Мот 102

Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизм ее реализации

Принята Генеральной конференцией Международной организации труда на ее 86-й сессии, Женева, 18 июня 1998 года

Принимая во внимание, что создатели МОТ исходили из убеждения, что социальная справедливость имеет важнейшее значение для обеспечения всеобщего и прочного мира;
Принимая во внимание, что экономический рост имеет важнейшее значение, но недостаточен для обеспечения равенства, социального прогресса и искоренения бедности, что подтверждает необходимость в усилиях МОТ, направленных на поддержку сильной социальной политики, справедливости и демократических институтов;

Принимая во внимание, что МОТ должна, как никогда ранее, использовать все свои ресурсы в области нормотворческой деятельности, технического сотрудничества и весь свой исследовательский потенциал во всех областях своей компетенции, в частности в таких, как занятость, профессиональная подготовка и условия труда, добиваясь таким образом в рамках глобальной стратегии социально-экономического развития того, чтобы экономическая политика и социальная политика взаимно усиливали друг друга, создавая условия для широкомасштабного и устойчивого развития;

Принимая во внимание, что МОТ должна обращать особое внимание на проблемы, стоящие перед лицами, которые имеют особые социальные нужды, в особенности перед безработными и трудящимися-мигрантами, и мобилизовать и поощрять предпринимаемые на международном, региональном и национальном уровнях усилия, направленные на разрешение их проблем, и способствовать проведению действенной политики, нацеленной на создание рабочих мест;

Принимая во внимание, что для усиления связей между социальным прогрессом и экономическим ростом особые значение и смысл имеет гарантия соблюдения основополагающих принципов и прав в сфере труда, так как она позволяет заинтересованным лицам свободно и на равных условиях требовать своей справедливой доли в богатстве, созданию которого они помогали, а также дает им возможность полностью реализовать свой человеческий потенциал;

Принимая во внимание, что МОТ является международной организацией, наделенной по своему Уставу мандатом и являющейся компетентным органом в области принятия и применения международных трудовых норм, и пользующейся всеобщей поддержкой и признанием в том, что касается содействия применению основополагающих прав в сфере труда, являющихся выражением ее уставных принципов;

Принимая во внимание, что в условиях растущей экономической взаимозависимости настоятельно требуется подтвердить неизменность основополагающих принципов и прав, провозглашенных в Уставе Организации, и содействовать их всеобщему соблюдению;

Международная конференция труда:

1. Напоминает:

a) что свободно вступая в МОТ, все государства-члены признали принципы и права, закрепленные в Уставе и в Филадельфийской декларации, и обязались добиваться достижения всех целей Организации, используя для этого все имеющиеся в их распоряжении средства и с полным учетом присущих им особенностей;

b) что эти принципы и права получили свое выражение и развитие в форме конкретных прав и обязательств в Конвенциях, признанных в качестве основополагающих как в самой Организации, так и за ее пределами.

2. Заявляет, что все государства-члены, даже если они не ратифицировали указанные Конвенции, имеют обязательство, вытекающее из самого факта их членства в Организации, соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь добросовестно в соответствии с Уставом принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом этих Конвенций, а именно:

a) свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;

b) упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;

c) действенное запрещение детского труда; и

d) недопущение дискриминации в области труда и занятий.

3. Признает обязательство Организации оказывать своим государствам-членам содействие в удовлетворении установленных и высказанных ими нужд, используя в полной мере для достижения этих целей все свои уставные, практические и бюджетные ресурсы, в том числе посредством привлечения внешних ресурсов и поддержки, а также поощряя другие международные организации, с которыми МОТ установила отношения в соответствии со статьей 12 ее Устава, к оказанию поддержки этим усилиям:

a) посредством предоставления технического сотрудничества и услуг консультационного характера, способствующих ратификации и применению основополагающих Конвенций;

b) посредством оказания содействия тем государствам-членам, которые пока не могут ратифицировать все эти Конвенции или некоторые из них, в их усилиях по соблюдению, содействию применению и претворению в жизнь принципов, касающихся основополагающих прав, которые являются предметом этих Конвенций; и

c) посредством предоставления государствам-членам помощи в их усилиях по созданию условий, благоприятствующих экономическому и социальному развитию.

4. Постановляет, что для обеспечения полного выполнения настоящей Декларации будет применяться способствующий ее реализации механизм, надежный и эффективный, в соответствии с мерами, перечисленными в нижеследующем приложении, которое является неотъемлемой частью настоящей Декларации.

5. Подчеркивает, что трудовые нормы не должны использоваться в торгово-протекционистских целях и ничто в настоящей Декларации и в механизме ее реализации не должно служить основанием или использоваться иным образом для таких целей; кроме того, настоящая Декларация и механизм ее реализации никоим образом не должны использоваться для нанесения ущерба сравнительным преимуществам той или иной страны.

Приложение

Механизм реализации Декларации

I. Общая цель

1. Цель описанного ниже механизма реализации состоит в том, чтобы поощрить предпринимаемые государствами-членами Организации усилия по содействию соблюдению основополагающих принципов и прав, провозглашенных в Уставе МОТ и Филадельфийской декларации и подтвержденных в настоящей Декларации.

2. В соответствии с этой целью, имеющей исключительно поощряющий характер, настоящий механизм реализации позволит определить области, в которых помощь со стороны Организации, оказываемая посредством мероприятий по техническому сотрудничеству, может оказаться полезной для ее членов и окажет им содействие в применении этих основополагающих принципов и прав. Он не подменяет собой существующие контрольные механизмы и никоим образом не помешает их функционированию; соответственно, конкретные ситуации, входящие в сферу действия этих контрольных механизмов, не будут рассматриваться или пересматриваться в рамках настоящего механизма реализации.

3. Два нижеприведенные аспекта настоящего механизма имеют в своей основе существующие процедуры: ежегодные меры по реализации, касающиеся нератифицированных основополагающих Конвенций, повлекут за собой лишь некоторую адаптацию существующего порядка применения пункта 5 е) статьи 19Устава; глобальный доклад позволит получить наиболее оптимальные результаты от процедур, проводимых в соответствии с Уставом.

II. Ежегодные меры, касающиеся нератифицированных основополагающих конвенций
А. Цель и сфера применения

1. Цель заключается в том, чтобы предоставить возможность проводить ежегодно с помощью упрощенных процедур, взамен введенного Административным советом в 1995 году четырехлетнего цикла, обзор мер, принятых в соответствии с Декларацией теми государствами-членами, которые еще не ратифицировали все основополагающие Конвенции.

2. Эта процедура будет охватывать каждый год все четыре области основополагающих принципов и прав, указанных в настоящей Декларации.

В. Порядок и методы работы

1. Указанная процедура будет основываться на докладах, запрашиваемых у государств-членов в соответствии с пунктом 5 е) статьи 19 Устава. Формуляры докладов будут составлены таким образом, чтобы получать от правительств, которые не ратифицировали одну или более из основополагающих Конвенций, информацию, касающуюся всех изменений, которые могли иметь место в их законодательстве и практике, принимая должным образом во внимание статью 23 Устава и сложившуюся практику.

2. Эти доклады, в том виде, как они будут обработаны МБТ, будут рассматриваться Административным советом.

3. Для подготовки введения к обработанным таким образом докладам с целью привлечь внимание к любым аспектам, которые могут потребовать более глубокого обсуждения, МБТ может обращаться к группе экспертов, назначенных для этой цели Административным советом.

4. Необходимо рассмотреть вопрос о внесении изменений в существующие процедуры Административного совета, с тем чтобы государства-члены, не представленные в Административном совете, могли наиболее подходящим образом представить разъяснения, которые могут оказаться необходимыми или полезными в ходе обсуждений на Административном совете, в дополнение к информации, содержащейся в их докладах.

III. Глобальный доклад

1. Цель этого доклада состоит в том, чтобы дать в динамике общую картину по каждой из категорий основополагающих принципов и прав за предшествующий четырехлетний период и создать основу для оценки эффективности предоставленной Организацией помощи, а также для определения приоритетов на последующий период в форме планов мероприятий по техническому сотрудничеству, имеющих целью, в частности, привлечение внутренних и внешних ресурсов, необходимых для их выполнения.

2. Доклад будет охватывать ежегодно одну из четырех категорий основополагающих принципов и прав в порядке очередности.

В. Порядок подготовки и обсуждения

1. Доклад, ответственность за подготовку которого возлагается на Генерального директора, будет составляться на основе официальной информации или информации, собираемой и оцениваемой в соответствии с установленными процедурами. В отношении государств, не ратифицировавших основополагающие Конвенции, доклад будет опираться, в частности, на результаты, полученные в ходе выполнения вышеупомянутых ежегодных мер по реализации. В отношении государств-членов, ратифицировавших соответствующие Конвенции, доклад будет основываться, в частности, на докладах, рассматриваемых в соответствии со статьей 22 Устава.

2. Этот доклад будет представляться Конференции для трехстороннего обсуждения как доклад Генерального директора. Конференция может рассматривать этот доклад отдельно от докладов, представляемых в соответствии со статьей 12 ее Регламента, и может обсуждать его на заседании, специально посвященном этому докладу, или в любом ином порядке. Затем Административный совет должен будет на одной из ближайших сессий подготовить на основе этого обсуждения заключения, касающиеся приоритетов и планов мероприятий по техническому сотрудничеству, которые должны быть реализованы в последующий четырехлетний период.

IV. При этом понимается, что:

1. Будут подготовлены предложения о внесении поправок в Регламент Административного совета и Конференции, необходимых для выполнения предшествующих положений.

2. Конференция своевременно рассмотрит работу этого механизма реализации в свете приобретенного опыта и даст оценку того, достигнута ли надлежащим образом общая цель, изложенная в Части I.

Приведенный выше текст является текстом Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда, надлежащим образом принятой Генеральной конференцией Международной организации труда на ее 86-й сессии, состоявшейся в Женеве и закончившейся 18 июня 1998 года.

В УДОСТОВЕРЕНИЕ ЧЕГО приложили свои подписи сего девятнадцатого дня июня месяца 1998 года:

Председатель Конференции ЖАН-ЖАК ЭКСЛЕН

Генеральный директор Международного бюро труда МИШЕЛЬ ХАНСЕНН

Источник: Ваш голос в сфере труда: Глобальный доклад, представленный в соответствии с механизмом реализации Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда. МОТ, Женева, 2000.

Категория: Информация Просмотров: 27682 02 сен 2012

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

оценок: 3

____________________________________________

ILO — International Labour Organization
Международная Организация Труда (МОТ)

История создания Международной Организации Труда

Создание организации Труда пришлось на 1919-ый год. Целью создания являлось: международное сотрудничество, устранение социальной несправедливости путём улучшения условий труда. По состоянию на 1946-ой год организация являлась первым спец-учреждением ООН. Под эгидой МОТ объединилось более 150-ти государств-членов.

Цели и задачи Международной Организации Труда

Целью, основной задачей деятельности Международной организации труда является всеобъемлющее содействие установлению принципов социального равенства, признанных на международном уровне прав человека, установление трудовых норм, иная деятельность определяемая принципом сохранения трудовых ресурсов. Сегодня, МОТ оказывает помощь в создании рабочих мест, улучшении условий труда, создавая условия для прочного мира, процветания, прогресса. Основными целями МОТ являются: защита, развитие правовой базы в трудовой сфере, расширение возможностей по созданию рабочих мест, укрепление социальной защиты, поддержание диалога по рабочим вопросам организации.
МОТ ставит перед собой четыре стратегических цели:
— Содействие установлению норм и принципов равноправия в сфере труда
— Создание благоприятных, равных условий для женщин и мужчин в вопросах трудоустройства;
— Укрепление социальной защиты для всех;
— Поддержание социального диалога.
Международная организация труда использует накопленный на протяжении 90-летней истории опыт и знания для достижения своих целей, и в частности для разработки международных программ по содействию укреплению прав человека, улучшению условий жизни и труда, а также по расширению возможностей трудоустройства.

Структура Международной Организации Труда

Одной из Характерных черт структуры Международной Организации Труда являлось то, что представители стран-членов и их правительств участвовали в работе организации вместе с представителями объединений трудящихся и предпринимателями. За время всего своего существования, МОТ было принято огромное количество документов (Рекомендаций и Конвенций) в области найма, условий труда, профессиональной подготовки, техники безопасности и социального обеспечения. Данные документы являются результатом детальных обсуждений соответствующих вопросов на ежегодной сессии Международной Конференции Труда, на которой присутствуют 4-ре делегата (по два от правительства, по одному от предпринимателей и по одному от организации трудящихся или профсоюзов) со стороны каждого государства-члена, при этом выступают и голосуют делегаты самостоятельно.

Деятельность Международной Организации Труда

Рекомендации и Конвенции сами по себе не являются актами, обязательными к исполнению членами Международной Организации Труда, однако правительства обязуются представлять их своим органам национального законодательства. Доклады со стороны правительств о применении таких актов ежегодно принимаются к рассмотрению Конференцией.
Рекомендации и Конвенции, которые принимаются организацией, охватывают базовые права человека — среди которых свобода ассоциаций, равенство при устройстве на работу, свобода от принудительного труда, защита здоровья, социальная защита и найм специальных категорий трудящихся (моряки и мигрирующие рабочие).
Ещё одним основным направлением в работе МОТ — предоставление консультаций экспертами, и кроме того оказание технической помощи по вопросам связанным с трудовой социальной политикой. Часть такой работы проводится в направлении подготовки использования трудовых ресурсов, развитии эффективных систем производственных отношений, улучшении методов работы персонала, организации трудового процесса и социального обеспечения.
Организацией перечисленных видов деятельности занимается Международное Бюро Труда (МБТ) — Bureau International du Travail (BIT), штат которого образуется на международных основаниях со штаб-квартирой в Женеве и сетью представительств на местах по всему миру. МБТ, являясь постоянным Секретариатом МОТ и центром сбора международных исследований и информации, возглавляется Генеральным Директором, который назначается Административным Советом. Совет в свою очередь состоит из 28-ми представителей правительств, 14-ти представителей предпринимателей и такого же количества представителей трудящихся. Сессии Административного Совета проводятся три раза в год.
Факультативной деятельностью Международной организации труда является периодическое обсуждение на специальных конференциях и в специальных комитетах вопросов, которые имеют особое значение в отдельных районах или отраслях промышленности. Кроме того, МОТ могут быть организованы специальные совещания.
В рамках МОТ ведет свою деятельность Объединенная Морская Комиссия, в состав которой входят представители моряков и судовладельцев, и которая совместно с Морским Промышленным Отделом (Maritime Industries Branch) Секретариата занимается подготовкой материалов для специальных морских сессий МОТ. Предприниматели представлены Международной Федерацией Судовладельцев (МФС).
На второй сессии Конференции Труда, которая состоялась в 1920-ом году в Женеве и являлась самой первой морской сессией, рассматривались только морские вопросы. Последующие морские сессии состоялись: 9-я сессия (1926 год), 12-я сессия (1929 год), 21-я и 22-я сессии (1936 год), 27-я сессия (1946 год), 32-я сессия (1949 год), 41-я сессия (1958 год), 43-я сессия (1959 год), 50-я сессия (1966 год), 55-я сессия (1970 год), 58-я сессия (1973 год), 62-я сессия (1976 год), 65-я сессия (1979 год), 74-я сессия (1987 год). На всех этих сессиях были рассмотрены вопросы, посвященные работе моряков, докеров и рыбаков.
В то время как ИМО занимается рассмотрением вопросов, связанных с техническими стандартами по безопасности судоходства, Международная Организация Труда в своих Конвенциях стремится установить социальные стандарты безопасности трудового процесса и социальной защиты, а также улучшить условия жизни и работы рыбаков, моряков, и докеров.
За время существования организации, МОТ было рассмотрено более 180-ти Конвенций и 180-ти Рекомендаций. Из них более 60-ти документов — относятся к сфере судоходства. Одним из наиважнейших документов МОТ — это Конвенция № 147 «О минимальных стандартах на морских судах» (1976 год), посвященной условиям труда и быта моряков работающих на судах иностранного флага. В Конвенции определены стандарты условий быта и работы моряков, нормы освещения и шума в помещениях, нормы питания, правила охрана труда, стандарты санитарного состояния и обеспечения экипажа и судна. В случаях, когда состояние судна или условия быта и труда экипажа создают опасность для мореплавания либо представляют угрозу для здоровья экипажа, судно будет признано не отвечающим стандартам безопасности, недостатки, которые являются причиной такого состояния должны быть незамедлительно устранены.
Требования наиважнейших конвенций, в которых затрагиваются вопросы охраны и труда экипажей, собраны в Приложении и Протоколе 1996 года к Конвенции 1976 г. Требования Конвенции № 152 «О технике безопасности и гигиене труда на портовых работах» 1979-го года были включены в правила большей части классификационных обществ. Конвенция № 180 от 1996 года, определила требования ко времени отдыха и труда экипажей.
Все перечисленные виды деятельности координируются, для того чтобы достигать целей, определённых при создании МОТ: оказывать всяческое содействие установлению социальной справедливости и мира.

Издания Международной Организации Труда

Конвенция Международной Организации Труда N 102 о минимальных нормах социального обеспечения (Женева, 28 июня 1952 г.)

Конвенция вступила в силу 27 апреля 1955 г.

Одобрена и внесена на ратификацию в Государственную Думу ФС РФ постановлением Правительства РФ от 16 июня 2018 г. N 685

Ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 349-ФЗ с принятием в соответствии с пунктом «b» статьи 2 настоящей Конвенции обязательств в отношении раздела II «Медицинское обслуживание», раздела III «Обеспечение по болезни», раздела V «Обеспечение по старости», раздела VI «Обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием», раздела VIII «Обеспечение по материнству», раздела IX «Обеспечение по инвалидности» и раздела X «Обеспечение по случаю потери кормильца»

В соответствии со статьей 79 Конвенция вступит в силу для Российской Федерации через двенадцать месяцев после даты регистрации документа о ратификации

Вступила в силу для Российской Федерации 26 февраля 2020 г.

Текст Конвенции опубликован в сборнике «Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 — 1956. Т. I». Женева, Международное бюро труда, 1991, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 27 февраля 2020 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 июня 2020 г. N 23 ст. 3589

См. статус настоящей Конвенции

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Правотворческая деятельность межгосударственной организации как способ реализации учредительного акта»

Одной из характерных черт современной системы международных отношений является возрастание роли межгосударственных организаций, обусловленное объективными условиями, сложившимися в настоящее время на международной арене. Международные организации стали более адекватно отражать реальность современного мира; больше внимания обращается на решение глобальных проблем; наблюдается более чуткая реакция на нужды отдельных государств или групп государств. Последние два момента представляются чрезвычайно важными. Особенно в условиях, когда усилилась взаимозависимость государств мирового сообщества и когда при решении международно-правовых вопросов необходим учет как индивидуальных интересов каждого отдельного государства, так и глобальных (общечеловеческих) потребностей. Международные организации делаются тем удобным международно-правовым механизмом, где аккумулируется эта зависимость, а значит, и тем средством, при помощи которого успешно могут быть решены возникающие перед мировым сообществом проблемы.

Повышение роли международных организаций в современных международных отношениях вызвано также ярко выраженной активизацией и усложнением последних, что во многом объясняется ростом общего числа субъектов международного права, углублением дружественных отношений между государствами, защитой прав человека и основных свобод.

На возникновение указанной тенденции оказывают влияние и другие факторы. И среди них важное место занимает научно-технический прогресс.

Под влиянием научно-технической революции, к примеру, в современных международных отношениях стало возникать множество проблем, решение которых возможно лишь на основе специальных знаний. Нередко для этого необходимо объединение усилий многих стран. В связи с этим усиливается рост межгосударственных организаций (особенно специализированных). В организациях (в том числе в уже существующих) сосредоточивается необходимое число высококвалифицированных специалистов, способных решать сложнейшие технические и другие (в том числе и юридические) проблемы, возникающие под влиянием научно-технического прогресса.

В условиях активизации и усложнения международных отношений межгосударственные организации как бы оттягивают на себя множество вопросов, по которым ранее сотрудничество осуществлялось исключительно государствами. В настоящее время обсуждение и решение большого числа важнейших международно-правовых проблем проходит через сложный механизм международных организаций1.

Благодаря воздействию перечисленных факторов развитие международных организаций в настоящий период характеризуется не только ростом их числа (хотя интенсивный рост международных организаций — характерная особенность современного мира), но и тем, что они (и это главное) стали важным элементом системы современных международных отношений, возросла их роль как инструментов в борьбе за укрепление мира, международного правопорядка в развитии сотрудничества государств.

В связи с важной ролью международных организаций в решении первостепенных задач современности (особенно предотвращение ядерной войны и решение других глобальных проблем) особо следует выделить универсальные международные организации и в первую очередь Организацию Объединенных Наций как центр для согласования действий сотрудничества подавляющего большинства государств современного мира (на 1 января 1999 года ООН насчитывала в своем составе 185 членов), а равно современные региональные организации общей компетенции (ОБСЕ, ОАГ, ОАЕ и др.).

Одним из методов, используемых межгосударственными организациями при решении стоящих перед ними задач, является нормотворчество, занимающее значительный вес в международном нормотворчестве вообще. Причем роль нормотворчества межгосударственных организаций (особенно ООН) в общем процессе международного нормотворчества постоянно повышается. Больше всего это проявляется в современный период, когда остро встала задача сохранения этого правопорядка, который был установлен в результате второй мировой войны и олицетворением которого является Устав ООН; всемирного укрепления международной безопасности; спасения человечества от сползания к ядерной катастрофе; перестройки всей системы международных отношений на демократической основе. А это, соответственно, ставит задачу дальнейшего развития международного права, «разработки новых правил межгосударственного общения, адекватных современной международной ситуации, ориентированных в конечном итоге на создание всеобъемлющей системы международной безопасности»

В послании Правительства Российской Федерации участникам конференции Российской ассоциации содействия ООН (1997 г.) подчеркивается, что центральная роль в совершенствовании международного права должна принадлежать межгосударственным организациям и в первую очередь универсальному механизму международного сотрудничества — Организации Объединенных Наций. Укрепление роли ООН в формирующемся многополярном мире — неотъемлемая составляющая российской внешней политики1.

Все сказанное свидетельствует об актуальности избранной автором темы исследования.

Основными целями изадачами диссертационной работы являются:

1) рассмотреть сущность нормотворческого процесса межгосударственных организаций; исследовать виды и формы их нормотворческой деятельности;

2) исследовать правотворческую деятельность межгосударственных организаций как способ реализации учредительного акта;

3) дать юридическую квалификацию актов, принимаемых главными органами межгосударственных организаций (на примере ООН, ЕС, ОБСЕ), теоретически обосновать принципиальную возможность принятия международными организациями нормоустановительных постановлений, исследовать процедуры принятия таких решений;

4) проанализировать процедуру, а также особенности заключения международных договоров межгосударственными организациями;

5) выявить юридическую природу, юридическую силу административно-регламентационных актов, принимаемых межгосударственными организациями;

1 См.: Московский журнал международного права. 1997. № 3. С. 252.

6) определить влияние внутреннего права организации на ее правотворческую деятельность; выявить его соотношение с международным правом и место в международной юридической системе.

Научная новизна. Данная работа является первым в российской литературе специальным комплексным исследованием, посвященным изучению проблемы правотворческой деятельности межгосударственных организаций как способа реализации учредительного акта. Его результаты, сделанные выводы и комплекс решенных проблем позволяют говорить о новом направлении в исследовании права межгосударственных организаций. Наиболее важными положениями работы являются следующие:

1) показана роль межгосударственных организаций в развитии международного права;

2) поставлены новые акценты в определении оснований правосубъектности межгосударственных организаций (самостоятельная воля как главный критерий признания международной организации в качестве субъекта международного права); показан особый характер воли международных организаций;

3) выявлен механизм влияния особенностей правосубъектности межгосударственной организации на характер нормотворческой деятельности последней;

4) установлены формы закрепления нормотворческих полномочий межгосударственных организаций;

5) дана классификация видов нормотворческой деятельности межгосударственной организации (собственно-нормотворческая, «квази-нормотворческая»); исследованы их формы;

6) определены особенности процедуры заключения межгосударственными организациями международных договоров с государствами и другими организациями; показаны источники (правооснования) договорной правоспособности международных организаций;

7) дана трактовка понятия «установившаяся практика» межгосударственной организации;

8) определен перечень органов, имеющих право реализовывать договорную правоспособность международной организации;

9) приведены новые аргументы в обоснование тезиса о возможности принятия межгосударственной организацией нормоустановительных постановлений; показано, что они суть акты одностороннего волеизъявления международных организаций, не являющиеся результатом непосредственного согласования воль государств — членов; однако сама возможность принятия таких постановлений и ее пределы определены в учредительном акте международной организации на основе согласования воль государств- членов;

10) осуществлен специальный анализ нормоустановительных (нормосодержащих) актов ООН, ЕС, ОБСЕ;

11) определена четкая иерархия системы актов, принимаемых Европейским Союзом; установлены условия действительности таких актов; исследованы процедуры их подготовки и вступления в силу; показано различие между ними;

12) выявлены тенденции в изменении процедуры принятия актов ОБСЕ;

13) впервые в отечественной литературе осуществлено комплексное исследование административно-регламентационной деятельности международных организаций; дана юридическая квалификация административно-регламентационных актов межгосударственных организаций; определены правомочия международных организаций на принятие данных правил; показаны специфика и механизм их принятия;

14) сделан вывод о том, что внутреннее право организации состоит из положений нормативного характера и правил, относящихся к области применения права; в международное право входят лишь положения нормативного характера; в целом же внутреннее право международной организации входит в международную юридическую систему.

На защиту выносятся следующие положения;

— основанием правосубъектности межгосударственной организации является свобода воли международной личности. Воля международной организации имеет специфику, которая в общем виде может быть выражена в формуле: воля организации носит относительно самостоятельный характер. Специфика волевого момента, присущего межгосударственной организации, предопределяет особенности ее правосубъектности;

— правосубъектность межгосударственной организации отличается от правосубъектности государств: а) по источнику (учредительный акт организации); б) характеру и содержанию (носит функциональный характер); в) способу прекращения (зависит от воли государств-членов);

— в силу того, что каждая международная организация рождается на основе своего собственного учредительного акта, она имеет свое «индивидуализированное» лицо, только ей присущее цели, функции, полномочия и иные отличительные черты (в работе это показано на примере универсальных международных организаций (ООН и др.), а также региональных (ОБСЕ, ЕС, СНГ));

— ввиду того, что правотворчество международных организаций является составной частью международного правотворчества вообще, основные подходы к последнему и его принципы применимы к указанному виду деятельности межправительственных организаций. Но нормотворчество международных организаций имеет свои особенности;

— каждая международная организация может участвовать только в таком виде нормотворчества, который разрешен ее Уставом. Формы выражения норм, в создании которых принимает участие организация, могут быть как типичными, обычно используемыми государствами, так и носить специфический характер;

— основными формами закрепления в международно-правовых актах нор-мотворческих полномочий организации являются: 1) прямое упоминание конкретных видов и форм нормотворческой деятельности в учредительном акте (Устав ФАО); 2) указание на право организации самостоятельно решать вопрос о формах ее участия в нормотворческой деятельности, необходимой для осуществления целей договора (ст. 235 Римского договора); 3) специфическое изложение функций и полномочий организации, интерпретация которого позволяет говорить о наличии у организации нормотворческой компетенции (данная интерпретация часто дается в постановлениях главных органов организации); 4) указание на виды и формы правотворчества в соглашениях, заключаемых между государствами-членами, между государствами-членами и данной международной организацией и др., что может рассматриваться как дополнение (конкретизация) учредительного акта; 5) общая констатация в многосторонних договорах универсального типа той или иной нормотворческой способности определенных категорий международных организаций (яркий пример — Венская конвенция 1986 г.), что применяется к конкретной организации на основе ее учредительного акта;

— нормотворческая деятельность межгосударственной организации может быть подразделена на 2 вида: 1) собственно-нормотворческая деятельность; 2) «квази-нормотворческая» деятельность. При «квази-нормотворческой» деятельности международные организации сами не создают норм международного права, но выполняют вспомогательные функции при формировании норм права государствами или последними совместно с межгосударственными организациями. Степень и форма осуществления вспомогательных функций международными организациями зависит от предоставленных им полномочий в области правотворчества, что в конечном итоге определяется характером их правосубъектности;

— основными способами реализации межправительственными организациями «квази-нормотворческих» полномочий являются: заключение международных соглашений в рамках и под эгидой организации; воздействие на нормотворче-ский процесс через принятие соответствующих решений; содействие зарождению и становлению обычных норм, их подтверждение, конкретизация; принятие ад-министративно-регламентационных актов, утверждение некоторых видов соглашений специализированных учреждений, придающие им юридическую силу; др. Формами осуществления международной организацией собственно-нормотворческих полномочий являются: а) заключение соглашений с государствами и другими субъектами международного права; б) принятие нормо-установительных (нормосодержащих) постановлений;

— источниками (правооснованиями) договорной правоспособности международной организации являются: ее учредительный акт; принятые в соответствии с ним решения и резолюции; заключенные между организацией и другими международно-правовыми субъектами соглашения; а также установившаяся практика, но только такая, которая признана государствами-членами или самой организацией в качестве правовой нормы;

— межгосударственная организация наряду с государствами может быть участником общих многосторонних договоров. Это возможно: а) когда возможность участия в таком договоре допускается «правилами организации»; б) если предметное содержание договора или его объект имеют отношение к организации; в) если в договоре оговорена такая возможность; г) если необходимость участия организации в общем многостороннем договоре диктуется фактическими обстоятельствами;

— решения международных организаций являются актами реализации воли организации. Данные решения принимаются в рамках предоставленной организации (ее органу) компетенции и в соответствии с установленными (в органе, принимающем данное постановление) правилами процедуры. Большинство решений международных организаций являются простыми рекомендациями, однако некоторые из них ((а) создающие нормы международного права; б) принятые в рамках учредительного акта организации) могут носить характер международно-правовых источников;

— положение о возможности принятия межгосударственными организациями нормоустановительных (нормосодержащих) постановлений полностью согласуется с концепцией согласования воль субъектов международного права как способа создания международно-правовых норм, т.к. волеизъявление международной организации в данном случае обусловлено фактом согласования воль государств-членов данной организации, выраженного в учредительном акте;

— акты, принимаемые Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе. являются содержащими международно-правовые нормы документами, а, следовательно, источниками международного публичного права. Их правовое значение не может преуменьшать тот факт, что содержащиеся в данных решениях предписания различны по характеру (они могут быть как императивными, так и носить рекомендательный характер);

— ныне действующая процедура принятия решений ОБСЕ постепенно модифицируется. Наблюдается тенденция отступления от принятия всех решений консенсусом. Безусловно, она носит положительный характер. Можно прогнозировать в будущем изменения в правилах принятия решений ОБСЕ вплоть до принятия процедур, которые действуют во многих других международных организациях (простое и квалифицированное большинство);

— принимаемые Европейским Союзом акты — регламенты, директивы, решения — укладываются в четкую иерархическую систему, в которой формальные обозначения соответствуют функциональным различиям. Регламенты при широком предметном диапазоне обязательны для всех (государств-членов ЕС, их физических и юридических лиц), подлежат прямому применению и находятся на верху иерархической пирамиды. Решения занимают в такой иерархии следующий уровень: они обязательны для ограниченного числа лиц; степень их обязательности почти такая же, как у регламентов. Директивы занимают самую низшую ступень на иерархической лестнице: их сфера применения ограничена и они обязательны только в связи с ожидаемым результатом;

— анализ учредительных актов ЕС свидетельствует, что для принятия регламентов, директив, решений используется шесть нормативных процедур. Основной характеристикой, отличающей данные процедуры одну от другой, является степень полномочий Европейского парламента в каждой из них;

— процедуры принятия актов ЕС осуществляются в соответствии с двумя принципами: а) субсидиарное™ — согласно которому Союз имеет право принимать решения только в том случае, если цели предполагаемого действия не могут быть достигнуты в достаточной мере государствами-членами; б) пропорциональности — сущность которого заключается в том, что для обеспечения целей, во исполнение которых принимается какое-либо правило поведения ЕС, должны быть выбраны разумные средства и что ущерб для тех, интересы кого затрагиваются, не должен быть непропорционален полученному в публичных интересах положительному результату;

— акты ЕС могут рассматриваться как действительные только при соблюдении двух условий: 1) материального — акт должен быть принят на основании учредительных либо иных, относящихся к праву ЕС документах; 2) процессуального — принимаемые ЕС установления должны быть опубликованы; нотифицированы; мотивированы;

— принимаемые некоторыми межгосударственными организациями (ИМО, ЕС, ИКАО, МАГАТЭ, др.) административно-регламентационные акты представляют собой односторонние решения данных организаций (их компетентных органов), являющиеся результатом их волеизъявления. Правомочие международной организации на их принятие зависит и основывается на положениях учредительных документов и иных, относящихся к «правилам организации», установлениях. Большинство административно-регламентационных актов носит рекомендательный характер. И для того, чтобы они стали обязательными для какого-либо конкретного государства необходимо его согласие. Формами выражения такого согласия являются: простое одобрение акта государствами-членами (МСЭ); молчаливое согласие (ВОЗ); нотификация государством-членом международному органу о своем отношении к документу, др.;

— к внутреннему праву международной организации относятся все правила, направленные на регламентацию ее внутренней жизни. Эти правила охватывают: процедуру главных и вспомогательных органов; бюджетно-финансовые вопросы; статус персонала; др.;

— источниками внутреннего права международных организаций являются: 1) учредительные договоры, на основании которых создаются межгосударственные организации; договоры о вступлении в международную организацию новых государств; международные соглашения, заключаемые организациями с иными международно-правовыми субъектами, правовые обычаи — первичное право; 2) акты, принимаемые межгосударственными организациями на основе положений их Уставов и дополняющих документов (например, правила процедуры) — вторичное право;

— в актах, регламентирующих внутреннюю жизнь межгосударственной организации, могут содержаться как положения нормативного характера (нормы международного публичного права, являющиеся одновременно нормами внутреннего права организации), так и правила, относящиеся к области применения права (акты индивидуально-определенного характера и интерпритационные акты). Правовая регламентация отношений, возникающих внутри международной организации, осуществляется главным образом, актами применения права (особенно интерпретационными установлениями). Однако основные принципы и направления такого рода регламентаций устанавливают нормы общего международного права и, в первую очередь, нормы учредительных актов международных организаций;

— в систему международного права входит лишь часть внутреннего права международных организаций, а именно нормы международного публичного права, направленные на регулирование отношений, связанных с внутренним функционированием международных организаций;

— внутреннее право межгосударственной организации оказывает непосредственное влияние на реализацию организацией ее нормотворческих полномочий (например, обычай, сложившийся в практике ООН относительно принятия решений Советом Безопасности на основании п. 3 ст. 27 Устава ООН при воздержавшемся от голосования либо отсутствующем постоянном члене (членах) Совета Безопасности дает возможность Совету принимать такие решения как действительные).

В исследовании темы широко использовались документы ООН, многочисленные резолюции Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности; акты Европейского Союза; заключительные акты СБСЕ/ ОБСЕ; решения СНГ; Венские конвенции: о праве международных договоров, о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера, о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями; Договор об учреждении ЕЭС; Договор о Европейском Союзе и др.

При написании диссертации использовались логический метод, метод системно-структурного анализа, метод сравнительного правоведения.

Практическое значение работы состоит в том, что теоретические разработки и рекомендации, содержащиеся в исследовании, могут быть использованы в практической деятельности представителей внешнеполитических органов государств в различных международных организациях для выработки нормотворче-ских решений по конкретным вопросам международных отношений.

Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе при чтении курса лекций по международному праву.

Работа состоит из введения, шести глав и списка литературы.

производства, осуществляющие свою деятельность в радиусе 1 000 км от производства ООО «ДОК» Калевала» (Северо-Западный, Центральный, Приволжский федеральные округа). Продажу необходимо осуществлять через собственные сбытовые подразделения. Развитая водная инфраструктура дает преимущество строящемуся предприятию в логистике при обеспечении сырьем как для его постройки, так и для производства продукции. В результате расширяются рынки сбыта готовой продукции, осуществляется выход на азиатские рынки. Главным партнером Карелии во внешнеэкономической деятельности традиционно выступает Финляндия — более 20 % внешнеторгового оборота.

В целом Республика Карелия — это лесной край -край, богатый природными и трудовыми ресурсами, поэтому важно, чтобы здесь находились перерабаты-

вающие предприятия, которые дают высококачественную продукцию, обеспечивают занятость и решение комплекса социальных проблем. В настоящее время на территории Карелии реализуется более 130 инвестиционных проектов и их количество все время растет. Карелия активно развивается. Она становится все более инвестиционно-привлекательным, перспективным в социально-экономическом плане регионом.

Библиографический список

1. http://www.gov.karelia.ru/Power/Ministry/Economy/ 020401.html

2. http://vesti.karelia.ru/news/main/5428

3. http://www.gov.karelia.ru/gov/Power/Ministry/ Development/economy.html

4. Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года.

5. http://www.gov.karelia.ru/Karelia/1760/9.html

Lapina L. A.

Keywords: development level, socio-economic development, Karelia Republic, OSB production

УДК 331

Завьялов М. Ф.

КОНЦЕПЦИЯ МОТ «ДОСТОЙНЫЙ ТРУД» И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ВНЕДРЕНИЯ В РОССИИ (ПО ДОКЛАДУ КОМИССИИ ДЖ. СТИГЛИЦА*)

В работе рассматриваются положения комиссии Дж.Стиглица по образованию, где предложено перейти в его оценке от затратных показателей к индикаторам, отражающим конечные результаты и влияние их на качество жизни. Анализируется показатель «достойный труд», как наиболее адекватно отражающий качество образования.

Ключевые слова: достойный труд, качество жизни, занятость, безопасные условия труда, общественный диалог, автономия работника, баланс времени труда и отдыха, внеурочные часы, композитный индекс

Доклад Комиссии Дж Стиглица «Оценка экономических результатов и социального прогресса», разработанный по просьбе экс. президента Франции Н. Саркази, получил широкое распространение. Достаточно сказать, что он обсуждался на статистической комиссии ООН, Конференции европейских статистиков, Форуме международной организации по изучению доходов и богатства, Организации экономического и социального развития (ОЭСР), заседании Евростата, заседании лидеров двадцатки в Питтсбурге ^ — 20), заседании конгресса США в начале 2010 г.

Среди вопросов, разобранных в докладе Дж. Стиглица, были поставлены вопросы оценки качества образования и, как итог этого наличие «достойного труда». Саму услугу образования авторы считают важнейшей компонентой оценки качества жизни человека. Во-первых, образование непосредственно влияет на уровень благосостояния и карьерный рост работающих. Образованный человек быстрее движется по служебной лестнице, более востребован в экономике, та как легче находит то поприще деятельности, которое создает ему более комфортные условия работы и отвечает его потребностям.

* Доклад в сокращении был опубликован в журнале «Вопросы статистики» (2010. — № 11, 12; 2011. — № 2).

Во- вторых, оно развивает человеческие потребности. Авторы приводят интересную цитату Адама Смита, который, рассматривая теорию человеческого капитала, определил роль образования и приобретения квалификации в качестве жизни, которая отличается от вклада его в развитие экономики.»Ес-ли мальчика отправить на работу в раннем возрасте, пренебрегая его образованием, то это будет иметь серьезные неэкономические последствия. Когда он вырастет, у него не будет идей, которые помогли бы ему развлечь самого себя. Отсутствие образования лишает людей возможности принимать участие в религиозной деятельности и может вести к бунту и хулиганству1.

В третьих, авторы докладе отмечают, что образованные люди активны в политической и социальной жизни общества, они делают более объективные оценки субъективного благополучия, объективнее оценивают законодательную и исполнительную власть, указывая на имеющиеся упущения. В- четвертых, образованные люди являются наиболее значительным источником высоко культурной жизни общества, за счет их доходов могут функционировать театры, концертные залы, оркестры и ансамбли классической музыки, т.е. они являются хранителями высокой духовности и сохранения традиций. Авторы доклада приводят примеры специальных исследований в США. Великобритании и Ирландии, Дана, Швеции, где проводились специальные обследования, эмпирически доказано, что более образованные люди дольше живут, у их выше уровень терпимости к другим, меньше агрессии и национализма.

В докладе была подвергнута критике существующая система оценок образования, которая основана на затратном методе. Статистика рассчитывает: количество школ, техникумов, вузов, численность преподавателей по предметам и ученым степеням, затраты на образование государства и местных органов, выпуск специалистов по всем уровням и специальностям. Российская статистика не является исключением и рассчитывает именно эти показатели в разрезе страны в целом, субъектов федерации и муниципальных образований. Не отвергая существующую систему, авторы читают, что она может служить индикатором развития системы образования в межстрановых сравнениях, оценкой соотношений различных уровней образования по потенциальным возможностям, комфортности обучения и возможностей выпускников выбрать желаемую ими специальность и вид деятельности. Однако эта система мало говорит о качестве образования. Авторы предложили несколько подходов к оценке его качества, исходя из уже имеющегося опыта проведения таких же работ. Например: Международная оценка образовательных компетенций учащихся, которая проводится ОЭСР в три этапа. В 2000 г. она ею было охвачено 43 страны, в 2004 — уже 41 страна,

а в 2006 г. — уже 58 стран. В 2008 г. проводилось тестирование 15-летних учащихся по математике и естественным наукам. В 1995, 1999, 2003, и2007 гг. проводились сравнительные исследования математического и естественного образований Международной ассоциацией по оценке учебных заведений. Оно охватило учащихся 4-х и 8-х классов. Проводились исследования грамотности, чтения и понимания тек-ста2. Предложена программа проверки знаний, разработанная ОЭСР через оценку компетенций для взрослых, которая была проведена в 2006 г. в США, Франции, Финляндии. Несмотря на большое количество проведенных исследований и наличие значительной информации об образовании, отсутствуют исследования, дающие оценки уровня образования в целом и влияние его на качество жизни, так как многие исследования посвящены школьному обучению, оставляя в стороне среднее и высшее специальное образование.

На взгляд разработчиков в наибольшей степени характеризует качество образования разработанная МОТ концепция «достойного труда», как итог достаточно высокого уровня полученного образования. По мнению составителей она становится тем индикатором, который во многом определяет качество жизни. Достойный труд является основополагающим детерминантой качества жизни, поэтому МОТ стремится внедрить эту концепцию во все страны мира. Достойный труд — это многомерная составляющая, включающая 11 характеристик, разносторонне описывающая все важнейшие стороны трудовой деятельности. Дадим им характеристику и определим возможности их расчета в России. Они следующие: 1) нестандартная занятость, под которой авторы понимают несовпадение специальности подготовки и выполняемой работы. Для России эта проблема имеет огромное значение. Несмотря на значительное количество выпускников вузов и техникумов ощущается острая нехватка инженеров и техников. Здесь можно выделить три причины: а) гипертрофировнное перепроизводство экономистов и юристов главным образом за счет многочисленных филиалов государственных и частных столичных вузов привело к тому, что на рабочих местах, где достаточно среднего специального образования (кассир, оператор) работают специалисты с высшим образованием; б) значительная часть выпускников средних технических, педагогических и медицинских техникумов не работает по специальности из-за низкой заработной платы в этих отраслях, а устраивается в торговлю, сферу обслуживания; в) низкий уровень подготовки технических кадров колледжей и техникумов, который не соответствует новому поколению техники. Наглядный пример этому. Когда в Ярославле был построении завод японской фирмы Камацу, то на рабочие места взяли выпускников

государственного технического университета, так как образование колледжей и техникумов не соответствовало техническому уровню оборудования. 2) Гендерные различия в занятости и заработной плате — проблема всегда была и остается в России, хотя за последние годы количество женщин, занятых на руководящих постах увеличилось, но остались целые отрасли(образование, легкая и пищевая промышленность, здравоохранение и др.), где значительное большинство составляют женщины. 3) Дискриминация на рабочем месте, которая чаще всего связана с субъективным отношением руководителя к подчиненному, когда личностные отношения превалируют над деловыми. Как правило, в России она проявляется в двух противоположных отношения: или подчиненный чем — то неугоден, без относительности к его квалификации, или наоборот идет быстро по карьере, так как его родители или нужные люди, или высокопоставленные ру-ководители.4) обучение и подготовка в течение всей жизни. У нас это могут позволить только богатые и мощные компании. 5) Занятость инвалидов. За последнее время этот вопрос сдвинулся с мертвой точки, так как благодаря компьютеру и Интернету появились большие возможности работать, не выходя из дома, и передавать готовые результаты заказчику. 6) «внеурочные» часы — данная проблема с развитием рыночных отношений получила значительное распространение. Ряд средних и малых предприятий, банков, достаточно высоко оплачивая труд своих работников, принуждают их трудиться сверх нормативных часов, не оформляя и не оплачивая сверхурочные, не согласовывая с профсоюзами или рабочими органами. При несогласии работника начинается его дискриминация, которая, как правило, заканчивается увольнением «по собственному желанию». В ближайшее время можно ожидать акций работников банков за 8-часовой рабочий день.7) несчастные случаи на работе и факторы риска; 8) интенсивность труда; 9) проблемы здоровья, связанные с работой. Эти три пункта определяют работу, связанную с контролем и надзором за безопасностью труда, которыми в нашей стране занимается несколько ведомств: санитарно — эпидемиологические станции, технический контроль, пожарная охрана, инспекция труда, отделы и службы по технике безопасности. К сожалению, число аварий и несчастных случаев на производстве стало больше. Главная причина, на наш взгляд, в том, что частные предприниматели не очень заинтересованы тратить средства на охрану труда и технику безопасности. В Советском Союзе этим занимались профсоюзные органы, однако сейчас на многих предприятиях и в организациях они отсутствуют. Нужны новые формы работы с предпринимателями и собственниками для создания условий, когда такая работа и траты на нее были

бы выгодны, а нарушения условий — не выгодны. Предлагаем создать специальный реестр добросовестных предпринимателей, куда могут войти те, кто устранил возможность появления несчастных случаев, снизил до минимального уровня факторы физического риска, Создал благоприятные условия для деятельности. Такой предприниматель может на длительное время освобождаться от проведения на его предприятии контрольных проверок, ему будут даваться отдельные консультации об изменениях законодательства, предоставляться другие льготы.

В состав индикатора «достойный труд» авторы доклада включили ряд социальных признаков:

10) баланс времени между работой и жизнью;

11) общественный диалог; 12) автономия работников. Главным источником данных по этим пунктам авторы считают необходимость проведения специальных обследований, т.е. определение мнения занятых о том, как влияет время, работы, на семейную жизнь; занятие спортом, повышение культурного уровня, путешествия и т.д. Здесь же важным является определение рабочего климата на работе, отношения с руководством предприятия или организации, уровень его демократизма.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если все эти 12 составляющих сгруппировать по иерархии ведомств, отвечающих за их решение, то 1, 2, 4, 5 вопросы могут решаться на самом высоком уровне, через регулирование государством объема подготовки специалистов в соответствии с потребностями всех сфер хозяйства, установлении равного представительства женщин, занятость инвалидов. Специальные государственные контролирующие органы должны решать вопросы по 7, 8, и 9 пунктам, выявлять потенциально возможные несчастные случаи и факторы рискованности производства, уровень интенсивности труда и возможные заболевания, связанные с условиями работы. То, что эта проблема есть, говорят данные статистики. В 2010 г. доля лиц, занятых по работах, связанных с напряженностью трудового процесса, была в добыче полезных ископаемых 15,7%, в обрабатывающих отраслях — 5,0%, в производстве электроэнегии, газа и воды — 8,3% в строительстве — 7,1% на транспорте и связи — 13,7%3. При этом она 10-15% выше на негосударственных предприятиях. Здесь важно усилить меры принуждения, систему штрафов за нарушения нормальных условий производства, сделать так, чтобы было материально невыгодно работать с отступлениями от них.

Ряд составляющих достойного труда могут оценивать и контролировать лишь общественные органы: баланс времени между работой и домом, общественный диалог, автономия работников. Во многом это зависит от боевитости коллектива, психологическом климате, умением отстаивать свои права. Механизмом реализации этого должны быть понуждение

и убеждение. Здесь важна сплоченность коллектива, которые своими едиными действиями сможет выступить против различного рода дискриминаций и тем самым побудит предпринимателя или собственника создать нормальное деловое общение. Убеждение действенно тогда, когда собственник или менеджер доказывают необходимость каких-либо преобразований, советуются с коллективом, учитывают его мнение не только с точки зрения интересов работников, но и всего предприятия. Необходимо сделать так, чтобы каждый работающий смог выступить и высказать свое мнение без различий возраста и стажа работы на предприятии, не боясь критиковать или стать «персоной non grata»

Составляющая «Обучение и подготовка в течение всей рабочей жизни» можно отнести к государственной и общественной функции. Государство через систему учебных заведений должно создать возможности обучения и повышения квалификации для всех работников. Общественные органы на предприятии могут создать атмосферу доброжелательности, помощи обучающимся или тому, кто повышает свою квалификацию для продвижения по карьере. На стыке действий контролирующих органов и рабочего коллектива находится проблема «внеурочных часов». Мы уже писали, что на небольших фирмах и банках при высокой оплате труда это стало значительной проблемой и превратилось чуть ли не в обязаловку. Наверное необходимо усилить контроль отделов по труду и социальным вопросам местных администраций об ужесточении наказаний менеджеров и управляющих на нарушение режимов работы и законодательства по труду, на порядок увеличить штрафные санкции руководителей и собственников, как это сделано во многих европейских странах. Однако вопрос упирается в то, что многие коллективы работников с этим смирились, считают это нормальным и при проверках часто говорят о том, что они сами, по своему желанию остаются на сверхурочные работы без всякой оплаты. Без принципиальности коллектива эта проблема не может быть решена.

Многомерность юридической и экономической категории «достойный труд», необходимость ее количественного выражения для оценки и сравнения по территориям вызвала необходимость формирования сводного или композитного индекса , который бы дал обобщенную характеристику состояния труда, вобрав в себя предложенные составляющие. Разработчики доклада предлагают состав такого индекса, который включает семь субиндексов. 1) Гарантированный рынок труда, как индикатор занятости и наличия свободных мест; 2) Обеспеченность занятости, как показатель противоположный безработице, рассчитанный по методике МОТ; 3) Обеспечение профессиональной или квалификационной занятости, как соответствие подготовки специалис-

тов потребностям хозяйства; 4) Безопасность труда, как соотношение работающих в нормальных условиях к общему количеству работающих; 5) Связь безопасности по видам деятельности и профессиям; 6) Г арантированность доходов, как установление доли работников по отраслям, имеющих доход не ниже среднего прожиточного минимума; 7) «Голос работника», как показатель численности работающих, удовлетворенных условиями и уровнем оплаты труда Необходимо отметить, что наша официальная статистика еще не в полной мере готова принять эти рекомендации, хотя на встрече ^-20) в Питтсбурге экс. президент Медведев Д. А подписал специальное заявление о Необходимости совершенствования системы показателей, отражающих качество жизни. У нас рассчитывается достаточно большое количество частных показателей. Хорошо изучается безработица, за 2010 г. она составила 7,5%, снизившись по сравнению с предыдущим годом на 0,9 процентных пункта., при этом она оказалась по мужчинам 8,0%, а по женщинам — 6,9%., т. е. гендерный эффект.

Есть данные о численности женщин по видам экономической деятельности. Самыми высокими по доле женщин среди работающих в 2010 г. оказались: «Гостиницы и рестораны» (77,6%), «Образование» (81,4%), «Здравоохранение и социальные услуги» (80,1%). Самыми «мужскими» видами деятельности были: «Рыболовство и рыбоводство» (14,1%), и «Строительство» (15,9%), «Добыча полезных ископаемых» (20,6%). Высока доля женщин в торговле, финансовой деятельности, услугах ЖКХ, социальных и персональных услугах. Статистика изучает условия безопасности труда через показатели: удельного веса работников, занятых на вредных и опасных условиях труда; численности и доли работников с установленным диагнозом профессиональных заболеваний, количества несчастных случаев, потери рабочего времени от несчастных случаев4. Как видим, отдельные направления представлены достаточно подробно, но в них нет сводных оценок, которые бы давали общую характеристику какого-либо явления. Мало статистических данных о инвалидности, их занятости, повышении квалификации работников разных сфер: формы, продолжительность. Есть часы, отработанные сверхурочно, но здесь присутствуют лишь те, которые оплачиваются по повышенным ставкам и отсутствуют неоплачиваемые. Вообще не представлены социальные признаки из пунктов 10, 11, 12, для этого необходимо проводить специальные обследования через опрос работающих, так как эти показатели отсутствуют в отчетности и вряд ли когда-нибудь появятся.

В целом, рекомендации комиссии Дж.Стиглица являются новым взглядом на проблемы труда, образования и качество жизни работающих и всего населения. Комиссия отметила большой и все

увеличивающийся разрыв между пониманием системы показателей статистики и реальным положением населения, которое все больше не доверяет законодательным и исполнительным органам как отдельных стран, так и территорий. Для России эта проблема стоит очень остро и решение ее крайне необходимо.

Примечания

1 Цит.: Вопросы статистики. — 2010. — № 12. — С. 14-15.

2 Там же. — С. 16-17.

3 Российский статистический ежегодник — 2011. -Электронная версия. — Табл. 5.34.

4 Российский статистический ежегодник — 2011. -Электронная версия. — Табл 5.31-5.34, 5.7

УДК 338.43

Губин В. А. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ФЕРМЕРСКОГО СЕКТОРА В НАЦИОНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

В статье сделан вывод о том, что развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и эффективное производство ими сельскохозяйственной продукции позволяет, во-первых, решать экономические и социальные задачи развития сельских территорий, во-вторых, улучшить показатели уровня жизни на селе (вовлекать сельских жителей в активную общественную жизнь, повышать занятость, обеспечивать приемлемый уровень доходов селян), в-третьих, создать благоприятный инвестиционный климат в регионе и России, в целом.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс; крестьянское (фермерское) хозяйство; экономический

рост; инвестиционный климат; Костромская область.

Институционализация экономических отношений, необходимость решения социально-экономических проблем национального хозяйства, улучшение экономической, демографической ситуации в стране и регионах, привлечение инвестиционного капитала в нуждающиеся отрасли экономики обусловило создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств как эффективного социально-экономического института, который способен быстро адаптироваться к новым условиям. Крестьянские (фермерские) хозяйства представляют собой «объединение граждан, связанных родством и (или) свойством с главой фермерского хозяйства, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии» . Среди важных зарубежных исследований, посвященных проблемам фермерских хозяйств, отметим таких авторов, как М. Бакетт , С. Х. Блег-борн , Г. Ф. Уоррен , Т. Р. Хэджес , А.В. Чаянов . Особое внимание привлекает работа ос-

новоположника теории семейно-трудового хозяйства и классической теории сельскохозяйственной кооперации А. В. Чаянова «Крестьянское хозяйство», где автор подробно подходит к изучению вопроса сущности, принципов организации производства и основных параметров главной составляющей фермерского хозяйства — крестьянской семьи. Учения К. Маркса, который рассуждает о семейной собственности, положительных и отрицательных сторонах частного землепользования и пишет, что именно «свободная собственность крестьян, ведущих самостоятельное хозяйство, есть, очевидно, самая нормальная форма собственности» . Статьи и очерки современного автора В. И. Кудряшова, который рассматривает проблемы развития фермерских хозяйств: криминальном бизнесе и коррупции, слабой государственной поддержке, отсутствие доступной рыночной инфраструктуры и т. д. .

В большинстве стран с развитой рыночной системой хозяйствования семейный бизнес играет большую роль. Например, в Великобритании он охватывает 75% от числа всех фирм, обеспечивая

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *