Лесной план

Приложение 1

Типовая форма лесного плана субъекта Российской Федерации


I. Характеристика состояния лесов и их использования
1.1. Информация о состоянии лесов и об изменении состояния лесов, их целевом назначении по лесничествам и лесопаркам, а также о лесорастительных зонах и лесных районах (по состоянию на год, предшествующий году разработки лесного плана субъекта Российской Федерации, в том числе отображаемая на тематических картах согласно приложению 1 к настоящей Типовой форме лесного плана субъекта Российской Федерации):
а) количественная и качественная оценка изменений состояния лесов за предшествующий разработке лесного плана субъекта Российской Федерации (далее — лесной план) 5-летний период;
б) показатели лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, распределение их площади по лесным районам (в том числе по форме, указанной в приложении 2 к настоящей Типовой форме лесного плана субъекта Российской Федерации);
в) анализ существующего распределения состава лесов по их целевому назначению;
г) распределение лесных насаждений по группам древесных пород и группам возраста (в том числе по форме, указанной в приложении 3 к настоящей Типовой форме лесного плана субъекта Российской Федерации;
д) породная и возрастная структура лесных насаждений по лесничествам и лесопаркам;
е) показатели эксплуатационных лесов по лесничествам и лесопаркам (в том числе по форме, указанной в приложении 4 к настоящей Типовой форме лесного плана субъекта Российской Федерации);
ж) характеристика состояния лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях федерального, регионального, местного значения и динамика их изменения;
з) информация о деятельности, направленной на сохранение окружающей среды и биологического разнообразия в лесах, включая информацию о выделении зон охраны охотничьих ресурсов;
и) иные сведения о состоянии лесов и об изменении состояния лесов, об их целевом назначении по лесничествам, лесопаркам, а также о лесорастительных зонах и лесных районах.
1.2. Социально-экономическая оценка использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на территории субъекта Российской Федерации за год, предшествующий году разработки лесного плана:
а) доходы от использования лесов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
б) объемы лесопромышленного производства и экспорта продуктов переработки древесины и иных лесных ресурсов (в том числе по форме, указанной в приложении 5 к настоящей Типовой форме лесного плана субъекта Российской Федерации);
в) характеристика занятости населения в лесном секторе экономики субъекта Российской Федерации, включая численность работающих, средний уровень заработной платы, социальное обеспечение;
г) анализ проведенных мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов по лесничествам и лесопаркам, включая:
запланированные и фактически выполненные объемы профилактических противопожарных, санитарно-оздоровительных мероприятий, мероприятий по семеноводству, заготовке семян, выращиванию посадочного материала лесных растений, лесовосстановлению и лесоразведению, по уходу за лесами;
количество и площадь лесных пожаров;
размер ущерба, причиненного лесам негативным воздействием, изменение площади очагов вредных организмов и площади лесов, поврежденных иным негативным воздействием, площади погибших лесов;
характеристику лесосеменного хозяйства, наличие объектов единого генетико-селекционного комплекса (ЕГСК) по лесничествам (лесопаркам);
процент заготовленных семян с улучшенными наследственными качествами в общем объеме их заготовки;
обеспеченность лесовосстановительных работ посадочным материалом лесных растений;
площадь лесных культур, переведенных в покрытые лесной растительностью земли, ее отношение к площади созданных за тот же период лесных культур и к площади списанных (погибших), площадь, занимаемая лесными насаждениями, пройденными рубками ухода в молодняках и прореживанием;
д) характеристика транспортной доступности освоения лесов, включая данные о существующих транспортных путях в лесах (включая лесные дороги), их протяженности и состоянии по лесничествам и лесопаркам (расстояние вывозки древесины и других лесных ресурсов с указанием пунктов погрузки заготовленной древесины). Обеспеченность транспортными путями в сравнении с потребностью в них.
1.3. Возрасты рубок основных лесообразующих пород по лесным районам субъекта Российской Федерации:
данные об утвержденных возрастах рубок основных лесообразующих пород по лесным районам субъекта Российской Федерации, лесничествам и лесопаркам (в том числе по форме, указанной в приложении 6 к настоящей Типовой форме лесного плана субъекта Российской Федерации).
1.4. Характеристика лесосырьевого потенциала и его использования, определение потребности общества в лесах и лесных ресурсах:
а) характеристика использования лесов отдельно по видам использования лесов, предусмотренным статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5278; 2008, № 20, ст. 2251, № 30 (ч. 1), ст. 3597, ст. 3599, № 30 (ч. 2), ст. 3616, № 52 (ч. 1), ст. 6236; 2009, № 11, ст. 1261, № 29, ст. 3601, № 30, ст. 3735, № 52 (ч. 1), ст. 6441; 2010, № 30, ст. 3998; 2011, № 1, ст. 54, № 25, ст. 3530, № 27, ст. 3880, № 29, ст. 4291, № 30 (ч. 1), ст. 4590), в том числе:
возможные и фактические объемы заготовки древесины (в том числе по формам, указанным в приложениях 7 — 11 к настоящей Типовой форме лесного плана субъекта Российской Федерации), живицы (в том числе по форме, указанной в приложении 12 к настоящей Типовой форме лесного плана субъекта Российской Федерации), недревесных, пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений (в том числе по форме, указанной в приложении 13 к настоящей Типовой форме лесного плана субъекта Российской Федерации);
характеристика организации охотничьего хозяйства (наличие и состояние охотничьих угодий, их изученность и использование, охотничья инфраструктура, а также границы зон охраны охотничьих ресурсов);
характеристика лесных участков, пригодных для ведения сельского хозяйства, и состояние их использования;
возможное использование лесов для иных видов, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации;
б) характеристика экологического, санитарно-оздоровительного потенциала лесов;
в) годовая потребность субъекта Российской Федерации в древесине и иных лесных ресурсах, степень ее удовлетворения (соотношение объемов заготовки и потребления);
г) основные заготовители и потребители древесины и других лесных ресурсов, инвестиционные проекты освоения лесов для заготовки древесины и других лесных ресурсов с созданием лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры;
II. Основные направления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов
2.1. Количественные и качественные целевые показатели улучшения состояния лесов:
а) увеличение покрытой лесной растительностью площади;
б) повышение доли лесных насаждений ценных древесных пород;
в) сокращение площади лесов, погибших от лесных пожаров, повреждения вредными организмами и от воздействия иных негативных факторов;
г) иные целевые показатели улучшения состояния лесов.
2.2. Распределение лесов по зонам планируемого освоения, в том числе по видам использования и интенсивности освоения:
а) общая оценка перспектив освоения лесов в субъекте Российской Федерации с учетом программ социально-экономического развития и документов территориального планирования субъекта Российской Федерации;
б) обоснование выделения зон планируемого освоения лесов для различных видов их использования с дифференциацией по интенсивности освоения (с учетом их целевого назначения, экологической ценности, видов использования лесов, являющихся приоритетными на планируемый период, документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, в том числе схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации)*;
в) карта-схема зон планируемого освоения лесов по видам их использования по границам лесничеств, лесопарков, лесных кварталов согласно приложению 1 к настоящей Типовой форме лесного плана субъекта Российской Федерации;
2.3. Показатели использования лесов включают планируемые объемы заготовки древесины и использования лесов по видам использования (в том числе по формам, указанным в приложениях 14 и 15 к настоящей Типовой форме лесного плана субъекта Российской Федерации).
2.4. Основные направления деятельности и перечень мероприятий по осуществлению эффективного использования лесов:
а) планируемое развитие лесозаготовительного, деревообрабатывающего, целлюлозно-бумажного и иного производства, использующего древесину;
б) планируемые изменения спроса на древесину;
в) повышение точности учета ресурсов древесины, обеспечение контроля за соблюдением лесного законодательства;
г) иные основные направления деятельности и мероприятия по осуществлению эффективного освоения лесов.
2.5. Основные направления деятельности и перечень мероприятий в области охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения:
а) планируемые мероприятия по охране лесов, включая:
разграничение территории по способам обнаружения и тушения лесных пожаров, объемы мер пожарной безопасности в лесах в соответствии со статьями 53, 53.1 — 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации (в том числе по форме, указанной в приложении 16 к настоящей Типовой форме лесного плана субъекта Российской Федерации) мероприятия по охране лесов в условиях загрязнения радиоактивными веществами;
б) планируемые мероприятия по защите лесов, включая лесозащитное районирование, лесопатологические обследования, работы по локализации и ликвидации вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия (в том числе по форме, указанной в приложении 17 к настоящей Типовой форме лесного плана субъекта Российской Федерации);
в) планируемые мероприятия по воспроизводству лесов, включая лесовосстановление, выращивание посадочного материала, уход за лесами, а также по лесоразведению (в том числе по формам, указанным в приложениях 18 — 20 к настоящей Типовой форме лесного плана субъекта Российской Федерации);
г) планируемые мероприятия по созданию, формированию, содержанию и использованию объектов ЕГСК, в том числе по проведению агротехнических уходов и рубок ухода, исходя из лесоводственной потребности, отбору и аттестации плюсовых деревьев и насаждений, по обеспечению охраны и защиты объектов ЕГСК, по заготовке семян лесных растений, в том числе для формирования страховых фондов семян и семян с улучшенными наследственными свойствами.
2.6. Показатели развития лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры: планируемое развитие лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей
инфраструктуры с учетом их наличия и перспектив освоения лесов для различных видов их использования (информация о строительстве лесных дорог**, устройстве лесных складов*** и создании других объектов лесной инфраструктуры, объектов переработки заготовленной древесины, биоэнергетических объектов и других объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры) (в том числе по форме, указанной в приложении 21 к настоящей Типовой форме лесного плана субъекта Российской Федерации).
2.7. Целевые показатели уменьшения антропогенных, рекреационных и техногенных нагрузок на леса:
а) величины предельно допустимых рекреационных нагрузок, концентрации загрязнителей в элементах природной среды лесов;
б) целевые показатели уменьшения воздействия антропогенных нагрузок на леса, включая планируемый процент уменьшения площади лесов, поврежденных в результате антропогенных, рекреационных и техногенных нагрузок.
III. Оценка экономической эффективности реализации мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов
3.1. Финансово-экономическое обоснование мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов (на основе прогнозных расчетов финансово-экономических показателей, в том числе по формам, указанным в приложениях 22 -24 к настоящей Типовой форме лесного плана субъекта Российской Федерации):
прогнозируемое поступление доходов от использования лесов по видам их использования (с распределением по уровням бюджетной системы Российской Федерации);
прогнозируемый объем расходов на выполнение запланированных мероприятий лесного плана;
планируемый объем частных инвестиций;
показатель доходности использования лесов (отношение прогнозируемых доходов бюджетной системы Российской Федерации к расходам на осуществление мероприятий лесного плана).
3.2. Целевые показатели эффективности выполнения мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов:
планируемые целевые показатели, которые характеризуют эффективность деятельности в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения на планируемый период, включая повышение доступности лесов для их использования, увеличение объемов использования лесных ресурсов, доходов от использования лесов (в том числе по форме, указанной в приложении 24 к настоящей Типовой форме лесного плана субъекта Российской Федерации).
* В пределах одной зоны может предусматриваться планируемое освоение лесов для различных видов использования лесов.
** В километрах.
*** В кубических метрах складируемой древесины.

Приложение 2

Состав лесного плана субъекта Российской Федерации и порядок его подготовки

Лесной план субъекта Российской Федерации является документом лесного планирования, в котором определяются цели и задачи лесного планирования, мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов, расположенных в границах лесничеств и лесопарков на территории субъекта Российской Федерации, и зоны такого освоения.
Лесной план субъекта Российской Федерации включает в себя:
а) характеристику состояния лесов и их использования;
б) основные направления планируемого использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
в) оценку экономической эффективности реализации мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов.
Характеристика состояния лесов и их использования включает в себя:
а) информацию о состоянии и об изменении состояния лесов, об их целевом назначении по лесничествам и лесопаркам, а также о лесорастительных зонах и лесных районах;
б) социально-экономическую оценку использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на территории субъекта Российской Федерации (доходы от использования лесов, объемы лесопромышленного производства, анализ проведенных мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, характеристика транспортного освоения лесов);
в) возрасты рубок основных лесообразующих пород по лесным районам субъекта Российской Федерации;
г) характеристику лесосырьевого потенциала и его использования, определение потребности общества в лесах и лесных ресурсах.
Основные направления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов включают в себя:
а) количественные и качественные целевые показатели улучшения состояния лесов;
б) распределение лесов по зонам планируемого освоения, в том числе по видам использования и интенсивности освоения;
в) показатели использования лесов;
г) основные направления деятельности в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения;
д) перечень мероприятий по осуществлению эффективного использования лесных ресурсов, а также обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения;
е) показатели развития лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры;
ж) целевые показатели уменьшения антропогенных, рекреационных и техногенных нагрузок на леса.
Оценка экономической эффективности реализации мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов включает в себя:
а) финансово-экономическое обоснование мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов;
б) целевые показатели эффективности выполнения мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов.
В состав лесного плана субъекта Российской Федерации входят тематические карты с обозначением границ лесничеств, лесопарков, а также зон их планируемого освоения.
Лесной план субъекта Российской Федерации составляется на 10 лет.
Разработка лесного плана субъекта Российской Федерации осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах полномочий, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
В случае, когда осуществление указанных полномочий не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, разработка лесного плана субъекта Российской Федерации осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства.
Лесной план субъекта Российской Федерации подготавливается на основе материалов лесоустройства, государственной инвентаризации лесов, государственного лесного реестра, отчетных данных об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, планов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, в том числе схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации.
Лесной план субъекта Российской Федерации разрабатывается в соответствии с типовой формой лесного плана субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Федеральное агентство лесного хозяйства в пределах своих полномочий организуют ознакомление заинтересованных лиц с проектом лесного плана субъекта Российской Федерации, в том числе путем размещения его на срок не менее 30 дней на официальном сайте соответственно высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или Федерального агентства лесного хозяйства в сети Интернет*.
По истечении указанного срока органы государственной власти субъектов Российской Федерации или Федеральное агентство лесного хозяйства в течение 30 дней осуществляют доработку проекта лесного плана субъекта Российской Федерации с учетом предложений и замечаний, поступивших от заинтересованных лиц.
Доработанный Федеральным агентством лесного хозяйства проект лесного плана субъекта Российской Федерации в течение 14 дней утверждается руководителем Федерального агентства лесного хозяйства.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации направляют доработанный проект лесного плана субъекта Российской Федерации на заключение в Федеральное агентство лесного хозяйства в одном экземпляре на бумажном носителе и в двух экземплярах на CD-R.
Экземпляр проекта лесного плана субъекта Российской Федерации, направляемый в Федеральное агентство лесного хозяйства на бумажном носителе, должен быть прошит, страницы пронумерованы, скреплены печатью уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений. К проекту лесного плана субъекта Российской Федерации должны быть приложены предложения и замечания заинтересованных лиц.
Федеральное агентство лесного хозяйства в течение 30 дней с даты поступления лесного плана субъекта Российской Федерации осуществляет его рассмотрение и направляет положительное либо отрицательное заключение в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
При наличии положительного заключения Федерального агентства лесного хозяйства лесной план субъекта Российской Федерации в течение 14 дней утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В случае отрицательного заключения Федерального агентства лесного хозяйства орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение 30 дней дорабатывает проект лесного плана субъекта Российской Федерации и повторно представляет его в Федеральное агентство лесного хозяйства.
После утверждения лесного плана субъекта Российской Федерации орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет в Федеральное агентство лесного хозяйства одну заверенную копию лесного плана субъекта Российской Федерации на бумажном носителе и одну на CD-R.
При изменении лесного законодательства Российской Федерации, количества и границ лесничеств (лесопарков), границ защитных, эксплуатационных и резервных лесов, границ особо защитных участков лесов, проведении таксации лесов, изменении состояния лесов, обусловленном воздействием негативных природных и антропогенных факторов (лесные пожары, вредные организмы, ветровалы, загрязнение радиоактивными веществами) осуществляется внесение изменений в лесной план субъекта Российской Федерации.
Внесение изменений в лесной план субъекта Российской Федерации осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Составом лесного плана субъекта Российской Федерации и порядком его подготовки.
* На официальном сайте уполномоченного органа государственной власти размещается информация, содержащаяся в лесном плане субъекта Российской Федерации, за исключением информации ограниченного распространения, определенной законодательством Российской Федерации.

Когда лесные планы станут частью стратегии развития лесного сектора экономики регионов?

С 2006 года подход к системе лесного планирования в России существенно изменился. Конечно, эта работа велась и в царской России, и в советскую эпоху, ведь, не имея четкого представления о лесах, невозможно ими полноценно управлять. Как менялись форма и содержание подобных документов и что они представляют собой сейчас, в интервью «РЛВ» рассказал начальник отдела долгосрочного лесного планирования и лесоустройства Рослесхоза Андрей Лунев.

— Лесной кодекс РФ 2006 года ввел в практику управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов новый документ — Лесной план субъекта Российской Федерации. В чем задачи лесного планирования?

— С принятием Лесного кодекса РФ основные функции по управлению лесами, планированию, ведению лесного хозяйства и лесопользованию, организации и проведения лесоустройства переданы регионам. Лесное планирование осуществлялось в нашей стране всегда. Менялись только его форма и содержание. Его обязательность в системе эффективного управления лесным хозяйством подтверждается практикой регулирования лесных отношений как в нашей стране, так и за рубежом.

Новое лесное законодательство коренным образом изменило методологию осуществления лесного планирования и ввело целый ряд основополагающих нормативно-правовых документов.

Отличием нынешнего лесного планирования от действовавшего до принятия Лесного кодекса РФ 2006 года лесоустроительного проектирования является, с одной стороны, необходимость обеспечения комплексности развития лесного хозяйства и лесной промышленности региона, а с другой — его тесная увязка с территориальным планированием. Поэтому задачи, решаемые в рамках лесного планирования, должны согласовываться не только с развитием лесной промышленности, но и с развитием других отраслей экономики, инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры региона.

Главными целями планирования являются оценка лесного ресурсного потенциала и состояния лесного сектора субъекта РФ, определение направлений развития лесного хозяйства региона, видов и объемов возможного использования лесов, построение экономической модели развития отрасли. Помимо этого, должны учитываться затраты на выполнение мероприятий по охране, защите, воспроизводству и использованию лесов, инвестиции в ЛПК, субвенции из федерального бюджета, необходимые для осуществления переданных субъектам РФ полномочий в области лесных отношений.

— С какими проблемами сталкиваются субъекты в вопросах лесного планирования?

— Лесной план — один из важнейших документов, поскольку является основой государственного управления лесными ресурсами в регионе. Он должен быть обоснован и увязан с лесоресурсным потенциалом субъекта РФ, его экономической освоенностью и социально-экономическими условиями.

Основной проблемой, с которой сталкиваются регионы России при разработке лесного плана, является отсутствие достоверной информации о лесных ресурсах. Лесной план разрабатывается по материалам лесоустройства, которые в настоящее время на 80 % территории земель лесного фонда потеряли свою актуальность. Это в свою очередь затрудняет, кроме прочего, реализацию крупных инвестиционных проектов. Кроме того, подчас к разработке лесных планов привлекаются организации и специалисты, не имеющие прямого отношения к лесному хозяйству и его проблемам, что в итоге сказывается на качестве документа.

— Можно ли сказать, что Лесной план — это экономический документ?

— Конечно, ведь при его разработке необходимо не только заниматься инвентаризацией лесных ресурсов, но и руководствоваться потребностями рынка, ориентироваться на достижение экономического результата. Для этого в структуру лесного плана включили раздел, посвященный оценке экономической эффективности реализации мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов.

Включение экономической составляющей в лесные планы является прогрессивным в области долгосрочного лесного планирования, оно направлено на реалистичность выполнения мероприятий.

— Документы лесного планирования разрабатываются на местах с учетом всех особенностей и целей субъектов РФ. Как в связи с этим меняются лесные планы от региона к региону?

— Регионам дано право определять зоны освоения лесов в целях обеспечения экономически выгодного и социально обоснованного их использования. Лесной план должен отвечать на многие вопросы, в том числе и как субъект Федерации намерен использовать свой лесной ресурс, каков вклад лесного комплекса в ВВП региона. Ведь план должен, с одной стороны, обеспечить сохранение и улучшение лесного ресурса, с другой — предоставить гарантии лесопользования и поступления доходов в бюджет, причем не только за счет заготовки древесины, но и за счет других видов пользования.

В нашей стране леса размещены неравномерно и по площади, и по породному составу, и по целевому назначению. Это и определило подходы каждого региона к разработке лесных планов. Так, например, в 27 субъектах РФ все леса отнесены к защитным, и естественно, что в данных регионах основное внимание уделено освоению лесов, не связанному с заготовкой древесины.

— В этом году был принят Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Как это повлияет на лесное планирование?

— Стратегия развития любого сектора экономики чаще всего означает генеральную программу действий и распределение приоритетов и ресурсов для достижения глобальных целей, является одним из обязательных компонентов экономической безопасности. В таких развитых лесопромышленных странах мира, как США, Канада, Швеция и Финляндия, есть национальные программы или стратегии развития лесного сектора на 10-20 и даже 50 лет. Мировой опыт подтверждает, что, не имея долгосрочной стратегии, учитывающей национальные особенности, невозможно добиться устойчивого экономического роста.

Специфика лесного хозяйства характеризуется длительным периодом процесса воспроизводства, что предопределяет необходимость в прогнозах лесных ресурсов и рынков лесопродукции, обосновании стратегии в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов для сбалансирования спроса и предложения на лесные ресурсы и услуги.

В настоящее время лесные планы не отнесены к документам государственного стратегического планирования в рамках указанного федерального закона.

Вместе с тем, по нашему мнению, в целях повышения эффективности системы управления в лесном секторе экономики России в рамках государственного стратегического планирования необходимо к документам, разрабатываемым в субъектах Российской Федерации и обозначенным в Федеральном законе № 172-ФЗ, отнести Лесной план субъекта РФ. Лесной план должен стать стратегией развития лесного сектора экономики региона, основывающейся на приоритетах и целях государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов Российской Федерации.

— Первые лесные планы были утверждены несколько лет назад. Можно уже подвести какие-то итоги?

— Все мы знаем, что долговременные планы и прогнозы — дело неблагодарное. К сожалению, жизнь вносит свои коррективы. Экономический кризис сказался на реализации многих инвестиционных проектов в области освоения лесов, обозначенных в лесных планах. Бизнес не смог обеспечить лесопользование в заявленных прежде объемах, заготовки затормозились, что привело к заметному снижению поступлений в бюджетную систему. Регионам пришлось внести необходимые коррективы в свои лесные планы, соответствующие изменения по инвестиционным проектам, поскольку законодательством это не запрещено.

В настоящее время обстановка постепенно улучшается, ежегодно увеличиваются объемы лесоустроительных работ, и в первую очередь там, где леса интенсивно используются. Это позволяет получить достоверную информацию о лесных ресурсах, их количественных и качественных характеристиках. После введения в действие материалов лесоустройства в документы лесного планирования вносятся соответствующие изменения.

Ольга Чемоданова, «Российские лесные вести»
WOOD.RU, 17/11/14 19:19

Статья 86 ЛК РФ. Лесной план субъекта Российской Федерации

Комментарий к статье 86 ЛК РФ:

1. В комментируемой статье дается характеристика лесного плана субъекта РФ (далее — лесной план) как одного из основных документов лесного планирования. После утверждения Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736 нового Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства (далее — Положение о Рослесхозе) Федеральное агентство лесного хозяйства наделено полномочиями самостоятельно принимать в виде нормативных правовых актов типовую форму, состав лесного плана субъекта РФ и порядок его подготовки, в том числе в части, касающейся лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, — по согласованию с Минприроды России, лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, — по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности <1> (п. 5.3.37 Положения о Рослесхозе).

———————————
<1> См.: Указ Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации».

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ полномочия по разработке и утверждению лесных планов переданы на региональный уровень — органам государственной власти субъектов РФ. Средства на их осуществление предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (см. комментарий к ст. 83 ЛК РФ). При этом Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет рассмотрение проекта лесного плана субъекта РФ и направление заключения на него (п. 5.4.21 Положения о Рослесхозе).

2. Согласно ч. 4 комментируемой статьи не осуществляется подготовка лесных планов субъектов РФ в отношении лесничеств, лесопарков, указанных в ч. 2 ст. 83 ЛК РФ. В частности, передача указанного полномочия органам государственной власти субъектов РФ не осуществляется в отношении лесничеств и лесопарков, расположенных в границах территории субъектов РФ, плотность населения которых в 15 раз превышает среднюю плотность населения Российской Федерации. Перечень таких лесничеств, лесопарков и перечень таких субъектов РФ утверждены Правительством РФ <1> (к таковым отнесена только Московская область). В этом случае разработку и утверждение лесного плана осуществляет Федеральное агентство лесного хозяйства (п. 5.4.20 Положения о Рослесхозе).

3. Разработку и утверждение лесного плана будет также осуществлять уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в случае изъятия Правительством РФ данного полномочия по причине его ненадлежащего осуществления органом государственной власти субъекта РФ (см. ч. 10.1 ст. 83 ЛК РФ).

На сегодняшний день Федеральным агентством лесного хозяйства пока не разработан собственный состав, типовая форма и порядок подготовки лесного плана субъекта РФ. Кроме того, в числе утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736 изменений, которые вносятся в акты Правительства РФ, в том числе в перечне утративших силу отдельных решений Правительства РФ <1>, отсутствует Постановление Правительства РФ от 24.04.2007 N 246 «Об утверждении Положения о подготовке лесного плана субъекта Российской Федерации» (далее — Положение), которым в соответствии с ч. 5 комментируемой статьи был установлен состав и порядок подготовки лесного плана до утверждения нового Положения о Рослесхозе. По-видимому, данное Положение будет применяться в случаях внесения изменений в уже разработанные и утвержденные лесные планы субъектов РФ.

———————————
<1> См.: приложение к Постановлению Правительства РФ от 23.09.2010 N 736.

В п. 2 указанного Положения дано определение, аналогичное содержанию ч. 1 комментируемой статьи, согласно которому лесной план является документом лесного планирования, в котором определяются цели и задачи лесного планирования, мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов, расположенных в границах лесничеств и лесопарков на территории субъекта РФ, и зоны такого освоения.

Например, мероприятия по освоению лесов, предусмотренные лесным планом Кировской области, должны быть осуществлены в границах лесничеств и лесопарков только на территории данного субъекта.

Лесной план составляется на 10 лет (п. 3 Положения). Учитывая тот факт, что лесной план должен быть утвержден в установленном порядке в течение двух лет со дня введения в действие ЛК РФ (т.е. до 1 января 2009 г.), лесные планы большинства субъектов РФ действуют с 1 января 2009 г. по 31 декабря 2018 г. <1>.

4. Согласно ч. 3 комментируемой статьи лесной план субъекта РФ утверждается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Например, к полномочиям органа исполнительной власти Челябинской области, уполномоченного в сфере лесных отношений на территории соответствующего субъекта РФ, отнесено полномочие по разработке лесного плана Челябинской области. К полномочиям же губернатора Челябинской области в сфере лесных отношений в том числе отнесены полномочия по организации деятельности по осуществлению переданных Российской Федерацией полномочий в соответствии с законодательством РФ по утверждению лесного плана Челябинской области, по утверждению структуры уполномоченного органа исполнительной власти Челябинской области, осуществляющего переданные Российской Федерацией полномочия в сфере лесных отношений, и др. <1>.

———————————
<1> См.: ч. ч. 2, 4 ст. 1 Закона Челябинской области от 25.12.2008 N 342-ЗО «О регулировании лесных отношений в Челябинской области».

Лесной план подготавливается на основе материалов лесоустройства, государственной инвентаризации лесов, государственного лесного реестра, отчетных данных об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, планов социально-экономического развития субъекта РФ и документов территориального планирования субъекта РФ (п. 5 Положения).

Положением предусмотрен следующий порядок подготовки и утверждения лесного плана, а также внесения изменений в него (при этом необходимо учесть п. 5.4.21 нового Положения о Рослесхозе, согласно которому в настоящий момент рассмотрение проекта лесного плана субъекта РФ и направление заключения на него осуществляет Федеральное агентство лесного хозяйства):

1) органы государственной власти субъектов РФ (или Федеральное агентство лесного хозяйства в указанном выше случае) в пределах своих полномочий организуют ознакомление заинтересованных лиц с проектом лесного плана, в том числе путем размещения его на срок не менее 30 дней на своем официальном сайте в Интернете;

2) по истечении указанного срока данные органы в течение 30 дней осуществляют доработку проекта лесного плана с учетом предложений и замечаний, поступивших от заинтересованных лиц, и направляют его на заключение в Минприроды России;

3) Минприроды России в течение 45 дней с даты поступления проекта лесного плана осуществляет его рассмотрение и направляет положительное либо отрицательное заключение в соответствующий орган государственной власти субъекта РФ либо в Федеральное агентство лесного хозяйства;

4) при наличии положительного заключения Минприроды России лесной план в течение 14 дней утверждается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) либо руководителем Федерального агентства лесного хозяйства.

В случае отрицательного заключения Минприроды России орган государственной власти субъекта РФ либо Федеральное агентство лесного хозяйства дорабатывает проект лесного плана и повторно представляет его в Минприроды России.

В соответствии с п. 9 Положения лесной план включает в себя:

а) характеристику состояния лесов и их использования (п. 12 Положения);

б) основные направления планируемого использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (п. 13 Положения);

в) оценку экономической эффективности реализации мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов (п. 14 Положения).

Согласно ч. 2 комментируемой статьи к лесному плану прилагаются карты с обозначением границ лесничеств, лесопарков, а также зон их планируемого освоения.

5. Согласно ч. 5 комментируемой статьи типовая форма и состав лесного плана субъекта РФ, порядок его подготовки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Несмотря на то что уполномоченным органом является Федеральное агентство лесного хозяйства, в настоящий момент действует типовая форма лесного плана субъекта РФ, утвержденная Приказом Минприроды России от 16.07.2007 N 182 в соответствии с Положением о подготовке лесного плана субъекта РФ.

Например, в основных направлениях планируемого использования лесов Лесного плана Кировской области отмечено, что устойчивое лесоуправление в современной ситуации должно быть экономически эффективным, экологически обоснованным и социально адаптированным.

Лесохозяйственные мероприятия и пользование лесным фондом должны осуществляться методами, не наносящими вреда окружающей природной среде. В соответствии с Концепцией развития лесного хозяйства в Российской Федерации <1> на областном уровне определены следующие задачи по развитию лесного хозяйства:

— совершенствование арендных отношений;

— реальная оценка ресурсов всех видов лесопользования и организация их рационального использования;

— повышение точности и подробности лесоустроительных работ;

— повышение роли рубок ухода за лесом в общем объеме заготовки древесины;

— совершенствование технологии лесосечных работ, разработка технологии рубок современными комплексами машин с сохранением подроста или созданием лесных культур, внедрение ландшафтных методов отвода лесосек;

— организация охраны лесов от лесонарушений и пожаров;

— создание биоиндикационной сети мониторинга за состоянием лесов и организация соответствующей службы;

— лесовосстановление вырубок, не обеспеченных подростом, хозяйственно ценными породами, преимущественно посадкой сеянцев с закрытой корневой системой;

— инвентаризация существующей постоянной лесосеменной базы и ее развитие;

— эксплуатация, ремонт и реконструкция существующих осушительных систем;

— соблюдение режима особо охраняемых территорий, защитных лесов и особо защитных участков леса;

— способствование совершенствованию и расширению экологической сети на ландшафтной основе из перечисленных участков леса;

— способствование системе добровольной лесной сертификации и поддержание экспортного потенциала лесов области.

Зафиксированы также сведения о том, что в предстоящие 10 лет на территории Кировской области заготовка древесины будет главным пользованием лесных ресурсов и основным источником формирования доходов от них в федеральный и областной бюджеты. Организация этого вида использования лесов подразумевает максимальное расширение масштабов аренды лесных участков для заготовки древесины.

В целом же небольшие объемы использования лесов, не связанного с заготовкой древесины, не позволяют произвести зонирование территории области по преобладающим видам использования лесов. К 2018 году планируется увеличение объемов заготовки до 13,6 млн. куб. м и, соответственно, освоение расчетной лесосеки до 98,4%. Планируемое увеличение объемов заготовки древесины может быть осуществлено за счет увеличения объемов заготовки и переработки низкосортной древесины, роста доступности лесных участков (строительства лесных дорог), эксплуатации новых заготовительных и перерабатывающих мощностей <1>.

В Лесном плане Удмуртской Республики отмечено, что ведущим и наиболее массовым видом сырьевых ресурсов, заготавливаемых в лесах Удмуртской Республики, является спелая древесина — незаменимое сырье для многих отраслей народного хозяйства. К 2018 году планируется увеличение объемов заготовки древесины до 2,95 млн. куб. м и, соответственно, освоение расчетной лесосеки до 92,3% <1>.

В Лесном плане Удмуртской Республики также особо отмечено, что ведение непрерывного, неистощительного, многоцелевого пользования лесом считается основным принципом лесоуправления. Однако проблемы лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса не могут быть решены в рамках традиционного управления в условиях существующего уровня взаимосвязей между органами управления и хозяйствующими субъектами. Необходимо применение программно-целевого метода, позволяющего консолидировать усилия всех заинтересованных сторон в соответствии с новыми подходами к развитию лесного сектора экономики в условиях действующего ЛК РФ. Эти подходы являются комплексными, требующими межотраслевой координации, согласованного использования кадровых, финансовых, материальных, информационных и иных ресурсов для достижения целей и задач эффективного развития лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса республики <1>.

Согласно финансово-экономическому обоснованию мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов Кабардино-Балкарской Республики источниками поступления доходов от использования лесов в прогнозе до 2018 года будут являться:

— заготовка древесины — 38638,9 тыс. руб.;

— осуществление рекреационной деятельности — 103574,8 тыс. руб.;

— выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых — 31738,9 тыс. руб.;

— остальные виды использования лесов — 7058,7 тыс. руб.

Общая сумма дохода от использования лесов за 2009 — 2018 годы составит 181011,3 тыс. руб., доходы увеличатся в 2018 году к уровню 2008 года в 28,5 раза.

Общая сумма расходов на проведение мероприятий Лесного плана Кабардино-Балкарской Республики за 2009 — 2018 годы составит 692656,9 тыс. руб. <1>.

В докладе заместителя руководителя Рослесхоза Е.С. Трунова «Лесной план Московской области 2010 — 2018 гг.» были освещены дополнительные преимущества нового Лесного плана Московской области, доработанного на основе замечаний Минприроды России, правительства Москвы и общественных экологических организаций, а также в связи с необходимостью переработки мероприятий по охране и воспроизводству лесов вследствие крупных лесных пожаров 2010 года.

В частности, в новом Лесном плане Московской области были учтены следующие замечания природоохранных структур: выделена категория защитных лесов «лесопарковая зона»; включены ранее не учтенные особо охраняемые природные территории регионального значения; уточнена площадь национального парка «Лосиный остров» и исключено размещение автодороги на его территории; учтены леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций; скорректирована расчетная лесосека и проектируемые объемы выборочных рубок в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, уточнены зоны планируемого освоения лесов с учетом разрешенных видов использования лесов и произведен перерасчет лесного дохода по видам использования лесов. К числу дополнительных преимуществ представляется возможным отнести оптимизацию административно-территориального устройства лесного фонда, формирование зеленой и лесопарковой зоны (82% лесного фонда), разработку разделов «Планируемое развитие лесозаготовительного, деревообрабатывающего, целлюлозно-бумажного и иного производства, использующего древесину», уточнение и дополнение мероприятий по ликвидации последствий пожаров и лесовосстановлению и др. <1>.

———————————
<1> См.: интернет-портал Федерального агентства лесного хозяйства.

Теперь, согласно ч. 2 ст. 53 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах должны осуществляться в соответствии с лесным планом субъекта РФ, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов (см. комментарий к ст. 53 ЛК РФ).

Кроме того, согласно ч. 6 ст. 53.7 ЛК РФ в случае осуществления мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, по результатам данных мероприятий и последствий чрезвычайной ситуации вносятся изменения в лесной план субъекта РФ, лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка и проекты освоения лесов.

1. В лесном плане субъекта Российской Федерации определяются цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения.

2. К лесному плану субъекта Российской Федерации прилагаются карты с обозначением границ лесничеств, лесопарков, а также зон их планируемого освоения.

3. Лесной план субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

4. Не осуществляется подготовка лесных планов субъектов Российской Федерации в отношении лесничеств, лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса.

5. Типовая форма и состав лесного плана субъекта Российской Федерации, порядок его подготовки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Комментарий к статье 86 ЛК РФ

1. Лесной кодекс РФ не дает легитимного определения понятия лесной план, детализируя его сущность через цели и задачи планирования, а также определяя его в качестве основного документа планирования.

В этой связи лесной план можно рассматривать как основной документ, формируемый субъектами РФ для определения целей и задач и мероприятий лесного планирования. В нем должны быть определены основные направления использования и воспроизводства лесов. Следует также заметить, что делегировав субъектам РФ полномочия по созданию и утверждению лесного плана, государство между тем не регламентировало ряд существенных аспектов такой деятельности, например, перечень субъектов, которые в силу своего правового положения и направлений деятельности не только вправе, но и могут разрабатывать соответствующий план. В силу отсутствия подобного правового предписания, действующие лесные планы в различных регионах разрабатывались совершенно различными по своей природе, статусу и сфере деятельности субъектами.

Так, над Тверским лесным планом трудилась научная организация — ЗАО «Технопарк ЛТА», Вологодский лесной план создавало местное лесоустроительное предприятие, а нижегородский — общеобразовательное учреждение — Марийский государственный университет. Плоды труда указанных субъектов в значительной степени различаются и по содержанию, и по объему, и иным показателям.

В целях упорядочения деятельности по разработке и формированию лесного плана ЛК РФ прямо предусмотрел необходимость утверждения типовой формы лесного плана и его состава. Причем реализация указанного полномочия отнесена к компетенции уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Первые лесные планы начали разрабатываться с 2007 года, как того требовал ЛК РФ. Однако действующая в настоящее время его типовая форма была утверждена лишь в 2011 году — приказом Рослесхоза РФ от 5 октября 2011 года N 423 «Об утверждении типовой формы и состава лесного плана субъекта РФ, порядка его подготовки». Таким образом, можно говорить о том, что в большинстве своем разработанные ранее лесные планы не в полной мере соответствуют требованиям нормативного акта, а также отсутствует какое-либо единообразие в их содержании и изложении, поскольку авторами таких документов являются различные субъекты, которые зачастую имеют лишь опосредованное отношение к лесному хозяйству и его проблемам и потребностям.

2. Лесной кодекс РФ определяет четыре основных составляющих плана:
— цели планирования;
— задачи планирования;
— мероприятия по планируемому освоению лесов;
— зоны освоения.

В большинстве случаев указанные аспекты не отражаются лесным планом, либо определяются в нем опосредовано. Указанное положение обосновывается, в первую очередь, наличием противоречия между нормами ЛК РФ и приказа Рослесхоза от 5 октября 2011 года N 423, который указывает, что лесной план субъекта РФ включает в себя:
— характеристику состояния лесов и их использования;
— основные направления планируемого использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
— оценку экономической эффективности реализации мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов.

В этой связи в большинстве своем лесные планы отражают лишь совокупность проводимых мероприятий, детально определяя территорию их реализации — зоны освоения. Так, например, Лесной план Московской области (утв. приказом Рослесхоза от 24 января 2011 года N 7 «Об утверждении Лесного плана Московской области») предусматривает проведение следующих мероприятий:
— охрана лесов от пожаров;
— защита лесов от вредных организмов;
— воспроизводство лесов;
— лесовосстановление;
— питомническое хозяйство и семеноводство лесных растений.

Лесной план Самарской области (утв. постановлением Губернатора Самарской области от 31 декабря 2008 года N 149 «Об утверждении Лесного плана Самарской области») более детально определяет совокупность реализуемых мероприятий, включая в их число:
— профилактические противопожарные мероприятия;
— анализ проведенных санитарно-оздоровительных мероприятий;
— мероприятия по семеноводству, в том числе заготовка семян;
— выращивание посадочного материала лесных растений ;
— лесовосстановление и лесоразведение;
— уход за лесом;
— использование лесов для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности;
— существующее и возможное рекреационное использование лесов;
— использование лесов для создания лесных плантаций и их эксплуатация;
— использование лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
— иные виды, определенные в соответствии с ч.2 ст. 6 ЛК РФ.

Таким образом, анализ действующих лесных планов свидетельствует о том, что нормы комментируемой статьи являются общими предписаниями, конкретизирующимся рядом подзаконных нормативных актов. Однако издание подзаконных актов никоим образом не может умалять значение положений ЛК РФ. Тем не менее, они не нашли своей реализации в рамках действующих лесных планов большинства субъектов РФ, поскольку такой план утверждается на десять лет, то к моменту истечения срока действия утвержденных документов, закономерно возникает необходимость приведения в соответствие действующих правовых предписаний, определяющих содержание лесного плана.

3. Неотъемлемым элементом лесного плана являются приложения к нему, которые призваны детализировать отдельные аспекты его реализации. Лесной кодекс РФ, в частности, акцентирует внимание на необходимости графического отражения зон освоения, т.е. нанесение их на карту, прилагаемую к плану. Перечень таких карт определяется приказом Рослесхоза РФ от 5 октября 2011 года N 423 и включает в себя:
— карту-схему административного деления территории субъекта РФ с указанием лесничеств и лесопарков;
— карту-схему распределения лесов по целевому назначению;
— карту-схему зон планируемого освоения лесов по видам их использования;
— иные картографические материалы (при необходимости).

Основой карт-схем являются топографические карты соответствующего масштаба. На картах-схемах наносятся основные населенные пункты, дорожная и гидрографическая сеть, границы административных территориальных образований, лесничеств и лесопарков, лесных районов, квартальная сеть. Масштаб карт-схем — от 1:100000 до 1:1000000.

Так, например, Лесной план Московской области в качестве приложений содержит следующую информацию:
— местонахождение и количество создаваемых лесничеств, их структура, площади и лесистость территории;
— показатели лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, распределение их площади по лесным районам;
— структура лесных насаждений по группам древесных пород и группам возраста;
— реестр лесных участков, предоставленных в аренду;
— возрасты рубок;
— перечень лесных участков, в которых выделены леса 1 и 2 поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
— леса, имеющие научное или историческое значение;
— леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
— иные сведения.

Лесной план Самарской области включает в свой состав два картографических приложения: карту распределения лесов по лесным районам, а также карту пожарной опасности, что в большей степени соответствует требованиям настоящей статьи.

Таким образом, отсутствие единства правового регулирования способствует формированию существенных различий в рамках планов отдельных регионов, что в полной мере распространяется и на приложения к таким планам.

4. Легитимность лесному плану придает соблюдение установленного порядка его утверждения. По общему правилу, установленному комментируемой статьей, утверждение разработанного лесного плана производится высшим должностным лицом субъекта РФ. К числу таких лиц относятся: для республик в составе РФ — президенты республик; для иных субъектов — губернаторы, а также иные высшие должностные лица. Рассматриваемое положение настоящей статьи соблюдается всеми без исключения субъектами РФ, поскольку связано с возможностью применения такого плана в практической деятельности. Несоблюдение установленного порядка утверждения указывает на недействительность плана и невозможность его реализации, т.е. свидетельствует о несоблюдении регионом норм ЛК РФ.

Разработка и утверждение лесного плана является непосредственной обязанностью каждого субъекта РФ. Поскольку в данном случае речь идет о реализации нужд региона, то в соответствии с действующим российским законодательством выбор разработчика плана осуществляется в форме электронных торгов (конкурсов, аукционов и т.п.) на специализированном интернет-сайте: URL: www.zakupki.gov.ru.

Исключительное право утверждения плана определено нормами комментируемой статьи. Однако, наряду с общим требованием разработки и утверждения лесного плана каждого субъекта РФ, ЛК РФ предусматривает и ряд исключения из общего правила. Данная норма является отсылочной и указывает на специальные предписания ЛК РФ. Так, ЛК РФ исключает необходимость и обязательность составления лесного плана в случаях, если такие полномочия не переданы субъекту РФ. В частности, отказ государства от передачи полномочий по разработке и утверждению лесного плана субъекту РФ допускается только в случае, если плотность населения на соответствующей территории в пятнадцать раз превышает среднюю плотность населения Российской Федерации. Перечень таких лесничеств, лесопарков и перечень таких субъектов РФ утверждаются Правительством РФ.

Так, постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года N 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» установлено, что Рослесхоз проводит до 1 января 2015 года государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда, если эти лесные участки находятся в границах лесничеств и лесопарков, указанных в ч.2 ст. 83 ЛК РФ, или если полномочия, переданные РФ органам государственной власти субъектов РФ в соответствии с ч.1 ст. 83 ЛК РФ, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов РФ. Таким образом, до настоящего времени перечень территорий, составляющих исключение из правил, предусмотренных комментируемой статьей, не установлен.

Консультации и комментарии юристов по ст 86 ЛК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 86 ЛК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Постановление принято, а вот форма Минестерством будет выдана на гора скорей всего только к 1.07.07. И в целом получается документом не воспользуешся.
Постановление от 24 апреля 2007 г. N 246 Об утверждении Положения о подготовке лесного плана субъекта Российской Федерации
В соответствии со статьей 86 Лесного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о подготовке лесного плана субъекта Российской Федерации.
2. Министерству природных ресурсов Российской Федерации до 1 июля 2007 г. разработать и утвердить типовую форму лесного плана субъекта Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации М.Фрадков
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 апреля 2007 г. # 246
П О Л О Ж Е Н И Е
о подготовке лесного плана субъекта
Российской Федерации
1. Настоящее Положение устанавливает состав и порядок подготовки лесного плана субъекта Российской Федерации.
2. Лесной план субъекта Российской Федерации (далее — лесной план) является документом лесного планирования, в котором определяются цели и задачи лесного планирования, мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов, расположенных в границах лесничеств и лесопарков на территории субъекта Российской Федерации, и зоны такого освоения.
3. Лесной план составляется на 10 лет.
4. Разработка лесного плана осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
5. Лесной план подготавливается на основе материалов лесоустройства, государственной инвентаризации лесов, государственного лесного реестра, отчетных данных об использовании, охране, о защите и воспроизводстве лесов, планов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и документов территориального планирования субъекта Российской Федерации.
6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации организуют ознакомление заинтересованных лиц с проектом лесного плана, в том числе путем размещения его на срок не менее 30 дней на официальном сайте высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сети Интернет.
По истечении указанного срока органы государственной власти субъектов Российской Федерации в течение 30 дней осуществляют доработку проекта лесного плана с учетом предложений и замечаний, поступивших от заинтересованных лиц, и направляют его на заключение в Министерство природных ресурсов Российской Федерации.
7. Министерство природных ресурсов Российской Федерации в течение 45 дней с даты поступления проекта лесного плана осуществляет его рассмотрение и направляет положительное либо отрицательное заключение в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
8. При наличии положительного заключения Министерства природных ресурсов Российской Федерации проект лесного плана в течение 14 дней утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В случае отрицательного заключения Министерства природных ресурсов Российской Федерации орган государственной власти субъекта Российской Федерации дорабатывает проект лесного плана и повторно представляет его в Министерство природных ресурсов Российской Федерации.
9. Лесной план включает в себя:
а) характеристику состояния лесов и их использования;
б) основные направления планируемого использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
в) оценку экономической эффективности реализации мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов.
10. К лесному плану прилагаются карты с обозначением границ лесничеств, лесопарков, а также зон их планируемого освоения.
11. Типовая форма лесного плана разрабатывается и утверждается Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
12. Характеристика состояния лесов и их использования включает в себя:
а) информацию о состоянии и об изменении состояния лесов, об их целевом назначении по лесничествам и лесопаркам, а также о лесорастительных зонах и лесных районах;
б) социально-экономическую оценку использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на территории субъекта Российской Федерации (доходы от использования лесов, объемы лесопромышленного производства, анализ проведенных мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, характеристика транспортного освоения лесов);
в) возрасты рубок основных лесообразующих пород по лесным районам субъекта Российской Федерации;
г) характеристику лесосырьевого потенциала и его использования, определение потребности общества в лесах и лесных ресурсах.
13. Основные направления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов включают в себя:
а) количественные и качественные целевые показатели улучшения состояния лесов;
б) распределение лесов по зонам планируемого освоения, в том числе по видам использования и интенсивности освоения;
в) показатели использования лесов;
г) основные направления деятельности в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения;
д) перечень мероприятий по осуществлению эффективного использования лесных ресурсов, а также обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения;
е) показатели развития лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры;
ж) целевые показатели уменьшения антропогенных, рекреационных и техногенных нагрузок на леса.
14. Оценка экономической эффективности реализации мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов включает в себя:
а) финансово-экономическое обоснование мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов;
б) целевые показатели эффективности выполнения мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов.
15. Внесение изменений в лесной план осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Положением для его подготовки и утверждения.
____________
Москва,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *