Налог на прибыль сколько

Налогообложение

УЧЕТ НАЛОГОВ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Н. М. ДЕМЕНТЬЕВА, кандидат экономических наук, профессор кафедры финансов Новосибирский государственный университет экономики и управления

Бюджетные учреждения с начала действия налоговой системы в России выступали налогоплательщиками по основным налогам, но с учетом особенностей, которые предусматривались в законодательстве о налогах и сборах. Рассмотрим практические вопросы исчисления и учета основных налогов в современный период, учитывая изменения в правовом регулировании бюджетных учреждений и в порядке их финансирования из соответствующих бюджетов.

Сфера деятельности государственных и муниципальных бюджетных учреждений не ограничена законодательством (в отличие от других двух форм учреждений). Они создаются для выполнения услуг и работ в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, спорта и иных сферах деятельности. Финансирование бюджетных учреждений осуществляется путем предоставления субсидий из бюджета соответствующего уровня бюджетной системы РФ для выполнения государственного (муниципального) задания.

Бюджетным учреждениям разрешено осуществлять платные услуги для организаций и физических лиц как сверх утвержденного государственного (муниципального) задания, а также в пределах задания в тех случаях, если это предусмотрено федеральными законами. При этом важно заметить, что бюджетные учреждения вправе оказывать платные услуги лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям, при условии,

что такая деятельность указана в учредительных документах учреждений. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Известно, что постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 N° 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» утверждены новые правила оказания платных услуг образовательными учреждениями, которые действуют с начала 2014 г. Порядок предоставления платных медицинских услуг определен в постановлении Правительства от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», который действует с января 2013 г. Формирование перечня платных услуг, их стоимости, порядок заключения договоров с физическими лицами и организациями должны осуществляться с учетом требований названных постановлений Правительства РФ.

Для бюджетных учреждений обязательным является открытие лицевых счетов в органах Федерального казначейства, на которых ведется учет движения субсидий и поступлений по платным услугам. Бюджетные учреждения не имеют права:

— хранить средства, полученные от предоставления платных услуг, на счетах в коммерческих банках;

— совершать операции с ценными бумагами.

Практически все бюджетные учреждения потенциально могут являться плательщиками таких налогов, как:

— налог на добавленную стоимость (НДС);

— налог на прибыль организаций;

— налог на имущество организаций;

— транспортный налог;

— земельный налог.

Кроме того, они могут уплачивать государственную пошлину при совершении юридически значимых действий, если в соответствии с Налоговым кодексом РФ (НК РФ) не предусмотрено их освобождения от уплаты в составе предусмотренных льгот по государственной пошлине.

Бюджетные учреждения не имеют права применять упрощенную систему налогообложения. Учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения не вправе применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности по оказанию услуг общественного питания, если такая деятельность является неотъемлемой частью процесса функционирования указанных учреждений и услуги общественного питания оказываются непосредственно этими учреждениями.

С января 2011 г. утратила силу ст. 321.1 НК РФ «Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями», но в 2012 г. была введена ст. 331.1 «Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями», в которой определены особенности налогового учета на период до 01.07.2012, т. е. когда бюджетные учреждения должны были перейти на финансирование в форме субсидий. Следовательно, в настоящее время на бюджетные учреждения распространяются общие правила по учету доходов и расходов для целей налогообложения.

По налогу на добавленную стоимость с января 2012 г. согласно ст. 146 НК РФ не признаются объектами налогообложения выполнение работ (оказание услуг) бюджетными учреждениями (как и автономными) в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Бюджетные учреждения могут также освободить себя от обязанностей плательщика НДС по облагаемым операциям в соответствии с положениями ст. 145 НК РФ, учитывая, что доходы от прочих видов деятельности, облагаемых НДС, как правило, невелики. Для освобождения необходимо,

чтобы облагаемые доходы за три последовательных месяца не превышали 2 млн руб.

Основные платные услуги в сфере образования, здравоохранения, культуры и так далее не облагаются НДС в соответствии с перечнем ст. 149 НК РФ. Этот перечень является закрытым и обязательным для всех налогоплательщиков. В соответствии со ст. 149 НК РФ в бюджетных учреждениях здравоохранения не облагаются такие услуги, как:

— услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию;

— услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

— услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам с медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях;

— услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению;

— услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного;

— услуги патолого-анатомические;

— услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В бюджетных учреждениях сферы образования не подлежат налогообложению услуги по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

Подлежат налогообложению НДС в бюджетных организациях такие операции, как реализация услуг и продукции собственного производства, покупной продукции, если не предусмотрено их освобождение по ст. 149 НК РФ, а также доходы от аренды движимого и недвижимого имущества.

В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ) бюджетным учреждениям предоставлено право распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом только с согласия учредителя. Доходы от арен-

ды такого имущества подлежат налогообложению НДС. В сумму арендной платы, как правило, не должны включаться возмещаемые арендатором расходы потребленных коммунальных услуг. Порядок возмещения коммунальных услуг целесообразно определять в отдельном договоре, тем более что эти поступления у арендодателя — бюджетного учреждения не облагаются НДС, так как учреждение не является поставщиком услуг и не выполняет роли налогового агента. Стоимость возмещаемых коммунальных услуг в таком случае предъявляется арендатору без выделения в документах НДС.

В Гражданском кодексе РФ предусмотрена возможность включения коммунальных услуг в общую сумму арендной платы, но в этом случае стоимость коммунальных услуг в договоре не должна выделяться, арендная плата определяется в фиксированной сумме (ст. 614 ГК РФ). Такой метод является невыгодным как для арендатора, так и для арендодателя, так как стоимость потребляемых услуг не является постоянной, возможны существенные колебания как по натуральным показателям, потребленным арендатором услуг, так и в связи с изменением регулируемых тарифов на услуги в течение срока аренды.

Кроме того, неоправданно будет завышена сумма НДС, выделяемая в счетах-фактурах при предъявлении их арендатору. Поэтому на практике учреждения заключают отдельные договоры с арендаторами на возмещение коммунальных услуг.

При наличии облагаемых операций по НДС бюджетные учреждения имеют право на налоговый вычет, но при условии наличия раздельного бухгалтерского учета облагаемых и необлагаемых оборотов в соответствии с положениями ст. 172 НК РФ.

Бюджетные учреждения — налогоплательщики НДС обязаны вести журналы полученных и выставленных счетов-фактур, книгу продаж и книгу покупок в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 (ред. от 24.10.2013) № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость». Здесь важно учесть, что в книге покупок отражается НДС, принимаемый к вычету по счетам-фактурам, выставленным поставщиками услуг, только в части, которая относится к облагаемым операциям по НДС.

Учет операций по начислению и уплате НДС осуществляется в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского уче-

та, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению».

Рассмотрим условный пример учета операций за налоговый период (квартал).

Пример. Бюджетное учреждение имеет доходы от сдачи в аренду помещения, получает возмещение по коммунальным услугам, ведет раздельный учет доходов и расходов, связанных со сдачей в аренду помещений. Лицевой счет бюджетного учреждения открыт в территориальном органе Федерального казначейства.

Исходные данные: арендная плата за квартал предъявлена арендатору по счету-фактуре (либо по универсальному передаточному документу) в сумме 82 600 руб., в том числе НДС по ставке 18 % — 12 600руб. Стоимость потребленных коммунальных услуг арендатором согласно показаниям счетчиков и по расчетам определена в сумме 23 000 руб. (с учетом НДС) за квартал. Поставщики коммунальных услуг предъявили бюджетному учреждению за квартал счета-фактуры (универсальный передаточный документ) на сумму 177 000руб., в том числе НДС — 27 000руб.

В рассмотренном примере учреждение имеет право на налоговый вычет по НДС, который следует определять в соответствии с расчетом (методом), предусмотренным в учреждении. В главе 21 НК РФ нет никаких указаний по методу распределения «входного НДС» между облагаемыми и необлагаемыми доходами. В бюджетных учреждениях определение пропорции по доходам невозможно, так как основные доходы-субсидии не признаются выручкой (реализацией), не облагаются НДС и не могут участвовать в расчете пропорции. Предположим, что учреждение распределяет «входной НДС» по коммунальным услугам по удельному весу площади, сдаваемой в аренду, который составляет 10 %. Пропорцию рекомендуется определять за налоговый период (квартал).

В бухгалтерском учете учреждения операции по учету арендной платы, коммунальных услуг и расчетов по НДС должны быть отражены следующим образом (табл. 1).

Налог на прибыль организаций в бюджетных учреждениях исчисляется в соответствии с нормами гл. 25 НК РФ. Бюджетные субсидии, предоставляемые учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием госу-

Таблица 1

Бухгалтерские операции по учету арендной платы, коммунальных услуг и расчетов по налогу на добавленную стоимость

Содержание операций Корреспонденция счетов Сумма, руб.

Д-т К-т

Предъявлена арендатору арендная плата с НДС 2 205 21 560 2 401 10 120 82 600

Исчислен НДС по аренде 2 401 10 120 2 303 04 730 12 600

Учтены коммунальные услуги в части деятельности по выполнению государственного задания 4 401 20 223 4 302 23 730 127 000

Предъявлены коммунальные услуги арендатору (учтены доходы) 2 205 31 560 2 401 10 130 23 000

Учтен НДС от поставщика услуг 4 210 01 560 4 302 23 730 27 000

Исчислен по расчету вычет по НДС 2 303 04 830 4 210 01 660 2 700

НДС по коммунальным услугам учтен в расходах по основной деятельности 4 401 20 223 4 210 01 660 24 300

Перечислен НДС в бюджет по срокам 2 303 04 830 2 201 11 660 9 900

Арендатором уплачена арендная плата 2 201 11 550 2 205 21 660 82 600

От арендатора поступила компенсация за коммунальные услуги 2 201 11 550 2 205 23 660 23 000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дарственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), имеют целевой характер и в соответствии со ст. 251 НК РФ не учитываются при определении налоговой базы по данному налогу.

Важно заметить, что в ст. 251 НК указано, что учреждения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

Бюджетные учреждения, получающие субсидии, учитывают суммы арендной платы как налогооблагаемые доходы, а расходы, связанные с содержанием имущества, предоставленного в аренду, учитываются в расходах для исчисления налога на прибыль организаций. Это обусловлено еще и тем, что такие расходы не финансируются из бюджета согласно ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, в которой указано, что в случае сдачи в аренду недвижимого имущества, особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением, финансовое обеспечение такого имущества учредителем не осуществляется.

С 2011 г. учреждениями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность, может применяться нулевая ставка по налогу, но при соблюдении условий, установленных в ст. 284.1 НК РФ.

Главное, чтобы образовательная и медицинская деятельность соответствовала перечню, установленному в постановлении Правительства РФ от 10.11.2012 № 917 «О внесении изменений в Приложения № 1 и 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 3 июня 2011 г. № 442» (далее — Постановление № 917).

В Постановление № 917 видами образовательной деятельности считается реализация:

— основной образовательной программы дошкольного образования;

— аккредитованных основных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста, программы магистратуры), послевузовского профессионального образования;

— реализация дополнительных образовательных программ и программ профессиональной подготовки, осуществляемых образовательными учреждениями.

Перечень медицинских услуг очень обширный и включает почти 130 видов услуг. Образовательные и медицинские бюджетные учреждения вправе применять нулевую ставку НДС в соответствии с НК РФ, если они удовлетворяют следующим условиям:

1) если организация имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) если доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой, составляют не менее 90 % ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с гл 25 НК РФ;

3) если в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 %;

4) если в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;

5) если организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

В случае, если будет не соблюдено хотя бы одно из перечисленных условий в течение налогового периода, то учреждение теряет право на нулевую ставку и обязано исчислить налог на прибыль организаций по ставке 20 % с обязательным начислением и уплатой пени.

По окончании налогового периода учреждения обязаны представлять в налоговый орган следующие сведения:

— об удельном весе доходов от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности в общей сумме доходов организации, учитываемых при определении налоговой базы;

— о численности работников в штате организации;

— о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации.

Если эти данные не будут представлены в установленный срок в налоговые органы, то налог на прибыль организаций также должен быть исчислен по обычной ставке и с начислением пени.

Очень важно помнить, что если учреждения, применявшие нулевую налоговую ставку, а потом перешедшие на применение налоговой ставки 20 %, в том числе в связи с несоблюдением перечисленных выше условий, вправе повторно перейти на

применение нулевой ставки по налогу в течение пяти лет, начиная с налогового периода, в котором они перешли на применение налоговой ставки 0 %.

Доходы от сдачи в аренду имущества учитываются на балансовом сч. 2 401 10 120 «Доходы от собственности», а возмещаемые коммунальные услуги — на сч. 2 401 10 130. Расходы, связанные с получением указанных доходов, учитываются по кодам КОСГУ на счете 2 401 20 000. По итогам отчетных периодов (квартал, полугодие и 9 мес.) и за год определяются сумма налогооблагаемой прибыли и налог на прибыль организаций в установленном порядке.

По налогу на имущество организаций, земельному налогу и транспортному налогу особенность заключается в том, что плательщиком этих налогов является учредитель учреждения, сумма исчисленных налогов учитывается в прочих расходах, их уплата производится за счет субсидии. Исчисление налогов производится в соответствии с гл. 28, 30 и 31 НК РФ.

В бухгалтерском учете исчисленные налоги отражаются на основе налоговых деклараций, а их перечисление в бюджет — на основе заявок на кассовый расход при соблюдении правил, изложенных в приказе Казначейства России от 19.07.2013 № 11н «О порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений».

Исчисленные и уплаченные налоги в бухгалтерском учете отражаются следующими проводками (цифры условные) (табл. 2).

Итак, для бюджетных учреждений важно правомерно определять объекты налогообложения, осуществлять раздельный учет активов, обязательств, финансовых результатов в соответствии с источниками их формирования, т. е. за счет бюджетных средств и доходов от деятельности, приносящей доход. Именно по раздельному учету на практике

Таблица 2

Бухгалтерские проводки, отражающие исчисленные и уплаченные налоги

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Содержание операций Корреспонденция счетов Сумма, руб.

Д-т К-т

Исчислен налог на прибыль организаций 2401 10 130 2 303 03 730 46 000

Перечислен налог на прибыль организаций в бюджет 2 303 03 830 2 201 11 660 46 000

Исчислен налог на имущество организаций 2 401 20 290 2 303 12 730 8 000

Уплачен налог на имущество организаций 2 303 12 830 2 201 11 660 8 000

Исчислен земельный налог 2 401 20 290 2 303 13 730 6 000

Перечислен земельный налог в бюджет 2 303 13 830 2 201 11 660 6 000

Исчислен транспортный налог 2 401 20 290 2 303 05 730 4 000

Уплачен в бюджет транспортный налог 2 303 05 830 2 201 11 660 4 000

часто возникают проблемные вопросы в ситуациях, когда, например, сложно рассчитать, выделить коммунальные услуги, подлежащие предъявлению арендатору небольшой части недвижимого объекта и др. Эти ситуации заслуживают отдельного рассмотрения.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

3. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ.

4. Информационный банк «Путеводитель по налогам». Практическое пособие по НДС // СПС Консультант Плюс.

5. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

6. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

7. О внесении изменений в Приложения № 1 и 2 к постановлению Правительства Российской

Федерации от 3 июня 2011 г. № 442: постановление Правительства РФ от 10.11.2012 № 1151.

8. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

9. О порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений: приказ Казначейства России от 19.07.2013 № 11н.

10. О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость: постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.

11. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н.

12. Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг: постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706.

13. Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг: постановление Правительства от 04.10.2012 № 1006.

«Тот, кто отказывается от рекламы, чтобы сэкономить деньги, действует подобно тем, кто останавливает часы, чтобы сэкономить время»

Генри Форд

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЁТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБ.

Российские организации, а также иностранные компании, которые являются налоговыми резидентами РФ или работают через постоянные представительства, должны платить налог на прибыль с доходов от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационных доходов.

Российские организации, а также иностранные компании, которые являются налоговыми резидентами РФ или работают через постоянные представительства, должны платить налог на прибыль с доходов от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационных доходов (п. 1, 5 ст. 246, п. 1 ст. 248 НК РФ).

Доходы от реализации — выручка от продажи собственной продукции, покупных товаров, товаров, работ, услуг, основных средств, имущественных прав (п. 1 ст. 249 НК РФ).

Внереализационные доходы — это доходы компании, которые нельзя отнести к доходам от реализации. Например, к ним относятся:

  • доходы от покупки и продажи иностранной валюты;
  • штрафы и пени за нарушение договора контрагентом;
  • имущество, полученное безвозмездно;
  • проценты по выданным займам;
  • положительные курсовые разницы;
  • дивиденды от участия в других компаниях.

Перечень внереализационных доходов приведен в статье 250 НК РФ.

Чтобы правильно определить налогооблагаемый доход, нужно исключить из него косвенные налоги: НДС и акцизы, которые компания предъявила покупателям и заказчикам (подп. 2 п. 1 ст. 248, п. 19 ст. 270 НК РФ). Если доход получен в натуральной форме, то для определения его величины для целей налогообложения следует воспользоваться нормами статьи 105.3 НК РФ. Доходы, выраженные в иностранной валюте, перед включением в налоговую базу нужно пересчитать по официальному курсу ЦБ РФ, который действовал на дату признания дохода (п. 3 ст. 248 НК РФ).

В зависимости от того, какой метод признания доходов и расходов использует организация, порядок включения доходов в расчет налоговой базы различается.

Пользуйтесь всеми возможностями Контур.Экстерна

Организация применяет метод начисления

Доходы нужно включать в расчет налоговой базы в том периоде, когда они возникли. Подтвердить период получения дохода могут договоры с контрагентами, акты и т п. По общему правилу так следует поступать вне зависимости от фактического поступления или выплаты денежных средств (п. 1 ст. 271, п. 1 ст. 272 НК РФ).

Компания применяет кассовый метод учета

Доходы следует признавать в периоде их получения. День получения дохода — это день, когда деньги получены в кассе или поступили на расчетный счет (п. 2 ст. 273 НК РФ). Авансы от покупателей и заказчиков также следует включить в расчет налоговой базы в день получения денежных средств (п. 2 ст. 249, подп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Необходимо добавить, что действующим законодательством установлен перечень доходов, освобожденных от налогообложения. К ним, в частности, относятся:

  • предоплата, полученная от контрагента, при условии, что компания применяет метод начисления;
  • задаток или залог, полученные в качестве обеспечения обязательств;
  • денежные средства и имущество, полученное в качестве вклада в уставный капитал;
  • имущество, полученное от участников (акционеров) для увеличения чистых активов общества;
  • средства или имущество, полученные по кредитным договорам и договорам займа.

Полный список доходов, которые не подлежат налогообложению, приведен в статье 251 НК РФ.

Масштаб «прибыльных» изменений в НКУ, очевидно, поразил даже налоговиков.
Так или иначе, но ГНСУ оперативно разъяснила плательщикам и подчиненным, как она понимает ряд проблемных вопросов применения Закона № 466. Причем не в виде модного информационного месседжа, а настоящим «письмом с семеркой». Что, безусловно, прибавляет значимости выводам контролеров.
Как вы уже поняли, речь идет о письме ГНСУ от 04.06.2020 г. № 8939/7/99-00-07-02-01-07.
Так какую же истину нам донесло главное налоговое ведомство? Выводы и наши комментарии — далее.

Единщики, предприниматели-общесистемщики и независимые профессионалы представляют приложение ПН по итогам года

Как мы уже информировали наших читателей — см. комментарий «Налог на репатриацию и постпредставительства: есть важные новости» — с 01.01.2021 в п. 137.5 НКУ будет зафиксировано, что юрлица-единщики, физлица-предприниматели, в т.ч. на едином налоге, а также физлица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, представляют отчетность о выплаченных нерезиденту доходах (прибылях) с источником их происхождения из Украины по итогам годового налогового (отчетного) периода.

Там же мы озвучивали вопрос: почему данное правило не введено в действие с 23.05.2020? Ведь были разные варианты толкования периодичности отчетности касаемо выплаченных нерезидентам доходов и удержанного с них налога, допустим, теми же единщиками (поквартально или раз в год) (читайте «Отчет о выплаченных доходах нерезиденту-юрлицу: заполняем приложение ПН»).

Скорее всего, для фискалов такой проблемы уже не существует, даже несмотря на то, что изменения заработают только 01.01.2021. Их вывод следующий:

«…при выплате доходов нерезидентам в 2020 году юридические и физические лица — предприниматели, избравшие упрощенную систему налогообложения, физические лица — предприниматели и физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, представляют за отчетный 2020 год декларацию с приложением ПН, в котором отражают такие доходы нерезидентов и соответствующие суммы налога».

Очевидно, это значит, что все перечисленные лица отчитываются о выплаченных нерезидентам в 2020 году доходах (прибылях) с источником их происхождения из Украины (п. 141.4 ПКУ) исключительно по итогам годового налогового (отчетного) периода. В принципе, данный подход соответствует разъяснениям из раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua), действовавшим до 23.05.2020.

Финотчетность вместе с аудиторским заключением

Вопрос, должны ли прибыльщики, которые обязаны обнародовать годовую финотчетность вместе с аудиторским отчетом, представлять фискалам — не позднее 10 июня года, следующего за отчетным — проаудированную годовую финотчетность вместе с аудиторским отчетом, уже стал притчей во языцех.

Некоторые профессиональные консультанты даже не сомневались в такой обязанности. О чем свидетельствуют их сообщения в социальных сетях.

По нашему же мнению, строго говоря, из обновленного п. 46.2 НКУ подобный вывод не следует. В нынешнем виде данная норма допускает толкование об обязанности представлять налоговикам проверенную аудитором годовую финотчетность, но без самого отчета аудитора. Кроме того, какой вообще смысл представлять налоговикам отчет аудитора, который и так уже обнародован для широкой общественности (читайте «Изменения в обложении налогом на прибыль: жить станет «веселее»). Поэтому можно просто рассуждать об истинных намерениях законодателей. Хотя они вряд ли бы допустили такое необоснованное обременение налогоплательщиков.

Вместе с тем налоговиков это не очень беспокоит. Как и дата вступления в силу изменений в п. 46.2 НКУ (23.05.2020). С их точки зрения, упомянутую годовую финотчетность необходимо представлять фискалам (не позднее 10 июня года, следующего за отчетным) вместе с аудиторским отчетом. Но только с 2021 года (т.е. впервые — по итогам 2020 года отчетного года). Если дословно, их вывод следующий:

«Учитывая, что вышеупомянутые изменения в пункт 46.2 статьи 46 Кодекса вступили в силу 23 мая 2020 года и предельный срок представления декларации и финансовой отчетности за отчетный период (2019 год) уже истек, то впервые норма данного пункта об обязательном представлении годовой финансовой отчетности вместе с аудиторским отчетом в срок не позднее 10 июня года, следующего за отчетным, применяется в 2021 году по итогам 2020 отчетного года.

То есть плательщики налога на прибыль, которые в соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» обязаны обнародовать годовую финансовую отчетность и годовую консолидированную финансовую отчетность вместе с аудиторским отчетом, представляют в контролирующий орган:

вместе с налоговой декларацией за налоговый (отчетный) период (2020 год) отчет о финансовом состоянии (баланс) и отчет о прибылях и убытках и прочем совокупном доходе (отчет о финансовых результатах), составленные до проверки финансовой отчетности аудитором;

годовую финансовую отчетность за 2020 год вместе с аудиторским отчетом в срок не позднее 10 июня 2021 года».

Как видим, есть минус и плюс. Минус — налоговики будут требовать представлять отчет аудитора, плюс — впервые по итогам 2020 года.

Надеемся, п. 46.2 НКУ откорректируют. Очень уж он неоднозначен.

И, безусловно, данное разъяснение не касается обязанности прибыльщиков представлять фискалам финотчетность вместе с соответствующей прибыльной декларацией за такие отчетные (налоговые) периоды, как полугодие и три квартала 2020 года. Поэтому руководствуемся требованиями п. п. 46.2, 49.4 НКУ.

Годовой лимит бухдохода для налоговых разниц и отчетного периода (40 млн вместо 20 млн)

В данном вопросе налоговики целиком и полностью подтвердили наши комментарии.

Если за 2020 год бухдоход плательщика налога на прибыль не превысит 40 млн грн, он:

  • сможет принять решение не применять корректировки финрезультата до налогообложения на все разницы с р. ІІІ НКУ (кроме отрицательного значения объекта налогообложения прошлых налоговых лет) в декларации за 2020 год;
  • будет применять в 2021 году годовой налоговый (отчетный) период. Соответственно, в 2020 году годовой налоговый (отчетный) период действует только для плательщиков, которые за 2019 год заработали бухдоход не более 20 млн грн.

В целом фискалы правы. Напомним, мы писали об этом так:

«…если налоговые разницы учитывали, но по итогам 2020 года не заработали 40 млн грн бухдохода, считаем, плательщик вправе отказаться от корректировок бухфинрезультата с р. ІІІ НКУ (кроме разницы относительно прошлогодних налоговых убытков). Об этом сигнализируют отметкой в спецполе декларации по налогу на прибыль за 2020 год.

<…>

если за 2019-й бухдоход плательщика не превышал 20 млн грн, его следующий отчетный период — 2020 год. В противном случае он должен представлять отчетность в 2020 году поквартально (п. п. 137.4, 137.5 НКУ).

Если же за 2020 год бухдоход плательщика не превысит 40 млн грн, то далее он будет представлять отчетность только за 2021 год. При этом если бухдоход-2020 превысит 40 млн, в 2021 году плательщик будет находиться на квартальном отчетном периоде» (читайте «Изменения в обложении налогом на прибыль: жить станет «веселее»).

Особые отчетные периоды для сельхозпроизводителей

Налоговики подтвердили, что Закон № 466 устранил противоречие в пп. 137.4.1 НКУ по поводу ссылки на определение сельскохозяйственной продукции из несуществующей ст. 209 НКУ как критерия для применения особого налогового (отчетного) периода производителями такой продукции (с 1 июля прошлого года по 30 июня следующего года).

Сейчас в качестве данного критерия применяют определение сельскохозяйственной продукции, приведенное в пп. 14.1.234 НКУ.

По словам контролеров, это значит, что производители сельхозпродукции представляют декларацию по налогу на прибыль за отчетный период — полугодие 2020 года, а в дальнейшем могут применять особый годовой период, который начинается с 01.07.2020 и заканчивается 30.06.2021.

Так что, не упустите же свой шанс соскочить с квартального отчетного периода. Ведь это упростит налоговое планирование.

Производственный метод амортизации: можно инвентаризировать на 01.04.2020

Вопрос был, в частности, в том, как толковать «первое число налогового (отчетного) периода 2020 года, в котором принято решение о применении «производственного» метода» (пп. 138.3.1, п. 52 подраздела 4 р. ХХ НКУ). Ведь все мы понимаем, что налог на прибыль исчисляется нарастающим итогом с начала года, и, соответственно, в общем случае началом любого отчетного периода является 1 января (п. 137.4 НКУ).

Налоговики в данном вопросе проявили справедливую оригинальность, цитируем:

«Учитывая, что в соответствии с пунктом 49.19 <…> для целей налога на прибыль предприятий «базовым отчетным (налоговым) периодом» является календарный квартал, то плательщики, принявшие решение о применении со ІІ квартала 2020 года «производственного» метода начисления налоговой амортизации к основным средствам, амортизация которых начата другим методом, обязаны провести инвентаризацию этих объектов основных средств по состоянию на 01 апреля 2020 года».

В общем, контролеры подтвердили адекватность решения применять «производственный» метод для исчисления налоговой амортизации уже с 01.04.2020. В таком случае последствия данного решения будут отражены уже в декларации по налогу на прибыль за полугодие 2020 года.

Будьте внимательны!

По мнению автора, изменять налоговую амортполитику на производственную целесообразно, только если производственный метод используется в бухучете.

Определение налоговых ОС: 20 000 грн вместо 6 000 грн

Налоговики подтвердили наш тезис, что новый стоимостный критерий определения налоговых основных средств применяется к активам, которые вводятся в эксплуатацию после 22.05.2020.

Соответственно, основные средства, введенные в эксплуатацию до 23.05.2020, продолжают амортизировать в налоговом учете в обычном режиме (даже если их остаточная балансовая стоимость не превышает 20 000 грн).

Все правильно. Подробно об этом читайте в комментарии «Изменения в прибыльных корректировках – 1: нет худа без добра».

Ускоренная амортизация: уже с полугодия

Налоговики подтвердили, что прибыльщики вправе применить ускоренную амортизацию для 3-й (передаточные устройства), 4-й (машины и оборудование), 5-й и 9-й групп основных средств (п. 431 подраздела 4 р. ХХ НКУ), начиная с отчетного периода — полугодия 2020 года. И, соответственно, отразить суммы ускоренной амортизации в приложении АМ к декларации по налогу на прибыль за этот отчетный период.

Замечательно. Но… значит ли это, что налоговую амортизацию основных средств выбранных групп (новых, введенных в эксплуатацию после 01.01.2020) можно переисчислить задним числом (аж с 01.01.2020) и отразить ее увеличенную сумму в декларации за полугодие 2020 года?

Дилемма. С одной стороны, Закон № 466 предоставляет право на ускоренную амортизацию с 01.01.2020, с другой — норма заработала только 23.05.2020.

Мы бы не рисковали. Но если вам очень нужно, лучше обращайтесь за индивидуальной налоговой консультацией. Подробно об этом читайте в комментарии «Изменения в прибыльных корректировках – 1: нет худа без добра».

Налог на репатриацию

Натурвыплата дохода нерезиденту

Как мы сообщали (читайте «Изменения в обложении налогом на прибыль: жить станет «веселее»), законодатель определил порядок (формулу) расчета налога на репатриацию, если доход выплачивается нерезиденту в любой форме, отличной от денежной, или если налог на доходы нерезидента не был удержан с соответствующего дохода во время выплаты (в т.ч. при выплатах доходов, приравненных НКУ к дивидендам) (абз. 3 пп. 141.4.2 НКУ).

И вот нам объяснили, нужно ли признавать и подавать уплаченные с натурдоходов суммы налога на репатриацию доходом нерезидента (читайте комментарий «Налог на репатриацию и постпредставительства: есть важные новости»). Процитируем, чтобы сохранить всю суть трактовки норм НКУ:

«Например, нерезидент получает в июне 2020 года доход в неденежной форме от резидента — плательщика налога на прибыль предприятий в виде корпоративных прав стоимостью 100 000 гривен, который в соответствии со статьей 141 Кодекса облагается по ставке 15 процентов.

Сумма налога к уплате составляет 17 647 гривен (100 000 х 100 / (100 – 15) – 100 000).

С целью правильного заполнения приложения ПН к Декларации за отчетный период (полугодие 2020 года) рекомендуем в колонке 3 таблицы 1 приложения ПН (Сума доходів) указывать сумму дохода нерезидента, исчисленную с учетом формулы СД х 100 / (100 – СП), то есть на основании вышеприведенного примера выплаты дохода в неденежной форме в этой колонке будет указана сумма 117 647 гривен. Соответственно, в колонке 6 таблицы 1 приложения ПН (Сума податку) будет рассчитана правильная сумма налога 17 647 гривен (117 647 х 15 / 100)».

Таким образом, в колонке 3 таблицы 1 приложения ПН («Сума доходів») плательщикам рекомендуют указывать «грязную» сумму дохода нерезидента (в примере — 117 647 грн). То есть предоставленный натурдоход (в примере — 100 000 грн), увеличенный на сумму уплаченного налога (в примере — 17 647 грн). Как мы и предполагали в комментарии «Налог на репатриацию и постпредставительства: есть важные новости».

Следовательно, по мнению контролеров, в колонке 6 таблицы 1 приложения ПН («Сума податку») будет исчислена правильная сумма налога (в примере — 17 647 грн).

Уверены, это только начало практики применения данной нормы при натурвыплатах доходов нерезидентам.

К тому же в комментируемом письме фискалы напомнили о расширении перечня доходов нерезидентов с источником происхождения из Украины, определенного в пп. 141.4.1 НКУ, в частности, доходами от отчуждения прав на добычу и разработку месторождений полезных ископаемых, минеральных источников и других природных ресурсов, расположенных на территории Украины, принадлежащих нерезиденту. Об этом мы также сообщали в комментарии «Налог на репатриацию и постпредставительства: есть важные новости».

Постпредставительства

Налоговики констатировали, что изменениями, внесенными Законом № 466, начиная с 23.05.2020 из пп. 141.4.7 НКУ исключены нормы, предоставлявшие возможность постоянному представительству нерезидента определять сумму прибыли, подлежащей налогообложению в Украине, на основании составления нерезидентом отдельного баланса финансово-хозяйственной деятельности, согласованного с контролирующим органом по местонахождению постоянного представительства, или — при невозможности определить путем прямого подсчета прибыль, полученную нерезидентами с источником его происхождения из Украины, — определять налогооблагаемую прибыль как разницу между доходом и расходами, определенными с применением к сумме полученного дохода коэффициента 0,7.

Теперь пп. 141.4.7 НКУ предусматривает единый порядок налогообложения: постоянное представительство облагается в общем порядке и определяет объем налогооблагаемой прибыли в соответствии с положениями ст. 39 НКУ.

То есть из трех прежних методов остался лишь общий метод (метод прямого исчисления), применяемый в комбинации с правилами ТЦО (предписаниями ст. 39 НКУ).

Поэтому всем постпредставительствам — начиная с отчетного периода полугодия 2020 года — порекомендовали представлять декларацию по налогу на прибыль, а не расчет постоянного представительства (утвержденный приказом Минфина Украины от 13.06.2016 г. № 544).

Однако письмо не содержит никаких других разъяснений по заполнению декларации «переходящими» представительствами.

Возможно, инициаторы подобных изменений, действительно верили, что справиться с такими пертурбациями, очень легко. Или же просто не понимали всю глубину и проблематику вопроса.

По мнению автора, отсутствие в данном случае переходных положений — это очень неприятный подарок для налоговых советников и бухгалтеров постпредставительств.

Технические разъяснения

Что касается новых корректировок с пп. пп. 140.4.3, 140.5.15 НКУ (см. комментарий «Изменения в прибыльных корректировках – 2: нет худа без добра»), налоговики отметили: до тех пор, пока форму прибыльной декларации не изменили, их можно отражать в любой удобной строке приложения РІ (уменьшающей или, соответственно, увеличивающей финрезультат), указав об этом в специальном поле декларации (графа «наявність доповнення»).

Разницу относительно «реорганизационных» убытков плательщики-правопреемники могут вносить в строку 3.2.4 приложения РІ. А обновленную увеличительную «штрафную» корректировку можно реализовать через строку 3.1.11 упомянутого приложения.

Виталий ПРОКОПЕНКО,

DipIFR ACCA,
ведущий бухгалтер-эксперт
газеты «Интерактивная бухгалтерия»

Получение прибыли – цель создания любого коммерческого предприятия. Но некоммерческие учреждения и организации, к которым относятся и бюджетные, в рамках своей профильной деятельности, тоже могут получать доход. Закон не запрещает это, а только регулирует. Следовательно, и они обязаны уплатить налог на прибыль.

Общие сведения о налоге на прибыль в бюджетном учреждении

Итак, для начала разберемся, платят ли налог на прибыль бюджетные организации (учреждения). Бюджетные учреждения образовываются для обслуживания населения в рамках реализации их прав, гарантированных федеральным и местным законодательством. Соответственно эти организации могут быть:

  • Федерального подчинения.
  • Образованные субъектом федерации.
  • Муниципальными.

Данные организации обязаны осуществлять свою работу исключительно в целях, декларируемых при их создании. Эти цели (задания) им ставит тот государственный или муниципальный орган, который в данном случае является учредителем. Отказ от этих заданий не приемлем.

Финансирование бюджетных учреждений может осуществляться комбинированными способами:

  • Субсидированием за счет бюджетных средств.
  • За счет оказания платных услуг по основному виду его работы, но сверх полученного от государственных (муниципальных) задания. При условии сохранения в полном объеме и качестве бесплатных услуг.
  • За счет осуществления видов деятельности, цели которых совпадают с задекларированными задачами данной бюджетной организации и получения доходов с этой деятельности.

То есть законом предусмотрено получение прибыли внебюджетными организациями, а, следовательно, и уплаты налога на прибыль.

О налоге на прибыль в бюджетном учреждении расскажет это видео:

Отличия от налога во внебюджетных организациях

Главное отличие бюджетной организации состоит в вариативности источников доходов и их обязательным раздельным учетом. Учет поступлений ведется по таким групповым признакам как:

  • Целевое назначение (средства на выполнение госзадания, полученные от коммерческих начинаний, целевые поступления).
  • Источник финансирования (из какого бюджета получены средства).
  • Вид поступления (казначейство, банк, касса).
  • Способ поступления (наличная оплата, безнал, чековая книжка).

Учет денежных вливаний в иностранной валюте ведется особым порядком. Процедура расчета налога – обычная, но есть и особенности. Это:

  • Обязательное для каждой суммы подтверждение первичными документами
  • Виды коммерческой деятельности должны обязательно соответствовать целям создания учреждения.
  • Это должно быть непременно отражено и зафиксировано в учредительных документах.
  • Оказание платных услуг должно согласовываться с вышестоящими государственными или муниципальными службами.
  • Полученные таким образом доходы, могут быть применены только в соответствии с финансово-хозяйственным планом данного учреждения.

Нормативное регулирование вопроса

Выделение различных видов средств для бюджетных организаций, их получение и использование регулируется законодательством и контролируется фискальными органами государства. Юридическая основа их деятельности это:

  • Гражданский кодекс.
  • Бюджетный кодекс.
  • 273-ий закон РФ.
  • Приказ министра финансов за номером 174н.
  • Утвержденные и зарегистрированные уставы бюджетных учреждений.

Про начисление налога на прибыль в образовательных и других бюджетных учреждениях читайте ниже.

Субъекты и объекты

По закону субъектом, или по-другому плательщиком налога на прибыль, признается любая организация, ведущая свою деятельность на территории РФ. Этот статус не зависит от способа создания организации и ее правового состояния. В данном случае это могут быть следующие учреждения:

  • Образовательные.
  • Культурные.
  • Медицинские.
  • Ветеринарные.

Объектом налогообложения в нашем случае является прибыль, которая рассматривается в двух видах:

  1. Доходы от коммерческой реализации услуг.
  2. Доходы, считающиеся внереализационными.

В первом случае это:

  • Дополнительные занятия сверх программы в образовательных учреждениях.
  • Создание кружков и секций.
  • Организация экскурсий, выставок, детских праздников, выездных мероприятий.
  • Организация дополнительного приема врачей.
  • Проведение дополнительных обследований.
  • Создание медицинских комиссий для проведения экспертиз.
  • Участие в ликвидации вспышек опасных болезней у животных.

Полный перечень подобных услуг представлен в 249-ой статье НК.

Остальные виды объектов налогообложения (смотри статью №250) являются внереализационными. Для бюджетных организаций это, в том числе и:

  • Стоимость материальных ценностей и имущества, переданного в учреждение безвозмездно.
  • Полученный доход от сдачи в аренду своего имущества или недвижимости.
  • Дивиденды.
  • Проценты, полученные по кредитам или займам.
  • Проценты от участия в создании других организаций.
  • Доходы от реализации прав на интеллектуальную деятельность по не основным для данного учреждения направлениям.

Ставка и расчет, затраты, код бюджетной классификации, декларация по налогу на прибыль бюджетного учреждения (организации) — все это рассмотрено далее.

Полезные советы длю бюджетных учреждений по налогу на прибыль даны в этом видео:

Ставка и расчет

Налоговые ставки для бюджетных организаций приравнены к общепринятым, и составляют:

  • 20%, с уплатой 2% в общую, федеральную казну и 18% – в местную.
  • Льготные 0% – при оказании коммерческих услуг в области медицины и образования.

Теперь узнаем, как рассчитать налог на прибыль бюджетного учреждения.

Формула

Формула расчета налога для «бюджетников» точно такая же, как и для всех: Сумма налога к оплате = (полученный доход – понесенные при этом расходы) × налоговая ставка.

Пример:

Бюджетное учреждение на проведении платных экскурсий заработало 100000 рублей, затратив при этом на их организацию – 50000. Поэтому с данного объекта налогообложения необходимо заплатить налог на прибыль:

  • (100000 – 50000) × 0,2 = 10000 рублей.

Проблемная часть

Но проблемой при расчете налога на прибыль для бюджетных учреждений, является распределение соотношения облагаемых и необлагаемых доходов и связанных с ними расходами. Поэтому:

  • Вести раздельный учет доходов, попадающих в налоговую базу и непопадающих.
  • Перечень возможных доходов от коммерческой деятельности и порядок начисчисления налога на прибыль с них должны быть прописаны во внутренних документах.

Кроме того при расчете данного вида налога важно вести раздельный учет расходов, которые могут быть:

  • Материальные.
  • Амортизационные.
  • На оплату труда.
  • Прочие.

Ведь часть расходов финансируются из бюджета или по целевым направлениям, и поэтому при расчете налога на прибыль у «бюджетников» не учитываются.

Примеры

Вот пример расчета налога с отдельным учетом расходов, пошедших на обеспечение коммерческой деятельности по пропорциональной системе:

В отчетном квартале бюджетное учреждение получило рублей:

  • Из бюджета – 1900 млн.
  • Целевого назначения – 175 млн.
  • От предпринимательской деятельности – 550 млн.

Всего – 2625 млн.

Далее:

  • Поступления от платных услуг составляют: 550/(2625 – 175)×100% = 22,4%.
  • Общие расходы за квартал в рублях – 2425 млн. (плюс 175 млн. целевых). При пропорциональном расчете расходов на предпринимательскую деятельность получаем: (2425 – 175)/ 100×22, 4% = 504 млн. рублей.
  • Облагаемая налогом прибыль при этом расчете получается (550 – 504) = 46 млн. рублей.
  • Отсюда выводится налог на прибыль от коммерческой деятельности по общей формуле: (550 – 504)×0,20 = 9, 2 млн. рублей.

О проводках учета начисления налога на прибыль бюджетных организаций (учреждений) расскажет видео ниже:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *