Н п майлис

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ»

КАФЕДРА КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ И ИССЛЕДОВАНИЙ

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры криминалистических

экспертиз и исследований

полковник полиции

Д.С. Коровкин

«21» сентября 2016г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ТРАСОЛОГИЯ И ТРАСОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА»

по направлению подготовки (специальности)

40.05.03 (031003) – судебная экспертиза

квалификация выпускника – специалист

для слушателей факультета подготовки иностранных специалистов

Тема 7.3

«Экспертиза следов зубов человека»

(занятие 2)

Обсуждена на заседании кафедры

протокол № 1

от «20» сентября 2016года

Санкт-Петербург

2016 год

Дата проведения практического занятия «_____» _____________201____г.

Место: учебная аудитория _________ учебного взвода, учебная лаборатория.

Форма проведения занятия: интерактивная (используемые методы: коллективное решение творческих задач; моделирование профессиональных процессов и ситуаций и их решение (освоение методики обнаружения, фиксации и изъятия следов зубов на месте происшествия.

Продолжительность занятия: 270 мин.

I. Учебные и воспитательные цели практического занятия:

1. Закрепление знаний, полученных обучающимися во время лекционного, семинарского занятий и в период самостоятельной подготовки по теме №7 «Экспертиза следов зубов человека». В частности, закреплению подлежат следующие знания:

— Цели, задачи и особенности раздельного исследования в экспертизе следов зубов человека.

— Идентификационные признаки, отображающиеся в следах зубов человека.

— Задачи экспертного эксперимента и методика его проведения.

— Методика сравнительного исследования в экспертизе следов зубов.

2. Определение уровня усвоения обучающимися знаний, сформированности у них умений и навыков, предусмотренных темой №7 «»Экспертиза следов зубов человека»:

— По методике экспертного исследования следов зубов и оформлению результатов в виде заключения эксперта.

3. Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации; выработка у обучающихся потребности в приобретении специальных знаний и навыков, необходимых для проведения экспертного исследования следов зубов.

4. Вовлечь обучающихся в активный процесс освоения знаний посредством постановки ситуационной задачи;

5. Выявление недостатков в подготовке обучающихся и принятие мер по её корректировке.

6. Повышение уровня владения методами и средствами технико-криминалистического исследования следов зубов человека при производстве экспертизы, формирование правовой культуры, воспитание чувства профессионального достоинства, ответственности и уважения к закону и профессиональной экспертной деятельности.

II. Расчёт учебного времени.

Время

Вводная часть:

Формулировка темы практического занятия, его цели и задач.

Проверка наличия личного состава.

Устанавливается количество присутствующих и причины отсутствия курсантов, не явившихся на занятие. Объявляется тема и цель занятия. Преподаватель отмечает значение предварительной стадии экспертного исследования. Дается краткая установка на порядок освещения разбираемых контрольных вопросов, узловые моменты и структуру ответов.

10 мин.

Основная часть:

Контрольные вопросы

1.Цели, задачи и особенности раздельного исследования в экспертизе следов зубов человека. (Отвечая на первый контрольный вопрос, курсанты должны отметить, что раздельное исследование должно дать ответ на основной вопрос – пригодны ли следы зубов для идентификации по ним личности их оставивших. Наряду с основным эксперту на этом этапе раздельного исследования необходимо решить и ряд таких частных вопросов, как: оставлены ли следы зубами человека, либо животного? зубами верхней, нижней, либо обеих челюстей? Зубами левой (правой) стороны челюсти? Какими конкретно зубами (резцами, клыками, коренными) оставлены следы? Оставлены ли они протезами?

Курсанты должны пояснить, что этап раздельного исследования начинается с выявления в следах об­щих и частных признаков зубов и зубного аппарата. При исследовании нео­бходимо выявить характер, форму, особенности объекта, вид следов, количество отобразившихся в следах зубов, их особенности, наличие дефектов или протезов. При этом эксперт решает основной вопрос – пригодны ли следы зубов для идентификации по ним личности их оставивших. Критерием положительного решения вопроса будет служить обнаружение при исследовании совокупности таких особенностей, отобразившихся в следе, составляющих индивидуальность, неповторимость, присущую лицу, которое оставило эти следы. Таким же образом описываются гипсовые копии зубов с указанием челюсти, с которой они изготовлены.)

2. Идентификационные признаки, отображающиеся в следах зубов человека. (Ответ на второй вопрос раскрывает сущность общих анатомических признаков зубного ряда, общих функциональных признаков зубного ряда, общих анатомических признаков отдельных зубов. Ответы должны иллюстрироваться плакатами, схемами, слайдами.)

3. Задачи экспертного эксперимента и методика его проведения. (Отвечая на третий вопрос, курсанты должны выделить три задачи проведения экспертного эксперимента: установление механизма следообразования, проверка устойчивости признаков, получение образцов для сравнительного исследования. При подготовке экспериментальных следов курсанты должны помнить, что в них должно быть отображено большее количество деталей, чем в иссле­дуемых следах, экспериментальные следы должны быть изготовлены на нейтральных и безвредных массах (пластилине, стене, эластический каучук) в количестве не менее двух экспериментальных надкусов и откусов. Ответ должен содержать обоснование привлечения стоматолога для получения образцов для сравнительного исследования.)

4. Методика сравнительного исследования в экспертизе следов зубов. (Отвечая на четвертый контрольный вопрос, обучаемые должны указать способы сравнительного исследования – чаще всего обычное сопоставление, при динамических следах желательно провести совмещение следов. Начинать со сравнения общих признаков, при их совпадении переходят к сравнению частных. Требования к сопоставительному способу такие же, как при производстве любой трасологи­ческой экспертизы. Способом сопоставления предпочтительнее пользоваться при наличии следов надкуса, либо при искажениях в исследуемых следах. Совмещение применяется обычно при наличии следов откуса и производится либо с помощью сравнительных микроскопов либо по фотоснимкам.)

Практическая часть:

Выполнение контрольной экспертизы

10 мин.

10 мин.

10 мин.

10 мин.

210 мин.

Заключительная часть:

Формулировка вывода по теме практического занятия, ответы на вопросы обучающихся, выставление и мотивировка оценок.

10 мин.

III. Учебно-материальное обеспечение.

Справочные материалы.

1. Мультимедийные презентации, содержащимися в УМОД и подготовленными в соответствии с Программой учебной дисциплины «Трасология и трасологическая экспертиза».

Технические средства и расходные материалы.

1. Рабочие места эксперта в комплектации: компьютер, принтер, сканер, микроскоп бинокулярный с увеличением 20 – 90 крат (модели GL99TI Video, Leica EZ4D, МБС – 10 или аналогичный), оснащённый видеокамерой и видеовводом, сопряжённым с компьютером – 15 рабочих мест.

2. Фотоаппарат цифровой Canon EOS600D c объективом Canon EFS 60mm или аналогичный – 1 штука.

3. Бумага для офисной техники формата А-4 – 500 листов.

4. Лупа измерительная ЛИ-3 (10 крат) ГОСТ 25706-83 с ценой деления 0,1 мм – 5 штук.

5. Линейка измерительная ГОСТ 427-56 с ценой деления 1,0 мм – 15 штук.

6. Гипсовые слепки следов зубов.

IV. Методические рекомендации по подготовке и проведению занятия

Выполнение контрольной экспертизы. Преподаватель определяет порядок выполнения заданий, ставит задачу курсантам. Каждый курсант получает в качестве объекта экспертного исследования кусок пластилина с образованными на нем следами надкуса. Также выдаются фрагменты гипсовых слепков зубных радов двух подозреваемых (т.е. предполагаемые следообразующие объекты). Курсанты должны изучить полученные документы на производство экспертизы и объекты исследования. Изучить вопросы и продумать план и методику проведения экспертизы. Составить вводную часть заключения. Необходимо произвести масштабную фотосъемку общего вида объектов исследования. Приступить к составлению исследовательской части заключения. Результаты исследования заносятся в рабочую тетрадь.

Подведение итогов занятия состоит в обобщении результатов выступлений курсантов, обосновании и объявлении выставленных оценок. Преподавателем производится оценка действий каждого курсанта в отдельности и группы (подгруппы) в целом при выполнении практических заданий в рамках проведения экспертизы. При этом преподаватель должен указать типичные недочеты и ошибки курсантов, отметить положительные моменты в работе над экспертным исследованием следов зубов. Доводится тема, контрольные вопросы, содержание следующего занятия. Преподаватель рекомендует литературу, которую необходимо проработать, поясняет, какими наглядными средствами, находящимися в специализированной аудитории, курсанты могут воспользоваться при подготовке к занятию. Ставится задача на самоподготовку: изготовить фотоснимки.

V. Литература для подготовки преподавателя к занятию.

а) нормативные правовые акты

2. Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации (вместе с Инструкцией по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации, Перечнем родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации) : // Рос. газ. – 2005. – 30 авг.; Бюл. нормат. актов федер. органов исполнительной власти. – 2005. – № 35.

3. Об утверждении Наставления по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России : .

б) основная литература

1.Образцы заключений по традиционным видам экспертиз. Метод.рекомендации, 2-е изд. СПб. Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016.

2.Майлис Н.П.,Одиночкина Т.Ф., Соколова О.А. Трасология. Учебник /под ред Н.П. Майлис.- М.: Щит-М, 2011.

3. Майлис Н.П. Руководство по трасологической экспертизе. – М.: Издательство «Щит-М», 2010.

4. Трасология и трасологическая экспертиза: учебник / А.Г. Сухарев и др. – Саратов: Саратовский институт МВД России, 2010.

6. Майлис Н.П. Концептуальные и методические основы судебной трасологии: Курс лекций. — М.: МосУ МВД России, 2005.

7. Криминалистическая трасология: учеб. пособие / сост. Д.А. Бадиков, сост. А.В. Булыжкин. – Орёл: ОрЮИ МВД России, 2009

в) дополнительная литература

2. Грановский Г.Л. Основы трасологии. Часть общая. — М., 1965.

3. Грановский Г.Л. Основы трасологии. Часть особенная. — М., 1974.

4. Корухов Ю.Г. Трасологическая диагностика. — М., 1981.

11. Майлис Н.П. Судебная трасология: Учебник для вузов. – М.: Право и закон. Экзамен, 2003.

12. Майлис Н.П. Концептуальные и методические основы судебной трасологии: Курс лекций. — М.: МосУ МВД России, 2005.

13.Руководство по трасологической экспертизе: учебное пособие для студ. ВУЗов / Н.П. Майлис. — М.: Щит-М, 2007.

15. Трасология и трасологическая экспертиза. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.

16. Термины и определения в трасологической экспертизе: справочное пособие / МВД РФ ВА; сост. М.О. Козлов и др. — Волгоград, 2007

17. Получение, обработка, хранение и представление цифровых фотоизображений с использованием системы «РАСТР-5» при производстве экспертиз в органах внутренних дел Российской Федерации. Методические рекомендации ЭКЦ МВД России, 2007.

г) программное обеспечение

Операционная система (Microsoft Windows XP, Linux, Mac), Microsoft Office, Adobe Photoshop, Corel Draw, Win Rar.

д) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

«Консультант плюс», «Гарант», «РАСТР -5».

Разработал:

Преподаватель кафедры

криминалистических экспертиз

и исследований

Профессор кафедры оружиеведения и трасологии, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, заслуженный деятель науки РФ.

Майлис Н. П. родилась в 1945 г. в с. Романово Ярославской обл., образование высшее юридическое (в 1972г. окончила Всесоюзный юридический заочный институт по специальности – правовед). После окончания института работала во ВНИИ по изучению причин и разработке мер по предупреждению преступности Прокуратуры СССР, затем с 1973 г. по 2001 г. во ВНИИ судебных экспертиз МЮ (в настоящее время ГУ Российский Федеральный Центр судебной экспертизы (ФБУ РФЦСЭ) при МЮ РФ) на должностях: эксперта, младшего и старшего научного сотрудника, заведующей лабораторией судебно-трасологических экспертиз, ученого секретаря. С 2001 г. работает в должности профессора кафедры оружиеведения и трасологии Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

В 1979 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук. В 1985 г. ей присвоено ученое звание старший научный сотрудник. В 1992 г. Н.П. Майлис защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора юридических наук. В 1994 г. ей присвоение ученое звание профессора.

Стаж научно-педагогической деятельности Майлис Н.П. составляет более 35 лет. Майлис Н.П. читает полный курс лекций по теории судебной экспертизы, трасологии и дактилоскопии, принимает экзамены на высоком профессиональном и методическом уровне с глубоким знанием актуальных проблем криминалистики, судебной экспертизы, увязывая теоретические положения с конкретной практической работой правоохранительных органов.

Н.П. Майлис является высококвалифицированным педагогом, инициативным, творческим научным работником, хорошим организатором. Активно участвует в жизни кафедры, рецензирует поступающие на кафедру учебно-методические и научные материалы. Она является организатором и председателем «Круглого стола» с 2006г., на заседаниях которого присутствуют ведущие ученые и практики из различных городов России.

Майлис Н.П. оказывает постоянную помощь соискателям в качестве научного руководителя по подготовке кандидатов наук и научного консультанта по подготовке докторов наук. Она имеет свою научную школу, ею подготовлено пятнадцать кандидатов (четыре из которых адъюнкты из Монголии) и два доктора юридических наук.

Профессор кафедры Н.П. Майлис является автором более 220 публикаций, в том числе монографий, учебников, учебных и методических пособий, методик, методических рекомендаций, словарей, комментариев к статьям УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ по назначению и производству экспертиз; статей, программ для обучения. Неоднократно была ответственным и главным редактором сборников научных трудов, методических пособий, учебников и рекомендаций.

Майлис Н.П. является заместителем председателя диссертационного совета Московского Университета МВД России по присуждению ученой степени доктора юридических наук (по специальности 12.00.08, 12.00.09, 12.00.12.); членом диссертационного совета АК управления МВД России (по специальности 12.00.08, 12.00.09, 12.00.02.); членом диссертационного совета Д 999.066.02, созданном на базе ФБУ Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте России и ФГАОУ «Российский университет дружбы народов»; членом двух ученых советов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя и ГУ ЭКЦ МВД России. Является членом Технического комитета №134 Росстандарт по разработке терминов и понятий для стандарта «Судебная экспертиза».

Научная специализация – 12.00.12 – криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность.

Профессор Н.П. Майлис является ведущим ученым в разработке теории судебной экспертизы в России и за рубежом. Она тесно взаимодействует с учеными других вузов и научно-исследовательских институтов по научным вопросам и проблемам преподавания путем активного участия в международных конференциях и симпозиумах, проводимых как в России, так и за рубежом. Является почетным членом Литовского криминалистического общества и членом Международного сообщества судебных одонтологов, Почетным профессором Университета правоохранительных органов Монголии.

Является членом редакционной коллегии журналов «Вестник Московского университета МВД России»; «Вестник экономической безопасности МВД России»; «Судебная экспертиза» Республики Беларусь; «Судебная экспертиза» Волгоградской академии МВД России; Международного журнала «Уголовное судопроизводства. Проблемы теории и практики».

Награждена: медалью «Ветеран труда»; орденом «Петр Великий» III степени, почетными грамотами и благодарностями Министерства МВД России. Имеет почетные звания – Заслуженный юрист РФ; Заслуженный деятель науки РФ.

Майлис Н.П. пользуется заслуженным авторитетом в коллективе, среди курсантов и слушателей; общительна, доброжелательна.

Основные научные работы:

1. Теория и практика трасологических идентификационных и диагностических исследований (на основе экспертизы следов зубов). – Монография. Деп. в ИНИОН Академии наук СССР. 1991. № 45328. – 6 п.л.

2. Словарь основных терминов трасологических экспертиз. 1-е изд. ВНИИСЭ., 1978. – 4 п.л. (в соавт.).

3. Словарь основных терминов трасологических экспертиз. 2-е изд. ВНИИСЭ., 1987. – 4,25 п.л. (в соавт.).

4. Криминалистическое исследование пуговиц. Метод. рекомендации для экспертов. М., РФСЦЭ. 1996. – 1,8 п.л.

5. Основы судебной экспертизы. Ч. 1. Общая теория. (глава) 27/1п.л. (в соавт.).

7.Судебно-трасологическая экспертиза. Учебно-методическое пособие для экспертов. М. 2000 г. Изд. «Триада-Х». Объем 3,5 п.л.

8. Научные и правовые основы судебной экспертизы. Курс лекций (в соавторстве). Моск. Академия МВД РФ. М., 2001 г. Объем 12 п.л./6 п.л.

9. Судебная экспертиза. Учебник (в соавт.). Изд. «Право и закон», М., 2002 г. Объем 20 п.л./10 п.л.

12. Трасология и трасологическая экспертиза. Метод. пособие (в соавт.) ГУК МВД РФ. М., 2002 г. Объем 23,5 п.л.

13. Криминалистическая трасология. Учебно-методическое пособие. Моск. Университет МВД РФ. М., 2002 г. (в соавт.) Объем 4,2 п.л.

14. Судебная трасология. Учебник для высших учебных заведений. Изд. «Право и закон» М., 2003 г. Объем 16 п.л.

15. «Эксперт». Руководство для экспертов ОВД и юстиции. Изд. «Право и закон». М., 2003 г. (в соавт.) 37 п.л./ 1,7 п.л.

16. Криминалистическая экспертная диагностика Метод пособие (в соавт.) М., РФЦСЭ, 2003. –12,5/1,2 п.л.

17. Концептуальные и методические основы судебно-трасологической экспертизы. Курс лекций. М. 2004. Мос. Универ. МВД. 12 п.л.

18. Введение в судебную экспертизу. Монография. Изд-во «Юнити». М. 2011. 10 п.л.

22. «Моя профессия – судебный эксперт». Монография. Объем 6,8 п.л. Изд. «Щит-М». М. 2006

23. Руководство по трасологической экспертизе. М. 2007. Изд. «Щит-М». Объем 16,5 п.л.

25. Практическое руководство для экспертов и специалистов. М.,2010. (3раздела). Коллектив авторов. Объем 38/1,6 п.л.

26. Дактилоскопия. Учебник. 2008г.

27. Трасология. Учебник. (в соавторстве и под ред. Майлис Н.П.). М. 2011.

29. Словарь терминов судебно-трасологической экспертизы. Учебное пособие (в соавторстве) объем 5,46 п.л. МосУ МВД РФ. М. 2013.

30. Курс лекций по трасологии и трасологической экспертизе. 15 п.л. РУП. М. 2015

31. Теория и практика судебной экспертизы в доказывании. Монография. Спецкурс. 16,5 п.л. «ЮНИТИ» Закон и право. 2015.

Научные труды, организаторские и исследовательские способности завоевали Н.П. Майлис высокий авторитет как среди коллег и коллектива Университета, так и среди ученых и педагогов других вузов, включая зарубежные. Она часто привлекается в качестве официального оппонента при защите кандидатских и докторских диссертаций в Российских и зарубежных вузах. Является руководителем научной школы «Научные основы трасологии; проблемы и инновационные подходы в судебной экспертизе».

  • Версия для печати

Ссылка на страницу

закрыть

Отправить ссылку на E-mail

закрыть

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *