учреждения, школы, дома-интернаты). Размер средств определяется на основании смет на пусконаладочные работы (графы 7 и 8).

    Кроме того письмом Госстроя РФ от 27.10.03 № НК-6848/10 определен порядок отнесения затрат на выполнение пусконаладочных работ с 01.11.03 при строительстве новых, расширении, реконструкции и техническом перевооружении действующих предприятий, зданий и сооружений жилищно — гражданского и производственного назначения. Расходы на пусконаладочные работы «вхолостую”, связанным с доведением объекта до состояния, пригодного для использования, в соответствии с нормами статьи Налогового кодекса РФ учитываются как расходы капитального характера и включаются в главу 9 Сводного сметного расчета (графы 7 и 8). При отнесении затрат на выполнение пусконаладочных работ «вхолостую” капитальные вложения следует руководствоваться структурой полного комплекса пусконаладочных работ, учтенной в новой сметно-нормативной базе 2001, разработанной Госстроем России. Перечень работ и затрат, включаемых в главу 9, приведенный выше, может быть дополнен для стройки, исходя из конкретных условий и особенностей.

    Работы и затраты, включаемые в главы 1,8 и 9 сводного сметного расчета, могут составлять значительную долю в общей сметной стоимости строительства и многие из них обосновываются и включаются в сметную документацию на основании данных ПОС. Все это указывает на особую роль ПОС в формировании сметной стоимости строительства, так как именно в ПОС отражаются и условия работы, и все другие требования, влияющие на сметную стоимость, как в локальных и объектных сметах, так и в ССР.

    Порядок определения размера средств содержания службы заказчика-застройщика по главе 10.

    Размер средств на содержание аппарата заказчика-застройщика (технический надзор) определяется по нормативам, установленным постановлением Госстроем РФ от 13.02.03 №17 (графы 7 и 8) для строек, финансируемых из федерального бюджета.

    Порядок определения размера средств на подготовку эксплуатационных кадров для строящихся предприятий) по главе 11.

    Затраты определяются по расчету в тех случаях, когда осваиваются новые технологии, по которым в системе образования и учебы не готовят специалистов (графы 7 и 8).

    Порядок определения размера средств на проектно-изыскательские работы, авторский надзор по главе 12.

    Стоимость проектных и изыскательских работ для строительства определяются на основе сборников и справочников базовых цен, разработанных Госстроем России по отраслям строительства, с пересчетом в текущий уровень по индексам, устанавливаемым Госстроем России.

    Затраты на авторский надзор определяются расчетом в текущем уровне цен, согласно СП 11-110-99. Необходимость проведения авторского надзора определяется заказчиком.

    Стоимость экспертизы предпроектной и проектной документации определяется в соответствии с «Порядком определения стоимости работ по проведению экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений на территории Российской Федерации”, утвержденным постановлением Госстроя России от 18.08.97 № 18-44.

    Стоимость разработки и экспертизы тендерной документации определяются расчетами по согласованию с заказчиком.

    Перечисленные выше затраты учитываются в графах 7 и 8 Сводного сметного расчета.

    О резерве средств на непредвиденные работы и затраты

    Резерв начисляется по итогу глав1-12 в размере не более 2% для объектов социальной сферы и не более 3% — для объектов производственного назначения (графы 4-8) и предназначен для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в ходе проектирования или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства по объектам (видам работ), предусмотренном в утвержденном проекте.

    По уникальным и особо сложным объектам строительства размер резерва средств на непредвиденные работы и затраты может быть увеличен в каждом конкретном случае по согласованию с Госстроем. Часть резерва, предусмотренная в сводном сметном расчете, в размере, согласованном заказчиком и подрядчиком может включаться в состав твердой договорной цены на строительную продукцию.

    Дополнительные средства на возмещение затрат, выявившихся после утверждения проектной документации в связи с введением в действие новых законодательных и нормативных актов, следует включать в сводный сметный расчет отдельной строкой (в соответствующие главы) с последующим изменением итоговых показателей стоимости строительства и утверждением произведенных изменений инстанцией, утвердившей проектную документацию, а по проектам строек, финансируемых из федерального бюджета, — в порядке, установленном Госстроем России.

    О средствах, включаемых за итогом Сводного сметного расчета.

    За итогом глав 1-12 Сводного сметного расчета и резерва на непредвиденные работы и затраты, показываются:

    1. Возвратные суммы учитывающие стоимость:

    -материалов и деталей, получаемых от разборки временных зданий и сооружений независимо от срока осуществления строительства;

    -материалов и деталей, получаемых от разборки конструкций, сноса и переноса зданий и сооружений, в размере, определяемом по расчету;

    -мебели, оборудования и инвентаря, приобретенных для меблировки жилых и служебных помещений для иностранного персонала, осуществляющего шеф — монтаж оборудования;

    -материалы, получаемые в порядке попутной добычи.

    Возвратные суммы, приводимые за итогом Сводного сметного расчета, суммируются из итогов возвратных сумм, показанных справочно в объектных и локальных сметах.

    2. Суммарная по итогам объектных и локальных сметных расчетов и смет балансовая стоимость (остаточная) стоимость оборудования, демонтируемого или переставляемого в пределах действующего реконструируемого или технически перевооружаемого предприятия. В этом случае технико-экономические показатели проекта определяются с учетом полной стоимости строительства, включающей также стоимость переставляемого оборудования.

    3. Суммы средств на долевое участие. Принцип оформления сумм долевого участия в составе сметной документации на строительство приведен в приложении 3 СП 81-01-94.

    4. Итоговые данные о распределении общей сметной стоимости строительства микрорайона или комплекса жилых, общественных зданий по направлениям капитальных вложений, в случае, когда в составе этого строительства предусмотрены встроенные, пристроенные или отдельно стоящие здания и сооружения, относящиеся к различным направлениям капитальных вложений.

    Сметная стоимость сооружений, устройств и отдельных работ, входящих в состав микрорайона или комплекса распределяются:

    -по внутриквартальным (дворовым) сетям водоснабжения, канализации, тепло- и энергоснабжения и др. – пропорционально потребности объекта;

    -по благоустройству и озеленению территории – пропорционально площади участков;

    -в других случаях – пропорционально общей площади зданий (сооружений).

    5. Сумма налога на добавленную стоимость (НДС).

    Сумма средств на уплату НДС принимается в размере, устанавливаемым законодательством РФ от итоговых данных по Сводному сметному расчету на строительство и показывается отдельной строкой (графы 4-8) под наименованием «Средства на покрытие затрат по уплате НДС”. При этом во избежание двойного счета не должно учитываться начисление НДС на стоимость материалов и конструкций, оборудования, а также на транспортные и другие виды услуг в составляемых локальных и объектных сметных расчетах (сметах). В случаях, когда по отдельным видам объектов строительства законодательством РФ установлены льготы по уплате НДС, в данную строку включаются только средства, необходимые для возмещения затрат подрядных строительно-монтажных организаций по уплате ими НДС поставщикам материальных ресурсов и другим организациям за оказание услуг (в том числе по проектно-изыскательским работ). Размер этих средств определяется расчетом в зависимости от структуры строительно-монтажных работ.

    DefSmeta: обеспечение оптимального взаимодействия сметного отдела, ПТО и отдела снабжения

    Программа DefSmeta синхронизирует списки реально используемых ресурсов со всеми расценками, которые применяет ваша организация в своей деятельности.

    В результате, вы получите возможность создавать списки реальных ресурсов для снабжения объекта по предоставленной смете.

    Но самое главное, вы сможете не только прогнозировать доставку материалов на объект, но и вести учёт материалов поставляемых на объект строительства и автоматически определять сколько нужно довести материалов для выполнения определённых работ, с учётом того, сколько материалов привезено раньше. Программа DefSmeta позволяет это делать очень быстро и точно.

    Репетитор по математике. Краснообск


    Справочник сметчика. Методические рекомендации определения стоимости строительства

    Справочник ЖКХ

    ArCon Eleco Professional

    Примеры смет ЖКХ. Содержание многоквартирного дома

    Программа DefSmeta
    Справочник инженера-строителя
    Наш Сад Рубин (Кристалл)

    Полезная информация

    При проведении строительных работ необходимо определение сметной стоимости. Для этой цели осуществляется составление сметной документации. Она включает в себя различные виды документов, у каждого из которых есть свое назначение.

    Консультации и заказ услуг онлайн: или Заказать звонок

    В случае строительства крупных объектов часто не удается сразу выяснить конечную сметную стоимость. Свое влияние здесь оказывает возможный рост цен на материалы, оборудование и привлечение рабочих. Вместе с этим, не стоит забывать о возможности возникновения форс-мажорных обстоятельств. В связи с этим в ходе работ пока их объемы и величина затрат окончательно не определены, появляется целесообразность составления локальных смет. На основании расчетов локальных смет в дальнейшем происходит составление объектной сметы. Путем объединения последних осуществляется составление сводного сметного расчета, в который по мере необходимости могут вноситься уточнения и корректировки. При подготовке смет используются сметные нормы, берущиеся из специальных справочников. Разработка сметной документации осуществляется в соответствии с установленными правилами независимо от того, каким методом ведется строительство — хозяйственным или подрядным.

    Рассмотрим подробнее назначение и порядок составления основных видов сметной документации.

    1. Локальные сметы. Локальные сметы на строительные работы необходимы для того, чтобы определить сметную стоимость строящегося или ремонтируемого объекта. Это первичные сметные документы на отдельные виды работ и расходов, причем они могут составляться как в отношении отдельных объектов, так и на общеплощадочные работы. У локальной сметы в основе заложены объемы, определенные в рабочих чертежах или рабочей документации.

    Составление локального сметного расчета требуется в тех случаях, когда нет окончательной определенности относительно объемов работ и величины затрат, и их необходимо уточнять на основании рабочих документов. Кроме этого, данная документация составляется, если в ходе проектирования нельзя достаточно точно определить объем работ, их характер и методику выполнения, и уточнение происходит в процессе строительства.

    2. Объектные сметы. Составление объектных смет в целом по объекту происходит на основании локальных смет. Это сметные документы, которые используются в качестве основы для формирования договорных цен на объекты.

    В объектных сметных расчетах объединяется информация в целом по объекту из локальных смет. Их, как и локальные сметные расчеты, также при необходимости можно уточнять на основании рабочей документации.

    3. Сметы на отдельные виды расходов. Их составление требуется обычно в тех случаях, когда нужно определить в целом по объекту строительства лимит денежных средств, которые нужны для возмещения затрат, не учтенных сметными нормативами. Сюда могут относиться, к примеру:

    • компенсации за изъятие земель под строительство;
    • расходы на применение доплат и льгот, установленных решениями правительства и так далее.

      4. Сводные сметные расчеты. Составление сводного сметного расчета, в котором подсчитывается стоимость возведения зданий, происходит на основании сметных документов, перечисленных в пунктах 2 и 3.

      5. Сводка затрат. Данная сметная документация, позволяющая подсчитать стоимость возведения зданий, составляется в тех ситуациях, когда помимо объектов производственного назначения происходит разработка проектно-сметной документации на объекты жилищно-гражданского и иного характера.

      6. Акт приемки выполненных работ КС-2. Это документ, необходимый для оформления процесса сдачи-приемки строительных, ремонтных и монтажных работ. Акт подписывают уполномоченные представители сторон, на основании него заполняется форма КС-3.

      7. Справка о стоимости выполненных работ и затрат КС-3. Этот документ требуется для осуществления расчетов с заказчиком за произведенные работы. Он подготавливается в отчетном периоде на произведенные подрядные работы и передается от субподрядчика к генподрядчику, и затем к заказчику.

      8. Журнал учета выполненных работ КС-6. Это накопительный документ, применяющийся для учета произведенных работ. Он используется в качестве основы для заполнения форм КС-2 и КС-3.

    Разъяснения

    по вопросу представления для проведения экспертизы сметной

    документации

    Требования по проведению экспертизы проектной документации установлены Градостроительным кодексом РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». В состав разделов проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения входит раздел 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства», в состав разделов проектной документации на линейные объекты капитального строительства входит раздел 9 «Смета на строительство».

    Для проведения экспертизы сметной документации необходимо представить следующие документы:

    1. Проектная документация.

    2. Пояснительная записка к сметной документации.

    3. Сводный сметный расчет.

    4. Объектные сметные расчеты.

    5. Локальные сметные расчеты.

    6. Расчеты (при необходимости).

    7. Ведомость подсчета объемов работ (приложение 1) и спецификации.

    8. Прайс-листы на материалы, изделия, конструкции и оборудование, цена на которые отсутствуют в территориальных сборниках сметных цен.

    9. Выборка цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование, составленная по прайс-листам (приложение 2).

    А также в случае корректировки проектной документации по замечаниям экспертов, указанных в локальных заключениях, выданных ТОГАУ «Тамбовгосэкспертиза» дополнительно представляются:

    10. Сопоставительная ведомость изменений сметной стоимости, после корректировки первоначальной (заявленной) сметной документации (приложение 3).

    11. Сопоставительная ведомость объемов работ, после корректировки первоначальной проектной документации (приложение 4)

    В случае корректировки ранее утвержденной проектной документации экспертной оценке подлежит часть проектной документации, в которую были внесены изменения, а также совместимость внесенных изменений с проектной документацией, в отношении которых была ранее проведена государственная экспертиза и представляется сопоставительная ведомость изменения сметной стоимости строительства по позициям сводного сметного расчета согласно МДС 11-18.2005.

    Все документы подписываются разработчиком (за исключением прайс-листов). Выборка цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование, согласовывается Заказчиком. Сводный сметный расчет, составленный в соответствии с приложением № 2 к МДС 81-35.2004, подписывается руководителем проектной организации, главным инженером проекта, начальником отдела (при наличии сметного отдела) и утверждается Заказчиком. Сводный сметный расчет должен быть заверен печатью проектной организации.

    Предоставление вышеперечисленных документов соответствует положениям, изложенным в:

    1. Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), введенной в действие с 9 марта 2004 г. постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, внесенной в федеральный реестр сметных нормативов 15.12.2009 № 94;

    2. Письме Минрегиона России от 25 февраля 2010 года № 6625-ВБ/08;

    Примечание:

    1. Состав и содержание документа «Ведомости объемов работ и спецификации»:

    ведомости объемов строительных и монтажных работ и спецификации должны быть представлены по каждому разделу проектной документации аналогично построению смет с подписями разработчиков и ГИПа;

    — все позиции в ведомостях объемов работ должны содержать ссылки на чертежи и спецификации (см. образец 4 приложения к МДС 81-35.2004) и формулы подсчета объемов работ (приложение 1).

    2. Состав и содержание документа «Выборка цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование, отсутствующих в ТСНБ-2001»:

    — Выборка должна быть выполнена на основе коньюктурного анализа и принятием наиболее экономичного решения (в соответствии с МДС 81-35.2004), согласована Заказчиком;

    — в ней указываются номера локальных сметных расчетов (локальных смет) и позиции в сметах, где материалы, изделия, конструкции и оборудование приняты по прайс-листам.

    Ведомость подсчета объемов работ по объекту: «……………..»

    Основание: шифр проекта

    Приложение 1

    № п/п

    Шифр единичной расценки

    Наименование работ и формула подсчета

    Единица измерения

    Кол-во

    Ссылка на номера чертежей, ГОСТов и примечания

    Руководитель проектной

    организации (ГИП) ____________(Ф.И.О.)

    Составил ____________(Ф.И.О.)

    Приложение 2

    Согласовываю __________________

    «Выборка цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование, отсутствующих в ТСНБ-2001»

    Объект : «…………»

    № п/п

    ЛСР,

    позиция

    Наименование материала, оборудования

    Ед. изм.

    Предложение №1 (в уровне цен реализации с НДС по отчетным документам)

    Предложение №2 (в уровне цен реализации с НДС по отчетным документам)

    Предложение №3 (в уровне цен реализации с НДС по отчетным документам)

    Средний показатель для учета в ЛСР

    Примечание

    наименование поставщика, ссылка на прайс-лист

    цена за ед. изд.

    наименование поставщика, ссылка на прайс-лист

    цена за

    ед. изд.

    наименование поставщика, ссылка на прайс-лист

    цена за

    ед. изд.

    в ценах 2001г. (без НДС)

    в

    ценах 2001г.

    (с НДС)

    индекс перевода в базисный уровень цен

    Приложение 3

    «Сопоставительная ведомость изменений сметной стоимости»:

    № п/п

    № позиции в ССР, №ЛСР

    Наименование глав, объектов, видов работ и затрат

    Первоначально представленная сметная стоимость, тыс. руб.

    Откорректированная сметная стоимость, тыс. руб.

    Наименование сметной стоимости («+»— увеличение, «-«— снижение), тыс. руб.

    Причины изменения сметной стоимости

    Приложение 4

    «Сопоставительная ведомость объемов работ при корректировке

    проектной документации»:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *