Налог на болванки

Об этом сообщил Российский союз правообладателей Никиты Михалкова. Почему растут сборы, кому они достаются и чем недовольны производители техники?

Никита Михалков. Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

О налоге на болванки, который в свое время вызвал большое возмущение, в последние годы как-то подзабыли. А он приносит огромные деньги. Его собирает Союз правообладателей Никиты Михалкова. И за прошлый год он собрал почти 4,5 млрд рублей. Для сравнения, это почти в полтора раза больше, чем в позапрошлом году.

Этот налог платят производители техники, на которой теоретически можно слушать музыку, смотреть фильмы и так далее. Они отчисляют союзу 1% от того, что продают в России. Что, кстати, можно назвать индульгенцией от пиратства для пользователей — сбор включен в стоимость техники.

В организации объяснили рост поступлений: в прошлом году в России был всплеск продаж аудио- и видеотехники. Заметили ли сами правообладатели, что стали получать больше? Мы спросили об этом у популярного исполнителя Дениса Майданова. В ответ он напомнил, что нашим артистам все равно платят мало.

Денис Майданов певец «У нас невозможно, написав одну песню, быть обеспеченным человеком. Просто порядок цифр, которые получают на Западе авторы и наши, — он, конечно, разнится. Нужно много писать — это только успешные авторы, которые пишут много. А человек, который написал, может быть, один хит успешный за свою жизнь, — он все равно на это не проживет».

На главный вопрос — кто в итоге получил эти 4,5 млрд рублей? — ответа нет и вряд ли когда-нибудь будет. Единственное объяснение, которое когда-то дал Союз правообладателей: средства распределяются по «индексу популярности». К примеру, какой-то певец продал много дисков, значит, он должен получить больше авторских отчислений. Или какой-то фильм активно качали в интернете — это тоже учитывается. Все остальные подробности — только пропорции раздачи денег. Известно, что сам союз как оператор этой раздачи забирает себе до 15%. То есть по итогам прошлого года он мог получить почти 700 млн рублей. О том, куда идет остальное, рассказывает управляющий партнер Московской коллегии адвокатов «Юрасов, Ларин и партнеры» Владимир Юрасов.

Владимир Юрасов управляющий партнер Московской коллегии адвокатов «Юрасов, Ларин и партнеры» «Дальше остается 85%, они распределяются следующим образом: 40% идет авторам кино и музыки, 30% идет исполнителям и еще 30% оставшиеся — производителям музыки, фонограмм. Если говорить о дальнейшем распределении денежных средств, то есть какие конкретно суммы, кому, в каких долях поступают, это является коммерческой тайной».

Больше всего налогом на болванки, конечно, недовольны производители техники. И они не раз судились с союзом. Причем бывало успешно: например, американская корпорация Dell однажды доказала, что не должна платить союзу Михалкова 90 млн рублей. Там суть была в том, что налог платится с потребительских товаров. Грубо говоря, с ноутбука, с помощью которого кто-то скачал и посмотрел фильм. Но с Dell потребовали деньги и за ту технику, что она поставляет для бизнеса, которая, в общем-то, предназначена для другого. И суд не стал учитывать довод союза, что с помощью этой техники тоже можно копировать файлы.

К слову, аналоги налога на болванки существуют и в других странах. У нас же в основном спорят о перечне аппаратуры, с которой нужно платить отчисления. Туда в свое время с широтой нашего характера внесли, казалось, все, что можно было вообще придумать. В том числе и фотоаппараты.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Девятый арбитражный апелляционный суд взыскал с российского подразделения компании Hewlett-Packard (НР) 108 млн рублей по иску Российского союза правообладателей (РСП), который возглавляет режиссер Никита Михалков, сообщает «РИА Новости». Суд обязал НР выплатить задолженность в размере 101 млн руб. и 7 млн руб. процентов по платежам за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях (так называемый налог на болванки).

Согласно закону, производители и импортеры копирующего оборудования, а также аудио-, видео- и других видов носителей информации, обязаны выплачивать 1% от стоимости этой продукции в пользу авторов, исполнителей и изготовителей фонограмм. Аккредитованной организацией для сбора этих выплат является РСП.

По словам представителей РСП, договор с ЗАО «Хьюлетт-Паккард А.О.» был заключен в июле 2013 года, однако в 2014 году в компании начали замечать, что сведения о ввезенном оборудовании отличаются от данных Федеральной таможенной службы. После этого представители РСП обратились в арбитражный суд, который встал на сторону союза, постановив взыскать с НР более 110 млн руб.

Апелляционный суд подтвердил это решение, однако кассационная инстанция — Суд по интеллектуальным правам (СИП) — отменила решение суда и отправила дело на новое рассмотрение, в ходе которого НР вновь была признана виновной, однако требования были снижены на 2,7 млн руб. Представитель НР просил суд полностью отклонить иск, ссылаясь на то, что в предоставленных РСП таблицах любительское оборудование невозможно отличить от профессионального, которое обложению не подлежит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *