Медосмотр для работников торговли

Постановление Верховного Суда РФ от 25.07.2016 N 34-АД16-5

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 июля 2016 г. N 34-АД16-5

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Кулякиной С.В. на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 3 Кандалакшского судебного района Мурманской области, мирового судьи судебного участка Терского района Кандалакшского судебного района Мурманской области, от 08.02.2016 N 5-65/2016, решение судьи Кандалакшского районного суда Мурманской области от 14.03.2016 N 12-28/2016 и постановление председателя Мурманского областного суда от 18.05.2016 N 4а-132, вынесенные в отношении председателя правления товарищества собственников жилья «Соц. Городок» Кулякиной С.В. (далее также — Кулякина С.В.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 3 Кандалакшского судебного района Мурманской области, мирового судьи судебного участка Терского района Кандалакшского судебного района Мурманской области, от 08.02.2016 N 5-65/2016, оставленным без изменения решением судьи Кандалакшского районного суда Мурманской области от 14.03.2016 N 12-28/2016 и постановлением председателя Мурманского областного суда от 18.05.2016 N 4а-132, председатель правления товарищества собственников жилья «Соц. Городок» Кулякина С.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, установленном статьями 30.12 — 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Кулякина С.В. ставит вопрос об отмене указанных актов, полагая их незаконными.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Кулякиной С.В. к административной ответственности) нарушение установленных законодательством Российской Федерации о страховых взносах сроков представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Основанием для привлечения должностного лица — председателя правления товарищества собственников жилья «Соц. Городок» (далее также — товарищество) Кулякиной С.В. к ответственности на основании части 2 статьи 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о непредставлении последней расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за отчетный период — девять месяцев 2015 года в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета товарищества в установленный законом срок.

С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

При рассмотрении настоящего дела Кулякина С.В. последовательно отрицала факт совершения вменяемого ей административного правонарушения, приводя доводы о том, что с 02.05.2015 она не является председателем правления товарищества (л.д. 35 — 37).

В подтверждение данной позиции в материалы дела представлена копия протокола от 19.05.2013 N 6 общего собрания членов товарищества собственников жилья «Соц. Городок» о продлении полномочий членов правления товарищества, в числе которых была Кулякина С.В., на период с 01.05.2013 по 01.05.2015 (л.д. 24).

В дальнейшем сроки полномочий членов правления товарищества продлены не были ввиду избрания собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления управляющей организацией. С 02.05.2015 Кулякиной С.В. подано заявление о выходе из состава членов товарищества.

Отклоняя данные доводы заявителя, судебные инстанции со ссылкой на сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, исходили из того, что Кулякина С.В. являлась председателем правления товарищества собственников жилья «Соц. Городок» на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ее к административной ответственности по настоящему делу.

Между тем выводы судов являются ошибочными по следующим основаниям.

Жилищным кодексом Российской Федерации определено, что товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации (статья 135), органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества (статья 144). Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества. К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья, в частности, относится избрание членов правления товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора) товарищества и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также председателя правления товарищества из числа членов правления товарищества, досрочное прекращение их полномочий (статья 145 данного Кодекса).

По смыслу статьи 147 Жилищного кодекса Российской Федерации, руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества, которое избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года. Правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя товарищества, если избрание председателя товарищества не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества уставом товарищества. Правление товарищества собственников жилья является исполнительным органом товарищества, подотчетным общему собранию членов товарищества.

Председатель правления товарищества собственников жилья избирается на срок, установленный уставом товарищества. Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно. Председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положение об оплате их труда, утверждение иных внутренних документов товарищества, предусмотренных настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества (статья 149 названного Кодекса).

Согласно подпунктам «в» и «л» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о государственной регистрации) в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, следующие сведения и документы о юридическом лице:

— адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации;

— фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

В силу положений, содержащихся в пункте 5 статьи 5 Закона о государственной регистрации, если иное не установлено указанным Законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах «м», «о», «р», и индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 2 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах «м», «н», «п», а также за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица — физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуального предпринимателя, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства.

Гражданский кодекс Российской Федерации в пункте 2 статьи 51 предусматривает, что лицо, добросовестно полагающееся на данные Единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные Единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица. Юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в Единый государственный реестр юридических лиц.

Анализ приведенного правового регулирования позволяет прийти к выводу о том, что возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица с фактом внесения в государственный реестр таких сведений не связаны, поскольку обусловлены иными обстоятельствами, в частности, принятием соответствующего решения компетентным органом управления товарищества собственников жилья или истечением срока, на который избирается председатель правления товарищества собственников жилья.

Невыполнение юридическим лицом обязанностей по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц необходимых сведений на действительность самих сведений повлиять не может.

В рассматриваемом случае материалы дела не позволяют сделать однозначный вывод о том, что Кулякина С.В. на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ее к ответственности по настоящему делу, являлась субъектом вменяемого правонарушения, то есть председателем правления товарищества собственников жилья «Соц. Городок», допустившим нарушение установленных частью 9 статьи 15 и частью 5 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» сроков представления расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам в органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов.

Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 3 Кандалакшского судебного района Мурманской области, мирового судьи судебного участка Терского района Кандалакшского судебного района Мурманской области, от 08.02.2016 N 5-65/2016, решение судьи Кандалакшского районного суда Мурманской области от 14.03.2016 N 12-28/2016 и постановление председателя Мурманского областного суда от 18.05.2016 N 4а-132, вынесенные в отношении Кулякиной С.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении — прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

жалобу Кулякиной С.В. удовлетворить.

Постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 3 Кандалакшского судебного района Мурманской области, мирового судьи судебного участка Терского района Кандалакшского судебного района Мурманской области, от 08.02.2016 N 5-65/2016, решение судьи Кандалакшского районного суда Мурманской области от 14.03.2016 N 12-28/2016 и постановление председателя Мурманского областного суда от 18.05.2016 N 4а-132, вынесенные в отношении Кулякиной С.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.П.МЕРКУЛОВ

Медицинский осмотр персонала торговой организации

Как известно, трудовое право Российской Федерации обязывает работников торговых фирм проходить предварительное и периодическое медицинское обследование. Делается это в целях охраны здоровья населения, а также предупреждения возникновения и распространения заболеваний. В статье рассматриваются основные виды медосмотров торгового персонала, порядок их проведения, а также отражение расходов на прохождение медосмотров в бухгалтерском и налоговом учете торговой организации.

Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли

Напомним, что в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) различают следующие виды медицинских осмотров:

  • предварительные (проходят лица, принимаемые на работу);
  • периодические (осуществляются в период трудовой деятельности работников организации);
  • внеочередные (производятся либо по просьбе работников, либо по инициативе работодателя).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 № 302н (далее — Приказ № 302н) утвержден новый Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, который вступил в силу 1 января 2012 года.

В связи с его появлением утратили силу следующие нормативные документы:

  • Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 14.03.1996 № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии»;
  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.08.2004 № 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)».

Следует отметить, что до 1 января 2012 года порядком, утвержденным именно этим приказом, предприятия торговли руководствовались при организации проведения медицинских осмотров своего персонала.

Нормативная база. Приказом № 302н утверждены и два новых перечня:

  • Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (далее — Перечень вредных факторов (Приложение № 1 к Приказу № 302н));
  • Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее — Перечень работ (Приложение № 2 к Приказу № 302н)).

Статьей 213 ТК РФ и п. 15 Перечня работ установлено требование о прохождении предварительных и периодических медосмотров работников торговых фирм. Аналогичное требование также установлено и СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов, утвержденными главным государственным санитарным врачом РФ 06.09.2001.

В соответствии с п. 13.1 СП 2.3.6.1066-01 лица, поступающие на работу в торговые организации, проходят медосмотры, профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию. На каждого работника заводится личная медицинская книжка установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, отметка о прохождении гигиенической подготовки и аттестации (п. 13.2 СП 2.3.6.1066-01).

Отметим, что форма личной медицинской книжки сотрудника утверждена Приказом Роспотребнадзора от 20.05.2005 № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте» (в ред. от 07.07.2009). Из пункта 1.1 данного приказа следует, что личные медицинские книжки должны иметь только те работники торговых организаций, деятельность которых непосредственно связана с хранением, транспортировкой и реализацией товаров. Если трудовые обязанности сотрудника торговой компании не связаны с указанными видами деятельности (например, бухгалтер), то личная медицинская книжка на такого работника не оформляется. В то же время из раздела 13 СП 2.3.6.1066-01 вытекает, что на каждого работника торговой фирмы заводится личная медицинская книжка установленного образца. Причем этого подхода придерживаются и суды, на что, в частности, указывает Постановление ФАС Уральского округа от 02.06.2005 по делу № Ф09-5092/04-АК.

В соответствии с п. 4 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (утвержден Приказом № 302н; далее — Порядок проведения медосмотров) предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

В соответствии с п. 19 Порядка проведения медосмотров периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем вредных факторов и Перечнем работ.

Поименные списки составляются и утверждаются работодателем (его уполномоченным представителем) и не позднее, чем за 2 месяца до согласованной с медицинской организацией датой начала проведения периодического осмотра направляются работодателем в медицинскую организацию (п. 23 Порядка проведения медосмотров).

Медицинская организация в 10-дневный срок с момента получения от работодателя поименного списка (но не позднее, чем за 14 дней до согласованной с работодателем даты начала проведения периодического осмотра) на основании поименного списка составляет календарный план проведения периодического осмотра.

Необходимые документы для медосмотра

Работники торговой фирмы, прибывшие на медосмотр, согласно п. 28 Порядка проведения медосмотров, предъявляют в медицинскую организацию следующие документы:

•медицинскую карту, в которой отражаются заключения врачей-специалистов, результаты лабораторных и инструментальных исследований, заключение по результатам предварительного или периодического медицинского осмотра;

• паспорт здоровья.

Периодический осмотр является завершенным в случае осмотра работника всеми врачами-специалистами, а также выполнения полного объема лабораторных и функциональных исследований. По окончании прохождения работником периодического осмотра медицинской организацией оформляется медицинское заключение в порядке, установленном пп. 12 и 13 Порядка проведения медосмотров.

По итогам проведения осмотров медицинская организация обобщает результаты и не позднее чем через 30 дней после завершения периодического медицинского осмотра составляет заключительный акт (п. 42 Порядка проведения медосмотров). Акт составляется в четырех экземплярах и в течение 5 рабочих дней с даты его утверждения председателем врачебной комиссии направляются:

  • работодателю;
  • в центр профпатологии субъекта Российской Федерации;
  • территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

К сведению. Один экземпляр заключительного акта хранится в течение 50 лет медицинской организацией, проводившей периодические осмотры (п. 45 Порядка проведения медосмотров).

Расходы на прохождение медосмотров

Расходы на прохождение предварительных и периодических медосмотров работников несет работодатель.

Лицам, направленным на прохождение медицинского осмотра, ТК РФ предоставляет следующие гарантии:

• время прохождения медосмотра включается в стаж работы, дающий право работнику на ежегодный оплачиваемый отпуск (ст. 121 ТК РФ);

• за время прохождения медосмотра работник не может быть уволен или переведен на другую должность, то есть за ним сохраняется место работы (должность) (ст. 212 ТК РФ);

• на время прохождения медицинского осмотра за работником сохраняется средний заработок (ст. 185 ТК РФ).

Порядок расчета среднего заработка установлен ст. 139 ТК РФ, а особенности его исчисления регламентированы Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 922 (в ред. от 11.11.2009).

Отражение расходов на медосмотр в бухгалтерском учете

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций установлены Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 06.05.1999 № 33н (в ред. от 08.11.2010; далее — ПБУ 10/99).

В соответствии с нормами указанного бухгалтерского стандарта расходы торговой фирмы на проведение медосмотров работников принимаются к бухгалтерскому учету в полном объеме и отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности. Это вытекает из пп. 5 и 7 ПБУ 10/99.

В соответствии с п. 16 ПБУ 10/99 расходы признаются в бухгалтерском учете торговой организации только при одновременном выполнении следующих условий:

• расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

• сумма расхода может быть определена;

• имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

Если хотя бы одно условие не выполнено, то в бухгалтерском учете торговой организации признается дебиторская задолженность.

Порядок признания расходов в бухгалтерском учете установлен п. 18 ПБУ 10/99 — расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени выплаты денежных средств и иной формы осуществления. Датой признания в бухгалтерском учете расходов на проведение медосмотров является день представления заключительного акта медицинской организацией.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 31.10.2000 № 94н (в ред. от 08.10.2010), для отражения расходов по обычным видам деятельности у организаций торговли предусмотрен счет 44 «Расходы на продажу». По дебету указанного счета отражаются суммы произведенных торговой фирмой расходов, связанных с продажей товаров, которые в дальнейшем списываются в полном объеме в дебет счета 90 «Продажи» субсчет «Себестоимость продаж».

Записи в бухгалтерском учете

В бухгалтерском учете торговой организации отражение расходов на медосмотр производится при помощи следующих записей:

• дебет счета 44 «Расходы на продажу» — кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (расходы на проведение медосмотра учтены в составе расходов на продажу);

• дебет счета 44 «Расходы на продажу» — кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (включена в состав расходов на продажу сумма среднего заработка, начисленного работникам за время прохождения медосмотра);

• дебет счета 90 «Продажи» субсчет «Себестоимость продаж» — кредит счета 44 «Расходы на продажу» (расходы торговой организации на прохождение медосмотра списаны на себестоимость проданных товаров).

Проведение предварительных и периодических медосмотров торгового персонала является одной из обязанностей торговой фирмы по обеспечению безопасных условий и охраны труда своих работников, возложенных на нее ст. 212 ТК РФ.

Поэтому расходы на проведение медосмотров в налоговом учете учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании подп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ).

Датой признания таких расходов в налоговом учете для торговой организации, использующей в целях налогового учета метод начисления, признается в соответствии с подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ дата представления медицинской организацией заключительного акта о проведенном обследовании персонала.

Аналогичную точку зрения по поводу признания в налоговом учете расходов на проведение обязательных медицинских обследований занимает и Минфин Российской Федерации, о чем свидетельствует Письмо от 05.10.2009 № 03-03-06/1/638. Согласны с таким подходом и суды, на что, в частности, указывает Постановление ФАС Поволжского округа от 16.02.2009 по делу № А55-9496/2008.

Налогообложение расходов на проведение медосмотров

Напомним, что для целей налогообложения расходы на проведение медосмотров должны удовлетворять критериям ст. 252 НК РФ, то есть должны быть экономически обоснованными, документально подтвержденными и иметь связь с получением дохода.

Обращаем внимание, что сумма среднего заработка, сохраняемого за сотрудниками на период прохождения медосмотра, может быть учтена как в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, так и отнесена в состав расходов налогоплательщика на оплату труда согласно ст. 255 НК РФ.

Вместе с тем если прохождение медицинских осмотров законодательством не предусмотрено, то расходы, связанные с их проведением, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. В таком случае пригодится положение п. 10 ст. 217 НК РФ, согласно которому не подлежат обложению НДФЛ суммы, уплаченные работодателями, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций, за лечение и медицинское обслуживание своих работников, при условии наличия документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание.

Таким образом, в случае наличия у организации средств после уплаты налога на прибыль, из которых производится, в частности, оплата медицинского обслуживания работников (в данном случае проведения медицинских осмотров), стоимость проведения медицинских осмотров не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц независимо от вида деятельности, выполняемой работниками. Такое мнение высказано в Письме Минфина Российской Федерации от 31.03.2011 № 03-03-06/1/196.

По поводу проведения предварительных медосмотров работников, принимаемых на работу, имеется один нюанс, на который следует обратить внимание. Как уже было отмечено в статье, работодатель оплачивает предварительный медосмотр для потенциальных сотрудников. При этом затраты на предварительный медицинский осмотр лиц, которые по результатам осмотра или по иным основаниям не были приняты на работу, также учитываются для целей налогообложения прибыли. Данный вывод можно сделать на основании Письма Минфина Российской Федерации от 06.10.2009 № 03-03-06/1/648.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *