МВД сообщение

В настоящее время эффективная деятельность органов внутренних дел напрямую зависит от регистраций и учета преступлений, которая позволяет оценить реальное состояние преступности в стране, результаты оперативно-служебной деятельности, выявить ее проблемы, прогнозировать дальнейшее развитие событий, планировать борьбу с преступностью в целом и по отдельным направлениям, рассчитывать необходимое количество сил и средств для осуществления реального контроля над преступностью.
Как известно, своевременная регистрация может обеспечить принятие своевременного и обоснованного решения по материалу, а, в свою очередь, своевременное возбуждение уголовного дела создает возможность широкого комплекса действий, направленных на установление всех обстоятельств выявленного преступления и привлечение виновных к уголовной ответственности.
В органах внутренних дел прием и регистрацию заявлений и сообщений о происшествиях в основном осуществляют дежурные части, именно сотрудники ДЧ в большей степени отвечают за своевременность и полноту регистрации заявлений и сообщений о происшествиях, влияют на мнение граждан об организации работы в органах внутренних дел.
В соответствии с совместным приказом Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков «О едином учете преступлений» любое правоохранительное ведомство, имеющее право проводить дознание и следствие, обязано принять и зарегистрировать заявление гражданина о преступлении вне зависимости от подследственности данного преступления.
С заявлением о преступлении граждане могут обратиться в любое правоохранительное ведомство, а не только в полицию.
Органы внутренних дел обязаны принимать устные и письменные сообщения о преступлениях, а также сообщения и письменные заявления о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения. Сообщения о преступлениях включают и явку с повинной, т. е. добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении.
Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем. Заявление о преступлении, сделанное в устной форме, заносится в протокол, который подписывает заявитель и должностное лицо, принявшее данное заявление. Заявление о явке с повинной также может быть сделано как в письменном, так и в устном виде.
Органы внутренних дел не вправе отказывать в приеме заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях по мотивам недостаточности сообщаемых данных. Вместе с тем, эта информация не должна содержать заведомо ложных сведений. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.
Заявления и сообщения принимаются независимо от места и времени их совершения. В соответствии с требованиями УПК РФ при приеме сообщения о происшествии заявителю выдается талон-уведомление, в котором указываются сведения о сотруднике, принявшем данное сообщение, а также регистрационный номер и дата регистрации сообщения. Талон состоит из двух частей: талон-корешок и талон-уведомление. Обе части талона имеют одинаковый регистрационный номер.
Заявитель расписывается в получении талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления.
Подавать заявления и другую информацию о преступлениях и иных происшествиях наряду с гражданами России могут иностранные граждане и лица без гражданства.
По заявлению или сообщению о преступлении в срок не позднее 3 суток, в исключительных случаях – в срок не более 10 суток со дня подачи, в соответствии с требованиями статьи 145 УПК РФ, должно быть принято одно из следующих решений:
— о возбуждении уголовного дела;
— об отказе в возбуждении уголовного дела;
— о передаче по подследственности или территориальности.
О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.
Заявитель имеет право:
— излагать заявление на языке, на котором ведется делопроизводство в органе внутренних дел, или на другом языке, которым он владеет;
— получить сообщение о решении, принятом по его заявлению;
— обжаловать действия работников органов внутренних дел, связанные с принятием и рассмотрением заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и иных происшествиях, начальнику органа внутренних дел, а также в вышестоящий орган внутренних дел, прокуратуру или другие компетентные учреждения и организации по своему усмотрению.

(утверждена приказом МВД России от 29.08.2014 № 736)

Прием заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях

Заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях вне зависимости от места и времени совершения преступления, административного правонарушения либо возникновения происшествия, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД России. Они могут поступать в орган внутренних дел лично от заявителя, нарочным, по почте, по телефону, телеграфу, факсимильным или иным видом связи.

Круглосуточный прием заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях осуществляется оперативным дежурным дежурной части территориального органа МВД России (отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции).

При приеме от заявителя письменного заявления о преступлении заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем делается отметка, удостоверяемая подписью заявителя.

Заявления о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, содержащиеся в письменных обращениях заявителей, направленных посредством операторов почтовой связи с доставкой письменной корреспонденции в здание территориального органа МВД России, официальных сайтов, факсимильной связи, федеральной фельдъегерской связи и специальной связи, почтового ящика, полученных в ходе личного приема, принимаются подразделением делопроизводства и режима территориального органа МВД России, регистрируются в установленном порядке и направляются руководителем (начальником) территориального органа МВД России в дежурную часть для незамедлительной регистрации в КУСП.

Для приема заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в электронной форме, направляемых посредством официальных сайтов, применяется программное обеспечение, предусматривающее обязательное заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с заявлениями о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях. Электронные заявления распечатываются на бумажном носителе, дальнейшая работа ведется с ними как с письменными заявлениями о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией.

Сотрудникам подразделения делопроизводства запрещается лично принимать и учитывать заявления о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, поданные в территориальный орган МВД России непосредственно заявителем или лицом, представляющим его интересы.

Вне пределов административных зданий территориальных органов МВД России или в административных зданиях территориальных органов МВД России, в которых дежурные части не предусмотрены, заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях принимаются уполномоченными сотрудниками органов внутренних дел.

Содержание

Регистрация заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях

Регистрация в КУСП заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях осуществляется независимо от территории оперативного обслуживания незамедлительно и круглосуточно в дежурных частях.

В КУСП регистрируются письменное заявление о преступлении, подписанное заявителем; протокол принятия устного заявления о преступлении; протокол явки с повинной; заявление о безвестном исчезновении человека; рапорт сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации об обнаружении признаков преступления; постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании; поручение прокурора о проведении проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации; сообщение и письменное заявление о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения, иная информация о происшествии.

При регистрации заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, поступивших в дежурную часть, на свободном от текста месте лицевой или оборотной сторон документа, зарегистрированного в КУСП, в обязательном порядке проставляется штамп. В оттиск штампа оперативный дежурный дежурной части вносит регистрационный номер записи в КУСП, дату регистрации, наименование территориального органа МВД России, свои инициалы, фамилию и заверяет указанные сведения своей подписью.

Оперативный дежурный дежурной части, принявший заявление о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии лично от заявителя, одновременно с регистрацией заявления в КУСП обязан оформить талон, который состоит из двух частей: талона-корешка и талона-уведомления, имеющих одинаковый регистрационный номер. Заявитель расписывается за получение талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления.

При регистрации в дежурной части органов внутренних дел сообщений и заявлений, полученных вне служебных помещений органов внутренних дел или в органах внутренних дел, где нет дежурных частей, в КУСП обязательно указываются дата и время получения сообщения сотрудником. Сотрудник органа внутренних дел, принявший сообщений от заявителя, указывает в заявлении дату и время получения сообщения, сведения о заявителе, а также свою фамилию, инициалы, должность и заверяет своей подписью.

Если рассмотрение заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях не относится к компетенции органов внутренних дел или преступления, административные правонарушения, происшествия, относящиеся к компетенции органов внутренних дел, произошли на территории обслуживания другого территориального органа МВД России, то все имеющиеся материалы после регистрации в КУСП в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации передаются:

С заявлением (сообщением) о преступлении – в другой орган предварительного расследования или дознания (в том числе в иной территориальный орган МВД России) по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК, а по уголовным делам частного обвинения – в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК.

С заявлением (сообщением) об административном правонарушении, о происшествии – в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности либо в иной территориальный орган МВД России по территориальности.

Одновременно принимаются необходимые меры по предотвращению или пресечению преступления или административного правонарушения, а также охране места совершения преступления, административного правонарушения или места происшествия.

Разрешение заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях

После регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в КУСП оперативный дежурный дежурной части принимает меры неотложного реагирования в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность органов внутренних дел. О принятых мерах неотложного реагирования и их результатах оперативный дежурный в течение дежурной смены докладывает руководителю (начальнику) территориального органа МВД России.

Передача незарегистрированного в КУСП заявления (сообщения) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии исполнителю для проведения проверки запрещается.

Исполнитель обязан проверять действительность факта обращения заявителя с заявлением (сообщением) о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, достоверность данных заявителя: фамилии, имени, отчества, адреса, а в случае неполноты или отсутствия таких данных, принять меры к их установлению.

Заявления и сообщения о преступлениях рассматриваются в сроки, установленные УПК, по результатам их рассмотрения принимается одно из следующих решений:

  • о возбуждении уголовного дела;
  • об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • о передаче по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК, а по уголовным делам частного обвинения – в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК.

В случае принятия по заявлению (сообщению) о преступлении решения об отказе в возбуждении уголовного дела материал проверки этого заявления (сообщения) незамедлительно регистрируется в журнале учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного. Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.

Заявления и сообщения об административных правонарушениях рассматриваются в сроки, установленные КоАП, по результатам их рассмотрения принимается одно из следующих решений:

  • о возбуждении дела об административном правонарушении;
  • об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;
  • о передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности;
  • о передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки в иной территориальный орган МВД России по территориальности.

Заявления и сообщения о происшествиях рассматриваются в срок, определенный руководителем территориального органа МВД России с учетом требований части 3 статьи 8 и статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ, по результатам их рассмотрения принимается одно из следующих решений:

  • о передаче заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности.
  • о передаче заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки в иной территориальный орган МВД России по территориальности;
  • о приобщении заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки к материалам номенклатурного дела, прилагаемого к КУСП;
  • о приобщении заявления о происшествии к розыскному делу;
  • о передаче заявления о происшествии в подразделение делопроизводства.

Решения о передаче по компетенции или по территориальности принимаются в течение семи дней с момента регистрации заявления (сообщения) о происшествии в КУСП.

Информация о решениях по заявлениям и сообщениям о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в течение 24 часов с момента их принятия направляется заявителю в письменной форме или в форме электронного документа. При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное решение и порядок его обжалования.

О Порядке посещения мест принудительного содержания территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации членами общественных наблюдательных комиссий

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 10 февраля 2020 года N 47

О Порядке посещения мест принудительного содержания территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации членами общественных наблюдательных комиссий

В соответствии с частью 2 статьи 26 Федерального закона от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» и частью второй статьи 18_1 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в целях обеспечения деятельности общественных наблюдательных комиссий при посещении мест принудительного содержания территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации —
________________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст.2789; 2018, N 53, ст.8454.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 29, ст.2759; 2018, N 30, ст.4538.

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок посещения мест принудительного содержания территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации членами общественных наблюдательных комиссий.

2. Признать утратившими силу:

2.1. Приказ МВД России от 6 марта 2009 г. N 196 «О порядке посещения мест принудительного содержания территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации членами общественных наблюдательных комиссий».
________________
Зарегистрирован Минюстом России 9 апреля 2009 года, регистрационный N 13731.

3. Признать не подлежащим применению приказ ФМС России от 2 июня 2015 г. N 286 «О порядке посещения членами общественных наблюдательных комиссий специальных учреждений ФМС России и ее территориальных органов, предназначенных для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии».
________________
Зарегистрирован Минюстом России 11 августа 2015 года, регистрационный N 38455.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за деятельность соответствующих подразделений.

Министр
генерал полиции
Российской Федерации
В.Колокольцев

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
25 февраля 2020 года,
регистрационный N 57588

Приложение. Порядок посещения мест принудительного содержания территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации членами общественных наблюдательных комиссий

Приложение
к приказу МВД России
от 10 февраля 2020 года N 47

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» определяет организацию посещения членами общественных наблюдательных комиссий, образуемых в субъектах Российской Федерации в порядке, установленном статьей 10 Федерального закона, мест принудительного содержания, предусмотренных статьей 2 Федерального закона, относящихся к компетенции территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации при осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека.
________________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст.2789; 2018, N 53, ст.8454. Далее — «Федеральный закон».

Далее — «комиссия».

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 29, ст.2759; 2019, N 30, ст.4134), Федеральный закон от 26 апреля 2013 г. N 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 17, ст.2034; 2019, N 40, ст.5488), Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 26, ст.3177; 2019, N 30, ст.4134), Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст.3032; 2019, N 31, ст.4416), Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст.900; 2019, N 52, ст.7805). Далее — «место принудительного содержания».

2. Правовую основу настоящего Порядка составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», Федеральный закон от 26 апреля 2013 г. N 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 1306 «Об утверждении Правил содержания (пребывания) в специальных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии», приказ МВД России от 10 февраля 2014 г. N 83 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста», приказ МВД России от 1 сентября 2012 г. N 839 «О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей», приказ МВД России от 22 ноября 2005 г. N 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», приказ МВД России от 30 декабря 2016 г. N 935 «Об утверждении Примерного (типового) распорядка дня специальных учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа, предназначенных для содержания (пребывания) иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии».
________________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст.4921; 2019, N 52, ст.7818.

Далее — «Федеральный закон N 103-ФЗ».

Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 2, ст.130; 2015, N 2, ст.513; 2016, N 26, ст.4060.

Зарегистрирован Минюстом России 18 июня 2014 года, регистрационный N 32775 (с изменениями, внесенными приказом МВД России от 30 августа 2017 г. N 686 (зарегистрирован Минюстом России 17 ноября 2017 года, регистрационный N 48937).

Зарегистрирован Минюстом России 5 декабря 2012 года, регистрационный N 26012.

Зарегистрирован Минюстом России 9 декабря 2005 года, регистрационный N 7246 (с изменениями, внесенными приказами МВД России от 12 апреля 2007 г. N 355 (зарегистрирован Минюстом России 14 мая 2007 года, регистрационный N 9463), от 15 мая 2007 г. N 433 (зарегистрирован Минюстом России 5 июня 2007 года, регистрационный N 9591), от 30 апреля 2008 г. N 386 (зарегистрирован Минюстом России 1 июля 2008 года, регистрационный N 11961), от 15 июля 2009 г. N 532 (зарегистрирован Минюстом России 6 ноября 2009 года, регистрационный N 15198), от 13 сентября 2010 г. N 658 (зарегистрирован Минюстом России 20 декабря 2010 года, регистрационный N 19266), от 30 декабря 2011 г. N 1343 (зарегистрирован Минюстом России 27 апреля 2012 года, регистрационный N 23969), от 18 октября 2012 г. N 953 (зарегистрирован Минюстом России 6 февраля 2013 года, регистрационный N 26852).

Зарегистрирован Минюстом России 9 марта 2017 года, регистрационный N 45872.

II. Уведомление территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации о посещении мест принудительного содержания членами комиссии

3. Руководитель (начальник) территориального органа МВД России после образования общественной наблюдательной комиссии посредством факсимильной, почтовой связи или в форме электронного документа, отправленного на электронный адрес комиссии, представляет председателю соответствующей комиссии в письменном виде информацию, содержащую почтовый адрес территориального органа МВД России, номера телефонной и факсимильной связи, по которым осуществляется уведомление о посещении мест принудительного содержания, а также адреса подведомственных МВД России или его территориальному органу мест принудительного содержания, которые являются объектами общественного контроля.

4. О планируемых посещениях мест принудительного содержания комиссия посредством телефонной, факсимильной, почтовой связи или в форме электронного документа, отправленного на электронный адрес территориального органа МВД России, уведомляет руководителя (начальника) соответствующего территориального органа МВД России, указывая намеченные к посещению места принудительного содержания, находящиеся в его ведении, даты и время посещения. В случае отсутствия руководителя (начальника) территориального органа МВД России данную информацию принимает оперативный дежурный дежурной части территориального органа МВД России, который докладывает руководству территориального органа МВД России.
________________
Часть 4 статьи 15 Федерального закона.

5. При получении от комиссии уведомления, поступившего по телефону или по каналам факсимильной, почтовой связи, а также на электронный адрес территориального органа МВД России, должностные лица, указанные в пункте 4 настоящего Порядка, информируют о предстоящем посещении членами комиссии начальников (руководителей) подведомственных территориальному органу МВД России мест принудительного содержания или их заместителей либо дежурного места принудительного содержания, который докладывает руководству данного подразделения.

III. Обеспечение деятельности членов комиссии при посещении мест принудительного содержания

6. Руководители (начальники) территориальных органов МВД России и руководство мест принудительного содержания обеспечивают реализацию полномочий членов комиссии при посещении ими мест принудительного содержания.

7. При получении от должностных лиц, указанных в пунктах 4 и 5 настоящего Порядка, информации о планируемом посещении членами комиссии места принудительного содержания начальник (руководитель) места принудительного содержания:

7.1. Уточняет наличие обстоятельств, препятствующих посещению членами комиссии мест принудительного содержания в соответствии с требованиями части 1 статьи 17 Федерального закона.

7.2. При установлении у члена (или членов) комиссии обстоятельств, указанных в подпункте 7.1 настоящего пункта, принимает решение об отказе в допуске члена (или членов) комиссии в место принудительного содержания. Решение об отказе оформляется соответствующим распоряжением начальника (руководителя) места принудительного содержания либо уполномоченного должностного лица территориального органа МВД России, в ведении которого оно находится. Копия такого распоряжения передается члену комиссии по его просьбе или посредством факсимильной, почтовой связи направляется в комиссию в течение двух рабочих дней.

8. При посещении места принудительного содержания члены комиссии обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов, регулирующих работу места принудительного содержания, а также подчиняться законным требованиям администрации места принудительного содержания.
________________
Часть 2 статьи 16 Федерального закона.

При осуществлении общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, не допускается вмешательство в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность, производство по делам об административных правонарушениях, медицинскую деятельность, а также разглашение без письменного согласия лица, находящегося в месте принудительного содержания, или его законного представителя сведений, составляющих врачебную тайну.
________________
Часть 2 статьи 4 Федерального закона.

При нарушении членами комиссии требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих работу мест принудительного содержания, начальник (руководитель) места принудительного содержания в кратчайший срок, но не позднее 24 часов с момента выявления такого нарушения, сообщает об этом начальнику соответствующего территориального органа МВД России, который в письменной форме информирует об этом МВД России.

10. Начальник (руководитель) места принудительного содержания или должностное лицо, которому вышестоящим руководством поручено сопровождение и обеспечение безопасности лиц, осуществляющих общественный контроль во время посещения места принудительного содержания, встречает членов комиссии при их прибытии в расположение места принудительного содержания.

Пропуск на территорию места принудительного содержания осуществляется в сопровождении должностного лица места принудительного содержания при предъявлении членом комиссии мандата установленного образца и документа, удостоверяющего его личность.
________________
Часть 7 статьи 10 Федерального закона.

11. В целях осуществления деятельности комиссии начальник (руководитель) места принудительного содержания:

11.1. Организует проверку у членов комиссии документов, указанных в абзаце втором пункта 10 настоящего Порядка, а также обеспечивает их допуск на территорию места принудительного содержания и в помещения, указанные в пункте 1 части 1 статьи 16 Федерального закона, при соблюдении установленных в них правил внутреннего распорядка.

11.2. Назначает должностных лиц, обеспечивающих сопровождение и безопасность членов комиссии во время посещения места принудительного содержания.

11.3. Обеспечивает возможность проведения членами комиссии бесед с лицами, находящимися в местах принудительного содержания, по вопросам обеспечения их прав в местах принудительного содержания в условиях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации. Беседа с подозреваемыми и (или) обвиняемыми, содержащимися под стражей, по вопросам обеспечения их прав в местах принудительного содержания осуществляется в условиях, позволяющих представителю соответствующего места принудительного содержания видеть их и слышать.
________________
Часть 1 статьи 16 Федерального закона.

Часть 1 статьи 18_1 Федерального закона N 103-ФЗ.

11.4. Принимает меры к прекращению беседы при обсуждении членами комиссии вопросов, не относящихся к обеспечению прав подозреваемых и обвиняемых в местах принудительного содержания, либо нарушения членами комиссии установленных в местах принудительного содержания правил внутреннего распорядка.

Если при этом осуществлялась кино-, фото- и видеосъемка лица, находящегося в месте принудительного содержания, она также прекращается, полученные при этом материалы подлежат просмотру и прослушиванию в соответствии с пунктом 21 настоящего Порядка.

11.5. Предоставляет членам комиссии для ознакомления документацию о проведении медицинских осмотров содержащихся лиц при их поступлении в место принудительного содержания и убытии из него, а также документацию, касающуюся обеспечения их прав в части предоставления им трехразового питания, медицинской помощи и проведения санитарной обработки.

Медицинская документация, отражающая состояние здоровья лица, находящегося в месте принудительного содержания, предоставляется членам комиссии с согласия этого лица или его законного представителя.

В отношении несовершеннолетнего лица указанная информация предоставляется с письменного согласия одного из родителей или иного законного представителя такого лица и письменного согласия самого лица, в отношении лица, признанного в установленном порядке недееспособным, — с письменного согласия опекуна или медицинской организации, исполняющей обязанности опекуна или попечителя.

12. Для осуществления деятельности комиссии администрация места принудительного содержания:

12.1. Проводит разъяснительную работу с лицами, содержащимися в местах принудительного содержания, о целях, задачах и формах деятельности комиссии.

12.2. Организует размещение на информационных стендах списка членов комиссии с указанием адреса места нахождения комиссии.

13. Жалобы и заявления лиц, находящихся в местах принудительного содержания, принимаются и оформляются в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
________________
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст.2060; 2018, N 53, ст.8454), Федеральный закон N 103-ФЗ, приказ МВД России от 22 ноября 2005 г. N 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» (зарегистрирован Минюстом России 9 декабря 2005 г. N 7246) с изменениями, внесенными приказами МВД России от 12 апреля 2007 г. N 355 (зарегистрирован Минюстом России 14 мая 2007 года, регистрационный N 9463), от 15 мая 2007 г. N 433 (зарегистрирован Минюстом России 5 июня 2007 года, регистрационный N 9591), от 30 апреля 2008 г. N 386 (зарегистрирован Минюстом России 1 июля 2008 года, регистрационный N 11961), от 15 июля 2009 г. N 532 (зарегистрирован Минюстом России 6 ноября 2009 года, регистрационный N 15198), от 13 сентября 2010 г. N 658 (зарегистрирован Минюстом России 20 декабря 2010 года, регистрационный N 19266), от 30 декабря 2011 г. N 1343 (зарегистрирован Минюстом России 27 апреля 2012 года, регистрационный N 23969), от 18 октября 2012 г. N 953 (зарегистрирован Минюстом России 6 февраля 2013 года, регистрационный N 26852).

14. Запрещается использование членами комиссии приборов для контроля за микроклиматом в жилых и производственных помещениях в местах принудительного содержания территориальных органов МВД России, не прошедших государственную аттестацию и не имеющих свидетельства о поверке.
________________
Пункт 1 части 1 статьи 16 Федерального закона.

IV. Производство кино-, фото- и видеосъемки лиц, находящихся в месте принудительного содержания

15. Кино-, фото- и видеосъемка лиц, находящихся в месте принудительного содержания, в целях фиксации нарушения их прав может осуществляться членами комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации посредством технических средств, состоящих на балансовом учете места принудительного содержания или территориального органа МВД России, в ведении которого оно находится. Копии полученных в ходе кино-, фото- и видеосъемки материалов передаются членам комиссии.
________________
Далее — «кино-, фото- и видеосъемка».

16. При отсутствии на балансовом учете места принудительного содержания или территориального органа МВД России, в ведении которого оно находится, технических средств или в случае выявления их неисправности кино-, фото- и видеосъемка осуществляется с использованием технических средств членов комиссии.

Копии материалов подлежат хранению в месте принудительного содержания.

17. Кино-, фото- и видеосъемка осуществляется с использованием технических средств, предназначенных для кино-, фото- или видеосъемки, не оборудованных техническим устройством для дистанционной передачи информации.

Кино-, фото- и видеосъемка скрытым способом либо с применением технических средств для несанкционированной записи запрещается.

18. Кино-, фото- и видеосъемка лиц, находящихся в местах принудительного содержания, осуществляется с письменного согласия этих лиц и (или) их законных представителей в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона.

При отзыве своего согласия на кино-, фото- и видеосъемку лицо, находящееся в месте принудительного содержания, информирует об этом начальника (руководителя) места принудительного содержания, который посредством телефонной, факсимильной или почтовой связи уведомляет о принятом решении членов комиссии. В таком случае кино-, фото- и видеосъемка лица, отозвавшего свое согласие, не допускается. Решение об отзыве своего согласия лицом, находящимся в месте принудительного содержания, также оформляется в письменной форме, копия которого передается членам комиссии, а при отсутствии возможности посредством факсимильной или почтовой связи направляется в адрес комиссии.

19. Кино-, фото- и видеосъемка лиц, находящихся в местах принудительного содержания, в целях фиксации нарушения их прав осуществляется в месте, устанавливаемом начальником (руководителем) места принудительного содержания, в условиях, позволяющих представителю администрации соответствующего места принудительного содержания контролировать процесс кино-, фото- и видеосъемки.
________________
Часть 2 статьи 18_1 Федерального закона N 103-ФЗ.

20. Решение о возможности проведения кино-, фото- и видеосъемки объектов, обеспечивающих безопасность и охрану лиц, находящихся в местах принудительного содержания, принимается начальником (руководителем) места принудительного содержания или уполномоченным должностным лицом территориального органа МВД России, в ведении которого оно находится, и оформляется в письменной форме.

Не допускается фиксация кино-, фото- и видеоаппаратурой конструктивных элементов, обеспечивающих инженерно-техническую укрепленность зданий, режимных помещений и охраняемых территорий места принудительного содержания, постов охраны и помещений, предназначенных для несения службы персоналом места принудительного содержания, систем контроля и управления доступом, видеонаблюдения, охранной, тревожной и вызывной сигнализации, иных систем обеспечения безопасности, а также сотрудников мест принудительного содержания и иных лиц, находящихся в месте принудительного содержания, не предоставивших на это согласие.

При невозможности соблюдения условий производства кино-, фото- и видеосъемки в местах принудительного содержания, указанных в абзаце втором настоящего пункта, начальник (руководитель) места принудительного содержания или уполномоченное должностное лицо территориального органа МВД России, в ведении которого оно находится, выносит решение об отказе кино-, фото- и видеосъемки объектов, обеспечивающих безопасность и охрану лиц, находящихся в местах принудительного содержания.

Решение об отказе оформляется письменно за подписью начальника (руководителя) места принудительного содержания или уполномоченного должностного лица территориального органа МВД России, в ведении которого оно находится, и передается членам комиссии.

21. Полученные в ходе кино-, фото- и видеосъемки материалы подлежат просмотру и прослушиванию начальником (руководителем) места принудительного содержания или уполномоченным должностным лицом территориального органа МВД России, в ведении которого оно находится, в присутствии членов комиссии.

22. В случае установления факта фиксации при производстве кино-, фото- и видеосъемки объектов, обеспечивающих безопасность и охрану лиц, находящихся в местах принудительного содержания, либо обсуждения вопросов, не относящихся к обеспечению прав подозреваемых и обвиняемых в местах принудительного содержания, соответствующая часть отснятого материала удаляется представителем администрации места принудительного содержания по решению начальника (руководителя) места принудительного содержания или уполномоченного должностного лица территориального органа МВД России, в ведении которого оно находится, в присутствии членов комиссии.

23. Результаты посещения места принудительного содержания, в том числе результаты измерения микроклимата с использованием приборов, имеющих государственную аттестацию и свидетельство о поверке, фиксируются в журнале учета посещений места принудительного содержания территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации (рекомендуемый образец приведен в приложении к настоящему Порядку).

Приложение к Порядку. Журнал учета посещений места принудительного содержания территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации

Приложение
к Порядку посещения мест принудительного
содержания территориальных органов
Министерства внутренних дел
Российской Федерации членами
общественных наблюдательных комиссий

Рекомендуемый образец

ЖУРНАЛ
учета посещений места принудительного содержания территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации

(наименование места принудительного содержания территориального органа МВД России)

Начат

Окончен

N п/п

Дата (время)

Лица, посетившие
место
принуди-
тельного
содержания
(Ф.И.О)

Помещения мест
принуди-
тельного
содержания

Исполь-
зуемая для
фиксации кино-, фото- и видео-
аппаратура

Сведения об
измерениях
микроклимата
(наименование и название прибора;
сведения о его
поверке;
результаты
измерений)

Содержание
замечаний
проверяющих

Содержание
замечаний
администрации места
принуди-
тельного
содержания

Приме-
чание

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 25.02.2020,
N 0001202002250047

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

О НЕДОСТАТКАХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОРЯДКА РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЯ О ПЕРЕДАЧЕ ПО ПОДСЛЕДСТВЕННОСТИ

Аннотация: статья посвящена вопросам, связанным с принятием решения о передаче по подследственности сообщений о преступлениях и уголовных дел. Данная тема представляет несомненную актуальность, так как в действующем уголовно-процессуальном законодательстве порядок передачи по подследственности лишь частично регламентирован в отношении передачи уголовных дел и абсолютно не урегулирована процедура передачи по подследственности сообщений о преступлениях. В имеющейся юридической литературе, как правило, авторы раскрывают подследственность с точки зрения общих условий предварительного расследования, освещаются проблемы определения и видов подследственности, но не анализируется процедура передачи. В статье отдельной проблемой выделяется порядок передачи по подследственности сообщений о преступлениях. Закрепив одно из решений по результатам рассмотрения сообщения о преступлении в виде направления по подследственности, законодатель оставил без внимания порядок передачи. Проанализирована практика принятия таких решений и нарушения, допускаемые при этом. Кроме этого, уделено внимание проблеме передачи уголовного дела следователем при установлении обстоятельств, влияющих на квалификацию совершенного преступления, и, как следствие, на необходимость изменить предметную подследственность с последующей передачей уголовного дела дознавателю. Представлены суждения по отдельным актуальным вопросам совершенствования уголовно-процессуального законодательства и правоприменительной практики, касающимся принятия решения о передаче по подследственности как на стадии предварительного расследования, так и возбуждения уголовного дела.

Ключевые слова: подследственность, постановление о передаче по подследственности, уголовное дело, сообщение о преступлении, следователь, прокурор.

Для цитирования: Логинова Н.Г. О недостатках законодательного регулирования порядка реализации решения о передаче по подследственности // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2018. № 2. С. 48-53.

УДК 343.13

Н.Г. ЛОГИНОВА,

NADEZHDA G. LOGINOVA,

кандидат юридических наук, доцент (Сибирский юридический институт МВД России,

Россия, Красноярск) nadlog71@mail.ru

ПРОЦЕСС

Keywords: jurisdiction, order for a transfer of jurisdiction, criminal case, report of a crime, investigator, prosecutor.

Подследственности в действующем УПК РФ напрямую посвящены ст. 150, выделяющая формы предварительного расследования, и ст. 151, которая определяет виды подследственности, указывая на её основные и вспомогательные признаки, и в зависимости от этого называет субъекта производства расследования. Вопросы территориальной подследственности регулируются положениями, закрепленными в ст. 152 УПК РФ.

Совокупность норм о подследственности позволяет констатировать наличие соответствующего правового института, который определяет полномочия органов предварительного расследования по расследованию определенной категории уголовных дел. Между тем законодателем не в полной мере урегулированы вопросы, связанные непосредственно с процессуальным порядком передачи по подследственности, что не способствует формированию единого подхода в данном вопросе. Остался без нормативного закрепления порядок передачи по подследственности сообщений о преступлениях, поскольку нормы, содержащиеся в главе 21 «Общие условия предварительного расследования», регламентируют деятельность органов предварительного следствия и дознания по уже возбужденным уголовным делам. Таким образом, отсутствие общих требований, регламентирующих порядок передачи по подследственности, приводит к неоднозначному толкованию и, соответственно, применению, а в некоторых случаях и нарушению положений закона.

Не раз споры о подследственности становились и предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, в своих решениях суд также отмечает необходимость применения норм о подследственности во взаимосвязи с требованиями ч. 4 ст. 7 УПК РФ, согласно которой определения суда, постановления судьи, прокурора, следователя, органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя должны быть законными, обоснованными и мотивированными1. Попытки восполнить про-

1 Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 октября 2017 г. № 2278-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Беляева Анатолия Леонидовича на нарушение его конституционных прав пун-

белы в законодательстве, связанные с принятием решения о передаче по подследственности, предпринимались на ведомственном уровне2 .

В юридической литературе изучению отдельных аспектов определения подследственности уголовных дел с точки зрения совершенствования предварительного следствия и дознания, а также в рамках исследования общих условий предварительного расследования систематически уделяется внимание, при этом большая часть работ приходится на ранее действовавшее уголовно-процессуальное законодательство. Учеными подследственность рассматривается, как правило, исходя из общих условий предварительного расследования или в рамках досудебного производства по одной из форм предварительного расследования .

Проведённый системный анализ норм УПК РФ, так или иначе упоминающих о подследственности, позволяет высказать следующее:

1. П. 2 ч. 2 ст. 38 УПК РФ наделяет следователя полномочием передавать уголовное дело руководителю следственного органа для направления по подследственности. Из этого следует, что окончательное решение о направлении по подследственности остается за руководителем следственного органа. Однако положения, закрепленные в ст. 39 УПК РФ, не наделяют руководителя следственного органа специальными

ктом 1 части первой статьи 39, статьей 151 и частями первой — третьей статьи 163 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» . Доступ из СПС «КонсультантПлюс»; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 октября 2017 г. № 2279-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Никандрова Дениса Владимировича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 37, частями третьей и шестой статьи 108, частью второй статьи 109, частью первой статьи 146 и частями второй и седьмой статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» . Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2 Указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 19 декабря 2011 г. № 433/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел» . Доступ из СПС «КонсультантПлюс»; приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. № 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» . Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

ПРОЦЕСС

полномочиями по направлению по подследственности уголовного дела, что представляется не логичным. Исходя из буквального толкования закона в такой ситуации при наличии оснований для изменения подследственности следователь должен вынести постановление о передаче уголовного дела руководителю следственного органа для направления по подследственности. В свою очередь, руководитель следственного органа должен оценить решение следователя и в случае признания его обоснованным и мотивированным направить уголовное дело прокурору для передачи по подследственности, так как согласно п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ только прокурор вправе передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому, в противном случае — отменить.

Причем как в случае согласия, так и несогласия с решением следователя руководителю следственного органа необходимо вынести соответствующее постановление. При таких обстоятельствах на одно процессуальное решение требуется составить два процессуальных документа. Полагаем, что внесение в закон изменения, обязывающего следователя принять данное решение с согласия руководителя следственного органа, существенно бы облегчило и одновременно упорядочило режим передачи следователем уголовного дела по подследственности.

2. Отдельно необходимо обратить внимание на порядок передачи по территориальной подследственности в пределах одного органа предварительного расследования, поскольку это находится за рамками полномочий прокурора о передаче по подследственности по указанному основанию. Этот тезис следует из п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ: «…за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования». В УПК РФ мы не обнаружили ни одной нормы, так или иначе касающейся порядка принятия решения о передаче по территориальности. Благодаря опросу, проведенному среди руководителей следственных органов Красноярского края, известно, что в случае возникновения оснований для передачи по территориальности руководитель следственного органа по субъекту изымает уголовное дело из производства следователя на основании постановления об изъятии и одновременно указывает на определение места производства расследования в соответствии со ст. 152 УПК РФ. С учетом того, что отсутствует нормативно закрепленный порядок, считаем такой подход вполне уместным, поскольку п. 1 ч. 1 ст. 39 УПК РФ допускает изъятие уголовного дела у следователя и передачу, но с условием

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обязательного указания оснований такой передачи. Подобный процессуальный порядок будет способствовать устранению возможных споров о подследственности между руководителями, равнозначными по статусу, и позволит упредить нарушение требований, закрепленных в ст. 6.1 УПК РФ. В этой связи, полагаем, необходимо дополнить указанное положение закона уточнением о том, что в случае наличия основания для передачи по территориальной подследственности в пределах одного органа предварительного следствия решение об изъятии уголовного дела у следователя принимается руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа.

3. Согласно действующему законодательству бесспорной признается необходимость передачи по подследственности в случае изменения формы расследования дознания на предварительное следствие. Вместе с тем в ходе производства предварительного следствия могут быть установлены такие обстоятельства, которые повлияют на квалификацию совершенного преступления и вызовут необходимость изменить предметную подследственность с последующей передачей уголовного дела дознавателю (например, в случае недоказанности умысла, направленного на незаконное проникновение в жилище, и отсутствия других квалифицирующих признаков, в соответствии с которыми преступление относится к подследственности органов предварительного следствия). В законе прямых указаний относительно этого не содержится, но это отнюдь не означает, что передача уголовного дела от следователя дознавателю невозможна. Между тем опрос следователей территориальных органов внутренних дел Красноярского края демонстрирует обратное. Как правило, в таких ситуациях прокуроры указывают на отсутствие в УПК РФ закрепленного порядка передачи уголовных по подследственности от следователя к дознавателю. Продемонстрировав ряд пробелов и противоречий в законе относительно решения вопроса подследственности, мы считаем необходимым обращаться к положениям, предусмотренным ст. 151 УПК РФ, в которой однозначно определены субъекты расследования в зависимости от вида преступления. В этой части присоединяемся к мнению авторов Научно-практического комментария УПК РФ, указывающих на то, что в противном случае это противоречило бы ч. 3 ст. 7 УПК РФ, согласно которой производство предварительного расследования с несоблюдением признаков подследственности является существенным нарушением уголовно-процессуального закона и влечет признание

ПРОЦЕСС

недопустимыми полученных таким путем доказательств . При подобных обстоятельствах действия следователя по производству расследования уголовных дел о преступлениях, подследственных дознавателю, во-первых, незаконны, поскольку нарушают общие условия предварительного расследования; во-вторых, приводят к большей загруженности, в результате чего происходит отвлечение от расследования наиболее сложных уголовных дел, что, в свою очередь, отражается на качестве; и, в-третьих, исключается возможность применения сокращенной формы дознания, упрощенный порядок которой позволяет эффективно задействовать ресурс процессуальной экономии. Полагаем, что в этом случае применим аналогичный порядок передачи по подследственности через прокурора с принятием решения следователем, в производстве которого находится уголовное дело, по согласованию с руководителем следственного органа. Вместе с тем по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к подследственности органов дознания, возможно и производство предварительного следствия, однако это является исключением из общих правил подследственности и четко регламентировано в законе (ч. 4 ст. 150 и п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ). Исходя из этого, следователь не может самостоятельно решить вопрос о производстве предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях, подследственных дознавателю, на это требуется письменное указание прокурора.

4. Весьма неопределенной представляется позиция законодателя относительно порядка принятия решения о передаче по подследственности дознавателем: положения, закрепленные в ст.ст. 40, 40.1 и 41 УПК РФ не содержат никаких указаний относительно порядка передачи дознавателем уголовных дел по подследственности. Думается, в этом случае в целом может быть реализован вышеописанный подход для органов предварительного следствия. Но перед направлением уголовного дела прокурору дознавателю необходимо согласовать решение с начальником подразделения дознания, а при принятии решения дознавателем о передаче по территориальности оно должно быть согласовано с начальником органа дознания, и впоследствии уголовное дело подлежит направлению начальнику соответствующего территориального органа дознания. Подобный подход, на наш взгляд, полностью согласуется с иными положениями закона. Однако здесь следует обратить особое внимание на недопустимость смешения двух самостоятельных институтов -подследственности и неотложных следственных действий, после производства которых в

соответствии с ч. 3 ст. 157 УПК РФ уголовное дело подлежит направлению непосредственно руководителю следственного органа.

5. Следует остановиться и на порядке передачи по подследственности сообщений о преступлениях. В п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ, закрепив один из видов процессуального решения по результатам рассмотрения сообщения о преступлении -передачу сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ, законодатель дал возможность правоприменителю принимать данное решение и на стадии возбуждения уголовного дела. Несмотря на то, что стадия возбуждения уголовного дела не содержит общих условий3, вопросы, связанные с подследственностью, при проверке сообщения о преступлении имеют существенное значение. Так, С. обратился в суд с жалобой в порядке ст. 125 УПК РФ на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Данное постановление вынес старший уполномоченный полиции Ч. по сообщению С. о проникновении в его квартиру. С. просил признать указанное постановление незаконным и необоснованным на том основании, что проверка проведена не в полном объеме. Суд первой инстанции отказал заявителю в удовлетворении жалобы и указал, что обжалуемое постановление является законным, обоснованным, мотивированным, принято в соответствии с нормами УПК РФ, вынесено надлежащим должностным лицом и свидетельствует о правильности выводов органа дознания об отсутствии события преступления. Тогда С. обратился с жалобой в суд апелляционной инстанции. Суд второй инстанции с выводами районного суда не согласился. В своей апелляционной жалобе адвокат указал, что в соответствии с подп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ расследование уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 139 УК РФ, относится к подследственности следователей СК России. По закону орган дознания вправе провести доследственную проверку по заявлению и сообщению о любом преступлении. Однако процессуальное решение о наличии или отсутствии признаков преступления вправе принять лишь тот субъект, к подследственности которого относится соответствующее преступление. Старший уполномоченный полиции не наделен правом принимать процессуальные решения по сообщениям о преступлениях, предусмотренных ст. 139 УК РФ. Он был обязан передать сообщение по подследственности, что прямо предусмотрено п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ. Невыполнение этого

ПРОЦЕСС

требования закона привело к принятию незаконного решения по вопросам, выходящим за рамки компетенции старшего уполномоченного полиции. Таким образом, постановление об отказе в возбуждении дела вынесено с нарушением правил подследственности, то есть ненадлежащим должностным лицом. С учетом изложенного по жалобе С. Пермский краевой суд признал действия старшего оперуполномоченного незаконными, поскольку он не наделен правом принимать процессуальные решения по сообщениям о преступлениях, предусмотренных ст. 139 УК РФ. Он был обязан передать сообщение по подследственности, что прямо предусмотрено п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ .

Отсутствие единых требований в законе приводит к тому, что в большинстве случаев передача материалов проверки сообщения о преступлениях по подследственности производится по рапорту сотрудника, проводившего проверку. Так, опрос следователей и дознавателей, проходящих службу в территориальных органах МВД России на территории Красноярского края, выявил, что в 8 из 10 случаев постановление о передаче по подследственности не выносится. При этом респонденты мотивировали это отсутствием указания в законе на вынесение в таких случаях постановления. Думается, что это явно противоречит замыслу законодателя, на что в своё время обращали внимание авторы монографии «Подследственность уголовных дел» . Полностью разделяя их позицию по данному вопросу, считаем, что не только уголовные дела, но и сообщения о преступлениях, направляемые по подследственности, должны в любом случае сопровождаться обоснованным и мотивированным постановлением. Несмотря на то, что в некоторых ситуациях УПК РФ допускает принятие решения без вынесения постановления, в данном случае вынесение постановления обязательно, так как

это обеспечивает возможность оценки решения о направлении по подследственности с позиции законности, т.е. соблюдения требований, предусмотренных ч. 4 ст. 7 УПК РФ. Помимо этого дает возможность заинтересованным лицам реализовать право на обжалование данного решения. Кроме этого, процессуально оформленное обоснованное и мотивированное решение будет способствовать устранению возможных споров при определении подследственности и предотвращению конфликтов между следователями и дознавателями. Решение, в случае передачи по подследственности сообщения о преступлении в рамках одного органа предварительного расследования, должно приниматься на уровне вышестоящего руководителя, в иных — прокурором.

Резюмируя изложенное, хотелось бы отметить, что проблема передачи по подследственности имеет не только теоретическое, но и практическое значение. В теоретическом плане ее решение позволяет выявить некоторую несогласованность, а в отдельных случаях и явное противоречие между положениями норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и ведомственных нормативных правовых актов и таким образом обосновать перед законодателем необходимость внесения соответствующих изменений. Представляется, что встречающиеся в следственной практике случаи нарушения законности, связанные с процессуальным порядком передачи по подследственности, в немалой степени напрямую связаны с пробелами в ее правовом регулировании. Следовательно, в практическом аспекте исследование данного вопроса может способствовать обеспечению соблюдения необходимых требований участниками правоотношений и благотворно скажется на единообразном применении норм уголовно-процессуального закона.

Литература

1. Супрун С.В. Предметная подследственность органов предварительного следствия нуждается в ревизионном пересмотре и дополнительном регулировании // Юридическая наука и правоохранительная техника. 2013. № 4. С. 58-62.

4. Галиахметов М.Р. Некоторые проблемы решения вопросов о подследственности уголовных дел о преступлениях, расследуемых органами дознания // Пробелы в российском законодательстве. 2009. № 1. С. 243-244.

ПРОЦЕСС

8. Кольчурин А.Г. Организация работы сотрудников органов внутренних дел в случае принятия решения о передаче сообщения о преступлении по подследственности или в суд I Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на современном этапе: сборник материалов Международной научно-практической конференции. — Краснодар, 2014. С. 79-82.

9. Хасанов P.P. Проблемы определения территориальной подследственности в практической деятельности следственных подразделений ОВД II Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 7. С. 189-191.

10. Булдаков А.В. Подследственность: коллизии и проблемы II Российский следователь. 200Э. № 8. С. ЭЭ-Э5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *