Мса 220 контроль качества аудиторской работы

5. Рабочая документация аудитора (мса 230)

В РФ – ФПСАД №2 «Документирование аудита». Данное правило разработано на основе МСА и почти полностью совпадает с ним.

Аудитор обязан своевременно документировать процедуры и доказательства, подтверждающие аудиторское мнение.

Термин «документация» для целей МСА предполагает составление аудитором и для него рабочих документов по проводимому аудиту экономического субъекта.

Документация фиксирует доказательства, помогающие сделать вывод, достигнута ли общая цель аудита.

Эти документы хранятся у аудитора, т.к. он несет ответственность за проведенную проверку.

Рабочая документация составляется в полной и подробной форме. В ней должны быть отражены следующие вопросы:

  1. О планировании работы;

  2. О характере, временных рамках и объемах аудиторских процедур (в первую очередь проверяются счета 50, 51, 68, т.к. их проверяет налоговая служба, и 60, 62 (при наличии мошенничества через подлог документов)), их результатах;

  3. Выводы, сделанные на основе полученных доказательств;

  4. Существенные вопросы, возникшие в ходе аудита, результаты их рассмотрения.

На форму и содержание рабочих документов влияют:

  1. Характер аудиторского задания;

  2. Форма аудиторского задания;

  3. Характер и сложность бизнеса;

  4. Характер и состояние бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

  5. Конкретные методы и приемы, применяемые при аудировании.

В минимальный перечень сведений, отражаемых в рабочих документах, входят:

  1. Сведения о юридической и организационной структуре, копии юр. документов;

  2. Выдержки/копии из основных юр. документов

  3. Данные об отрасли, эконом. и правовой среде;

  4. Подтверждение планирования (документы);

  5. Исследование аудитором системы БУ и внутреннего контроля (подтверждение);

  6. Оценка аудит. риска и уровень существенности (подтверждение);

  7. Аудиторские доказательства и выводы;

  8. Сведения о работниках, выполняющих аудит. процедуры;

  9. Сроки выполнения аудиторской проверки;

  10. Сообщения экспертов, третьих лиц, копии протоколов встреч, писем, связанных с аудитом;

  11. Письменные заявления от ауд. лица;

  12. Копии финотчетности и аудит. заключения.

Рабочая документация – конфиденциальна, собственность аудитора.

6. Мса 220 – контроль качества аудиторских услуг

МСА 220 «Контроль качества работы в аудите» посвящен контролю в отношении:

  • Политики и процедур аудиторской организации, применяемых к аудиторской работе;

  • Процедур, направленных на контроль за работой ассистентов, выполняющих отдельные аудиторские проверки.

Характер, сроки и сфера применения политики и процедур контроля качества аудита зависят от:

  • Размера аудиторской организации и характера предоставляемых ею услуг;

  • Географического расположения;

  • Организационной структуры;

  • Соотношения затрат и результатов.

Политика внутрифирменного контроля качества должна быть направлена:

  • На соблюдение всем персоналом аудиторской организации этических принципов аудиторской профессии;

  • Владение аудиторами стандартами и компетентность;

  • Поручение аудиторских заданий сотрудникам, имеющим навыки в определенной области аудита; осуществление постоянного надзора и проверку выполнения работ на всех этапах и уровнях;

  • Проведение консультаций со специалистами;

  • Принятие новых и сохранение старых экономических субъектов — клиентов;

  • Мониторинг эффективности внутрифирменной политики и процедур контроля качества аудита.

Каждый аудитор организации обя­зан выполнять именно те процедуры контроля качества, которые относятся к его части аудиторской проверки.

Любое поручение ассистентам аудитора должно сопровождаться проверкой добросовестности проведения процедур, профнавыков и знаний.

Сотрудники аудиторской организации должны выполнять следующие функции:

  • Контролировать процесс аудита с тем, чтобы выявлять, владеют ли ассистенты необходимыми навыками и достаточно ли они компетентны в порученных им заданиях;

  • Обнаруживать и анализировать информацию, связанную с существенными аспектами бухгалтерского учета и аудита;

  • Устранять неоднозначные трактовки в профессиональных суждениях сотрудников.

Проверка работы ассистентов выполняется сотрудниками, имеющими, как минимум, равный уровень компетентности. При этом выясняется:

  • Была ли работа выполнена в соответствии с программой аудита;

  • Была ли эта работа задокументирована;

  • Были ли охвачены все существенные аспекты аудита;

  • Были ли достигнуты цели аудиторских процедур.

При проверках необходимо акцентировать особое внимание:

  • На общем плане и программе аудита;

  • Оценке неотъемлемого риска и риска системы контроля;

  • Документации, составляемой аудитором;

  • Бухгалтерской отчетности и аудиторском заключении.

Контроль качества работы в аудите (МСА-220)

Целью настоящего Международного стандарта аудита является установление стандартов и предоставление руководства по контролю качества:

— политики процедур аудиторской фирмы, касающихся аудиторской работы в общем;

— процедур, касающихся работы, порученной ассистентам аудитора при проведении отдельного аудита.

Политика и процедуры контроля качества подлежат выполнению как на уровне аудиторской фирмы, так и на уровне отдельных аудитов.

В настоящем МСА применяются следующие основные понятия:

а) аудитор— лицо, несущее окончательную ответственность за аудит;

б) аудиторская фирма — партнеры фирмы, предоставляющие аудиторские услуги, или отдельный практикующий аудитор, предоставляющий аудитор­ские услуги;

в) персонал -все партнеры и профессиональный штат сотрудников, привлеченные к аудиторской дея­тельности фирмы;

г) ассистенты аудитора- сотрудники фирмы, привлеченные к проведению отдельного аудита и не являющиеся аудито­рами.

В МСА- 220 раскрываются общие требования к системе внут­реннего контроля качества аудита,которые должны быть приня­ты аудиторской организацией в качестве внутреннего стандарта контроля качества аудита (или нескольких внутренних стандар­тов). Подробно данные требования раскрыты в приложении к МСА-220.

А. Профессиональные требования.Персонал фирмы должен соблюдать принципы независимости, честности, объек­тивности, конфиденциальности и профессионального поведения.

Б. Квалификация и профессиональная компетентность.Фирма должна быть укомплектована персоналом, владеющим техническимстандартами и придерживающимся их, а также обладающим профессиональ­ной компетенцией, предоставляющей возможность для выполнения ими своих обя­занностей с должной тщательностью.

В. Поручение заданий:аудиторская работа должна поручаться персоналу, имеющему уровень технической подготовки и профессио­нальных знаний, требуемых в данных обстоятельствах.

Г. Делегирование:необходимо в достаточной мере направлять работу, осуществлять ее руководство и проводить обзор на всех уровнях, для обеспечения разумной уверенности в отношении того, что выполненная работа отвечает соответствующим стан­дартам качества.

Д. Консультирование:в случае необходимости следует использовать консультирование в самой фирме и за ее пределами с лицами, обладающими соответствующими знаниями.

Е. Принятие и сохранение клиентов:необходимо постоянно проводить оценку потенциальных клиентов и обзор существую­щих клиентов. При решении вопроса о принятии клиента или о продолжении сотрудничества с ним надо исходить из соображе­ний независимости фирмы, ее способности предоставлять услуги надлежащим образом и честности руководства клиента.

Ж. Мониторинг:необходимо проводить непрерывный мониторинг адекватности и эффективности политики и про­цедур контроля качества.

В МСА указано, что политика (принципы) и процедуры контроля качества должны быть реализованы как на уровне аудиторской фирмы, так и на уровне отдельных аудиторских проверок.

Контроль качества аудиторской деятельности осуществляется в нескольких аспектах:

· Контроль основного аудитора за работой своих ассистентов;

· Контроль аудиторской фирмы за работой аудиторов;

· Внешний контроль.

Контроль основного аудитора за работой своих ассистентов. Основной аудитор несет полную ответственность за выполнение аудита. При проведении проверки он должен контролировать работу ассистентов, давать инструкции по вопросам деятельности предприятия и возможных проблемах в организации учета и, соответственно, аудита. Любое поручение работы старшим аудиторам и рядовым участникам проверки должно осуществляться таким образом, чтобы, кто поручает работу, имел разумную степень уверенности в том, что исполнитель обладает знаниями, умениями. Навыками, необходимыми для надлежащего выполнения этой работы.

Контроль аудиторской фирмы за работой аудиторов. В средних и крупных аудиторских фирмах контроль за качеством выполняемых работ и исполнением процедур по аудиту обычно возлагается на Экспертный Совет, сформированный из высококвалифицированных специалистов. Этот Совет рассматривает и проверяет все рабочие файлы, подготовленные участниками рабочей группы. Согласно внутрифирменным стандартам для обеспечения контроля качества аудита должна быть разработана документация, включающая в себя постоянные и текущие файлы.

Текущие файлы – документы, проверенные руководителем рабочей группы.

При проверке результатов аудита необходимо уделять основное внимание следующим вопросам:

· Выполнялся ли аудит в соответствии с общим планом и программой аудита?

· Документировались ли проделанная работа и ее результаты?

· Достигнуты ли цели намеченных аудиторских процедур?

· Служат ли результаты проверок основой для выражения мнения аудитора по поводу достоверности финансовой отчетности?

Постоянные файлы – документы, проверенные и утвержденные Экспертным Советом и руководством аудиторской фирмы. К ним можно отнести:

· Письмо-соглашение, предназначенное клиенту с информацией об условиях и обязательствах сторон в процессе оказания услуг;

· Письмо к руководству, информирующее об основных недостатках системы внутреннего контроля клиента и рекомендациях по их устранению;

· Протоколы рассмотрения результатов аудиторской проверки и др.

Внешний контроль качества работы аудиторов может осуществляться госорганами. Однако он является косвенным, поскольку имеет целью проверку не работы аудиторов, а правильности уплаты налогов, совершения предприятиями противоправных действий и др.

Согласно МСА 220 «Контроль качества аудиторской работы» требуется, чтобы во всех аудиторских организациях существовала надлежащим образом формализованная внутренняя система контроля качества аудита. Каждая аудиторская фирма должна разработать и регулярно применять систему внутренних стандартов или инструкций, выполнение которых позволяло бы обеспечивать необходимое качество работы. Именно ее и следует изучать в ходе проверки качества аудита, а именно убедиться в наличии необходимых инструкций, соответствии их содержания стандартам и в том, что предусмотренные документами мероприятия и процедуры надлежащим образом применяются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *