Мобильный телефон налог на имущество

Сегодня уже невозможно представить себе предприятие, не пользующееся услугами сотовой связи. Ее преимущества налицо: нужный человек доступен всегда и везде. Многие организации идут даже на то, чтобы компенсировать своим работникам расходы на использование их личных мобильных телефонов и соответственно на телефонные переговоры. О том, каким образом такие расходы отражаются в налоговом и бухгалтерском учете предприятия, и пойдет речь в данной статье.

Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

Документы статьи

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон № 889

— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

Закон о бухучете

— Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Положение № 88

— Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 24.05.95 г. № 88.

Инструкция № 5

— Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Государственного комитета по статистике Украины от 13.01.2004 г. № 5.

Компенсируем расходы на мобильную связь

На практике нередко случается, что работники предприятия (например, руководители, их заместители, главные бухгалтеры, водители, менеджеры, секретари, продавцы, курьеры) используют собственные мобильные телефоны в служебных целях. В такой ситуации возникает закономерный вопрос:

к каким налоговым последствиям это приводит, можно ли расходы на оплату услуг сотовой связи учесть в составе валовых расходов предприятия, а уплаченный в связи с этим НДС — в составе налогового кредита?

К сожалению, утвердительно на этот вопрос ответить нельзя. Дело в том, что при формировании валовых расходов и налогового кредита по НДС во главу угла ставится один важный принцип —

связь осуществленных расходов с хозяйственной деятельностью налогоплательщика.

В рассматриваемой же ситуации подтвердить связь понесенных расходов на оплату услуг мобильных операторов с хоздеятельностью предприятия очень сложно, даже если запастись для этого стопкой соответствующих приказов и служебных записок. Ведь ни мобильные номера (SIM-карты), ни сами телефонные аппараты

не принадлежат предприятию на праве собственности и не используются им на основании договора аренды.

Вот и выходит, что такие мобильные затраты предприятия, с точки зрения налогообложения, классифицируются не иначе как

финансирование личных нужд работников (причем тот факт, что телефонные переговоры проводились в служебных целях, здесь, к сожалению, роли не играет). А п.п. 5.3.1 Закона о налоге на прибыль, как вы знаете, преграждает путь к валовым расходам тем затратам, которые направлены на финансирование личных потребностей физических лиц, за исключением выплат, предусмотренных пп. 5.6, 5.7, и в других случаях, предусмотренных нормами этого Закона.

Кстати, аналогичную норму содержит и

п.п. 7.4.4 Закона об НДС, запрещающий налоговый кредит по приобретенным материальным ценностям (услугам), не предназначенным для использования в хозяйственной деятельности предприятия.

Если этот барьер вас не смущает и вы готовы ради оперативного решения производственных вопросов продолжать выделять средства на мобильную связь, отказавшись при этом от валовых расходов и налогового кредита, нужно иметь в виду следующее.

Оплачивая телефонные разговоры сотрудников за счет предприятия, вы столкнетесь с тем, что выплаченные суммы будут классифицироваться согласно

п.п. «е» п.п. 4.2.9 Закона № 889 как доход работника, полученный от работодателя в качестве дополнительного блага с обложением его налогом с доходов физических лиц по ставке 15 %, что подтверждает письмо ГНАУ от 20.07.2005 г. № 6837/6/17-3116. Кроме того, если такие выплаты приобретут регулярный характер, не исключено, что они будут приравнены к расходам на оплату труда с необходимостью начисления и удержания взносов в Пенсионный фонд и в фонды социального страхования на основании п.п. 2.3.4 Инструкции № 5.

Согласитесь, такая перспектива не очень-то радует. В качестве выхода из этого положения можно предложить заменить не слишком выгодную разовую компенсацию мобильных разговоров

нецелевой разовой материальной помощью (например, в связи с семейными обстоятельствами), предусмотренной п.п. 9.7.3 Закона № 889. Хотя при этом вы и не избежите необходимости удержания налога с доходов физических лиц, зато у вас не будет нужды облагать эту сумму соцвзносами. Правда, валовых расходов у вас также не будет, поскольку эта выплата не включается в фонд оплаты труда.

Другое дело, если возмещение личных расходов работника на мобильную связь

предусмотрено коллективным или трудовым договором в разделе «Оплата труда». Тогда и регулярная компенсационная выплата не пугает.

В таком случае считается, что данные выплаты осуществляются

в связи с отношениями трудового найма. Поэтому, на наш взгляд, сумму возмещения работникам мобильных расходов следует рассматривать как составляющую заработной платы, применяя к ней нормы п. 3.5 и п.п. 6.5.1 Закона № 889.

Иными словами, при определении базы налогообложения начисленный доход работника можно уменьшить на сумму удержанных взносов в Пенсионный фонд и в фонды социального страхования.

Кроме того, у предприятия появляется право учесть сумму мобильных расходов при определении максимального размера дохода наемного лица для применения налоговой социальной льготы.

Нужно помнить, что в этой ситуации сумма возмещения работникам стоимости мобильных услуг является

доходом, выплаченным на руки, поэтому для определения дохода, подлежащего начислению, необходимо применить «натуральный» коэффициент, предусмотренный п. 3.4 Закона № 889 (в 2008 году он равен 1,176471). Эта сумма также является базой для начисления и удержания взносов в Пенсионный фонд и в фонды социального страхования, так как представляет собой элемент фонда оплаты труда (п.п. 2.3.4 Инструкции № 5).

Поскольку в коллективном или индивидуальном трудовом договоре (в разделе «Оплата труда») содержится условие о возмещении работникам расходов на мобильную связь, начисленный им доход (с учетом «натурального» коэффициента)

может быть включен в состав валовых расходов предприятия на основании п.п. 5.6.1 Закона о налоге на прибыль.

Пример 1.

Предприятие ежемесячно возмещает работнику (менеджеру отдела сбыта) осуществленные им расходы на мобильную связь. Данная выплата предусмотрена коллективным договором в разделе «Оплата труда». В апреле 2008 года эта сумма составила 300 грн. Заработная плата работника за апрель 2008 года — 1800 грн.

Начисленный доход работника в виде компенсации расходов на мобильную связь составил:

300 грн.

х 1,176471 = 352,94 грн.

В апреле 2008 года общий месячный налогооблагаемый доход работника составил 2152,94 грн. (1800 грн. + 352,94 грн.).

База для обложения соцвзносами также составляет 2152,94 грн.

В налоговом и бухгалтерском учете данные операции отражаются следующими записями:


п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма,
грн.

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

дебет

кредит

ВД

ВР

1. Начисление заработной платы

Начислена работнику заработная плата за апрель 2008 года

2. Начисление компенсации расходов на мобильную связь

Начислена работнику компенсация расходов на мобильную связь за апрель 2008 года

352,94

352,94

3. Начисление взносов в Пенсионный фонд и в фонды социального страхования

Произведены начисления на заработную плату с учетом дохода, полученного в виде компенсации расходов на мобильную связь

800,03

651, 652, 653, 656

800,03

* Ставка взноса в Фонд страхования от несчастных случаев принята условно.

4. Удержание налога с доходов физических лиц и соцвзносов

Удержаны взносы в Пенсионный фонд и в фонды социального страхования

75,35

651, 652, 653

Удержан налог с доходов физических лиц

311,64

641/НДФЛ

5. Перечисление налога с доходов физических лиц и взносов в фонды социального страхования

Перечислен в бюджет налог с доходов физических лиц

311,64

641/НДФЛ

Перечислены взносы в Пенсионный фонд и в фонды социального страхования (800,03 + 75,35)

875,38

651, 652, 653, 656

6. Выплата заработной платы

Получены в банке средства для выплаты заработной платы и суммы компенсации расходов на мобильную связь

1765,95

Выплачены работнику из кассы предприятия заработная плата и сумма компенсации расходов на мобильную связь

1765,95

 

Существует и еще один законный вариант разрешения ситуации — оформление с работниками договоров аренды их мобильных телефонов с оптимальным для обеих сторон размером арендной платы.

Оформляем договор аренды мобильного телефона

Решив двигаться по такому пути, следует учесть, что договор аренды заключается в письменном виде и должен соответствовать требованиям, изложенным в

§ 1 главы 58 «Наем (аренда)» ГКУ. Иными словами, в договоре аренды необходимо предусмотреть следующие обязательные условия: срок аренды, плату за пользование телефонным аппаратом, порядок передачи арендованного имущества и т. д.

Если телефонный аппарат передается в аренду вместе с мобильным номером (SIM-картой), то этот факт также необходимо указать в договоре аренды. При этом во избежание каких-либо нежелательных вопросов баланс счета абонента лучше обнулить.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о

размере платы за пользование телефоном. Учитывая, что арендодателем такого объекта выступает физическое лицо — неплательщик налога на прибыль, предприятию-арендатору необходимо помнить об «обычноценовых» нормах п. 7.4 Закона о налоге на прибыль и п. 4.2 Закона об НДС.

Со своей стороны, предприятие при осуществлении любой операции исходит из того, что обычная цена — это

цена, определенная стронами договора, и что она соответствует уровню справедливых рыночных цен. Доказывать такое соответствие ни продавец, ни покупатель не обязаны. А если у представителей налоговой службы все же возникли сомнения относительно обычности цены предоставляемых или приобретаемых предприятием услуг, то доказывать обратное должны именно они (п.п. 1.20.8 Закона о налоге на прибыль).

Если вы, желая материально простимулировать своих работников-арендодателей, решили установить довольно высокую арендную плату, вам все же следует подстраховаться и запастись доказательствами того, что на момент получения услуг у вас отсутствуют заключенные договоры с идентичными (однородными) услугами в сопоставимых условиях. Правда, не исключена ситуация, когда налоговый инспектор заявит, что данные о стоимостной величине арендных операций можно получить в органах статистики. Но статорганы вряд ли поделятся такими сведениями, хотя бы по причине их отсутствия, ведь не каждое предприятие и не каждый день именно в вашем регионе арендует точно такой мобильный телефон, выплачивая при этом такую высокую арендную плату. А раз договорную цену сравнивать не с чем (она является индивидуальной), то ее и можно считать

обычной, опираясь на п.п. 1.20.6 Закона о налоге на прибыль.

Итак, договор заключен, оптимальная арендная плата установлена. Теперь самое время подумать о правилах налогообложения такой арендой операции и об отражении в учете стоимости услуг сотовой связи.

Выплачиваем арендную плату работнику

Согласно

п.п. «е» п. 1.3 Закона № 889 доход от предоставления в аренду движимого имущества (которым, собственно, и является мобильный телефон) — это доход физического лица с источником его происхождения из Украины. Такой доход включается в состав общего месячного налогооблагаемого дохода работника и облагается налогом с доходов физических лиц по ставке 15 %. При этом юридическое лицо — арендатор является налоговым агентом арендодателя в связи с начислением ему дохода от предоставления в аренду мобильного телефона. Начисленный налог перечисляется в бюджет одновременно с выплатой дохода. Если начисленный доход не выплачивается, то удержанный налог с доходов подлежит перечислению в сроки, установленные для месячного отчетного периода, т. е. в течение 30 календарных дней, следующих за последним днем отчетного периода (см. п.п. 8.1.2 Закона № 889).

Что касается взносов в Пенсионный фонд и в фонды социального страхования, то арендная плата

не является объектом для их начисления и удержания, поскольку не является элементом фонда оплаты труда.

Расходы на выплату арендной платы с полным правом включаются в

налоговом учете — в валовые расходы предприятия на основании п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль по дате начисления арендного платежа согласно п.п. 7.9.6 этого Закона, а в бухгалтерском учете — в состав расходов отчетного периода.

Оплачиваем услуги мобильной связи

Прежде всего отметим, что владелец мобильного телефона может пользоваться услугами сотовой связи на условиях контрактного подключения и предоплаченного сервиса.

Контрактное подключение предусматривает заключение договора о предоставлении услуг сотовой связи с официальным дилером оператора мобильной связи, в котором указывается владелец телефонного номера. Предоставленные оператором услуги связи владелец оплачивает на основании соответствующих счетов. Учитывая, что услуги мобильной связи предоставляются

непосредственно абоненту — физическому лицу, он не имеет права на основании договора аренды телефона предоставлять арендатору услуги связи. Во-первых, для этого необходима лицензия, а во-вторых, в соответствии со ст. 759 ГКУ по договору аренды арендатор может передать арендодателю в пользование на определенный срок и за определенную плату только имущество. Выходом из данной ситуации может стать один из вариантов:

— перезаключение договора с оператором мобильной связи для того, чтобы в этом договоре в качестве абонента фигурировало предприятие — юридическое лицо, а не физлицо-работник. В таком случае счета на оплату услуг будут адресованы непосредственно предприятию;

— заключение абсолютно нового договора с оператором мобильной связи о предоставлении услуг. В этом случае предприятие, арендуя у работника только телефонный аппарат, само приобретет право пользования телефонным номером (SIM-картой).

Предоплаченный сервис не предполагает заключения договора и идентификации владельца телефонного номера. В этом случае оплата услуг связи происходит путем покупки скретч-карт и пополнения счета с использованием определенного кода, указанного на этой скретч-карте. При таких условиях у предприятия также есть выбор:

— либо пользоваться телефонным номером (SIM-картой) сотрудника и при этом самостоятельно приобретать скретч-карты для пополнения счета;

— либо самостоятельно приобрести в пользование SIM-карту, установить ее на принадлежащий работнику-арендодателю аппарат и также самостоятельно пополнять счет с помощью скретч-карты.

Приобретая скретч-карты, предприятие, по сути, уплачивает оператору мобильной связи или дилеру аванс. В бухгалтерском учете расходы в связи с приобретением таких скретч-карт следует отражать на счете 39 «Расходы будущих периодов», если использование лимита длится более месяца, с последующим списанием их на расходы того периода, в котором они фактически осуществлены. Если же использование лимита длится менее месяца, понесенные затраты сразу можно списывать на счета расходов. Собственно, в таком же порядке отражается в бухгалтерском учете и уплаченный аванс при контрактном подключении.

Подтверждаем валоворасходность затрат на служебные телефонные переговоры

Для того чтобы у предприятия были основания отнести стоимость мобильных разговоров по арендованным у сотрудников телефонам к составу валовых расходов (независимо от того, самостоятельно оно оплачивает услуги оператора связи или компенсирует понесенные работником расходы),

нужно запастись определенным комплектом подтверждающих документов, в противном случае п.п. 5.3.9 Закона о налоге на прибыль просто не позволит вам претендовать на валовые расходы.

Что же может входить в этот комплект документов? Ответ на данный вопрос находим в

письме Госкомпредпринимательства от 30.03.2004 г. № 1964 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2004, № 45), где в списке фигурируют всего три пункта:

расчетные документы об уплате услуг мобильной связи на основании счетов оператора;

приказ руководителя о приобретении мобильных телефонов и использование их в хозяйственной деятельности предприятия;

договор с оператором мобильной связи о предоставлении услуг с указанием перечня обслуживаемых номеров телефонов.

Хотя в данном

письме идет речь о ситуации, когда у предприятия на балансе числятся телефонные аппараты и оно самостоятельно заключает договоры с оператором мобильной связи или приобретает в пользование SIM-карты, на наш взгляд, приведенный перечень вполне можно использовать и арендатору мобильных телефонов.

Вы можете спросить: нужны ли для подтверждения валоворасходности мобильных затрат детализированные счета по каждому номеру? Судебные органы по этому поводу высказались вполне однозначно:

нет, не нужны. В качестве подтверждения предлагаем обратиться к постановлению ВХСУ от 01.07.2004 г. по делу № 5/1961-3/213, в котором наличие расшифровок телефонных разговоров признано не обязательным, поскольку они не являются теми документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения налогового учета.

В данном

постановлении также говорится, что п.п. 5.3.9 Закона о налоге на прибыль, на который обычно ссылаются налоговики при рассмотрении статуса мобильных затрат, предусматривает в качестве причины для невключения затрат в валовые расходы лишь случай полного отсутствия каких-либо расчетных, платежных и других документов. А расходы на оплату услуг мобильной связи подтверждаются первичными бухгалтерскими документами: счетами, налоговыми накладными. Напомним, что по своей форме первичные документы должны соответствовать требованиям ст. 9 Закона о бухучете и п. 2.4 Положения № 88.

О том, что позиция служителей Фемиды является неизменной, свидетельствуют и другие судебные решения (см., в частности,

постановление ВХСУ от 08.07.2004 г. по делу № 5/1176-2/100 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 21, определение ВАСУ от 06.04.2006 г. // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 44). Кстати, более детальную информацию по этому вопросу вы можете получить из статьи «Как обосновать валовые расходы по услугам мобильной связи» в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 10.

Ну вот, когда подтверждающие документы собраны, можно смело увеличивать валовые расходы предприятия на основании

п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль и налоговый кредит на основании п.п. 7.4.1 Закона об НДС.

Пример 2.

Предприятие заключило со своим работником (директором) договор аренды мобильного телефона стоимостью 2400 грн. Ежемесячная арендная плата за него составляет 200 грн. Согласно договоренности предприятие подключило арендуемый телефон на условиях контракта с официальным дилером оператора мобильной связи. Оплата за подключение к сети оператора составила 250 грн. (без НДС — 196,08 грн.; НДС 20 % — 39,22 грн.; сбор в Пенсионный фонд 7,5 % — 14,70 грн.

В налоговом и бухгалтерском учете данные операции отражаются следующими записями:


п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма,
грн.

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

дебет

кредит

ВД

ВР

1. Заключение договора аренды мобильного телефона

Передан в аренду предприятию мобильный телефон стоимостью 2400 грн. на основании акта приема-передачи

2. Начисление и выплата арендной платы

Начислена ежемесячная арендная плата

Удержан налог с доходов физических лиц при выплате дохода работнику-арендодателю

641/НДФЛ

Выплачена арендная плата работнику-арендодателю

3. Подключение на условиях контракта

Перечислена предоплата за подключение на условиях контракта с официальным дилером оператора мобильной связи

210,78

Отражена сумма налогового кредита по НДС, уплаченная в составе предоплаты за подключение на условиях контракта

39,22

641/НДС

Отражена уплаченная сумма в составе расходов будущих периодов (в том числе сбор в Пенсионный фонд)

210,78

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС

39,22

Отражена стоимость услуг мобильной связи в составе расходов отчетного периода по мере использования средств на счете абонента

210,78

В этом сюжете мы поговорим о налоге на наследуемое имущество. И, как видно из названия, речь идет о налоге на чьё-то имущество в случае смерти его владельца. Иными словами, это налог на то имущество, которое человек оставляет после себя кому бы то ни было по своему желанию: либо своим родственникам, либо кому-то ещё. Иногда этот налог называют налогом на наследство, а иногда, особенно в новостях, вы можете услышать еще одно название — налог на имущество после кончины, хотя оно и звучит несколько некорректно. В чем его суть? Допустим, мое состояние оценивается в три миллиона долларов… три миллиона долларов. После смерти эти три миллиона становятся моим наследством. Это мое наследственное имущество… имущество. Эти три миллиона могут быть в виде моих сбережений, или портфеля акций, или земельного участка, или моей машины — словом, всего, чем я владею. Это и есть наследственное имущество. Общей стоимостью в $3 млн. После смерти это становится моим наследством. Допустим, я завещаю весь свой капитал своей дочери. Итак, я оставляю все моей дочери. Вот, когда встает вопрос о налоге, — в зависимости от него я узнаю, сколько получит моя дочь. И если брать сумму в $3 млн, то Для моей дочери как физического лица, наследующего состояние, первые 5 млн. не будут облагаться налогом. И в этой ситуации, когда я оставляю 3 млн. своей дочери, она получит всю сумму целиком. Все 3 миллиона долларов. Допустим, я еще богаче, и я оставляю $6 млн. В этом случае $6 млн. после моей смерти становятся моим наследством. Первые $5 млн. налогообложению не подлежат. Напишу здесь «моя дочь»… Значит, моя дочь получит $5 млн. без уплаты налогов, а оставшаяся сумма, та, которая превышает необлагаемую налогами, то есть всё, что больше $5 млн., подпадет под налогообложение по определенной ставке, которая постоянно меняется. Чтобы упростить расчеты, я возьму цифру в 35% — такая ставка была в 2011 г. Оставшийся миллион будет облагаться ставкой налога — 35%. Федеральное правительство заберет 35% от $1 млн. То есть они заберут $350000, а моя дочь получит $5 650 000. Из миллиона вы вычли 350 тыс. и получили 650 тыс. В этой ситуации моя дочь останется с $5 650 000. Федеральное правительство забрало $350 тыс. А если я очень богат, допустим, общая стоимость моих сбережений равна… надо придумать цифру, удобную для расчетов, чтобы не понадобился калькулятор. Допустим, я владею 1 млрд. и 5 млн. И это моё наследство. В этой ситуации первые $5 млн. налогообложению не подлежат. Моя дочь получит $5 млн. без уплаты налогов, и они будут исключены из общей суммы. А все, что свыше, будет обложено налогом по ставке 35%. То есть $1 млрд. подлежит налогообложению по ставке 35%. 1 млрд. по ставке 35%. При таком сценарии федеральное правительство получит $350 млн. И после вычета налогов моя дочь получит $650 млн. В общем, она получит эти $650 млн. и еще $5 млн. без уплаты налогов. В чистом итоге она получит $655 млн. Согласитесь, не так уж, и плохо. Вот так работает налог на наследуемое имущество. Но примеры, которые я привел, про $5 млн., не подлежащих налогообложению, действительны только для физических лиц. Если речь идет о семейной паре, то необлагаемая налогом сумма составит $10 млн. Например, мы с женой владеем $1 млрд. и $5 млн. Допустим, я умираю, а имущество у нас общее. В таком случае жена получит дополнительную льготу по налогообложению имущества. Когда она умрет, сумма капитала, не облагаемая налогом, составит $10 млн. В этом случае наша дочь получит $6 млн. без уплаты каких бы то ни было налогов. Вокруг налога на наследуемое имущество ведутся постоянные споры. Люди любят рассуждать, правильно его взимать или неправильно. Я вам кое-что скажу, а вы сами сделаете вывод. Я постараюсь рассказать вам все плюсы и минусы этого налога, основываясь на тех аргументах, которые я слышу. Как и в большинстве случаев, всегда найдется кто-то, кто считает налог несправедливым. Давайте сопоставим все «за» и «против». «За» и «против»… «за» и «против» налога на имущество. Некоторые люди говорят, что взимать этот налог несправедливо: «Всю жизнь я зарабатывал эти деньги, платил подоходный налог, а теперь эти деньги, которые я хочу ставить своим детям, не достанутся им в полном объеме. Потому что я считаю, что $655 млн. – это слишком мало. Мои дети заслуживают получить всю сумму — миллиард и 5 миллионов — за то, что они мои дети». Вот первый аргумент в пользу того, что налог несправедлив и является дублирующим. Сначала деньги облагались налогом по мере их зарабатывания, а теперь они снова облагаются налогом, но теперь уже в виде наследства. В качестве контраргумента можно сказать, что дублирующие налоги существуют во всех сферах нашего общества. Корпорации платят налоги, затем они выплачивают дивиденды, а потом налоги платят держатели акций, в обмен на ограниченную ответственность корпорации. Вы платите подоходный налог. После этого вы идете в магазин и что-то покупаете, снова платя при этом налоги на продажу. Дублирующие налоги существуют везде. Аргумент «за» и контраргумент в отношении якобы несправедливости всего этого звучит так: «Смотрите, вы освобождаетесь от налогов, например, не облагаются налогом первые $5 млн. или $10 млн.». Эта сумма не подлежит налогообложению. Сторонники этого налога возражают: лицемерно утверждать, будто ваши дети пострадают после выплаты процентов, что они не смогут получить ваш дом или машину. На самом деле, они получат все, но при условии, что стоимость недвижимости не превышает $10 млн., что не так уж и мало. И даже если наследство будет составлять больше $10 млн., они получат 65% от суммы, превышающей $10 млн. Нельзя сказать, что ваши дети будут голодать, если заплатят этот налог. В реальной жизни людей, которые подпадают под налог на наследственное имущество, очень мало, и они очень богаты. Далеко не многие люди могут оставить в наследство больше $10 млн. Другой аргумент: что именно облагается налогом? «Что облагается налогом?» Доход? Естественно, необходимо до определенной степени облагать доход налогом, чтобы федеральное правительство получило достаточно прибыли. Но не лучше ли облагать налогом тех, кто не зарабатывал полученные деньги? Я имею в виду, тех, кто просто получил деньги. Скорее всего, у них и так полно привилегий в жизни. Они посещали лучшие школы, по блату получили хорошую работу. Почему бы не обложить налогом человека, которому и так в какой-то степени повезло? Это еще один аргумент «за». Кстати, эти люди и так получат кучу денег. Они ведь не останутся ни с чем. У них все будет отлично. Согласитесь, если бы у них было меньше денег, было бы больше стимулов работать. Еще один аргумент в пользу налога на имущество связан с тем, что через его призму можно лучше, почти как через увеличительное стекло, увидеть, что именно необходимо обществу. Представьте, у нас бы не было налога… И мы знаем, что в мире вращаются огромные деньги, кто-то создает бизнес-империи, и эти люди владеют миллиардами долларов. Представьте, кто-то владеет $10 млрд., и, допустим, у него мало детей, которым можно оставить наследство. Например, у этого человека всего один ребенок, и он оставляет ему $10 млрд. Тогда наследник может просто лениво жить на проценты с этого капитала. Ему вообще не придется работать – всю жизнь он будет пассивно получать проценты от своих активов, стоимость которых в течение жизни этого наследника может вырасти до $30 млрд. Их стоимость явно вырастет быстрее, чем сама экономика. А затем этот наследник без всяких налогов на наследуемое имущество передаст эти $30 млрд. своим детям, и состояние так и будет расти. Что же произойдет через несколько поколений в этой семье, в которой когда-то один человек основал империю? Сумма активов сравнится с ВВП всей страны. Схематично изображу: это – ВВП всей страны, а это – активы одной семьи в сравнении с ВВП страны. Если не облагать их налогом и не сдерживать их рост, особенно если в семье мало наследников и не надо делить состояние, по мере роста ВВП инвестиции этих людей тоже будут расти, только еще быстрее. Даже при пассивном доходе. И со временем эта семья станет владельцем огромной части национального богатства, фактически ничего не делая. Так создается аристократия. По крайней мере, в США люди усвоили урок, который преподала миру Европа, особенно с учетом Французской революции. Тогда люди наследовали земли поколение за поколением, и у них не возникало необходимости работать. Знаете, что говорил Уинстон Черчилль о налоге на наследство? Он рассматривал этот налог как определенную меру коррекции в отношении развития части общества, состоящей из ленивых богачей. Но это было его мнение. Вы можете придерживаться другой точки зрения, но, надеюсь, этот сюжет, по крайне мере, поможет вам решить, выступаете вы за такой налог или против него.

Кем предоставляется право на освобождение от налога на имущество?

Некоторым категориям налогоплательщиков предоставляется право на льготу по налогу. Данная льгота позволяет оплачивать только часть налога либо освобождает от него полностью (п. 1 ст. 56 НК РФ).

Законодательно права на льготы и освобождение от налога закреплены в Налоговом кодексе, а также устанавливаются актами субъектов Российской Федерации (ст. 56, ст. 372 НК РФ).

Условно льготы по налогу на имущество можно разделить на 2 группы:

  • льготы, содержащиеся в положениях Налогового кодекса, — действуют во всех субъектах РФ, где установлен налог на имущество;
  • льготы, вводимые органами местной власти и действующие только на территории соответствующего региона (муниципалитета).

Льготы, установленные Налоговым кодексом, имеют силу на всей территории России и не требуют дополнительного утверждения в законах субъектов РФ (определение Верховного суда РФ от 05.07.2006 № 74-Г06-11).

Какие фирмы не являются плательщиками налога на имущество организаций согласно федеральному законодательству?

Перечень льгот, установленных Налоговым кодексом, приводится в ст. 381 этого документа. Условно их можно сгруппировать по некоторым объединяющим группу признакам.

В пп. 1–4 ст. 381 НК РФ перечислены организации, которые имеют право на освобождение от уплаты налога на имущество. Но такое право им дается только при целевом использовании имущества. Сюда относятся:

  1. Организации и учреждения в сфере уголовно-исполнительного производства. Имущество должно использоваться исключительно для реализации закрепленных за ними функций (п. 1 ст. 381 НК РФ).
  2. Организации, связанные с религиозной деятельностью. Имущество должно использоваться при ведении религиозной деятельности (п. 2 ст. 381 НК РФ).
  3. Организации с уставным капиталом, состоящим из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов. Причем среднесписочная численность инвалидов должна быть от 50% численности всех работников, а их доля в фонде оплаты труда — от 25% общей заработной платы (п. 3 ст. 381 НК РФ). Имущество такой организации должно использоваться для производства и сбыта товаров (за исключением минерального сырья, подакцизных товаров и товаров из перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.02.2004 № 90), работ и услуг (исключение составляют брокерские и посреднические услуги).
  4. Общероссийские общественные организации инвалидов. Количество инвалидов и их законных представителей должно составлять 80% и более от всех членов. Деятельность должна осуществляться в соответствии с уставом.
  5. Организации, собственником имущества которых является Общероссийская общественная организация инвалидов. Деятельность от использования имущества должна иметь социальную направленность (образовательную, культурную, лечебно-оздоровительную, реабилитационную), а также должно вестись оказание какой-либо помощи инвалидам (п. 3 ст. 381 НК РФ).
  6. Организации, занимающиеся производством фармацевтической продукции (п. 4 ст. 381 НК РФ).

Компании освобождаются от уплаты налога на имущество организаций в части определенных активов, а именно:

  • федеральных автомобильных дорог общего пользования (п. 11 ст. 381 НК РФ);
  • имущества, используемого организацией — резидентом особой или свободной экономической зоны в этой зоне и приобретенного именно для этой цели, с ограничением срока (10 лет с месяца, следующего за месяцем принятия к учету), дающего право на такую льготу (пп. 17, 26 ст. 381 НК РФ);
  • объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в течение 3 лет с даты принятия имущества на учет (п. 21 ст. 381 НК РФ);
  • имущества, используемого для строительства судов в особой экономической зоне в течение 10 лет с даты регистрации организации-судостроителя в качестве резидента зоны и 10 лет с даты принятия имущества на учет, но не больше срока существования особой зоны (п. 22 ст. 381 НК РФ);
  • недвижимости управляющих компаний особых экономических зон, созданной с целью работы в такой зоне, в течение 10 лет с месяца, наступающего за месяцем принятия имущества на учет (п. 23 ст. 381 НК РФ);
  • имущества, используемого во внутренних морских водах РФ для разработки месторождений углеводородов не менее 90 календарных дней в течение 1 календарного года (п. 24 ст. 381 НК РФ);
  • движимого имущества, приобретенного после 01.01.2013, кроме полученного в результате реорганизации (ликвидации) или от взаимозависимого лица, при этом ограничения не распространяются на железнодорожный подвижной состав, произведенный после 01.01.2013 (п. 25 ст. 381 НК РФ).

Помимо вышеперечисленных выделяют те организации, что освобождены от уплаты налога на имущество полностью:

  • протезно-ортопедические предприятия (п. 13 ст. 381 НК РФ);
  • коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации (п. 14 ст. 381 НК РФ);
  • государственные центры научной деятельности (п. 15 ст. 381 НК РФ);
  • организации, имеющие отношение к инновационному центру «Сколково» в качестве управляющих компаний или участников проекта по осуществлению исследований (пп. 19, 20 ст. 381 НК РФ).

В письме Минфина России от 14.05.2010 № 03-05-04-01/29 отмечено, что могут устанавливаться дополнительные льготы, которые будут действовать только на территории субъектов РФ. К числу таких льгот с 2018 года относятся освобождения, предоставляемые пп. 24 (имущество месторождений углеводородов) ст. 381 НК РФ. В отношении них регионам дается право самостоятельно принимать решение о том, будут ли такие льготы действовать в регионе (п. 1 ст. 381.1 НК РФ) и какими окажутся нюансы применения льготы по движимому имуществу (п. 2 ст. 381.1 НК РФ). Если соответствующего законодательного решения о применении нет, то не будет и льготы.

Подробнее об изменениях читайте в статье «Последние изменения в НК РФ по налогу на имущество».

РАЗЪЯСНЕНИЯ от «КонсультантПлюс»
ФНС России рассматривает как налоговую льготу также освобождение ряда организаций от уплаты налога и авансовых платежей за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 г….
Подробнее читайте в К+, получив пробный демо-доступ к системе.

Имущественный налог: льготное налогообложение в субъектах РФ

В полномочия органов местного самоуправления входит самостоятельное установление льгот. Согласно Налоговому кодексу льготы по налогу на имущество не носят индивидуального характера и не устанавливаются в зависимости от формы собственности организации (ст. 3, 56 НК РФ).

В соответствии с определением Верховного суда РФ от 07.06.2006 № 59-Г06-9 нельзя установить льготу по имущественному налогу, если ее использование зависит от доли иностранного участия в уставном капитале налогоплательщика, поскольку прослеживается зависимость от места происхождения капитала, что противоречит российскому налоговому законодательству.

Законодательство субъектов РФ не может идти вразрез с Налоговым кодексом, соответственно, льготы по налогу на имущество не могут быть установлены в качестве изменения элементов имущественного налога (гл. 30 НК РФ).

Законодательные органы субъектов РФ могут формировать дополнительные условия, позволяющие применять льготы.

Примером является Московская область, где налогоплательщики при использовании льгот обязаны предоставлять расчет суммы высвободившихся средств по итогам налогового периода и отчет по их использованию. Данное положение закреплено в п. 3 ст. 4 закона Московской области «О льготном налогообложении…» от 24.11.2004 № 151/2004-ОЗ.

Кто освобождается от налога на имущество согласно региональному законодательству?

Рассмотрим примеры имущественных льгот для организаций, которые действуют в субъектах РФ:

1. От налогообложения всего принадлежащего имущества освобождаются определенные категории налогоплательщиков.

Такая льгота представлена в Санкт-Петербурге. Освобождаются от налога организации, основным видом деятельности которых является изготовление специального оборудования для обеспечения жизнедеятельности и реабилитации инвалидов (подп. 1 п. 1 ст. 4.1 закона Санкт-Петербурга «О налоге на имущество организаций» от 26.11.2003 № 684-96).

В Красноярске похожая льгота предоставляется организациям, осуществляющим производство первичного алюминия в регионе, в отношении вновь создаваемого или приобретаемого имущества, принимаемого к бухучету в качестве основных средств после 2012 года (подп. «т» п. 3 ст. 2 закона Красноярского края «О налоге на имущество организаций» от 08.11.2007 № 3-674).

2. При целевом использовании имущества допустимо применение льгот.

Например, в Москве принят закон «О налоге на имущество организаций» от 05.11.2003 № 64, который освобождает от уплаты имущественного налога организации железнодорожного транспорта общего пользования в отношении объектов движимого и недвижимого имущества, использующегося для перевозок по Малому кольцу Московской железной дороги (подп. 28 п. 1 ст. 4). Перечень такого имущества устанавливает правительство Москвы.

3. От налогообложения освобождаются налогоплательщики в отношении определенного вида имущества.

Данная льгота, например, введена для имущества, используемого для осуществления деятельности по организации отдыха и оздоровления детей до 18 лет в Ленинградской области (подп. «д» п. 1 ст. 3_1 закона Ленинградской области «О налоге на имущество организаций» от 25.11.2003 № 98-оз) и Хабаровском крае (п. 12 ст. 3 закона Хабаровского края «О региональных налогах и налоговых льготах…» от 10.11.2005 № 308). В последнем случае она применима при условии, что в иные периоды попадающее под нее имущество находится на консервации.

Во Владимирской области установлена льгота для автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения (п. 2 ст. 2.1 закона Владимирской области «О налоге на имущество организаций» от 12.11.2003 № 110-ОЗ).

4. Определенные категории налогоплательщиков имеют право на уменьшение суммы налога.

Примерами могут служить:

  • Московская область, где организациям, являющимся участниками религиозных объединений, разрешено уплачивать 50% от исчисленной суммы налога (п. 2 ст. 14 закона Московской области «О льготном налогообложении…» от 24.11.2004 № 151/2004-ОЗ);
  • Челябинская область в части благотворительной деятельности. Размер льготы также составляет 50% (п. 2 ст. 3 закона Челябинской области «О налоге на имущество организаций» от 27.11.2003 № 189-ЗО).

В соответствии с Налоговым кодексом в субъектах РФ допустимо применение пониженных ставок по налогу на имущество (п. 2 ст. 372, п. 2 ст. 380 НК РФ). Однако пониженную ставку нельзя считать льготой.

Использование налоговых льгот является правом налогоплательщика, поэтому необходимо иметь неоспоримые основания на применение данного права. Налоговые органы могут затребовать у налогоплательщика подтверждающие и оправдательные документы по применению имущественных льгот (ст. 88, 89, 93 НК РФ).

О том, будут ли запрашиваться документы при применении пониженных ставок, читайте в материале «Дифференцированная ставка по налогу — не льгота».

ПОДСКАЗКА от «КонсультантПлюс»
В 2020 г. дополнительные льготы могут получить собственники недвижимости, которые предоставили арендаторам отсрочку по уплате арендных платежей в соответствии с Требованиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 439. Льготы состоят…().

Существует ли освобождение от налога на имущество для ИП и ООО на спецрежимах?

Да, существует. Среди тех, кто освобождается от налога на имущество, — организации и ИП-спецрежимники. При этом должны быть соблюдены следующие условия:

№ п/п

Условие

ИП

Организация

В качестве режима налогообложения выбраны

УСН, ЕСХН, ЕНВД либо патент (только для ИП)

Имущество используется

В рамках предпринимательской деятельности

На праве собственности компании

Особые условия

Есть в наличии документы, подтверждающие использование имущества в работе (договор аренды, договор с поставщиками, платежные документы и т. д.)

Стоит на балансе предприятия

Однако заметим, что начиная с 01.01.2015 индивидуальные предприниматели и фирмы на спецрежимах должны платить налог с принадлежащего им недвижимого имущества определенного назначения исходя из его кадастровой стоимости (ст. 378.2 НК РФ).

Какими категориями физических лиц налог на имущество не уплачивается?

С 2015 года вступила в силу глава 32 Налогового кодекса, согласно которой налог на имущество физлиц в общем случае исчисляется по кадастровой стоимости.

Плательщиками налога являются собственники жилой недвижимости, гаражей, машиномест и т. д.

Как исчисляется налог на имущество физлиц, узнайте .

Согласно ст. 407 НК РФ не являются плательщиками налога на имущество следующие категории физлиц:

  • Герои СССР и РФ;
  • участники Великой Отечественной войны и иных боевых действий;
  • инвалиды групп I или II, а также инвалиды с детства;
  • военнослужащие;
  • члены семей военнослужащих при потере кормильца;
  • пенсионеры;
  • лица, подвергшиеся радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также на производственном объединении «Маяк» и др.

Также освобождены от уплаты налога собственники хозпостроек, расположенных в границах дачных хозяйств, садоводств, ИЖС, площадь которых не превышает 50 квадратных метров.

Физлицам, имеющим право на налоговые льготы, следует подать в ИФНС по месту жительства соответствующее заявление и подтверждающие право на льготу документы.

Налоговая льгота предоставляется физлицу в отношении 1 объекта недвижимости. О своем решении в выборе льготного актива плательщику налога следует направить уведомление не позднее 1 ноября года, являющегося налоговым периодом. При непредставлении уведомления о выбранном объекте недвижимости льгота предоставляется в отношении актива с максимальной величиной исчисленного налога.

Итоги

Льготы по налогу на имущество организаций установлены Налоговым кодексом, а также могут вводиться на уровне региона. Право на льготу должно быть обосновано документально. К числу лиц, освобождаемых от налога на имущество, относятся спецрежимники, для которых с 2015 года введена обязанность платить этот налог с недвижимости определенного назначения с налоговой базой в виде кадастровой стоимости. Существуют льготы и по налогу на имущество, уплачиваемому физлицами.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *