Мелкорозничная сеть осуществляет торговлю

отменен/утратил силу Редакция от 17.03.1994 Подробная информация

Наименование документ ПИСЬМО Роскомторга от 17.03.94 N 1-314/32-9 «О ПРИМЕРНЫХ ПРАВИЛАХ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ И ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К РАБОТЕ МЕЛКОРОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ»
Вид документа письмо, правила
Принявший орган роскомторг
Номер документа 1-314/32-9
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 17.03.1994
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус отменен/утратил силу
Публикация
  • На момент включения в базу документ опубликован не был
Навигатор Примечания

ПИСЬМО Роскомторга от 17.03.94 N 1-314/32-9 «О ПРИМЕРНЫХ ПРАВИЛАХ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ И ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К РАБОТЕ МЕЛКОРОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ»

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТЕ МЕЛКОРОЗНИЧНОЙ СЕТИ

I. Общие положения

1. К мелкорозничной торговой сети относятся:

стационарная мелкорозничная сеть (палатки, киоски, павильоны, торговые автоматы); передвижные средства развозной и разносной торговли (тележки, автолавки, фургоны, лотки, корзины и др.).

2. Каждое предприятие мелкорозничной торговли открывается с разрешения органа исполнительной власти и в отведенном им месте. На право торговой деятельности предприятие приобретает лицензию, если такой порядок установлен на данной территории.

Физические лица, реализующие товары через мелкорозничную сеть, должны быть зарегистрированы как граждане — предприниматели и иметь лицензию на право торговой деятельности.

3. Через мелкорозничную сеть производится продажа продовольственных и непродовольственных товаров (кроме товаров технически сложного ассортимента и товаров, требующих определенных условий — примерки и т.д.), продукции массового питания (хлебобулочные, кондитерские и кулинарные изделия, полуфабрикаты, бутерброды и др.).

4. Запрещается продажа через мелкорозничную сеть скоропортящихся продуктов при отсутствии средств охлаждения.

5. Часы торговли мелкорозничной сети муниципальной собственности устанавливаются местными органами исполнительной власти в зависимости от размещения и товарной специализации предприятий, с учетом необходимости обслуживания населения в утренние и вечерние часы, когда закрыты магазины.

Часы торговли мелкорозничной сети иных форм собственности определяются собственником.

6. Предприятия стационарной мелкорозничной сети (палатки, киоски) должны иметь вывеску (или трафарет), в которой указывается его наименование (если оно имеется), профиль, режим работы, организационно-правовая форма (принадлежность), юридический адрес.

На автолавках, автоприцепах, цистернах, тележках, лотках должна быть четкая надпись, указывающая на их принадлежность.

II. Требования к помещению и оборудованию

7. Каждое мелкорозничное предприятие должно иметь соответствующий инвентарь и оборудование, а торгующее скоропортящимися товарами — средства охлаждения. Применяемые средства измерений должны быть исправны и проходить поверку в установленном порядке в органах Государственной метрологической службы.

8. В палатках и киосках, торгующих продовольственными товарами, прилавки должны быть покрыты линолеумом, клеенкой, пластиком или другими водонепроницаемыми материалами.

9. Лотки должны быть обеспечены складными подставками. Ставить лотки непосредственно на мостовую, землю или тротуар запрещается.

III. Порядок продажи товаров

10. На все продаваемые в мелкорозничной сети товары должны быть документы, указывающие их источник поступления, а также сертификаты (или документы их заменяющие) качества.

11. Образцы всех находящихся в продаже продовольственных и непродовольственных товаров должны быть снабжены ярлыками цен с указанием наименования товара, сорта и цены.

12. Запрещается мелкорозничная торговля пищевыми продуктами с применением посуды одноразового использования при отсутствии емкостей для ее сбора.

13. Запрещается прием и продажа товаров, поступивших без сопроводительных документов.

14. Торговля вразвал разрешается бахчевыми, овощами, картофелем.

15. Продажа товаров, облагаемых акцизами, может осуществляться только при наличии выданной в установленном порядке лицензии на право торговли ими.

16. Приемка, хранение и продажа товаров в мелкорозничной сети производится с соблюдением действующих правил продажи отдельных видов товаров, с которыми работники мелкорозничной сети должны быть ознакомлены.

17. При обслуживании покупателей работники мелкорозничной сети обязаны выполнять требования Примерных правил работы предприятий розничной торговли и Основных правил производства и реализации общественного питания населения.

18. Денежные расчеты с населением в предприятиях стационарной мелкорозничной сети должны осуществляться с обязательным применением контрольно-кассовых машин, за исключением случаев, предусмотренных «Перечнем отдельных категорий предприятий, организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин», утвержденным Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745.

Предприятие мелкорозничной сети, осуществляющее расчеты с применением контрольно-кассовых машин, обязано выдавать покупателю вместе с покупкой отпечатанный машиной чек в соответствии с Законом Российской Федерации «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением». Контрольно-кассовые машины должны быть зарегистрированы в налоговых органах по месту нахождения предприятия в установленном порядке.

IV. Санитарные требования

19. Работники мелкорозничной торговой сети обязаны:

содержать мелкорозничное предприятие, торговое оборудование, инвентарь в чистоте;

предохранять товары от пыли, загрязнения, а продовольственные товары должны прикрываться от мух полиэтиленовой пленкой, марлей или другой белой тканью;

строго соблюдать правила личной гигиены.

20. Во всех палатках, киосках и другой мелкорозничной стационарной сети, торгующей продовольственными товарами, должны находиться санитарные журналы, выдаваемые органами санитарного надзора.

21. Работники мелкорозничных торговых предприятий, торгующих продовольственными товарами, должны иметь допуск к работе органов санитарного надзора.

22. Запрещается допуск в палатки, киоски, авторазвозки посторонних лиц, за исключением работников, имеющих на это право по роду своей службы.

23. Контроль за работой предприятий мелкорозничной сети осуществляется органами и службами, имеющими на это право в соответствии с законодательством в пределах своей компетенции и в порядке, определяемом Основными требованиями к работе мелкорозничной торговой сети.

Мелкорозничная торговля — это торговая сеть, осуществляющая розничную торговлю через павильоны, киоски, палатки, а также передвижные средства развозной и разносной торговли. С приближением лета на улицах повсеместно появляются открытые ларьки, киоски, палатки и другие объекты временной торговли. Их установка не требует серьезных затрат, как, например, введение в эксплуатацию стационарных торговых точек (магазинов, павильонов, иных объектов, предназначенных для торговли, имеющих фундамент). Основное предназначение временных объектов — осуществление через них розничной торговли товарами повседневного спроса в небольших объемах.

Виды мелкорозничной торговли:

  • 1. Стационарная торговля — торговля в палатках, ларьках и киосках. Торговые предприятия стационарной мелкорозничной торговой сети занимают обособленные помещения, но не имеют торгового зала для покупателей.
  • 2. Передвижная торговля — торговля через специально оборудованные приспособления для торговли вразвоз и вразнос (автомагазины или автолавки, ручные тележки, лотки, корзины и т. д.).

Через павильоны, палатки, киоски осуществляется продажа товаров массового, повседневного спроса (кондитерские изделия, сигареты, пиво и др.). Мелкорозничная сеть обладает высокой мобильностью, что позволяет максимально приблизить товары к покупателям и тем самым сократить затраты времени на их покупку. Развитие мелкорозничной торговой сети не требует больших капиталовложений, позволяет использовать на ее строительство дешевые материалы. Многие из таких объектов работают 24 часа в сутки. Однако в этой сети отсутствуют должные удобства для покупателей в выборе товаров и надлежащие условия труда для продавцов.

Павильон — это закрытое, оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещение для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

Киоск — это закрытое, оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас.

Палатка (ларек) — легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли.

В настоящее время сеть мелкорозничной торговли сокращается. Так, в Москве в 2011 году она сократилась на 13,6%. Новая схема размещения палаток предусматривает сокращение их количества на 40%. Кроме того, по задумке властей, объекты мелкорозничной торговли внешним видом должны вписаться в архитектуру города. Это связано с реорганизацией сферы мелкорозничной торговли. Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы разработаны типовые проекты новых ларьков, основной принцип которых заключается в их модульности. Новые палатки призваны улучшить облик города, так как их дизайн выполнен в разных стилях, таких как «Модерн» и «Классика», и лучше вписываются в архитектуру города, чем старые ларьки. Торговые павильоны с прессой, хлебом, молоком, овощами и фруктами будут находиться в пределах пешеходной необходимости.

Форма торгового обслуживания

Одним из важных маркетинговых решений при разработке комплекса маркетинга розничного торгового предприятия являются решения по форме торгового обслуживания.

Форма торгового обслуживания — организационный прием, представляющий собой сочетание методов обслуживания покупателей.

Форма торгового обслуживания включает особенности торгово-технологического процесса. К ним относятся:

  • — методы продажи товаров;
  • — дополнительные услуги;
  • — персональные методы продажи.

В магазине различают следующие методы продажи товаров:

  • — индивидуальное обслуживание покупателей, или продажа товаров через прилавок (традиционный метод продажи);
  • — продажа товаров по образцам или каталогам;
  • — продажа товаров по предварительным заказам;
  • — продажа методом самообслуживания.

Продажа товаров с индивидуальным обслуживанием покупателей представляет собой метод продажи, при котором все основные операции (встреча покупателя и выявление его намерения; предложение и показ товара; помощь в выборе товара и консультация; операции, связанные с нарезкой, взвешиванием, отмериванием; расчетные операции; упаковка и выдача покупок) осуществляются при участии продавца.

Применение в магазинах традиционного метода продажи товаров снижает уровень обслуживания населения, увеличивает затраты времени на приобретение товаров, ограничивает самостоятельность покупателей в выборе товаров. Использование этого метода эффективно лишь для товаров, требующих более содержательной консультации продавцов (например, при продаже мяса, когда покупатель просит разрубить понравившийся ему кусок).

Продажа товаров по образцам предусматривает выкладку образцов в торговом зале и самостоятельное ознакомление с ними покупателей. После выбора товаров и оплаты покупки продавец вручает покупателю товар, соответствующий образцу. При этом методе продажи рабочие запасы размещают отдельно от образцов. Метод продажи удобен тем, что на сравнительно небольшой площади торгового зала можно выставить образцы достаточно широкого ассортимента товаров. Выставленные в торговом зале образцы должны быть снабжены четко оформленными ярлыками, в которых указывают наименование товара, артикул, сорт, наименование изготовителя, цену. В случае необходимости продавцы оказывают покупателям консультативную помощь.

Обычно этот метод применяется при продаже технически сложных и крупногабаритных товаров, например радиотоваров, электротоваров, мебели.

Разновидностью этого метода является продажа товаров по каталогам, когда вместо натуральных образцов товаров прилагается каталог их фотографий с описанием вариантов. После выбора товара и расчетов за него он доставляется покупателю по почте или завозится с ближайших складов производителя или другого поставщика.

Продажа по предварительным заказам удобна для покупателей, так как позволяет им сэкономить время на приобретение товаров. По предварительным заказам продают преимущественно продовольственные товары, а также непродовольственные товары сложного ассортимента. Заказы могут быть приняты в магазине, по месту работы или на дому покупателей. Они могут быть поданы в устной или письменной форме. Расчет осуществляется путем предварительной оплаты в кассе магазина, а также путем оплаты стоимости товаров в момент их получения. Предварительно заказанные товары могут быть доставлены на дом или вручены покупателю в магазине.

Продажа товаров при полном самообслуживании покупателей — один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров, который распространен за рубежом и в России.

В магазинах самообслуживания функции работников торгового зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, а также выполнению расчетных операций. Торговый персонал должен обеспечивать строгое соблюдение установленных правил торговли.

Отобранные товары покупатели укладывают в инвентарную корзину и доставляют в узел расчета, где покупателям вручают кассовые чеки, служащие подтверждением правильности расчетов и, в случае необходимости, основанием для обмена товаров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *