Молодой специалист в РБ

Выпускники и молодые специалисты

Наша организация берет на работу выпускника вуза, но не по заявке о распределении, а просто как претендента на свободную вакансию.

Должны ли мы оформить его как молодого специалиста?

Не должны.

Не каждый выпускник, прибывший на работу после окончания учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, является молодым специалистом.

Для приобретения статуса молодого специалиста необходимо наличие следующих юридических фактов.

Молодыми специалистами или молодыми рабочими (служащими) (далее – молодые специалисты) признаются выпускники, которые в течение срока обязательной работы работают:

– по распределению (перераспределению);

– направлению в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации или договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего) (ст. 83 Кодекса об образовании).

Документ:

Кодекс Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс об образовании).

Сроки обязательной работы:

– для работающих по распределению в зависимости от уровня полученного образования и источников его финансирования – 1 или 2 года;

– работающих по направлению – от 1 до 5 лет (иные сроки могут быть предусмотрены соответствующими договорами на подготовку работников).

Лицо является молодым специалистом, если:

– является выпускником государственного учреждения образования;

– образование получено в дневной форме получения образования;

– выпускник распределен, перераспределен либо направлен на работу в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета или с договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего);

– выпускник приступил к выполнению обязательной работы по трудовому договору.

Документом, подтверждающим статус молодого специалиста, является выдаваемое учреждением образования свидетельство о направлении на работу.

Таким образом, если выпускник, которого вы берете на работу, прибыл к вам не по распределению и не имеет направления на работу от вуза, то вы не должны оформлять его как молодого специалиста.

Справочно:

выпускник – лицо, получившее образование в учреждении образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования (подп. 1.2 п. 1 ст. 1 Кодекса об образовании).

Справочно:

сроки обязательной работы исчисляются начиная с даты заключения трудового договора между выпускником и нанимателем (именно с этой даты выпускник приобретает статус молодого специалиста).

Может ли трудоустроиться по распределению выпускник, получивший образование за собственные средства? Может ли он в этом случае считаться молодым специалистом?

Может трудоустроиться, но молодым специалистом считаться не будет.

В некоторых случаях выпускники не приобретают статус молодого специалиста, но на них распространяются отдельные гарантии и компенсации, присущие такому статусу. Это относится к выпускникам, обучающимся за счет собственных средств и направленным на работу по их желанию при наличии мест работы, оставшихся после распределения.

В соответствии с п. 5 ст. 84 Кодекса об образовании выпускники дневной формы обучения, получившие высшее или среднее специальное образование за счет средств физических лиц или собственных средств граждан, по их желанию и при наличии мест работы, оставшихся после распределения, могут быть направлены на работу.

В этом случае выпускник также должен получить свидетельство о направлении на работу.

Может ли организация отказать молодому специалисту в увольнении в связи с призывом на военную службу?

Не может.

Трудовой договор подлежит прекращению независимо от воли сторон при наличии некоторых оснований. Одним из таких оснований является призыв работника на военную службу (п. 1 ст. 44 ТК).

В данном случае у нанимателя нет права выбора: уволить или не уволить работника. Так как нет инициатора увольнения, трудовой договор подлежит прекращению независимо от желания сторон, даже если оно совпадает. В этом случае наниматель связан императивным предписанием, обязательным для выполнения.

Документ:

Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).

Следует ли засчитать службу в Вооруженных Силах в период отработки молодого специалиста?

Следует.

В срок обязательной работы по распределению по желанию выпускника засчитывают период военной службы по призыву, службы в резерве в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, иные периоды, определяемые Правительством Республики Беларусь (часть четвертая п. 3 ст. 83 Кодекса об образовании).

Обратите внимание!

Служба в Вооруженных Силах засчитывается в срок обязательной работы по распределению не автоматически, а лишь в случае выражения выпускником на это согласия.

Справочно:

сроки военной службы по призыву установлены частью первой ст. 45 Закона Республики Беларусь от 05.11.1992 № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе».

Наш работник, принятый почти год назад как молодой специалист, возвращается на работу после службы в армии.

Должны ли мы его обязать после службы в Вооруженных Силах доработать срок, не хватающий до полного срока обязательной отработки? В его случае это составляет 4 месяца.

Должны.

Если выпускник получил профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование на условиях целевой подготовки и до либо после его трудоустройства был призван на службу в Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования, то по окончании службы он обязан доработать установленный договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего) срок обязательной работы (часть четвертая п. 28 Положения о распределении).

Документ:

Положение о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821 (далее – Положение о распределении).

Молодой специалист прибыл в нашу организацию на 2 недели раньше срока, указанного в направлении на работу. Он мотивировал это тем, что ему негде жить.

Можем ли мы принять его на работу раньше указанного срока?

Можете.

Наниматель обязан принять на работу прибывшего по направлению выпускника и обеспечить условия, указанные в свидетельстве о направлении на работу.

Законодательство не запрещает молодому специалисту приступить к работе ранее календарной даты, указанной в свидетельстве о направлении на работу. Таким образом, выпускник по своему желанию может приступить к работе раньше.

Обратите внимание!

С целью исключения трудовых споров в дальнейшем инициатива выпускника о начале работы ранее установленного срока должна быть выражена в письменном заявлении на имя нанимателя.

К нам в поселок городского типа прибыл на работу молодой специалист – выпускник столичного вуза. Наша организация заинтересована в том, чтобы оставить его здесь работать на длительный срок. Мы предложили ему заключить контракт на 5 лет, но он не согласен на такой длительный срок. Он хочет отработать положенные 2 года и уехать.

Можем ли мы принудительно заключить с ним контракт на 5 лет?

Не можете.

Срок контракта определяется по соглашению сторон (ст. 19 ТК). Следует отметить, что между нанимателем и молодым специалистом может быть заключен контракт на срок, превышающий срок обязательной работы. Однако, если молодой специалист не согласен на заключение контракта на такой срок, наниматель не вправе его принуждать, поскольку обязан принять на работу прибывшего по направлению выпускника и обеспечить условия, указанные в свидетельстве о направлении на работу, в т.ч. срок обязательной работы (п. 27 Положения о распределении).

Можем ли мы изменить существенные условия труда молодому специалисту, например, установить неполное рабочее время?

Можете.

Молодому специалисту так же, как и иным категориям работников, наниматель вправе изменить существенные условия труда. Изменение существенных условий труда должно производиться в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами.

В связи с тем что законодательство не содержит запрета на заключение с выпускником, распределенным или направленным на работу в организацию, трудового договора на условиях неполного рабочего времени, молодому специалисту может быть изменено такое существенное условие, как рабочее время: ему может быть установлено неполное рабочее время, а также может быть отменено установленное ранее неполное рабочее время.

Обратите внимание!

Молодым специалистам возможно изменять и иные существенные условия труда, например устанавливать совмещение профессий, изменять размер оплаты труда, режим работы и др.

Документ:

постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» (далее – постановление Пленума ВС № 2).

Справочно:

изменением существенных условий труда признается изменение системы оплаты труда, режима рабочего времени, включая установление или отмену неполного рабочего времени, изменение гарантий, уменьшение размеров оплаты труда, а также других условий, устанавливаемых в соответствии с ТК (часть вторая ст. 32 ТК, часть первая п. 20 постановления Пленума ВС № 2).

Наш молодой специалист не согласен с изменениями условий труда и отказывается работать на таких условиях вообще.

Можно ли его уволить в связи с отказом от продолжения работы с изменившимися существенными условиями труда?

Нельзя.

Существуют определенные особенности, связанные с изменением существенных условий труда молодому специалисту.

По общему правилу при отказе работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда трудовой договор с ним может быть прекращен в соответствии с п. 5 ст. 35 ТК. В отношении молодых специалистов данная норма действовать не будет, поскольку Положение о распределении содержит закрытый перечень оснований, в соответствии с которыми может быть уволен молодой специалист (п. 33 Положения о распределении).

В данном перечне не указано увольнение молодого специалиста в связи с отказом от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда, поэтому если молодой специалист не согласен на изменение существенных условий труда, то наниматель не может его уволить по п. 5 ст. 35 ТК, а также в одностороннем порядке (без согласия молодого специалиста) внести изменения в трудовой договор. Следовательно, ваш молодой специалист будет продолжать работать в прежних условиях труда.

Обратите внимание!

В уведомлении молодого специалиста об изменении существенных условий труда не следует указывать последствия отказа от изменения существенных условий труда, а именно указывать на прекращение трудового договора по п. 5 ст. 35 ТК.

Можно ли перевести молодого специалиста в связи с производственной необходимостью на работу, не обусловленную трудовым договором?

Нельзя.

Перевод молодых специалистов на работу, которая не связана с полученной специальностью (направлением специальности, специализацией) и присвоенной квалификацией, до окончания указанного в свидетельстве о направлении на работу срока обязательной работы запрещается, за некоторым исключением (п. 33 Положения о распределении).

В перечне исключений не предусмотрен временный перевод в связи с производственной необходимостью. Таким образом, в случае производственной необходимости перевод молодого специалиста возможен, однако порученная работа должна соответствовать полученной специальности (направлению специальности, специализации) и присвоенной квалификации молодого специалиста.

В нашей организации произошла реорганизация, и было проведено сокращение штата. На момент прибытия выпускника из штатного расписания была исключена «ставка» (штатная единица) по должности, указанной в свидетельстве о направлении на работу.

Можем ли мы отказать в приеме на работу прибывшему к нам молодому специалисту? Или же можно взамен сокращенной «ставки» предложить другую вакансию, которая имеется в штатном расписании и соответствует специальности выпускника?

Отказать в приеме на работу не можете.

Можете предложить другую вакансию в пределах полученной специальности.

Наниматель не может необоснованно отказать в трудоустройстве выпускнику, прибывшему на работу по распределению после завершения обучения в государственном учреждении образования. Право формировать штатное расписание организации принадлежит нанимателю, и именно он принимает решение о заключении трудовых договоров с работниками. Соответственно в таком случае отказ в приеме на работу выпускника, мотивированный отсутствием вакансии, является необоснованным.

Законодательство возлагает на нанимателя обязанность принять на работу выпускника по направлению. Определение условий трудоустройства происходит с участием нанимателя. Таким образом, наниматель обязан заключить с выпускником трудовой договор по должности, указанной в направлении.

В случае отсутствия в штатном расписании такой вакансии с согласия выпускника можно принять его на работу в другой должности, но в пределах полученной им специальности и квалификации.

Справочно:

не позднее чем за 2 месяца до начала распределения организация – заказчик кадров обязана письменно подтвердить возможность трудоустройства выпускника с указанием сведений, предусмотренных в плане распределения выпускников (в т.ч. о предлагаемой должности), либо сообщить о невозможности трудоустройства заявленного ранее выпускника.

Сохраняется ли статус молодого специалиста, если выпускник уже состоит в трудовых отношениях с организацией, в которую направлен?

Сохраняется.

Выпускник, уже состоящий в трудовых отношениях, распределяется или направляется на работу в том же порядке и на тех же основаниях, что и неработающий выпускник. Следовательно, и статус молодого специалиста, и льготы, гарантии, обязанности, присущие данному статусу, приобретаются работающим выпускником без ограничений, даже если он распределяется к прежнему нанимателю.

В этом случае молодым специалистом выпускник будет считаться с начала обязательной работы.

Надо ли заключать с молодым специалистом новый трудовой договор, если он до распределения состоял в трудовых отношениях с данным нанимателем?

В зависимости от срока трудового договора.

С работающим выпускником трудовые отношения уже оформлены путем заключения одного из видов трудового договора, например договора на неопределенный срок или срочного трудового договора. Если срок заключенного трудового договора меньше срока обязательной работы, то это является основанием для заключения нового трудового договора. В ситуации же, когда с выпускником заключен трудовой договор на неопределенный срок или срок ранее заключенного с выпускником трудового договора равен сроку обязательной работы или превышает его, трудовой договор можно не перезаключать.

При этом нанимателю следует издать приказ, в котором нужно отразить, что работник, занимающий соответствующую должность, распределен на работу на основании свидетельства. Таким образом, начиная с даты издания приказа будет исчисляться срок обязательной работы в качестве молодого специалиста.

В связи с необходимостью работы летом у организации нет возможности предоставить работнику, который стал молодым специалистом, положенный период отдыха после окончания учебного заведения.

Может ли наниматель отказать ему в предоставлении такого отдыха?

На практике у работающих выпускников достаточно часто возникают сложности с предоставлением отдыха. Поскольку наниматели мотивируют это тем, что за ними такая обязанность не закреплена и трудовым законодательством предоставление работнику иного отдыха, кроме трудовых и социальных отпусков, не предусмотрено.

Такие аргументы имеют право на существование, поскольку данная гарантия закреплена не трудовым законодательством, а законодательством об образовании (подп. 3.2 п. 3 ст. 48 Кодекса об образовании).

Кроме того, отдых предоставляется до того, как выпускник приступит к работе, в отличие от денежной помощи и компенсации, которые выплачиваются нанимателем после начала трудовых отношений, что еще раз подтверждает отсутствие у нанимателя обязанности предоставить отдых в соответствии с трудовым законодательством.

В данной ситуации можно расторгнуть действующий трудовой договор по соглашению сторон накануне первого дня отдыха выпускника. В этом случае работающий выпускник может использовать как весь отдых целиком, так и его часть. По окончании отдыха с даты возвращения выпускника к работе с ним заключается новый трудовой договор.

Справочно:

выпускникам предоставляется отдых продолжительностью 31 календарный день, а выпускникам, направленным для работы в качестве педагогических работников, – 45 календарных дней. По инициативе выпускника продолжительность отдыха может быть сокращена (подп. 3.2 п. 3 ст. 48 Кодекса об образовании).

Имеет ли право выпускник, состоящий в трудовых отношениях с нанимателем, к которому он распределен, на выплату денежной помощи?

Имеет.

Законодательство гарантирует молодым специалистам предоставление денежной помощи (подп. 3.4 п. 3 ст. 48 Кодекса об образовании). Ограничений по выплате денежной помощи работающим выпускникам не предусмотрено. Таким образом, тот факт, что выпускник и наниматель уже состоят в трудовых отношениях, не влияет на выплату денежной помощи.

Выплата денежной помощи осуществляется нанимателем в месячный срок со дня заключения трудового договора с выпускником в следующих размерах:

– молодым специалистам – в размере месячной стипендии, назначенной им в последнем перед выпуском семестре (полугодии);

– молодым рабочим (служащим), получившим профессионально–техническое образование, – из расчета тарифной ставки по присвоенной им квалификации (разряду, классу, категории) или в размере соответствующего оклада.

Выплата денежной помощи производится на основании изданного нанимателем приказа.

Справочно:

справка о размере стипендии выдается учреждением образования при выдаче документа об образовании. Если же молодой специалист в соответствующем периоде стипендии не получал, денежная помощь рассчитывается исходя из размера социальной стипендии, установленной на дату выпуска.

Екатерина Плотникова, юрист

Можно ли принять на работу женщину в качестве водителя, выполняющего перевозку груза в международном сообщении на транспортном средстве грузоподъемностью свыше 3,5 т?

Можно, если иное не предусмотрено законодательством.

Право управления механическим транспортным средством категорий «D», «F», «I», составами транспортных средств категорий «BE», «CE» и «DE» (данная категория необходима для водителей, принимаемых на работу в качестве «водителя-международника») может получить лицо, достигшее 21 года (часть четвертая ст. 25 Закона о дорожном движении), имеющее стаж управления механическими транспортными средствами (за исключением колесных тракторов) категорий «В», «С» не менее 2 лет (ст. 29 Закона о дорожном движении). Как видим, Закон о дорожном движении не содержит указания на принадлежность лица, которому предоставляется право управления транспортным средством, к определенному полу.

Следовательно, отказать женщине в заключении трудового договора при устройстве на работу водителем только по причине пола нельзя. Это расценивается как дискриминация (ст. 14 ТК).

Документ:

Закон Республики Беларусь от 05.01.2008 № 313-З «О дорожном движении» (далее – Закон о дорожном движении).

Документ:

Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).

При этом женщина, как и любой водитель, должна иметь медицинскую справку, подтверждающую годность к управлению механическими транспортными средствами.

Справочно:

перечень заболеваний и противопоказаний, препятствующих управлению механическими транспортными средствами, приведен в постановлении Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.04.2008 № 78. Он содержит в некоторых нормах дополнительные противопоказания, установленные в отношении здоровья женщин.

Список тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, для работы на которых запрещается привлекать женщин, утвержден постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 12.06.2014 № 35. Согласно этому документу запрещено привлекать женщин к работе в качестве водителей автомобилей на междугородных пассажирских перевозках на автобусах с количеством мест свыше 14 и грузовых автомобилях грузоподъемностью свыше 5 т (самосвалов 2,5 т).

Условия отнесения работ к работам с вредными и (или) опасными условиями труда определяются нанимателем по итогам аттестации рабочих мест по условиям труда. Поэтому, если условия труда водителей в организации относятся к вредным или опасным, то женщина на такую работу не может быть принята.

Кроме того, нужно помнить о запретах и ограничениях, предусмотренных ст. 263 ТК в отношении беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет (детей-инвалидов – до 18 лет).

Если у женщины, устраивающейся водителем в организацию, есть дети в возрасте до 3 лет, то в дальнейшем ее запрещается:

– направлять в служебную командировку (часть первая ст. 263 ТК);

– привлекать к сверхурочным работам (часть первая ст. 263 ТК);

– привлекать к работе в государственные праздники и праздничные дни (часть первая ст. 147 ТК), выходные дни (часть первая ст. 263 ТК);

– только с письменного согласия привлекать к работе в ночное время (часть вторя ст. 263 ТК, часть пятая ст. 117 ТК).

Кроме того, женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет (детей-инвалидов – до 18 лет), только с их письменного согласия могут привлекаться:

– к работе в ночное время;

– сверхурочным работам;

– работе в государственные праздники, праздничные дни, выходные дни;

– направляться в служебную командировку.

Таким образом, мы видим, что возможность приема на работу женщины в качестве водителя-международника зависит не от половой принадлежности, а от наличия у нее детей и возраста этих детей. Женщину могут принять в организацию водителем-международником при соответствии квалификационным требованиям и отсутствии детей до 3 лет (а скорее всего – до 14 лет). Например, организация не возьмет на должность водителя-международника женщину, имеющую детей до 3 лет, так как ее нельзя будет направлять в командировки, а работа водителя-международника связана в основном с командировками.

Анна Шинкевич, юрист

Солнечным августовским утром раздался стук в дверь. «Войдите!»
— «Здравствуйте. Я — Сергей Круглов, выпускник юридического факультета, буду работать у вас юристом. И еще… Я — молодой специалист».

Разберемся, какие выпускники являются молодыми специалистами и как нанимателю убедиться в том, что новый сотрудник относится к этой категории <1>.

Кто он, молодой специалист?

Принимая на работу выпускника <2>, наниматель в первую очередь должен определить, является ли он молодым специалистом. Это связано с тем, что для молодых специалистов законодательством предусмотрены дополнительные гарантии и компенсации.

Исходя из анализа норм законодательства об образовании, можно сделать вывод, что выпускник является молодым специалистом, если <3>:

1) получил образование:

— в дневной форме обучения;

— в государственном учреждении образования <4>;

— с оплатой за счет средств бюджета как минимум половины срока обучения;

2) принимается на работу в порядке распределения или направления;

3) имеет свидетельство о направлении на работу (далее — свидетельство).

Нагляднее — в приведенной ниже таблице.

Таблица

Выпускник = Молодой специалист
Получил образование:

— в дневной форме обучения;

— в государственном учреждении образования;

— с оплатой за счет средств бюджета как минимум половины срока обучения

Распределен или направлен на работу, что подтверждается свидетельством

Обратите внимание!
Статус молодых специалистов выпускники приобретают только на период обязательной работы <5>

Как определить, что выпускник — молодой специалист?

Для того чтобы установить, относится ли выпускник к молодым специалистам, нанимателю нужно выполнить определенные действия.

В первую очередь необходимо проверить диплом или документ об образовании. Затем наниматель обязан потребовать у выпускника свидетельство или справку о самостоятельном трудоустройстве <6>, если из информации, указанной в документе об образовании, видно, что выпускник получил в государственном учреждении образования:

— высшее, среднее специальное образование и с момента окончания обучения прошло не более двух лет;

— профессионально-техническое образование и с момента окончания обучения прошло не более одного года.

На заметку
Желательно уточнять наличие указанных документов у выпускников, получивших послевузовское образование за счет средств республиканского бюджета, если с момента окончания их обучения прошло <7>:
— не более двух лет — для получивших послевузовское образование I ступени;
— не более одного года — для получивших послевузовское образование II ступени.

Если выпускник получил высшее образование I ступени, среднее специальное или профессионально-техническое образование на условиях целевой подготовки, целесообразно узнать у него, отработал ли он срок обязательной работы. Для таких выпускников срок отработки составляет не менее пяти, трех и двух лет соответственно <8>

Если выпускник предъявил справку о самостоятельном трудоустройстве — молодым специалистом он не является <9>.

Если же он представил свидетельство <10> — следует изучить его. Само по себе наличие свидетельства не говорит о том, что выпускник, его предъявивший, является молодым специалистом. Ведь свидетельство может быть выдано, к примеру, выпускнику, обучавшемуся в дневной форме в государственном учреждении образования, но за счет собственных средств. Молодым специалистом такой выпускник не будет, поскольку источником финансирования его обучения являются не средства бюджета <11>.

Вместе с тем наличие свидетельства является главным признаком того, что выпускник является молодым специалистом. Ведь в свидетельстве указываются следующие сведения:

— за счет каких средств получил образование выпускник (бюджетные, средства юридических лиц, собственные средства и т.д.);

— наименование учреждения образования, из которого можно сделать вывод о принадлежности его к государственной или частной организации. К примеру, Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка — государственное учреждение образования, а «БИП — Институт правоведения» — частное.

К тому же свидетельство выдается только тем выпускникам, которые получали образование в дневной форме <12>.

Таким образом, вся необходимая информация о том, является ли выпускник молодым специалистом, содержится в свидетельстве <13>.

Для молодых специалистов законодательство устанавливает ряд дополнительных гарантий и компенсаций. В их числе — отдых после завершения обучения. Зачастую будущие выпускники начинают работать до окончания учебного заведения. Впоследствии они могут быть распределены по месту своей работы в качестве молодых специалистов. Рассмотрим, как в таком случае реализуется право молодого специалиста на дни отдыха.

Общие положения об отдыхе

По общему правилу после окончания обучения молодому специалисту предоставляется 31 календарный день отдыха <1>.

НА ЗАМЕТКУ
Выпускникам, направленным для работы в качестве педагогических работников, отдых предоставляется продолжительностью 45 календарных дней <2>.

Отдых молодому специалисту предоставляет учреждение образования, а не наниматель. В свидетельстве о направлении на работу (далее — свидетельство) срок прибытия в организацию указан уже с учетом дней отдыха. Таким образом, молодой специалист может самостоятельно использовать имеющееся у него право на отдых. Нанимателю после приема его на работу не нужно издавать какой-либо распорядительный документ об отдыхе, поскольку молодым специалистом к тому времени дни отдыха уже будут фактически использованы.

Законодательство позволяет молодому специалисту прибыть на работу раньше срока, указанного в свидетельстве <3>. То есть он может не воспользоваться правом на отдых. Также по инициативе молодого специалиста продолжительность отдыха может быть сокращена. Поэтому если он явится к нанимателю раньше, то молодого специалиста можно принять на работу с этого момента.

Во избежание возникновения конфликтов либо каких-то спорных ситуаций нанимателю желательно разъяснить молодому специалисту, что если тот не воспользуется правом на отдых либо использует только часть дней (например, 15), то впоследствии он уже не сможет потребовать предоставления ему оставшихся дней отдыха.

Обратите внимание!
Никаких компенсационных выплат за неиспользованные дни отдыха наниматель молодому специалисту выплачивать не должен.

Если молодой специалист распределен в организацию, в которой работает

Как мы отметили выше, предоставление отдыха не требует специального оформления. Вместе с тем у выпускников, распределенных к нанимателю, у которого они уже работают, с отдыхом могут возникнуть определенные сложности.

Например, наниматель может отказать им в предоставлении отдыха, мотивировав это тем, что такой обязанности у него нет. Дело в том, что рассматриваемая гарантия закреплена законодательством об образовании. В соответствии же с законодательством о труде наниматель должен предоставлять работникам только трудовые и социальные отпуска <4>. Перечень видов отпусков закрытый. При этом отдых, предоставляемый молодому специалисту, среди них не упомянут. Следовательно, социальным, а тем более трудовым отпуском он не является. Поэтому, несмотря на то что отдых является государственной гарантией для молодых специалистов, у нанимателя обязанность предоставить его отсутствует.

На практике отдельные наниматели заменяют дни отдыха предоставлением трудового отпуска. В некоторых случаях, предоставляя дни отдыха, наниматель оформляет их как кратковременный отпуск без сохранения заработной платы. Вместе с тем следует обратить внимание на следующее. Продолжительность такого отпуска по общему правилу составляет 30 календарных дней, что на 1 день короче отдыха, предоставляемого молодому специалисту <5>. Но ведь положен 31 календарный день отдыха…

Нанимателю предоставлено право предусмотреть соответствующее положение в коллективном договоре. Например, что молодым специалистам, распределенным в организацию, при условии что они до распределения работали и продолжают работать в этой организации, предоставляется кратковременный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью 31 календарный день. Если наниматель этим правом воспользуется, молодому специалисту будет гарантирована возможность отдохнуть предусмотренное законодательством количество дней. При этом следует обратить внимание на следующий момент: в течение календарного года молодой специалист не может претендовать на повторное предоставление такого отпуска.

Если же в коллективном договоре отсутствуют нормы, увеличивающие продолжительность такого отпуска, то выпускнику не может быть предоставлено более 30 календарных дней.

Можно порекомендовать следующее. Если выпускник распределен к нанимателю, у которого уже работает, и хочет использовать дни отдыха, то можно расторгнуть с ним трудовой договор или контракт по соглашению сторон накануне первого дня отдыха. А затем по окончании отдыха заключить новый.

Однако и такой вариант не безупречен. Ведь если молодой специалист заключит новый трудовой договор, то он сможет пойти в полный трудовой отпуск только через полгода <6>. А если в организации предусмотрена, к примеру, премия по итогам года работникам, отработавшим полный рабочий год (так называемая тринадцатая зарплата), то он ее фактически теряет.

Учеба ради учебы

Система планового направления выпускников вузов на заранее подго­товленные места работы, которые по­рой находились в тысячах километрах от родных пенатов, была предельно жесткой, сурово-принудительной и, в сущности, глубоко несправедли­вой. Посылали по бездушной разна­рядке, без особого разбору, больше для галочки, чем для удовлетворения потребностей народного хозяйства. Родители принимали титанические усилия, чтобы ослабить распредели­тельные путы, связывавшие их детей по рукам и ногам. Давали взятки, ча­сами высиживали в начальственных коридорах, чтобы «замолвить словеч­ко», искали нужных людей, покупали медицинские справки.

Однако плановая экономика тре­бовала жертв. Впрочем, при всех своих минусах распределение в услови­ях «развитого социализма», подсчиты­вавшего не только количество поши­тых костюмов, но и потребности в гра­мотных кадрах, помогало «затыкать дыры» на рынке труда, создавало хоть какой-то кадровый баланс. С разва­лом планового народного хозяйства весь этот порядок мгновенно рухнул. От распределения как такового от­казались, а выпускников отпустили на вольные хлеба. Да и распределяться-то было некуда. Фабрики и заводы стояли, экономика в лихие 90-е дыша­ла на ладан. Где уж тут подсчитывать потребности в грамотных, хорошо об­ученных специалистах и равномерно распределять их по стране…

А дальше и вовсе такая вольница пошла в нашем высшем образова­нии, что все как-то даже подзабыли, а для чего и для кого, собственно, мо­лодых людей учим? Зачем штампуем столько невостребованных и малооб­разованных юристов, педагогов, пси­хологов, экономистов, журналистов и т.п.? По часто публикуемым данным, по специальности не работают 75 процентов выпускников высших учеб­ных заведений страны. И главное — чему учим? По подсчетам ректора ГУ ВШЭ Ярослава Кузьминова, только 30 тысяч экономистов из 300—400 тысяч, которых каждый год выпускают вузы, имеют необходимые профессио­нальные навыки. А потребность в них, по его словам, составляет 150 тысяч.

Зачем нам столько вузов, готовя­щих никому не нужных работников, причем качество обучения нередко не превышает уровень ПТУ? На на­чало нынешнего года в стране было аккредитовано 1115 вузов, а количе­ство выпускников российских школ, по данным Минобрнауки, составило свыше 700 тысяч человек. Поступить в институт, правда, в непрестижный, сегодня может любой школьный без­дельник и заядлый троечник. Причем количество бюджетных мест постоян­но сокращается, расширяется зона платного высшего образования. По закону об образовании, вступающе­му в силу с 1 сентября этого года, и вовсе намечается сокращение чис­ла «бюджетников». В течение несколь­ких лет это количество, как подсчитал заместитель председателя Комите­та Госдумы по образованию и науке Олег Смолин, уменьшится примерно на треть.

По его данным, сейчас у нас бес­платно получают высшее образова­ние менее 40 процентов студентов, тогда как во Франции больше 80, а в Германии больше 90 процентов сту­дентов учатся на бюджетные деньги. По мнению законодателя, в первую очередь надо вернуть в России нор­мальное количество бюджетного бес­платного высшего образования. В Госдуме, кстати, такой проект закона уже подготовлен.

С дипломом, но без работы

В настоящее время из десяти вы­пускников школ восемь-девять посту­пают в вуз. За станком, следователь­но, стоять некому. Россия — мировой лидер по числу людей с высшим об­разованием. 620 человек из 1000, по подсчетам ГУ ВШЭ, заканчивают вуз. Не оттого ли, спрашивается, мы не можем избавиться от засилья гастарбайтеров? Не желают наши выпускни­ки работать строителями, рабочими, водителями, уборщиками, продавца­ми. Да их теперь и не возьмет никто на работу. Уж лучше бессловесного мигранта приневолить — дешево и сердито. Поэтому высокий уровень безработицы среди молодежи (до 10 процентов) — вполне закономерное явление. Численность безработных граждан России в июне текущего года составила, по данным Росстата, свы­ше 4 миллионов человек (или 5,4 про­цента от численности экономически активного населения). По имеющим­ся данным, именно молодые люди в возрасте до 35 лет составляют 40 про­центов от всех безработных в России.

При этом всем студентам, попав­шим на бюджетные места, государ­ство платит стипендию. И все время кается, что платит мало. В этом году Минобрнауки выделило вузам 491 ты­сячу бюджетных мест: 74,5 тысячи на магистратуру и 416,5 тысячи — для школьных выпускников. На выпла­ту только одной стипендии, скажем, размером в пять тысяч рублей в ме­сяц, государство, а стало быть, нало­гоплательщики, отдают в течение пяти лет обучения около 300 тысяч рублей. Так что государство вправе требовать отдачи от тех студентов, в обучение которых оно вкладывает деньги. Плюс другие расходы — в среднем, по под­счетам экспертов, расходуется при­мерно 80 тысяч рублей в год на одно­го обучающегося.

Между тем студент-бюджетник ча­ще всего устраивается работать кем угодно, только не по специальности. По ней, оказывается, на первое место работы трудоустроился лишь каждый третий выпускник. И всего лишь каж­дый пятый, как показывают исследова­ния ГУ ВШЭ, находит ту профессию, которую он получил в учебном заве­дении. Почти 45 процентов утвержда­ют, что его место работы ни в коей мере не соответствовало полученно­му диплому.

Председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и де­лам ветеранов Андрей Исаев счита­ет, что сегодня государство, опреде­ляя количество бюджетных мест, во многом действует по наитию. «По­чему требуется именно такое коли­чество тех или иных специалистов, я думаю, сейчас Минобразования ска­зать не в состоянии, — говорит он. — Когда оно будет понимать, что будет обязано предоставить выпускникам, отучившимся за государственный счет, рабочие места, тогда, конечно, оно будет привязывать свои планы по бюджетным местам к реальным по­требностям рынка труда».

Пока же происходит следующее: студент уже в начале учебы находит себе место для подработки, так как ему нужны деньги. Причем оно чаще всего совершенно не связано с его будущей профессией. В итоге те­оретические знания он получает по одной профессии, а практические — абсолютно по иной. На выходе он представляет собой специалиста со­всем не той области, по которой по­лучает диплом. Главный тренд—полу­чить высшее образование. Какое — не важно. Его наличие само по себе становится основным фактором для успешного трудоустройства.

Будь любезен, отработай

Одним словом, вузы пекут в вели­ком множестве специалистов, кото­рые никому не нужны. Они мало за­ботятся о будущем трудоустройстве своего учащегося, да и качество уче­бы своих воспитанников их не осо­бенно волнует. Разве что из-за дурной славы вуза, который ничему толком не учит, уменьшатся размеры еже­годной платы за обучение в коммер­ческом секторе обучения. Да и место в рейтинге понизят. Как видим, ситуа­ция с невостребованными молодыми специалистами сегодня зашла в пол­ный тупик. Где выход?

В настоящее время разработан законопроект «О первом рабочем месте», который, как предполагает­ся, может положить конец нынешне­му разброду и шатанию в системе трудоустройства молодых кадров. Разработчики документа предлагают ввести обязательное распределение выпускников государственных универ­ситетов, академий и институтов.

Так, один из его авторов, Андрей Исаев, пояснил, что, согласно зако­нопроекту, государство или органи­зация, оплачивающие обучение сту­дента, могут после учебы предложить ему рабочее место по полученной специальности в своих структурах. В случае отказа от предложения вы­пускнику придется вернуть затрачен­ную на обучение сумму. Она будет специально в предварительном по­рядке оговариваться в соответствую­щем учебном контракте. Это положе­ние не затрагивает тех, кто учится на платной основе. Правила обязатель­ного распределения в первую оче­редь станут действовать в отношении выпускников, бесплатно обучающих­ся именно в государственных вузах. Это прежде всего будущие работни­ки бюджетной сферы — врачи, учите­ля, деятели культуры и некоторые кате­гории госслужащих.

Эта идея нашла поддержку в сре­де законодателей, представляющих верхнюю и нижнюю палаты Феде­рального Собрания. По мнению гла­вы Комитета СФ по социальной по­литике Валерия Рязанского, будущий закон должен решить сразу две про­блемы — трудоустройства образо­ванной молодежи и нехватки кадров в «стратегических» отраслях и сферах, особенно в регионах. Как заявил на встрече с молодежью в лагере «Сели-гер-2013» первый заместитель Пред­седателя Совета Федерации Алек­сандр Торшин, сейчас на законо­дательном уровне активно обсужда­ются темы распределения выпускни­ков после окончания вузов, гарантий первого рабочего места. Ведь моло­дежь, по его словам, наиболее уязви­ма на рынке труда в начале трудовой деятельности, когда не накоплен про­фессиональный опыт.

Наиболее настойчиво эту иници­ативу продвигают в Федерации не­зависимых профсоюзов России. На пресс-конференции в рамках меж­дународной встречи профсоюзных лидеров стран «группы двадцати» (Labour20) глава ФНПР Михаил Шма­ков заявил, что проблему безработи­цы среди молодежи в России помо­жет решить гарантированное предо­ставление первого рабочего места для граждан РФ, получивших образо­вание.

А вот другие члены правительства встречают идею послевузовского распределения в штыки. Напри­мер, вице-премьер Ольга Голодец отметила, что «есть более эффек­тивные и надежные способы приве­дения нашего рынка образования в соответствие нашему рынку труда». Впрочем, о том, какие конкретно «способы» она имела в виду, журна­листы так и не узнали. Министр тру­да Максим Топилин тоже не считает нужным даже частично возвращать­ся к распределению выпускников ву­зов. Ряд экспертов в области высше­го образования разделяют сомнения в жизнеспособности начинания: так люди якобы все равно будут избегать «принудиловки» из-за низкой зарпла­ты, навязываемой работодателем. Да и учиться будут шаляй-валяй. За­чем студенту стремиться к получе­нию знаний, если есть определенный контракт, и выпускника все равно возьмут независимо от того, как его подготовили?

Распределение или биржа труда?

Конечно, нельзя наказывать выпуск­ников вузов за то, что они не едут ра­ботать сельскими врачами или учите­лями неизвестно куда и неизвестно, на какую зарплату, тем более если у них есть возможность самостоятель­но устроиться в частной школе или клинике в городе. Но в таком случае, если бывший студент не в состоянии вернуть деньги, пусть коммерческое учреждение выплачивает государ­ству компенсацию за специалиста, которого оно желает заполучить. Да и самому молодому человеку (часто вполне обеспеченному) раньше на­до было думать о последствиях. Ду­мать еще тогда, когда он устраивался на бюджетное место в вузе, куда мог­ли бы попасть более талантливые и го­товые к любым жизненным невзгодам девушки и юноши.

Опасения, что выпускников будут засылать «в глушь, в Саратов», на низ­кооплачиваемые должности обосно­ванны только в том случае, если сту­дент все пять лет обучения, занимая бюджетное место, бил баклуши. Он сам ограничил свою свободу выбора. От такого откажется любая государ­ственная структура, пославшая его на учебу. А вот за студента-отличника, подающего надежды выпускника, по­борется кто угодно. Думается, учеб­ный контракт не обязан быть жестким, намертво привязывать выпускника к компании или организации, которая оплачивала его знания. Он должен получить право выбора того работо­дателя, который предложит более ин­тересную и высокооплачиваемую ра­боту и который выплатит приемлемую неустойку тем, кто послал его учиться. Но привилегированное положение по трудоустройству остается у тех, кто платил за обучение.

А в отношении самой компании, оплачивающей учебу своих потенци­альных работников, как предлагает Председатель Российского студен­ческого союза Артем Хромов, сле­довало бы вводить налоговые посла­бления. По его мнению, частная ком­пания, которая готова создать новое

рабочее место для выпускника вуза, могла бы получать определенные фи­нансовые средства от государства в течение нескольких лет. Это дало бы ей возможность не предоставлять ра­боту молодым кадрам за счет уволь­нения пожилых сотрудников, а попро­сту создавать новые рабочие места.

Как считает член Комитета Гос­думы по Регламенту и организации работы ГД Николай Булаев, студенты должны бороться каждый год за право обучения на госбюджете. Для этого в конце каждого курса им необходимо доказать, что они достойны продол­жать обучение за счет государства, убежден депутат. Иными словами, нужно всякий раз по итогам семе­стровых экзаменов после заверше­ния учебы на каждом курсе перерас­пределять кандидатов на право бюд­жетной учебы.

Свобода и обязательства

Действительно, бюджетное место не должно вручаться «пожизненно». Хорошо учишься, ничего не платишь, плохо — уступи в процессе учебы место лучшему. Или переходи на оплату, или уходи из вуза. Более та­лантливые студенты, которые ранее поступили на платное отделение, смогут перейти на бюджетные ме­ста. Сегодня так называемые льготни­ки вместе с липовыми «стобалльниками» при поступлении перебегают дорогу способной, но не «блатной» молодежи, и в итоге ребята остаются за бортом вуза. Им не легче от созна­ния того, что всех этих горе-студентов выкинут из института или университе­та после первой же сессии. Время-то ушло.

Разумеется, если сделать систе­му распределения целиком прину­дительной (на советский манер), то из затеи ничего путного не выйдет. Так вряд ли исправишь ситуацию на рын­ке профессий. Разработчики зако­нопроекта, правда, и не предлагают столь прямолинейно решать накопив­шиеся проблемы. Никто не ограничи­вает человека в его конституционном праве на свободу труда, который под­разумевает под собой свободный вы­бор профессии и места работы. Да­же те, кто, учась «на бюджете», решил обременить себя обязательствами по послевузовскому трудоустройству, были вольны в своем выборе. Никто не тянул их за руку, когда они определя­ли свою судьбу. Учитывая нынешнее положение, больше напоминающее некую анархию, необходимость ре­ализации этой идеи более чем акту­альна. И не только с экономической точки зрения, но и сугубо социальной. Особенно такая отработка актуальна для российского села, где хрониче­ски не хватает учителей, врачей, ра­ботников культуры и т.п.

Распределение поможет решить и проблемы равномерного народона­селения страны. Молодые люди долж­ны понять, что жизнь есть и за МКАДом, и не обязательно рваться «в Москву, в Москву». По сути, внутренней мигра­ции квалифицированной рабочей силы у нас нет, есть лишь внешняя ми­грация «рабочих метлы и лопаты».

«Смысл в том, что во времена СССР была плановая экономика, — заметил министр финансов РФ Ан­тон Силуанов, выступая недавно пе­ред журналистами. — Мы прекрас­но понимали, на каких предприятиях, в каких отраслях требуется рабочая сила. Сейчас экономика совершен­но другая, поэтому в этом вопросе, может быть, нужно идти не сверху вниз, а наоборот, то есть аккумули­ровать заявки предприятий на те или иные специальности. И подстраивать под это нашу систему образования. А не так, как сейчас: навыпускаем экономистов и юристов, которые по­лучают и второе, и третье образова­ние, не находя себе работу. Зачем это нужно»?

Студенты не против

Вопреки ожиданиям, студенты не возражают против системы рас­пределения. Даже их родители гото­вы принять ее без особых оговорок. По данным опроса, проведенного в конце прошлого года порталом Superjob.ru, 54 процента опрошенных пап и мам не выступают против того, чтобы их дети, окончив бюджетное от­деление, отработали несколько лет в тех компаниях, куда их направят. Ока­зывается, их вовсе не страшит такое «крепостное право». Они видят, как их чада мыкаются в поисках работы. Уж лучше «обязаловка», но наличие ра­боты, чем свобода, но ее отсутствие.

Противников мало — всего 28 про­центов. Сами студенты уже давно за то, чтобы эта идея была реализована. Так, согласно опросу, проведенному Петербургским студенческим сове­том, среди студентов и преподава­телей вузов 60 процентов опрошен­ных готовы работать «по зову Родины», лишь бы условия работы и жизни были хорошие и наличествовали социаль­ные гарантии.

Руководитель Российского профсо­юза студентов Алексей Казак убеж­ден, что студенты в большинстве сво­ем готовы принять новую систему. «С помощью этого закона, — говорит он, — выпускники получат опыт, а реги­оны — работников. Сейчас все бегут в центр, где легче жить, а обратно что-то не спешат возвращаться. Так мы никог­да не поднимем экономику в дальних уголках страны. По сравнению с вре­менами СССР, количество студентов в России выросло в несколько раз, а их социальная ответственность резко уменьшилась».

Так что законопроект имеет полное право на жизнь. Однако прежде чем начать обсуждение документа в рос­сийском парламенте нужно вынести его на общественное обсуждение, провести общественные слушания, как это было сделано в отношении многих законопроектов, например, того же закона об образовании. Это помогло бы законодателям сделать правильный выбор. По словам Андрея Исаева, Комитеты Госдумы по труду, социальной политике и делам ветера­нов, а также по образованию порабо­тают над формулировками будущего проекта и, возможно, в сентябре пред­ставят его общественности. Не исклю­чено, что документ будет рассмотрен уже в осеннюю сессию.

Николай ЛАШКЕВИЧ

Фото с сайта t4ka.ru Можно ли получить льготы по уплате налога при сдаче квартиры и кому нужно открывать ИП для такой деятельности. FINANCE.TUT.BY публикует заключительную часть ответов Министерства по налогам и сборам на вопросы, которые прислали наши читатели, о сдаче квартир внаем. Нашим консультантом выступила заместитель начальника главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Светлана Шевченко.
Вопрос: Добрый день. Снимаю жильё, и некоторое время после учёбы в ВУЗе мой арендодатель был освобожден от налогов ввиду моего статуса молодого специалиста. Слышал, что если по окончании данного статуса я все ещё работаю на первоначальной должности, на которую меня направили после ВУЗа, налоговая льгота для сдающего квартиру сохраняется. Так ли это?
Вопрос: Сдали комнату, предоставили справку в ИМНС о том, что квартирант — молодой специалист. Освобождение от налога — только на эти 3 года?
Ответ: В соответствии с подпунктом 1.41 пункта 1 статьи 163 Налогового кодекса Беларуси освобождаются от подоходного налога с физических лиц доходы, получаемые плательщиком от сдачи внаем (поднаем) жилых помещений молодым специалистам, молодым рабочим (служащим). Согласно пункту 5 статьи 83 Кодекса об образовании выпускники, работающие по распределению, являются в течение срока обязательной работы по распределению молодыми специалистами или молодыми рабочими (служащими). Таким образом, при утрате статуса молодого специалиста – у плательщика утрачивается право на льготу по подоходному налогу с физических лиц.
Вопрос: Добрый день! Я нахожусь в отпуске и получаю пособие по уходу за ребенком до 3-х лет. Я так же пенсионерка (я бабушка ребенка). Планирую сдавать квартиру. Скажите, сохраню ли я право на пособие по уходу за ребенком до 3-х лет и при каких условиях.
Ответ: Для получения ответа на интересующий вас вопрос я рекомендую вам обратиться в соответствующий территориальный орган социальной защиты населения, в компетенцию которого входит предоставление разъяснений по данном вопросу.
Вопрос от Дениса Поддубняка: Я имею в собственности частный дом. Могу ли я как физическое лицо сдать его в аренду юридическому лицу, или я буду должен зарегистрироваться индивидуальным предпринимателем. И какие налоги в каком случае я должен уплачивать.

Ответ: Согласно статье 1 Гражданского кодекса к предпринимательской деятельности, в частности, не относится деятельность по сдаче внаем (поднаем) жилых помещений, кроме предоставления мест для краткосрочного проживания. Таким образом, при сдаче внаем жилых помещений на длительный срок регистрации в качестве индивидуального предпринимателя не требуется.
Справочно: для целей налогообложения к деятельности по сдаче внаем жилых помещений для краткосрочного проживания относится деятельность по сдаче внаем (поднаем) жилых помещений по заключенным в календарном году двум и более договорам, продолжительность каждого из которых не превышает пятнадцати дней.
При сдаче жилого помещения внаем организации с полученного дохода производится уплата подоходного налога с физических лиц по ставке 13 процентов. Обязанность по исчислению, удержанию и перечислению подоходного налога с физических лиц в бюджет в этом случае возложена на организацию, как налогового агента.
Вопрос: Здравствуйте, хочу сдавать отдельные спальные места в квартире на сутки или более длительный срок. Достаточно ли просто открыть ИП и в каком размере нужно платить налог?
Ответ: К деятельности по сдаче внаем жилых помещений для краткосрочного проживания относится деятельность по сдаче внаем (поднаем) жилых помещений по заключенным в календарном году двум и более договорам, продолжительность каждого из которых не превышает пятнадцати дней. Такая деятельность является предпринимательской и требует регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
В отношении квартиры, сдаваемой внаем физическим лицам на сутки, индивидуальный предприниматель является плательщиком единого налога. Единый налог индивидуальный предприниматель ежемесячно самостоятельно исчисляет по ставкам налога, установленным в населенном пункте, по месту нахождения квартиры, областными и Минским городским Советами депутатов, за каждую сдаваемую внаем комнату.
Налоговая декларация (расчет) по единому налогу представляется в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 1-го числа отчетного месяца. Уплата единого налога производится ежемесячно не позднее 1-го числа отчетного месяца, а индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными впервые — не позднее рабочего дня, предшествующего дню осуществления такой деятельности.
Вопрос: Нужно ли оформлять ИП если сдаешь дачу на летние месяцы?
Ответ: К деятельности по сдаче внаем жилых помещений для краткосрочного проживания относится деятельность по сдаче внаем (поднаем) жилых помещений по заключенным в календарном году двум и более договорам, продолжительность каждого из которых не превышает пятнадцати дней. Такая деятельность является предпринимательской и требует регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В иных случаях регистрация в качестве индивидуального предпринимателя не требуется.
Вопрос от Дмитрия Минского: Скажите, могу ли я предоставить своё жильё (льготный кредит), на не большой срок, в безвозмездное пользование, то есть, не получая за это деньги и соответственно без заключения договора?
Ответ: Подпунктом 1.20 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 06.01.2012 N 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» установлено, что предоставление жилых помещений (их частей) по договору найма жилого помещения частного жилищного фонда или по договору аренды жилого помещения, построенных (реконструированных) или приобретенных с привлечением льготного кредита, до полного его погашения не допускается, а в исключительных случаях (переезд в другую местность, расторжение брака, смерть собственника жилья или члена его семьи, материальное положение и иных) осуществляется с разрешения соответствующего районного, городского исполнительного и распорядительного органа, местной администрации без согласия залогодержателей. Ограничений в части предоставления жилья на безвозмездной основе в Указе не содержится.
Вместе с тем, в целях получения ответа по существу заданного вопроса, я рекомендую вам обратиться за разъяснением в соответствующий местный и распорядительный орган, в компетенцию которого входит контроль за соблюдением норм Указа.
Читайте также: На следующей неделе минчане смогут «настучать» на нелегальных квартиросдатчиков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *