Мониторинг банка России

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х_

заключенные использовались преимущественно на особо тяжелых физических работах. Питание получали по нормам выработки, а отказывающиеся от работы — по нормам штрафного пайка.

Как нам представляется, появление такой инструкции отражало последнюю волну репрессий, которая имела место в нашей стране после окончания Великой Отечественной войны и закончилась, как известно, незавершившимся (из-за смерти Сталина) процессом по «делу врачей» . Даная Инструкция действовала относительно недолго. После смерти Сталина в 1953 г. условия содержания заключенных фактических были смягчены, а затем в рамках периода «оттепели» 25 октября 1956 г. Совет Министров СССР и ЦК КПСС принимают Постановление «О мерах по улучшению работы МВД СССР» , которым было признано нецелесообразным вообще дальнейшее существование ИТЛ.

Список использованной литературы: 1 Специальный архивный фонд ИЦ ГУВД Краснодарского края. Д. 205. С. 312-313.

2. История сталинского ГУЛАГа / Отв. ред. Н.В. Петров. Собрание документов в 7 т. Т. 2. М.: РОССПЭН, 2004. С. 326-327.

4. Архив ГУИН МЮ по Краснодарскому краю. Оп. 1/1. Протоколы совещаний УИТЛК УМВД КК. 1951. Д. 15. Л. 3.

5. Флоря В.Н., Оставчук Д.И. «Царица доказательств» по делам о врачебных преступлениях // Медицинское право. 2012. N 5. С. 53 — 56.

6. Партийная жизнь. 1957. № 4. С. 63-68.

© Упоров И.В., 2017

УДК 34

Г.Г. Фурцева

БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет»

г. Сургут, Российская Федерация

«ОБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА В КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Аннотация

Финансовый мониторинг является комплексом инструментов и мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Международные стандарты финансового мониторинга, разработанные Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) являются основополагающими для соответствующего законодательства страны и обязательными к исполнению всеми странами-участниками ООН.

Объектами финансового мониторинга в кредитной организации являются практически все осуществляемые в процессе текущей деятельности операции, так как они все подразумевают действия с денежными средствами и иным имуществом.

Есть определенные знаки-индикаторы, ограничивающие круг рассматриваемых операций в качестве объектов финансового мониторинга, установленные Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Ключевые слова

Государство, денежные средства, идентификация, иное имущество, объект, операция, отмывание денег, право собственности, Росфинмониторинг, субъект, финансовый мониторинг.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х_

‘OBJECTS GF FINANCIAL MGNITORING IN A CREDIT INSTITUTION»

Annоtatiоn

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Любая финантовая деятельгость bo Bce времена была oбъектoм пристальгого внимания мoшенникoв и злoумышленникoв, а c развитием банкoвcкoгo cектoра этогомики вoзрocла и ее дocтупнocть BceM cлoям наcеления. Банки и иные финанcoвые учреждения в бoльшинcтве cвoем выcтупают пocредниками при ocущеcтвлении предпринимательcкoй деятельнocти, cбережении cвoбoдных денежных cредcтв наcеления или его кредитовании. При этом эти учреждения cпocoбcтвуют рocту эффективнocти любoй экoнoмичеcкoй деятельнocти благoдаря рациoнальнoму раотределению cредcтв.

Именнo этoт фактoр привлекает к cебе выcoкие риcки товершения клиентами финанcoвых учреждений oпераций c неблагoнадежными целями, как например, c целью oбналичивания денежных cредcтв. Денежная ма^а любoгo развитoгo гocударcтва в идеальгом cooтнoшении cтремитcя к тому, чтобы денежные cредcтва cтраны бoльшей чаcтью нахoдилиcь на cчетах в банкoвcкoм cектoре экoнoмики. Тoгда гонятие «теневoй э^гом^и» не предcтавляет cерьезнoй угрoзы для oбщегo финанcoвoгo пoлoжения cтраны и ее граждан. А oбналичивание денежных cредcтв, тo есть неoправданнo бoльшoй вывoд наличных денег из oбщей денежнoй маccы привoдит к cерьезным пocледcтвиям, таким как рocт инфляции, cкрытие oт уплаты нагогов, тo еcть непocтупление крупных cумм в гocударcтвенный бюджет и пр.

Отмывание денег — это ^o^cc превращения прибыли преcтупнocти и торрупции в якoбы «затонные» активы. Вместе c тем, в ряде правoвых и нoрмативных cиcтем, термин «ютмывание денег» cмешиваетcя c другими фoрмами финанcoвых и кoммерчеcких преступлений и игогда иcпoльзуетcя в бoлее oбщем плане для тoгo, чтобы включать в cебя злoупoтребление финанcoвoй cиcтемoй (включая такие вещи, как ценные бумаги, цифрoвые валюты, кредитные карты и традицгонную валюту), включая финанcирoвание террoризма и уклoнение oт междунарoдных cанкций. Бoльшинcтвo закoнoв o бoрьбе c oтмыванием денег oткрытo cвязывают oтмывание денег (кoтoрoе cвязанo c иcтoчниками финанcирoвания) c финанcирoванием террoризма (кoтoрoе cвязанo c назначением cредcтв) при регулирoвании финанcoвoй cиcтемы.

Финанcoвый мoнитoринг предcтавляет coбoй кoмплекc дейcтвий пo cбoру и oбрабoтке инфoрмации o движении денежных cредcтв, oперациях, пoпадающих в категорию томнительных и пoдлежащих oбязательнoму кoнтрoлю, а также иcпoлнение мер го преcечению нелегальнoгo oбoрoта денежных cредcтв на территoрии cтраны и финанcирoвания террoризма.

Главнoй регулирующей oрганизацией го разрабoтке ocнoвoпoлагающей пoлитики финанcoвoгo мoнитoринга являетcя Группа разрабoтки финанcoвых мер бoрьбы c oтмыванием денег (FATF). Это межправительственная oрганизация, учаcтниками кoтoрoй выcтупают гocударcтва, cпocoбные oбеcпечить на cвoей территoрии coблюдение выдвигаемых FATF требoваний и нoрм пo oбеcпечению прoтивoдейcтвия oтмыванию денежных cредcтв и финанcирoванию террoризма.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х_

FATF имеет «черный список» стран, с которыми запрещено любое финансовое взаимодействие. Такими странами являются территории с неблагополучной военной обстановкой (Ливия, Иран и др.), страны, не соблюдающие требования FATF или неспособные в силу состояния своей экономики обеспечить их соблюдение (Камбоджа, Алжир, Туркменистан и др), а также оффшорные территории (Багамы, Каймановы острова, Панама и др.).

Международные стандарты FATF являются обязательными к соблюдению всеми странами-участниками ООН.

На основе международных стандартов FATF в России был сформирован свой регулирующий финансовый мониторинг процесс.

Так, в России Указ Президента РФ от 01.11.2001 N 1263 (ред. от 22.03.2005) «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» определил финансовому мониторингу роль в экономической системе страны и ввел контролирующий орган в виде Комитета по финансовому мониторингу, который с 9 марта 2004 года носит настоящее название Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ или Росфинмониторинг).

Деятельность Росфинмониторинга направлена на сбор и анализ информации о финансовых операциях в целях борьбы с внутренним и международным отмыванием денег, финансированием терроризма и другими финансовыми преступлениями. Недаром, в обиходе государственных деятелей Росфинмониторинг называется «финансовой разведкой».

Главным нормативным актом, регулирующим финансовый мониторинг в Российской Федерации является Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в котором даны четкие определения субъектов, объектов и надзорного органа финансового мониторинга.

Если считать Росфинмониторинг «финансовой разведкой», то тогда уместно назвать субъекты финансового мониторинга его «агентами», которыми являются все организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом. В частности это:

— кредитные организации;

— ломбарды;

— профессиональные участники рынка ценных бумаг;

— страховые и лизинговые компании;

— организации почтовой связи (Почта России);

— тотализаторы и букмекерские конторы, лотереи;

— организации, осуществляющие платежи населения (терминалы Qiwi и др.);

— скупка драгоценных металлов и камней;

— паевые инвестиционные и негосударственные пенсионные фонды;

— операторы сотовой связи;

— микрофинансовые организации и др.

Если обобщить, то субъектами финансового мониторинга выступают все те организации и уполномоченные органы, которые выполняют комплекс мер по противодействию легализации (отмыванию) денежных средств, а также финансирования терроризма.

Теперь же автор предлагает подробно рассмотреть понятие объектов финансового мониторинга.

Объект — это явление, на которое направлена практическая или познавательная деятельность субъекта.

Если обратиться к Гражданскому Кодексу РФ, то объектом являются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

В отношении финансового мониторинга, объектом являются все операции с денежными средствами, движимым и недвижимым имуществом, которые осуществляют субъекты в процессе своей текущей деятельности и которые имеют определенные идентификационные знаки-маркеры, сигнализирующие о

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

необходимости проведения контроля. При этом для каждой категории организаций, которые Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» причисляет к субъектам финансового мониторинга, характерны свои особенности осуществления операций.

Безусловно, самой масштабной категорией объектов финансового мониторинга являются операции кредитных организаций, в частности коммерческих банков, так как данные субъекты финансового мониторинга обслуживают практически все слои населения страны и все юридические лица, поскольку действующее законодательство обязует всех индивидуальных предпринимателей и юридических лиц вести взаиморасчеты посредством банковских операций со своих расчетных счетов. Кроме того, коммерческие банки, в отличии от других субъектов финансового мониторинга осуществляют абсолютно все операции, которые попадают под определение объектов финансового мониторинга.

Денежные средства — это банкноты, монеты, казначейские билеты в национальной или иностранной валюте, в виде наличности или в безналичной форме на счетах. Национальная валюта та, которая законодательно установлена в обращении в стране, а иностранная — валюта, используемая в обращении и являющаяся законным платежным средством в иностранном государстве или союзе стран.

Под иным имуществом необходимо понимать предметы, вещи, ценные бумаги, а также права собственности на них. При этом следует отметить, что если операции с движимым или недвижимым имуществом становятся объектом финансового мониторинга, то тогда это имущество следует рассматривать уже как предмет финансового мониторинга, так как права владения им могут быть получены незаконным путем.

Недвижимость может являться земельным участком, участком недр, отдельным водным объектом, а также всем, что непосредственно связано с землей, включая насаждения, здания, сооружения, другими словами, все, что не может быть перемещено без причинения несоразмерного ущерба. В дополнение к вышесказанному, недвижимость должна включать воздушные, морские, речные суда, космические объекты, подлежащие государственной регистрации.

Автор отмечает, что имущество не включает в себя услуги, выполненные работы, интеллектуальную деятельность и интеллектуальную собственность, нематериальные блага, поскольку они сами являются объектами гражданско-правовых отношений и не могут выступать субъектами финансового мониторинга. Но нужно учитывать тот нюанс, что работы и услуги, объекты интеллектуальной собственности, также могут выступать в качестве объекта отмывания денег или финансирования терроризма, поэтому уполномоченным организациям следует уделять им пристальное внимание в ходе осуществления финансового мониторинга.

Следовательно, согласно концепциям финансового мониторинга, можно сделать заключение, что практически все операция кредитной организации могут являться объектом финансового мониторинга, так как основная часть деятельности субъектов финансового мониторинга связана с реализацией операций с денежными средствами или иным имуществом.

Нельзя упускать из виду тот факт, что необходимость идентификации всех лиц при осуществлении операций кредитными организациями и их сверка с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых есть сведения об их участии в экстремистской деятельности также определяет этих лиц как объекты финансового мониторинга. В этом аспекте объектами финансового мониторинга могут быть физические лица, индивидуальные предприниматели, а также юридические лица. Исключение составляют государственные учреждения, которые, безусловно, не могут быть объектами финансового мониторинга, так как государство не способно действовать против самого себя, отмывая незаконные доходы или финансируя терроризм.

Далее следует отметить, что, несмотря на столь широкое понятие, как объект финансового мониторинга, не все вышеперечисленные операции подлежат именно обязательному контролю. Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» установлены определенные индикаторы, которые сигнализируют кредитным организациям о возможном риске содействия отмыванию денежных средств или финансированию терроризма. Это позволяет несколько сузить

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х_

охват операций, попадающих в категорию объектов финансового мониторинга. В качестве примера такой конкретики можно рассмотреть следующие операции :

— Операции по счету, которые несовместимы с прошлыми внесениями или снятием средств, например, наличными, чеками, банковскими переводами и т. д.

— Транзакции, связанные с большим объемом входящих или исходящих электронных переводов без каких-либо логических или очевидных целей, которые поступают из стран не являющимися участниками FATF

— Необъяснимый клиринг или переводы на депозиты и счета третьих лиц в иностранных банках.

— Корпоративное расслоение, переводы между банковскими счетами связанных организаций или благотворительных организаций без видимых причин.

— Проводные переводы благотворительных организаций компаниям, расположенным в странах, известных как банковские или налоговые оффшоры.

— Отсутствие явной деятельности по сбору средств, например, отсутствие мелких чеков или типичных пожертвований, связанных с благотворительными банковскими депозитами.

— Использование нескольких учетных записей для сбора средств, которые затем передаются тем же иностранным получателям

— Сделки, не имеющие логической экономической цели, то есть никакой связи между деятельностью организации и другими сторонами, участвующими в расчетах.

— Схемы внесения денежных средств на карты, которые напрямую связаны с их снятием через банкоматы.

Также Федеральный Закон устанавливает ограничения на суммы операций, превышение которых накладывает на коммерческие банки ответственность за проведение обязательного контроля и сообщение в Росфинмониторинг. К таким количественным значениям относятся:

— операции в наличной форме на сумму равную или превышающую 600 000 руб. или в иностранной валюте в эквивалентном размере, включая валюто-обменные операции, обналичивание чеков на имя физических лиц и выданных иностранным гражданином или организацией, взносы и снятия по счета юридических лиц, нетипичные для их хозяйственной деятельности и др.;

— операции связанные с куплей-продажей недвижимости на сумму равную или свыше 3 млн руб. или в иностранной валюте в эквивалентном размере, подразумевающие переход права собственности;

— операции в интересах третьих лиц, будь то перевод, наличные операции, открытие депозита и пр. Было бы трудно определить с помощью одной такой операции, было ли конкретное деяние связано с

терроризмом или с организованной преступностью. По этой причине эти объекты финансового мониторинга должны рассматриваться в контексте с другими факторами, чтобы определить связь с финансированием терроризма или отмыванием.

Как видно из написанного, определение объектов финансового мониторинга серьезная задача кредитных организаций и подразумевает детальную разработку инструментов и методов для своевременного реагирования и способствования противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

Список использованной литературы:

3. Указ Президента РФ от 01.11.2001 N 1263 (ред. от 22.03.2005) «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // «КонсультантПлюс»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Горюкова О. В. Основы финансового мониторинга в кредитных организациях: Учебное пособие. М.: Директ-Медиа. 2014 г. — 212 с.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-3/2017 ISSN 2410-700Х_

5. Потемкин С. А. Формирование системы финансового мониторинга в кредитных организациях : Учебное пособие М.: Кнорус. 2010. — 360 с.

6. Финансовый мониторинг: субъекты, объекты и значение. М.М. Прошунин Кафедра административного и финансового права Российский университет дружбы народов. Вестник РУДН, серия Юридические науки, 2008, № 2 с. 45-46.

7. Федеральная Служба по финансовому мониторингу http://www.fedsfm.m/abоut

8. «FATF-GAFI.ORG — Finantial Actfon Task Fоrсe (FATF)» http://www.fatf-gafLоrg/abоut/

9. Finantial Weapоns оf War, Minnesоta Law Review (2016) , available at: http://ssrn.соm/abstraсt=2765010

1. The Civil ^de оf the Russian Federatfon Part 2 January 26, 1996 N 14-FZ (redact^n May 23, 2016) // «Со^и^^Р^»

4. Gоryukоva О. V. Fundamentals оf Finanсial Мопйой^ in Credit Institutiоns: Textbооk. M .: Direct-Media. 2014 — 212 p.

5. Pоtemkin SA Fоrming the system оf fínancial mоnitоring in credit institutiоns: Textbооk M .: Krorus. 2010. — 360 p.

7. Federal Service for Financial Mоnitоring http://www.fedsfm.ru/abоut

8. «FATF-GAFI.ORG — Financial Act^n Task Fоrce (FATF) http://www.fatf-gafi.оrg/abоut/

9. Financial Weapоns оf War, Minnesоta Law Review (2016) , available at: http://ssrn.cоm/abstract=2765010

© Фурцева Г Г., 2017

УДК 347.73

Яковлева Екатерина Сергеевна

студент СГЭУ г. Самара, РФ E-mail: yakovleva_kate@inbox.ru Научный рукoвoдитель: Сидорова А. В.

старший прешдаватель СГЭУ

РАЗВИТИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ

Аннотация

В статье размахивается товременная рoccийcкая бантовотая ^стема. Изледуется cтанoвление банкoв в разные ист^риче^ие периoды. Анализируетcя фoрмирoвание банкoвcкoй cиcтемы, в хoде чегo выявляютcя ocoбеннocти кредитных учреждений.

Ключевые слова

Бантовотая cиcтема, банки, кредитные учреждения, гocударcтвенный банк.

действует Редакция от 24.12.2004 Подробная информация

«ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ МОНИТОРИНГА ПРЕДПРИЯТИЙ БАНКОМ РОССИИ» (утв. ЦБ РФ 19.03.2002 N 186-П) (ред. от 24.12.2004)

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ МОНИТОРИНГА ПРЕДПРИЯТИЙ БАНКОМ РОССИИ

(в ред. Указания ЦБ РФ от 24.12.2004 N 1536-У)

В целях анализа и прогнозирования состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам в соответствии с решениями Совета директоров Банка России от 25.12.1998 и 27.08.1999 устанавливается следующий порядок проведения мониторинга предприятий.

1. Общие положения

1.1. В целях настоящего Положения используются следующие основные понятия:

1.1.1. Мониторинг предприятий — постоянное наблюдение за их совокупностью путем проведения опросов об изменении экономической конъюнктуры, инвестиционной активности, а также финансового положения предприятий, а также систематизация и анализ полученной информации.

1.1.2. Генеральная совокупность — совокупность нефинансовых предприятий и их обособленных подразделений, расположенных на территории Российской Федерации (региона), учет которых осуществляется в Едином государственном регистре предприятий и организаций (ЕГРПО).

1.1.3. Выборка (выборочная совокупность) — совокупность предприятий или организаций, отобранных для участия в мониторинге, проводимом Банком России.

1.1.4. Формирование выборочной совокупности — планомерно организуемый территориальным учреждением Банка России процесс отбора и привлечения предприятий к участию в мониторинге, в результате которого образуется выборочная совокупность.

1.1.5. Единица наблюдения — элемент выборочной совокупности (предприятие), по которому путем анкетного опроса собираются необходимые данные.

1.1.6. Анкета — форма получения информации от предприятия в рамках проведения его опроса.

1.1.7. Счетный контроль — проверка итогов и расчета показателей.

1.1.8. Логический контроль — сопоставление полученных показателей в целях оценки их взаимоувязанности.

1.1.9. Учетная карточка — регистрационно — информационная форма по предприятиям, участвующим в мониторинге.

1.1.10. Рассылочные материалы — материалы, направляемые предприятиям — участникам мониторинга по результатам аналитической обработки данных, полученных в результате проведенного анкетного опроса.

1.2. Мониторинг предприятий проводится для информационно — аналитического обеспечения Банка России при реализации возложенных на него задач и осуществлении функций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

: В настоящее время вместо Федерального закона от 02.12.90 N 394-I «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» действует Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

1.3. Участие предприятий в мониторинге, проводимом Банком России, осуществляется на добровольной основе. Информация по отдельному предприятию, полученная на основе мониторинга, используется исключительно в системе Банка России и в целях, предусмотренных данным Положением.

Пункты 1.4 — 1.8 — Утратили силу.

(в ред. Указания ЦБ РФ от 24.12.2004 N 1536-У)

1.9. Привлечение предприятий к мониторингу Банка России осуществляется с помощью проведения переговоров и организации совещаний с руководителями предприятий, привлечения к участию в них представителей ассоциаций или иных объединений предприятий; применения индивидуальных форм работы с руководителями структурообразующих предприятий региона.

1.10. Территориальными учреждениями Банка России в рамках проведения мониторинга предприятий может осуществляться необходимое взаимодействие с администрацией регионов, специализированными объединениями предпринимателей.

2. Формирование выборочной совокупности предприятий, участвующих в мониторинге, проводимом Банком России

Пункт 2.1 — Утратил силу.

(в ред. Указания ЦБ РФ от 24.12.2004 N 1536-У)

2.2. Формирование выборочной совокупности осуществляется в процессе двухступенчатого отбора. В основе отбора используется бесповторная, случайная (механическая) выборка.

2.3. Формирование выборочной совокупности осуществляется на основе информации, содержащейся в Едином государственном регистре предприятий и организаций (ЕГРПО), других регистрах и базах данных, а также формируется с учетом перечней предприятий, предоставляемых соответствующими структурными подразделениями Банка России и его территориальными учреждениями, в функции которых входит анализ результатов хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

С учетом целей мониторинга Банком России в выборочной совокупности представлены структурообразующие предприятия региона; предприятия, участвующие в формировании уставных капиталов кредитных организаций (в том числе владеющие свыше 20% долей акций); ссудозаемщики; предприятия (резиденты), обращающиеся в Банк России за разрешением на проведение валютных операций; предприятия, участвующие в операциях рефинансирования при предоставлении кредита Банка России, обеспеченного залогом и поручительствами. При формировании выборки предприятий соблюдается условие наличия не менее трех предприятий (единиц наблюдения) в каждой отрасли.

Пункт 2.4 — Утратил силу.

(в ред. Указания ЦБ РФ от 24.12.2004 N 1536-У)

3. Порядок проведения мониторинга предприятий

3.1. Мониторинг предприятий осуществляется в форме регулярного выборочного наблюдения путем анкетных опросов предприятий с использованием трех видов анкет:

— конъюнктурных анкет, предназначенных для получения информации, необходимой для оценки изменения экономической конъюнктуры, экономического положения предприятий, факторов, их определяющих, а также ожиданий предприятий;

— инвестиционных анкет, предназначенных для получения информации, необходимой для оценки мотивов и форм инвестиционной деятельности предприятий, используемых ими источников финансирования инвестиций и др.;

— финансовых анкет, предназначенных для получения информации, характеризующей финансовое положение предприятий.

3.2. Опросы предприятий на основе конъюнктурных анкет проводятся ежемесячно, на основе финансовых и инвестиционных анкет — ежеквартально.

Абзац — Утратил силу.

(в ред. Указания ЦБ РФ от 24.12.2004 N 1536-У)

3.3. Территориальным учреждением Банка России присваивается предприятию, участвующему в мониторинге, индивидуальный номер, являющийся составной частью индивидуального кода предприятия, не изменяющийся в течение всего периода участия предприятия в мониторинге Банка России, независимо от наличия перерывов в участии.

Изменение индивидуального номера предприятия не допускается. Если предприятие прекратило участие в мониторинге, его номер не может быть присвоен другому участнику.

Для получения и обработки информации по многопрофильным предприятиям территориальным учреждением Банка России используется дополнительный знак, свидетельствующий о наличии деятельности по производству товаров и услуг другой отраслевой принадлежности.

Структура индивидуального кода предприятия — участника мониторинга, проводимого Банком России, приведена в Приложении 2 к настоящему Положению.

3.4. Индивидуальный код предприятия является единым для всех видов анкет, применяемых в мониторинге предприятий Банком России.

3.5. При формировании индивидуального кода предприятия территориальные учреждения Банка России используют информацию, полученную от предприятия, о соответствующем коде и наименовании позиции классификатора ОКОНХ, установленных органами статистики или самостоятельно предприятием путем отнесения к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора в случаях, предусмотренных законодательством.

Для многопрофильных предприятий допускается наличие нескольких конъюнктурных и инвестиционных анкет. Коды отраслей в этом случае также определяются аналогично на основе информации, полученной от предприятия.

Установление кода отрасли для предприятия самостоятельно специалистами территориальных учреждений Банка России не допускается.

Пункты 3.6 — 3.8 — Утратили силу.

(в ред. Указания ЦБ РФ от 24.12.2004 N 1536-У)

3.9. Анкеты направляются территориальными учреждениями Банка России предприятиям только на бумажных носителях в соответствии с электронными эталонами анкет. Доставка анкет на предприятия и сбор заполненных анкет осуществляются территориальными учреждениями Банка России с помощью имеющихся форм доставки и связи.

3.10. Достоверность информации обеспечивается предприятиями при заполнении анкет на основе форм учета и отчетности, установленных для предприятий соответствующими нормативными документами.

3.11. Территориальные учреждения Банка России осуществляют систематизацию, а также счетный и логический контроль поступившей информации и, при необходимости, уточняют полученные данные непосредственно у предприятий.

3.12. Ввод данных, контроль, обработка, а также формирование баз данных, выходных аналитических форм (таблицы, отчеты) осуществляются территориальными учреждениями Банка России с использованием информационной аналитической системы «Центр мониторинга предприятий», разработанной Главным центром информатизации.

3.13. Порядок и сроки хранения анкет на бумажных носителях по мониторингу предприятий, а также электронных баз данных определяются в соответствии с правилами, установленными в Банке России.

Пункты 3.14 — 3.15 — Утратили силу.

(в ред. Указания ЦБ РФ от 24.12.2004 N 1536-У)

3.16. Направление эталонов анкет, инструментария обработки анкет, передача баз данных, а также отчетов и иных аналитических материалов осуществляются территориальными учреждениями Банка России в электронной форме в соответствии с утвержденной технической документацией по информационной аналитической системе «Центр мониторинга предприятий».

4. Подготовка аналитических материалов по результатам опросов предприятий

Пункты 4.1 — 4.2 — Утратили силу.

(в ред. Указания ЦБ РФ от 24.12.2004 N 1536-У)

4.3. По итогам обработки результатов опросов за каждый отчетный период территориальными учреждениями Банка России формируются рассылочные материалы, агрегированные по отраслям и регионам, перечень и формы которых устанавливает Банк России, в обязательном порядке направляемые всем предприятиям — участникам мониторинга предприятий.

4.4. Банк России и его территориальные учреждения вправе направлять рассылочные материалы, подготовленные на основе результатов мониторинга предприятий, агрегированных по отраслям и регионам, государственным органам власти, администрации территориально — административных образований.

4.5. Результаты обработки и анализа информации, полученной на основе мониторинга предприятий, в форме стандартизированных аналитических материалов в целом по Российской Федерации и отдельным регионам, регулярно предоставляются руководству Банка России, членам Совета директоров Банка России, Комитету по денежно — кредитной политике Банка России, руководству территориальных учреждений Банка России, членам постоянно действующего коллегиального органа территориального учреждения Банка России, структурным подразделениям Банка России и его территориальных учреждений, для деятельности которых результаты анализа финансово — экономического положения предприятий являются необходимыми.

Пункт 4.6 — Утратил силу.

(в ред. Указания ЦБ РФ от 24.12.2004 N 1536-У)

5. Настоящее Положение вступает в силу с момента опубликования в «Вестнике Банка России».

Председатель Центрального банка
Российской Федерации
В.В.ГЕРАЩЕНКО

Приложения

Главное управление (Национальный Банк)

Просьба вернуть анкету
до 7 числа следующего месяца

МОНИТОРИНГ ПРЕДПРИЯТИЙ

Главное управление (Национальный Банк)

Просьба вернуть анкету
до 7 числа следующего месяца

СТРУКТУРА КОДА ПРЕДПРИЯТИЯ, УЧАСТВУЮЩЕГО В МОНИТОРИНГЕ БАНКА РОССИИУЧЕТНАЯ КАРТОЧКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Участие предприятия в мониторинге Банка России <1>

N п/п Вид информации Информация
Наименование предприятия
Юридический адрес
Номер и дата регистрационного номер:
свидетельства дата:
Место государственной
регистрации
Почтовый адрес
Телефон и факс телефон:
факс:
Адрес электронной почты
Руководитель предприятия Фамилия:
Имя:
Отчество:
телефон:
Главный бухгалтер Фамилия:
Имя:
Отчество:
телефон:
Код предприятия (в системе мониторинга Банка России)
Код ОКОНХ (отрасль)
Код ОКДП (вид основной деятельности)
Код ОКДП (вид дополнительной деятельности)
Код ОКФС (форма собственности)
Код ОКОПФ (организационно — правовая форма)
Код ОКАТО (местонахождение)
Класс предприятия (крупное и среднее, малое)
Участие в акционерном капитале кредитной организации (наименование кредитной организации)

Дата составления (обновления): «__» _________ г.

УДК 330 ББК 65

ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ КАК МЕТОД КОНТРОЛЯ В УПРАВЛЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТЬЮ

ЕЛЕНА ИВАНОВНА КУЗНЕЦОВА,

профессор кафедры финансов и экономического анализа Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор экономических наук, профессор E-mail: elenkuz90@mail.ru СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ГАМОНЕНКО, адъюнкт кафедры финансов и экономического анализа Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: gss.oper@mail.ru

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономическая безопасность) Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Раскрывается значение финансового мониторинга как метода контроля, используемого государством для управления экономической безопасностью, описаны теоретические подходы к понятию «финансовый мониторинг» в российской науке, рассмотрены особенности финансового мониторинга в зависимости от направлений обеспечения экономической безопасности.

Ключевые слова: управление, финансовый мониторинг, обеспечение, экономическая безопасность, государство.

Keywords: management, financial monitoring, ensure, economic security, the state.

В последнее время наметилась вполне очевидная тенденция в направлении исследований вопросов обеспечения экономической безопасности. От индикативного подхода и исследования критериев измерения экономической безопасности в научных работах все большее внимание уделяется вопросам управления. Появились исследования, характеризующие обеспечение экономической безопасности в стратегическом развитии страны, предполагающие активные управленческие действия со стороны государства с целью развития экономики, доминирование профилактических мероприятий в обеспечении экономической безопасности, постоянное совершенствование методов борьбы с противоправной деятельностью в экономической сфере.

В этой связи обеспечение экономической безопасности страны в стратегическом измерении возможно лишь при условии сочетания целостного комплекса мер, который включает в себя широкий спектр аспектов жизнедеятельности общества как во внутренней, так и в международной экономической деятельности.

Важнейшими элементами системы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в настоящее время являются:

• прогнозирование социально-экономического развития государства с учетом выявленных и могущих возникнуть факторов и явлений, представляющих угрозу экономической безопасности страны;

• мониторинг и анализ факторов и явлений, определяющих внешние и внутренние угрозы экономической безопасности для государства;

• разработка и осуществление органами исполнительной власти мероприятий по предотвращению возможных угроз экономической безопасности России в различных отраслях и сферах экономики;

• экспертиза проектов законодательных и нормативно-правовых актов по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции обеспечения безопасности государства в области экономики.

На современном этапе развития можно выделить два направления в обеспечении экономической безопасности:

• обеспечение макроэкономической стабильности путем применения в основном экономических и административных мер, методов, средств;

• противодействие негативным, в том числе криминальным, теневым и другим проявлениям в экономике путем применения правоохранительных, в том

числе оперативных, оперативно-розыскных и т.п. мер, методов и средств обеспечения экономической безопасности.

Таким образом, целями формирования системы обеспечения экономической безопасности являются, с одной стороны, создание условий обеспечения устойчивости национального хозяйства в ситуации неопределенности международных, социально-экономических, политических и других факторов, а также стабильности развития российской экономики, достижения достойного качества и уровня жизни граждан, а с другой, — обеспечение защищенности экономической сферы России от угроз, инспирированных экономическими преступными элементами, которая достигается путем противодействия криминальным проявлениям в сфере экономики, включая профилактику, борьбу и устранение причин и условий их порождающих.

При усилении глобализационных процессов государственные органы, обеспечивающие экономическую безопасность, столкнулись с повышением уровня и ускорением информационных потоков в мировой экономической системе. Поэтому появилась необходимость анализа, своевременной оценки информации о состоянии российской экономики, региональных экономик и мировой экономики в целом, прогнозирования динамики экономических процессов и явлений. Без этого невозможно принимать правильные решения в экономической сфере, в том числе и в целях обеспечения экономической безопасности, прогнозировать важнейшие параметры социально-экономического развития, выбирать средства обеспечения экономической безопасности1.

На наш взгляд, представляется актуальным рассмотреть в данном случае возможности финансового мониторинга как средства государственных органов иметь четкое представление об экономической деятельности и как метод финансового контроля одновременно.

Системной целью государства в функционирующей в конкурентных условиях экономике является противодействие угрозам и вызовам со стороны внешней (мировое хозяйство или возможность неэкономических воздействий со стороны его участников) и внутренней среды, усиление устойчивости национальной экономической системы.

Снижение либо устранение государственного участия во многих сферах жизнедеятельности общества формирует экономические риски (угрозы) на ближайшую и отдаленную перспективу. Это относится к целому ряду социально-экономических сегментов, являющихся определяющими для экономического развития. Сюда можно отнести государственную промышленную, структурную и производственно-региональную экономическую политику. В данном случае можно говорить о возникновении стратегических и тактических угроз экономической безопасности.

Процессный подход в управлении, как известно, был впервые предложен классической школой ме-

неджмента (Анри Файоль)2 при описании последовательности функций субъекта управления. Однако, эта школа, во-первых, рассматривала эти функции как не зависимые друг от друга; во-вторых, относила их исключительно к субъекту управления. Современный процессный подход, в противоположность этому, рассматривает теснейшую взаимосвязанность управленческих функций вследствие наличия единого объекта управления — процесса, представляющего собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы (методология ISO 9000). В процессе своей реализации общая функция управления экономикой декомпониру-ется в виде набора известных управленческих функций А. Файоля: целеполагания, планирования, организации, мотивации, контроля и регулирования.

Согласно процессному подходу государство в экономике осуществляет следующий управленческий цикл: в соответствии с так или иначе сформулированной общенациональной целью (функция целеполагания и планирования) «запускает» механизм самоорганизации национальной экономики (функция организации и мотивации), контролирует, корректирует и регулирует возникающие в этом процессе сбои (функция контроля и регулирования). Последние — в условиях уже «запущенного» или стабильно протекающего процесса воспроизводства становятся решающими.

В выполнении государством контрольной функции предлагается рассматривать финансовый мониторинг, как его метод, представляющий собой систему постоянно совершаемых контрольных действий и операций по наблюдению с целью определения текущих изменений в экономической деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Институт финансового мониторинга получил нормативно-правовое закрепление в России в большей степени в рамках противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, что не исключает возможности его применения в иных областях финансово-экономической сферы.

Рассмотрим теоретические подходы к понятию финансовый мониторинг в российской науке (табл.1).

Таблица 1

Основные теоретические подходы к понятию финансовый мониторинг

Теоретические подходы Представители Характеристика (признаки) Элементы

Правоохранительный Городецкий А.Е., Каюмова Е.Ф. Обнаружение действий, являющихся предпосылкой преступных деяний Экономический анализ, проводимый в целях выявления преступлений

Экономический Сенчагов В.К., Подкуйко М.С. Диагностика и выявление негативных (кризисных) явлений в какой-либо сфере экономики Индикаторы экономической безопасности

Противодей-

ствие лега-

Зубков В.А., Фи- лизации (от- Финансо-

туни Л.Л., Про- мыванию) вые уч-

Институ- шунин М.М., доходов, реждения,

циональ- Морозов Е.С., полученных Росфинмо-

ный Тарасов А.Ю., преступным ниторинг,

Нагорных И.А. путем, или надзорные

Григорьев Б.А. финансиро- органы

ванию тер-

роризма

В основу сгруппированных нами подходов, представленных выше, было положено основное условие, предъявляемое каждым автором к понятию финансовый мониторинг.

С точки зрения А.Е. Городецкого и Е.Ф. Каюмовой финансовый мониторинг входит в содержание финансово-экономического расследования, наряду с финансовым контролем и оперативно-служебной деятельностью.

Они предложили определить финансовый мониторинг как систематическое наблюдение и анализ «движения» денежных потоков, направленные на предупреждение и выявление правонарушений в финансово-экономической сфере3, что позволило нам определить такой подход как правоохранительный.

Для представителей экономического подхода -В.К. Сенчагова и М.С. Подкуйко — финансовый мониторинг является частью механизма финансовой безопасности страны и является информационно-аналитической системой наблюдений за динамикой ее индикаторов, дающих возможность оценить уровень финансовой безопасности государства.

Сторонники иституционального — подхода В.А. Зубков, Л.Л. Фитуни, М.М. Прошунин, Е.С. Морозов, А.Ю. Тарасов, И.А. Нагорных, Б.А. Григорьев — рассматривают финансовый мониторинг как комплекс мер, принимаемых компетентными органами государства и финансовыми учреждениями в целях борьбы с операциями, связанными с легализацией (отмыванием) преступных доходов или финансированием терроризма. Основной орган — Росфинмониторинг.

Представленные взгляды на сущность категории «финансовый мониторинг» показывают то многообразие задач, которые он может решать для обеспечения экономической безопасности страны.

Таким образом, финансовый мониторинг — это совокупность методов, приемов и средств сбора, обработки и анализа информации, прогнозирования динамики всех экономических процессов, явлений и операций, которая может использоваться в разных направлениях

обеспечения экономической безопасности как для оценки состояния экономики государства, региона, так и для выявления условий, способствующих совершению правонарушений в экономической сфере, а также борьбы с этими правонарушениями, в том числе с легализацией доходов, полученных преступным путем.

Рассмотрим особенности финансового мониторинга, осуществляемого органами, входящими в систему обеспечения, в зависимости от направлений обеспечения экономической безопасности.

Первое направление обеспечения экономической безопасности, где используется финансовый мониторинг, заключается в диагностике экономической безопасности, т.е. оценке угроз экономической безопасности, выявлении негативных (кризисных) явлений в какой-либо сфере экономики страны. Диагностика экономической безопасности осуществляется в ходе финансового мониторинга (анализа) данных угроз и явлений. В процессе мониторинга выявляются изменения, происшедшие в уровне экономической безопасности государства, сфере экономики, в которых наиболее сильно действие угроз национальным интересам России, причины и факторы, определившие эти угрозы. Таким образом, финансовый мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности, -оперативная информационно-аналитическая система наблюдений за динамикой показателей безопасности.

Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности, осуществляется, прежде всего, при подготовке аналитических материалов и документов по социально-экономическому развитию страны.

Финансовый мониторинг осуществляется путем использования показателей экономической безопасности — индикаторов (около 150 основных показателей, например: объем ВВП, валовой сбор зерна, уровень безработицы, уровень инфляции, внешний долг, золотовалютные резервы, дефицит федерального бюджета, доля импорта в продовольствии и др.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме самих индикаторов, важную роль играют пороговые значения показателей экономической безопасности. Это инструменты экономической безопасности, представляющие собой количественные характеристики, определяющие пределы между безопасными и опасными явлениями в различных областях экономики. В ходе финансового мониторинга осуществляется сравнение количественных значений индикаторов с их пороговыми значениями. Такая диагностика дает ответы на вопросы: какие сферы экономики находятся в опасной зоне; какова глубина вхождения в эту опасную зону; где и по каким индикаторам наиболее сильно действуют угрозы национальным интересам страны в области экономики?

Финансовый мониторинг позволяет не только фиксировать уже появившиеся угрозы, но и выявлять и диагностировать наиболее вероятные угрозы, которые могут появиться в будущем.

Второе направление обеспечения экономической безопасности связано с противодействием правонарушениям в финансовой сфере. К ним относятся: нецелевое использование государственных средств; незаконный вывоз или невозвращение капитала из-за границы; незаконное получение кредита; легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем; криминальное банкротство; уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей; теневая экономическая деятельность; деятельность транснациональных криминальных корпораций и др.

Распространенность указанных явлений в основных сферах и отраслях российской экономики, трудности выявления, анализа, учета и расследования негативно воздействуют на экономику страны, отрицательно сказываются на криминальной обстановке в обществе, подрывают авторитет и силу закона, государственных институтов, ведут к ущемлению законных интересов и прав граждан.

Финансовый мониторинг как способ систематического наблюдения и анализа за «движением» денежных потоков является одним из инструментов борьбы с вышеперечисленными явлениями и проблемами, которые они порождают; позволяет обнаружить действия, являющиеся предпосылкой преступных деяний. В ходе такого мониторинга фиксируются и анализируются как уже совершенные явления, так и выявляются и диагностируются наиболее вероятные нарушения, которые могут появляться в будущем.

Важное место в системе обеспечения экономической безопасности России занимает национальная система противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Многие исследователи, говоря о системе финансового мониторинга России, имеют в виду именно национальную систему ПОД/ ФТ. Под термином легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, понимается деятельность по сокрытию источника происхождения денежных средств или имущества, полученных в результате совершения какого-либо преступления, придание источнику видимости законного с целью избегания подозрения правоохранительных органов и предотвращения выявления следов уличающих доказательств.

Сама национальная система ПОД/ФТ включает в себя две основные подсистемы, призванные решать конкретные взаимосвязанные задачи: правоохранительную деятельность и финансовый мониторинг. Сам финансовый мониторинг подразделяется на организацию первичного финансового мониторинга и на государственный финансовый мониторинг.

Основной задачей правоохранительной подсистемы является выявление и расследование преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов и финансированием терроризма правоохранительными органами. Отношения в рамках данной подсистемы регулируются в основном уголов-

ным и уголовно-процессуальным законодательством.

Подсистема финансового мониторинга решает основные задачи по реализации превентивных мер по предупреждению легализации преступных доходов, недопущению фактов финансирования терроризма4.

Основными субъектами первичного финансового мониторинга являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом и другие лица, в чьи обязанности по законодательству входит выявление подозрительных операций, которые могут являться операциями по легализации преступных доходов, и сообщение о них в Росфин-мониторинг. Это кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации и лизинговые компании, организации федеральной почтовой связи, ломбарды, тотализаторы и букмекерские конторы, операторы по приему платежей, микрофинансовые организации, негосударственные пенсионные фонды и др.

Государственный финансовый мониторинг осуществляется непосредственно Росфинмониторингом и соответствующими контролирующими органами власти, к которым относятся Банк России, Федеральная служба по финансовым рынкам, Пробирная палата России, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Росфинмониторинг является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции контроля и надзора в области ПОД/ФТ, а также выработки государственной политики, нормативно-правового регулирования и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти и выполняющим задачу обеспечения финансовой безопасности государства. Росфинмониторинг не входит в систему правоохранительных органов государства, не является субъектом оперативно-розыскной деятельности, ограничиваясь использованием контрольно-финансовых методов. Росфинмониторинг — центральное связующее звено в системе ПОД/ФТ.

Также необходимо отметить, что новые международные стандарты в рамках обеспечения финансовой безопасности обозначили другие направления, цели и задачи системы финансового мониторинга, например:

• оценка национальных рисков в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, которая должна быть направлена на упреждение, оздоровление и профилактику экономики Российской Федерации;

• установление бенефициарных собственников организаций и лиц, осуществляющих банковские переводы с целью усиления борьбы с преступной, в т.ч. террористической деятельностью;

• контроль расходования средств в компаниях с государственным участием с целью усиления борьбы с коррупционными проявлениями в данной сфере.

Подводя итог, можно сказать, что финансовый мониторинг является важным инструментом государства для осуществления своих контрольных функций в сфере экономической безопасности.

Литература

1. Гамоненко С.С. Финансовый мониторинг в системе обеспечения экономической безопасности // Ученые записки Российской академии предпринимательства. 2014. № 40. С. 131-135.

4. Кузнецова Е.И. Национальная экономическая безопасность как предмет экономической стратегии государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. № 7(28). С. 30-34.

6. Олейников Е.А. Экономическая и национальная безопасность: Учебник. М.: Издательство «Экзамен», 2005.

7. Подкуйко М.С. Особенности проведения мониторинга финансовой безопасности России в условиях глобализации // Финансовые исследования. 2008. № 2. С. 5-12.

8. Попкова Е.Г., Акимова О.Е. Основы финансового мониторинга: Учеб. пособ. М.: Изд-во ИНФРА-М, 2014.

9. Прошунин М.М. Финансовый мониторинг: субъекты, объекты и значение // Вестник РУДН. Серия Юридические науки. 2008. № 2. С. 43-50.

10. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России. Общий курс. Учебник. М.: Изд-во Дело, 2005.

11. Файоль А. Общее и промышленное управление. М.: ДиС, 2001. С. 156.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Gorodetsky A.E., Kayumova E.F. Financial-economic inquiry economic security // Audit and financial analysis. 2007. № 1. P. 1-8.

6. Oleinikov E.A. Economic and national security: Textbook. M.: publishing house «Examination», 2005.

8. PopkovE.G., Akimova O.E. Fundamentals of financial monitoring: Tutorial. M.: publishing house of the IN-FRA-M, 2014.

9. Proshunin M.M. Financial monitoring: subjects, objects and value // Vestnik RUDN, a series of Legal science. 2008. № 2. P. 43-50.

10. Senchagov V.K. Economic security of Russia. General course. The tutorial. M.: Publishing Business, 2005.

11. Fayol A. General and Industrial Management. M.: D&S, 2001. P. 156.

1 Кузнецова Е.И. Национальная экономическая безопасность как предмет экономической стратегии государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. № 7(28) С. 30-34.

2 Файоль А. Общее и промышленное управление. М.: ДиС, 2001. С.156

4 Попкова Е.Г., Акимова О.Е. Основы финансового мониторинга: Учеб. пособ. М.: Издательство ИНФРА-М, 2014. С. 35.

Эффективность системы жилищно-коммунального хозяйства (далее — ЖКХ) во многом определяется финансовым состоянием предприятий ЖКХ, обеспечивающих жизнедеятельность населения регионов России. В связи с этим приобретает особое значение диагностика финансового состояния данных предприятий для принятия необходимых превентивных мер по улучшению платеже­способности, финансовой устойчивости. Способом решения этой задачи является проведение регулярного анализа и оценки финансового состояния, мониторинга предприятий ЖКХ.

Мониторинг финансового состояния пред­ставляет собой метод оценки настоящего и перспективного финансово-экономического состояния хозяйствующего субъекта на основе изучения зависимости и динамики финансовых показателей. Мониторинг финансового состоя­ния и платежеспособности предприятий любой отрасли является важнейшим инструментом диагностирования кризисной ситуации, основ­ной целью которого является осуществление непрерывного контроля за состоянием эконо­мической системы, а индикаторами являются различные финансовые показатели .

Главная цель финансового анализа — по­лучение нескольких ключевых (наиболее ин­формативных) параметров, дающих по воз­можности объективную и точную картину финансового состояния организации, ее фи­нансовых результатов (прибылей и убытков), изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. Ре­зультаты финансового анализа показывают, по каким конкретным и приоритетным направ­лениям надо вести работу, направленную на улучшение финансового состояния организа­ции, т. е. служат основой для принятия управ­ленческих решений.

В зависимости от групп пользователей раз­личают внешний и внутренний финансовый анализ, в ходе проведения которых осущест­вляется оценка финансовых результатов, иму­щественного положения, анализ финансовой устойчивости, ликвидности баланса, платеже­способности предприятия, исследование со­стояния и динамики дебиторской и кредитор­ской задолженности, анализ эффективности вложенного капитала.

Внутренний финансовый анализ более глубоко исследует причины сложившегося финансового состояния, эффективность ис­пользования основных и оборотных средств, взаимосвязь показателей объема, себестоимо­сти и прибыли и т. д.

В зависимости от конкретных задач финан­совый анализ целесообразно осуществлять в следующих видах:

  • экспресс-анализ (предназначен для по­лучения в короткие сроки общего представ­ления о финансовом положении организации на базе форм внешней бухгалтерской отчет­ности)
  • комплексный финансовый анализ (пред­назначен для получения комплексной оценки финансового положении организации на базе форм внешней бухгалтерской отчетности, а также расшифровок статей отчетности, данных аналитического учета, результатов независи­мого аудита и др.)
  • ориентированный финансовый анализ (предназначен для решения приоритетной фи­нансовой проблемы организации, например повышения платежеспособности)
  • регулярный финансовый анализ (предна­значен для постановки эффективного управ­ления финансами организации на базе пред­ставления в определенные сроки, например ежеквартально или ежемесячно, специальным образом обработанных результатов комплекс­ного финансового анализа).

Для предприятий и организаций, которые давно функционируют в сфере ЖКХ, целесо­образно проведение регулярного финансового анализа ежеквартально, а для вновь создавае­мых управляющих организаций (УО) — ежеме­сячно.

Независимо от того, чем вызвана необходи­мость анализа, его приемы, в сущности, всегда одни и те же. Главный инструмент — выведение и интерпретация различных финансовых пока­зателей (коэффициентов).

Методика финансового анализа и система оценки финансового состояния организаций и предприятий позволяют провести града­цию финансового состояния, диагностировать основные проблемы финансово-хозяйственной деятельности для того, чтобы оперативно реа­гировать на изменение обстановки и принимать необходимые управленческие решения.

Неотъемлемой частью финансового анализа является анализ платежеспособности органи­зации. Платежеспособность — это возможность организации в полном объеме и в установлен­ные законодательством сроки рассчитываться по своим обязательствам перед кредиторами и фискальной системой государства. Это вну­треннее, характерное для данной организации свойство финансово-экономического состоя­ния. При ухудшении платежеспособности мо­гут возникать признаки банкротства организа­ции, т. е. просроченная задолженность.

Исходными данными для анализа финан­сового состояния и финансовых результатов деятельности организации в целях оценки ее платежеспособности являются бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убыт­ках (форма № 2). При этом общая структура форм 1 и 2 является единой как для производ­ственных организаций, так и для организаций ЖКХ. Структура отчета о прибылях и убытках представлена на рис.1.

Рис. 1. Структура отчета о прибылях и убытках организации

Удовлетворительная структура финансовой деятельности организации для обеспечения ее платежеспособности определяется следующи­ми факторами:

  • положительный финансовый результат, то есть организация формирует положительную чистую прибыль;
  • финансовый результат в преобладающей части должен быть получен по основной дея­тельности, а не прочей деятельности, так как только в этом случае положительный результат имеет в перспективе долговременный харак­тер.

Важным аспектом анализа финансового результата является вопрос о достаточности финансовых средств, остающихся в распоря­жении организации для обеспечения ее потреб­ностей.

Финансовые потребности определяются объемом необходимых инвестиций, которые используются для поддержания имеющихся производственных мощностей и создания но­вых производственных и непроизводственных объектов для коммунальных предприятий, а также производства капитального и других видов ремонта общего имущества многоквар­тирных домов (МКД), проведения иных работ капитального характера для управляющих ор­ганизаций.

Источниками внутреннего самофинанси­рования хозяйственной деятельности наряду с чистой прибылью являются амортизационные отчисления. Однако амортизационный фонд в большинстве случаев используется для попол­нения оборотных средств, для финансирования текущей деятельности предприятия. Возможны ситуации, когда все потребности организации в инвестициях покрываются за счет внутренних источников. В жилищно-коммунальном хозяй­стве с учетом его современного технического состояния и других факторов это исключается полностью. В этой связи в целях обслужива­ния текущих финансовых потребностей ком­мунальных предприятий и УО необходимо привлечение внешних источников финансиро­вания, к числу которых относятся бюджетные ассигнования, кредиты, займы, целевое фи­нансирование и средства, полученные за счет эмиссии и размещения акций.

Если организация не формирует прибыль, а из внутренних источников финансирования есть только амортизация, то это в значительной степени ограничивает возможности развития бизнеса. Снижается его инвестиционная при­влекательность, из-за чего возникают трудно­сти с получением кредитов или других инве­стиций .

При недостатке прибыли для финансиро­вания хозяйственной деятельности или при наличии убытка целесообразно провести диа­гностику финансовых результатов по факто­рам, влияющим на финансовый результат. Под­робное исследование факторов, повлиявших на формирование финансового результата, позволяет выявить причины негативных явле­ний и определить направления, по которым не­обходимо задействовать меры антикризисного характера.

Особое внимание при проведении анали­за финансового состояния предприятия ЖКХ следует уделять формированию расходов, со­отношению расчетной цены, определяющей верхнюю границу их затрат на ремонтно­эксплуатационное обслуживание, и факти­ческих затрат. Систематический мониторинг финансового состояния предприятия ЖКХ должен своевременно выявить и исключить случаи, когда отдельные организации не смо­гут уложиться в пределы расчетной стоимости, что вызовет появление и рост кредиторской задолженности и в конечном итоге необхо­димость реализации процедуры банкротства либо прекращения деятельности (в случае УО). В данной ситуации лица, заключившие догово­ры с УО на предоставление коммунальных и жилищно-эксплуатационных услуг, оказывают­ся в роли ее кредиторов, требования которых, как показывает практика функционирования института банкротства в России, удовлетворя­ются в среднем в размере 5-7 копеек на 1 рубль долга .

Именно в целях недопущения такой ситуа­ции необходим систематический, целенаправ­ленный мониторинг финансового состояния и уровня платежеспособности организаций ЖКХ.

При этом целесообразен более подробный ана­лиз отдельных разделов и статей бухгалтерско­го баланса, в том числе структуры активов и источников их формирования — пассивов, вне­оборотного и оборотного капитала (оборотных активов). Источниками для создания этих видов имущества являются как собственный капитал, так и капитал заемный, с привлечением которо­го у жилищно-эксплуатационных организаций имеются значительные трудности.

В составе внеоборотных активов комму­нальных предприятий наибольшую долю име­ют основные средства (здания, сооружения, оборудование). Также в группу внеоборотных активов входят незавершенное строительство, нематериальные активы (патенты, лицензии, товарные знаки и т. п.), долгосрочные финансо­вые вложения и доходные вложения в матери­альные ценности, величина которых у рассма­триваемых предприятий невелика. Оборотные активы отражены в балансе по мере возрас­тания их ликвидности (возможности реализа­ции). К наиболее ликвидным активам принято относить денежные средства и краткосрочные финансовые вложения. К быстроликвидным активам относятся краткосрочная дебиторская задолженность и прочие оборотные активы. К оборотным активам, реализация которых затруднена, относят дебиторскую задолжен­ность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев, и налог на добавленную стоимость. В эту же группу включают также и производственные запасы, отсутствие которых приводит к остановке хозяйственной деятель­ности.

Ниже перечислены основные направления анализа структуры баланса, изображенной на рис. 2.

Рис. 2. Структура баланса организации

При подробном анализе внеоборотных ак­тивов необходимо обратить особое внимание на изменения сумм по строкам «незавершен­ное строительство» и «долгосрочные финан­совые вложения». Эти активы не участвуют в производственном обороте, но требуют финан­сирования и отвлекают на себя часто значи­тельные финансовые ресурсы, что в условиях ухудшения платежеспособности может быть объективно недопустимо.

При анализе состояния запасов основное внимание должно быть уделено их изменению. Увеличение запасов в целом может свидетель­ствовать:

  • об увеличении производственного по­тенциала предприятия или объемов оказания услуг, его развитии (при этом следует помнить, что объемы услуг коммунального предприятия жестко регламентированы численностью насе­ления и нормой потребления услуг, а УО — на­личием общего имущества многоквартирных домов (МКД), его техническим состоянием, утвержденным перечнем услуг по его содержа­нию)
  • о неправильной политике управления за­пасами, что приводит к выводу финансовых ресурсов в запасы, ликвидность которых отно­сительно невелика
  • о том, что при наличии инфляции пред­приятие стремится защитить ресурсы от обес­ценивания, покупая впрок.

Перечисленные явления по сути взаи­моисключающие и требуют дополнительного анализа для выявления истинных причин из­менения запасов. Оптимальная величина запа­сов зависит от специфики деятельности пред­приятия. Однако для обеспечения финансовой устойчивости целесообразно, чтобы запасы покрывались собственным оборотным капита­лом организации, т. е. были меньше разности между стоимостью капитала и резервов и стои­мостью внеоборотных активов.

Дополнительную информацию дает срав­нение запасов с нормативами, введенными в организации (что характерно для коммуналь­ных предприятий), или с аналогичными пока­зателями базового периода, в качестве которо­го может быть принят период относительного финансового благополучия. При этом целесо­образно выявить сверхнормативные остатки запасов.

При анализе дебиторской задолженности следует обращать внимание на ее динамику и ликвидность. Рост дебиторской задолженно­сти может свидетельствовать о недостаточной работе по истребованию долгов потребителей и клиентов. Наличие неликвидной и безнадеж­ной задолженности и их рост резко увеличива­ют риски неплатежеспособности организации.

Проведение диагностики финансового со­стояния предприятия является необходимым условием для обоснованного принятия управ­ленческих решений в целях реализации при­нятой тактики и стратегии ведения бизнеса. Диагностика финансового состояния пред­приятия — антикризисная процедура, цель ко­торой — найти «болевые точки» финансового механизма, предсказать на основе наблюдае­мых тенденций возможное развитие событий, разработать необходимые управленческие механизмы для снижения, предупреждения и устранения негативного влияния различных факторов на деятельность предприятия.

Диагностика финансового состояния и платежеспособности предприятий ЖКХ осу­ществляется в интересах государства и му­ниципального сообщества. В нормальном функционировании таких предприятий заин­тересованы все граждане страны, федераль­ные, региональные и местные органы власти, муниципальное сообщество, предприятия раз­личных форм собственности и направлений деятельности, пользующиеся услугами ЖКХ. Государство поддерживает жизнеспособность таких предприятий путем оказания финан­совой помощи в форме дотаций и субсидий, предоставления гарантий и т. д. При этом пред­усмотренные действующим законодательством критерии для отнесения предприятий к числу неплатежеспособных представляются в дан­ном случае неприменимыми, так как рассма­триваемые предприятия действуют в неконку­рентной рыночной среде, оказывают жизненно необходимые услуги, получают поддержку го­сударства, имеют отраслевую специфику. Учи­тывая особенности предприятий ЖКХ, многи­ми специалистами признается необходимость корректировки законодательства о банкротстве в части организаций жилищно-коммунального сектора.

В определении истинного финансового со­стояния заинтересованы, прежде всего, госу­дарственные и муниципальные органы, что, в свою очередь, является спецификой функцио­нирования отрасли. Кроме того, целесообраз­но проводить систематический мониторинг деятельности новых субъектов экономических отношений в жилищной сфере — управляющих компаний. Исследование финансового состоя­ния и платежеспособности управляющих ор­ганизаций необходимо проводить в целях свое­временного предотвращения их банкротства. Инструментарий диагностики должен быть по­добран таким образом, чтобы заблаговременно обнаружить признаки кризисной ситуации и иметь возможность для их устранения.

Диагностика является исходным пунктом прогноза развития предприятия, средством по­лучения информации о его реальных возмож­ностях. Она позволяет выявить проблемы на начальной стадии экономического кризиса, вы­являть причинно-следственные связи возник­новения кризисных явлений, а затем перейти к построению прогнозной модели функциони­рования и развития организации, осуществляя при этом предупреждение банкротства. Прове­дение диагностики позволяет решить три взаи­мосвязанные задачи: распознавание стадии кризиса, устранение причин, препятствующих оздоровлению, и применение антикризисных мер.

Для оценки финансового состояния иссле­дуемого предприятия и постановки диагноза необходима система критериев и классифика­ция возможных отклонений базовых параме­тров исследуемых объектов от их нормативных значений, определение характера отклонений и вызвавших их причин.

Международная практика выработала опре­деленные методы анализа финансовой отчет­ности, которые основываются на различных абсолютных и относительных типовых пока­зателях, а также рекомендуемые значения этих показателей. Вместе с тем, все имеющиеся рекомендации относятся в основном к произ­водственным предприятиям и не учитывают особенности деятельности и состояния органи­заций ЖКХ.

Считаем необходимым провести адаптацию имеющихся методов и рекомендаций к деятель­ности предприятий рассматриваемой отрасли.

Основой диагностики является анализ фи­нансовых показателей, наиболее чувствитель­ных к изменению финансового состояния пред­приятия. Диагностика финансового состояния предприятий основана на последовательной оценке действия внутренних и внешних фак­торов, определяющих глубину финансового кризиса, выбор и перспективность применения методов финансового оздоровления. При про­ведении диагностики финансового состояния очень важна методика, на основе которой про­изводится расчет основных показателей оценки финансовой устойчивости и платежеспособно­сти, а также интерпретация этих показателей.

При диагностике причин неплатежеспособ­ности делают акцент на выявлении основных направлений оттока финансовых ресурсов, контроле целевого расходования средств то­вариществ собственников жилья (ТСЖ) и УО. Такой подход к диагностике несостоятельно — сти позволяет установить причины, степень глубины кризиса и возможность повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления. Своевременное распознавание признаков и природы кризиса, его локализа­ция, использование элементов исследования как меры превентивной санации и восстанов­ления платежеспособности составляют суть целей диагностики .

Анализ практики проведения внесудебных процедур и мониторинга неплатежеспособных предприятий позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время в России не существует целостной концепции финансового оздоровле­ния. Особенность финансового оздоровления предприятий ЖКХ заключается в том, что в данном случае требуется принятие немедлен­ных мер в сжатые сроки. Важным шагом на этом пути является введение системы эконо­мического мониторинга состоятельности ука­занных предприятий, выявление кризисных явлений.

Внедрение экономического мониторинга предприятий ЖКХ предполагает использова­ние информационных технологий. Усиление коммуникационных связей между государ­ственными и муниципальными структурами в значительной степени повысило бы эффектив­ность применения системы такого мониторин­га. Получение оперативной информации по предприятиям ЖКХ от налоговых, финансовых и других органов позволило бы ускорить рабо­ту по оздоровительным процедурам. Финан­совое оздоровление российских предприятий ЖКХ требует создания специальной системы наблюдения и контроля.

Экономический мониторинг является эле­ментом системы диагностики и финансового оздоровления, обеспечивает входящие потоки в эту систему, а на выходе должны предлагать­ся конкретные стратегии, механизмы оздоров­ления, рекомендации предприятиям.

Система экономического мониторинга как инструмент диагностики должна выполнять следующие функции:

  • отслеживание и формирование перечня предприятий ЖКХ для проведения наблюде­ния и контроля за их деятельностью;
  • систематическое (регулярное) обследова­ние финансового состояния предприятий ЖКХ в целях контроля за их финансовой устойчи­востью и платежеспособностью, недопущения банкротства, перевода на принципы самофи­нансирования;
  • выявление финансово неустойчивых и неплатежеспособных предприятий с целью обеспечения сохранности средств населения и других потребителей для проведения комплек­са работ по предоставлению коммунальных услуг, эксплуатации и содержанию жилищного фонда, а также оказания в случае необходимо­сти государственной поддержки;
  • контроль за формированием финансово устойчивых УО (на стадии их создания и ста­новления), а также за ходом реализации про­цедур финансового оздоровления (при необхо­димости);
  • обеспечение информацией государствен­ных и муниципальных органов, регулирующих деятельность анализируемых предприятий, объединений собственников многоквартирных жилых домов, создание единой информацион­ной системы взаимодействия заинтересован­ных органов всех ветвей государственной вла­сти и ТСЖ;
  • поиск инвесторов, консультирование предприятий при ухудшении финансового со­стояния, оказание другой помощи.

Важно проводить не только мониторинг финансового состояния, но и изучать комплекс внутренних факторов, способных вызвать кри­зисное состояние предприятия, разработать систему соответствующих мер по его предот­вращению. Органам, ответственным за прове­дение финансового мониторинга, при исполь­зовании комплекса показателей ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активно­сти и рентабельности целесообразно провести работу по углублению и расширению системы показателей, необходимых для анализа УО и ТСЖ.

Система мониторинга должна быть мно­гогранной с точки зрения максимальной ее жизнеспособности и полезности; иметь на­правленность на предупреждение банкротства предприятий ЖКХ, УО и ТСЖ. Она должна стимулировать участие в процессе оздоровле­ния и заинтересованность во взаимодействии с местными органами власти самих предприя­тий, подлежащих мониторингу .

Кроме того, система мониторинга должна носить сигнализирующий, предупреждающий характер, сущность которого состоит в выявле­нии в результате систематической диагностики финансового состояния вероятности неплате­жеспособности или банкротства предприятий. Результатом экономической экспертизы явля­ется постановка задачи для разработки плана финансового оздоровления или рекомендаций по повышению экономической состоятельно­сти предприятия.

При анализе деятельности предприятий на­ряду с финансовыми показателями необходимо учитывать и качественные факторы, что по­зволит определить направления деятельности предприятия, повлекшие кризисное положе­ние, в соответствии с этим разрабатывать оздо­ровительные процедуры и отслеживать проис­ходящие изменения.

Важной целью проведения мониторинга фи­нансового состояния организаций является не только получение объективной оценки их пла­тежеспособности, финансовой устойчивости, деловой и инвестиционной активности, эффек­тивности деятельности, но и обоснование по­рядка принятия решений представителями ор­ганов власти различных уровней относительно дальнейшей судьбы кризисного предприятия и тактики их действий в отношении этого пред­приятия. Вариантами тактических действий государственных и муниципальных органов власти могут быть:

  • оказание финансовой помощи
  • реструктуризация задолженности
  • предоставление отсрочки, рассрочки по обязательным платежам, иных налоговых льгот
  • предоставление государственных и муни­ципальных гарантий выполнения обязательств перед кредиторами при условии сокращения ими долговой нагрузки (сокращения процент­ных ставок, основного долга, изменения сроков уплаты)
  • восстановление платежеспособности в процедурах финансового оздоровления или внешнего управления
  • продажа имущественного комплекса в конкурсном производстве.

По результатам проводимого мониторинга целесообразно формировать соответствующую базу данных, содержащую информацию по каж­дой контролируемой организации, ее учетную карту, а также ежеквартальные (ежемесячные) данные финансовой отчетности и расчетные показатели, характеризующие ее деятельность и состояние платежеспособности.

Введение соответствующих диагностиче­ских процедур позволит существенно повы­сить эффективность управления, устойчивость функционирования предприятий ЖКХ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *