Легализация доходов

Информация для НКО о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Рекомендации для некоммерческого сектора в сфере противодействия финансированию терроризма

Отчет о национальной оценке рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем

Отчет о национальной оценке рисков финансирования терроризма

О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Вопросы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма приобрели в настоящее время актуальность в связи со значительным объемом криминальных инвестиций, проникающих в легальную экономику нашей страны.

В целях защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства в Российской Федерации создан правовой механизм противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, который регламентируется Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и рядом других нормативно-правых актов.

Вышеуказанный Федеральный закон, в первую очередь, решает задачу по предотвращению придания правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, а также использованию их в целях финансирования терроризма.

Обязательному контролю подлежат следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

1. Операции с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее. А по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:

1) операции с денежными средствами в наличной форме:

снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;

покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;

приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;

получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;

обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;

внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;

2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). В перечень таких государств включены в настоящее время Исламская Республика Иран и Корейская Народно-Демократическая Республика.

3) операции по банковским счетам (вкладам):

размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;

открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;

перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;

зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;

4) иные сделки с движимым имуществом:

помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;

выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;

получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);

переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;

скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;

предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

2. Сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.

3. Операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее.

4. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лиц.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, документально фиксируют информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохраняют ее конфиденциальный характер.

Лица, виновные в нарушении правил проведения операции с денежными средствами или иным имуществом, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является одной из приоритетных задач мирового сообщества, поскольку, как показывает практика, значительная доля укрытых доходов являются доходами, полученными от незаконной деятельности и поступают в распоряжение террористических группировок по всему миру.

Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма)

1. Общие признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
1.1. Отказ клиента (представителя клиента) в предоставлении запрошенных агентом финансового мониторинга документов и информации, которые необходимы ему для выполнения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ, а также излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции.
1.2. Пренебрежение клиентом (представителем клиента) более выгодными условиями получения услуг (в частности, тарифа комиссионного вознаграждения, ставки по срочным вкладам (депозитам) и вкладам (депозитам) до востребования), а также предложение клиентом (представителем клиента) необычно высокой комиссии или комиссии, заведомо отличающейся от обычно взимаемой комиссии при оказании такого рода услуг.
1.3. Операции клиента не имеют явного экономического смысла (носят запутанный или необычный характер), не соответствуют характеру (основным видам) деятельности клиента или его возможностям по совершению операций в декларируемых объемах, не имеют целью управление ликвидностью или страхование рисков.
1.4. Наличие нестандартных или необычно сложных инструкций по порядку проведения расчетов, отличающихся от обычной практики, используемой данным клиентом (представителем клиента), или от обычной рыночной практики.
1.5. Необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент (представитель клиента).
1.6. Внесение клиентом (представителем клиента) в ранее согласованную схему операции (сделки) непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, особенно касающихся направления движения денежных средств или иного имущества, а также внесение изменений, не соответствующих установившейся практике.
1.7. Отсутствие очевидной связи между характером и родом деятельности клиента с услугами, за которыми клиент обращается к агенту финансового мониторинга.
1.8. Явное несоответствие операций, проводимых клиентом (представителем клиента), общепринятой рыночной практике совершения операций.
1.9. Поступление в адрес агента финансового мониторинга:
— писем Банка России или кредитных организаций, содержащих четкую информацию об осуществлении контрагентами клиентов агента финансового мониторинга операций, связанных со снятием наличных денежных средств, предварительно переведенных в их пользу клиентами агента финансового мониторинга либо содержащих информацию о наличии подозрений в осуществлении легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в деятельности такого клиента (контрагента);
— решений суда общей юрисдикции об аресте счета, постановлений органов предварительного следствия об аресте счета, постановлений судебных приставов — исполнителей об аресте счета, а также иной информации о проведении в отношении клиента следственных мероприятий — по преступлениям, предусмотренным статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации).
1.10. Отсутствие информации о клиенте — юридическом лице, в том числе о банке-корреспонденте, зарегистрированном за пределами Российской Федерации, в официальных справочных изданиях, а также невозможность осуществления связи с клиентом по указанным им адресам и телефонам.
1.11. Отсутствие информации о клиенте у обслуживающих (или ранее обслуживавших) его кредитных организаций.
1.12. Сложности, возникающие у агента финансового мониторинга при проверке представляемых клиентом сведений, неоправданные задержки в представлении клиентом документов и информации, представление клиентом информации, которую невозможно проверить.
1.13. Невозможность установления контрагентов клиента.
1.14. Передача клиентом поручения об осуществлении операции через представителя (посредника), если представитель (посредник) выполняет поручение клиента без вступления в прямой (личный) контакт с агентом финансового мониторинга.
1.15. Регулярные переводы денежных средств физическим лицом без открытия банковского счета в случаях, когда сумма таких операций по отдельности не превышает сумму, эквивалентную 600 тыс. рублей.
1.16. Поступление денежных средств на счет клиента — юридического лица — резидента (получатель) от большого количества других резидентов со счетов, открытых в банках Российской Федерации, с последующим их списанием (транзитные операции), при этом одновременно соблюдаются следующие условия:
— получатель имеет незначительный по сравнению с объемами поступающих средств уставный капитал и с даты его государственной регистрации прошел небольшой период;
— зачисленные денежные средства в короткий период перечисляются в адрес резидента (нескольких резидентов) или нерезидента (нескольких нерезидентов);
— со счета получателя, используемого для указанных целей, уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности получателя денежных средств.
1.17. Наличие в деятельности клиентов операций, обладающих признаками взаимных перечислений .
———————————
Решение о признании сделки подозрительной принимается по факту проведения комплексного анализа с учетом:
— наличия у участников расчетных операций ссудных счетов, а также наличия сделок, являющихся обеспечительными (акцессорными) к кредитным договорам, содержащих условия о поддержании оборотов по счетам участника (участников) расчетов;
— наличия иных критериев «необычных» сделок;
— сравнительного анализа операций, предусматривающих зачисление на счета клиента, заявленным клиентом видам деятельности (указанным в уставе юридического лица, кодам ОКВЭД, поименованным в информационном письме Росстата или данным, содержащимся в информационной системы Росстата (ИСП), размещенной по адресу http://www.gmcgks.ru/webstatreg или с главной страницы сайта ГМЦ Росстата (http://www.gmcgks.ru);
— анализа запрошенных у клиента документов, являющихся основанием для зачисления денежных средств на счета клиентов (договоры, счета, счета-фактуры, накладные и пр.);
— анализа экономической составляющей, лежащей в основе транзитных или взаимных перечислений;
— анализа занимаемого клиентом сегмента рынка;
— анализа документов, подтверждающих факт ведения реального бизнеса клиента (налоговые декларации, платежные поручения на уплату налоговых платежей, а также иных платежей в бюджетные и внебюджетные фонды, документы, подтверждающие выплату заработной платы (с использованием счетов в иных кредитных учреждениях);
— результатов встреч с руководителями организаций, находящихся на обслуживании, благонадежности клиента, его готовности к сотрудничеству, в том числе полноте и своевременности предоставления документов и пр.
1.18. Перечисление клиентом суммы денежных средств одному или нескольким контрагентам по одному основанию в течение небольшого периода при условии, что результат сложения перечисленных денежных средств (если бы они были перечислены на основании одного платежного документа) будет равен или превысит сумму 600 тыс. рублей либо ее эквивалент в иностранной валюте (дробление операции).
1.19. Предложение клиента осуществить возврат причитающейся суммы по расторгнутой сделке либо третьему лицу, в том числе на счет в банк-нерезидент, либо на свой счет в банк, из которого первоначально были перечислены средства для проведения данной сделки.
1.20. Настоятельное желание клиента работать самостоятельно с удаленного терминала.
1.21. Осуществление операций с использованием дистанционных систем обслуживания, в случае, если возникает подозрение, что такими системами пользуется третье лицо, а не сам клиент.
1.22. Немотивированное требование клиента о расторжении договора и/или возврате уплаченных клиентом денежных средств до фактического осуществления операции.
1.23. Существенное отклонение суммы сделки относительно действующих рыночных цен, в том числе по настоянию клиента.
1.24. Осуществление расчетов между сторонами сделки с использованием расчетных счетов третьих лиц.
1.25. Операции с участием физических или юридических лиц, адрес регистрации которых совпадает с местом регистрации (местом нахождения) лиц, включенных в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, сформированный в порядке, установленном федеральным законодательством.
1.26. Выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом N 115-ФЗ.
1.27. Отсутствие в поступившем расчетном или ином документе информации, указанной в пункте 1 статьи 7.2 Федерального закона N 115-ФЗ .
———————————
О плательщике — физическом лице, индивидуальном предпринимателе или физическом лице, занимающемся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой: фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), номера банковского счета, идентификационного номера налогоплательщика (при его наличии) либо адреса места жительства (регистрации) или места пребывания; плательщике — юридическом лице: наименования, номера банковского счета, идентификационного номера налогоплательщика или кода иностранной организации.
1.28. Отсутствие в поступившем расчетном или ином документе информации, указанной в пункте 7 статьи 7.2 Федерального закона N 115-ФЗ .
———————————
О плательщике — физическом лице, индивидуальном предпринимателе или физическом лице, занимающемся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой: фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), уникального присваиваемого номера операции (при его наличии), идентификационного номера налогоплательщика (при его наличии) либо адреса места жительства (регистрации) или места пребывания; о плательщике — юридическом лице: наименования, уникального присваиваемого номера (кода, пароля) операции, идентификационного номера налогоплательщика или кода иностранной организации.
1.29. Клиент является иностранным публичным должностным лицом, либо действует в интересах (к выгоде) иностранного публичного должностного лица, либо является супругом, близким родственником (родственником по прямой восходящей и нисходящей линии (родителем и ребенком, дедушкой, бабушкой и внуком), полнородным и неполнородным (имеющим общих отца или мать) братом и сестрой, усыновителем и усыновленным) иностранного публичного должностного лица.
1.30. Клиент, представитель клиента действуют в интересах общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных фондов, иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их представительств и филиалов, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации.
1.31. Клиент, представитель клиента, выгодоприобретатель или участник клиента — юридического лица является руководителем или учредителем общественной или религиозной организации (объединения), благотворительного фонда, иностранной некоммерческой неправительственной организации, ее филиала или представительства, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации.
1.32. Деятельность, связанная с реализацией, в том числе комиссионной, предметов искусства.
1.33. Возврат клиентом (представителем клиента) кредитной организации денежных средств контрагенту в течение короткого промежутка времени на счет указанного контрагента, отличный от счета, с которого данные денежные средства поступили клиенту.
1.34. Предоставление российскими юридическими лицами услуг по обмену «виртуальных валют» (Биткойн и пр.) на рубли и иностранную валюту, а также на товары (работы, услуги).
2. Признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, при проведении операций с денежными средствами в наличной форме и переводов денежных средств.
2.1. Открытие на имя одного клиента нескольких срочных депозитных счетов на сумму, не превышающую сумму, эквивалентную 600 тыс. рублей (кроме случаев, когда известно, что клиент, исходя из характера его деятельности, неоднократно (два и более раза) в течение определенного срока получает подобные суммы денежных средств), с последующим зачислением сумм по истечении срока вкладов (депозитов) на один счет и (или) последующим переводом в другую кредитную организацию.
2.2. Открытие в течение небольшого периода на имя одного клиента — юридического лица нескольких срочных депозитных счетов с внесением на них сумм менее 600 тыс. рублей либо их эквивалента в иностранной валюте при условии, что сумма всех размещенных денежных средств превышает средний остаток по текущему (расчетному) счету клиента — юридического лица, с которого вносились денежные средства, с последующим переводом денежных средств по истечении срока депозитов в другую кредитную организацию.
2.3. Неожиданное, нехарактерное для обычной деятельности клиента существенное увеличение денежных средств на его счете, которые в течение небольшого периода переводятся на его счет в другую кредитную организацию или используются для целей покупки иностранной валюты (с одновременным переводом денежных средств в пользу нерезидента) либо ценных бумаг на предъявителя.
2.4. Зачисление крупных сумм денежных средств (в том числе нарастающим итогом) от третьих лиц (за исключением кредитов) на банковские счета (депозиты, вклады) физических лиц и индивидуальных предпринимателей с последующим снятием этих средств в наличной форме либо с их последующим переводом на банковские счета (депозиты, вклады) третьих лиц.
2.5. Зачисление в течение небольшого периода крупных сумм денежных средств на счет клиента — юридического лица, операции по которому не производились в течение более трех последних месяцев или были незначительными в этот период по сравнению с обычной деятельностью такого клиента, с последующим снятием клиентом денежных средств в наличной форме либо их переводом на счет в другую кредитную организацию в течение одного или нескольких дней.
2.6. Перевод денежных средств на анонимный (номерной) счет (во вклад) за границу и поступление денежных средств с анонимного (номерного) счета (вклада) из-за границы на сумму менее 600 тыс. рублей либо ее эквивалента в иностранной валюте.
2.7. Существенное увеличение доли наличных денежных средств, вносимых на счет/снимаемых со счета клиентом — юридическим лицом, по сравнению с обычной практикой использования им своего счета.
2.8. Зачисление на счет (вклад) наличных денег в упаковках (пачках), опечатанных другой кредитной организацией.
2.9. Регулярное зачисление на счет клиента денежных средств в наличной форме в результате продажи кредитной организации или инкассирования чеков, эмитированных международной платежной системой, предполагающих последующий акцепт (например, American Express, Thomas Cook), с переводом всей или большей части суммы в течение одного операционного дня или следующего за ним дня на счет клиента, открытый в другой кредитной организации или в пользу третьего лица.
2.10. Зачисление на счет клиента значительного количества платежей от физических лиц на сумму, не превышающую сумму, эквивалентную 600 тыс. рублей, в том числе через кассу агента финансового мониторинга, если деятельность клиента не связана с оказанием услуг населению, сбором обязательных или добровольных платежей.
2.11. Использование клиентом — юридическим лицом счета для получения денежных средств с последующим их снятием в наличной форме на сумму менее 600 тыс. рублей либо ее эквивалента в иностранной валюте с последующим закрытием счета либо прекращением по нему операций.
2.12. Совершение безналичной конверсии денежных средств (в том числе в течение нескольких банковских дней, с осуществлением в каждом операционном дне конверсионных операций, размер которых не превышает эквивалента 600 тыс. рублей), предварительно внесенных (зачисленных) на банковский счет (банковский вклад) в наличной форме, с дальнейшим снятием конвертированных денежных средств в виде наличных денежных средств.
2.13. Систематическое снятие юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями со своих банковских счетов (депозитов) сумм наличных денежных средств в крупном размере, расчет объема которых осуществляется накопительным итогом, при условии что анализируемый период устанавливается исходя из общего объема оборотов по счетам клиента и может составлять от 1 до 6 календарных месяцев, и/или большой удельный вес (80% и более по отношению к общему дебетовому обороту) снятых наличных средств, а также перечисляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на счета пластиковых карт, открытых на балансе агента финансового мониторинга, с последующим снятием физическими лицами денежных средств в наличной форме или перечислением физическими лицами денежных средств на счета других физических лиц со снятием ими денежных средств в наличной форме (с использованием счетов клиентов, а также в случае наличия информации о таком снятии, осуществляемом с использованием счетов в других кредитных организациях), с учетом результатов:
— сравнительного анализа операций, предусматривающих зачисление на счета клиента, заявленным клиентом видам деятельности (указанным в уставе юридического лица, кодам ОКВЭД, поименованным в информационном письме Росстата или данным, содержащимся в информационной системе Росстата (ИСП), размещенной по адресу http://www.gmcgks.ru/webstatreg или с главной страницы сайта ГМЦ Росстата (http://www.gmcgks.ru);
— анализа запрошенных у клиента документов, являющихся основанием для зачисления денежных средств на счета клиентов (договоры, счета, счета-фактуры, накладные и пр.);
— анализа экономической составляющей, лежащей в основе снятия наличных денежных средств, а именно осуществление комплекса мероприятий, предусматривающих получение разъяснений клиента, осуществление анализа сегмента рынка с точки зрения обусловленности использования наличных денежных средств в качестве средства (способа) расчетов, выявление сезонности, вызывающей увеличение объема расчета наличными, и пр.;
— анализа занимаемого клиентом сегмента рынка;
— анализа документов, подтверждающих факт ведения реального бизнеса клиента (налоговые декларации, платежные поручения на уплату налоговых платежей, а также иных платежей в бюджетные и внебюджетные фонды, документы, подтверждающие выплату заработной платы (с использованием счетов в иных кредитных учреждениях));
— благонадежности клиента, его готовности к сотрудничеству, в том числе полноте и своевременности предоставления документов и пр.
2.14. Регулярное представление чеков, эмитированных кредитной организацией — нерезидентом и индоссированных нерезидентом, на инкассо, если подобный характер деятельности не соответствует условиям заключенных клиентом договоров и порядку проведения расчетов, установленному такими договорами.
2.15. Неоднократное (два и более раза) использование клиентом счета для получения наличных денежных средств, поступивших на счет в безналичном порядке против предъявленных к платежу (учету) векселей, переданных по индоссаменту (в том числе бланковому) первыми векселедержателями/лицами, приказу которых платеж должен быть совершен, являющимися российскими юридическими лицами.
2.16. Снятие физическими лицами (резидентами и нерезидентами) денежных средств в наличной форме в крупном размере (как в иностранной валюте, так и в валюте Российской Федерации), поступающих на счета физических лиц в безналичной форме от одного или нескольких юридических лиц — нерезидентов (в виде оплаты по контракту, договору, соглашению, выплаты вознаграждения за выполненные работы, оказанные услуги, переданные результаты интеллектуальной деятельности, в виде перечисления бонусов, получения и возврата займов, операций с векселями и т.п.), получивших, в свою очередь, денежные средства от юридических лиц — нерезидентов или резидентов по внешнеторговым договорам, не соответствующим по своему содержанию положениям письма Банка России от 15.07.1996 N 300 «О Рекомендациях по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов». При осуществлении вышеуказанных операций возможно дополнительное участие юридического лица (лиц) — резидента(-ов), выполняющего(-их) функции по аккумулированию на своем счете денежных средств в валюте Российской Федерации, поступающих от клиентов других банков, с одновременным наличием следующих характерных признаков:
— при наличии значительных оборотов безналичных денежных средств в течение операционного дня на конец операционного дня, ежедневные нулевые или незначительные (не более 5% от оборота безналичных денежных средств в течение операционного дня) остатки на счетах основных участников схемы по получению наличных денежных средств со счета (вклада);
— зачисление денежных средств на счета (вклады) физических лиц — нерезидентов (физических лиц — резидентов) и получение физическими лицами — нерезидентами (физическими лицами — резидентами) наличных денежных средств с указанных счетов (вкладов) в один операционный день;
— наличие одних и тех же участников, совпадающие адреса места нахождения организаций, осуществляющих такие операции;
— значительные объемы наличных денежных средств, неоднократно (два и более раза) получаемых физическими лицами — нерезидентами (физическими лицами — резидентами) со своих счетов (вкладов) в одном внутреннем подразделении кредитной организации (филиала);
— закрытие счетов (вкладов) участников схемы по получению наличных денежных средств со счета (вклада) после проведения определенного цикла таких операций либо резкое прекращение операций по данным счетам (вкладам).
2.17. Систематические переводы денежных средств со счета клиента — юридического лица на его счет в другой кредитной организации без видимого основания (например, без закрытия счета, не в целях погашения кредита, полученного от другой кредитной организации, при условии равных или более низких ставок по вкладам или равных либо худших условий обслуживания (тарифы, комиссии) в другой кредитной организации) с назначением платежа «перевод собственных средств» при условии, что сумма такого перевода превышает средний остаток на счете клиента — юридического лица за период, когда такие переводы не осуществлялись .
———————————
Решение о признании сделки подозрительной следует принимать на основании анализа информации, содержащейся в платежных инструкциях клиентов, являющихся юридическими лицами или ИП, при осуществлении ими регулярных или неоднократных переводов денежных средств на их счета в других кредитных организациях без видимого основания, в частности:
— без закрытия счета;
— при отсутствии у клиента ссудной задолженности, а также отсутствии у клиентов (их контрагентов) необходимости поддержания оборотов;
— без учета регионального или отраслевого фактора;
— не в целях обслуживания со взиманием более выгодного тарифа комиссионного вознаграждения;
— не в соответствии с требованиями регулирующих органов или вышестоящей организации либо без иного представленного клиентом формального обоснования — с назначением платежа «перевод собственных средств» (или аналогичных, например: «перевод средств между счетами предприятия», или «перечисление собственных средств», или «пополнение счета в другом банке», или «пополнение собственных средств», или «пополнение оборотных средств», «пополнение лицевого счета», «перевод на свой счет», «для зачисления на свой счет» и т.д.);
— при перечислении денежных средств по основаниям, указанным в предыдущем абзаце, в случае если денежные средства были ранее внесены на счет юридического лица/индивидуального предпринимателя в наличной форме или переведены в безналичном порядке физическим лицом, предварительно зачислившим денежные средства в наличной форме.
2.18. Регулярные зачисления крупных сумм денежных средств от третьих лиц (за исключением кредитов) на банковские счета (депозиты, вклады) физических лиц с последующим снятием этих средств в наличной форме, либо с их последующим переводом на банковские счета (депозиты, вклады) третьих лиц, либо с последующим проведением указанных операций в различных пропорциях в течение нескольких дней.
2.19. Зачисление на счет клиента в течение небольшого периода по одному и тому же основанию от одного или нескольких контрагентов денежных средств на сумму менее 600 тыс. рублей, либо ее эквивалента в иностранной валюте при условии, что результат сложения таких сумм будет равен или превысит сумму 600 тыс. рублей, либо ее эквивалент в иностранной валюте (дробление операции) с последующим быстрым переводом денежных средств на счет клиента, открытый в другой кредитной организации, или использованием денежных средств на покупку высоколиквидных активов, в том числе иностранной валюты, ценных бумаг.
2.20. Наличие у клиента расчетов по широкому спектру товаров, работ или услуг.
2.21. Внесение клиентом в кассу организации — профессионального участника рынка ценных бумаг единовременно или по частям наличных денежных средств в размере, равном или большем 600 тыс. рублей.
2.22. Использование в качестве средств платежа поддельных расчетных и кредитных банковских карт или иных платежных документов, не являющихся ценными бумагами (поддельные кредитные карты, поддельные «бонусные» карты, жетоны и т.п.).
2.23. Подозрение на использование в качестве средств платежа изъятых из оборота расчетных и кредитных банковских карт или иных платежных документов, не являющихся ценными бумагами (заблокированные владельцами банковские карты, изъятые из оборота бонусные карты игорного заведения).
2.24. Безналичные денежные переводы от организаций за участие в игре на тотализаторе или в букмекерской конторе.
2.25. Подозрение в использовании в качестве средств платежа поддельных банкнот Банка России или иностранной валюты (использование поддельных наличных денежных средств).
2.26. Настаивание клиента на проведении расчетов наличными денежными средствами.
2.27. Использование счетов, открытых в различных кредитных организациях, для расчетов в рамках одного договора.
2.28. Подозрение на предъявление поддельных лотерейных билетов при выигрыше.

Этапы, методы и способы легализации преступных доходов

В современных условиях легализация преступных доходов, как правило, является многоэтапным преступлением и включает систему многочисленных финансовых, а также иных операций. Независимо от того, кто фактически использует механизмы отмывания денег, принципы функционирования такого механизма являются аналогичными.

Отмывание денег следует рассматривать как динамичный процесс, предусматривающий ряд этапов (см. рисунок).

При этом денежные средства, получаемые в результате преступлений, часто переводятся за границу, а затем неоднократно проводятся через международную систему платежей, чтобы затруднить сквозную аудиторскую проверку.

Так, лица, желающие отмыть деньги, обычно обращаются к услугам одной из многочисленных правовых систем, которые обеспечивают оперативную регистрацию производственных предприятий. В настоящее время существует множество юрисдикций, регистрирующих за определенную плату оффшорные корпорации, которым разрешается совершать коммерческие операции только за пределами страны регистрации, и которые освобождаются от налогообложения или регулирования. Затем в стране, обеспечивающей финансовое убежище, размещается банковский депозит на счет соответствующей оффшорной компании, в отношении которой информация о личности владельца защищена законом о корпоративной тайне.

Таким образом, между правоохранительными органами и лицом, отмывающим деньги, образуется один слой банковской тайны, один слой корпоративной тайны и, возможно, дополнительный слой защиты, обеспечиваемый правом адвоката не разглашать информацию, полученную от клиента, если для учреждения и управления компанией в стране, гарантирующей корпоративную тайну, назначается адвокат. Кроме того, многие схемы отмывания денег предусматривают третий слой защиты — создание оффшорной компании. Такая компания на условиях доверительной собственности (траст) обычно защищена законами о коммерческой тайне и может обеспечить дополнительный уровень защиты в форме «оговорки о бегстве», которая не только разрешает, но даже вынуждает доверенное лицо изменять место регистрации компании, созданной на условиях доверительной собственности, если этой компании что-либо угрожает.

Адаптируясь к принимаемым контрмерам, преступники изыскивают все более изощренные методы легализации доходов. Зафиксировано как минимум две новые тенденции в этом вопросе.

Первая — растущая профессионализация данного рода деятельности. Фактически речь идет о создании своего рода «гильдии» специалистов в области отмывания, в которую входят бухгалтеры, юристы, экономисты и банкиры. Эти работники не связаны с преступным миром, они лишь выполняют функции по сокрытию источников доходов для последующего вложения их в легальный бизнес (ранее первая и вторая части операции проводились, как правило, разными лицами).

Вторая — интернационализация процесса легализации, вызванная интеграцией финансовых рынков и стремлением преступников скрыть свою незаконную деятельность за счет ее перехода в области деятельности тех стран, где финансовый контроль либо отсутствует, либо имеет существенные пробелы в валютном законодательстве (например, в ряде государств требования к банкам сообщать правоохранительным органам о крупных подозрительных сделках не распространяется на пункты обмена валюты) или же соответствующие возможности правоохранительных органов являются крайне ограниченными.

К особенностям типичного налогового (финансового) убежища следует отнести:

  • Ш отсутствие каких-либо договоренностей об обмене информацией в фискальных целях с другими странами, т.е. власти такого рода юрисдикции не предоставляют официальную информацию по зарегистрированным оффшорным компаниям, а правительства относительно неуступчивы к давлению извне и не обращают внимания на негативное отношение к этому международного сообщества;
  • Ш наличие упрощенных процедур создания компаний при сведении до минимума их финансовой отчетности;
  • Ш наличие законодательства о корпоративной тайне;
  • Ш первоклассные средства электронной связи;
  • Ш жесткое законодательство о банковской тайне;
  • Ш массовый туристический бизнес, которым можно объяснить большой приток наличных денег;
  • Ш использование ведущей мировой валюты, предпочтительно доллара США, в качестве местной денежной единицы;
  • Ш высокая степень зависимости экономики от сектора финансовых услуг;
  • Ш географическое положение, которое облегчает деловые поездки из страны с жесткими нормами к богатым соседям.

В качестве дополнительных характеристик можно рассматривать такие, как смещение часового пояса, наличие свободной экономической (торговой) зоны и регистра судов под «удобным» флагом.

Особенности оффшорных финансовых центров и правовых систем, гарантирующих банковскую тайну, можно рассматривать в качестве инструментария, который активно используется не только для отмывания доходов от оборота наркотиков и других преступлений, но и как средство совершения некоторых видов финансовых преступлений.

Основой успешного отмывания денег является стремление в максимально возможной степени имитировать законные сделки. В результате фактически используемые при легализации преступных доходов приемы являются незначительными вариациями тех методов, которые постоянно используются в рамках законных коммерческих операций.

В руках преступников метод трансфертных цен, используемый в отношениях между филиалами транснациональных корпораций, превращается в процесс выставления фиктивных счетов; межфилиальные сделки с недвижимостью становятся операциями по приобретению собственности с одновременной продажей; фондовые операции по хеджированию, страхованию или сделки с опционом — в двойные или перекрестные сделки, а гарантийные суммы — в так называемые подпольные банковские операции. Внешне такие законные и незаконные операции практически невозможно различить. Их различие становится очевидным только в том случае, если ведется расследование конкретного преступления и начинается последовательное прослеживание этапов продвижения денег.

Мошенники используют в настоящее время множество способов для отмывания денег, и выбор их во многом зависит от следующих критериев.

Непосредственная экономическая обстановка. Хотя для отмывания денег могут использоваться любые прикрытия и любые формы, на практике выбираются те из них, которые наиболее близки к профилю обычных предприятий в том регионе или государстве, в которых отмываются деньги.

Масштабы. Методы для периодического отмывания небольших сумм используются иные, чем для отмывания крупных сумм.

Временной фактор. Выбор метода во многом зависит от операции, которая может иметь единовременный (или единичный) характер или же постоянную основу, а также от того, насколько срочно необходимо провести операцию.

Степень доверия участвующим в отмывании денег учреждениям и лицам. Она зависит от оценки того, чем рискуют потенциальные партнеры (соучастники) при сотрудничестве или предательстве и каково их место на условном графике, характеризующем взаимозависимость таких параметров, как страх и алчность.

Репутация правоохранительных органов. Отмывание денег требует времени и средств. Количество энергии и средств, которые необходимо затратить, чтобы создать многоярусное прикрытие и запутать след, зависит от оценки того, насколько серьезно и эффективно работают следственные органы в тех местах, где происходит отмывание денег.

Перспективные планы распоряжения легализованными средствами. Применение различной практики отмывания денег может зависеть от того, предназначены ли они для немедленного расходования, для сохранения в видимой или невидимой формах или для реинвестирования. Технология легализации преступных доходов постоянно совершенствуется. Эксперты отмечают, что отмыванию способствует появление «электронных кошельков», активное использование сетей Интернета (в том числе и анонимных платежных карточек в электронной торговле). Появилось программное обеспечение, позволяющее одновременно дробить до 40 тысяч банковских проводок с целью сокрытия перемещения крупных сумм грязных денег.

В последнее время эксперты отмечают факты отмывания преступных доходов через опционы, форвардные контракты (особенно на валютном рынке). Активно стала использоваться для легализации покупка фирм или их акций при помощи механизма выкупа предприятий за счет заемных средств преступного происхождения.

Отмывание грязных денег активно идет через операции с недвижимостью и произведениями искусства за счет резкого завышения цены. Отслеживание операций затруднено, так как, по мнению экспертов, преступники эффективно используют методы защиты информации в Интернете и при мобильной связи. По мнению ряда специалистов, организованная преступность уже подготовила пути отхода из оффшорных зон. Одним из таких способов признается использование Интернета. Через Интернет могут оказываться самые различные финансовые услуги в интересах организованных преступных группировок. Кроме того, Интернет в ряде случаев позволяет применять усовершенствованные схемы отмывания, которые считаются даже более прозрачными, чем «классические» способы.

Анализ практики борьбы с отмыванием грязных денег позволил экспертам правоохранительных органов сформулировать так называемые «Десять основных законов отмывания денег»:

Чем успешнее механизм отмывания преступных доходов будет имитировать характер и процедуры законных сделок, тем меньше вероятность его обнаружения.

Чем глубже незаконная деятельность проникает в легальную экономику, тем меньше возможностей для их институционального и функционального разделения, тем сложнее выявить случаи отмывания денег.

Чем ниже доля незаконных средств в легальных финансовых потоках, проходящих через данное коммерческое предприятие, тем сложнее выявить случаи отмывания денег.

Чем выше удельный вес сферы «услуг» по отношению к производству материальных товаров в экономике страны, тем легче отмывать деньги в этой стране.

Чем больше структура производства и распределения нефинансовых товаров и услуг зависит от мелких и самостоятельных фирм или лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, тем труднее отделить законные сделки от незаконных.

Чем шире возможности использования чеков, кредитных карточек и других инструментов оплаты без использования наличных средств для проведения незаконных финансовых операций, тем сложнее выявить случаи отмывания денег.

Чем ниже степень финансово-правового регулирования законных сделок, тем сложнее отслеживать и нейтрализовать незаконные потоки денежных средств.

Чем меньше доля незаконных доходов в объеме законных поступлений из-за границы в любую страну, тем труднее отделить преступные доходы от законных.

Чем больше делается для создания суперрынка финансовых услуг, чем больше различные финансовые услуги могут удовлетворяться одним комплексным многоструктурным учреждением, а также чем мельче функциональное и институциональное разделение финансовой деятельности, тем труднее работа по выявлению случаев отмывания денег.

Чем острее нынешнее противоречие между глобальным характером деятельности финансовых рынков и их государственным регулированием, тем сложнее выявить случаи отмывания денег.

«ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИЯМ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ИМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЁМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА (издание …»

Pages: | 1 || — —

по беспроцентному займу свыше 600 тысяч рублей — направлять сообщение, как об операции, подлежащей обязательному контролю, по процентному займу — если процентная ставка ниже ставки рефинансирования Банка России, то направлять как по необычной сделке, причм независимо от суммы операции.

Кроме того, данная операция может быть отнесена к сомнительным, в том случае, если она подпадает хотя бы под один из критериев либо признаков необычных операций, определнных Приказом Росфинмониторинга от 8 мая 2009 г. № 103.

У Вас покупают вексель:

если физическим лицом приобретаются ценные бумаги (в Вашем случае — вексель) за наличный расчт и сумма превышает 600 тысяч рублей, то необходимо сообщить в Росфинмониторинг как об операции, подлежащей обязательному контролю, также направляете сообщение в Росфинмониторинг в случаях, если операция подпадает под критерии и признаки необычных (сомнительных) сделок. Если под такие критерии и признаки не подпадает, но Вы сами вс же считаете, что операция является сомнительной, то также направляете сообщение.

Вопрос: Если мы знаем, что сумма по сделке с недвижимостью в несколько раз занижена — отправляем сообщение как о сомнительной операции. А что указывать в Дополнительной информации в форме 4-СПД – что это необычная операция по нашему мнению или по экспертному заключению стоимость объекта значительно выше?

Ответ: Однозначно, такая сделка является сомнительной. Один из признаков необычных сделок (Приказ Росфинмониторинга от 8 мая 2009 г.

№ 103 (в редакции Приказа Росфинмониторинга от 23 августа 2013 г. № 213) звучит так:

Совершение сделки с недвижимым имуществом по цене, отличной от рыночной в 2 и более раз.

Этим и руководствуйтесь при направлении подобных сообщений.

Вопрос: Подскажите, пожалуйста, подаются ли организациями, осуществляющими операции по купле-продаже ювелирных изделий, сведения в Росфинмониторинг по договору уступки права требования?

Ответ: Да, ювелирные компании должны сообщать о каждом движении – причм как денежных средств, так и товара, при условии, что сумма превышает 600 тысяч рублей.

Кроме того, не забывайте, что Ваши операции могут подпадать под критерии и признаки необычных сделок. В таких случаях минимальный порог суммы для направления сообщений в Росфинмониторинг отсутствует.

Вопрос: Запрос замены записи должен быть в течение 3-х рабочих дней с момента изменений. Значит нужно составлять какой-то документ с указанием даты, о том, что были выявлены изменения?

Ответ: Обязательно составляется внутреннее сообщение о сделке. О том, какие позиции должно содержать это сообщение Вы можете узнать в Постановлении Правительства РФ от 30 июня 2012 г. № 667 (или смотрите образец такого сообщения – Приложение № 1 к настоящей Книге).

Вопрос: Организация купила оборудование в лизинг, оборудование привезено и введено в эксплуатацию. Организация хочет передать его в сублизинг. Каковы требования к сублизингодателю?

Должны ли быть в уставе указаны виды деятельности, связанные с лизингом?

Должны ли присутствовать соответствующие ОКВЭДы в ЕГРЮЛ?

Нужно ли о данной сделке сообщать в Росфинмониторинг и, соответственно, предварительно встать к ним на учт?

Ответ: Естественно, к сублизингодателю относятся все те же требования, что и к лизингодателю.

До момента передачи имущества в лизинг Ваш контрагент обязан внести соответствующие ОКВЭДы, встать на учт в Росфинмониторинг и начать предпринимать все необходимые меры, определнные законодательством о ПОД/ФТ.

Вопрос: должны ли агентства недвижимости отчитываться в Росфинмониторинг по вопросам коммерческой аренды (т.е., с помещений, с которых агентство недвижимости получает доход сдавая их в аренду третьим лицам)?

Ответ: По аренде сообщать в Росфинмониторинг не нужно.

Вопрос: Сотрудник банка, в котором открыт счт нашей компании, говорит, что информацию в Росфинмониторинг он отправляет, только если сумма сделки превышает единовременно 600 тысяч рублей, по сделкам менее этой суммы он говорит, что сведения в Росфинмониторинг не отправляет.

Если банк не отправляет, может и нашей организации не отправлять?

Ответ: Банк не вправе Вас информировать о том, направляют они или нет сообщения по Вашим сделкам в Росфинмониторинг (как и Ваша компания не вправе информировать своих клиентов и иных лиц о Вашем взаимодействии с Росфинмониторингом).

Советую Вам самостоятельно принимать решения, а не основываться на том, что Вам сказали в другой организации (в Вашем случае – в банке).

Вопрос: Организация создана давно, приходится отчитываться по старым сделкам, по решению сформирован уставный капитал, в нем взнос 1 000 000 руб. обозначен. Учредитель внес 500 000 руб в кассу, потом 200 000 руб на р/сч и позже 300 000 руб. еще раз в кассу. Немного непонятно с какой суммы отчитываться и какую сумму указывать в сообщении в Росфинмониторинг?

Ответ: Согласно требований 115-ФЗ необходимо сообщать в Росфинмониторинг об операциях, которые вносит физическое лицо в кассу организации (наличными). Таким образом, в Вашем случае, полагаю, что сообщать следует о сумме 800 тыс. руб. (500+300 тыс. руб.).

Идентификация клиентов (лиц, находящихся на обслуживании в организации), а также представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев Все организации, указанные в ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ, обязаны проводить идентификацию своих клиентов, а также представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев.

Идентификация осуществляется в соответствии с требованиями, изложенными в ст. 7, 7.3 (идентификация иностранных публичных должностных лиц и иных лиц) вышеуказанного закона, а также Приказа Росфинмониторинга от 17 февраля 2011 г. № 59 (вступил в законную силу 22 июля 2011 г.). Организации, поднадзорные Банку России с 1 марта 2015г., должны руководствоваться Положением Банка России от 12 декабря 2014 г.

№ 444-П.

На вышеуказанном Приказе Росфинмониторинга остановлюсь подробнее (требования Банка России во многом схожи).

Из нового (что ранее рекомендовалось, но не требовалось от организаций):

Вышеуказанный Приказ определяет, что способ проведения идентификации клиентов и выгодоприобретателей теперь необходимо указывать в Правилах внутреннего контроля. Рекомендуется идентифицировать с помощью анкетирования, как это делают, к примеру, банки и страховые компании, но организация может также самостоятельно установить способ проведения идентификации, например, через указание сведений клиентов при заключении с ними договорных отношений.

По новому Приказу необходимо будет в письменном виде (в любой произвольной форме) фиксировать:

— Для физических лиц: Является ли клиент иностранным публичным должностным лицом, его супругом, близким родственником (родственником по прямой восходящей или нисходящей линии (родителем или ребенком, дедушкой, бабушкой или внуком), полнородными или неполнородными (имеющим общего отца или мать) братом или сестрой, усыновителем или усыновленным),

— Оценку риска осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (в соответствии с критериями оценки риска установленными Правилами внутреннего контроля) – к примеру: повышенная, средняя, низкая (критерии оценки риска приведены в Информационном письме Росфинмониторинга от 02.08.2011 г. 17),

— Информацию о сверке клиента с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму,

— Является ли клиент лицом, имеющим регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использует ли клиент счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве.

Касаемо организаций, не выполняющих требования ФАТФ, на сегодняшний день их всего 2 — Иран и Северная Корея. Если Ваши клиенты из этих государств, то Вы должны зафиксировать такой факт письменно, при этом направлять сообщения по этим клиентам в Росфинмониторинг НЕ обязательно. Но необходимо уделять повышенное внимание операциям, которые осуществляют эти клиенты.

В Приложении № 2 к этой книге я предлагаю Вам вариант формы внутреннего сообщения, которое нужно заполнять в связи с требованиями Приказа Росфинмониторинга от 17 февраля 2011 г. № 59, доработанный в соответствии с требованиями, изложенными в Федеральном законе от 03.12.2012 № 231-ФЗ.

Кроме того, Федеральным законом от 28.06.2013 г. № 134-ФЗ введено понятие понятие «бенефициарный владелец» — физическое лицо, прямо либо косвенно (через 3-х лиц) владеющее (имеющее преобладающее участие в более чем 25% капитала) клиентом – юридическим лицом либо имеющее возможность контролировать его действия.

Организации при проведении идентификации помимо клиентов, выгодоприобретателей, лиц по доверенности и т.д., обязаны теперь идентифицировать и бенефициарных владельцев – указывать сведения о них при анкетировании либо в ином документе по идентификации.

Вопрос: Подскажите, пожалуйста, если в день сотни клиентов, как быть в такой ситуации? Заполнить на каждого анкету это не реально. Можно разработать в БД (база данных) форму, чтобы это форма была в электронном виде и при любом запросе эту форму можно было бы распечатать?) Ответ: Возможно фиксировать все идентификационные сведения о клиентах в электронном виде, а при необходимости их можно распечатать.

При этом Вы должны быть уверены в наджности электронного носителя — в том, что он спустя время будет рабочим (то есть, все данные через несколько лет будут сохранены на нм), для этого я рекомендую делать резервную копию и хранить параллельно сведения на ином электронном носителе, а также Вы должны быть уверены, что Ваш электронный носитель не попадт в другие руки.

Вопрос: Какую документацию нам надо хранить в нашем архиве по финансовому мониторингу?

Ответ: Договора с клиентами, анкеты клиентов (если ведте), иные документы, подтверждающие идентификацию клиентов, формы 4-СПД, почтовые квитанции к ним и т.д.

Вопрос: имеются ли какие-либо особенности по финансовому мониторингу для агентства недвижимости, зарегистрированного в форме ИП?

Ответ: Никаких особенностей нет.

Вопрос: Подскажите, пожалуйста, нужно ли выявлять среди своих клиентов бенефициарного владельца индивидуального предпринимателя или это касается только юридических лиц.

Ответ: В соответствии со 115-ФЗ необходимо выявлять бенефициарных владельцев юридических лиц.

То есть, исходя из текста данного закона идентификация бенефициаров ИП в настоящее время не требуется.

Вопрос: хотелось бы узнать насчет идентификации клиента. Нужно идентифицировать клиента только по виду деятельности, подпадающей по законодательство о ПОД/ФТ или клиентов и по другим операциям?

Например, мы занимаемся драгоценными и цветными металлами, нужно ли идентифицировать клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца при сдеках по покупке / продаже цветных металлов или только по драгметаллам?

Ответ: Нужно проводить идентификацию ВСЕХ клиентов, поскольку законодательство не разделяет клиентов по категориям.

Порядок выявления иностранных публичных должностных лиц

Выявление иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации проводится в соответствии со ст. 7.3 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ (с учтом изменений, принятых Федеральным законом от 03.12.2012 г. № 231ФЗ).

Как выявлять иностранных публичных должностных лиц (сокращнно

— ИПДЛ)?

Если идентификация в Вашей компании осуществляется с помощью анкетирования, то тогда можно в анкету клиента внести графу «Являетесь ли Вы иностранным публичным должностным лицом либо ближайшим родственником такого лица, либо должностным лицом публичных международных организаций, а также лицом, замещающим (занимающим) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях».

Ваш клиент при заполнении анкеты указывает: «Да» или «Нет». Такая практика распространена в банках. Но важно понимать, что Вы в своих компаниях также обязаны подобную систему внедрять.

Можете воспользоваться формой внутреннего сообщения, которое также содержит сведения об ИПДЛ, в Приложении № 2 к данной книге.

Каких-либо официальных рекомендаций по выявлению указанных лиц не существует, кроме Информационного письма Росстрахнадзора от 08.02.2010 № С-933/03-04, которое он издал для ранее поднадзорных ему страховых компаний. Вот что в нм говорится по этому поводу:

«На основании рекомендаций международных организаций в сфере противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путм, и финансированию терроризма, при выявлении ИПДЛ, возможно использовать документы и сведения, полученные при идентификации клиента, сведения, полученные в результате собственного изучения общедоступных источников (периодические издания, поисковые сервисы в Интернете), а также коммерческие списки, разрабатываемые третьими лицами.

Вместе с тем, процедуры по выявлению ИПДЛ среди физических лиц, находящихся, либо принимаемых на обслуживание, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе страховые, должны проводить самостоятельно».

Несмотря на то, что эти рекомендации были изданы для страховых компаний, любая другая организация может ими воспользоваться при осуществлении своей деятельности по выявлению ИПДЛ.

Хранение документов в целях ПОД/ФТ

В соответствии с законодательством о ПОД/ФТ организациями обеспечивается хранение в течение не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом:

а) документов, содержащих сведения о клиенте организации, представителе клиента, выгодоприобретателе, полученных на основании Федерального закона, иных принятых в целях его исполнения нормативных правовых актов Российской Федерации, а также Правил внутреннего контроля;

б) документов, касающихся операций (сделок), сведения о которых представлялись в Федеральную службу по финансовому мониторингу, и сообщений о таких операциях (сделках);

в) документов, касающихся операций, подлежащих документальному фиксированию в соответствии со статьй 7 Федерального закона и настоящим документом;

г) документов по операциям, по которым составлялись внутренние сообщения;

д) внутренних сообщений;

е) результатов изучения оснований и целей выявленных необычных операций (сделок);

ж) документов, относящихся к деятельности клиента (в объме, определяемом организацией), в том числе деловой переписки и иных документов по усмотрению организации;

з) иных документов, полученных в результате применения правил внутреннего контроля.

Хранение информации и документов в организации обеспечивается таким образом, что они могут быть своевременно доступны Федеральной службе по финансовому мониторингу, а также иным органам государственной власти в соответствии с их компетенцией в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Учет и хранение информации и документов, полученных в результате реализации правил внутреннего контроля и программ его осуществления, осуществляет специальное должностное лицо.

Доступ к информации и документам является закрытым и предоставляется только с разрешения руководителя организации.

– &nbsp– &nbsp–

Проверки организаций, указанных в ст. 5 Федерального закона № 115ФЗ от 07.08.2001 г., проводятся надзорными органами в лице Росфинмониторинга, Банка России, Пробирной палаты, Роскомнадзора.

Проверки бывают: плановые и внеплановые, камеральные (в адрес организации направляется письменный запрос с требованием предоставить копии документов для проверки – копии документов направляются по почте в адрес надзорного органа) и выездные (сотрудники надзорного органа непосредственно выезжают по адресу организации и проводят проверку).

В случае выявления нарушений законодательства о ПОД/ФТ составляются протоколы об административных правонарушениях по ст.

15.27 КоАП РФ – протоколы составляются, как правило, и в отношении юридического лица и в отношении должностного лица организации.

Далее, в надзорном органе, проводившем проверке проходит рассмотрение административных дел по ст. 15.27 КоАП РФ, в ходе которого принимаются решения о назначении административных наказаний в соответствии с этой статьй.

Кроме того, проверить организации по вопросам ПОД/ФТ вправе также органы прокуратуры на местах.

В случае выявления нарушений законодательства о ПОД/ФТ органы прокуратуры возбуждают административное производство на основании таких фактов. Материалы административного производства направляются в надзорный орган в соответствии с подведомственностью организации, в отношении которой возбуждено дело.

Далее также как и описано выше в надзорном органе проходит рассмотрение административного дела и выносится соответствующее решение.

Вопрос: Составлен административный протокол за непрохождение сотрудниками нашей организации обучения по ПОД/ФТ. Как нам избежать административного штрафа?

Ответ: Аппелировать к своему надзорному органу (предоставить к рассмотрению административного дела письменное ходатайство, составленное в произвольной форме) – просить о вынесении предупреждения, поскольку:

— данное правонарушение (по ст. 15.27 КоАП РФ) совершено впервые,

— нарушения, указанные в их предписании, устранены,

— Ваша организация раскаивается в совершении правонарушения,

— предпринимаются меры по недопущению в дальнейшем подобных правонарушений,

— в случае наложения штрафных санкций, они будут иметь тяжлые последствия для дальнейшего развития Вашего бизнеса,

— указать, что у Вас, как руководителя организации, находятся на иждивении несовершеннолетние (или престарелые родители) и т.д.

Все вышеуказанные факторы не «обнуляют» факт того, что было совершено административное правонарушение, но играют роль смягчающих обстоятельств.

При наличии большого числа таких факторов велика вероятность, что Ваш проверяющий надзорный орган (в случае первичного нарушения) ограничится письменным предупреждением.

Если же назначат штраф, то Вы можете обратиться в суд и постараться обжаловать это в суде, попросить суд признать малозначительность совершнного правонарушения.

– &nbsp– &nbsp–

Мною, специалистом (либо менеджером и т.п.) ООО «……» в ходе осуществления своей профессиональной деятельности «____»

________________________ 20__ г. выявлена операция, совершнная «____»

____________ 20__ г., связанная с предоставлением беспроцентного займа юридическим лицом физическому лицу (или связанная с осуществлением сделки с недвижимым имуществом… или… необычной сделки в соответствии с п. __ Приказа Росфинмониторинга от 23.08.2013 г. № 231 и (или) п. __ Правил внутреннего контроля ООО «….») на сумму …….. рублей.

Данная операция совершена между следующими лицами:

Описание возникших затруднений квалификации операции как подлежащей обязательному контролю или причины, по которой операция (сделка) квалифицируется как необычная: _____________________________

Данная Форма предоставляется мною специальному должностному лицу, ответственному за соблюдение правил внутреннего контроля ООО «……» Ф.И.О. для дальнейшего принятия им решения о направлении сведений по указанной операции в Росфинмониторинг.

Настоящая Форма предоставлена: Должность, Ф.И.О., подпись, дата Настоящая Форма получена: Спец. Должн. Лицо ООО «….»,Ф.И.О., подпись, дата Подпись непосредственного руководителя сотрудника, составившего сообщение об операции (сделке) (в случае его наличия) Специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля ООО «……» Ф.И.О., рассмотрев настоящее

Уведомление решил:

Уведомить руководителя организации об операции, указанной выше, для принятия им решения об отправке сведений по данной сделке в Росфинмониторинг.

Ф.И.О., подпись, дата Руководитель ООО «……» получил от специального должностного лица ООО «……», ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля, Ф.И.О. настоящее Уведомление принял решение об отправке сведений по данной сделке в Росфинмониторинг.

Ф.И.О., подпись, дата Действия, предпринятые ООО «……» в отношении клиента в связи с выявлением необычной операции (сделки) или е признаков: ______________

– &nbsp– &nbsp–

Сведения о физическом лице (Ф.И.О. клиента, паспортные данные, дата и место рождения, адрес государственной регистрации, паспортные данные физического лица, ИНН (при наличии) или Сведения о юридическом лице (название, ИНН, ОГРН, адрес государственной регистрации, место государственной регистрации) Оценка риска осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (в соответствии с критериями оценки риска установленными Правилами внутреннего контроля) – к примеру: повышенная, средняя, низкая Информация о сверке клиента с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму Для физических лиц (со слов самого клиента): Является ли клиент иностранным публичным должностным лицом, а также его (е) супругом и близким родственником (родственником по прямой восходящей и нисходящей линии (родителем и ребнком, дедушкой, бабушкой и внуком), полнородным и неполнородным (имеющим общих отца или мать) братом и сестрой, усыновителем и усыновленным), должностным лицом публичных международных организаций, а также лицом, замещающим (занимающим) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации Является ли клиент лицом, имеющим регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) либо использует ли клиент счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (в настоящее время таких государств – 2: Иран и Северная Корея)

– &nbsp– &nbsp–

Вопрос 1. Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежат согласованию:

1. С Минфином России

2. С Банком России

3. С надзорным органом или Росфинмониторингом, в случае отсутствия в сфере деятельности организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, надзорного органа

4. С Руководителем организации

5. Утверждаются руководителем, но не подлежат согласованию с надзорными органами Вопрос 2. При разработке программы идентификации целесообразно предусмотреть:

1. Анкетирование — составления документа, содержащего сведения о клиенте организации и его деятельности, а также сведения о выгодоприобретателе

2. Составление досье на клиента и выгодоприобретателя

3. Аудиозапись разговора с клиентом

4. Видеозапись Вопрос 3. Что необходимо предусмотреть в программе идентификации

1. Порядок выявления среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, а также их супругов и близких родственников (родственников по прямой восходящей и нисходящей линии (родителей и детей, дедушек, бабушек и внуков), полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер, усыновителей и усыновленных)

2. Порядок принятия на обслуживание иностранных публичных должностных лиц

3. Меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц

4. Порядок периодического обновления сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей, а также обновления информации о находящихся у нее на обслуживании иностранных публичных должностных лицах

5. Все перечисленное верно Вопрос 4. В каких случаях проводится дополнительный инструктаж (для организаций, поднадзорных Банку России – целевой (внеплановый) инструктаж):

1. При изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

2. При утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления;

3. При переводе сотрудника организации на другую постоянную работу (временную работу) в рамках организации в случае, когда имеющихся у него знаний в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма недостаточно для соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

4. Варианты 1,2,3 верны

5. Нет правильных вариантов ответа Вопрос 5. В каком из перечисленных случаев операция подлежит обязательному контролю

1. Если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 500 тыс.

руб., а по своему характеру относится к одному из видов операций, предусмотренных ст. 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

2. Если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 тыс.

руб., а по своему характеру относится к одному из видов операций, предусмотренных ст. 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

3. Если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 900 тыс.

руб., а по своему характеру относится к одному из видов операций, предусмотренных ст. 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

4. Если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 1 млн.

руб., а по своему характеру относится к одному из видов операций, предусмотренных ст. 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Вопрос 6. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны хранить сведения, необходимые для идентификации лица:

1.Не менее трех лет со дня прекращения отношений с клиентом.

2. Не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.

3. Не менее пяти лет со дня совершения операции.

4. Не менее трех лет со дня совершения операции.

Вопрос 7. Что из перечисленного может служить примером действий при легализации преступных доходов?

1. Лицо приобретает за наличные денежные средства крупную сумму иностранной валюты и вывозит ее за границу

2. Лицо делает несколько банковских вкладов, не превышающих суммы подлежащей обязательному контролю в соответствии с законодательством о ПОД/ФТ операции;

3. Лицо обменивает мелкие купюры на крупные купюры. Для этого он посещает несколько банков, чтобы не вызвать подозрения

4. Все перечисленное — примеры легализации преступных доходов Вопрос 8. Когда возможно обнаружить факт легализации преступных доходов:

1. Ввод наличности в финансовую систему

2. Перевозка наличности через границы

3. Перевод денег между различными финансовыми учреждениями

4. Приобретение и использование активов

5. Легализацию преступных доходов можно обнаружить в любом из перечисленных случаев Удачи Вам и Успехов в противодействии легализации преступных доходов и противодействии финансированию терроризма!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *