Надзор за деятельностью органов дознания

  1. Полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания.

В ст. 30 Закона о прокуратуре не дается перечня полномочий прокурора, а лишь указывается, что они устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской федерации и другими федеральными законами. Так как прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, касается исключительно их уголовно-процессуальной деятельности, то и полномочия прокурора в этой сфере определены УПК. Полномочия прокурора состоят из его процессуальных прав и обязанностей. Обнаружив незаконное задержание гражданина органом расследования, прокурор не только вправе, но и обязан освободить его из-под стражи. Используя полномочия, прокурор устраняет выявленные им на­рушения закона в деятельности указанных органов, предупрежда­ет возможность таких нарушений, следит за состоянием дознания или следствия по конкретным уголовным делам, обеспечивая свое­временность, полноту и объективность расследования. Основным средством устранения допущенных органом дозна­ния (лицом, производящим дознание) или следователем наруше­ний закона является отмена прокурором их незаконных и необо­снованных постановлений (п. 2ч. 1 ст. 211 УПК). Отмена постановления прокурором означает признание принятого решения незаконным и, как правило, необоснованным. Прокурору предоставлено право самому возбуждать уголовное дело, отказывать в его возбуждении и приостанавливать по нему производство, если следователи или органы дознания, при наличии предусмотренных законом оснований, сами по каким-либо причи­нам этого не сделали. В целях устранения допущенных нарушений закона прокурор вправе давать письменные указания о расследовании преступле­ний (в случаях, когда следователь или лицо, производящее дозна­ние, возбудив уголовное дело либо получив его в свое производст­во, не приступает по каким-либо причинам к расследованию); об избрании, изменении или отмене меры пресечения, о правильной квалификации преступления (п. 3 ч. 1 ст. 211 УПК). Письменные указания прокурора о производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступле­ния, направлены главным образом на обеспечение полноты, все­сторонности, объективности и своевременности расследования (п. Зч. 1 ст. 211 УПК). В этих же целях прокурор обладает правом:

а) участвовать в производстве дознания и предварительного следствия и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по лю­бому делу (п. 5 ч. 1 ст. 211 УПК);

б) продлевать срок расследования и срок содержания под стра­жей в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установлен­ных законом (п. 7 ч. 1 ст. 211 УПК);

в) возвращать уголовные дела органам дознания и предвари­тельного следствия со своими указаниями о производстве дополни­тельного расследования (п. 8 ч. 1 ст. 211 УПК);

г) изымать от органов дознания и передавать следователю любое дело, передавать его от одного органа предварительного расследо­вания другому в целях обеспечения наиболее полного и объектив­ного расследования (п. 9 ч. 1 ст. 211 УПК);

д) отстранять лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела (п. 10 ч. 1 ст. 211 УПК). Данное право прокурора не устраняет нару­шения закона, как это иногда утверждается в юридической литера­туре, а служит средством пресечения необъективного, предвзятого ведения дознания или предварительного следствия конкретным должностным лицом. К отстранению этого лица от дальнейшего расследования прокурор вынужден прибегнуть в случаях невыпол­нения его письменных указаний, при неоднократном нарушении процессуальных правил расследования, нарушении прав участни­ков уголовного процесса.

На получение санкции прокурора следователь или орган дозна­ния представляют постановления: о применении меры пресечения -в виде заключения под стражу (ст. 96 УПК); залога (ст. 99 УПК); об отмене или изменении меры пресечения, избранной по указанию прокурора (ст. 101 УПК); об отстранении обвиняемого от должнос­ти (ст. 153 УПК); о Помещении подозреваемого или обвиняемого, находящегося на свободе, в медицинское учреждение при произ­водстве судебно-психиатрической экспертизы (ст. 188 УПК); о про­изводстве выемки документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной (ст. 167 УПК); о производстве обыска (ст. 168 УПК). Отказ прокурора в даче санкции означает, что прокурор нe\ нашел оснований для производства соответствующего действия или усмотрел какое-либо существенное нарушение процессуаль­ного порядка. Согласие прокурора в стадии предварительного расследования требуется на прекращение уголовного дела вследствие изменения обстановки (ст. 6 УПК); в связи с деятельным раскаянием (ст. 7 УПК); в отношении несовершеннолетнего с применением прину­дительных мер воспитательного характера (ст. 8 УПК); в связи с примирением с потерпевшим (ст. 9 УПК). Прокурору принадлежит также право давать согласие на пере­дачу дела в суд для применения принудительных мер медицин­ского характера (ст. 406 УПК), утверждать обвинительное заклю­чение. Обеспечению систематического надзора за исполнением зако­нов органами дознания и предварительного следствия служит право прокурора требовать от названных органов для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совер­шенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следст­вия и об установлении лиц, совершивших преступления (п. 1 ч. 1 ст. 211 УПК).

Все предметы → Прокурорский надзор

Это направление надзора, осуществляемое в рамках единого надзора за органами, осуществляющими ОРД, следователями. Но данное направление относительно самостоятельно в виду специфики надзора. И поэтому существует специализация на данном надзоре, существуют приказы, посвященные данному надзору. Специфика данного направления заключается в том, что прокурор наделен властно – распорядительными полномочиями в отношении поднадзорных субъектов, что позволяет говорить об осуществлении данного надзора в форме процессуального руководства. Можно говорить, что процессуальное руководство выступает как действенная форма осуществления прокурором опосредованного уголовного преследования, поскольку непосредственное исключено.

Предмет и пределы надзора можно сформулировать, опираясь на ст.29 ФЗ и ст.40, 151 УПК РФ.

Предмет надзора за процессуальной деятельностью органов дознания

Ст.29 закрепляет элементы предмета.

1. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина органами дознания при осуществлении процессуальной деятельности.

2. Соблюдение установленного порядка рассмотрения и разрешения сообщений о преступлениях в процессуальной части.

3. Соблюдение установленного порядка проведения расследования – расследование в форме дознания, а также в факультативной форме – неотложные следственные действия в отношении преступлений, по которым обязательно дознание. Дознание как форма предварительного расследования может выступать как в общей форме дознания (гл.32 УПК), так и в упрощенной (гл.32.1 УПК).

4. Законность решений, принимаемых органами дознания при осуществлении своей процессуальной деятельности.

Пределы надзора за процессуальной деятельностью органов дознания

1. По кругу поднадзорных субъектов: круг органов дознания определен в ст.40 УПК, в т.ч ч.1 ст.40 – основные органы дознания (ОВД, дознаватели органов военной полиции, дознаватели ФССП), а также ФСКН, ФСИН, СВР и т.д. В ч.3 ст.40 указаны факультативные органы дознания. Орган дознания как целостный субъект расследования выступает только при производстве неотложных следственных действий по делам, по которым обязательно предварительное следствие. При осуществлении же дознании как формы осуществления предварительного расследования, органы дознания действуют через своих должностных лиц, которые выступают в качестве процессуальных фигур – дознавателей (ст.5 УПК – понятие дознавателя и ст.41 – статус дознавателя). В этом случае поднадзорными субъектами выступают дознаватели. При осуществлении дознания как формы ПР выступают также и начальник подразделения дознания (ст.40.1), начальник органа дознания (ст.5 и 41 УПК). Круг органов дознания уполномоченных осуществлять дознания как формы ПР закреплен в ст.151 УПК – подследственность.

2. По кругу НПА: исходя из названия гл.3 раздела 3 ФЗ, данные пределы определяются понятием «законы», т.е. прокурор надзирает за законами. Во – первых, это УПК. Во – вторых, для определения соответствующих дознавателей ведомственным требования необходимо знать прокурору и иные НПА, например, ФЗ о службе в ОВД, ФЗ о полиции, ФЗ о ФСБ и иные ведомственные ФЗ, а также приказы, положения соответствующих министерств и ведомств.

3. По степени вмешательства в поднадзорную деятельность: в силу властно – распорядительного характера полномочий прокурора пределы его вмешательства не ограничиваются, а также т.к. прокурор не просто субъект надзора, но и процессуальный руководитель уголовного преследования, который будет результаты дознания использовать в суде при поддержании обвинения, поэтому в предмет надзора прокурора не только законность деятельности, но и целесообразность и эффективность деятельности дознавателя.

  1. Организация надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия в прокуратурах РФ.

Данная отрасль прокурорского надзора включает в себя надзор за исполнением законов в трех разныхсферах: при осуществлении оперативно-разыскной деятельности, при производстве дознания и предварительного следствия.

Указанные сферы деятельности правоохранительных органов тесно связаны с правами и свободами граждан, поскольку органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, наделены полномочиями на применение в отношении отдельных лиц принудительных мер, а именно досмотр, обыск, задержание, заключение под стражу.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами. Указания Генерального прокурора РФ по вопросам предварительного следствия и дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения (ст. 30 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Осуществляя уголовное преследование, органы прокуратуры проводят расследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством РФ к их компетенции. Уполномоченные прокуроры при проведении проверок должны обращать внимание: на законность принимаемых решений о производстве или прекращении оперативной проверки и использовании результатов оперативно-разыскной деятельности; на соответствие оперативно-разыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также на недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде; на наличие предусмотренных законодательством полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, и оснований для проведения оперативно-разыскных мероприятий, в том числе на проведение которых разрешение дано судом; на соблюдение установленных законодательством условий и порядка проведения оперативно-разыскных мероприятий, а также привлечения граждан к их осуществлению на конфиденциальной основе или на основе доверительных отношений. Прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления (ст. 31 «О прокуратуре РФ»).

В соответствии с законодательством РФ, используя предоставленные им полномочия, прокурорские работники обязаны пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при проведении оперативно-разыскной деятельности, принимать своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и при наличии оснований привлечению к ответственности виновных должностных лиц. Руководители органов прокуратуры обязаны создавать условия, обеспечивающие защиту от разглашения сведений, содержащихся в представляемых прокурору оперативно-служебных документах.

Введение

Стадия возбуждения в уголовном судопроизводстве имеет очень важное значение. От того, насколько правильно и своевременно будет принято и зарегистрировано сообщение о преступлении, насколько полно будет проведена проверка поступившего повода, зависит успех дальнейшего расследования, а также обеспечение прав и законных интересов граждан. В соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства должностные лица органов, осуществляющих уголовное преследование, обязаны принять и проверить сообщение о любом совершенном, совершаемом или готовящемся преступлении.

Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела урегулирован как уголовно-процессуальным законодательством, так и внутриведомственными нормативными актами.

См. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 2 июня 2011 г. № 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия”

Участие прокурора на стадии возбуждения уголовного дела заключается в осуществлении надзора за соблюдением правил приема, регистрации, рассмотрения и проверки поступающих сообщений о преступлениях с целью установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела.

Надзор прокурора за исполнением законов при возбуждении уголовных дел заключается в контроле:

    1. исполнения законодательства при приеме, разрешении и учете заявлений и сообщений о преступлениях;
    2. сроков проверки поступившего повода для возбуждения уголовного дела;
    3. законности и обоснованности принятого решения: о возбуждении дела; об отказе в возбуждении дела; о передаче сообщения по подследственности или в суд по делам частного обвинения;
    4. осуществления следственных действий (на этой стадии — только осмотр места происшествия, освидетельствование, следственная экспертиза — ст. 144 УПК РФ).

В соответствии с УПК РФ прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела обеспечивается действиями органов следствия и дознания, которые заключаются:

    • в направлении уголовного дела прокурору для определения подследственности (при необходимости) — п. 3 ст. 146 УПК;
    • в незамедлительном направлении копии постановления о возбуждении уголовного дела прокурору (при возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий или зимовок, начальниками российских антарктических станций или сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании). В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело — п. 4 ст. 146 УПК;
    • в выдаче дознавателю согласия прокурора при возбуждении уголовного дела о любом преступлении, указанном в частях второй и третьей ст. 20 УПК (по уголовным делам частного и частно-публичного обвинения);
    • в необходимости получения согласия прокурора на прекращение уголовного дела (ст. 25-28.1 УПК РФ).
    • в направлении прокурору копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (ст. 148 УПК РФ).

Уголовное судопроизводство начинается с поступления и регистрации повода для возбуждения уголовного дела — установленного уголовно-процессуальным законом источника, из которого компетентные государственные органы и должностные лица получают информацию о совершаемом, совершенном или готовящемся преступлении.

Поступление соответствующего повода для возбуждения уголовного дела является юридическим фактом, который обязывает прокурора, следователя, орган дознания принять его, проверить на наличие или отсутствие оснований для возбуждения уголовного дела и вынести соответствующее решение. На этом этапе стадии возбуждения уголовного дела допускаются серьезные нарушения законности:

    1. в случаях, когда преступление совершено в условиях неочевидности и нет подозреваемого лица, пострадавшим нередко отказывают в приеме заявлений и сообщений о преступлениях, а принятые – не регистрируются и не рассматриваются;
    2. уголовно наказуемые деяния квалифицируются как административные проступки, а при очевидных признаках состава преступления принимаются незаконные решения об отказе в возбуждении уголовного дела, подчас учиняются подлоги, фальсифицируются материалы проверок;
    3. нарушаются установленные законом сроки рассмотрения и разрешения сообщений о преступлениях и т. д.

Контроль исполнения законодательства при приеме, разрешении и учете заявлений и сообщений о преступлениях

В связи с этим прокурор обязан ежемесячно проверять исполнение законодательства при приеме, разрешении и учете заявлений и сообщений о преступлениях, сопоставляя для этого данные органов внутренних дел, сообщения средств массовой информации, жалобы граждан, сведения страховых компаний, медицинских учреждений об оказании помощи гражданам по поводу криминальных травм, результаты судебно-медицинского исследования трупов с признаками насильственной смерти, сводки о совершенных преступлениях, материалы иных источников.

Осуществляя надзор за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела, прокуроры обязаны обращать внимание и на соблюдение установленной уголовно-процессуальным законом формы поступившего повода для возбуждения уголовного дела.

При наличии фактов фальсификации материалов доследственных проверок, прокурор должен выносить мотивированное постановление о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений.

При выявлении нарушений порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, проведения доследственных проверок прокурор должен требовать их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности.

Прокурор, признав постановление об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, должен отменить его и с указаниями возвратить в орган дознания, установив при этом конкретный срок проведения дополнительной проверки с учетом объема производства необходимых проверочных действий.

Контроль сроков проверки повода для возбуждения уголовного дела

Особое внимание при осуществлении надзора за исполнением законов в этой стадии прокурор должен уделить срокам проверки поступившего повода для возбуждения уголовного дела. В соответствии с положениями УПК прокурор, следователь и дознаватель обязаны проверить поступивший повод для возбуждения уголовного дела и в течение трех суток принять решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в этом.

Продлить срок проверки до 10 суток может только руководитель следственного органа или начальник органа дознания по ходатайству соответственно следователя или дознавателя. Дальнейшее продление срока проверки недопустимо. Все проверочные действия, проводимые следователем, дознавателем после истечения 10 суток, признаются нарушением закона.

Однако при необходимости проведения ревизий или документальных проверок руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить срок проверки поступившего сообщения о преступлении до 30 суток.

Основной задачей стадии возбуждения уголовного дела является установление наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела. Представляется вполне оправданным в этой стадии уголовного процесса истребовать предметы и документы, опрашивать граждан относительно обстоятельств, имеющих значения для разрешения поступившего в компетентные органы повода для возбуждения уголовного дела, назначать и проводить ревизии, инвентаризации, проверки документации, необходимые исследования с привлечением специалистов и т. д.

Контроль осуществления следственных действий

Отдельного внимания заслуживает подход к возможности осуществления в этой стадии уголовного процесса следственных действий. Так, до возбуждения уголовного дела может быть проведено только одно следственное действие – осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК). В связи с этим прокуроры должны обращать внимание на то, что это положение УПК не подлежит расширительному толкованию.

Общая характеристика прокурорского надзора за использованием законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие

В Законе о прокуратуре в качестве самостоятельной отрасти прокурорского надзора выделен надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие (гл. 3). В рамках данной отрасли прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов правоохранительными органами, которые призваны бороться с самыми серьезными и опасными видами правонарушений — преступлениями. Это так называемые силовые правоохранительные структуры (органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и др.), главное предназначение которых выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, установление лиц, причастных к их совершению.

К органам, за исполнением законов которыми прокуратура осуществляет надзор в рамках рассматриваемой отрасли, относятся также органы предварительного расследования (органы дознания и предварительного следствия), деятельность которых направлена главным образом на расследование уже совершенных преступлений. Но и силовые правоохранительные структуры, и органы предварительного расследования решают общую задачу борьбу с преступностью.

Деятельность по борьбе с преступностью неизбежно затрагивает, а в некоторых случаях существенно ограничивает конституционные права и свободы человека и гражданина: на личную свободу, на неприкосновенность частной жизни, жилища, на неприкосновенность личной переписки, на свободу передвижения и т.д. Поэтому в данной сфере общественных отношений, протекающих в рамках оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, надзор за исполнением законов приобретает особую значимость и актуальность.

Предмет данной отрасли сформулирован в общем виде в ст. 29 Закона о прокуратуре и включает следующие элементы:

  • а) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
  • б) соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
  • в) соблюдение установленного порядка выполнения ОРМ;
  • г) соблюдение установленного порядка проведения расследования;
  • д) законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие.

Объекты прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, в Законе о прокуратуре тоже представлены в общем виде и включают органы, осуществляющие ОРД, дознание и предварительное следствие (ст. 29). Данный перечень объектов требует определенной конкретизации. Для этого следует обратиться к другим федеральным законам, которые устанавливают систему органов, осуществляющих ОРД, предварительное следствие и дознание, их организацию и деятельность.

Система, организация и деятельность правоохранительных органов, осуществляющих ОРД, регламентируется Законом об ОРД. Система, порядок деятельности органов предварительного расследования регламентируется УПК.

В соответствии с Законом об ОРД (ст. 13) органами, осуществляющими ОРД, являются: оперативные подразделения органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной власти в области государственной охраны, таможенных органов, службы внешней разведки, федеральной службы исполнения наказания, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оперативные подразделения органов внешней разведки Министерства обороны РФ.

Система органов предварительного следствия и дознания определена УПК. К ним относятся: следственные подразделения Следственного комитета РФ, органов федеральной службы безопасности, а также органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, следственные подразделения при органах внутренних дел.

К органам дознания относятся органы внутренних дел и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями но осуществлению ОРД (перечень их дан в ст. 13 Закона об ОРД, о чем уже было сказано).

К органам дознания также относятся органы Федеральной службы судебных приставов; командиры воинских частей, соединений, начальники учреждений или гарнизонов; органы государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы.

Объектами рассматриваемой отрасли прокурорского надзора являются должностные лица указанных органов и учреждений. Это — следователи, руководители следственных органов, дознаватели, начальники подразделений дознания, начальники органов дознания, нижестоящие прокуроры.

Кроме того, отдельными полномочиями органа дознания (возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий) наделены некоторые иные должностные лица, а именно: капитаны морских и речных судов, находящиеся в дальнем плавании; руководители геологоразведочных партий и зимовок; главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ.

Задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, определяются с учетом целей прокурорского надзора вообще, и предмета данной отрасли надзора в частности.

Главное, на что должны быть направлены усилия прокуроров в рамках рассматриваемой отрасли надзора, — это обеспечение:

  • — законности в деятельности указанных органов и должностных лиц;
  • — своевременного реагирования указанных органов и должностных лиц на заявления и сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях;
  • — соблюдения установленного порядка возбуждения уголовных дел и проведения расследования;
  • — законности решений, принимаемых в пределах своей компетенции органами, осуществляющими ОРД и предварительное расследование.

Давая характеристику рассматриваемой отрасли, следует отметить, что данное направление надзорной функции прокуратуры в принципе охватывает два самостоятельных вида правоохранительной деятельности — оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную. Несмотря на то что надзор за исполнением законов в процессе осуществления каждого из указанных видов правоохранительной деятельности законодатель объединил в одну отрасль прокурорского надзора, они существенно различаются между собой.

Оперативно-розыскная деятельность и уголовно-процессуальная деятельность различаются: по органам, формам и методам работы, правовым основам, полномочиям.

Предварительное расследование проводится в условиях гласности, состязательности и равноправия сторон, активного и непосредственного участия в процессуальных действиях заинтересованных лиц (обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, защитника и т.д.). ОРД осуществляется не только гласно, по и негласно, с возможным вторжением в охраняемые законом сферы жизнедеятельности физических и юридических лиц, нередко без их ведома, что существенно ограничивает права и интересы последних.

Предварительное расследование осуществляется по поводу уже совершенного преступления, в целях его раскрытия и расследования. ОРД может проводиться задолго до совершения преступления — на этапах его приготовления, покушения. В рамках ОРД решаются не только задачи, связанные непосредственно с преступлением, но и другие задачи: розыск лиц, уклоняющихся от органов следствия и суда, розыск без вести пропавших.

Эти различия настолько существенны, что рассматриваемая отрасль прокурорского надзора фактически представляет собой совокупность двух подотраслей данного вида надзора: надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, и надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. Каждое из этих направлений прокурорского надзора и будет содержанием последующего учебного материала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *