Курсы валютный контроль и валютное регулирование

Ю.А. КРОХИНА

зам. директора Государственного научно-исследовательского института системного анализа Счётной палаты Российской Федерации

ПРИНЦИПЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ КАК РЕГУЛЯТОРЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ1

В каждом государстве валютное регулирование является составной частью валютной политики и включает установленные на законодательном уровне принципы, методы и формы осуществления в стране валютных операций, способы государственного регулирования валютных отношений в целях повышения экономической эффективности и обеспечения финансовой безопасности.

Регулирование валютных отношений осуществляется с учётом экономических задач государства. Впервые валютное регулирование было применено в Германии в 1916 г. в связи с разразившимся в результате Первой мировой войны кризисом. В целях борьбы с утечкой капитала в этой стране были приняты постановления о торговле с расчётами в иностранных валютных средствах и о регулировании платежей за границей.

Российская Федерация после провозглашения своего суверенитета (1991 г.) стала осуществлять политику либерализации в регулировании валютных отношений: отменена государственная монополия на валюту и на часть валютных ценностей, а также на операции с ними; разрешён под контролем государства вывоз из страны валюты и ряда валютных ценностей; в определённых случаях и пределах допускается обращение на территории страны иностранной валюты в качестве платёжного средства.

Как показывает опыт многих развитых стран, эффективное развитие межгосударственных валютных отношений и внутреннего валютного рынка возможно только при активном регулирующем участии государства и надлежащем контроле

валютных операций со стороны его уполномоченных органов.

В Российской Федерации большое значение вопросам валютного регулирования и их последующему правовому закреплению уделяется в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ. Так, в Послании на 2001 г. была поставлена задача сократить бегство российского капитала за рубеж. «Стратегически его возможно удержать только благоприятными условиями, только свободой предпринимательства в рамках закона. Поэтому нет смысла цепляться за неработающие ограничения в валютной сфере. Нет никакого смысла, они и так не работают. Пора пересмотреть сами принципы валютного регулирования, приближая их к общепринятым в мировой практике. Действующие ограничения на операции с капиталом и недвижимостью дискриминируют граждан России по сравнению с гражданами других государств, ограничивают их свободу и подрывают конкурентоспособность российского предпринимательства»2. Отметим, что большинство валютных ограничений было отменено в Российской Федерации в 2003 г.

Валютное регулирование существует в любом государстве, присуще любой правовой системе, по крайней мере в форме правового режима осуществления валютных операций. Наибольшее значение валютное регулирование приобретает в странах, где национальная валюта является частично конвертируемой или неконвертируемой.

Целью валютного законодательства, закреплённой в преамбуле к Федеральному закону

1 Статья выполнена при информационной поддержке СПС «КонсультантПлюс».

2 Российская газета, 11 июля 2000 г.

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле», является обеспечение единой государственной политики, устойчивости национальной валюты и стабильности внутреннего валютного рынка как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества. Установленная законодателем цель достигается государством путём осуществления валютного регулирования.

В Законе «О валютном регулировании и валютном контроле» не дано определения валютного регулирования, однако в его структуре содержится ст. 3, закрепляющая принципы валютного регулирования и валютного контроля, а также гл. 2 «Валютное регулирование», нормы которой устанавливают статус органов валютного регулирования, порядок совершения валютных операций, права и обязанности резидентов и нерезидентов при совершении валютных операций, определяют принципы функционирования внутреннего валютного рынка.

Следовательно, валютное регулирование — это деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка и совершения валютных операций.

На основе анализа Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» можно выделить цель валютного регулирования — проведение в условиях рыночной экономики эффективной денежно-кредитной политики, выступающей инструментом достижения макроэкономических целей государства. Основными задачами валютного регулирования выступают защита национальной валюты, управление обращением валюты, контроль за валютными операциями, воздействие на валютный курс национальной валюты, ограничение использования иностранной валюты внутри государства, установление правил осуществления валютных операций.

Защита национальной валюты посредством правового режима валютного регулирования обеспечивается следующими мерами: контроль за международными текущими платежами; ограничение ввоза и вывоза капитала в зависимости от состояния платёжного баланса страны; контроль за денежными операциями нерезидентов внутри страны; ограничение, вплоть до полного запрета, обращения иностранной валюты внутри страны; формирование государственного валютного резерва для обеспечения финансовых обязательств государства.

Валютное регулирование представляет собой комплекс экономических и правовых мер в сфере валютных отношений, направленных на упорядочение движения валютных потоков как внутри страны, так и на мировом валютном рынке. Валют-

ное регулирование включено в систему денежно-кредитного регулирования и наряду с иными мерами государственного регулирования направлено на реализацию приоритетных направлений экономической политики государства. Тем самым, валютное регулирование является одной из форм государственного воздействия на участников внешнеэкономической деятельности в целях охраны публичных финансовых интересов государства.

Валютное законодательство является комплексной отраслью, в которой содержатся нормы различных отраслей права. Преимущественно валютное законодательство складывается из норм финансового, гражданского и административного права, т.е. охватывает как публичную, так и частную сферы правового регулирования. В связи с этим при толковании и применении норм валютного законодательства возможны разночтения, нивелировать которые призваны принципы, установленные Законом «О валютном регулировании и валютном контроле».

Статьей 3 названного Закона определены следующие основные принципы валютного регулирования и валютного контроля.

1. Приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования.

Законодательное закрепление указанного принципа является исключительно важным ориентиром правотворчества государства в процессе отказа от преобладания административного воздействия на валютные отношения и перехода к рыночным инструментам их регулирования.

Согласно ч. 3 ст. 80 Конституции основные направления внутренней и внешней политики государства определяет Президент РФ в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Президент РФ обращается к Федеральному Собранию РФ с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (п. «е» ст. 84 Конституции).

Возвращаясь к истории принятия Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», отметим, что он был разработан в целях реализации положений Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ на 2001 г., в котором была обозначена необходимость отхода от административных к экономическим мерам воздействия в области валютного регулирования.

В рассматриваемом принципе юридически оформлена возросшая экономическая самостоятельность Российской Федерации, переход от не приносящих эффекта административных предписаний и запретов к регулятивному способу воздействия на валютные отношения.

2. Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов.

Данный принцип вытекает из вышеназванного правового ориентира валютного регулирования и валютного контроля и подтверждает направленность государственной валютной политики на снижение уровня императивного регулирования валютных операций.

Рассматриваемое правовое предписание отражает общую либерализацию современного российского валютного законодательства. В результате анализа валютного законодательства можно сделать вывод, что в Российской Федерации в отношении валютных операций между резидентами и нерезидентами действует принцип «разрешено всё, что не запрещено»; в отношении валютных операций между резидентами — «запрещено всё, что не разрешено»; применительно к валютным операциям между нерезидентами — «разрешено то, что прямо предписано».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Присутствие государства в лице компетентных органов в сфере валютных операций резидентов и нерезидентов должно быть обусловлено экономическими, политическими причинами и закреплено законодательством.

Рассматриваемый принцип ограничивает участие государства в тех валютных операциях, непосредственным участником которых оно не является. Подобное предписание соответствует либерализации российской экономики и вытекает из конституционных гарантий экономических прав и свобод человека и гражданина.

Так, ст. 8 Конституции гарантирует свободное перемещение финансовых средств и свободу экономической деятельности.

Часть 1 ст. 17 Основного закона России устанавливает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. Согласно ч. 2 ст. 17 Конституции основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Частью 1 ст. 19 Конституции закреплено, что все равны перед законом и судом. Согласно ч. 2 ст. 19 Основного закона России государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

На основании ч. 1 ст. 34 Конституции каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещённой законом, экономической деятельности. Часть 2 ст. 35 Конституции устанавливает право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в п. 3 мотивировочной части его Постановления от 14.05.2003 № 8-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О судебных приставах» в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа», из ч. 1 и 2 ст. 17 и ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции следует, что права, закреплённые в её ч. 1 ст. 34 и ч. 2 ст. 35, гарантируются в Российской Федерации в качестве основных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина и реализуются гражданами и их объединениями на основе общеправовых принципов юридического равенства, неприкосновенности собственности и свободы договора, исключающих произвольное вмешательство государства в осуществление этих прав.

Согласно ст. 55 Конституции ограничение прав и свобод человека и гражданина допускается только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. В развитие названного конституционного положения федеральное законодательство допускает применение валютного регулирования (посредством валютных ограничений) исключительно для достижения общих и специальных целей, закреплённых в преамбуле и ст. 6 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

3. Единство внешней и внутренней валютной политики РФ.

Валютная политика представляет собой составную часть внутренней и внешней политической деятельности государства, которая направлена на обеспечение устойчивости национальной валюты и стабильности внутреннего валютного рынка как факторов эффективного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества. Взаимозависимость внешней и внутренней валютной политики государства предопределяется наличием у данных видов государственной деятельности общей цели, что, несомненно, предполагает согласование и сочетание мер государственного регулирования валютных операций, осуществляемых на территории РФ,

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

и валютных операций, связанных с внешнеэкономической деятельностью.

Рассматриваемый принцип согласуется с Концепцией внешней политики Российской Федерации, которая, напомним, представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности России. В названном документе защита интересов личности, общества и государства названа высшим приоритетом внешнеполитического курса России.

4. Единство системы валютного регулирования и валютного контроля.

Этот принцип вытекает как из самого названия Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», так и из его ст. 2, согласно которой данный Закон устанавливает правовые основы и принципы и валютного регулирования, и валютного контроля. В этом отношении Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» по своей структуре отчасти совпадает с НК и БК, которые также содержат в себе нормы налогового и бюджетного регулирования, а также положения о финансовом контроле в соответствующих сферах правового регулирования.

Необходимость единой и согласованной системы валютного регулирования и валютного контроля является закономерной, поскольку государство может обеспечить соблюдение условий и порядка проведения валютных операций главным образом путём контроля за их соблюдением и применением мер ответственности к нарушителям валютного законодательства.

Принцип единства системы валютного регулирования и валютного контроля реализован в нормах Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», устанавливающих правовой статус органов валютного регулирования и валютного контроля.

5. Обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Рассматриваемый принцип является дополнением принципа об исключении неоправданного вмешательства государства в валютные операции резидентов и нерезидентов. Выводя государство из непосредственного «ежедневного» присутствия в сфере валютных отношений частных субъектов, законодатель тем не менее предписывает ему обеспечить защиту прав и экономических интересов участников валютных операций. Следовательно, государственная деятельность по валютному регулированию должна обеспечивать права и экономические интересы резидентов и нерезидентов как участников валютных операций.

В преамбуле Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» установлено, что це-

лью валютного законодательства является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ. Названные цели правового регулирования соответствуют интересам подавляющего большинства участников валютных операций, что позволяет сделать вывод о совпадении целей валютного регулирования, заявленных в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле», и интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Принцип обеспечения государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций основан на следующих конституционных гарантиях защиты экономических прав и свобод человека и гражданина:

• право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 1 и 3 ст. 35 Конституции);

• государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом (ст. 45 Конституции);

• каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде (ст. 46 Конституции).

Возможность использования перечисленных конституционных прав нерезидентами обеспечивается ч. 3 ст. 62 Конституции, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

В качестве субъектов валютного права все граждане России, коллективные и территориальные субъекты имеют между собой равную и полную по объёму финансовую правоспособность. Для иностранных субъектов российское валютное законодательство может устанавливать некоторые ограничения, защищающие финансовый суверенитет государства: предъявлять более жёсткие условия аккредитации филиалов иностранных кредитных организаций; вводить ограничения на участие иностранного капитала в уставном фонде

российских банков; определять особый порядок лицензирования валютных операций, участия нерезидентов в налоговых отношениях и т.д. Подобное соотношение финансово-правового статуса внутренних и иностранных субъектов присуще многим странам, в том числе с развитой формой экономики и устойчивой национальной валютой.

Обеспечение государством равной защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов достигается посредством установления ст. 23 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» ответственности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов. Субъекты валютных операций вправе обжаловать неправомерные действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля в общеустановленном порядке.

Необходимо обратить внимание, что Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» объединяет и принципы валютного регулирования, и принципы валютного контроля. Такой подход законодателя обусловлен необходимостью функционирования единой и согласованной системы валютного регулирования и валютного контроля, поскольку государство может обеспечить соблюдение условий и порядка проведения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

валютных операций главным образом посредством контроля за их соблюдением и применением мер ответственности к нарушителям валютного законодательства. Примером реализации данного принципа является одновременное наделение Правительства РФ и Банка России как функциями по валютному регулированию, так и функциями по осуществлению валютного контроля.

Как видим, закреплённые в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле» принципы валютного регулирования и валютного контроля свидетельствуют о стремлении законодателя использовать валютное регулирование и валютный контроль как составные элементы системы регулирования национальной экономики.

Принципы валютного регулирования и валютного контроля имеют важное значение при толковании и применении актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования. Данные правовые ориентиры необходимы как для органов валютного регулирования и других субъектов нормотворчества, так и для правоприменительных органов, в том числе при рассмотрении дел, связанных с юридическими коллизиями — расхождениями или противоречиями между отдельными нормативными правовыми актами, регулирующими валютные отношения.

Формы, принципы и методы валютного контроля, Органы и агенты валютного контроля, валютный контроль во внешнеэкономической сфере. Влияние валютного регулирования на состояние платежного баланса страны.

Валютное регулирование является важнейшим элементом валют­ной политики любого государства. Валютное регулирование представляет собой ком­плекс законодательно-нормативных актов, регламентирующих поря­док операций с валютой и валютного контроля.

Можно выделить ряд взаимосвязанных сфер валютного регули­рования.

  1. Регулирование конвертации валюты. Как известно, еще 15 лет назад владение валютой частными лицами в нашей стра­не расценивалось как преступление. Легальный обмен валюты был невозможен, и процветал «черный» валютный рынок. Для предпри­ятий существовало множество льготных валютных курсов, что со­здавало благоприятную почву для злоупотреблений и коррупции.Множественность валютных курсов, т.е. дифференцированные кур­сы валют по различным операциям, группам товаров и странам, ха­рактерна для некоторых развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Некоторыеограничения конвертации валюты сохраня­лись в развитых странах Западной Европы до середины 80-х годов. Китай поощряет конвертацию долларов в юани, однако обратная операция сопряжена с определенными трудностями. Ввоз валюты в Китай не ограничен, а вот вывоз требует многоступенчатых разре­шений и согласований. Ограничения на конвертацию валюты могут служить важной мерой защиты внутреннего рынка страны на этапе становления. Однако в дальнейшем они могут стать тормозом расширения международных связей и экономического развития.

  2. Регулирование текущих операций с валютой. В большинстве стран, включая Россию, текущими считаются операции с ва­лютой, длящиеся не более 180 дней (полгода). К текущим относят большинство экспортно-импортных операций, поэтому валютное регулирование по данному направлению тесно связано с внешнетор­говым регулированием и экспортным контролем.

Основными формами валютного регулирования текущих опера­ций являются:

  • ограничение возможностей экспортеров использовать валютную выручку, вменение им в обязанность хранить эту выручку на специ­альных контролируемых счетах, которые можно при необходимос­ти блокировать;

  • обязательная продажа всей или части валютной выручки экс­портеров Центральному и уполномоченным банкам или на валют­ной бирже;

  • ограничение продажи валюты импортерам (лишь при наличии разрешения органа валютного контроля);

  • внесение определенной суммы на депозит в уполномоченном банке для получения разрешения на импорт;

  • ограничения на форвардные покупки иностранной валюты им­портерами;

  • запрещение продажи части товаров за рубеж на национальную валюту;

  • запрещение оплаты импорта некоторых товаров иностранной валютой.

Основной тенденцией последних лет становится либерализация валютного регулирования текущих операций и экспортного конт­роля в развитых зарубежных странах. Многие страны, такие как Франция и Италия, практиковавшие в 70-80-е годы достаточно же­сткие системы валютного контроля, значительно их смягчили.

Однако практически во всех развитых странах сохранилась сис­тема экспортного контроля по существующим в разных формах спе­циальным экспортным спискам товаров. В большинстве западных стран в экспортный список попадают товары, контроль над экспор­том которых был ранее регламентирован Координационным коми­тетом многостороннего экспортного контроля (КОКОМ). В настоя­щее время в эту систему контроля включены практически все стра­ны, являющиеся экспортерами высокотехнологичных товаров.

3. Регулирование движения капитала. К операциям, связанным с движением капитала, относят прямые и портфельные инвестиции, кредиты и ссуды, а также другие валютные операции со сроком бо­лее 180 дней.

Основными формами валютного регулирования движения капи­тала являются:

• лимитирование вывоза национальной и иностранной валюты, золота и ценных бумаг;

  • разрешительная процедура вывоза капитала, т.е. каждая опе­рация по вывозу капитала должна быть разрешена органами валют­ного контроля;

  • запрет на инвестиции нерезидентов и продажи им нацио­нальных ценных бумаг (практиковалось в ФРГ и Японии);

  • обязательная конверсия займов в иностранной валюте в наци­ональном центральном банке (практиковалось в Швейцарии);

  • ограничения на ввоз валюты в страну и ее вывоз частными ли­цами;

  • ограничения на форвардные продажи национальной валюты.

Валютные ограничения движения капитала тесно связаны с кре­дитным регулированием. В сфере контроля за движением капитала в последние годы происходит отход от жестких разрешительно-запретительных мер к уведомительным процедурам итщательной фиксации информации о всех видах движения валюты. При этом важную роль играют процедуры обязательной идентифика­ции участников внешнеэкономической деятельности. Для всех передовых стран характерна тенденция резкогоусиле­ния контроля за отмыванием преступно нажитых капиталов, ко­торый будет описан в следующем параграфе.

4. Валютный контроль. Организация валютного регулирования и валютного контроля в большинстве развитых стран относится к компетенции центральных банков. Целью валютного контроля яв­ляется обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении всех валютных операций. В обязанность коммерчес­ким банкам вменяется осуществление контроля за валютными опе­рациями клиентов и сообщение о замеченных нарушениях в ЦБ. Агентами валютного контроля могут выступать другие государствен­ные организации. Различные страны применяют разные системы организации валютного регулирования и валютного контроля, соот­ветствующие принятой валютной политике.

В России валютное регулирование и валютный контроль регла­ментируются следующими законодательными и нормативными актами:

  1. Гражданский кодекс.

  2. Федеральные законы.

  1. Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» № 3615-1 от 9 октября 1992 г.

  2. Федеральный закон Российской Федерации «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» № 157-ФЗ от 13 октября 1995 г.

3. Указы Президента Российской Федерации.

  1. Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Фе­дерации» № 1163 от 21 ноября 1995 г.

  2. Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по поддержке экспортеров» № 1204 от 30 ноября 1995 г.

4. Постановления Правительства Российской Федерации.

4.1. Постановление Правительства Российской Федерации «О ме­рах по усилению и развитию валютного контроля в Российской Федерации» № 206 от 28 февраля 1996 г.

5. Нормативные документы других исполнительных органов власти.

  1. Положение Центрального банка Российской Федерации № 13 от 19 апреля 1993 г., Государственного таможенного комитета Рос­сийской Федерации № 01-20/3371 от 14 апреля 1993 г. «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте упол­номоченными банками».

  2. Письмо Центрального банка Российской Федерации «Об уточнении порядка обращения наличной иностранной в валюты на территории Российской Федерации» № 107 от 2 сентября 1994 г.

  3. Инструкция Центрального банка Российской Федерации и Государственного таможенного комитета Российской Федерации «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров» № 86-И, 01-23/26541 от 13 октября 1999 г.

  4. Инструкция Центрального банка Российской Федерации и Го­сударственного таможенного комитета Российской Федерации «О по­рядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оп­латы резидентами импортируемых товаров» № 91-И/О -11/28644 от 4 января 2000 г.

Основными направлениями валютного контроля в России опре­делены:

  • установление соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

  • проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством и обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке;

  • проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

  • проверка полноты и объективности учета и отчетности по ва­лютным операциям.

В организации валютного регулирования важную роль играет лицензирование банков, имеющих право проводить валют­ные операции, экспортеров и импортеров по определенным группам товаров. Лицензии банкам выдает ЦБ при соблюдении определен­ных нормативов и требований. В случае нарушений правил валют­ного регулирования и контроля коммерческий банк может лишить­ся лицензии.

Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Банку России, и в соответствии с Законом «О валют­ном регулировании и валютном контроле» в пределах своей компе­тенции выполняют следующие функции валютного контроля:

а) осуществляют контроль за валютными операциями, проводимы­ми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами, за соответ­ствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разре­шений, а также за соблюдением актов органов валютного контроля;

б) проводят проверки валютных операций резидентов и нерези­дентов в Российской Федерации.

Агентом валютного контроля в России также выступает Государ­ственный таможенный комитет.

Законодательная база валютного регулирования и валютного кон­троля создавалась в основном в начале 90-х годов и сейчас требует модернизации и адаптации к изменившимся условиям. В большин­стве стран наблюдается тенденция к либерализации валютного ре­гулирования. В этом направлении предполагается совершенствовать и валютное регулирование в России. В 2001 г. норма продажи ва­лютной выручки была снижена до 50%, разрешено открытие сче­тов резидентов за рубежом в странах, где принято законодательство о противодействии отмыванию средств.

В настоящее время продолжается работа над новой редакцией закона о валютном регулировании и валютном контроле. Проект за­кона предусматривает поэтапную отмену обязательной продажи ва­лютной выручки. Проектом Минэкономразвития предусматривает­ся, что останется только два органа валютного контроля (ЦБ и пра­вительство), остальные (банки, налоговые органы и иные органи­зации) должны быть валютными агентами. Также предлагается сделать в основном свободными операции по движению капитала, за некоторыми исключениями.

В то же время усиливается противодействие бегству и отмыва­нию незаконно полученных доходов.

Проверочные тесты

ТЕСТ №1

1. Элементами Мировой валютной системы являются:

а) СПЗ;

б) евро;

в) ЭКЮ;

г) ВТО;

д) МВФ

е) МБРР.

2. Резервная валюта это:

а) конвертируемая валюта;

б) валюта, в которой выражается номинал ликвидных международных

резервов страны;

в) международная счетная единица, состоящая из «корзины» валют.

3. Юридически (в соответствии с Бреттон-Вудским соглашением)

резервной валютой является:

а) доллар США;

б) евро;

в) японская иена;

г) фунт стерлингов;

д) швейцарский франк;

е) рубль.

4. Резервными валютами на практике в современной валютной системе

являются:

а) доллар США;

б) евро;

в) японская иена;

г) фунт стерлингов;

д) швейцарский франк;

е) рубль;

ж) юань;

з) канадский доллар.

5. В корзину СПЗ в настоящее время входят следующие валюты:

а) доллар США, евро, швейцарский франк, английский фунт, японская

иена;

б) доллар США, евро, английский фунт, японская иена;

в) доллар США, канадский доллар, евро, английский фунт, японская иена;

г) другие валюты.

6. Специальные права заимствования (СПЗ) являются:

а) счетной единицей;

б) мировыми деньгами;

в) средством повышения ликвидности валют в мире;

г) средством платежа в международных расчетных операциях.

7. Международная валютная ликвидность означает:

а) возможность продать международные ценные бумаги без ограничения

приемлемой для продавца цене;

б) способность страны обеспечивать своевременное погашение своих

международных обязательств приемлемыми для кредитора платежными

средствами;

в) показатель платежеспособности страны.

8. Международная валютнаяликвидность включает следующие основные

компоненты:

а) золотые резервы страны;

б) валютные резервы страны;

в) счета в СПЗ;

г) счета ЭКЮ;

д) счета в евро;

е) резервная позиция в МВФ.

9. В рамках каких валютных систем функционировал золотодевизный

стандарт:

а) Парижской;

б) Генуэзской;

в) Бреттон-Вудской;

г) Ямайской.

10. Какая валютная система основывалась на золотомонетном стандарте:

а) Парижская;

б) Генуэзская;

в) Бреттон-Вудская;

г) Ямайская.

11. Система золотого стандарта, при которой власти обменивали

национальную валюту на иностранную валюту, для которой существовал

золотой стандарт, называлась:

а) золотомонетный стандарт;

б) золотослитковый стандарт;

в) золотодевизный стандарт.

12. Режим свободно плавающего валютного курса соответствует

следующим валютным системам:

а) Парижской;

б) Генуэзской;

в) Бреттон-Вудской;

г) Ямайской.

13. Режим валютного курса, при котором Центральный банк страны

проводит интервенции для сглаживания резких колебаний валютного курса,

называется режимом:

а) свободного плавания;

б) управляемого плавания;

в) ползущей привязки;

г) фиксации в определенных пределах или целевых зонах;

д) корректируемая фиксация;

е) фиксация курса Центральным банком.

14. Режим корректируемой фиксации означает что:

а) курс формируется исключительно под воздействием рыночных сил;

б) Центральный банк проводит интервенции для сглаживания резких

колебаний валютного курса;

в) Центральный банк проводит на рынке интервенции для достижения

определенного значения валютного курса;

г) Центральный банк допускает колебания курса в определенных

пределах, и проводит интервенции в случае отклонения от предусмотренного

диапазона;

д) Центральный банк директивными или рыночными методами фиксирует

валютный курс на продолжительный период времени и меняет уровень

фиксации только при возникновении значительного макроэкономического

дисбаланса.

15. Право нерезидентов на обмен национальной валюты страны

пребывания на любую другую валюту называют конвертируемостью:

а) внутренней;

б) внешней;

в) полной;

г) частичной.

16. Множественность валютных курсов предполагает дифференцирование

курсовых соотношений валют по различным:

а) видам операций;

б) товарным группам;

в) регионам.

17. Множественность валютных курсов это:

а) форма валютного ограничения;

б) экономический метод управления валютными курсами;

в) метод регулирования валютных отношений.

ТЕСТ №2

1. Количество единиц национальной валюты, необходимое для

приобретения одной единицы иностранной валюты это:

а) прямая котировка;

б) обратная котировка;

в) косвенная котировка;

г) кросс-курс.

2. Количество единиц иностранной валюты, необходимое для

приобретения одной единицы национальной валюты это:

а) прямая котировка;

б) обратная котировка;

в) косвенная котировка;

г) кросс-курс.

3. Обменный курс между двумя валютами, который определяется на

основе их обменных курсов к доллару США или любой третьей валюте:

а) прямая котировка;

б) обратная котировка;

в) косвенная котировка;

г) кросс-курс.

4. Клиент покупает, а банк продает ему базисную валюту по цене:

а) аск;

б) бид;

в) офер.

5. По цене бид базовую валюту может купить:

а) клиент банка;

б) банк;

в) market maker;

г) market user.

6. По цене аск базовую валюту может купить:

а) клиент банка;

б) банк;

в) market maker;

г) market user.

7. Залоговая сумма, под которую предоставляется кредит в маржевой

торговле, называется:

а) леверидж;

б) сторидж;

в) маржа;

г) кредитное плечо;

д) дилинговое плечо.

8. Соотношение между суммой залога, и выделяемым под нее заемным

капиталом называется:

а) леверидж;

б) сторидж;

в) маржа;

г) кредитное плечо;

д) дилинговое плечо.

9. Увеличение количества иностранной валюты, необходимое для

приобретения единицы национальной валюты называется:

а) снижение курса национальной валюты;

б) рост курса национальной валюты.

10. Наибольший временной риск, при прочих равных условиях имеют:

а) простые форвардные контракты;

б) комбинированные форварды;

в) фьючерсные контракты.

11. Какой их контрактов заключается на любой срок, на любую валюту и

любую сумму:

а) опцион;

б) фьючерс;

в) своп;

г) форвард.

12. В контексте международных финансов «своп» означает:

а) покупку на рынке спот и одновременную форвардную продажу валюты;

б) одновременно предоставляемые кредиты в двух валютах;

в) обмен обязательствами, выраженными в одной валюте, на

обязательства, выраженные в другой.

Тест №3

1. Существует следующие вида корреспондентских отношений:

а) с взаимным открытием счетов;

б) с открытием счета одного банка в другом (односторонние отношения);

в) без открытия счета (на договорной основе).

2. Счет другого банка в «нашем», называется корреспондентский счет:

а) типа «лоро»;

б) типа «ностро».

3. Счет нашего банка в иностранном, называется корреспондентский счет:

а) типа «лоро»;

б) типа «ностро».

4. Банковский перевод является составным элементом следующей формы

расчетов:

а) аккредитивы;

б) инкассо;

в) с использованием чеков;

г) с использованием векселя.

5. Наиболее удобным является случай, когда банк импортера и банк

экспортера связаны непосредственными корреспондентскими отношениями:

а) правда;

б) ложь.

6. Распространенной формой организации банковского перевода является

проведение расчетов через банк корреспондент в стране происхождения валюты,

при этом роль связующего звена играет национальная система межбанковских

расчетов; наличие корреспондентских отношений между банками импортера и

экспортера в этом случае необязательно:

а) правда;

б) ложь.

7. Банковский ордерный чек может по желанию клиента выступать вместо

перевода:

а) правда;

б) ложь.

8. Риск неплатежа при чековом обороте ниже, чем при переводе, в том

числе и по клиентским чекам:

а) правда;

б) ложь.

9. По клиентским чекам, нет гарантии, что банк, на который они выданы,

осуществил платеж:

а) правда;

б) ложь.

10. Авалист отвечает по векселю:

а) в большей степени, чем лицо, за которое он поручился;

б) в меньшей степени, чем лицо, за которое он поручился;

в) в том же объеме, что и лицо, за которое он поручился.

11. Швейцарская межбанковская клиринговая система производит

расчеты по всем платежам по счетам участников:

а) на основе многостороннего клиринга;

б) на индивидуальной основе;

в) на основе двустороннего клиринга.

12. Факторинг предназначается, прежде всего, для:

а) новых мелких и средних фирм;

б) средних и крупных фирм, зарекомендовавших себя

платежеспособные;

в) поставщиков экспортной продукции, которые рассчитываются

покупателями по открытому счету.

13. Суть факторинга заключается в том, что фактор-фирма покупает

своих клиентов платежные требования к их клиентам и оплачивает 70-90%

общей денежной суммы, указанной в требованиях:

а) в течение двух-трех дней;

б) немедленно;

в) в течение месяца.

14. Фактор-фирмы предоставляют своим клиентам и другие услуги:

а) бухгалтерские;

б) клиринговые;

в) юридические;

г) консультационные.

15. Порядок выдачи, оплаты и передачи чека как одного из средств

международных расчетов регулируется:

а) Международной торговой палатой;

б) Женевской конвенцией 1931 г.;

в) документами ЮНКТАД;

г) другими регламентирующими источниками.

16. Чек не служит целям финансирования, а используется в системе

безналичных расчетов, поэтому предусмотрены краткие сроки предъявления

чека:

а) правда;

б) ложь.

17. Банки акцептуют чеки:

а) на сумму превышающую депозит на текущем счете клиента;

б) лишь в пределах депозита на текущем счете клиента;

в) на любую сумму по договоренности с клиентом.

18. Порядок совершения инкассо регламентируется правилами,

разработанными:

а) Международной торговой палатой;

б) Женевской конвенцией 1931 г.;

в) документами ЮНКТАД;

г) другими регламентирующими источниками.

19. Инкассо – форма расчетов, более выгодная для:

а) продавца (экспортера) товаров и услуг;

б) покупателя (импортера) товаров и услуг.

20. Аккредитивная форма расчетов защищает интересы:

а) поставщика (экспортера) товаров и услуг;

б) покупателя (импортера) товаров и услуг.

ТЕСТ №4

1. Что такое платежный баланс?

а) соотношение между доходами и расходами;

б) количественный показатель общих объемов производства;

в) количественный показатель поставок страны.

2. Соотношение требований и обязательств данной страны по отношению

другим странам на какую-либо дату независимо от сроков поступления

платежей это:

а) расчетный баланс;

б) баланс международной задолженности;

в) платежный баланс.

3. Платежный баланс это:

а) соотношение суммы платежей, произведенных данной страной за

границей и поступлений, полученных ею из-за границы, за определенный период

времени;

б) систематический перечень всех экономических операций,

осуществляемых за определенный отрезок времени между резидентами данной

страны и нерезидентами, иначе говоря, резидентами всех остальных стран мира;

в) соотношение требований и обязательств данной страны по отношению

другим странам на какую-либо дату независимо от сроков поступления

платежей;

г) баланс, который охватывает все операции, связанные с юридическим

переходом права собственности на товары, услуги и иные ценностиот

резидентов к нерезидентам, а также передачей денег, финансовых и других

активов из данной страны в другую;

д) статистический баланс внешнеэкономических операций страны за

определенный период

е) таблица, ведомость, отражающая движение денежных средств в виде

платежей из страны в страну; платежный баланс характеризует соотношение

сумм платежей, произведенных страной за границей в течении определенного

периода и поступивших в страну в течении того же периода

ж) баланс официальных расчетов.

4. Как называется эффект, который описывает следующую зависимость:

при увеличении курса национальной валюты торговый баланс страны

ухудшается:

а) эффект чистого экспорта;

б) эффект вытеснения;

в) эффект кривой;

г) эффект » прохождения».

5. Какие из названных статей относятся к торговому разделу платежного

баланса:

а) процент по предоставленным займам;

б) портфельные инвестиции;

в) экспорт товаров;

г) прямые инвестиции;

д) туризм;

е) прибыль прямых инвестиций;

ж) займы и кредиты по государственной линии;

з) переводы зарплаты;

и) импорт товаров;

к) страхование;

л) выплаты государственного внешнего долга;

м) оплата фрахта иностранных транспортных средств;

н) дивиденды портфельных инвестиций.

6. Какие из названных статей платежного баланса относятся к разделу

текущие операции»:

а) процент по предоставленным займам;

б) портфельные инвестиции;

в) экспорт товаров;

г) прямые инвестиции;

д) туризм;

е) прибыль прямых инвестиций;

ж) займы и кредиты по государственной линии;

з) переводы зарплаты;

и) импорт товаров;

к) страхование;

л) выплаты государственного внешнего долга;

м) оплата фрахта иностранных транспортных средств;

н) дивиденды портфельных инвестиций.

7. Какие из названных статей платежного баланса относятся к разделу

движение капитала»:

а) процент по предоставленным займам;

б) портфельные инвестиции;

в) экспорт товаров

8. Окончательным методом балансирования платежного баланса является:

а) использование займов и ввоз предпринимательского капитала;

б) использование страной своих официальных золотовалютных резервов;

в) иностранная «помощь» в форме субсидий и даров;

г) продажа иностранных и национальных ценных бумаг на иностранную

валюту;

д) резервы конвертируемой иностранной валюты.

9. Резервы конвертируемой иностранной валюты используются как:

а) окончательный метод балансирования платежного баланса;

б) временный метод балансирования платежного баланса;

в) вспомогательное средство балансирования платежного баланса;

г) главное средство окончательного балансирования платежного баланса.

10. Выплаты доходов по инвестициям за границей и процентов по

международным кредитам входят в раздел:

а) «услуги»;

б) «движение капиталов».

11. Введение в платежный баланс специальной статьи «Ошибки и

пропуски» обусловлено:

а) сложностью полного охвата всех сделок;

б) неоднородностью цен;

в) разницей во времени регистрации сделок;

г) наличием незарегистрированного оттока или притока капитала

д) тем, что данные, характеризующие разные стороны одних и тех же

операций, берутся из разных источников.

12. Сформировавшийся кредитор характеризуется следующими

признаками:

а) пассивным сальдо торгового баланса;

б) оттоком капитала из страны;

в) активным сальдо торгового баланса;

г) притоком капитала в страну;

д) активным сальдо счета движения капитала;

е) пассивным сальдо счета движения капитала;

ж) наличие дохода от зарубежных инвестиций;

з) отсутствие дохода от зарубежных инвестиций.

13. Пассивным сальдо торгового баланса, активным сальдо счета

движения капитала, притоком капитала в страну, отсутствие дохода от

зарубежных инвестиций характеризуют:

а) несформировавшегося кредитора;

б) сформировавшегося кредитора;

в) несформировавшегося дебитора;

г) сформировавшегося дебитора.

14. Прямой контроль как способ регулирования платежного баланса

включает:

а) субсидирование экспорта;

б) регламентацию импорта;

в) ограничение бюджетных расходов;

г) замораживание цен и заработной платы;

д) девальвацию;

е) блокирование инвалютной выручки экспортеров;

ж) отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям

ценных бумаг;

з) изменение валютного курса;

и) запрет или ограничения на перевод за рубеж доходов по иностранным

инвестициям и денежных трансфертов частных лиц;

к) резкое сокращение безвозмездной помощи.

15. Политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает

ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели,

замораживание цен и заработной платы называется:

а) политикой прямого регулирования платежного баланса;

б) дефляционной политикой регулирования платежного баланса;

в) девальвацией;

г) валютными ограничениями регулирования платежного баланса.

16. Раздел платежного баланса «услуги и некоммерческие платежи

включает:

а) выплаты доходов по инвестициям за границей;

б) выплаты процентов по международным кредитам;

в) платежи и поступления по транспортным перевозкам;

г) платежи и поступления по страхованию;

д) платежи и поступления по электронной, телекосмической, телеграфной,

телефонной, почтовой и другим видам связи;

е) платежи и поступления по международному туризму;

ж) платежи и поступления по культурным и научным обменам;

з) платежи и поступления по различным комиссионным сборам, рекламе,

ярмаркам;

и) предоставление военной помощи иностранным государствам;

к) военные расходы за рубежом;

л) субсидии другим странам по линии экономической помощи;

м) государственные пенсии;

н) частные потоки активов;

о) официальные потоки активов;

п) переводы иностранных рабочих, специалистов, родственников

родину.;

р) взносы в международные организации.

ТЕСТ №5

1. Опережение внутреннего экономического развития вывозящей страны

сравнению с ростом ее внешней торговли может быть причиной:

а) вывоза капитала;

б) ввоза капитала.

2. Основные мотивы вывоза капитала это:

а) освоение и удержание своих ниш на международных рынках;

б) приобщение к научно-техническому управленческому опыту других

стран;

в) преодоление таможенных барьеров отдельных стран;

г) противодействие региональным группировкам;

д) перенакопление капитала;

е) структурная перестройка международного разделения труда.

3. Движение ссудного капитала осуществляется:

а) путем прямого зарубежного инвестирования;

б) в виде международного кредита;

в) в форме портфельных инвестиций.

4. Ссудный капитал приносит доход его владельцу в виде:

а) прибыли;

б) процента по вкладам;

в) процента по займам и кредитам.

5. Инвесторы учреждают за рубежом новую фирму, которая получает

название:

а) зарубежный филиал;

б) отделение;

в) акционерное общество;

г) дочерняя компания;

д) ассоциированная компания.

6. Формой национальных сбережений является:

а) аккумуляция требований к остальному миру;

б) избытком счета движения капитала.

7. Отток капитала создает проблемы преимущественно

а) платежным балансом;

б) увеличением реального валютного курса;

в) снижением валютного курса;

г) ростом внутренних цен.

8. Приток капитала создает проблемы преимущественно

а) платежным балансом;

б) увеличением реального валютного курса;

в) снижением валютного курса;

г) ростом внутренних цен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *