Наименование муниципального района городского округа

Главная / Местное самоуправление в Красноярском крае / Муниципальные образования

Основные термины и понятия, используемые в соответствии с федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Муниципальное образование — городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ

Поселение — городское или сельское поселение:

Городское поселение — город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления

Сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов, и др. сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления

Муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Муниципальный округ — несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Межселенная территория — территория, находящаяся вне границ поселений.

Административный центр сельского поселения, муниципального района, муниципального округа — населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится представительный орган соответствующего муниципального образования.

Поиск

Городские округа

  • г. Ачинск
  • г. Боготол
  • г. Бородино
  • г. Дивногорск
  • г. Енисейск
  • г. Канск
  • г. Красноярск
  • г. Лесосибирск
  • г. Минусинск
  • г. Назарово
  • г. Норильск
  • г. Сосновоборск
  • г. Шарыпово
  • ЗАТО г. Железногорск
  • ЗАТО г. Зеленогорск
  • ЗАТО п. Солнечный
  • п. Кедровый

Муниципальные районы

  • Абанский район
  • Ачинский район
  • Балахтинский район
  • Березовский район
  • Бирилюсский район
  • Боготольский район
  • Богучанский район
  • Большемуртинский район
  • Большеулуйский район
  • Дзержинский район
  • Емельяновский район
  • Енисейский район
  • Ермаковский район
  • Идринский район
  • Иланский район
  • Ирбейский район
  • Казачинский район
  • Канский район
  • Каратузский район
  • Кежемский район
  • Козульский район
  • Краснотуранский район
  • Курагинский район
  • Манский район
  • Минусинский район
  • Мотыгинский район
  • Назаровский район
  • Нижнеингашский район
  • Новоселовский район
  • Партизанский район
  • Рыбинский район
  • Саянский район
  • Северо-Енисейский район
  • Сухобузимский район
  • Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район
  • Тасеевский район
  • Туруханский район
  • Ужурский район
  • Уярский район
  • Шушенский район
  • Эвенкийский муниципальный район

Муниципальные округа

  • Пировский муниципальный округ
  • Тюхтетский муниципальный округ
  • Шарыповский муниципальный округ

Любое муниципальное образование представляет собой целостную систему, состоящую из следующих основных элементов:

1) территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление;

2) населения и выборных органов, осуществляющих от его имени местное самоуправление на данной территории;

3) муниципальной собственности, выступающей в качестве материально-финансового обеспечения деятельности органов местного самоуправления.

Ключевая идея закона – формирование на территории Российской Федерации двухуровневой системы местного самоуправления.

Закон выделяет три основных типа муниципальных образований: городской округ, муниципальный район, городское, сельское поселение.

Городской округ — не входящее в состав муниципального района городское поселение, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Внутригородской район — внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Критерии для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением.

Муниципальный район — несколько поселений, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления, которые также осуществляют отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Городское поселение — поселение, в составе территории которого имеются город или поселок городского типа с прилегающей территорией.

Сельское поселение — поселение, в составе территории которого имеется один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других населенных пунктов).

В соответствии с законом о местном самоуправлении границы муниципального района устанавливаются с учетом:

1) необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района,

2) необходимости создания условий для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ.

3) транспортной доступности до административного центра муниципального района и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района.

До 1 января 2005 года в Ростовской области были приняты необходимые областные законы: установлены границы муниципальных образований, наделены соответствующим статусом поселения, муниципальные районы и городские округа.

При образовании новых территориальных структур учитывался и принцип пешеходной доступности до центра муниципального образования, и численность населения, и предполагаемая налоговая база. Если два малочисленных поселка расположены рядом, и позволяет инфраструктура, они объединялись в одно муниципальное образование.

В рамках муниципальной реформы на Дону создано 463 муниципальных образования: 12 городских округов, 43 муниципальных района, 17 городских и 391 сельское поселение.

К 2003 г, в субъектах Российской Федерации сложились три основные схемы территориальной организации местного самоуправления. В 47 субъектах Российской Федерации местное самоуправление осуществлялось в пределах административно-территориальных границ крупных городов и районов. В 22 субъектах местное самоуправление осуществлялось на двух уровнях: на уровне крупных городов и районов (второй уровень) и на уровне сельских округов и поселков (первый уровень). В 8 субъектах местное самоуправление осуществлялось в границах сельских округов и поселков. В остальных 12 субъектах Российской Федерации либо отсутствовали местные органы власти, либо осуществлялось «квазиместное самоуправление» в виде территориального общественного самоуправления в границах городских и сельских населенных пунктов, части городов, а также в виде государственного управления на местном уровне с участием выборных представительных органов.

По данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике на 1 сентября 2000 г. в Российской Федерации действовало 12261 муниципальное образование. Муниципальными образованиями являлись: 1440 районов, 591 город, 136 городских районов и округов, 524 поселка, 9352 сельских округа, 214 сельских населенных пунктов.

С принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. №131-ФЗ введена единая двухуровневая система территориальной организации местного самоуправления и появилось много новых муниципальных образований.

В 2003 г, сделан важный шаг в формировании законодательной базы геральдико-правовых отношений. В принятом Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. №131-ФЗ в статье 9 «Официальные символы муниципальных образований» закреплена норма обязательной государственной регистрации символов муниципальных образований:

«1. Муниципальные образования в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами вправе устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности.

2. Официальные символы муниципальных образований подлежат государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законодательством.

3. Официальные символы муниципальных образований и порядок официального использования указанных символов устанавливаются уставами муниципальных образований и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований».

Вопросы местной символики не отнесены Законом ни к федеральному, ни к местному ведению. Подразумевается, что вопрос о символах должен решаться с учетом исторической традиции и общих геральдико-правовых норм, то есть муниципалитетами при участии государства. Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был принят 6 октября 2003 года и вступил в силу с начала 2006 года. Однако до момента вступления в силу этого Закона было принято еще порядка 15 поправок к нему. Федеральным законом от 12.10.2005 №129-ФЗ «О внесении изменений» были внесены изменения в Закон №131-ФЗ, и также был введен так называемый переходный период для реализации Закона №131-ФЗ. Этот переходный период установлен до 1 января 2009 г. и дает возможность субъектам РФ поэтапно внедрять реформу местного самоуправления.

Новым законом устанавливается следующее понятие муниципального образования:

«муниципальное образование — городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения».

К муниципальным образованиям первого уровня условно можно отнести поселения:

— «сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления»;

— «городское поселение — город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления».

Города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) могут включать в себя муниципальные образования первого уровня — внутригородские территории:

— «внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления». Таким образом, в соответствии с муниципальной реформой административно-территориальное устройство городских и сельских поселений может быть разным:

— городское поселение — один город;

— городское поселение — один город и сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями;

— городское поселение — один поселок (дачный поселок и др.);

— городское поселение — один поселок и сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями;

— сельское поселение — один сельский населенный пункт;

— сельское поселение — группа сельских населенных пунктов.

К муниципальным образованиям второго уровня можно отнести муниципальный район и городской округ:

— «муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации»;

— «городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации».

Принятие нового закона стимулировало разработку символики муниципальными образованиями. Право на символику обрели тысячи сельских поселений Российской Федерации. Однако, для коллекционеров-геральдистов наступили нелегкие времена. С одной стороны радует то, что потенциальное количество новых гербов возросло почти до 25000, а с другой — появилось много муниципальных образований, и прежде всего — сельских поселений, которых нет на картах. Вновь образованные сельские поселения, как правило, включают в себя несколько населенных пунктов (иногда до 20 и более), и их название не всегда совпадает с существовавшими ранее названиями населенных пунктов.

В полном объеме Федеральный Закон №131-ФЗ вступил в силу с 2006 года в 46 субъектах федерации. Далее планируется постепенное возрастание количества таких регионов, так что к 2009 году все субъекты РФ должны реализовать Закон №131-ФЗ в полном объеме. Поэтому точное количество муниципальных образований все время корректируется, и окончательных данных нет.

Количество муниципальных образований по всем субъектам Российской Федерации постоянно меняется, что связано в определенной степени с продолжающимися разногласиями в ряде субъектов Российской Федерации по поводу утверждения границ муниципальных образований. Второй причиной постоянного изменения количества муниципальных образований является возникновение сложностей по вопросам утверждения статуса закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) в соответствии с Законом №131-ФЗ. Согласно Закону №131-ФЗ ЗАТО наделяются статусом городского округа.

По данным Минрегионразвития России на 1 марта 2006 года в Российской Федерации по итогам проведения работ по установлению границ муниципальных образований и наделению их соответствующим статусом общее количество муниципальных образований составило 24396. Из них: муниципальных районов — 1805, городских округов — 532, городских поселений — 2087, сельских поселений — 19736, внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга — 236. Таким образом, общее количество муниципальных образований в Российской Федерации увеличилось в результате реформы более чем в два раза.

Количество муниципальных образований по субъектам РФ варьируется в широких пределах. Среди «чемпионов» по числу муниципальных образований: Республика Башкортостан — 1020, Республика Татарстан — 998, Алтайский край — 801. Небольшое количество муниципальных образований в автономных округах и ряде областей: Сахалинская область — 19, Камчатская область — 37, Калининградская область — 38.

Следует отметить, что фактически работа по территориальной организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации велась по двум направлениям.

В тех субъектах, где местное самоуправление осуществлялось на уровне районов и городов (в ряде субъектов на уровне крупных городов), необходимо было образовать в составе районов сельские и городские поселения. Например: в Оренбургской, Ивановской, Владимирской областях и др.

В тех субъектах, где, наоборот, местное самоуправление осуществлялось на поселенческом уровне, необходимо было образовать муниципальные районы и городские округа. Например: Ставропольский край, Новосибирская область. Причем в Ставропольском крае и Новосибирской области не только были образованы муниципальные районы, но и до 1 января 2005 года были сформированы органы местного самоуправления. В связи с этим Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. №186-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» были внесены соответствующие изменения, согласно которым органы местного самоуправления вновь созданных муниципальных образований, сформированные в 2004 года, вправе осуществлять полномочия с 1 января 2005 года. До 1 января 2006 года полномочия осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 года №154-ФЗ.

Кроме того, есть субъекты Российской Федерации, в которых ранее сложилась двухуровневая система местного самоуправления. К ним, в частности, можно отнести Челябинскую область и Воронежскую область. В этих субъектах Российской Федерации «территориальная реформа» прошла фактически с «минимальными изменениями».

Учитывая усложнившуюся муниципальную систему, мы начинаем серию публикаций по составу муниципальных образований в разных регионах Российской Федерации. Первая часть посвящена муниципальным образованиям Московской области, в которой процесс герботворчества идет наиболее активно.

Константин МОЧЕНОВ, Химки Юрий КОРЖИК, Воронеж

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *