Минусы централизованной бухгалтерии

Основной «плюс» ЦБ – это очень низкая для школы стоимость обслуживания, за исключением платных услуг все финансирует муниципалитет (правда, боюсь что из «образованческих» денег). Если переходить на свой «баланс», то нужно как минимум два специалиста с суммарной зарплатой в 50 тысяч в месяц, это с учетом 2 статьи, районного коэффициента составит в год более миллиона (по оценке специалистов это еще больше – 1,25-1,3 млн. в год).

И это не считая проблем с помещением, денег на сейфы, технику, расходные материалы и т.д. А в 2014 году на нашу громадную школу «выделяют» на учебные расходы 1 (один!) млн! На все – учебники и компьютеры, мебель и доски, спортинвентарь и лабораторное оборудование и т.д. Вместо этого – «своя» бухгалтерия? Или «отобрать» с ФОТ учителей, которым и так не хватает, чтобы выполнить указ президента?

Второй «плюс» – в ЦБ, в основном, собрали и научили действительно специалистов, экономистов и юристов «от образования». Где их взять школам? Поэтому-то и возникают проблемы в «самостоятельных» бухгалтериях. И если таковых станет больше, это будет более затратно и менее качественно.

Еще одно обстоятельство, которое до недавнего времени было «плюсом» ЦБ. Раньше, по крайней мере пятнадцать лет до октября 2013 года, КРУ и другие внешние организации не проверяли школу на ведение финансово-экономической деятельности, проверяли ЦБ. А с прошлого года оказалось, что в ЦБ нет места, да и школа в лице директора отвечает за все. Представители департамента финансов мне лично объяснили, что ЦБ мне должна подчиняться, я ее должен контролировать и нести за все ее грехи ответственность. Как я могу контролировать, если я не плачу им деньги, если «мы партнеры», если мои приказы просто не выполняют. Не платят по счетам школы или платят с задержкой, а на претензии выполнивших договор, но не получивших денег, отправляют «к заключившим договор» т.е. к нам, и т.п.

Отсюда вытекает основной «минус» – не ЦБ для школ, а школы для ЦБ!

Они руководствуются своими, бухгалтерскими инструкциями. Их интересует результат только «экономического» труда, им за это платят. Качество образования, эффективность обучения, воспитания, развития – это не их «сфера интересов». Их не волнует, будут ли у детей интерактивные доски и компьютеры, спортивные маты и лыжи, карты и учебники. Их вообще не интересует, платят ли школам хоть что-то. Если где-то в «верхах» из-за смены кодов школа 3-4 месяца не может приобрести ничего «втыкающегося в розетку» — они не причем. «Кончились» деньги, значит нет ничего. Школу надо мыть – ну и что, нет денег. «Город» не дал, они не виноваты. Без разницы, какие у «обслуживаемой» школы успехи, ЕГЭ, ГИА, травмы детей – это все равно. Как те «рабы» или «крепостные» не заинтересованные в качестве – чего? Образования!

Вопрос – если с ЦБ «взятки гладки», то куда смотрят органы управления образованием?

Что сделано КОО, ДО, ДОО для того, чтобы не было ситуации, когда школам не проплачивают счета на самое насущное месяцами (сейчас почти без бюджетного финансирования на учебные расходы пошел уже шестой месяц)? Другим занимаются, выполняют указ президента, а школам выживать надо. Ау, родители, мы живем на ваши «поборы».

Поэтому все нововведения, законы (44 или 223-ФЗ, бухгалтерские сайты) они воспринимают как дополнительную работу и перекладывают эту финансово- экономическую деятельность (по своей сути стремящуюся сделать систему более открытой и эффективной) на школы. И школы вынуждены бесплатно делать и дублировать их работу с помощью педагогов, учительниц, вместо того, что бы «сеять разумное . . .». Вот и получается, что вместо экономии и эффективности мы просто перекладываем проблемы на чужие плечи.

Я не знаю, какие оклады у более чем семидесяти (считал по телефонам, кстати, сотрудников КОО, ютящихся там же, во много меньше) сотрудникам ЦБ, но думаю, что если уменьшить вдвое количество, увеличив вдвое оклады – будет больше толка и места. «Война» с ЦБ для школы ничем хорошим не оборачивается. Проверки, крючкотворство – «Вы по каким законам работаете?»; еще большие задержки счетов; нервозная обстановка; обиды «простых» работников – сто раз подумаешь, стоит ли «бодаться? Но вспоминаешь про колею «тем, что сам я ее углубил, я у задних надежду убил», так и новые силы появляются.

И вообще, факт первенства экономики в образовании дает основные противоречия со здравым смыслом. Например, борясь с надуманной, на мой взгляд, коррупцией в образовании мы следуем принципу: дешевле – значит лучше. Лучше кому? Бюджету? Но знаем же, что «скупой платит дважды». Но все равно – котировки, конкурсы, аукционы . . .

Я работаю директором ровно 16 лет и застал период, когда были РайОНО, где работали на порядок меньше людей, хуже было с экономикой и законами? Или работает в сфере образовании аксиома Лоуэлла – количество разума на земле величина постоянная, а население растет?

По моему, платить педагогам достойную их труда заработную плату – это необходимое условие качественного образования, но не достаточное. Повышение в разы в свое время оплаты за классное руководство это показало. Что, в разы выросло качество классного руководства? Повышение было воспринято как наконец-то оценивание хоть в какой-то мере того труда, что затрачивался. Примерно так и воспринимается сейчас повышение, к тому же осложняется отсутствием ответа, так за что же учитель получает среднюю по экономике зарплату, за какой объем труда, за 1,5-2 ставки и прочее?

Глубоко убежден, что кадры, квалифицированные и высокооплачиваемые – условие необходимое, т.е. без этого качественного образования не будет. Но не достаточное! Без соответствующей материально-технической базы, без учебников, компьютеров и много-много другого, без уверенности в безопасности детей, что им тепло, комфортно морально и физически – не будет качественного образования!

Но, увы, в последнее время, когда приказано выполнять указ президента, а оставшиеся «копейки» тратить только на учебники и не на что другое, об этом приходится только мечтать.

И в таких условиях обслуживание через ЦБ мешает, потому что они выполняют то, что приказано. Выполняют хорошо, сверхурочно, работая вечерами и в выходные, только не делают образование более качественным.

Вот и получается дилемма – либо лишить детей или учителей части ресурсов в пользу «своей» бухгалтерии, либо терпеть ЦБ. Мне зададут вопрос, а как же те ОУ, которые на самостоятельном обслуживании. Отвечу – испытывают проблемы и существуют во многом благодаря деньгам родителей. Что, работать по увеличению размера инвестиций в образование и безопасность своих детей от родителей, спонсоров и т.д.? Да, делаем мы это, иначе как школа по 4-6 месяцев живее без бюджетного финансирования. Только количество жалоб от родителей на «поборы» растет.

Чиновники даже не планируют расходы на физическую охрану школ – она не нужна? Ждем, когда кого-нибудь убьют, как в Москве? Учебные расходы не только не увеличиваются, они за последние годы в разы уменьшаются, за счет детей платят «зарплату» учителям. Самое главное, не дают ответа на вопрос – почему? Вернее ответ есть – нет денег. А вот почему нет, что делать – ответ: «С деньгами и дурак сделает, а ты без них попробуй». Мы какие? Муниципальные? Почему при увеличении муниципального задания финансирование вопреки закону уменьшается? В ответ – подписывай, что дают, или . . .

Называется это – «двойной стандарт», «двойная мораль». Учредитель нарушает закон, потому что «нет денег», но требует от школ, гимназий, лицеев, выполнения законов. Так не бывает! Прокуратура, другие надзирающие органы не добьются желаемого, потому что требуют все от школ, а не от тех, кто считает и внедряет такие нормативы, потому что «денег нет».

Короче, я стал повторяться, но просвета впереди не видно. Получается, что все остальные довольны, все хорошо, один я «ворчу» и «ною». Все «работают», «трудятся», «пашут», а тут нашелся «правдолюбец». Денег все равно больше не будет!

А я верю. Верю, что школа будет заниматься обучением, а не заполнением таблиц. Что школа будет заниматься воспитанием, а не зарабатыванием денег. Что школа будет заниматься развитием детей, а не выпрашиванием ресурсов, ремонтов. Что школа не будет заниматься субботниками, снегом, покосами, заботиться о питании, безопасности, медобслуживании, а заниматься тем, чем и положено – педагогикой!

Что «УЧРЕДИТЕЛЬ», кто бы он ни был, выполнял свои обязанности, или хотя бы честно говорил о невозможности этого. Так делают почти во всем мире, когда-нибудь это будет и у нас, но когда?

Централизация учета: меняем “минус“ на “плюс“

Еще в 2003 году централизованные бухгалтерии должны были стать “сторонними организациями“, чья специализация — бухгалтерское сопровождение бюджетных учреждений. Тем не менее, во многих регионах статус централизованных бухгалтерий по-прежнему не определен, и они отчасти продолжают играть роль суррогатных распорядителей бюджетных средств.
Централизация учетного процесса бюджетных учреждений по принципам, заложенным в отмененную ныне Инструкцию по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях (утвержденную Приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н) существенно ограничивала правоспособность бюджетных учреждений.
На всех бухгалтерских документах, связанных с исполнением смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, стояла подпись руководителя и главного бухгалтера учреждения, при котором была создана централизованная бухгалтерия. Руководителям обслуживаемых учреждений централизованная бухгалтерия представляла только сведения об исполнении смет доходов и расходов.
На практике такое положение дел означало частичное ограничение возможности бюджетного учреждения по распоряжению денежными средствами. Тем не менее, централизованные бухгалтерии считались максимально эффективным механизмом, основные признаки которого — отсутствие нецелевого и сверхнормативного расходования бюджетных средств.
В Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 24 августа 2004 г. N 70н, централизованные бухгалтерии упомянуты всего два раза. Один раз — в рекомендациях по оформлению Расчетно-платежной ведомости (ф. 0504401). Дословно упоминание звучит так: “в централизованных бухгалтериях расчетно-платежная ведомость составляется раздельно на каждое обслуживаемое учреждение, подписывается руководителем соответствующего обслуживаемого учреждения, руководителем группы учета и исполнителем. Разрешение на выплату заработной платы подписывается руководителем учреждения, при котором создана централизованная бухгалтерия, и главным бухгалтером“.
В пункте 245 части VI “О порядке учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями учреждений, состоящих на бюджете“, сказано, что “вышестоящее учреждение (заказчик) высылает учреждению (грузополучателю) или централизованной бухгалтерии Извещение (ф. 0504805)“.
Приведенные короткие упоминания косвенно подтверждают, что взаимоотношения между централизованной бухгалтерией и учреждением, которое она обслуживает, как и прежде, выстроены на “уведомительной“ основе. Все бухгалтерские документы, связанные с исполнением смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, подписывают руководитель и главный бухгалтер учреждения, при котором создана централизованная бухгалтерия. При этом руководству обслуживаемых учреждений централизованная бухгалтерия представляет только сведения об исполнении смет доходов и расходов.
Передел функций
По сути, централизованные бухгалтерии должны действовать на принципах аутсорсинга (подробности — на стр. 8). При казначейском исполнении бюджета, введенном с этого года, нет нужды в еще одной надстройке для обеспечения целевого использования бюджетных средств в пределах установленных нормативов.
Для повышения эффективности оказания бюджетных услуг, специалисты обслуживаемых учреждений должны составить пооперационный план технологической обработки документов (график документооборота). Именно учреждение должно производить формирование первичных документов и их регистрацию.
При соблюдении этого правила учреждение имеет возможность самостоятельно провести контроль, экономическую и правовую экспертизу первичных документов. Личная подпись ответственных лиц обслуживаемого учреждения и оттиск печати (штампа) свидетельствуют, что документ может служить основанием для хозяйственной операции. По мнению и юристов, и экономистов бюджетное учреждение должно самостоятельно контролировать:
соответствие заключаемых договоров лимитам бюджетных обязательств;
законность совершаемых операций;
правильное расходование целевых бюджетных и внебюджетных средств по утвержденным сметам доходов и расходов;
наличие и движение имущества;
использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с нормативами и сметами.
Дело в том, что ответственность за нарушение бюджетного и налогового законодательства в конечном итоге ложится на руководство, в том числе и на главного бухгалтера обслуживаемого учреждения. Необходимо понимать, что сторонние квалифицированные специалисты нужны отнюдь не для принятия решений по деятельности бюджетного учреждения, а для выполнения технических функций:
работы на компьютерной программе;
формирования базы данных хозяйственных операций;
составления отчетности по бюджетному учету.
Поскольку обученных компьютерной грамоте и премудростям бюджетного учета бухгалтеров не хватает, то потребность в централизованных бухгалтериях на сегодняшний день велика, как никогда. Поэтому их количество не уменьшается, а возрастает.
Так, совсем недавно, депутаты Законодательного собрания Красноярского края на сессии единогласно утвердили создание краевого государственного специализированного учреждения “Территориальная централизованная бухгалтерия“. Это решение было вызвано необходимостью обслуживать 47 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и 48 коррекционных образовательных учреждений. В штатных расписаниях этих учреждений появилась возможность сократить количество ставок бухгалтеров со 138 до 75,5 и со 152,5 до 57 соответственно. В результате стало возможным уменьшить и первоочередные затраты на оборудование рабочих мест с 15,2 миллионов рублей до 6,2 миллионов рублей.
Руководитель краевого Агентства образования администрации Красноярского края Г.А. Вычужанина подчеркивает, что “краевые образовательные учреждения значительно удалены от районных центров, в связи с чем невозможно найти квалифицированных специалистов для ведения бюджетного учета. Дополнительное преимущество централизации состоит в том, что позволяет оперативно получать любую информацию о деятельности учреждений, своевременно предоставлять информацию по требованию финансовых, налоговых и других органов“.
Факт создания в Красноярске специализированного учреждения по ведению бюджетного учета особенно заметен на фоне остальных регионов, во многих из которых централизованные бухгалтерии до сих пор существуют без определенного правового статуса. Из-за этого бухгалтеров, работающих там, нельзя отнести к муниципальным или государственным служащим, хотя по оплате труда особых различий нет. Однако такое положение вызывает сложности с оформлением пенсии.
Используя перечисленные Галиной Александровной дополнительные преимущества централизации бюджетного учета, следует помнить, что обслуживаемые учреждения — не подразделения централизованной бухгалтерии, а отдельные юридические лица, так же, как и сама бухгалтерия. Если упустить из виду этот простой факт — возникают неизбежные проблемы с налоговыми органами. Рассмотрим наиболее типичные из них, которые возникают из-за неправильного разделения полномочий между централизованными бухгалтериями и обслуживаемыми учреждениями.
Ситуация N 1. Налоговая инспекция требует предоставить документы обслуживаемого учреждения для выездной, камеральной или встречной проверки. Требование предъявляется централизованной бухгалтерии. По каким-то причинам (отсутствие ксерокса и свободных рабочих рук для снятия копий и так далее) передача документов налоговой задерживается. Инспектор выписывает централизованной бухгалтерии штраф по 50 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).
Пожалуй, это единственная ситуация, в которой бюджетные учреждения могут оказаться в выигрыше. Бухгалтерские регистры обслуживаемых учреждений централизованная бухгалтерия может заверить своей печатью, а вот первичные документы (накладные, акты и прочие) — нет. Наглядной иллюстрацией может служить Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 4 июля 2005 г. N А74-316/05-Ф02-3170/05-С1. В ходе рассмотрения данного дела судьи решили, что с централизованной бухгалтерии нельзя требовать даже учетные регистры обслуживаемых учреждений.
Межрайонная инспекция ФНС России N 2 по Республике Хакасия обратилась в суд с заявлением о взыскании с муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей “Аскизская детская школа искусств“ (далее по тексту — школа) штрафа за непредставление документов.
При проведении камеральной проверки налоговая инспекция вынесла требование Управлению культуры муниципального образования “Аскизский район“, централизованная бухгалтерия которого вела учет в школе, о представлении:
первичных учетных документов (платежных документов);
регистров бухгалтерского учета;
книг покупок и продаж.
Требование не было исполнено в срок, и налоговая инспекция обратилась в суд. Логика рассуждений судей о том, что централизованная бухгалтерия не должна выполнять требование о представлении документов обслуживаемого учреждения, выстроена так:
1. Налоговая инспекция не доказала факт совершения школой налоговых правонарушений, ответственность за которые предусмотрена пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса.
2. Пунктом 6 статьи 108 Налогового кодекса установлено, что обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
3. Обязанность по представлению запрашиваемых документов и сведений возникает у налогоплательщика в случае вынесения налоговой инспекцией соответствующего требования и его направления в адрес налогоплательщика либо вручения его представителю налогоплательщика. Этот вывод следует из буквального толкования следующих норм Налогового кодекса:
налогоплательщики обязаны представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ);
налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов (пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ);
при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе востребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (ст. 88 НК РФ);
должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе востребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы (ст. 88 НК РФ).
Прецидент
Недавно в прессе прошла информация о директоре лицея из Екатеринбурга, который отказался закрыть внебюджетный счет лицея в коммерческом банке и передать ведение учета в централизованную бухгалтерию управления образования.
Удивительней всего, что его взгляды нашли поддержку у юристов. Адвокаты лицея отмечают, что Администрация Екатеринбурга нарушила:
принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ);
основы финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений (ст. 43 Закона об образовательной деятельности);
Бюджетный кодекс, в котором не установлена обязанность бюджетных учреждений осуществлять бухгалтерский учет только при посредстве централизованных бухгалтерий;
статью 6 Закона о бухгалтерском учете, которая дает руководителю право самостоятельного выбора организации работы бухгалтерии.
Видимо, юристы не слышали о казначейском исполнении бюджета и о том, что деньги, полученные от предпринимательства, изначально не принадлежат учреждению. Заметим, что Администрация Екатеринбурга игнорировала письма Казначейства России о необходимости внесения изменений в уставы образовательных учреждений. Это позволило юристам говорить о нарушении чиновниками подпункта “ж“ статьи 13 Закона об образовании, который предусматривает, что открытие счетов в органах казначейства должно быть прописано в уставе образовательного учреждения. Возмущение директора лицея и негодование юристов, на наш взгляд, вызвано тем, что централизованную бухгалтерию продолжают воспринимать как еще одну надстройку, обеспечивающую целевое использование бюджетных средств. Аргумент администрации о том, что такая организация учета снижает затраты по его ведению услышан не был.
Ситуация N 2. Централизованная бухгалтерия с начала 90-х годов прошлого столетия сдает от своего имени “обобщенные“ по всем обслуживаемым учреждениям налоговые декларации. Оплата налогов и взносов также шла одной суммой, вплоть до 2005 года.
С 2005 года по требованию казначейства платежные поручения оформляются отдельно по каждому учреждению, а отчеты централизованной бухгалтерии по-прежнему включают в себя данные по обслуживаемым учреждениям. Итог такого “разделения“ — перекос в лицевых карточках централизованной бухгалтерии и обслуживаемых учреждений. У бухгалтерии налоговый инспектор видит недоимку, а у обслуживаемых учреждений, соответственно, переплату. Централизованной бухгалтерии инспекция начисляет пени, а учреждениям предъявляет требование представить налоговую отчетность за последние три года.
Эта ситуация обсуждалась на интернет-сайте www.klerk.ru в подразделе для бюджетных учреждений. Основной совет был, на первый взгляд, тривиален. Постоянный участник форума для бюджетников настоятельно рекомендовал вести переговоры с налоговой, которая в конечном итоге должна пойти на уступки бюджетным учреждениям. Если ваша инспекция отличается несговорчивостью или опасается последствий проверки налоговым управлением, на переговоры лучше идти с подборкой арбитражной практики по вашей проблеме. Для наглядности и экономии расходных материалов подборку можно оформить в виде краткой таблицы. Особенно если спор идет о том, кто будет платить штраф: централизованная бухгалтерия или обслуживаемое учреждение.
Самая неприятная как для централизованных бухгалтерий, так и для обслуживаемых учреждений — последняя из рассматриваемых в настоящей статье спорных ситуаций. Этот “минус“ на “плюс“ исправить невозможно.
Ситуация N 3. В феврале 2005 года Управление образования г. Северодвинска (далее по тексту — Управление) на основании статьи 78 Налогового кодекса обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о зачете образовавшейся у него за период с ноября по декабрь 2004 года переплаты по налогам и обязательным платежам. Переплата образовалась в результате уплаты налоговых платежей муниципальными образовательными учреждениями, которые обслуживало Управление на основании заключенных договоров об оказании бухгалтерских услуг. По заявлению Управления переплату нужно было зачесть в счет недоимки обслуживаемых учреждений.
Налоговая инспекция на заявление ответила отказом, и суд ее поддержал (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 5 октября 2005 г. N А05-2493/05-31).
Дело в том, что статья 78 Налогового кодекса не предусматривает возможности проведения зачета излишне уплаченных сумм налога и обязательных платежей одним налогоплательщиком в счет погашения недоимок по налогам (страховым взносам) другого налогоплательщика. Если централизованная бухгалтерия перечисляет суммы от своего имени за обслуживаемые учреждения, она нарушает также статью 45 Налогового кодекса. В этой статье сказано, что каждый налогоплательщик обязан самостоятельно уплачивать свои налоги.
В случае с Управлением образования г. Северодвинска был нарушен в том числе и порядок, установленный Положением об отделе “Централизованная бухгалтерия“ Управления образования. В нем не была оговорена возможность перечисления налогов, начисленных на обслуживаемые учреждения Управлением образования от своего имени, со своего расчетного счета с указанием собственного идентификационного номера (ИНН).
Чтобы избежать накладок и недоразумений, централизованная бухгалтерия должна быть не просто муниципальным (краевым и т.д.) учреждением, а полноценным юридическим лицом с круглой печатью, бланками и штампом. Централизованная бухгалтерия строит свои отношения с обслуживаемыми учреждениями на основе договоров на бухгалтерское сопровождение. Поэтому централизованные бухгалтерии должны выполнять только нижеперечисленные функции:
организация и ведение бухгалтерского и налогового учета;
составление отчетности;
своевременное проведение расчетов с организациями и физическими лицами;
представление отчетности в налоговые органы, внебюджетные фонды, органы статистики и иные органы;
консультирование обслуживаемых учреждений по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности;
представление интересов обслуживаемых учреждений по доверенности в различных организациях (налоговой инспекции, отделении Пенсионного фонда, фондах медицинского и социального страхования и других).
Арбитражная практика
—-T——————————T———————————T——————————¬
¦ N ¦ Реквизиты судебного решения ¦ Суть рассматриваемого дела ¦ Мнение судей ¦
¦п/п¦ ¦ ¦ ¦
+—+——————————+———————————+——————————+
¦ 1 ¦Постановление ФАС Восточно-¦Единый социальный налог за¦Штрафные санкции можно умень-¦
¦ ¦Сибирского округа от 29¦обслуживаемое учреждение перечи-¦шить, так как ответчик -¦
¦ ¦сентября 2005 г. N А19-¦сляла централизованная бухгалте-¦дошкольное учреждение социаль-¦
¦ ¦14873/04-44-41-Ф02-4748/05-С1.¦рия. На лицевой карточке учреж-¦ной направленности, финанси-¦
¦ ¦ ¦дения образовалась недоимка.¦руется из городского бюджета,¦
¦ ¦ ¦Инспекция начислила учреждению¦платных услуг не оказывает. ¦
¦ ¦ ¦штраф. ¦ ¦
+—+——————————+———————————+——————————+
¦ 2 ¦Постановление ФАС Западно-Си-¦Та же ситуация, как и в первой¦Штраф не может быть начислен¦
¦ ¦бирского округа от 8 февраля¦позиции. Однако речь идет о¦учреждению: оно не является¦
¦ ¦2005 г. N Ф04-353/2005¦налоге на доходы физических лиц¦налоговым агентом, так как¦
¦ ¦(8270-А46-19). ¦(НДФЛ). ¦начисление заработной платы и¦
¦ ¦ ¦ ¦удержание налогов произведены¦
¦ ¦ ¦ ¦централизованной бухгалтерией.¦
L—+——————————+———————————+——————————-
Т.М. Гронь,
редактор-эксперт журнала “Бюджетный учет“
“Бюджетный учет“, N 3, март 2006 г.

Трудности перехода: введение централизованной бухгалтерии в муниципальных учреждениях Архангельска вызвало неоднозначную реакцию

Муниципальное казенное учреждение «Центр бухгалтерского и экономического обслуживания» было создано в Архангельске в октябре 2016 года – для работы с органами местного самоуправления, казенными, бюджетными и автономными учреждениями. По словам директора департамента финансов администрации Архангельска Марии НОВОСЕЛОВОЙ, все процедуры в центре стандартизированы – от момента создания первичного документа до формирования итоговой отчетности, что дает возможность исправлять ошибки в документации сразу всех учреждений и вести единую бухгалтерскую политику.

Идея централизованной бухгалтерии не ноу-хау. По словам председателя Архангельской городской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Надежды ЗАОЗЕРСКОЙ, «мы уже это проходили»: в 1988 году город отказался от такой формы работы, как единый бухучет по округам, из-за ее неэффективности.

«Сегодня в учреждениях образования и культуры допускается действительно много ошибок в бухгалтерском учете, – считает Надежда Заозерская. – Это связано не только с квалификацией специалистов, но и с большим объемом работы. Централизованная бухгалтерия их исправляет, совместно с руководителями организаций пытается решать проблемы. Процесс взаимопонимания идет, но чем все закончится? О том, что ЦБ может не оправдать себя, мы начали говорить еще в декабре 2016 года. Пока представляется, что это просто очередной способ экономии средств бюджета. Но когда один бухгалтер обслуживает с десяток учреждений – это ненормально».

В городской администрации утверждают, что о перегрузках специалистов центра речи быть не может, однако, по словам Надежды Заозерской, ошибки в финансовых расчетах допускаются ими регулярно.

«Мы настаивали на том, чтобы приостановить перевод учреждений на единый бухгалтерский учет, и договорились с городскими депутатами провести очередную встречу, но не только с докладами представителей администрации, но и с рассказами руководителей учреждений о возникших сложностях», – отмечает Надежда Заозерская.

«Показательная порка» – так бывший директор Архангельского городского культурного центра Наталья ГАЛЫШЕВА называет свое увольнение, причины которого в администрации не объясняют.

«Мне лично официально было объявлено, что я уволена, потому что не иду на введение централизованной бухгалтерии, – заявляет Наталья Галышева. – Когда начались все эти процессы, я внимательно изучила документы, касающиеся перехода на ЦБ, и утвердилась во мнении, что нашему учреждению лучше иметь свою бухгалтерию. Я заблаговременно проинформировала администрацию города о своем решении, приводила аргументы, но никто не принял их во внимание».

По мнению Натальи Галышевой, централизованная бухгалтерия сегодня не готова обслуживать такое большое учреждение, как АГКЦ. Среди доводов, которые она приводит, – отсутствие отлаженной системы обмена информацией, что увеличивает трудозатраты, потому что некоторые документы приходится отвозить в центр, а также отсутствие защищенных электронных каналов связи, по которым можно было бы безопасно передавать документы, содержащие персональные данные.

«Есть еще один вопрос, который ставит меня в тупик, – продолжает Наталья Галышева. – Централизованная бухгалтерия принимает на себя не все функции бухгалтерского учета. Часть их, касающаяся в первую очередь первичной обработки документов, остается на учреждении. То есть бухгалтерии быть не должно, но кто-то эту приличную по объему работу делать должен. По разговорам коллег я поняла, что практически во всех организациях сейчас есть люди, оформленные по другим должностям, не связанным с бухгалтерией, которые занимаются обработкой этих документов. Разве это правильно, если мы говорим об экономии средств и оптимизации?»

О необходимости оставить в каждом учреждении хотя бы по одному бухгалтеру говорит и председатель Архангельской областной организации Российского профсоюза работников культуры Ирина ТОМИЛОВА.

«Централизованно нужно проводить, например, закупки, а для начисления заработной платы работникам лучше оставить человека в штате учреждения, – считает она. – У нас же сейчас происходит наоборот. Централизованная бухгалтерия действительно чревата ошибками в начислении зарплаты, а ответственность перед надзорными органами за это несет руководитель учреждения, которому ЦБ не подотчетна. Специалисты ЦБ просто говорят: «Мы исправимся», – а штрафуют директоров. ЦБ – одна из форм аутсорсинга, а он предполагает, что руководитель самостоятельно принимает решения. Поэтому мы хотим добиться того, чтобы переход на ЦБ был действительно добровольным и услугами центра пользовались только те, кому это реально нужно», – добавляет Надежда Заозерская.

Прямая речь

Даниил ШАПОШНИКОВ, заместитель главы Архангельска по вопросам экономического развития и финансам:

– Целями введения централизованной бухгалтерии являются унификация бухучета, повышение качества работы учреждений, решение кадровых проблем. До введения ЦБ контрольно-ревизионное управление администрации Архангельска постоянно выявляло большое количество нарушений в деятельности бюджетных организаций: до 15% средств расходовалось неэффективно или нецелевым образом. После централизации этот показатель снизился до 3%. Раньше размеры ежегодных штрафов налоговой инспекции за некачественную финансовую работу доходили до 20 млн рублей, которые приходилось выкраивать из бюджета. Сегодня к учреждениям, которые перешли на ЦБ, претензий у налоговых органов нет.

Только за 2017 год мы смогли сэкономить 13 млн рублей, которые направили на исполнение предписаний надзорных органов и проведение капитальных ремонтов учреждений. По окончании переходного периода экономия бюджета будет ежегодно составлять 160 млн рублей. Но все это – лишь следствие нововведения. Все сэкономленные средства мы оставляем муниципальным учреждениям и «закрываем» тем самым социальные проблемы, на решение которых раньше не хватало денег.

Сегодня уже 66 учреждений – примерно половина от общего количества – работают с централизованной бухгалтерией. Правительством Архангельской области и губернатором этот опыт признан очень успешным и рекомендован для реализации в других муниципальных образованиях региона.

Определенный фон недовольства все еще присутствует, но он идет от тех, кто еще не перешел в ЦБ. Зачастую недостатки, которые сегодня приписываются единому бухучету, имеют совершенно не связанные с ним причины. Тем не менее все проблемы мы стараемся сразу же решать. Например, сегодня уже готово программное обеспечение для удаленной передачи персональных данных, которое заработает в начале 2018 года.

Переход в централизованную бухгалтерию по-прежнему остается добровольным. Сегодня все больше руководителей сами обращаются к нам, ежемесячно мы «подключаем» к ЦБ по 10-15 учреждений, график этой работы расписан на ближайшие несколько месяцев.

Современные проблемы в бухгалтерском учете

Джуланова Юлия Михайловна
студент 4-ого курса кафедра
Учет, анализ и аудит
Московский государственный университет
путей сообщения Императора Николая II
Российская открытая академия транспорта
Научный руководитель: Павлова Анна Николаевна,
старший преподаватель кафедры:
Учет, анализ и аудит
E-mail: iulya.iu-26@yandex.ru

Применение современных достижений в сфере информационных технологий для управления современным бизнесом способствует обеспечению своевременности и полноты информации об управляемых процессах, предоставляет возможность проведения более глубоко анализа, моделирования процессов и прогнозирования их развития.

Бухгалтерский учет выступает в качестве информационной базы, на основе которой принимаются важнейшие управленческие решения руководством организации, которые являются внутренними пользователями информации, и осуществляется оценка деятельности предприятия внешними пользователями, такими как государственные контролирующие органы, акционеры, инвесторы, кредиторы и др.

Развитие информационных технологий в бизнес-управлении в последние годы идет высокими темпами. Современный бухгалтер сегодня уже не может представить себе процесс ведения бухгалтерского учета без широкого использования средств автоматизации. Именно поэтому одной из основных прикладных проблем формирования бухгалтерской отчетности является процесс ее автоматизации и сопряжения с последними тенденциями в мире компьютерных технологий.

Однако на сегодняшний день актуальными продолжают оставаться возникающие проблемы автоматизации бухгалтерского учета .

Разные аспекты автоматизации бухгалтерского учета изучаются различными авторами, при этом главным образом это связано с методическими рекомендациями по внедрению и использованию определенных программных продуктов.

Одной из актуальных современных проблем бухгалтерского учета выступает слабо разработанная методология автоматизированной формы бухгалтерского учета. Все-таки алгоритмы, используемые программным обеспечением, являются достаточно сложными, а потому подсказки от разработчика по использованию программного обеспечения более чем полезны. Но в то же время необходимо развитие методологии автоматизированной формы бухгалтерского учета, которая на сегодняшний день разработана очень слабо. Лишь в некоторых работах авторы анализируют принципы построения автоматизированных систем, рассматривают не только методические, но и методологические проблемы развития автоматизированной формы бухгалтерского учета. При этом автоматизированная форма ведения бухгалтерского учета имеет не только общие принципы построения с бухгалтерским учетом в целом, но и свои специфические принципы, без осознания которых невозможно рациональное построение автоматизированной формы ведения бухгалтерского учета .

Также в связи с переходом на МСФО выделяется еще одна проблема автоматизации бухгалтерского учета, обусловленная необходимостью совершенствования программных продуктов под новые стандарты ведения учета.

Другой важной проблемой современной автоматизации бухгалтерского учета становится вопрос обеспечения надежности хранения данных, так как информация становится одним из стратегических ресурсов организации и приобретает все большее значение в ее деятельности.

При этом имеет место ряд проблем применения облачных методов хранения данных. Главной из них выступает проблема обеспечения информационной безопасности. На сегодняшний день не существует специальных нормативно-правовых актов, а также технологий, гарантировавших бы стопроцентную конфиденциальность данных. Следовательно, наиболее ценные данные не рекомендуется хранить на публичном облаке.

Также актуальными проблемами выступают вопросы целостности данных, так как для получения услуг облака необходимо обеспечить постоянное соединение с сетью Интернет, а в этой связи могут возникать проблемы с корректным и своевременным обновлением информации в хранилищах данных .

Решение вышеуказанных проблем требует целенаправленных действий по устранению предпосылок потери информации или доступа к ней, если она находится в удаленном доступе на серверах, не принадлежащих компании (находится в «облаках») .

Помимо этого, несмотря на снижение затрат, которые связаны с технической поддержкой программного обеспечения, пользователь сталкивается с ограничениями в используемом обеспечении и порой не у него отсутствует возможность полностью настроить его под свои собственные цели.

Несмотря на преимущества использования автоматизации бухгалтерского учета, существуют следующие проблемы ее использования непосредственно в рамках предприятия:

1. Определение задач автоматизации, заключающиеся в необходимости определять основы функционирования предприятия и ключевые бизнес-процессы, что позволяет не выйти за рамки реальных потребностей предприятия.

2. Частая смена нормативных актов, устанавливающих правила учета, отчетности и налогообложения не обладают гибкостью и не способны отражать изменения внешних условий.

3. Недостаток квалифицированных кадров.

4. Перенос имеющихся данных на предприятии в новую систему .

Все эти проблемы могут стать причиной увеличения затрат на внедрение автоматизированной системы ведения бухгалтерского учета и отсутствия экономического эффекта от ее внедрения.

В заключении необходимо отметить, что в настоящее время ведение бухгалтерского учета невозможно представить без использования информационных технологий. С развитием информационных технологий появляются новые возможности, а вместе с тем и новые проблемы автоматизации бухгалтерского учета, которые требуют своего решения.

Развитие информационных технологий в бухгалтерском учете способствует повышению эффективности и качества работы бухгалтера, улучшению контроля над финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Вместе с тем следует заметить, что никакая система автоматизации учета не в состоянии полностью заменить бухгалтера. Ведь существует множество вопросов, при решении которых необходима выработка профессионального суждения, которое как раз-таки слабо подвержено автоматизации, ибо основывается, прежде всего, на личном опыте человека.

Список использованных источников

  1. Борькина А. А., Конищева А. К. Становление и развитие автоматизации Бухгалтерского учета в России / А. А. Борькина, А. К. Конищева // Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых с международным участием. 2015
  2. Дружиловская Э. С. Современные проблемы бухгалтерского учета с точки зрения аналитиков / Э. С. Дружиловская // Международный бухгалтерский учет. — 2015. — № 10. — С. 54-64.
  3. Елисеева Л.В. Проблемы и перспективы автоматизации бухгалтерского учета / Л.В. Елисеева // Экономика и социум. — 2015. — № 4 (17). С. 281-287
  4. Куцык П. А. Преимущества и недостатки учетно-контрольных процедур при использовании технологий реального времени и облачных вычислений / П. А. Куцык // Международный бухгалтерский учет. — 2014. — № 25. — С. 47-54.
  5. Слободняк И. А., Пискунов И. В. Актуальные проблемы автоматизации бухгалтерского учета / И. А. Слободняк, И. В. Пискунов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2014. — № 7. — С. 29-34.

Что такое централизованная бухгалтерия (ЦБ)

Централизованная бухгалтерия (ЦБ) представляет собой учреждение, которое выполняет функции бухгалтерских служб сразу нескольких предприятий. Такой орган специализируется на ведении бухгалтерского и налогового учета. ЦБ может быть организована в нескольких формах:

  • Аутсорсинговая компания.
  • Инсорсинговые услуги.
  • Создание отдельного юридического лица, которое должно объединить решение всего комплекса финансовых вопросов головного предприятия и его дочерних структур.

При аутсорсинге бухгалтерская фирма по договору получает на возмездной основе полномочия по ведению бухгалтерского и налогового учета деятельности других юридических лиц. В случае с инсорсингом учетные функции аккумулируются в головной организации.

КСТАТИ! Отличительная черта централизации бухгалтерских служб в бюджетной сфере: выполнение обязательств реализуется в соответствии с заключенными договорами, но не предполагает оплату таких услуг.

По степени централизации можно выделить такие способы ведения учета:

  • вариант с полной централизацией;
  • форму частичной централизации;
  • контроль деятельности в отдельном сегменте – в сфере централизованных закупок ТМЦ;
  • подготовку сводной отчетной информации – все подопечные организации самостоятельно ведут учет, формируют отчеты, подают их в головной орган, который составляет сводные данные для выявления общей эффективности деятельности компании.

Обязанности централизованной бухгалтерии

Централизованные бухгалтерские органы должны в процессе реализации своей деятельности составлять и утверждать локальные нормативные акты в форме:

  • приказов и распорядительной документации, визируемых руководителем;
  • коллективного договора;
  • положения об учетной политике и премировании сотрудников, системе оплаты труда, об охране руда;
  • правил внутреннего распорядка.

Предназначение ЦБ – ведение налогового и бухгалтерского учета. Функциональные обязанности специалистов единого финансового органа дополнительно включают:

  • подготовку отчетов;
  • отражение всех операций в учете не только в стоимостном выражении, но и в натуральном;
  • проверку первичной документации, контроль своевременности ее оформления и представления в бухгалтерию;
  • мониторинг изменений в количественном и качественном составе ТМЦ;
  • контроль использования трудовых ресурсов и управление финансовыми потоками предприятий;
  • реализацию расчетов с контрагентами и сотрудниками, привлеченными для выполнения отдельных работ физическими лицами.

В область задач центральной бухгалтерии может входить подача отчетной документации в контролирующие органы и ведение управленческого учета, подготовка аналитических материалов, расчет смет доходов и расходов для частных и бюджетных организаций и проверка выполнения утвержденного бюджета. Работники ЦБ могут принимать участие в инвентаризациях и оказывать консультационные услуги. Отдельный сегмент работ – систематизация и организация хранения документации обслуживаемых предприятий.

Преимущества и недостатки

Положительными последствиями внедрения централизованной бухгалтерии могут стать:

  • отсутствие необходимости содержать штат финансового, планового и бухгалтерского отделов;
  • управленческие расходы сокращаются;
  • реализация запланированных проектов и программ происходит в сжатые сроки;
  • единый подход в выполнении разных задач бухгалтерского учета;
  • контролирующие действия унифицированы;
  • использование ресурсной базы предприятия происходит более эффективно благодаря двойной системе мониторинга: со стороны руководства компании и специалистов ЦБ;
  • не надо тратить средства и время на организацию курсов повышения квалификации и спецоценку условий труда для бухгалтерской службы;
  • риски хозяйственной деятельности минимизируются, так как уровень квалификационной подготовки всех специалистов ЦБ очень высокий.

К недостаткам можно отнести сокращение возможностей для руководителя в отношении расходования средств – централизованная бухгалтерия будет соотносить все виды трат с планом доходов и расходов на текущий год. Введение дополнительных обязанностей для сотрудников ЦБ возможно только при условии увеличения платы по договору.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для бюджетной сферы прямые рычаги воздействия на перечень оказываемых услуг у предприятия-заказчика отсутствуют. Степень централизации учета определяется не обслуживаемой организацией, а главными распорядителями средств и органами местного самоуправления.

Как создать централизованную бухгалтерию

Создание централизованной бухгалтерии происходит в несколько этапов:

  1. Выбор правовой формы новой структуры.
  2. Регистрация организации.
  3. Определение функционала финансового органа и его организационной структуры.
  4. Составление образца типового договора на оказание бухгалтерских услуг.
  5. Составление штатного расписания и подбор персонала.
  6. Оформление прейскуранта услуг.

Правовая форма централизованной бухгалтерии

Единство бухгалтерского учета может быть достигнуто путем выделения структурного подразделения, специализирующегося на учете (бухгалтерском, налоговом, управленческом) и планировании или через создание отдельного юридического лица. В последнем случае ответственность за полноту учета возлагается на директора ЦБ. При варианте с выделением бухгалтерии в отдельное подразделение надо будет вносить в Устав изменения, добавлять в него дополнительный вид деятельности – оказание бухгалтерских услуг.

Организационная структура централизованной бухгалтерии

При разработке оптимальной организационной структуры единого органа необходимо предусмотреть:

  1. Управление по подготовке отчетной документации (руководящий состав).
  2. Планово-аналитический или экономический отдел.
  3. Группа главных специалистов.
  4. Расчетчики для начисления и учета расчетов с наемными работниками.
  5. Учетчики.
  6. Хозяйственное подразделение.

Типовой договор оказания услуг

Форма договора может быть разработана для оказания услуг на безвозмездной или возмездной основах. В документе надо прописать:

  • функции ЦБ;
  • права и обязанности сторон соглашения;
  • меры ответственности за конкретные виды нарушений;
  • указание лиц с правом подписи бухгалтерской документации;
  • сроки предоставления в бухгалтерию первичных документов и их обработки;
  • правила документооборота;
  • особенности организации хранения документов и порядок работы с архивом.

Штатное расписание и персонал

В соответствии с разработанной организационной структурой бухгалтерской службы составляется ее штатное расписание. На вакантные должности подбираются высококвалифицированные специалисты общего направления деятельности и узкой специализации. Выбор работников надо организовывать на конкурсных условиях с возможностью перевода (полного или частичного) персонала дочерних структур в ЦБ. Численность штата рассчитывается с учетом предполагаемых трудозатрат в каждом сегменте учета.

Централизация бухгалтерского учета – оптимальное решение для бюджетных организаций и крупных частных предприятий. Создание такого органа позволяет высвободить дополнительные денежные ресурсы и снизить налоговые риски.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *