Ликвидационная стоимость

Расчет рыночной и ликвидационной стоимости оцениваемого автомобиля

Расчет сравнительным подходом.

Сравнительный подход — это метод оценки рыночной стоимости собственности исходя из данных о недавних сделках. Оценщик анализирует реальные рыночные сделки и сравнивает объекты, по которым они проводились, с оцениваемым объектом.

Сравнительный подход основан на принципе замещения. Предполагается, что рациональный инвестор или покупатель не заплатит за конкретную собственность больше, чем обойдется приобретение другой сходной собственности, обладающей такой же полезностью, а продавец не продаст данную собственность ниже цены, за которую продают на рынке аналогичный объект. Поэтому цены, уплачиваемые за сходные или сопоставимые объекты, должны отражать рыночную стоимость оцениваемой собственности.

При сравнительном подходе оценщик рассматривает сопоставимые объекты, которые продаются на соответствующем рынке; затем вносятся поправки на различия между оцениваемым и сопоставимыми объектами. В результате определяется продажная цена каждого из сопоставимых объектов, как если бы при продаже он имел те же основные характеристики, что и оцениваемая собственность. Скорректированная цена позволяет оценщику сделать логические выводы о том, какова возможная стоимость оцениваемого объекта на рынке.

С целью выявления аналогов был осуществлен сбор информации о предложениях продажи аналогичных объектов. При подборе аналогов в первую очередь учитывалась дата предложения, модель, комплектация и состояние.

В результате анализа вторичного рынка зарубежных и отечественных автомобилей, были выявлены аналогичные автомобили, описание которых представлено в табл. 4.

Таблица 4 — Описание объекта оценки и аналогов FОRD Fоcus II хетчбэк Н453СС54

Параметры

Объект оценки

Аналог 1

Аналог 2

Аналог 3

Аналог 4

Дата продажи

10 октября

2014 г.

10 октября

2014 г.

10 октября

2014 г.

10 октября

2014 г.

10 октября

2014 г.

Модель

«FОRD»Fоcus II

«FОRD»Fоcus II

«FОRD»Fоcus II

«FОRD»Fоcus II

«FОRD»Fоcus II

Состояние

Отличное

Отличное

Отличное

Отличное

Отличное

Год производства

Фактический срок службы, лет

Пробег, тыс. км

Износ %

32,6%

34,6%

33,8%

32,1%

36,2%

Стоимость, руб.

410 000

385 000

390 000

375 000

Источник информации

http://autо.ngs.

ru/car/fоrd/fоcus_ii/

http://autо.ngs.

ru/car/fоrd/fоcus_ii/

http://autо.ngs.ru/car/fоrd/fоcus_ii/

http://autо.ngs.

ru/car/fоrd/fоcus_ii/

В той мере, в какой оцениваемая собственность отличается от сопоставимой, в цену последней необходимо внести поправки с тем, чтобы определить, за сколько она могла бы быть продана, если бы обладала теми же основными характеристиками, что и оцениваемый объект.

Поправки, влияющие на цену транспортного средства:

время;

модель;

условия продажи;

состояние;

износ.

Поправка на уторговывание отражает тот факт, что при определении цены объектов, выставленных на продажу, учитывается мнение только одной из заинтересованных сторон — продавца.

Анализ показал, что при сделке купли-продажи цена предложения может снизиться в среднем на 2%.

Поправка на дату продажи вводится в том случае, если между датой предложения к продаже объектов-аналогов и датой оценки существует значительный промежуток времени, за который цены на рынке могли измениться в ту или иную сторону, причем эти изменения не связаны с характеристиками конкретного объекта, а отражают общую тенденцию. В данном случае все объекты-аналоги выставлены на продажу в одно время, поэтому поправка на дату продажи не применялась.

Поправка на модель. Модель всех аналогов одинакова и аналогична оцениваемому объекту. Корректировка на модель не применялась.

Поправка на состояние. Состояние у всех аналогов одинаковое, они представляют собой бывшие в эксплуатации автотранспортные средства в хорошем работоспособном состоянии. Корректировка на состояние не применялась.

Поправка на износ рассчитывалась по следующей формуле:

, (7)

где Ки — коэффициент корректировки на износ;

Ио — износ оцениваемого объекта;

Иа — износ аналога.

Физический износ рассчитывался с учетом возраста и пробега транспортного средства по формуле:

, (8)

где е — основание натуральных логарифмов, е 2,72;

(Омега) — функция, зависящая от возраста и фактического пробега транспортного средства с начала эксплуатации.

В соответствии с Методикой для различных транспортных средств рассчитывается по формуле (см. «Методика оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом их технического состояния — Р-03112194-0376-98», табл. № 2, стр. 13).

Окончательно рыночная стоимость оцениваемого объекта согласно сравнительному подходу рассчитывается как среднеарифметическое между двумя средневзвешенными оценками, одна из которых учитывает количество введенных корректировок, а другая степень отклонения скорректированной цены от первоначальной.

Расчёт весовых коэффициентов проводился по формуле:

автомобиль оценка стоимость залог

, (9)

где D — весовой коэффициент аналога;

Q — общее количество корректировок по всем аналогам / суммарный процент отклонения скорректированных цен аналогов от первоначальных цен предложений;

q — количество корректировок по данному аналогу / процент отклонения скорректированной цены данного аналога от первоначальной цены предложения;

n — количество аналогов, использованных при расчётах.

Расчет рыночной стоимости оцениваемого автомобиля представлен в табл. 5.

Таблица 5 — Расчет рыночной стоимости автомобиля на основе сравнительного подхода

FОRD Fоcus II хетчбэк

Параметры

Аналог 1

Аналог 2

Аналог 3

Аналог 4

Стоимость, руб.

410 000

385 000

390 000

375 000

Корректировка на торг

-2%

-2%

-2%

-2%

Скорректированная цена, руб.

401 800

377 300

382 200

367 500

Корректировка на дату продажи

0%

0%

0%

0%

Скорректированная цена, руб.

401 800

377 300

382 200

367 500

Корректировка на модель

0%

0%

0%

0%

Скорректированная цена, руб.

401 800

377 300

382 200

367 500

Корректировка на общее состояние

0%

0%

0%

0%

Скорректированная цена, руб.

401 800

377 300

382 200

367 500

Износ, %

34,6%

33,8%

32,1%

36,2%

Корректировка на износ

1,006

1,037

0,985

1,11

Итоговая скорректированная цена, руб.

412 460

399 245

384 150

416 250

Корректировка на дополнительное оборудование, руб.

Скорректированная цена, руб.

412 460

399 245

384 150

416 250

Количество корректировок

Удельный вес по количеству корректировок

0,2500

0,2500

0,2500

0,2500

Средневзвешенная стоимость по количеству корректировок, руб.

403 027

Процент отклонения от первоначальной цены предложения

1,7%

4,68%

3,34%

7,47%

Удельный вес по отклонению от первоначальной цены

0,2987

0,2402

0,2659

0,1952

Средневзвешенная стоимость по отклонению от первоначальной цены, руб.

402 500

Итого стоимость по сравнительному подходу, руб.

402 763

Таким образом, стоимость объекта оценки согласно сравнительному подходу по состоянию на 10 октября 2014 г. составляет 402 763 руб.

Таблица 6 — Результат расчета рыночной стоимости на основе сравнительного подхода

Наименование

Наименование (тип ТС)

Год выпуска

Государственный номерной знак

Рыночная стоимость без НДС, руб.

FОRD Fоcus II

легковой автомобиль

Н453СС54

402 763

Расчет затратным подходом.

Затратный подход к оценке автотранспорта основывается на принципе замещения. Для определения стоимости восстановления или стоимости замещения, являющихся базой расчетов в затратном подходе, необходимо рассчитать затраты, связанные с созданием и приобретением оцениваемого объекта.

Для определения того, какие объекты относятся к идентичным, а какие к аналогичным, необходимо проанализировать:

функциональные показатели;

эксплуатационные показатели;

конструктивные показатели;

эстетические показатели;

показатели эргономичности.

При установлении сходства машин и оборудования можно выделить три уровня:

Функциональное сходство.

Конструктивное сходство.

Параметрическое сходство.

При полном достижении функционального, конструктивного и параметрического сходства принято говорить об идентичности объектов, а при приблизительном или частичном сходстве — об аналогичности.

При использовании затратного подхода в оценке транспортного средства выделяют следующие методы: по цене однородного объекта, поэлементный расчет, индексный метод.

Под физическим износом понимается снижение полезности и стоимости машин и оборудования из-за ухудшения их физического состояния, потери естественных свойств в результате эксплуатации и природного воздействия.

Определение физического износа осуществлялось следующими методами:

1. Метод укрупненных оценок технического состояния с помощью класс-сификаций, приведенных в табл. 7.

Таблица 7 — Шкала экспертных оценок для определения коэффициента износа

Характеристика физического состояния

Диапазон коэффициентов износа, %

Шифр состояния

Новое, практически не эксплуатировавшееся оборудование в отличном состоянии

0 — 5

А

Новое или полностью отремонтированное (реконструированное) оборудование, бывшее в эксплуатации. В отличном состоянии.

5 — 15

Бывшее в эксплуатации оборудование, находящееся в хорошем состоянии. Имеющиеся дефекты и неисправности устраняются в рамках текущего ремонта и/или ППР (планово-предупредительных работ)

15 — 35

Бывшее в эксплуатации, находящееся в удовлетворительном состоянии, пригодное для эксплуатации, но требующее ремонта или замены неосновных узлов, элементов.

35 — 60

Бывшее в эксплуатации оборудование в состоянии, пригодном для дальнейшей эксплуатации, но требующее значительного ремонта или замены основных узлов, элементов

60 — 80

Оборудование, требующее капитального ремонта для дальнейшей эксплуатации

80 — 98

Оборудование, в отношении которого нет разумных перспектив на продажу, кроме как по стоимости материалов.

98 — 100

Физический износ данным методом был определен на основе анализа информации, полученной в процессе осмотра оборудования и интервью с техническими специалистами заказчика. Выбор конкретной величины износа в рамках рассматриваемого диапазона проводился с учетом срока службы оборудования. Физический износ оборудования определяется по среднему значению интервала.

2. Метод по цене однородного объекта с использованием «Методики оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом их технического состояния-Р-03112194-0376-98», разработанная Департаментом Автомобильного Транспорта РФ Министерства Транспорта РФ. При определении полной восстановительной стоимости объекта оценки использовались стоимости новых автотранспортных средств в аналогичной комплектации у официальных дилеров FORD (г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 145/5) на дату оценки.

Затем ПВС объекта корректировалась на размер физического и функционального износа. Физический износ рассчитывался с учетом возраста и пробега транспортного средства по формуле:

, (10)

где е — основание натуральных логарифмов, е 2,72,

— функция, зависящая от возраста и фактического пробега транспортного средства с начала эксплуатации.

В соответствии с Методикой для различных транспортных средств рассчитывается по формуле (см. «Методика оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом их технического состояния — Р-03112194-0376-98», табл. № 2, стр. 13).

Таблица 8 — Параметрическое описание функции Омега, зависящей от фактического возраста Tф и фактического пробега с начала эксплуатации Lф для различных видов транспортных средств

Вид транспортного средства

Вид зависимости ОМЕГА

Легковые автомобили отечественные

ОМЕГА = 0,07 · Tф + 0,0035 · Lф

Грузовые бортовые автомобили отечественные

ОМЕГА = 0,1 · Tф + 0,003 · Lф

Тягачи отечественные

ОМЕГА = 0,09 · Tф + 0,002 · Lф

Самосвалы отечественные

ОМЕГА = 0,15 · Tф + 0,0025 · Lф

Специализированные отечественные

ОМЕГА = 0,14 · Tф + 0,002 · Lф

Автобусы отечественные

ОМЕГА = 0,16 · Tф + 0,001 · Lф

Легковые автомобили европейского производства

ОМЕГА = 0,05 · Tф + 0,0025 · Lф

Легковые автомобили американского производства

ОМЕГА = 0,055 · Tф + 0,003 · Lф

Легковые автомобили азиатского производства (кроме Японии)

ОМЕГА = 0,065 · Tф + 0,0032 · Lф

Легковые автомобили производства Японии

ОМЕГА = 0,045 · Tф + 0,002 · Lф

Грузовые автомобили зарубежного производства

ОМЕГА = 0,09 · Tф + 0,002 · Lф

Автобусы зарубежного производства

ОМЕГА = 0,12 · Tф + 0,001 · Lф

где Тф — фактический возраст автомобиля, лет;

Lф — фактический пробег, тыс. км.

Физический износ определялся как средневзвешенный от результатов, полученных методом срока жизни и методом укрупненных оценок.

Для определения весов методов оценщиками был использован метод анализа иерархий. Проблема согласования результатов в этом случае представляется в виде иерархии, верхним уровнем которой является физический износ, промежуточными уровнями — критерии согласования.

Для выведения удельных весов каждого метода используется следующие критерии:

Полнота, надежность и достоверность исходной информации, используемой при применении метода.

Способность метода учитывать изменение технического состояния оборудования.

Способность метода учитывать цель проведения оценки.

Способность метода учитывать специфические особенности объекта, влияющие на его физический износ.

«Физический износ, методом учета технического состояния» в наибольшей степени учитывает цель проведения оценки, т.к. при невыплате заемщиком полученного кредита у банка возникнет необходимость реализовывать предмет залога на рынке. При этом основным ориентиром при установлении цены продажи будет являться физическое состояние объектов оценки.

«Физический износ, методом укрупненных показателей» так же учитывает цель оценки, т.к. он предполагает изнашивание оборудование в процессе эксплуатации, с учетом проведенных ремонтов.

На основе анализа проведенных расчетов мы пришли к выводу о распределении удельных весов каждого из методов определения физического износа следующим образом:

— метод технического состояния 0,5;

— метод укрупненных показателей 0,5.

В результате взвешивания результатов, мы получили величину физического износа, учтенную в дальнейших расчетах.

Функциональный износ — уменьшение потребительской привлекательности тех или иных свойств объекта, обусловленное развитием новых технологий в сфере производства аналогичного оборудования. Снижение привлекательности оборудования влечет за собой его обесценение.

Оценщиками не было выявлено признаков функционального износа для оцениваемых объектов. Таким образом, функциональный износ определен в 0%.

Экономический (внешний) износ — есть потеря стоимости, обусловленная влиянием внешних факторов. Экономическое устаревание может быть вызвано целым рядом причин, таких как общеэкономические или внутриотраслевые изменения, в том числе сокращение спроса на определенный вид продукции и сокращение предложения или ухудшение качества сырья, рабочей силы, вспомогательных систем, сооружений и коммуникаций; а также правовые изменения, относящиеся к законодательству, муниципальным постановлениям, зонированию и административным распоряжениям и т.п. Анализ всех вышеперечисленных факторов свидетельствует об отсутствии факторов, внешне негативно влияющих на оцениваемое имущество, поэтому экономический износ для всех объектов оценки определен в 0%.

Общий накопленный износ складывается из физического, функционального и внешнего износа.

Расчет стоимости оцениваемых автотранспортных средств затратным подходом приведен ниже.

Пробег автомобиля принят на основе данных, предоставленных Еленой Николаевной Ч.

Таблица 9 — Расчет рыночной стоимости транспортных средств на основе затратного подхода

Наименование

Тип ТС

Год выпуска

Гос. номерной знак

Срок службы, лет

Пробег, тыс. км

Код технического

состояния

Цена предложения,

руб.

Источник информации

Корректировка на

уторговывание

Полная восстановите-льная стоимость, руб.

Физический износ методом технического состояния, %

Физический износ методом укрупненных показателей, %

Общий накопленный износ, %

Стоимость

по затратному подходу, руб.

FОRD

Fоcus II

Легковой

автомобиль

Н453СС54

585 000

http://autо.ngs.ru/car/fоrd/fоcus_ii

-2%

573 300

32,6%

25%

28,8%

408 190

Таким образом, стоимость объекта оценки согласно затратному подходу по состоянию на 10 октября 2014 г. составляет 408 190 руб.

Что такое ликвидационная стоимость?

Понятие ликвидационной стоимости можно найти в Федеральном законе от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В нем под ликвидационной стоимостью понимается расчетная величина, которая представляет собой наиболее вероятную цену, по которой объект может быть продан на открытом рынке в условиях, когда собственник вынужден продать объект, и, соответственно, срок представления объекта на открытом рынке меньше типичного срока представления аналогичных объектов в обычных условиях.

Что касается понятия ликвидационной стоимости в целях бухгалтерского учета, то ни в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», ни в ПБУ понятия ликвидационной стоимости нет. Учетное определение ликвидационной стоимости можно лишь найти в Международных стандартах финансовой отчетности, введенных в действие на территории РФ в соответствии с Приказом Минфина от 28.12.2015 № 217н.

Так, определение ликвидационной стоимости применительно к объектам основных средств приведено в Международном стандарте финансовой отчетности (IAS) 16 «Основные средства». В нем указано, что ликвидационная стоимость актива – это расчетная сумма, которую организация получила бы на текущий момент от выбытия актива после вычета расчетных затрат на выбытие, если бы состояние данного актива и срок его службы были такими, какие ожидаются по окончании срока его полезного использования (п. 6 МСФО (IAS) 16). Аналогичное определение ликвидационной стоимости приведено в МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы» (п. 8).

Как применять ликвидационную стоимость в бухучете

Сказанное выше означает, что показатель ликвидационной стоимости в бухучете использует те организации, которые применяют МСФО. Приведем некоторые аспекты учета ликвидационной стоимости в соответствии с МСФО (IAS) 16, т. е. применительно к объектам основных средств (ОС).

Так, ликвидационная стоимость объекта ОС используется при расчете суммы амортизации. Ведь амортизация в МСФО рассчитывается исходя не из первоначальной стоимости, а амортизируемой величины актива (АВ):

АВ = ПС – ЛС,

где ПС – первоначальная стоимость актива или другая сумма, принимаемая за первоначальную стоимость;

ЛС – ликвидационная стоимость актива.

Данный расчет показывает, что в целях МСФО та сумма, которая будет получена от выбытия амортизируемого актива, т. е. ликвидационная стоимость, в расчете ежемесячной амортизации не учитывается. В то же время, на практике ликвидационная стоимость актива часто является незначительной и поэтому считается несущественной при расчете амортизируемой величины (п. 53 МСФО 16).

Ликвидационная стоимость объектов ОС должна систематически (минимум, на конец каждого года) анализироваться на предмет ее изменения и в случае необходимости корректироваться (п. 51 МСФО 16).

Если ликвидационная стоимость объекта ОС станет равна балансовой стоимости или превысит ее, амортизация по такому объекту не начисляется (п. 54 МСФО 16).
Напомним, что балансовая стоимость (БС) объекта ОС по МСФО 16 находится путем вычитания из стоимости такого актива не только накопленной на отчетную дату амортизации, но и убытков от обесценения (п. 6 МСФО 16).

Ликвидационная стоимость объекта оценки

Ликвидационной стоимостью (далее − ЛС) называют сумму денежных средств, на которую был оценен объект во время закрытия компании с учетом величины издержек, которые связаны с его продажей.

Например, оборудование, которое использовалось для производства, больше не нужно, и в этом случае его можно продать другой компании, если оно находится в рабочем состоянии. Относительно издержек, то такими могут быть расходы на хранение или доставку объекта, траты на комиссионные сборы, расходы на рекламу и другие факторы. Ликвидационная стоимость очень часто занижена, так как продажа происходит в экстремальных условиях при острой необходимости.

Ликвидационная стоимость отражается в различных показателях, которые подразделяют на следующие виды:

  • краткосрочная − максимально быстрая продажа объектов;
  • среднесрочная − отводиться длительное время на продажу активов. Главной задачей является продажа объекта по цене, которая приближена к рыночной;
  • долгосрочная − невозможность выручить средства, поскольку объекты невозможно продать. Таким образом, активы списываются.

Что собой представляет ликвидационная стоимость?

Ликвидационная стоимость – это цена активов предприятия, из которой вычтены издержки при реализации.

Уменьшение стоимости обусловлено необходимостью продажи объектов в сжатые сроки, возникшей вследствие следующих факторов:

  • Банкротство компании.
  • Необходимость расчетов с кредиторами.
  • Продажа предприятия.
  • Оптимизация производственных мощностей.
  • Необходимость приобретения нового оборудования взамен устаревшего.
  • Изменение направления деятельности предприятия.

Из реальной стоимости активов вычитаются траты на комиссионные сборы, транспортировку, рекламу, хранение. Предусматривается скидка для быстрого привлечения покупателей. Вследствие всех вычетов стоимость активов снижается. Рыночная цена на объекты почти всегда выше ликвидационной стоимости.

ВАЖНО! Продажа по ликвидационной стоимости может быть выгодна предприятию в финансовом плане. Данные случаи характерны при наличии острого спроса на реализуемый актив и увеличение расценок на него. В такой ситуации компания может продать объект по стоимости, которая превышает стандартные расценки.

Порядок оценки ликвидационной стоимости

Грамотное определение ЛС позволяет сократить расходы компании. В благоприятных обстоятельствах реализация активов может даже принести прибыль. Определение стоимости можно подразделить на следующие этапы:

  1. Анализ сведений, полученных из бухгалтерского учета. Данная информация позволяет определить балансовую стоимость активов. В рамках этапа должна быть проведена проверка наличия реализуемой собственности. Выявляется реальная рыночная стоимость объектов.
  2. Определение расходов по реализации. Нужно установить перечень вероятных расходов при продаже. К ним относятся траты на рекламу, размещение объявлений, поиск клиента. Также нужно учитывать расходы на хранение активов. На втором этапе определяется целесообразность продажи. Не всегда реализация активов – это наилучший вариант. Если расходы превышают ликвидационную стоимость, проще уничтожить объект.
  3. Разработка ликвидационного графика по каждому объекту. Отдельный график на каждый актив необходим потому, что одни объекты реализовать достаточно просто, для продажи других искать покупателя придется долго.
  4. Определение размера уменьшения стоимости. В первую очередь стоимость снижается на те объекты, которые сложно реализовать. Привлекательная скидка играет роль при быстром привлечении клиентов. Активы, на которые есть острый спрос, могут быть проданы по стоимости, приближенной к рыночной.
  5. Организация продажи. Предпринимаются действия, направленные непосредственно на реализацию имущества. Они могут включать в себя рекламные компании, поиск клиентов. Если была выявлена нецелесообразность продажи, то проводится уничтожение имущества.

Рекомендуется делать ставку не на быструю продажу, но на максимальное получение прибыли от реализации. Обычно менеджер ищет ту максимальную стоимость, при которой покупатели появятся в ближайшее время. Конкретный ее размер определяется типом активов. К примеру, реализовать новое оборудование, на который есть острый спрос, можно и по рыночной стоимости. С устаревшей техникой подобный номер не пройдет.

Формула для проведения расчетов

Существует несколько формул для определения ликвидационной стоимости. Наиболее актуальной является та, которая позволяет приблизить расценки к рыночным:

ЛС = Рыночная стоимость x (1 — Коэффициент при вынужденной реализации)

Коэффициент может составлять 0,1 – 0,5 или 10 — 50%. Точная его величина определяется в зависимости от рыночной цены на актив. Устанавливается коэффициент в результате экспертной оценки. Зависит он от следующих факторов:

  • предполагаемые сроки реализации;
  • амортизация оборудования и его тип;
  • рыночная оценка актива;
  • общая ситуация в требуемом рыночном сегменте.

Если провести экспертную оценку невозможно, коэффициент выставляется по нижней границе. То есть он будет составлять 0,5.

Примеры расчета

Предприятие в срочном порядке реализует оборудование для проведения расчета с кредиторами. Рыночная стоимость его составляет 50 000 рублей. Коэффициент вынужденной реализации вычислен не был, взята за основу нижняя планка. Расчет ЛС будет таким:

50 000 умножить на (1 — 0,5)

В результате мы получаем ликвидационную стоимость, равную 25 тысячам рублей.

ВАЖНО! Коэффициент зависит не только от характеристик активов, но и от ряда других факторов: сроки на продажу, уровень спроса. Чем больше возможностей для реализации объекта, тем выше будет коэффициент. При увеличении коэффициента повышается и ликвидационная стоимость.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *