Надбавка за классность водителям

Как класс водителя формирует стоимость ОСАГО?

Класс водителя при оформлении страховки по ОСАГО играет ключевую роль в формировании стоимости услуги. Расчет цены производится на основании следующих данных:

  • Для каждого типа транспортного средства устанавливается свой тариф (автобусы, легковые автомобили, грузовой транспорт);
  • Для каждой марки и модели разрабатываются специальные тарифы с учетом частоты их попадания в ДТП;
  • Место проживания. В каждом регионе имеется своя статистика аварий — соответственно, коэффициент высчитывается на основании статистических данных;
  • Молодым водителям ставятся более высокие коэффициенты, более зрелым водителям — более низкие. В данную категорию также можно добавить водительский стаж, который часто напрямую зависит от возраста водителя;
  • История вождения. В зависимости от данного показателя, страховые службы высчитывают КБМ и определяют класс водителя.

Если со всеми параметрами есть некоторая ясность, то с водительскими классами страхования могут возникать вопросы. Итак, класс страхования ОСАГО — что это и в чем заключается его особенность?

Классы страхования для водителей

По системе ОСАГО определяют следующие классы: 0, М, 1, 2 … 13. В случае, если у водителя отсутствует история страхования, ему по умолчанию устанавливается коэффициент 1. Это означает, что при расчете стоимости учитываются все вышеперечисленные факторы, кроме последнего. С каждым годом водительского стажа без обращения в страховые службы за получением компенсации, водитель будет получать более высший класс. Также для каждого класса высчитывается соответствующий КБМ, который позволяет сокращать суммы ежегодных страховых взносов на 5%. Соответственно, для четвертого класса (фактическое обозначение — класс 2) устанавливается показатель 0.95, для пятого класса коэффициент через год становится 0.9 и т.д., по убывающей. В случае получения последнего класса, водителю предоставляется 50% скидка на стоимость страхового полиса.

Отметим, что за каждую страховую ситуацию (например, ДТП), цена страховки по ОСАГО повышается, а класс понижается. Минимально возможный М-класс у водителя предусматривает 145% цены страховки ОСАГО, поскольку сам коэффициент при таком классе достигает 2.45. Как правило, такой класс присуждается водителям, которые более четырех раз за год получали компенсации от страховой компании. Понижение суммы может быть только постепенным, в отличие от ситуации с повышением.

Проверка класса у водителей

Как узнать класс водителя по ОСАГО? Для этого можно ознакомиться с информацией, которая представлена на сайте РСА (Российского союза автостраховщиков), а также на других информационных ресурсах, которые предоставляют такую возможность. В базе данных для проверки необходимо вводить следующие данные: ФИО и дату рождения, а также номер водительского удостоверения. После ввода данных станет доступна вся информация, которая касается страховой истории конкретного водителя. Таким образом, можно сделать вывод, что получить интересующую информацию можно вне зависимости от даты оформления страховки или компании, которая предоставляет страховые услуги.

Данная система полезна как водителям, так и страховым компаниям. Водители смогут получить актуальную информацию даже в случае переоформления страховки, а в случае нового оформления ОСАГО на автомобиль не теряется информация, которая осталась c предыдущей страховки. Страховщики же могут проверять информацию о водителе даже при смене компании и оформлении новой страховки, тем самым предотвращая возможное мошенничество, когда водителю понижается класс и для его повышения готовятся новые документы.

Общую базу водителей имеют все страховые компании, которые занимаются выдачей полисов ОСАГО. Они же и занимаются заполнением базы данных. Происходит данный процесс следующим образом:

  • При оформлении первичного полиса ОСАГО все данные водителя, которые мы назвали выше, заносятся в базу РСА.
  • В случае обращения клиента за компенсацией по страховому случаю, в базу вносятся поправки с указанием суммы выплаты, а также характера повреждений.
  • Когда клиент обращается в другую компанию за страховкой, её представители могут проверить базу данных по номеру водительского удостоверения и получить всю информацию о предыдущей страховой истории.

Таким образом, для того, чтобы узнать свой класс по ОСАГО, достаточно зайти на информационные ресурсы или базы данных официального сайта РСА (autoins.ru) и ввести краткие сведения об удостоверении и личности водителя.

Теперь необходимо рассмотреть, как узнать свой КБМ по ОСАГО в 2019 году, поскольку данный коэффициент оказывает непосредственное влияние на конечную стоимость услуги.

Что такое КБМ и как его узнать?

У водителя имеется информация о собственном классе. Но класс, сам по себе, это не более, чем буквенное обозначение коэффициента КБМ (бонус-малус). Данный показатель является единственным способом уменьшения размера выплат по страховке. Вся информация, которую мы рассматривали о классах водителя, в большей мере относится и к коэффициенту КБМ.

Ранее КБМ использовался только для определенного автомобиля, поэтому при продаже транспортного средства скидка или лишняя стоимость по страховке пропадала. В таком случае водитель должен быть зарабатывать новые баллы для получения скидок. С 2008 года система поменялась, и в 2019 году КБМ присваивается не автомобилю, а непосредственно водителю. Это означает, что вне зависимости от транспортного средства или страховщика, КБМ у водителя остается единичным показателем.

Как проверить КБМ водителя по базе РСА? Для этого необходимо выполнить действия, описанные в предыдущем разделе, после чего приступать к вычислению собственной страховой ставки по ОСАГО. Для удобства наших читателей мы приведем в пример таблицу, в которой доступно разъясняется информация о коэффициенте КМБ как на нынешний период, так и на будущий год. Для того, чтобы пробить информацию о КБМ по данной таблице, достаточно лишь знать собственный класс и количество страховых компенсаций за год.

Как пользоваться схемой? Руководствуйтесь следующими положениями:

  • При получении первичной страховки ОСАГО у водителя имеется третий класс (смотрите информацию в таблице);
  • Определяется, сколько страховых ситуаций произошло за год страховки по вине автолюбителя. Если страховых ситуаций не происходило, то водитель получает на следующий год повышенный класс. В случае, если имеется одна страховая компенсация, на следующий год водитель будет иметь 1 класс, в случае двух выплат — М-класс и т.д.
  • В случае отсутствия страховых выплат и повышения класса с первоначального третьего до четвертого, КБМ будет составлять 0.95.

Таким образом, с каждым годом при правильном и аккуратном вождении будет предоставляться повышения класса и уменьшение КБМ, которые в совокупности предоставляют 5% скидку каждый год.

Сделаем следующий вывод: страховка по ОСАГО предусматривает гибкую накопительную систему, которая в случае хорошей страховой истории может достигать 50% для водителя. Это означает, что после получения максимального класса, водитель может переоформить страховку вдвое дешевле, нежели её стандартная стоимость.

Условия присвоения классности

Основным нормативным актом для установления классности водителям является Квалификационный справочник профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады (далее — Справочник), утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102. В данном Справочнике установлены квалификационные характеристики водителей определенного класса. В частности, 3-й класс получали все водители, прошедшие обучение и получившие водительское удостоверение с разрешенными категориями «B», «C» или только «D», 2-й класс — «B», «C» и «E» или только «D» («D» и «E»), а 1-й класс — «B», «C», «D» и «E».

Напомним, что в соответствии с п. п. 4 и 5 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.12.1999 N 1396 (в ред. от 14.02.2009), водительские удостоверения с разрешающими отметками подтверждают наличие права на управление транспортными средствами соответствующих категорий:

  • «A» — мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами;
  • «B» — автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест, помимо сиденья водителя, не более восьми;
  • «C» — автомобилями, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;
  • «D» — автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя;
  • «E» — составами транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям «B», «C» или «D», которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории.

Водительское удостоверение с разрешающей отметкой «трамвай» подтверждает право на управление только трамваями, с отметкой «троллейбус» — только троллейбусами.

Но сами по себе категории никакой классности не устанавливают. Помните, что классность может устанавливаться, а может и не устанавливаться. Это внутреннее дело каждого предприятия.

Для присвоения класса водителю в учреждении должен быть разработан и утвержден локальный нормативный акт (например, положение о присвоении классности водителям), в котором необходимо прописать квалификационные характеристики водителей, указанные в Справочнике утвержденным Постановлением N 58/3-102.

Водитель автомобиля 3-го класса должен уметь управлять легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, категорий «B» или «C», или только автобусами, отнесенными к категории транспортных средств «D», буксировать прицепы весом до 750 кг, а также устранять возникшие во время работы на линии мелкие эксплуатационные неисправности подвижного состава, не требующие разборки механизмов. Он также должен знать:

  • назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, относящихся к одной из категорий «B» или «C», или автобусов, относящихся к категории «D»;
  • Правила дорожного движения и основы безопасности движения;
  • правила технической эксплуатации автомобилей (относящиеся к водителям);
  • правила перевозки скоропортящихся и опасных грузов;
  • признаки, причины и опасные последствия неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля, способы их обнаружения и устранения;
  • порядок проведения технического обслуживания автомобилей и прицепов;
  • способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;
  • приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях;
  • правила заполнения первичных документов по учету работы автомобиля;
  • порядок экстренной эвакуации пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях.

Водитель автомобиля (автобуса) 2-го класса должен уметь управлять автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «B», «C» и «E», или автобусами категории «D» или «D» и «E», уметь устранять возникшие во время работы на линии эксплуатационные неисправности транспортного средства, требующие разборки механизма, выполнять регулировочные работы в полевых условиях при отсутствии технической помощи, а также знать:

  • назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, отнесенных к категориям транспортных средств «B», «C» и «E», а при работе на автобусах («D» или «D» и «E») — их неисправности;
  • признаки, причины, опасные последствия, способы определения и устранения неисправностей транспортного средства;
  • объемы, периодичность и основные правила выполнения работ по техническому обслуживанию;
  • способы увеличения межремонтных пробегов автомобилей;
  • особенности организации технического обслуживания и ремонта автомобилей в полевых условиях;
  • особенности организации междугородных перевозок, режим работы водителей;
  • основные сведения о билетной системе и тарифах на автомобильном транспорте;
  • основы диспетчерского руководства перевозками, технические средства диспетчерской связи и контроля за движением автомобилей;
  • показатели работы автомобилей, пути улучшения использования подвижного состава, методы работы передовых водителей;
  • основные положения планирования и учета работы автомобилей;
  • правила пользования средствами радиосвязи на автомобилях;
  • элементы дороги, их влияние на безопасность движения;
  • основные понятия теории движения автомобиля;
  • способы увеличения пробега автомобильных шин и срока службы аккумуляторных батарей.

Водитель автомобиля (автобуса) 1-го класса должен уметь управлять легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «B», «C», «D» и «E», и должен знать:

  • назначение, устройство и правила технического обслуживания автопоездов, устройство и правила технического обслуживания автомобилей последних выпусков;
  • влияние отдельных эксплуатационных показателей работы автомобилей на себестоимость перевозок;
  • способы обеспечения высокопроизводительного и экономного использования подвижного состава;
  • основные технико-эксплуатационные качества подвижного состава и их влияние на безопасность движения;
  • элементы теории автомобиля;
  • основные положения службы безопасности движения автотранспортного предприятия.

Второй класс присваивается при непрерывном стаже работы не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса на данном предприятии, а 1-й класс — при непрерывном стаже работы не менее двух лет в качестве водителя 2-го класса.

Обратим внимание, что наличие классности на одном предприятии совсем не означает ее сохранение при устройстве на новое место работы. При увольнении водителя 1-го класса из одного учреждения его квалификация при устройстве в другое больше недействительна. Необходимо вновь сдавать квалификационные «экзамены».

МЛПУ «Городская больница N 1» Приказ N 46 о создании квалификационной комиссии

19 октября 2009 г. г. Калуга

В целях присвоения квалификационного класса водителям

Приказываю:

  1. Создать постоянно действующую квалификационную комиссию по установлению класса водителям в следующем составе:

председатель комиссии — Петров Иван Викторович, главный врач;

секретарь комиссии — Архипова Вера Петровна, секретарь;

члены комиссии:

  • Рахманина Оксана Игоревна, заведующая терапевтическим отделением;
  • Газов Андрей Геннадьевич, главный механик;
  • Алексеев Михаил Александрович, водитель-инструктор по безопасности движения.
  1. Представлять списки водителей, подлежащих квалификационной аттестации, раз в год не позднее 15 августа — инспектору ОК Марусиной Е.И.
  2. Организовать методическую подготовку квалификационной аттестации — инспектору ОК Марусиной Е.И.
  3. Представить материалы квалификационной аттестации главному врачу в течение 20 рабочих дней с даты протокола заседания комиссии — председателю комиссии.

Главный врач Петров /И.В. Петров/

Для получения класса водитель может написать заявление и к нему приложить представление своего непосредственного руководителя или иного работника по его поручению. В представлении дается оценка деятельности работника, его деловых и моральных качеств, указывается стаж работы и предлагается присвоить определенный класс.

При оформлении представления в нем указывают наименование подразделения, название вида документа, дату, регистрационный номер (если документ регистрируется), адресата, заголовок к тексту, подпись. При необходимости представление визируют заинтересованные лица. Дальше этот документ подписывается составителем и адресуется руководителю организации.

В квалификационную комиссию

МЛПУ «Городская больница N 1»

от водителя 3-го класса Завьялова Е.Р.

МЛПУ «Городская больница N 1» Протокол N 12 заседания квалификационной комиссии

05.11.2009 г. Калуга

Комиссия в составе:

Председатель — И.В. Петров, главный врач.

Секретарь — В.П. Архипова, секретарь.

Члены комиссии: О.И. Рахманина, А.Г. Газов, М.А. Алексеев.

Присутствовали: начальник гаража Р.Л. Паромов, диспетчер А.Т. Старова.

Повестка дня:

  1. Обсуждение итогов проведенной квалификационной аттестации водителя 3-го класса Колесникова Антона Александровича.

Заслушали:

Представление начальника гаража и аттестационные материалы на Колесникова Антона Александровича на присвоение 2-го класса.

Постановили:

Признать Колесникова Антона Александровича соответствующим всем требованиям для присвоения 2-го класса.

Председатель комиссии Петров /И.В. Петров/
Секретарь комиссии Архипова /В.П. Архипова/
Члены комиссии: Рахманина /О.И. Рахманина/
Газов /А.Г. Газов/
Алексеев /М.А. Алексеев/
С протоколом заседания квалификационной комиссии ознакомлен.
Колесников, 06.11.2009 /А.А. Колесников/

После присвоения квалификационного класса необходимо также занести сведения об этом в разд. 4 личной карточки и трудовую книжку.

Что дает водителям классность?

Присвоение классности водителям позволяет устанавливать различные доплаты стимулирующего характера к заработной плате. По нормам ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, должностных окладов, доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, премий, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Причем локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Разрабатывая локальные нормативные акты (положение об оплате труда и материальном стимулировании работников), работодатель самостоятельно определяет размер надбавки за классность водителей. Но она должна быть не менее установленной в п. 3.8 Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 — 2010 годы (зарегистрировано 25.03.2008 N 96/08-10 <1>). В организациях городского наземного пассажирского транспорта с учетом сложившейся практики работодатели по согласованию с соответствующими комитетами профсоюза могут устанавливать надбавку за классность:

  • водителям 1-го класса — в размере 25%;
  • водителям 2-го класса — 10% установленной тарифной ставки за отработанное в качестве водителя время.

<1> Письмо Минтруда России от 25.03.2008 N 1558-ТЗ.

Такой же процент доплаты установлен Отраслевым тарифным соглашением по организациям наземного городского электрического транспорта Российской Федерации на 2009 — 2011 годы (от 28.11.2008 N 106/09-11) и некоторыми другими соглашениями.

Придерживаться таких соглашений необходимо в силу Письма Минздравсоцразвития России от 24.07.2008 N 338-ТГ, в котором отмечено: если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к Соглашению работодатели, не участвовавшие в заключении Соглашения, не представят в Минздравсоцразвития в установленном ч. 8 ст. 48 ТК РФ порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к Соглашению, то последнее будет считаться распространенным на этих работодателей.

Разработан также ряд отраслевых нормативных актов, регламентирующих размер данной надбавки:

  • Приказ МЧС России от 22.09.2009 N 545 «О новой системе оплаты труда работников бюджетных учреждений МЧС России и гражданского персонала воинских частей войск гражданской обороны»;
  • Федеральное отраслевое соглашение по финансируемым из федерального бюджета подведомственным Росморречфлоту учреждениям в сферах внутреннего водного транспорта Российской Федерации и образования Российской Федерации на 2009 — 2012 годы;
  • Приказ ФМС России от 27.11.2008 N 389 «О внесении изменений в Приказ ФМС России от 15 октября 2008 г. N 249 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583».

Если работодатель примет решение о введении надбавки за классность, размер меньший, чем указан в отраслевом Соглашении, он установить не сможет.

Понижаем класс водителя

Классность можно не только установить, но и понизить (п. 7 Справочника). Понижение класса квалификации объявляется приказом руководителя с занесением в трудовую книжку. Водителям, которым понижен класс квалификации, а также лишенным права управления транспортным средством на срок более года, класс квалификации может быть присвоен на общих основаниях вновь.

Понизить класс можно, если водитель 2-го и 1-го класса:

  • не выполняет требования, предусмотренные квалификационной характеристикой или должностной инструкцией;
  • систематически не выполняет планы, графики перевозок и расписания движения;
  • имеет перерасход топлива;
  • имеет за последние три года работы нарушения ПДД, повлекшие за собой дорожно-транспортные происшествия;
  • нарушает техническую эксплуатацию транспортного средства и правила техники безопасности.

Для установления порядка присвоения классов водителям работодатель должен разработать ряд локальных нормативных актов, поскольку обязательные требования о присвоении классности ТК РФ и нормативными документами, содержащими нормы трудового права, не установлены. Необходимые условия выплаты надбавки — создание квалификационной комиссии и обеспечение ее функционирования, разработка положения о начислении надбавки за классность водителям и положения о присвоении классности водителям.

Положение о порядке присвоения классности водителям легкового автотранспорта

1.1. Настоящее Положение определяет порядок присвоения класса квалификации (классности) водителям легкового автотранспорта (далее — водители) администрации города _________.

1.2. Присвоение класса квалификации (классности) водителям производится комиссией по присвоению класса квалификации водителям легкового автотранспорта администрации города _________ (далее — комиссия).

2.1. Квалификация 3-го, 2-го и 1-го класса может быть присвоена водителям, которые прошли подготовку или переподготовку по единым программам и имеют водительское удостоверение с отметкой, дающей право управления определенными категориями транспортных средств.

2.2. Квалификация 3-го класса присваивается водителю, имеющему водительский стаж работы в администрации города _________ не менее года, при наличии у него в водительском удостоверении разрешающей отметки «B».

2.3. Квалификация 2-го класса присваивается водителю, имеющему стаж работы не менее трех лет в качестве водителя 3-го класса в администрации города _________, при наличии у него в водительском удостоверении разрешающей отметки «D».

2.4. Квалификация 1-го класса присваивается водителю, имеющему стаж работы не менее двух лет в качестве водителя 2-го класса в администрации города _________.

2.5. Кроме требований, предусмотренных п. п. 2.2, 2.3 и 2.4 настоящего Положения, присвоение водителю класса квалификации производится при условии:

  • отсутствия за последний год работы нарушений Правил дорожного движения;
  • отсутствия нарушений правил технической эксплуатации, правил техники безопасности и рабочих инструкций;
  • соблюдения трудовой дисциплины.

2.6. Вопрос о присвоении класса квалификации рассматривается комиссией на основании заявления водителя.

2.7. Присвоение класса квалификации (классности) оформляется приказом начальника управления кадров и муниципальной службы администрации города _________ на основании протокола комиссии.

2.8. Ежемесячная надбавка за классность устанавливается в следующих размерах:

  • водителю 2-го класса — 10% должностного оклада;
  • водителю 1-го класса — 25% должностного оклада.

3.1. Если водитель 2-го или 1-го класса систематически нарушает Правила дорожного движения и эксплуатации автомобиля, по ходатайству руководителя структурного подразделения решением комиссии ему может быть понижена классность.

3.2. Понижение класса квалификации оформляется приказом начальника управления кадров и муниципальной службы администрации города _________ на основании протокола комиссии.

3.3. Водителям, которым было произведено понижение класса квалификации, классность может быть присвоена на общих основаниях, но не ранее чем через год.

4.1. Подготовка и организация проведения заседания комиссии возлагаются на секретаря комиссии.

4.2. Формой работы комиссии является заседание под руководством председателя или его заместителя. Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов. Решение комиссии принимается простым большинством голосов от числа ее членов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов членов комиссии решающим является голос ее председателя.

4.3. Заявление водителя о присвоении класса квалификации на имя председателя комиссии принимается секретарем комиссии. К заявлению прилагаются:

  • копия трудовой книжки;
  • копия водительского удостоверения;
  • ходатайство о присвоении класса квалификации руководителя структурного подразделения.

4.4. Ходатайство руководителя структурного подразделения о понижении водителю класса квалификации на имя председателя комиссии принимается секретарем комиссии. К ходатайству прилагаются:

  • копии документов о наложении дисциплинарных взысканий за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, за нарушение правил технической эксплуатации, правил техники безопасности, рабочих инструкций и т.д.;
  • копии документов о нарушении Правил дорожного движения.

4.5. Секретарь комиссии не позднее чем за неделю до начала работы комиссии сообщает водителям о дате, времени и месте проведения аттестации.

4.6. Решение комиссии оформляется протоколом, который утверждается председателем комиссии и передается в управление кадров и муниципальной службы администрации города для подготовки проекта приказа.

Т.В.Шадрина

Эксперт журнала

«Отдел кадров

бюджетного учреждения»

Личные дела работников бюджетных организаций
Трудовой договор с муниципальным служащим

Доплата за классность водителю

Наше предприятие 01.11.2000 г. приняло на работу водителя легкового автомобиля. С 01.11.2011 г. водителю была присвоена квалификация II класса. При этом коллективным договором предусмотрено, что водители II класса имеют право на надбавку за классность в размере 10% за фактически отработанное время. В течение месяца водитель находится на рабочем месте, но управляет автомобилем только по заданию руководителя предприятия, что бывает не каждый день. Бухгалтерия начисляла водителю надбавку за классность за время, за которое водитель непосредственно управлял автомобилем. В ноябре 2012 г. водитель обратился в бухгалтерию с требованием доначислить надбавку за все отработанное им время (а не только за управление автомобилем). Прав ли водитель? Если да, то как исправить такую ошибку?

Согласно ст. 15 Закона об оплате труда, предприятия в коллективном договоре самостоятельно устанавливают формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, схемы должностных окладов, условия введения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений, прочих поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат. При этом предприятия должны соблюдать нормы и гарантии, предусмотренные законодательством, а также генеральными и отраслевыми (региональными) соглашениями.

В соответствии со ст. 14 Закона об оплате труда, предприятиям разрешается в случае финансовых трудностей, на период их преодоления, но не более чем на 6 месяцев, применять нормы коллективного договора, допускающие оплату труда ниже норм, установленных Генеральным, отраслевым или региональным соглашениями, но не ниже государственных норм и гарантий в оплате труда. И наоборот, в соответствии со ст. 7 Закона о колдоговорах, предприятие, при наличии у него финансовых возможностей, может предусмотреть в коллективном договоре дополнительные (большие) гарантии и социально-бытовые льготы по сравнению с действующим законодательством и соглашениями.

В Генеральном соглашении между КМУ, всеукраинскими объединениями организаций работодателей и предпринимателей и всеукраинскими профсоюзами и профобъединениями на 2010 — 2012 гг. установлена надбавка за классность водителям легковых и грузовых автомобилей, автобусов в следующих размерах: водителям второго класса — 10%, первого — 25% установленной тарифной ставки за фактически отработанное водителем время. Такой размер надбавки указывается в приложении 3 к этому Генеральному соглашению.

Обратите внимание, что классность водителю устанавливает квалификационная комиссия предприятия. Впрочем, руководитель предприятия по своему усмотрению может сохранить класс водителя, установленный ему на предыдущем месте работы.

Присвоение классности водителям

… в процессе работы субъект хозяйствования может присвоить водителю квалификацию II или I класса. … присвоение водителям I и II классов… оформляется приказом по предприятию с установлением доплаты за классность.

Классность водителям присваивается квалификационной комиссией на предприятии во время квалификационной аттестации.

Действующими нормативно-правовыми актами Украины не предусмотрены нормы относительно сохранения классности водителям, присвоенной работодателем на предыдущем месте работы. Принятие решения по этому вопросу является компетенцией руководителя предприятия.

Согласно Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников…, в графе 3 «Сведения о работе» трудовой книжки указывается конкретное наименование цеха, отдела, подразделения, участка, производства, куда принят работник, а также работа, профессия или должность и присвоенный разряд. Записи о названии работы, профессии или должности, на которую принят работник, осуществляются в соответствии с профессиональными названиями работ, указанными в Классификаторе профессий.

Согласно Общим положениям Справочника квалификационных характеристик профессий работников (СКХП), содержащихся в разделе 2 «Профессии рабочих» Выпуска 1 «Профессии работников, являющихся общими для всех видов экономической деятельности» СКХП, утвержденного приказом Минтруда Украины от 29.12.2004 г. №336, во всех записях о выполняемых работах (штатном расписании, записях в трудовые книжки и пр.) следует указывать полное название профессии в соответствии со Справочником и квалификационный разряд (категорию).

Учитывая вышеупомянутое, в трудовых книжках работников запись о названии профессии выполняется с указанием квалификационной категории, разряда, класса, например, «Водитель автотранспортных средств I класса», поскольку I и II классы водителей являются уровнем квалификации работника.

Письмо Минсоцполитики от 07.09.2012 г. №197/10/137-12 (извлечение)

Квалификационные характеристики для водителей I и II классов до 06.07.2012 г.1 были установлены Выпуском 69 «Автомобильный транспорт» Справочника квалификационных характеристик профессий работников (приказ Министерства транспорта и связи Украины от 14.02.2006 г. №136). Обратите внимание, что для присвоения II класса в удостоверении водителя должно было быть разрешение на управление транспортными средствами категорий «B», «C», «E» или «D», или «D» и «E», а также непрерывный стаж работы водителем III класса на предприятии не менее 3 лет.

1 До внесения изменений приказом Министерства инфраструктуры Украины от 06.07.2012 г. №374.

Как указывает Минтруда в письме от 23.01.2009 г. №57/13/84-09 (см. «ДК» №11/2009), фактически отработанным водителем временем считаются часы, проставленные в табеле учета рабочего времени. Если водитель в рабочее время не выезжал, но присутствовал на работе, ему осуществляется оплата за эти часы.

В случае если коллективный договор на предприятии не заключен1, работодатель обязан согласовать условия оплаты труда работников с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем), представляющим интересы большинства работников, а при его отсутствии — с другим уполномоченным на представительство органом. Кроме того, условия оплаты труда согласуются между работодателем и работником в трудовом договоре (контракте) или в приказе о приеме на работу.

1 Такая ситуация не редкость, поскольку за отсутствие на предприятии коллективного договора действующее законодательство не предусматривает штрафных санкций.

Обратите внимание, что Генеральное соглашение распространяется на юрлиц любой формы собственности, но только на тех, которые находятся в сфере действия подписавших его сторон (ст. 9 Закона о колдоговорах). В противном случае предприятие самостоятельно устанавливает порядок уплаты такой надбавки, а также ее размер. То есть работодатель, не подпадающий под действие Генерального соглашения, может установить надбавку за классность водителя как в размере, установленном Генеральным соглашением, так и в большем/меньшем размере, а также установить, что эта надбавка выплачивается только за время управления водителем транспортным средством (а не за все отработанное время).

Исходя из вышеизложенного, если ваше предприятие подпадает под действие Генерального соглашения или в трудовом договоре с работником предусмотрена выплата надбавки за классность водителю за все отработанное время, ваш работник имеет право на выплату такой надбавки не только за время фактического управления автомобилем. Если вы начисляли надбавку иным образом, это будет ошибкой, и ваш работник прав, требуя доплаты.

При отказе с вашей стороны доплатить ему сумму такой надбавки работник вправе обратиться в комиссию по трудовым спорам (ст. 225 КЗоТ), а если решение такой комиссии его не удовлетворит, то и в суд (ст. 231 КЗоТ). При этом у работника на такое обращение есть всего три месяца со дня, когда он узнал или мог узнать о нарушении его прав (статьи 225, 233 КЗоТ). Но если комиссия решит, что причина нарушения срока обращения по такому спору уважительная, она может проигнорировать такое нарушение срока.

Как видно из вопроса, с даты последнего нарушения три месяца еще не прошло — надбавка еще за октябрь 2012 г. выплачивалась неверно. Таким образом, работник имеет право на обращение в комиссию (а после нее, по желанию, и в суд).

Обратите внимание, что ст. 238 КЗоТ установлено, что при рассмотрении трудовых споров по вопросам о денежных требованиях (кроме требований о выплате работнику средней зарплаты за время выполнения нижеоплачиваемой работы) орган, рассматривающий спор, имеет право принять решение о выплате работнику причитающихся ему сумм без ограничения каким-либо сроком. И, как указывает ВСУ, например, в постановлении от 24.12.99 г. №13, «правило ст. 238 КЗоТ о праве органа, рассматривающего спор, постановить решение о выплате работнику причитающихся ему сумм (кроме предусмотренных ст. 235 КЗоТ выплат среднего заработка…) без ограничения каким-либо сроком применяется при условии соблюдения сроков обращения за решением спора». То есть если ваш водитель в течение 3 месяцев обратится в комиссию по трудовым спорам или в дальнейшем в суд, он сможет получить причитающуюся ему сумму надбавки за весь период ее недоплаты (несмотря на то, что по части такой недоплаты с периода ее неначисления уже прошло три месяца). Поэтому автор рекомендует вам как работодателю не дожидаться тяжб с работником, а добровольно признать свою ошибку и исправить ее.

Исправить ошибку нужно так, как исправляются ошибки по не начисленной в прошлых периодах (и поэтому выплаченной не вовремя) зарплате1:

— доначислить за каждый месяц в отдельности сумму не начисленной вовремя надбавки в соответствии с начисленной работнику в этом месяце зарплатой за отработанное время и размером установленной надбавки. Обратите внимание, что, в соответствии с п. 5 ст. 1 Закона о бухучете, хозяйственные операции должны быть отражены в учетных регистрах в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены. Кроме того, пп. 1.6.2 Инструкции №5 предусмотрено, что если начисления фонда оплаты труда осуществляются за предыдущий период, они отражаются в составе фонда оплаты труда того месяца, в котором были осуществлены начисления. Дают разъяснения по поводу отражения таких сумм и налоговики. Так, в Единой базе налоговых знаний ГНСУ сообщает: «в случаях когда проводятся доначисления и выплаты сумм за предыдущие налоговые периоды (месяцы), … то такие суммы доначислений… следует отнести к соответствующим налоговым периодам, за которые проводятся доначисления»;

1 Поскольку надбавка за классность является составляющей фонда оплаты труда (пп. 2.2.1 Инструкции №5).

— начислить по каждой доначисленной сумме надбавки, по которой задержка в выплате работнику составила один календарный месяц и более, компенсацию за не вовремя выплаченную зарплату (в соответствии со ст. 2 Закона №2050) в порядке, установленном постановлением КМУ от 20.12.97 г. №1427;

— отразить в отчетности сумму доначисленной зарплаты. Это обязательно нужно сделать в отчете в ПФУ1 и в отчете по НДФЛ2. Можно это сделать и в декларации по налогу на прибыль, — в случае если предприятие захочет воспользоваться доначисленными расходами в виде зарплаты и ЕСВ в качестве налоговых расходов;

— уплатить штрафные санкции в бюджет (по НДФЛ) и в ПФУ (по ЕСВ).

1 Форма отчета утверждена приложением 4 к Порядку формирования и подачи страхователями отчета по суммам начисленного единого взноса на обязательное государственное социальное страхование, утвержденному постановлением ПФУ от 08.10.2010 г. №22-2.

2 Форма отчета №1ДФ — налоговый расчет сумм дохода, начисленного (выплаченного) в пользу налогоплательщиков, и уплаченного с них налога, утверждена приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. №1020.

Штрафные санкции по НДФЛ

Исправление ошибок, связанных с доначислением НДФЛ, происходит в порядке, установленном ст. 50 НКУ (поскольку форма №1ДФ, в соответствии с п. 46.1 НКУ, является налоговой декларацией, а ст. 50 НКУ устанавливает порядок исправления самостоятельно обнаруженных ошибок в налоговых декларациях прошлых отчетных периодов). К статье 50 НКУ при исправлении ошибок в ф. №1ДФ отсылает нас и п. 2.1 Порядка №1020.

Следует учесть, что хотя п. 50.1 НКУ и предусматривает два способа самостоятельного исправления ошибок прошлых налоговых периодов, текущая форма отчета №1ДФ позволяет это сделать только одним способом — через уточняющий расчет.

Следовательно, в штрафные санкции, которые нужно уплатить в бюджет не позднее даты подачи уточняющего расчета за каждый период (квартал), в котором исправляется ошибка, будут входить штраф в размере 3% суммы доначисленного НДФЛ и пеня, рассчитанная в порядке, установленном ст. 129 НКУ.

Обратите внимание, что при самостоятельном исправлении показателей отчета по ф. №1ДФ в части доначисления налогового обязательства в порядке, установленном ст. 50 НКУ, предприятию не должны угрожать дополнительные штрафы, предусмотренные п. 119.2 НКУ (что прямо предусмотрено абз. 3 п. 120.2 НКУ). Однако на практике работодателю нужно быть готовым к тому, что ГНС попытается применить штраф, установленный п. 119.2 НКУ, к исправлению любых ошибок в ф. №1ДФ, в т. ч. и связанных с доначислением налогового обязательства по НДФЛ. ГНСУ в Единой базе налоговых знаний дает в этом случае иногда противоречивые, а иногда и откровенно неправильные, с точки зрения автора, рекомендации, в целом поддерживая позицию территориальных ГНС. А штраф по п. 119.2 НКУ немаленький: за первое в течение года нарушение — 510 грн, а за каждое последующее (если штраф за предыдущее такое же нарушение уже налагался) — 1020 грн. Поэтому предприятию нужно быть готовым к отстаиванию своих интересов в суде (пп. 17.1.7, ст. 56 НКУ).

Штрафные санкции по ЕСВ

Пункт 3 ч. 11 статьи 25 Закона о ЕСВ предусматривает ответственность при самостоятельном доначислении сумм ЕСВ самим страхователем в размере 5% доначисленной суммы ЕСВ за каждый полный или неполный отчетный период, за который доначислена такая сумма, но не более 50% от суммы доначисленного ЕСВ.

Согласно п. 7.7 Инструкции №21-5, решение о применении финансовых санкций принимает начальник ПФУ в районе, городе, районе в городе или его заместитель по результатам рассмотрения акта и других материалов о нарушении — по установленной форме в двух экземплярах. Первый экземпляр решения в течение 3 рабочих дней со дня его вынесения направляется плательщику в порядке, установленном для направления требований, или вручается под расписку руководителю либо главному бухгалтеру плательщика, а второй остается в структурном подразделении органа ПФУ, отвечающего за организацию контроля за поступлением сумм ЕСВ. Штрафы и пеня должны быть уплачены плательщиком ЕСВ в течение 10 рабочих дней после поступления соответствующего решения (п. 7.8 Инструкции №21-5).

Пример Рассмотрим, как исправить данную ошибку за условный период I квартал 2012 г. в отчетности (ф. №1ДФ и приложение 4 в ПФУ). Исправления делаются в ноябре 2012 г. Пусть сумма доначисленной надбавки составила по 500,00 грн в месяц, итого за квартал — 1500,00 грн. Допустим, что доход водителя за месяц не превышал 10730 грн. Следовательно, сумма доудержанного НДФЛ составляет 1500,00 х 15% = 225,00 грн. В уточняющем расчете за I квартал 2012 г., поданном в IV квартале 2012 г., эти суммы будут отражены следующим образом (см. образец 1). При этом суммы выплаченного дохода и уплаченного с них налога будут отражены в ф. №1ДФ за IV квартал 2012 г. (по факту уплаты).

Сумма ЕСВ, которую нужно доплатить в ПФУ, делится на два вида:

— за счет работодателя (условная ставка 40%) : 500,00 х 40% = 200,00 грн за месяц, 600,00 грн за I квартал 2012 г.;

— за счет работника (ставка 3,6%) : 500 х 3,6% = 18,00 грн за месяц, 54,00 грн за I квартал 2012 г.

Суммы доначисленной в ноябре 2012 г. зарплаты за I квартал 2012 г. отражаются в ноябрьском отчете в ПФУ (приложение 4). При этом сумма 1500,00 грн (доначисленная надбавка за I квартал 2012 г.) отражается одной суммой в строке 6.4 таблицы 1. Сумма доначисленного ЕСВ за счет работодателя (600 грн) отражается в строке 6.1.1 и 6.1 таблицы 1. А сумма доудержанного ЕСВ за счет работника (54,00 грн) отражается в строке 6.3.1 и 6.3 таблицы 1.

В таблице 6 приложения 4 суммы удержанного ЕСВ должны отражаться отдельно — в разрезе месяцев, из доходов которых они были удержаны (см. образец 2).

Образец 1

Отражение доначисленной надбавки за классность водителя в уточняющем расчете к форме №1ДФ за I квартал 2012 г. (фрагмент)

Образец 2

Отражение доначисленной надбавки за классность водителя в таблице 6 приложения 4 за ноябрь 2012 г. (фрагмент)

Нормативная база

  • КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.
  • НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. №2755-VI.
  • Закон об оплате труда — Закон Украины от 24.03.95 г. №108/95-ВР «Об оплате труда».
  • Закон о бухучете — Закон Украины от 16.07.99 г. №996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине».
  • Закон о колдоговорах — Закон Украины «О коллективных договорах и соглашениях» от 01.07.93 г. №3356-ХII.
  • Закон о ЕСВ — Закон Украины от 08.07.2010 г. №2464-VI «О сборе и учете единого взноса на обязательное государственное социальное страхование».
  • Закон №2050 — Закон Украины от 19.10.2000 г. №2050-III «О компенсации гражданам потери части доходов в связи с нарушением сроков их выплаты».
  • Инструкция №5 — Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Минстата Украины от 13.01.2004 г. №5.
  • Инструкция №21-5 — Инструкция о порядке начисления и уплаты единого взноса на обязательное государственное социальное страхование, утвержденная постановлением ПФУ от 27.09.2010 г. №21-5.
  • Порядок №1020 — Порядок заполнения и представления налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного из них налога, утвержденный приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. №1020.

Анна БЫКОВА, «Дебет-Кредит»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *