Мировые судьи правовое регулирование деятельности

10. Kriminal’naya seksologiya / G. B. Deryagin i dr. . Moscow, 2012. 399 p. (In Russ.).

Правовое регулирование мировой юстиции в России: эволюция, проблемы, перспективы (к 20-летию восстановления

института мировых судей)

В статье анализируются разработка и принятие законодательства о мировых судьях в России в 1990-е гг., исследуется эволюция представлений о правовом положении мирового судьи и его месте в судебной системе Российской Федерации начиная с Концепции судебной реформы РСФСР 1991 г. и до принятия в декабре 1998 г. Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации». Автор

Eng.).

УДК 347.978

е. в. кузнецова — доцент кафедры государственно-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент

Реферат

приходит к выводу, что на правовой статус мирового судьи, предлагаемый концепцией судебной реформы, некоторыми проектами Конституции Российской Федерации и проектом Федерального конституционного закона «О мировых судьях», оказал значительное влияние дореволюционный опыт правового регулирования и деятельности мировых судов. Однако при разработке действующего федерального закона от многих идей (нередко патриархальных) законодатель отказался.

В статье подробно анализируется Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации», законодательство субъектов, рассматриваются типичные решения субъектов в сфере правового регулирования мировой юстиции. Кроме того, автор исследует изменения, внесенные в закон за 20 лет, и делает выводы о совершенствовании правового регулирования института мировых судей, а также постепенном сокращении компетенции субъектов Российской Федерации в данной сфере. Завершает статью краткий обзор тенденций и перспектив правового регулирования мировой юстиции в Российской Федерации.

Ключевые слова: мировой суд; мировой судья; мировая юстиция; правовое регулирование мировой юстиции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: magistrate’s court; magistrate; the Justice of the Peace; legal regulation of the Justice of the Peace.

В декабре 2018 г. исполняется 20 лет со дня подписания Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации», в соответствии с которым в нашей стране был введен институт мировых судей . Многие исследователи, впрочем, говорят о возрождении, восстановлении мировой юстиции в России, ссылаясь на тот факт, что мировые суды были введены в результате Судебной

реформы 1864 г., а потому этот институт не нов для российской судебной системы.

Разработка и принятие данного закона осуществлялись достаточно долго, в период радикальных для страны перемен в государственной и общественной жизни. Еще в октябре 1991 г. Верховным Советом РСФСР была одобрена Концепция судебной реформы РСФСР , в которой предлага-

лось введение мировых судей в качестве судей первой инстанции. Предполагалось, что будет создано два вида мировых судов: участковые, действующие в пределах определенной территории судебного участка, и специализированные (следственные, пенитенциарные и др.). Юрисдикция участковых мировых судей была примерно охарактеризована следующим образом: рассмотрение гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях. Компетенция же специализированных мировых судей была обозначена весьма расплывчато: они «возьмут на себя контрольные функции там, где под угрозу ставятся свободы и права человека». Таблица, характеризующая федеральную судебную систему, детализировала их функции — «судебный контроль за следствием». В соответствии с Концепцией судебной реформы РСФСР мировой суд входил в федеральную судебную систему.

В данной концепции также высказывалась идея о выборности участковых мировых судей (получают «мандат от избирателей»). От кандидатов в мировые судьи не требовалось обязательного юридического образования (для всех судей районного суда и выше указана характеристика «профессиональный судья», для мирового суда — просто «судья»). Составители предлагали изучить вопрос о введении должности почетных (неоплачиваемых) мировых судей «из числа лиц, имеющих высшее юридическое образование и не связанных ни с адвокатской практикой, ни с отечественным «истеблишментом» (преподаватели вузов, бывшие сотрудники правоохранительных органов, научные сотрудники)», которых предполагалось привлекать к рассмотрению отдельных споров: «разрешать по просьбе «мира» мелкие конфликты, склоняя стороны к соглашению».

Следует отметить очевидное влияние Судебной реформы 1864 г. на составителей концепции, в частности в отношении института мировых судей. Идеи выборности мировых судей на определенный срок, полупрофессиональный характер мировой юстиции, институт почетных мировых судей, даже понятия «судебный округ», «судебный участок» — все указывает на влияние судебных преобразований второй половины XIX в.

Исследователи отмечают, что Концепция судебной реформы РСФСР 1991 г. смешивает понятия «мировой суд» и «мировой судья», отчетливо проводит связь участкового и почетного мирового судьи с местным сообществом — «миром» (населением судебного участка), акцентирует примирительную

функцию мировых судей, что свидетельствует о влиянии патриархального подхода к мировой юстиции .

Несмотря на принятие указанной концепции, политическая борьба тех лет затормозила реализацию судебной реформы. В 1992 г. вносятся изменения в Конституцию РСФСР 1978 г., содержащие следующую формулировку: «Мировые судьи избираются населением округа, на который распространяется их юрисдикция, сроком на пять лет» . В апреле 1993 г. Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» дополняется п. 2 ст. 11, содержащим аналогичное положение .

Институт мировых судей упоминался и в некоторых проектах Конституции Российской Федерации, причем где-то мировые судьи были отнесены к местному самоуправлению , ряд проектов содержит требование о выборности мировых судей , другие, напротив, упоминают мировых судей лишь вскользь .

Однако принятая 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации в характеристике судоустройства ссылается на федеральный конституционный закон, не упоминая мировых судей.

25 марта 1994 г. III Всероссийский съезд принимает постановление «О концепции судебной реформы Российской Федерации», в котором говорится о целесообразности введения мировой юстиции, одной из целей которой будет максимальное приближение правосудия к населению с предоставлением права рассматривать малозначительные споры по согласию сторон доверенным лицам из числа жителей населенного пункта . Мировых судей предполагалось относить к местным судам, порядок наделения полномочиями должен был быть установлен законодательством субъекта. В формулировке целей деятельности мировых судей также прослеживается влияние идей Судебной реформы 1864 г.

В том же году при Президенте Российской Федерации создается Совет по судебной реформе, в котором был разработан и одобрен проект федерального конституционного закона «О мировых судьях в Российской Федерации» .

В соответствии с данным законом мировые судьи относились к судебной системе субъекта, являлись нижестоящей судебной инстанцией по отношению к районным (городским) судам. Компетенция их определялась бланкетно: уголовные дела, гражданские споры, дела об административных

правонарушениях, предусмотренные федеральным законодательством. В качестве требований к кандидатам в мировые судьи предъявлялся возрастной ценз (23 года, что противоречило Конституции Российской Федерации), образовательный ценз (высшее образование, профиль не уточнялся, что опять же противоречило Основному закону страны). Мировых судей предполагалось избирать сроком на пять лет населением судебного участка, в пределах которого они действовали. Предлагалось восстановить и съезды мировых судей для обсуждения и решения вопросов, имеющих значение для мировых судей района (города): судебной практики, организационного и ресурсного обеспечения и т. д. Съезд также наделялся правом законодательной инициативы в законодательный орган субъекта. Исследователи отмечают влияние дореволюционного опыта при разработке проекта данного закона .

Параллельно с федеральным конституционным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» разрабатывается федеральный конституционный закон «О судебной системе». Проект изначально был внесен Президентом Российской Федерации и доработан рабочей группой Комитета Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе. Изменения рабочей группы в отношении института мировых судей касались, в частности, более точного определения их места в судебной системе страны. В соответствии с законопроектом мировые судьи являлись судьями субъектов Российской Федерации, входили в единую судебную систему России (ст. 4), избирались населением в порядке, установленном федеральным законом и законодательством субъектов (ст. 15) .

После обсуждения законопроекта в Государственной Думе часть положений претерпела изменения в сторону расширения полномочий субъектов по регулированию института мировых судей. Во вступившем в силу 31 декабря 1996 г. Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» статус мирового судьи определяется следующим образом: относятся к судебной системе субъектов Российской Федерации; являются судьями общей юрисдикции, нижестоящими по отношению к районным судам; порядок наделения полномочиями устанавливается федеральным законом и законом субъекта; должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов;

мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции; полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта; финансирование мировых судей осуществляется из федерального бюджета .

Таким образом, в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» определен уровень нормативного акта о мировых судьях — федеральный закон, что логично, поскольку Конституция не предусматривает федерального конституционного закона «О мировых судьях в Российской Федерации». Правовое регулирование института мировых судей осуществляется федеральным законом и законами субъекта, что опять же соответствует их статусу как судов субъекта Российской Федерации. Вместе с тем исследователи отмечают, что грамматические конструкции фраз в рассматриваемом законе двояки и противоречивы по смыслу. Так, например, два союза «и» в формулировке ч. 2. ст. 28 («Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации») дают основание предполагать, что и полномочия мировых судей также находятся в совместном ведении. По факту же полномочия мировых судей устанавливаются только федеральным законом. Подобных несогласований в законодательстве о мировой юстиции изначально оказалось немало, многие из них не устранены до сих пор .

Наконец, в конце 1998 г. вступает в силу основной нормативный правовой акт, регулирующий деятельность мировых судей, — Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации».

Закон состоит из 12 статей, регулирующих основы правового положения мирового судьи в России. Уже в первой статье закреплено основное противоречие правового статуса мировых судей: являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, но входят в единую судебную систему страны, осуществляют правосудие именем Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами.

Включение мировых судей в судебную систему субъекта предполагает, что правовое регулирование их деятельности осуществляется и федеральным законом, и законом субъекта Российской Федерации. Изна-

чально в сфере совместного регулирования Федерации и субъектов можно было выделить два аспекта:

а) вопросы, по которым субъект принимает решение в пределах (границах), установленных Федерацией: создание и упразднение судебных участков, установление сроков полномочий мировых судей, выбор способа формирования корпуса мировых судей, установления языка судопроизводства и делопроизводства и т. п.;

б) вопросы, по которым субъект может дополнить федеральное законодательство: установление дополнительных требований к кандидатам на должность мирового судьи, дополнительных гарантий материального обеспечения и социальной защиты мировых судей, установления порядка осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях. В результате изменений, внесенных в рассматриваемый закон, вторая группа вопросов была исключена из федерального закона .

Самостоятельность субъектов в правовом регулировании института мировых судей фактически сводится лишь к установлению процедуры назначения (избрания) мировых судей, созданию и правовой регламентации статуса органа, обеспечивающего деятельность мировых судей, установлению структуры и штатного расписания аппарата мировых судей.

Субъект Российской Федерации самостоятельно определяет, принимать ли комплексный закон или несколько специальных актов, регламентирующих деятельность мировых судей. Здесь субъекты разделились на две группы. В большинстве субъектов по федеральному образцу приняты два закона: о мировых судьях соответствующего субъекта и о судебных участках и должностях мировых судей соответствующего субъекта (Алтайский и Хабаровский края, Архангельская, Вологодская области, Республики Крым, Дагестан, Коми, Северная Осетия, Карелия и др.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В других субъектах приняты и действуют комплексные акты, устанавливающие и порядок деятельности мировых судей, и судебные участки мировых судей (Забайкальский, Приморский края, Санкт-Петербург, Тамбовская область, Удмуртская Республика, Ямало-Ненецкий автономный округ и др.).

Как правило, законы о мировых судьях субъекта сходны по названию («О мировых судьях… (советующий субъект)», реже — «О порядке назначения и деятельности миро-

вых судей.»), структуре и содержанию и копируют федеральный закон: статус мирового судьи, требования, предъявляемые к кандидатам (бланкетные статьи), компетенция, порядок назначения (избрания), судебные участки, организационное обеспечение, дополнительное профессиональное образование и повышение квалификации и т. д.

Большинство субъектов установили такой способ формирования корпуса мировых судей, как назначение законодательным (представительным) органом субъекта, процедура в целом схожая. Срок полномочий мировых судей в субъектах различается: от 3 до 5 лет при первом назначении, от 5 до 10 лет — при повторном. В законах субъектов, как правило, более подробно регулируются вопросы организационного обеспечения мировых судей: содержатся положения об органе, обеспечивающем деятельность мировых судей, аппарате мировых судей, размещении судебных участков и т. д. В некоторых субъектах приняты отдельные законы об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей, регламентирующие способы обеспечения доступа к информации, организацию размещения информации о деятельности мировых судей, в том числе в сети Интернет.

Подводя итог, еще раз отметим, что степень самостоятельности субъектов в правовом регулировании института мировых судей существенно уменьшилась в сравнении с изначальной редакцией Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации». Даже в вопросах, которые субъект вправе решать самостоятельно, в основном выбраны сходные варианты правового регулирования.

Помимо предметов ведения субъектов Российской Федерации в сфере регулирования института мировых судей существенным изменениям была подвергнута статья о компетенции мировых судей.

В соответствии со ст. 3 к компетенции мирового судьи относятся следующие категории дел:

— уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы (норма носит бланкетный характер и отсылает к ч. 1 ст. 31 УПК РФ);

— дела о выдаче судебного приказа;

— дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

— споры о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

— иные возникающие из семейно-право-вых отношений споры, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

— имущественные споры, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

— споры об определении порядка пользования имуществом;

— дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи КоАП РФ и законами субъектов.

В основном все изменения, касающиеся компетенции мирового судьи, были направлены на ее сужение и уточнение. Так, изначально цена иска была указана в минимальных размерах оплаты труда, однако законодатель отказался от такой практики. Внесенные в 2008 г. изменения в закон ограничили цену иска до 100 тыс. руб., затем в 2010 г. цена иска была уменьшена до 50 тыс. руб. . Первоначально в компетенцию мирового судьи всходили все дела о разделе совместно нажитого имущества между супругами, независимо от цены иска. Разрешение таких споров представляло для мировых судей сложность в случаях многомиллионной стоимости имущества, расположения его в разных регионах страны, за рубежом и т. д. законодатель ограничил подведомственность данной категории дел ценою иска в 50 тыс. руб. Исключены из подсудности мировым судьям юридически сложные дела, связанные с ограничением родительских прав, со спорами о детях, признанием брака недействительным (изначально п. 5 ч. 1 ст. 6 был сформулирован следующим образом: «иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка»). Также в 2008 г. были исключены из подсудности мировых судей и все трудовые споры (ранее мировые судьи не рассматривали лишь дела о восстановлении на работе и разрешении коллективных трудовых споров). Кроме уточняющих изменений ст. 3 была дополнена п. 1.1, допускающим отнесение федеральным законом к подсудности миро-

вых судей и иных категорий дел. С 2016 г. в соответствии с изменениями, внесенными в КАС РФ, мировой судья рассматривает и заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном гл. 11.1 КАС РФ .

Впрочем, нельзя утверждать, что компетенция мирового судьи в Российской Федерации устоялась и не будет меняться в дальнейшем. Так, на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым, в частности, предлагается исключить из компетенции мирового судьи дела, возникающие из семейно-правовых отношений, а также споры о порядке пользования имуществом, но увеличить цену иска по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей, до 100 тыс. руб. .

Недавние изменения законодательства коснулись порядка финансирования деятельности мировых судей и их организационного обеспечения. В апреле 2018 г. были внесены поправки в ст. 10 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации», в соответствии с которыми устанавливаются гарантии финансового обеспечения деятельности мировых судей . При разработке проекта бюджета субъекта в части расходов на содержание аппарата мировых судей и материально-техническое обеспечение судебных участков высший орган исполнительной власти субъекта обязан взаимодействовать с советом судей субъекта; уменьшение финансирования мировой юстиции из средств бюджета субъекта Российской Федерации допускается лишь с согласия совета судей субъекта (если объем финансирования сокращается не более чем на 5 %) или конференции судей субъекта (если более чем на 5 %). Также в новой редакции указанной статьи сформулировано определение понятия «организационное обеспечение мировых судей» (воспроизводится формулировка Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции») и не вполне удачное с точки зрения логики и юридической техники положение о том, что что организационное обеспечение деятельности мировых судей

осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Полагаем, что эти изменения далеко не последние.

В научной литературе обсуждаются два вектора дальнейшего развития мировой юстиции в Российской Федерации. Сторонником первого, довольно радикального, является судья Конституционного Суда Российской Федерации М. И. Клеандров. Он предлагает идею «радикальной автоно-мизации мировой юстиции», суть которой сводится к полному — в институциональном, инстанционном, организационном, кадровом, финансовом и иных планах — отделению ее от федеральной юстиции . Второй путь — федерализация мировой юстиции, то есть передача функций, оставшихся у субъекта в отношении мировых судов, на федеральный уровень. Здесь уместно провести аналогию с судебной системой США, где как на федеральном уровне, так и уровне штатов действуют судьи-магистраты (мировые судьи). При этом штат самостоятельно решает вопрос о введении у себя мировых судей, определяет их правовой статус, мировые судьи решают споры в соответствии с законодательством штата. И здесь действительно правовое положение мировых судей в разных штатах США существенно отличается: в Техасе и Пенсильвании, например, действуют выборные мировые судьи, для которых не требуется обязательной степени

в области права, в Южной Каролине и Огайо мировые судьи назначаются губернатором штата, в Огайо при этом требуется не только степень в области права, но и не менее четырех лет практики.

Впрочем, необходимо осознавать особенности разграничения предметов ведения и полномочий между федерацией и субъектами США: в Конституции США четко определены вопросы исключительного ведения страны, все остальные преимущественно относятся к компетенции штата. Самостоятельность штатов изначально была существенно выше, чем субъектов в составе Российской Федерации. Все изменения в законодательстве о мировой юстиции 2000-2010-х гг. фактически, как уже говорилось выше, нацелены на сужение самостоятельности субъекта в сфере правового регулирования мировой юстиции, что свидетельствует о фактической федерализации мировых судей. Подобные идеи звучали в конце 2000-х гг. от представителей судейского и научного сообществ и даже Президента Российской Федерации Д. А. Медведева, однако так и остались на уровне предложений . Впрочем, указанные выше изменения в законодательстве о мировых судьях в целом олицетворяют тенденцию федерализации мировой юстиции, однако федерация пока не готова принять на себя расходы и полномочия субъекта по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей.

щ список литературы

1. Борисова Е. А. Некоторые проблемы теории и практики мировой юстиции // Рос. юстиция. 2009. № 2. С. 24-27.

2. Клеандров М. И. О модели радикальной автономизации мировой юстиции в Российской Федерации // Журн. рос. права. 2015. № 3. С. 31-42.

5. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» : закон Российской Федерации от 14.04.1993 № 4791-1 // Рос. газ. 1993. № 80.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» и статью 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации : федер. закон от 22.07.2008 № 147-ФЗ // Рос. газ. 2008. № 160.

8. О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» и статью 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» : федер закон от 11.02.2010 № 6-ФЗ // Рос. газ. 2010. № 31.

9. О внесении изменений в статьи 1 и 5 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» и статью 6 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» : федер. закон от 08.12.2010 № 338-ФЗ // Рос. газ. 2010. № 281.

10. О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 03.10.2017 № 30. URL: http://www.vsrf.ru/files/24030/ (дата обращения: 05.04.2018).

11. О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 05.04.2016 № 103-ФЗ // Рос. газ. 2016. № 75.

12. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»» : федер. закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // Рос. газ. 2004. № 188.

13. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере организационного обеспечения деятельности мировых судей : федер. закон от 18.04.2018 № 76-ФЗ // Рос. газ. 2018. № 85.

14. О Концепции судебной реформы в РСФСР : постановление Верховного Совета РСФСР от 24.10.1991 № 1801-1 // Ведомости Съезда народ. депутатов и Верхов. Совета РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1435.

16. О мировых судьях в Российской Федерации : федер. закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 05.04.2016) // Рос. газ. 1998. № 242.

17. О мировых судьях в Российской Федерации : проект федерального конституционного закона // Рос. юстиция. 1991. № 1. С. 54-55.

18. О судебной системе Российской Федерации: федер. конст. закон от от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) // Рос. газета. 1997. № 3.

19. Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Российской Федерации — России : закон Российской Федерации от 09.12.1992 № 4061-I // Ведомости Съезда народ. депутатов Рос. Федерации и Верхов. совета Рос. Федерации. 1993. № 2. Ст. 55.

21. Пояснительная записка к проекту Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

23. Проект Конституции (Основного закона) Российской Федерации, представленный Президентом Российской Федерации // Мос. правда. 1993. 5 мая.

25. Саратовский проект Конституции России / предисл. В. Т. Кабышева. М., 2006. 64 с.

26. Терехин В. А. К вопросу о возможности передачи мировой юстиции на федеральный уровень // Рос. юстиция. 2009. № 2. С. 27-31.

g references

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗАКОН УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей Удмуртской Республики (В редакции Закона Удмуртской Республики от 08.12.2011 г. N 71-рз) Принят Государственным Советом Удмуртской Республики 14 декабря 2010 года Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации») устанавливает особенности обеспечения доступа к информации о деятельности мировых судей Удмуртской Республики (далее – мировые судьи). Статья 2. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности мировых судей 1. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности мировых судей, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», иными федеральными законами, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Удмуртской Республики. 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Статья 3. Форма предоставления информации о деятельности мировых судей 1. Информация о деятельности мировых судей предоставляется в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа. 2. Информация о деятельности мировых судей в устной форме предоставляется гражданам (физическим лицам), в том числе представителям организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, как во время приёма, так и по телефону. 3. Информация о деятельности мировых судей предоставляется в письменной форме, если такая информация необходима пользователю информацией для представления в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации. 4. Информация о деятельности мировых судей предоставляется в письменной форме в ответ на письменный запрос пользователя информацией, если иной способ предоставления информации о деятельности мировых судей не определён запросом. 5. При невозможности предоставления информации о деятельности мировых судей в запрашиваемой форме информация предоставляется в том виде, в каком она имеется. О невозможности предоставления информации в запрашиваемой форме пользователь информацией должен быть уведомлён с указанием причины, по которой информация не может быть предоставлена в указанной пользователем информацией форме. 6. В случае, если запрашиваемая информация о деятельности мировых судей опубликована в средствах массовой информации либо размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»)», в ответе на запрос мировой судья может ограничиться указанием названия, даты выхода и номера средства массовой информации, в котором опубликована запрашиваемая информация, и (или) электронного адреса официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация. (В редакции Закона Удмуртской Республики от 08.12.2011 г. N 71-рз) 7. Информация о деятельности мировых судей предоставляется на русском языке. 8. Информация о деятельности мировых судей предоставляется бесплатно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Статья 4. Организация доступа к информации о деятельности мировых судей 1. Доступ к информации о деятельности мировых судей обеспечивается в пределах своих полномочий мировыми судьями. 2. Информация о деятельности мировых судей размещается в информационных системах общего пользования, в том числе в сети «Интернет», а также в помещениях, занимаемых мировыми судьями и их аппаратами. (В редакции Закона Удмуртской Республики от 08.12.2011 г. N 71-рз) 3. Материально-техническое обеспечение доступа к информации о деятельности мировых судей осуществляется определяемым Правительством Удмуртской Республики исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики по вопросам обеспечения деятельности мировых судей Удмуртской Республики (далее – уполномоченный орган), который: 1) создаёт структурные подразделения и определяет уполномоченных должностных лиц; 2) обеспечивает мировых судей необходимой компьютерной техникой и программно-аппаратными средствами, каналами связи, доступом к сети «Интернет»; (В редакции Закона Удмуртской Республики от 08.12.2011 г. N 71-рз) 3) обеспечивает размещение в занимаемых мировыми судьями и их аппаратами помещениях в доступных для посетителей местах информационных стендов и (или) технических средств аналогичного назначения для ознакомления пользователей информацией с текущей информацией о деятельности соответствующего мирового судьи, содержащей сведения, предусмотренные статьёй 16 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Порядок размещения указанных информационных стендов и (или) технических средств аналогичного назначения устанавливается уполномоченным органом с учётом требований законодательства Российской Федерации и законодательства Удмуртской Республики; 4) осуществляет иные полномочия по обеспечению доступа к информации о деятельности мировых судей в соответствии с настоящим Законом. Статья 5. Организация доступа к информации о деятельности мировых судей, размещаемой в сети «Интернет» (В редакции Закона Удмуртской Республики от 08.12.2011 г. N 71-рз) 1. В целях организации доступа к информации о деятельности мировых судей уполномоченный орган: 1) организует создание официальных сайтов мировых судей и обеспечивает их техническую поддержку; 2) оснащает судебные участки технологическими, программными и лингвистическими средствами обеспечения пользования официальными сайтами мировых судей; 3) обеспечивает подключение судебных участков к сети «Интернет»; (В редакции Закона Удмуртской Республики от 08.12.2011 г. N 71-рз) 4)(Утратил силу — Закон Удмуртской Республики от 08.12.2011 г. N 71-рз) 2. Перечень информации, подлежащей размещению на официальных сайтах мировых судей в сети «Интернет», порядок создания этих сайтов, размещения на них информации о деятельности мировых судей, сроки обновления указанной информации устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». (В редакции Закона Удмуртской Республики от 08.12.2011 г. N 71-рз) 3. Мировой судья: 1) организует работу аппарата мирового судьи по размещению, регулярному и систематическому обновлению на официальном сайте мирового судьи информации, указанной в части 2 настоящей статьи; 2) определяет работников аппаратов мировых судей, ответственных за размещение на официальных сайтах мировых судей информации об их деятельности. 4. Перечень информации, размещаемой на официальном сайте уполномоченного органа в сети «Интернет» в целях обеспечения доступа к информации о деятельности мировых судей, порядок размещения информации на данном сайте устанавливаются уполномоченным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики. (В редакции Закона Удмуртской Республики от 08.12.2011 г. N 71-рз) 5.(Утратил силу — Закон Удмуртской Республики от 08.12.2011 г. N 71-рз) 6.(Утратил силу — Закон Удмуртской Республики от 08.12.2011 г. N 71-рз) Статья 6. Предоставление информации о деятельности мировых судей 1. Предоставление информации о деятельности мировых судей осуществляется в порядке, установленном главой 3 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», с учётом положений настоящего Закона. 2. Ознакомление пользователей с информацией о деятельности мировых судей, находящейся в архивных фондах, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики об архивном деле и принимаемым в соответствии с ними нормативным правовым актом уполномоченного органа. 3. Предоставление информации о деятельности мировых судей Удмуртской Республики на основании запроса пользователей информацией обеспечивается мировым судьёй и его аппаратом. Статья 7. Размещение информации о деятельности мировых судей в занимаемых мировыми судьями помещениях 1. Размещение информации на информационном стенде и (или) техническом средстве в помещении судебного участка мирового судьи осуществляется аппаратом соответствующего мирового судьи. 2. Уполномоченный орган осуществляет техническое содействие аппарату мирового судьи в размещении информации на информационном стенде и (или) техническом средстве в помещении судебного участка мирового судьи. Статья 8. Финансовое обеспечение организации доступа к информации о деятельности мировых судей Финансирование расходов, связанных с обеспечением организации доступа к информации о деятельности мировых судей, осуществляется за счёт средств бюджета Удмуртской Республики, предусмотренных на обеспечение деятельности мировых судей. Статья 9. Вступление в силу настоящего Закона 1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2011 года. 2. Правительству Удмуртской Республики и уполномоченному органу до 1 апреля 2011 года привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом. Президент Удмуртской Республики А.А.Волков г. Ижевск 30 декабря 2010 года N 67-рз

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *