Международное реформирование бухгалтерского учета

Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в системе бухгалтерского учета, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств и планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций.

Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределяет необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. Однако процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в России. Именно в целях изменения такого положения дел разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее именуется — Программа).

Цель реформирования системы бухгалтерского учета — приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

Задачи реформы заключаются в следующем:

  • сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
  • обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
  • оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности реформа будет проводиться по следующим основным направлениям:

  • совершенствование нормативного правового регулирования;
  • формирование нормативной базы (стандарты);
  • методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);
  • кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);
  • международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).
  • План конкретных мероприятий по указанным выше основным направлениям реформы бухгалтерского учета приведен в приложении.
  • Цель нормативного регулирования бухгалтерского учета будет состоять в обеспечении доступа всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности хозяйствующих субъектов. В этой связи будут решены вопросы:
  • переориентации нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность;
  • регулирования финансового учета;
  • органичного сочетания нормативных предписаний федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями;
  • взвешенного использования международных стандартов в национальном регулировании.

По мере становления бухгалтерской профессии, адекватной требованиям рыночной экономики, степень участия профессиональных организаций в регулировании вопросов бухгалтерского учета возрастет. При этом будут приняты во внимание исторические и культурные традиции регулирования общественной жизни в России.

Важной составляющей нормативного обеспечения является сохранение стабильности развития системы бухгалтерского учета.

Главная задача состоит в создании приемлемых условий последовательного, полезного, рационального и успешного выполнения системой бухгалтерского учета присущих ей функций в конкретной экономической среде.

Будет обеспечена непротиворечивость российской системы бухгалтерского учета общепризнанным в мире подходам к ведению бухгалтерского учета, сформирована модель сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета, введены процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией, пересмотрены допустимые способы оценки имущества и обязательств, созданы механизмы обеспечения открытости (публичности) бухгалтерской отчетности.

В целях обеспечения поставленных задач предлагается:

  • подготовить необходимые изменения и дополнения в Федеральный закон «О бухгалтерском учете», в том числе по вопросу проведения аттестации бухгалтеров, и иные нормативные правовые акты;
  • в течение двух лет разработать и утвердить положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, включающие в себя основную массу требований международных стандартов;
  • пересмотреть первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и иные документы, относящиеся к унифицированным системам бухгалтерской учетной и отчетной документации;
  • пересмотреть планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению, учитывая появление и особенности деятельности финансовых институтов, особенности обращения ценных бумаг и иные новые явления;
  • ввести упрощенную систему бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

Ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами является разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику.

Предполагаются создание ряда авторитетных и представительных профессиональных (саморегулирующихся) объединений, формирование системы профессиональной аттестации бухгалтеров и аудиторов, присоединение к деятельности соответствующих международных профессиональных организаций (Международной федерации бухгалтеров и др.), разработка и широкое общественное признание норм профессиональной этики, организация общественного контроля за профессиональной деятельностью и др.

В ходе реализации Программы будет предусмотрено широкое участие в реформировании бухгалтерского учета Института профессиональных бухгалтеров и иных профессиональных организаций.

При этом ставится задача возрастания роли профессиональных организаций в развитии методического обеспечения организации бухгалтерского учета и становления бухгалтерской профессии (бухгалтеров, консультантов, финансовых менеджеров и др.).

Перевод национальной системы бухгалтерского учета на международные стандарты включает в себя соответствующие изменения в работе по подготовке и повышению квалификации специалистов бухгалтерского учета. Будет обеспечено расширение и улучшение качества подготовки кадров в учреждениях начального профессионального образования, среднего специального и высшего образования, где реализуются долгосрочные программы, а также создание системы профессионального ускоренного образования, обеспечивающего краткосрочные программы подготовки и переподготовки.

Система профессиональной подготовки бухгалтерских кадров будет соответствовать государственным образовательным стандартам и должна содержать необходимые квалификационные характеристики по уровням профессионального образования.

Переход к международным стандартам бухгалтерского учета невозможен без активного сотрудничества как с соответствующими специализированными международными организациями, так и с национальными. Будет осуществлен переход от эпизодических контактов к систематической целенаправленной работе со следующими организациями: Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности, Международной федерацией бухгалтеров, секцией по бухгалтерскому учету Комитета по торговле и развитию ООН, Организацией экономического сотрудничества и развития и др.

Международное сотрудничество с целью реформирования национальной системы бухгалтерского учета будет осуществляться по отдельному плану. Ключевую роль в повышении эффективности данной работы призван сыграть международный центр по реформе бухгалтерского учета, который должен начать свою деятельность в 1998 году.

Понятие реформирования бухгалтерского учета

Процесс сложных, многоступенчатых преобразований в области бухгалтерского учета, обусловленных общим процессом экономических реформ в Российской Федерации представляет собой реформирование бухучета.

Реформирование заключается в разработке ключевых правил, норм постановки и ведения бухгалтерского учета предприятиями, соотносимых с требованиями современной экономики.

Ранее, в условиях плановой экономики реализовывалась система бухгалтерского учета, обусловленная общественной собственностью и государственным управлением экономикой. Основным потребителем информации при этом выступало государство. Действовавшая в советском государстве система государственного финансового контроллинга выявляла отклонения от установленных моделей хозяйственной деятельности организаций.

Реорганизация гражданско-правовой среды и системы общественных отношений определила необходимость трансформации российского бухгалтерского учета. Процесс реформирования учета и приведения его к международным стандартам финансовой отчетности был разработан и утвержден в 1998г.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Реформирование бухгалтерского учета в России 460 руб.
  • Реферат Реформирование бухгалтерского учета в России 280 руб.
  • Контрольная работа Реформирование бухгалтерского учета в России 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Замечание 1

Основная цель реформирования существующей системы бухгалтерского учета заключается в приведение российской системы бухучета в соответствие с насущными требованиями рыночной экономики и МСФО.

Основные задачи реформы бухгалтерского учета

Основные задачи реформы заключаются в следующем:

  • формирование системы стандартов учета и отчетности, для обеспечения полезной информацией пользователей разного уровня;
  • обеспечение связи реформ бухгалтерского учета с основными тенденциями определения стандартов на международном уровне;
  • оказание методической помощи компаниям в понимании и внедрении новой модели бухгалтерского учета.

Стандартизация процедур учета проводится Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности, (International Accounting Standards Committee или сокращенно — IASC). Унификация проводится посредством разработки и публикации Международных стандартов финансовой отчетности или сокращенно — МСФО (International Accounting Standards или IAS).

Основной смысл данного подхода заключается в разработке унифицированных стандартов, которые применимы к любой ситуации и в любой стране мира, и делают нецелесообразным создание национальных стандартов. Внедрение единых стандартов должно проходить не законодательным путем, а через добровольное соглашение профессиональных организаций различных стран.

Этапы реформирования бухгалтерского учета

Для приведения российской системы учета и отчетности в соответствие с требованиями современной экономики, а также международными стандартами, реформа реализуется по следующим основным направлениям:

  • совершенствование правового регулирования;
  • формирование нормативной базы;
  • методическое обеспечение, включающее инструкции, комментарии, методические указания;
  • кадровое обеспечение, заключающееся в подготовке и повышении квалификации специалистов бухучета;
  • международное сотрудничество.

Важным аспектом в процессе реформ является обеспечение стабильности в развитии национальной системы учета. Основная задача заключается в создании условий последовательного, рационального, успешного и полезного выполнения учетной системой присущих ей функций в реальной экономической среде. С этой целью следует:

  • обеспечить отсутствие противоречий между российской системой бухгалтерского учета и мировым подходам к ведению бухгалтерского учета;
  • сформировать модель взаимодействия системы бухгалтерского учета и системы налогообложения;
  • утвердить процедуры корректировки бухгалтерской отчетности, обусловленной инфляцией;
  • пересмотреть способы оценки активов и обязательств;
  • обеспечить открытость бухгалтерской отчетности.

Замечание 2

Одним из этапов реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с МСФО стало создание системы нормативного регулирования бухучета с разработкой новых и уточнением старых стандартов, внедрением их в практику. В процессе реформы проведена смена ориентации нормативного регулирования с самого учетного процесса на бухгалтерскую отчетность, в частности на регулирование бухгалтерского и финансового учета.

Развитие методик организации российского бухгалтерского учета и становление профессии бухгалтера требует усиление роли профорганизаций и Института профессиональных бухгалтеров России. На сегодняшний день все проекты положений по бухучету и иных нормативных документов, утверждаемых Министерством финансов России, разрабатываются специалистами этого института.

В действие введены новые Положения по бухгалтерскому учету, определяющие содержание, а также признаки объектов учета, порядок классификации объектов учета, условия их принятия и списания в учете, основные требования к учетной политике предприятий, состав и содержание информации, подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности.

Значительную роль в реформировании российского бухгалтерского учета играет Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Данный Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в России, поскольку:

  • устанавливает общие правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета;
  • повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для всех организаций;
  • обязывает юридические лица вести бухгалтерский учет;
  • приравнивает статус норм бухгалтерского учета к статусу норм прочего законодательства.


Рисунок 1. Реформирование бухгалтерского учета в России. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Переход на МСФО способствует наделению отчетности российских организаций очень важными характеристиками, такими как понятность, прозрачность, сравнимость, надежность. Отчетность нового уровня позволит пользователям отчетности сократить издержки на ее анализ. Компаниям больше не надо будет согласовывать внутренний и внешний учёт.

Учитывая современную российскую специфику, часть информационного учетного пространства, консолидирующая финансовый и управленческий учет в одну систему для более эффективного управления, есть стратегический учет. Стратегический учет позволяет обеспечить комплексный подход к распознаванию и решению проблем, встающих перед организацией.

Замечание 3

Основным же преимуществом перехода на МСФО становится увеличение притока в страну инвестиций. Это спровоцировано доступностью для инвесторов большего объема информации об объектах потенциальных вложений и снижения рисков инвестирования.

1.1. Влияние социальной среды на разнообразие национальных систем

учета

Система бухгалтерского учета — это совокупность элементов метода учета, связанных между собой, объединенных в единое целое и предоставляющих информацию о состоянии и движении активов и пассивов предприятия, характере и результатах хозяйствования в едином денежном измерителе.

Учетная система на национальном уровне характеризуется определенным комплексом показателей, главными из которых являются:

— историческое место учетной системы;

— исторически сформированная система регламентации учета;

— наличие и использование развитой системы национальных бухгалтерских стандартов;

— методы учета и оценки запасов (стоимость приобретения, реализационная и средневзвешенная стоимости, плановая себестоимость, методы ЛИФО, ФИФО и т.п.);

— методы начисления износа и его отображение в учете;

— национальный план счетов;

— система организации бухгалтерского учета в масштабе предприятия;

— методология определения конечного финансового результата работы предприятия (в странах Восточной Европы имеется единый способ определения прибыли; в странах-членах ЕС — три, во Франции – четыре, в странах Африки — два-три).

Иногда к этим показателям прибавляют еще особенности системы финансовой отчетности.

Бухгалтерская практика, применяемая в большинстве зарубежных стран, отличается использованием положений принципа осмотрительности, принципа балансовой стоимости и фискальных законов.

Бухгалтерский учет определяется средой, в которой он функционирует. Поэтому его принципы определяются как внутренними факторами, в частности, организацией хозяйственной деятельности, так и внешними факторами (политическими, экономическими, социальными, географическими и т.п.).

В основе разнообразия национальных систем лежит, прежде всего, влияние социальной среды. К факторам социальной среды можно отнести:

— стадию экономического развития;

— особенности предпринимательской деятельности;

— степень вмешательства государства в экономические отношения;

— группы пользователей и составителей финансовой отчетности;

— цели составления отчетности;

— характер бухгалтерской профессии;

— наличие специфических приемов регулирования бухгалтерского учета;

— уровень инфляции;

— законодательная система;

— политическая система;

— система образования;

— международное влияние (например, колониальное прошлое);

— уровень иностранных инвестиций в стране и другие.

По мнению американских ученых, среда, в которой функционирует учет, находится под влиянием таких факторов:

— тип правления в стране;

— тип экономической системы;

— отрасль экономики;

— организации, существующие в этом обществе;

— тип регулирования и контроля.

Рассмотрение факторов социальной среды позволяет определить типичные модели развития бухгалтерского учета, имеющие важное значение для лучшего понимания возможностей их изменений под влиянием этих факторов; предусмотреть проблемы, с которыми может столкнуться каждая страна, а также для выбора оптимальной модели на основании опыта стран с подобными системами развития бухгалтерского учета, что особенно важно для стран, находящихся на пути реформирования учета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *