Место регистрации

Юридическое и фактическое место нахождения юридического лица: последствия их несовпадения

Определимся с понятиями

В законодательстве закреплено, что юридическое лицо имеет наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму, а также место нахождения (ст. 54 ГК РФ). Эти данные позволяют индивидуализировать субъектов гражданского права, имеющих одинаковое наименование (но занимающиеся разной экономической деятельностью), а также определить географическую территорию правоотношений.

Иногда в российском законодательстве (например, Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», постановление ФАС ДО от 1 июля 2013 г. № Ф03-2598/2013), а также в деловой речи употребляется термин «юридический адрес». Несмотря на семантическую близость этих двух понятий, с юридической точки зрения, они не являются идентичными. Причина этого кроется в том, что юридические лица как субъекты гражданских прав не могут иметь адреса, а имеют лишь место нахождения – адрес же могут иметь только объекты гражданских прав, то есть недвижимое имущество (п. 1 ст. 8.1 ГК РФ). Из этого можно сделать вывод, что то имущество, которое находится в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении у юридического лица и может находиться по адресу N. Оговорим, что в текущем материале будет использоваться понятие место нахождения юридического лица.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего органа (ч. 2 ст. 54 ГК РФ). В случае его отсутствия – по месту нахождения иного органа или же по месту нахождения лица, имеющего право действовать без доверенности. Сложившаяся в последние годы практика показывает возможность государственной регистрации юридического лица по месту жительства учредителя, директора организации (письмо Минфина РФ от 3 декабря 2008 г. № 03-01-11/5-159).

В ЕГРЮЛ содержатся сведения и документы о юридическом лице:

  • полное и сокращенное наименование;
  • организационно-правовая форма;
  • адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица;,
  • способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
  • сведения об учредителях (участниках) юридического лица;
  • подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов;
  • сведения о правопреемстве;
  • дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы, способ прекращения юридического лица и т.д.

(ч. 1 ст. 5. Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»)

Так, налоговая инспекция отказала единоличному учредителю в государственной регистрации ООО «Софт-Сервис» по причине совпадения постоянно действующего исполнительного органа с местом жительства его учредителя. Суды первой и второй инстанций посчитали отказ неправомерным. Налоговая инспекция, обратившись с жалобой в Федеральный Арбитражный суд ЦО, также проиграла дело – жалоба оставлена без удовлетворения (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22 января 2013 г. № Ф10-5022/12).

Для осуществления деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (то есть предпринимательской деятельности), необходимо зарегистрироваться в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

С формальной точки зрения процедура государственной регистрации представляет собой внесение в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц (ст.1 Федерального Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Законодатель оговаривает и перечень документов, необходимых для государственной регистрации:

  • подписанное заявителем и нотариально заверенное заявление о государственной регистрации, заполненное по форме № P11001;
  • решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа;
  • нотариально заверенные учредительные документы юридического лица в двух экземплярах;
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;
  • документ об уплате государственной пошлины.

Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании
(форма № P11001)

В случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа, регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения иного органа (например, общего собрания участников для обществ с ограниченной ответственностью) или же по месту нахождения лица, имеющего право действовать без доверенности (например, управляющего, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа хозяйственного общества на основании договора).

В таких ситуациях, кроме перечисленных документов, для совершения данной процедуры необходим пакет документов, включающий в себя: гарантийное письмо от собственника нежилого помещения, договор аренды нежилого помещения с правом регистрации адреса местонахождения, акт приема-передачи помещения и нотариально заверенная копия свидетельства, подтверждающая право собственности на нежилое помещение.

Изменение места нахождения

В современных экономических условиях компании зачастую вынуждены менять место нахождения. Причин множество:

  • прекращение договора аренды помещения,
  • приобретение собственного помещения;
  • географические и климатические особенности расположения региона для осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица
(форма № P13001)

До начала внесения изменений в ЕГРЮЛ необходимо сделать соответствующие поправки относительно места нахождения юридического лица в его учредительные документы, то есть в устав. Решение о внесении изменений в устав оформляется протоколом общего собрания участников, в котором, согласно устоявшейся практике, указывается: дата и номер протокола, наименование общества, состав присутствующих на собрании участников общества, сведения о председателе и секретаре собрания, вопросы об изменении места нахождения юридического лица и принятые решения.

Законодатель вполне четко прописывает перечень документов, необходимых для внесения изменений о месте нахождения организации, в ЕГРЮЛ (ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»):

  • заявление о государственной регистрации, заполненное по форме № Р13001;
  • решение о внесении изменений в учредительные документы;
  • изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах;
  • документ об уплате государственной пошлины.

Изменения места нахождения компании, в частности региона, повлечет за собой и изменение ее печати с указание нового места регистрации (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», п.7 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Сама по себе процедура смены юридического места нахождения важна, но занимает не так много времени. В случае непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о юридическом лице в ЕГРЮЛ юридическое лицо обязано возместить убытки другим участникам гражданского оборота (ст. 51 ГК РФ), и может быть оштрафовано на 5 тыс. руб. (п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Два адреса. Каковы последствия?

Госпошлина:

  • за государственную регистрацию юридического лица – 4 тыс. руб.,
  • за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица – 800 руб.

(ст. 333.33 НК РФ)

Текущая экономическая обстановка складывается таким образом, что далеко не каждая организация может позволить себе иметь офис в собственности или снимать помещение в аренду по зарегистрированному месту нахождения, а вынуждена арендовать помещение, находящееся в ином месте. По этой причине наблюдается тенденция к росту организаций, чье фактическое место нахождения не совпадает с местом нахождения, указанным в учредительных документах и ЕГРЮЛ. Вместе с тем, законодательно не оговорен запрет на ведение экономической деятельности организацией по иному адресу. Об этом упоминается как в п. 2 ст. 55 ГК РФ, в ст. 5 от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», так и подтверждается неоднократными примерами судебной практики. Постановлениями арбитражных судов установлено, что несовпадение фактического и юридического мест нахождения не может рассматриваться в качестве нарушения действующего гражданского и налогового законодательства РФ (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 октября 2009 г. № А56-55582/2008, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 декабря 2004 г. № КА-А40/11522-04).

Как бы там ни было, но на практике возникает ряд сложностей, связанных с наличием у организации двух несовпадающих мест нахождения. Рассмотрим основные из них.

Получение корреспонденции от государственных органов. В первую очередь, возникает проблема с направлением корреспонденции (писем, требований и исковых заявлений) от налоговых и иных государственных органов по месту нахождения государственной регистрации организации, когда организация фактически имеет иное место нахождения. По замечаниям Пленума ВАС РФ, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его месту нахождения, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя (постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»).

Известны случаи отказа судов организациям о восстановлении пропущенного срока для подачи апелляционной жалобы в связи с тем, что судебные извещения не были доставлены адресату по официальному месту расположения фирмы и вернулись с отметкой «Организация не значится» (Определение Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2013 г. № 09АП-34190/13).

С другой стороны, суды первой и второй инстанций, сославшись на направление требования по ненадлежащему месту положения, отказали в иске ФНС к ЗАО «М…» о признании последнего банкротом. Требования, выставленные должнику, направлялись налоговым органом по его «юридическому адресу» в соответствии с учредительными документами. По итогам рассмотрения дело вновь отправлено на рассмотрение в суд первой инстанции (постановление ФАС ДО от 1 июля 2013 г. № Ф03-2598/2013).

Штрафные санкции за несовпадение фактического и юридического мест нахождения. Ко второй категории проблем, с которыми может столкнуться организация при несовпадении фактического и юридического места нахождения относятся «непростые» отношения с налоговиками. Несмотря на то, что суды, как правило, отклоняют требования налоговых органов о ликвидации организации в связи с наличием двух и более адресов (постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 февраля 2008 г. № Ф03-А73/08-1/197, постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 февраля 2007 г. № Ф03-А73/06-1/5353), они вправе обязать зарегистрировать обособленное подразделение по «фактическому адресу». Однако, если и по итогам предъявляемых требований, организация не сообщила налоговой инспекции сведения о создании обособленного подразделения в месячный срок (пп. 3 п. 2 ст. 23, п. 4 ст. 83 НК РФ), инспекция вправе выписать компании штраф в размере 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности в течение указанного времени, но не менее 40 тыс. руб. за ведение деятельности без постановки на учет по п. 2 ст. 116 НК РФ.

Так, например, Арбитражный суд подтвердил, что в связи с непредставлением ООО «О…» в налоговую инспекцию заявления о постановке на учет по месту осуществления деятельности, налоговики на законных основаниях наказали денежным взысканием организацию в размере 40 тыс. руб. (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2013 г. № 17АП-11037/13).

Отказ в предоставлении налоговых вычетов по НДС. Законодатель предусмотрел, что в счет-фактуре отражается адрес покупателя и продавца (пп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ), однако не уточнил, какое именно место нахождения организации должно быть прописано в документе.

Вместе с тем, позиция Минфина и ФНС России более категорична и сводится к указанию в счет-фактуре сведений, предусмотренных учредительными документами компании (письмо Минфина от 9 ноября 2009 г. № 03-07-09/57, письмо Минфина от 16 октября 2009 № 03-07-14/98, письмо УФНС от 13 декабря 2006 № 19-11/109634, письмо УМНС России по г. Москве от 1 июля 2004 № 24-11/43467).

Достаточно часто отказ в налоговых вычетах по НДС имеет место быть, когда в счет-фактуре указано не юридическое место нахождения организации, а фактическое (постановление Федерального арбитражного суда ДО от 14 сентября 2009 г. № Ф03-4582/2009). Впрочем, иногда случается и так, что налоговикам становится известно о ненахождении контрагента по указанному в счет-фактуре «юридическому адресу», в следствие чего также происходит отказ в вычете по НДС (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 1 ноября 2011 г. № Ф06-8857/11, постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 января 2011 г. № Ф10-5938/2010).

В целом же, нельзя сказать что судебная практика категорична. Не редки случаи, когда суды не признают нарушения законодательства, ссылаясь на отсутствие конкретизации в гл. 21 НК РФ об месте нахождения юридического лица. К тому же, ФАС Московского округа обосновывает позицию, что указание в счетах-фактурах фактического места нахождения налогоплательщика не является препятствием для поступления в бюджет сумм НДС и осуществления налогового контроля (постановление ФАС от 1 февраля 2011 г. № Ф05-16094/2010).

1001 адрес

Под «фирмой-однодневкой» понимается юридическое лицо, которое:

  • не обладает фактической самостоятельностью;
  • создано без цели ведения предпринимательской деятельности;
  • не представляет налоговую отчетность;
  • зарегистрированное по адресу массовой регистрации.

(Письмо ФНС России от 11 февраля 2010 г. № 3-7-07/84)

Печатные и сетевые издания, а также различные интернет-сайты пестрят объявлениями о продаже юридических адресов. Перечни услуг и их стоимость (от 20 тыс. руб. и выше), предоставленные, как правило, сомнительными организациями широк: начиная от простой покупки места нахождения организации, заканчивая формальной организацией рабочего места по купленному месту нахождения на случай проверки налоговой инспекции.

Надо отметить, что к подобным услугам прибегают многие компании мегаполисов, в результате чего возникает явление «массовой регистрации» юридических лиц. Отметим, что «массовая» регистрация является одним из признаков, так называемых, фирм-однодневок. В таких ситуациях вероятен отказ в государственной регистрации создаваемого юридического лица. Как правило, он основывается на «предоставлении в налоговую документов в ненадлежащей форме», что предусмотрено п. 1 ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Имеются в виду не столько технические детали оформления документов, а сколько недостоверные сведения о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа.

Гражданин С. представил в налоговую инспекцию недостоверные сведения места нахождения создаваемого юридического лица. При проведении проверки по заявленному адресу было выявлено 39 зарегистрированных компаний, то есть «массовая» регистрация юридических лиц. На основании этого налоговая инспекция отказала заявителю в государственной регистрации, а постановлением ФАС Уральского округа Решение Арбитражного суда оставлено в силе (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 ноября 2011 г. № Ф09-6744/11).

В целях информационной поддержки налогоплательщиков и противодействия массовой регистрации на сайте ФНС размещены данные адресов массовой регистрации, а также наименование юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

В свете последней судебной практики не стоит и дальше рассчитывать на единообразное рассмотрение дел, связанных с наличием у организаций разных юридического и фактического мест нахождения, однако, если юридическое лицо с целью своей безопасности и сохранения репутации «добросовестного налогоплательщика» занесет в учредительные документы данные о фактическом и юридическом месте нахождения, о чем свидетельствует и письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 7 августа 2006 г. № 03-04-09/15, то может рассчитывать как на поддержку налоговых органов, так и на предоставление налоговых вычетов.

Документы по теме:

  • ГК РФ;
  • НК РФ;
  • Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
  • Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Новости по теме:

  • ВАС РФ разъяснил правовые последствия несовпадения юридического и фактического адреса – ИА «ГАРАНТ», 7 августа 2013 г.

В силу пункта 2 статьи 54 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по местонахождению его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия – иного органа или лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица. Такой адрес получил название «юридический». Он отражается в «Едином государственном реестре юридических лиц» (ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом (пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее – Закон № 129-ФЗ).

Местонахождение юридического лица имеет существенное юридическое значение. Им определяется место исполнения обязательств, место уплаты налогов, подсудность споров. Указание недостоверных сведений об этом адресе в учредительных документах юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с обществом, не осуществляющим деятельность по указанному адресу, а также препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля. На эти обстоятельства указывают и суды (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.04.2009 г. № А19-13374/08-65-Ф02-1648/09).

…у многих организаций возникает вопрос: как быть, если при регистрации организации неизвестно, по какому адресу фактически будет располагаться организация.…

Кроме того, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя. Такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ о его адресе, ссылаться на данные, в него не внесенные, а также на недостоверность данных, в нем содержащихся. На это указал Пленум ВАС в постановлении от 30 июля 2013 г. № 61 (п. 1). А с 1 сентября 2013 г. норма, аналогичная данной позиции, будет закреплена в статье 165.1 ГК РФ (введена Федеральным законом № 100-ФЗ от 7.05.2013 г.). В ней указано, что под юридически значимыми сообщениями понимаются заявления, уведомления, требования, извещения или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица. Они влекут последствия для этого лица с момента их доставки лицу или его представителю.

При этом сообщение считается доставленным в тех случаях, когда оно поступило адресату, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или он не ознакомился с ним. Такое может произойти, например, в том случае, если организация по своему юридическому адресу не располагается. Действительный адрес организации (адрес арендованного или собственного помещения) в этом случае мы понимаем как фактический. Однако этот адрес не отражен ни в учредительных документах организации, ни в ЕГРЮЛ, то есть у налоговых органов, контрагентов или других лиц нет доступной информации о нахождении организации по такому адресу. Наличие адресов, отличных от юридического адреса, предусмотрено законодательством только в случаях постановки на учет филиала организации, ее представительства или обособленного подразделения

Ранее регистрирующий орган не был наделен полномочиями по проверке достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных на госрегистрацию. Однако с 30 июня 2013 г. все изменилось.

Федеральный закон от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее – Закон № 134-ФЗ), вступивший в силу с этой даты, внес несколько важных изменений в ГК РФ Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ) и Закон № 129-ФЗ.

Что разъяснил Пленум

Пленум ВАС 30 июля 2013 г. издал постановление № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» (далее – Постановление № 61).

Судьи в первую очередь отметили, что поскольку адрес местонахождения юридического лица отражается в ЕГРЮЛ для целей осуществления связи с юридическим лицом, регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе (то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом).

Однако такой отказ должен быть мотивирован исчерпывающим образом и содержать не только ссылку на норму закона, но и все конкретные обстоятельства, которые свидетельствуют о недостоверности сведений (п. 3 постановления № 61).

Обратите внимание

Сведения о «массовых адресах» размещаются для информационной поддержки налогоплательщиков на сайте ФНС России www.nalog.ru.

Об этом может свидетельствовать следующее:

  • «Массовый адрес». То есть согласно сведениям ЕГРЮЛ, он обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна: представители юридического лица по данному адресу не располагаются, корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т. п.
  • Адрес в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен.
  • Адрес является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства.
  • Адрес заведомо не может быть свободно использован для связи с юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т. п.).
  • Есть заявление собственника объекта недвижимости о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.

При наличии хотя бы одного из этих условий сведения об адресе считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться. Пленум ВАС, однако, не разъясняет, что это за документы. А между тем Закон № 129-ФЗ содержит исчерпывающие перечни документов, представляемых на государственную регистрацию. Регистрирующий же орган не вправе возлагать на лицо, обратившееся с заявлением о госрегистрации, бремя подтверждения достоверности представленных сведений, в том числе дополнительных документов, помимо тех, что предусмотрены Законом (п. 4 ст. 9 Закона № 129-ФЗ). Об этом и напомнил Пленум ВАС (п. 2 постановления № 61).

По какому адресу зарегистрировать «безофисную» организацию

У многих организаций возникает вопрос: как быть, если при регистрации организации неизвестно, по какому адресу фактически будет располагаться организация? То есть договоры аренды помещения еще не заключались и, возможно, не будут заключаться, поскольку в наличии офиса вообще нет необходимости. Могут ли отказать в регистрации или «перерегистрации» компании, если она заключила договор аренды помещения, непригодного для ведения ее деятельности? Такие ситуации небезнадежны. Пленум ВАС сделал два важных замечания.

Во-первых, адрес юридического лица может отличаться от адреса, по которому осуществляется его непосредственная деятельность, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т. п.). Ведь по юридическому адресу должен располагаться постоянно действующий орган. Поэтому регистрирующий орган не вправе отказывать в госрегистрации на основании того, что помещение или здание, адрес которого указан для осуществления связи с юридическим лицом, непригодно для осуществления деятельности в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации (п. 4 Постановления № 61).

Во-вторых, регистрация по адресу жилого объекта недвижимости допустима, но только в тех случаях, когда собственник объекта дал на это согласие. Согласие предполагается, если этот адрес является адресом места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (например, адрес гендиректора).

Чем грозит недостоверный адрес

Последствиями недостоверности юридического адреса организации могут быть:

Ликвидация юридического лица

Если у регистрирующего органа в наличии будет информация о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна, он направляет ему, его учредителям, генеральному директору уведомления о необходимости представить в регистрирующий орган достоверные сведения об адресе. Если такие сведения не представлены в разумный срок, он может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации юридического лица (п. 6 постановления № 61);

Расторжение договора банковского счета

Банки обязаны идентифицировать лиц, находящихся у них на обслуживании и устанавливать в отношении юридических лиц, в частности, адрес их местонахождения (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 7.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», далее – Закон № 115-ФЗ). Они также обязаны систематически обновлять информацию о Клиентах (п. 3 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

Таким образом, достоверная информация о местонахождении юридического лица является существенным условием договора банковского счета как при его заключении, так и при исполнении этого договора. Поэтому непредставление клиентом необходимых сведений при изменении его идентификационных признаков может служить основанием для расторжения банком договора в силу Закона о противодействии легализации преступных доходов (постановление Президиума ВАС от 27.04.2010 г. № 1307/10);

Неполучение документов от налоговых органов

Неполучение документов от налоговых органов (требований о представлении документов, уплате налогов и т. п.). С 30 июля 2013 г. в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте, они должны быть направлены налогоплательщику – российской организации (ее филиалу, представительству) – по адресу ее местонахождения (местонахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в ЕГРЮЛ. Такие изменения в пункт 5 статьи 31 НК РФ внес Закон № 134-ФЗ. Документы, направленные на «официальные» адреса, будут считаться полученными на шестой день со дня их отправки заказным письмом, даже если налогоплательщик фактически их не получил (п. 4 ст. 31 НК РФ в ред. Федерального закона от 23.07.2013 г. № 248-ФЗ);

Нарушение порядка постановки на учет у налоговиков

Привлечение к налоговой ответственности за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе. Любое территориально обособленное от организации подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места, признается обособленным подразделением организации. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется такое подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ).

Таким образом, если организация ведет деятельность по адресу, отличающемуся от юридического, то этот адрес формально является местонахождением ее обособленного подразделения. О таком обособленном подразделении организация должна сообщить в налоговый орган в течение одного месяца со дня его создания (пп. 3 п. 2 ст. 23, п. 1 ст. 83 НК РФ). Пунктом 2 статьи 116 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность за ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ в виде штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. рублей (письмо Минфина от 03.09.2012 г. № 03-02-07/1-211, постановление ФАС Московского округа от 25.07.2012 г. по делу № А40-123199/11-20-500). Хотя не исключено, что налоговые органы воспользуются разъяснениями Минфина, данными в письме от 17 апреля 2013 г. № 03-02-07/1/12946, и привлекут организацию к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы сведений (если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 и 129.4 НК РФ). Тогда размер штрафа составит всего 200 рублей за каждый непредставленный документ. Однако рассчитывать на такую лояльность налоговых органов, по нашему мнению, не стоит.

Кроме того, если организация фактически не располагается по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, ей следует «перерегистрироваться» по достоверному (фактическому) адресу, а не регистрировать «мнимое» обособленное подразделение. За указание недостоверных сведений о юридическом лице, в том числе о его адресе, предусмотрена административная ответственность.

Представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в соответствии с частью 3 статьи 14.25 КоАП РФ является административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность в виде предупреждения либо наложения административного штрафа на должностных лиц в размере 5 тыс. рублей.

Юлия Синицына, ведущий эксперт-юрист Первого Дома Консалтинга «Что делать Консалт», для журнала «Консультант»

Процесс госрегистрации без труда

С бератором «Юрист на предприятии» вы с легкостью реорганизуете свою фирму, создадите новую, разрешите любой конфликт с контрагентами и с честью пройдете процедуру любой проверки. Узнайте больше >>

Где взять юридический адрес для регистрации ООО

Получить адрес для регистрации ООО можно тремя законными способами:

  1. Арендовать офис или здание под нужды бизнеса и зарегистрировать по нему ООО. Использовать адрес, по которому вы на самом деле будете доступны, — вариант наиболее очевидный и удобный. При таком раскладе вы гарантированно не упустите направленный на адрес фирмы юридически значимый документ: налоговое, судебное, таможенное извещение — а следовательно, вовремя на него отреагируете.
  2. Купить адрес у компании, которая оказывает услугу предоставления юридического адреса для регистрации ООО и обеспечивает его почтовое обслуживание. Здесь важно перестраховаться, чтобы не купить по недосмотру адрес массовой регистрации компаний. Налоговики вполне разумно полагают, что регистрировать очередную компанию по адресу, где и так на бумаге числится уже множество “офисов”, не стоит. В распоряжении ФНС есть база адресов массовой регистрации, которой может воспользоваться любой желающий, чтобы убедиться в добросовестности арендодателя. Также не напрасным будет съездить по указанному в документах адресу и собственными глазами увидеть, что там в действительности находится. Если вам нужен юридический адрес для регистрации ООО в Москве, беспроблемный вариант можно приобрести у наших партнеров. Вы получите денежные гарантии “чистоты” адреса в обозримом будущем.
  3. Осуществить регистрацию ООО на адрес учредителя или директора. Вариант неоднозначный, но вполне законный. Законодательство РФ не запрещает адаптировать жилое помещение “под офис”. Тем не менее, бывали случаи, когда госорганы отказывали в регистрации ООО, обосновывая свою позицию уверением, что заявитель пытается нарушить правила пользования жилыми помещениями. Судебные споры по таким вопросам решаются в пользу заявителя. Адрес места жительства (адрес регистрации) руководителя ООО легально может быть адресом этого юрлица. К недостаткам такого варианта, помимо вероятности отказа в регистрации, следует отнести возможные проблемы с получением лицензии и риск отказа в банковском обслуживании со стороны некоторых банков.

Требования к юридическому адресу при регистрации ООО

Регистрирующий орган тщательно изучает сведения, которые касаются учреждаемого ООО. Не остаётся в стороне и юридический адрес. Обычно в ИФНС просят приложить к учредительным документам гарантийное письмо о предоставлении юридического адреса для регистрации ООО. Такое письмо представляет собой согласие собственника или арендодателя на регистрацию юридического лица по адресу недвижимости, которой он вправе распоряжаться. Обратите внимание, что документ не входит в число необходимых для регистрации ООО (перечень приведен в ст. 12 ФЗ № 129-ФЗ), но его отсутствие может иметь решающее значение в момент принятия решения о возможности регистрации вашей компании.

Как следует из судебной практики, в регистрирующем органе адрес регистрации недействительным признают, в частности, по следующим причинам:

  • Собственник помещения отрицает, что предоставлял гарантийное письмо учредителю этой организации.
  • По адресу расположено здание, в котором отсутствует помещение, указанное заявителем.
  • Собственник не соглашался на то, чтобы в принадлежащем ему здании регистрировались юридические лица.
  • По указанному при регистрации ООО юридическому адресу учредитель или директор не зарегистрирован и не проживает.
  • Помещение использует иное юридическое лицо, и у этого юридического лица нет права передавать площадь в субаренду.
  • Нет документов, которые удостоверяют согласие собственника на субаренду.

Отказ в регистрации ООО из-за юридического адреса не редкость, поэтому с документами у вас изначально должен быть полный порядок. Скачать образец гарантийного письма вы можете на нашем сайте.

Запросив у собственника помещения гарантийное письмо и копию свидетельства о государственной регистрации права собственности, вы предоставите сотрудникам ИФНС возможность убедиться в достоверности заявленного юридического адреса. Однако само по себе наличие гарантийного письма не означает, что к адресу не могут возникнуть вопросы. Да, вы не обязаны арендовать под нужды бизнеса именно офисное помещение, однако квадратные метры должны годиться на роль места нахождения исполнительного органа ООО. Помимо адресов массовой регистрации юрлиц, в налоговой бракуют следующие адреса:

  • присвоенные строящимся объектам,
  • по которым располагаются руины,
  • по которым находятся объекты, где регистрация юридического лица невозможна по закону: поликлиника, школа, казарма и т. п.

Важно, чтобы собственник помещения в процессе регистрации ООО находился на связи по указанному в гарантийном письме телефонному номеру. Он должен подтвердить сотруднику ИФНС, что действительно составлял такой документ и готов предоставить адрес для регистрации юридического лица.

Гарантийное письмо не обязует впоследствии заключать договор аренды. И арендодатель, и учредитель ООО могут отказаться от ранних договорённостей. Однако в этом случае руководитель ООО должен в установленном порядке уведомить налоговую о смене юридического адреса. В ЕГРЮЛ будут внесены соответствующие изменения.

Регистрация ООО по адресу директора или учредителя не самая популярная практика, однако пойти по этому пути тоже возможно. Если регистрация организации осуществляется в квартире или доме, для подтверждения юридического адреса при регистрации ООО понадобится копия свидетельства о праве собственности на помещение и согласие собственника. Согласие, как и гарантийное письмо, составляется в свободной форме.

При регистрации ООО на домашний адрес стоит заблаговременно уточнить в налоговой, куда вы планируете подавать документы, будет ли достаточно согласия собственника квартиры для подтверждения юридического адреса. Иногда дополнительно требуют представить согласие на регистрацию ООО по данному адресу каждого прописанного в квартире жильца.

Регистрация ООО в неприватизированной квартире в теории тоже допустима. Однако в этом случае согласие собственника — в роли которого выступает муниципальный или государственный орган — получить весьма затруднительно. Лучше выбрать менее хлопотный вариант получения юридического адреса для регистрации ООО.

Прекращение регистрации ИП

Этап 1. Подготовка процедуры ликвидации.

Процедура ликвидации ИП дешевле, проще и быстрее, чем ООО, но при закрытии ИП есть свои особенности.

1. Сначала необходимо сдать всю отчетность и погасить имеющуюся задолженность. Провести сверку с ИФНС, ФСС и ПФР.

Закрыть ИП можно в любое время, но закрытие ИП не избавляет от ответственности по приобретенным обязательствам. Т.е. закрыть ИП с долгами можно, но после ликвидации ИП они все равно будут за вами числиться и платить по ним придется. Законодательством РФ предусмотрено, что налоговая задолженность, штрафы, требования кредиторов и другие претензии к предпринимателю, остаются актуальными и после ликвидации ИП. Индивидуальный предприниматель отвечает по своим долгам всем своим имуществом.

2. Уволить и снять с учета во внебюджетных фондах наемных работников.

Этап. 2. Подготовка документов

Подготовка заявления о ликвидации ИП по форме Р26001 (заполняется в соответствии с требованиями утвержденными приказом ФНС от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@.) и оплата государственной пошлины. Сумма пошлины за закрытие ИП — 160 рублей.

Этап. 3. Регистрация решения о ликвидации ИП в налоговом органе.

Подача пакета документов в регистрирующий орган.

По истечении 5 рабочих дней, получаем подтверждение – лист записи ЕГРИП.

Ликвидация ООО

Ликвидация ООО. Поэтапный план действий

1. Учредителями (участниками ООО) принимается решение о ликвидации ООО, прекращении полномочий руководителя и назначении ликвидатора. Оформляется Решение единственного учредителя или Протокол общего собрания участников.

2. Составляется и подается соответствующее уведомление в ИФНС по форме Р15001 (заполняется в соответствии с требованиями утвержденными приказом ФНС от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@.), о начале процедуры закрытия ООО и формировании ликвидационной комиссии.

3. Подается объявление в «Вестник государственной регистрации».

4. По истечении 2-х месяцев, после подачи объявления в Вестник государственной регистрации», составляется, утверждается на общем собрании участников ООО и сдается в ИФНС промежуточный ликвидационный баланс. Одновременно подается уведомление по форме Р15001, о промежуточном ликвидационном балансе.

5. Предварительно рассчитавшись со всеми кредиторами и распределив оставшееся имущество, составляется, утверждается (на общем собрании участников ООО) и сдается в ИФНС окончательный ликвидационный баланс. Одновременно подается заявление по форме Р16001, о государственной регистрации ЮЛ в связи с ликвидацией ООО и уплачивается госпошлина в размере 800 руб.

Регистрацию ЮЛ в связи с его ликвидацией проводят в течении 5 рабочих дней, по истечении которых, необходимо получить в ИФНС лист записи о ликвидации ООО и исключении её из ЕГРЮЛ..

> См. также

  • Учреждение организации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *