Льготы по страховым взносам

Содержание

31.01.2018 | Утрата права на пониженные страховые взносы для ТСЖ, применяющих УСН

Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ внесены изменения в подпункт 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ, содержащий перечень видов экономической деятельности, на которые распространяются пониженные тарифы страховых взносов при использовании УСН. Норма в новой редакции не позволяет ТСЖ, применяющих УСН, использовать пониженные тарифы.

В ранее действующей редакции пп.5 п.1 ст.427 НК РФ содержалось наименование вида деятельности «управление недвижимым имуществом», что, согласно ст.110 и ст.135 ЖК РФ, давало право всем ТСЖ, применяющим УСН, пользоваться пониженными ставками страховых взносов.

С 01.01.2018 вступили в силу поправки, внесенные федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ, и в новой редакции упомянутый вид деятельности называется «Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе», что резко сужает сферу действия льготы по страховым взносам.

Необходимо отметить, что поскольку для существования ТСЖ необходимо, чтобы в таком ТСЖ состояло такое количество собственников помещений, которые владеют более 50% площади помещений в доме, а размер платы за «управление МКД» пропорционален площади помещений, то более 50% платы за управление вносят члены ТСЖ.

Учитывая то обстоятельство, что члены ТСЖ вносят плату на основании Устава ТСЖ, а собственники, не являющиеся членами ТСЖ, вносят плату на основании договоров, несложно определить, что объем получаемых ТСЖ средств именно на основании договоров не превышает 50%.

Поскольку менее 70% дохода по основному виду деятельности (ОКВЭД 68.32) ТСЖ получает не на договорной основе, право использования пониженной ставки страховых взносов при использовании УСН у ТСЖ утрачивается.

Положения Закона

В силу пп. «я.2» п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ <1> для организаций, применяющих УСНО, основным видом экономической деятельности (в соответствии с ОКВЭД (ОК 029-2001) <2>) которых является управление недвижимым имуществом, в переходный период 2011 — 2027 гг. действуют пониженные тарифы страховых взносов с выплат и иных вознаграждений физическим лицам.

<1> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
<2> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст.

Согласно п. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ в течение 2012 — 2018 гг. указанные плательщики страховых взносов применяют следующие тарифы страховых взносов: в ПФР — 20%, в ФСС — 0%, в ФФОМС — 0%.

Важное дополнение. С 01.01.2014 вступили в силу несколько знаковых изменений:

  • Федеральным законом от 02.12.2013 N 333-ФЗ продлен период применения льготного тарифа страховых взносов до 2018 г. (обновленная редакция ст. 58 Закона N 212-ФЗ);
  • в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2013 N 351-ФЗ уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (начиная с расчетного периода 2014 г.) осуществляется единым расчетным документом, направляемым в ПФР на соответствующие счета Федерального казначейства, с применением КБК (в 2013 и 2014 гг. он одинаковый), предназначенного для учета страховых взносов на выплату страховой части трудовой пенсии. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в отношении застрахованных лиц определяется ПФР самостоятельно на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения.

В соответствии с разд. К ОКВЭД группа 70.32 «Управление недвижимым имуществом» включает две подгруппы: 70.32.1 «Управление эксплуатацией жилого фонда» и 70.32.2 «Управление эксплуатацией нежилого фонда».

Согласно ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. При этом сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 НК РФ.

Отдельные эксперты считают, что применять пониженные тарифы страховых взносов ТСЖ-«упрощенец» вправе только в том случае, если оно относит к налогооблагаемым доходам платежи собственников квартир на содержание и ремонт, а также на оплату коммунальных услуг. В арбитражной практике довольно редко, но все же встречается подобное толкование законодательства. Например, в Постановлении ФАС УО от 27.09.2013 N Ф09-10040/13 поддерживается вывод о том, что диспозиция ст. 58 Закона N 212-ФЗ корреспондирует с диспозицией ст. 346.15 НК РФ, из чего следует, что льготный тариф, предусмотренный ст. 58 Закона N 212-ФЗ, может применяться только при начислении страховых взносов на фонд оплаты труда, источником финансирования которого являлись налогооблагаемые доходы хозяйствующего субъекта. Аналогичные выводы сделаны в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 N А50-18174/2012. Данные разъяснения тем более удивительны, если учесть, что в других постановлениях те же самые суды делают абсолютно противоположные выводы.

На практике многие товарищества, в соответствии с применяемой ими учетной политикой, признают обязательные платежи своих членов, которые связаны с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в МКД, а также с оплатой коммунальных услуг, целевыми поступлениями, не облагаемыми единым налогом при применении УСНО. Закрывают ли они себе тем самым возможность применять пониженные тарифы? Автор утверждает, что нет. В ряде судебных решений (Постановления ФАС УО от 23.07.2013 N Ф09-5561/13 <3>, от 14.02.2013 N Ф09-2/13 <4>, ФАС МО от 25.09.2013 N А41-50078/12, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2013 N А50-23309/2012) при рассмотрении дел, когда все поступившие от собственников жилья денежные средства учтены ТСЖ в качестве налогооблагаемой выручки и не отнесены к целевым поступлениям, исключаемым из состава доходов на основании ст. 251 НК РФ, судьи специально обратили внимание на то, что:

  • в случае отражения ТСЖ всех поступающих в его адрес платежей от собственников помещений в качестве целевых поступлений его право на льготу не утрачивается, поскольку данные поступления (будучи полученными и отраженными в налоговой отчетности) также будут отнесены к коду 70.32 ОКВЭД;
  • органы Пенсионного фонда не являются контролирующими в сфере налогообложения и не представляют доказательств неверного формирования доходной части облагаемой единым налогом базы.

<3> Определением ВАС РФ от 09.12.2013 N ВАС-17190/13 отказано в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.
<4> Определением ВАС РФ от 05.07.2013 N ВАС-8038/13 отказано в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Выделим две позиции по вопросу расчета доли доходов от «льготного» вида деятельности.

Доля рассчитывается исходя из всех поступлений ТСЖ независимо от их включения в состав налогооблагаемых доходов

Иными словами, все платежи собственников за содержание, ремонт и коммунальные услуги — это доходы от управления недвижимым имуществом. Применение пониженных тарифов страховых взносов не зависит от того, учтены ли эти платежи в налогооблагаемых доходах.

Так, в Письмах ФСС РФ от 18.12.2012 N 15-03-11/08-16893, Минздравсоцразвития России от 22.03.2012 N 800-19 разъяснено: для уплаты страховых взносов по пониженному тарифу товарищество, применяющее УСНО и указавшее при регистрации код 70.32 ОКВЭД, должно соблюдать условие о доле доходов по данному виду деятельности. При этом в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ обязательные платежи собственников помещений в МКД на содержание и ремонт общего имущества и оплату коммунальных услуг относятся к доходам от деятельности ТСЖ по управлению недвижимым имуществом.

Аналогичные разъяснения были даны Минздравсоцразвития России в отношении садоводческих некоммерческих товариществ (СНТ): в Письме от 20.04.2012 N 1112-19 указано, что, поскольку деятельность СНТ по управлению недвижимым имуществом финансируется в том числе за счет вступительных и членских взносов физических лиц — членов товариществ, суммы уплачиваемых взносов в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ относятся к доходам по данному виду деятельности. Похожие разъяснения представлены чиновниками в Письме от 12.04.2012 N 995-19 по поводу определения основного вида деятельности гаражными кооперативами.

Такой подход означает, что ТСЖ должно заполнить разд. 3.6 <5> (если речь идет о расчете за 2013 г.) и 3.5 <6> (если речь идет о расчете за 2014 г.) формы РСВ-1 ПФР следующим образом.

<5> Приложение 1 к Приказу Минтруда России от 28.12.2012 N 639н.
<6> Приложение 1 к Постановлению Правления ПФР от 16.01.2014 N 2п.

Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ

Наименование показателя

Код строки

С начала отчетного (расчетного) периода

Сумма доходов, определяемая в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации, всего (в рублях)

Все целевые поступления от собственников квартир на содержание и ремонт, оплату коммунальных услуг, доходы от аренды, проценты по вкладам, пени за просрочку оплаты и пр.

Из них:

сумма доходов, определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ (в рублях)

Целевые поступления на содержание и ремонт, оплату коммунальных услуг

Доля доходов, определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ (%) ((строка 362 / строка 361) x 100)

(Строка 362 / строка 361) x 100

О форме расчета на 2014 год. Постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 N 2п утверждены новая форма расчета РСВ-1 ПФР и Порядок ее заполнения. Документ зарегистрирован в Минюсте России 18.02.2014, опубликован в «Российской газете» (N 41) 21.02.2014 и действует с 04.03.2014.

Новая форма расчета применяется плательщиками страховых взносов с представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС за I квартал 2014 г.

Примечательно, что ранее, еще до практического воплощения фондами и плательщиками разъяснений ФСС РФ (Письмо от 18.12.2012 N 15-03-11/08-16893) и Минздравсоцразвития России (Письмо от 22.03.2012 N 800-19), ряд ТСЖ, применявших пониженные тарифы страховых взносов, вообще не представляли во внебюджетные фонды в составе формы РСВ-1 ПФР расчет доли доходов от деятельности по управлению недвижимым имуществом в общем объеме доходов. Суды их поддерживали, поскольку считали возможным применение ТСЖ пониженных тарифов страховых взносов даже в случае непредставления расчета доли доходов. Они отмечали, что применение пониженного тарифа страховых взносов не ставится в зависимость от наличия налоговой базы по единому налогу у организации, не осуществляющей иных видов деятельности (кроме вида экономической деятельности, позволяющего применять пониженный тариф страховых взносов) <7>.

<7> Постановления ФАС ВВО от 30.08.2012 N А82-17592/2011, от 29.08.2012 N А82-17590/2011, Второго арбитражного апелляционного суда от 23.10.2012 N А82-2228/2012, А82-2225/2012, А82-2227/2012, от 16.10.2012 N А82-2230/2012, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2013 N А56-30949/2013, от 13.06.2013 N А56-74754/2012 и т.д.

Таким образом, для применения льготы по страховым взносам арбитры считали необходимыми и достаточными наличие «льготного» кода 70.32 ОКВЭД и отсутствие у ТСЖ видов деятельности, классифицируемых по иным кодам ОКВЭД.

Доля рассчитывается только исходя из налогооблагаемых поступлений ТСЖ

Иными словами, доходами от управления недвижимым имуществом следует считать доходы, учитываемые в целях налогообложения. Если ТСЖ идентифицирует платежи собственников на содержание, ремонт и коммунальные услуги в качестве целевых поступлений, то такие платежи не должны участвовать в расчете доли доходов в целях применения пониженных страховых тарифов. Правомерность этого подхода нашла отражение, например, в Решении Арбитражного суда Пермского края от 11.12.2013 N А50-18921/2012.

Какие же суммы участвуют в расчете? Это, например, доходы от сдачи общего имущества в аренду, проценты по вкладам, пени за просрочку внесения потребителями соответствующей платы и т.д. <8>. Забегая вперед, представим, как будет заполнен разд. 3.6 (с 2014 г. — разд. 3.5) расчета РСВ-1 ПФР:

  1. в условиях, когда поступления от собственников квартир на содержание и ремонт, оплату коммунальных услуг ТСЖ не считает целевыми:

Наименование показателя

Код строки

С начала отчетного (расчетного) периода

Сумма доходов, определяемая в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации, всего (в рублях)

Все доходы, учитываемые в целях налогообложения, включая поступления от собственников квартир на содержание и ремонт, оплату коммунальных услуг, доходы от аренды, проценты по вкладам, пени за просрочку оплаты и пр.

Из них:

сумма доходов, определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ (в рублях)

Поступления на содержание и ремонт, оплату коммунальных услуг, доходы от сдачи в аренду общего имущества

Доля доходов, определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ (%) ((строка 362 / строка 361) x 100)

(Строка 362 / строка 361) x 100

  1. в условиях, когда поступления от собственников квартир на содержание и ремонт, оплату коммунальных услуг ТСЖ расценивает в качестве целевых средств:

Наименование показателя

Код строки

С начала отчетного (расчетного) периода

Сумма доходов, определяемая в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации, всего (в рублях)

Все доходы, учитываемые в целях налогообложения, включая доходы от аренды, проценты по вкладам, пени за просрочку оплаты и пр.

Из них:

сумма доходов, определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ (в рублях)

Доходы от сдачи в аренду общего имущества

Доля доходов, определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ (%) ((строка 362 / строка 361) x 100)

(Строка 362 / строка 361) x 100

<8> Чаще всего все перечисленные поступления в ТСЖ считаются налогооблагаемыми (обоснование см. в рубрике «Экспресс-ответ», N 9, 2013, с. 11 — 12 — в отношении процентов по банковским вкладам и пеней, в статье Н.Н. Шишкоедовой, К.О. Борисовой «Эффективное использование товариществом общего имущества: право, учет и налоги», N 4, 2012 — в отношении поступлений за пользование общим имуществом собственников помещений в МКД).

Специфика заполнения разд. 3.6 (с 2014 г. — разд. 3.5) формы РСВ-1 ПФР предопределена тем, какие доходы относятся к деятельности по управлению недвижимым имуществом (код 70.32 ОКВЭД), а какие — нет.

Доходы от сдачи в аренду общего имущества

В силу пп. 1 п. 2 ст. 137 ЖК РФ ТСЖ вправе предоставлять в пользование или ограниченное пользование часть общего имущества в МКД. Согласно п. 2 ст. 152 ЖК РФ сдача в аренду, внаем части общего имущества в доме относится к хозяйственной деятельности ТСЖ. Но следует ли относить такие доходы к доходам от деятельности по управлению недвижимым имуществом? Официальные разъяснения отсутствуют, а на местах бытуют разные мнения.

Разъяснения различных ведомств. В распоряжении автора есть ответ Минздравсоцразвития 2012 г. на частный запрос плательщика страховых взносов. В нем ведомство разъяснило, что в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ доходы от сдачи в аренду общего имущества в МКД относятся к доходам от деятельности ТСЖ по управлению недвижимым имуществом. Вместе с тем в 2014 г. в ответ на аналогичный запрос другого плательщика взносов было рекомендовано адресовать вопрос об отнесении деятельности по аренде общего имущества в МКД к тому или иному коду ОКВЭД Минэкономразвития.

В свою очередь автор знаком с разъяснениями органов статистики, согласованными с Минэкономразвития, о том, что деятельность садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, заключающаяся в управлении принадлежащим им недвижимым имуществом (землей, колодцами, водопроводом, заборами, общественными домами и т.п.), надзоре за его состоянием и эксплуатацией, сборе арендной платы и т.д., которую осуществляют избранные гражданами правления, относится к коду 70.32.2 «Управление эксплуатацией нежилого фонда» ОКВЭД.

Очевидно, что точно так же должна квалифицироваться деятельность ТСЖ.

Судебная практика. В большинстве случаев судьи констатируют, что доходы от предоставления частей общего имущества в пользование третьим лицам образуют в ТСЖ доходы, связанные с управлением недвижимым имуществом (код 70.32 ОКВЭД) <9>.

<9> См. также Постановления ФАС УО от 14.02.2013 N Ф09-2/13, от 27.09.2013 N Ф09-10081/13, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2013 N А50-23309/2012, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2013 N А56-20195/2013.

Кроме того, в Постановлении от 22.11.2013 N Ф09-12625/13 ФАС УО опроверг доводы Управления Пенсионного фонда (УПФР) о том, что доходы, полученные ТСЖ по договорам аренды, следует относить к предоставлению посреднических услуг при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества (код 70.31 ОКВЭД), а не к управлению недвижимым имуществом, а доходы от сдачи в аренду рекламного места на фасаде здания — к рекламной деятельности (код 74.40 ОКВЭД), которые не дают права на применение пониженных тарифов страховых взносов. Суд рассуждал следующим образом: в соответствии с ОКВЭД к группе «Управление недвижимым имуществом» (код 70.32) относится в том числе вид деятельности «Управление эксплуатацией жилого фонда» (код 70.32.1). В свою очередь, в указанный вид деятельности входит подвид «Деятельность учреждений по сбору арендной платы за эксплуатацию жилого фонда». Таким образом, поскольку ТСЖ имеет налогооблагаемый по ст. 346.15 НК РФ доход от управления эксплуатацией жилого фонда и им соблюдены требования ст. 58 Закона N 212-ФЗ, оно правомерно применяло пониженный тариф страховых взносов. Согласно уставу товарищества и выписке из ЕГРЮЛ в отношении ТСЖ в сведениях о видах экономической деятельности последнего посредническая и рекламная деятельность не значится. В связи с этим деятельность ТСЖ по сдаче в аренду общего имущества собственников жилья входит в группу 70.32 «Управление недвижимым имуществом» и самостоятельной классификации по иным группам ОКВЭД не требует.

Попытки УПФР на местах отнести деятельность по сдаче в аренду общего имущества в МКД к коду 70.20 «Сдача внаем собственного недвижимого имущества» ОКВЭД также следует считать несостоятельными <10>. Так, в Решении Арбитражного суда Хабаровского края от 01.04.2013 N А73-14622/2012 отмечено, что общее имущество в МКД находится в общей долевой собственности собственников жилых помещений. И если ТСЖ получает доходы от сдачи данного имущества в аренду, то их следует идентифицировать в соответствии с кодом 70.32 «Управление недвижимым имуществом». Чтобы зафиксировать неправомерность применения «льготных» тарифов, УПФР необходимо представить доказательства того, что ТСЖ как юридическое лицо имеет имущество, принадлежащее ему на праве собственности, сдает его в аренду и доля полученных по этому основанию доходов превышает 70% от общего объема доходов ТСЖ.

<10> Решение Арбитражного суда Пермского края от 11.03.2013 N А50-16949/2012.

Таким образом, доходы от сдачи в аренду общего имущества участвуют в определении доли доходов, обеспечивающих применение льготных страховых тарифов, и показываются как по строке 361, так и по строке 362 разд. 3.6 (с 2014 г. — разд. 3.5) формы РСВ-1 ПФР.

* * *

Если ТСЖ, согласно выбранной им учетной политике, признает платежи собственников за содержание и ремонт, а также за коммунальные услуги целевыми поступлениями, не учитываемыми при формировании налоговой базы при применении УСНО, оно все же вправе применять пониженные тарифы страховых взносов. При этом ТСЖ-«упрощенцу» необходимо соблюдать условие о доле доходов от деятельности по управлению недвижимым имуществом. В настоящее время на практике используются два подхода к расчету такой доли. Согласно первому из них все целевые поступления отражаются в расчете как доходы от деятельности по управлению недвижимым имуществом, несмотря на то что в книге учета доходов и расходов они не заявляются в качестве налогооблагаемых доходов. Второй подход состоит в том, что в доходы от управления недвижимым имуществом включаются доходы из состава тех, которые учтены при налогообложении. Это могут быть и поступления на содержание, ремонт и оплату коммунальных услуг, и доходы от сдачи в аренду общего имущества в МКД (помещений, мест для размещения рекламы перед входами в подъезды, мест для размещения телекоммуникационного оборудования операторов связи и т.д.). Если для ТСЖ предпочтительнее путь наименьшего сопротивления, ему следует выяснить, какой подход практикуется местными внебюджетными фондами. Кроме того, рекомендуем товариществам обращаться в Минэкономразвития с письменными запросами о том, к какому коду ОКВЭД следует отнести ту или иную деятельность ТСЖ.

Е.В.Шоломова

Эксперт журнала

«Жилищно-коммунальное хозяйство:

бухгалтерский учет и налогообложение»,

председатель правления

ТСЖ «Зеленая, 22»

Как платят льготники

Согласно Налоговому кодексу РФ, вопросы пониженных страховых взносов регулирует ст. 427. Их применяют в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования (п. 2 ст. 427 НК РФ).

Также учтите, что в пунктах с 4 по 13 этой статьи перечислены условия, выполнение которых даёт каждой льготной категории плательщиков право на пониженный тариф страховых взносов.

Традиционно, размер пониженных тарифов страховых взносов в 2019 году актуален для фирм и коммерсантов из отдельных сфер и/или обладающих определённым правовым статусом. Например, это спецрежимники из сферы IT-технологий, резиденты особых экномических зон, участники проекта «Сколково» и другие.

Далее вашему вниманию представлена таблица пониженных тарифов страховых взносов, из которой хорошо видно, на сколько выросли ставки страховых взносов на 2019 год для некоторых категорий плательщиков. Хоть формально и льготников.

Категория льготников по страховым взносам Тарифы на 2018 год Тарифы на 2019 год
Фирмы и партнерства, внедряющие результаты интеллектуальной деятельности

Компании, работающие в технико-внедренческих, туристско-рекреационных зонах

ПФР – 13%

ФСС – 2,9%

ФОМС – 5,1%

ПФР – 20%

ФСС – 2,9%

ФОМС – 5,1%

IT-компании ПФР – 8%

ФСС – 2%

ФОМС – 4%

ПФР – 8%

ФСС – 2%

ФОМС – 4%

Компании на УСН с льготной деятельностью (строго по ОКВЭД-2 и если доходы за налоговый период – до 79 млн руб.)

Аптеки на ЕНВД и ИП-фамацевты

ИП на патенте

ПФР – 20%

ФСС – 0%

ФОМС – 0%

ПФР – 22% (10% – сверх лимита)

ФСС – 2,9%

ФОМС – 5,1%

Некоммерческие и благотворительные организации на УСН ПФР – 20%

ФСС – 0%

ФОМС – 0%

ПФР – 20%

ФСС – 0%

ФОМС – 0%

Резиденты проекта «Сколково» ПФР – 14%

ФСС – 0%

ФОМС – 0%

ПФР – 14%

ФСС – 0%

ФОМС – 0%

Резиденты особых экономических зон (ОЭЗ) ПФР – 6%

ФСС – 1,5%

ФОМС –0,1%

ПФР – 6%

ФСС – 1,5%

ФОМС – 0,1%

Льготники на УСН – «в пролёте»

С 2019 года законодатели урезали состав применяющих пониженные ставки страховых взносов.

В частности, это следует из письма Минфин России от 01.08.2018 № 03-15-06/54260, в котором он ответил на вопрос о продлении действия пониженных тарифов страховых взносов в 2019 году в отношении некоммерческих и благотворительных организаций, а также малого и среднего бизнеса на УСН.

Министерство отмечает, что продление периода применения пониженных тарифов страховых взносов представителями малого и среднего бизнеса, занятыми в социальной и производственной сферах, не предусмотрено. При этом чиновники ссылаются на протокол заседания Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период от 12.07.2018 № 2, которым в основном одобрен проект Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

Также см. «Краткий обзор основных направлений бюджетной политики на 2019-2021 годы».

ФЗ от 3 августа 2018 года № 303 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», в частности, продлевает на 2019 – 2024 годы применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 20% только для следующих категорий плательщиков:

  • социально ориентированных НКО на упрощёнке и ведущих деятельность в области социального обслуживания граждан, НИОКР, образования, здравоохранения, культуры и искусства (театры, библиотеки, музеи и архивы) и массового спорта (кроме профессионального);
  • благотворительных организаций на УСН.

Пониженную ставку по страховым взносам в размере 20% оставили только некоммерческим и благотворительным организациям на УСН. Данной льготой они могут пользоваться шесть лет – с 2019 по 2024 годы.

Таким образом, предприятия и коммерсанты, работающие в социальной и производственной сферах на УСН, пониженные тарифы страховых взносов с 2019 года не применяют. Законодатели лишили их этого права.

Большинство упрощенцев – фирм и ИП – с 2019 года обязаны применять по страховым взносам общий тариф 30%, поскольку льготный переходный период в 2018 году подошёл к концу.

По сравнению с льготным тарифом для упрощенцев с льготными видами деятельности с 2019 года нагрузка по страховым взносам возрастет в 1,5 раза.

Также см. «Фиксированные страховые взносы ИП «за себя» в 2019 году: размеры и уплата».

Описание видов деятельности, дающих право на льготу

Пониженные тарифы при исчислении взносов на страхование работников при УСН применяются не ко всем группам ОКВЭД. Перечень видов, дающих право на льготу, приведен в пп.5 п. 1 ст. 427 НК РФ. Список содержит преимущественно виды, направленные на создание материальных благ, включая производство:

  • Пищевых продуктов, безалкогольных напитков, изделий из текстиля, кожи, древесины, целлюлозы, бумаги.
  • Машин, оборудования, транспортных средств, металлопроката, стального профиля,
  • Бытовых изделий, игрушек, спортивного инвентаря, мебели и других видов продукции, не указанных в перечне.

Льгота также предусмотрена для предприятий, работающих в области строительства, здравоохранения, культурной деятельности, оказания бытовых услуг, обработки вторсырья, розничной торговле фармакологическим товарами, ведения спортивной деятельности.

Предприятия, ведущие указанную деятельность, но применяющие иные режимы налогообложения, не могут воспользоваться правом на применение пониженных тарифов (Читайте также статью ⇒ Порядок расчета льгот по страховым взносам в 2018 году).

Дополнительные условия для получения льготы

Льгота предоставляется предприятиям, ведущим деятельность социальной и производственной направленности (ст. 427 НК РФ) в размере более 70% общего объема. Для получения возможности применить пониженные ставки указанный ОКВЭД должен быть заявлен предприятием в учредительных документах и реестре как основной. Если льготируемый вид деятельности не будет признан в документах предприятия основным, организация или ИП на УСН лишится права на пониженные ставки. Назовем основные требования для получения льготы:

Обязательное условие для льготы Критерий
Вид деятельности, осуществляемый предприятием Установлен для основного вида ОКВЭД и совпадает с перечнем пп.5 п. 1 ст. 427 НК РФ.
Выручка основного вида деятельности 70% в общем объеме поступлений
Предельный доход предприятия Годовой доход предприятия не должен превышать 79 млн рублей

Для определения показателя преимущественного поступления по основному виду деятельности допускается сложение выручки по одному классу ОКВЭД. При отсутствии выручки, иного дохода отсутствует возможность определить право на пониженный тариф. Компании на УСН определяют доход без учета расходов предприятия.

Для применения льготы предприятия не должны обращаться с заявлением и оправдательными документами. Налогоплательщики на УСН заполняют приложение 6 раздела 1 расчета по взносам. При заполнении данных необходимо соблюсти соответствие сведений об ОКВЭД титула и указанных в приложении поступлений по основному виду. В расчете требуется верно указать код плательщика в зависимости от применяемой льготы. При утрате права на пониженный тариф и представлении корректировочных расчетов с доплатой приложение 6 не представляется.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Льгота некоммерческих предприятий на УСН

Кроме компаний коммерческого назначения, право на пониженные тарифы имеют некоммерческие предприятия, за исключением государственных и муниципальных учреждений. Возможность использования льготы возникает при соблюдении условий:

  • НКО должно иметь регистрацию в Минюсте. При проведении реорганизации и преобразовании компании в коммерческую организацию право на льготу для НКО на УСН по данному основанию утрачивается.
  • Вести деятельность в областях здравоохранения, образования, культуры, научных разработок, социального обслуживания и прочих, указанных в пп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ.
  • Иметь доход от ведения поименованных видов деятельности в размере не менее 70% общей величины поступлений. Предприятия НКО имеют возможность вести коммерческую деятельность, если только в уставных документах не установлено иное. Исполнение условия соблюдения порога дохода должно соблюдаться по результатам поступлений года, предшествующего переходу.
  • В составе сумм доходов учитываются поступления целевого характера – гранты, субсидии и прочие средства, используемые для ведения НКО.

Предприятия НКО для получения льготы должны соблюдать требования по ведению УСН, касающиеся общих показателей. Система обязывает учитывать показатели численности, остаточной стоимости имущества, критерии категорий учредителей. При соблюдении условий применяется тариф для отчисления на ОПС в размере 20%, на ОМС и ОСС – 0%.

Определение соответствия видов деятельности установленным для льготы ОКВЭД

Имеется особенность в определении видов деятельности, утвержденных в учредительных документах предприятия указанным в перечне ст. 427 НК РФ. При разработке видов применялся квалификационный справочник ОКВЭД1, действующий до 2017 года. После ввода в действие справочника ОКВЭД2 возникло противоречие в точной формулировке видов деятельности.

О подтверждении возникшего противоречия и путях разрешения спорных ситуаций указано в письме Минфина № 03-15-06/2197 от 19.01.2017. Предприятиям предложено воспользоваться переходными ключами для получения данных о соответствии кодов, указанных в классификаторах. Прямые и обратные ключи размещены на официальном портале Минэкономразвития РФ. Данный способ идентификации льготных видов деятельности применяется на переходный период с последующим устранением несоответствий в данных.

С 27 ноября 2017 года вступил в силу ФЗ № 335-ФЗ, уточняющих нестыковки, имеющиеся между справочниками по ОКВЭД. Предприятия с невыясненным вопросом о применении пониженного тарифа, получившие право в связи с нововведением, могут представить корректировочные расчеты с начала налогового периода 2017 года.

Превышение показателей, обязательных для получения льготы

Порядок определения возможности применения льготы и действия при утрате права на нее имеет ряд особенностей.

Условие для использования льготы Особенности применения
Превышение показателей обязательных критериев применения пониженных ставок В случае утраты права на применение льготы производится пересчет сумм по обычным ставкам с начала налогового периода. Сумма недоимки, образовавшаяся в связи с пересчетом, уплачивается в бюджет
Отсутствие дохода в отчетном периоде Критерий не реализуется с связи с отсутствием фактического ведения льготного вида деятельности
Соответствие критериям в последующем отчетном периоде При подтверждении права на льготу в последующем отчетном периоде внутри налогового года право восстанавливается, суммы, переплаченные в бюджет, будут возвращены или зачтены по запросу

Данное условие имеет значение при совмещении режимов налогообложения, например, УСН и ЕНВД. Предприятие должно вести основную деятельность на УСН согласно перечня видов, обозначенных в ст. 427 НК РФ и иметь доход более 70% от общей величины. Показатель выручки для ЕНВД определяется по вмененному доходу, установленного для конкретного вида деятельности. Если часть основной деятельности попадает под другой режим, льгота не применяется.

На практике возникают случаи, когда предприятия утрачивают возможность применения УСН в середине налогового периода. Требуется пересчитать уплаченные налоги в соответствии с общим режимом налогообложения. Данное условие касается и страховых взносов, рассчитанных и уплаченных по льготному тарифу. Пересчет сумм и уплата их в бюджет производится одновременно со сдачей уточненных расчетов по взносам. Скорректировать суммы доплаты в более поздних отчетных не представляется возможным в связи с отсутствием в расчете соответствующих строк.

Вопрос № 1. Требуется ли учитывать внереализационные поступления при определении дохода, к общей сумме которого рассчитывается 70% предел по основному виду деятельности?

В общей сумме дохода предприятий на УСН для определения права на льготу учитываются все суммы, включая те, что получены от ведения неосновных видов деятельности и прочие поступления.

Вопрос № 2. Имеет ли право предприятие на УСН применять пониженные льготы при ведении 2 видов деятельности с равным доходом, каждый из которых принадлежит к льготному виду?

Предприятие на УСН не может применить льготу по взносам, если поступления по основному виду ОКВЭД менее 70% общего объема.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *