Налогообложение малого бизнеса

Налоги и налоговые льготы для малого бизнеса

В 2013 году различные налоговые поступления в бюджет составили 49% от всех доходов (9827 млрд. руб). В этой статье автор постарался дать некое теоретическое представление о налогах как таковых и о том, как малый бизнес может сократить издержки, используя законные налоговые схемы.
На что тратятся налоговые сборы?

В основном доходы бюджета тратятся на так называемые общественные блага. Ниже приведён список основных финансируемых государством видов деятельности:

  • финансовое обеспечение правоохранительных органов государства (МВД, ФСБ и др.);
  • содержание государственных учреждений (больниц, школ, детских домов и др.);
  • обеспечение безопасности государства, в частности содержание армии;
  • финансирование государственных программ («Одаренные дети», «Дети и семья») и национальных приоритетных проектов («Здоровье», «Образование» и др.);
  • субсидирование, предоставление дотаций и ссуд для жилищно-коммунального хозяйства;
  • содержание аппарата управления государством (выплата зарплат госслужащим);
  • содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики;
  • строительство и благоустройство социальных объектов и территорий;
  • пенсионное обеспечение;
  • организация отдыха и спортивных мероприятий и т.д.

Также часть налогов уходит на формирование государственных резервов: фонд национального благосостояния, пенсионный фонд, стабилизационный фонд.

Почему компании не хотят платить налоги?

Первоочередной причиной являются увеличение издержек и, как следствие, потеря части прибыли. Слишком высокие налоги могут привести к тому, что у компании не останется денег на инвестиции, без которых не может долго существовать ни один бизнес — он перестает расширяться и быть конкурентноспособным. В масштабах рынка увеличение налогов ведет к сокращению выпуска и затормаживанию деловой активности. Причем сокращение выпуска ведет к сокращению налоговых сборов.

Какие налоги платит малый бизнес и ИП в казну?

Компании могут платить налоги по следующим системам: общая система налогообложения, упрощенная система налогообложения, патентная система налогообложения. Также фирма может уплачивать единый налог на вмененный доход.

Самый простой вариант — общая система налогообложения. При такой схеме предприятие будет платить все налоги, предписанные налоговым кодексом (ДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, до 2010 года ЕСН, замененный страховыми взносами в фонды). Но для малого бизнеса такой вариант вряд ли может быть приемлемым, так как для деятельности в условиях общей системы налогообложения фирме придется предоставлять слишком много отчетности, а это, в свою очередь, приведет к значительному росту издержек. Помимо этого, после уплаты всех налогов у малого предприятия вряд ли останется хоть какая-то прибыль, которую фирма могла бы инвестировать в собственное развитие. Поэтому, как правило, предприниматели стараются перевести свою фирму на льготные системы налогообложения.

Упрощенная система налогообложения (УСН)

УСН введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ.

Перейти на такую систему могут предприятия с доходом менее 15 млн. руб., выручкой не более 45 млн. руб. за 9 месяцев и не более 60 млн. руб. за год, стоимостью активов менее 100 млн. руб., имеющие в штате менее 100 человек, долей участия других предприятий (в частности, государственных) менее 25% и не имеющие филиалов. На УСН не могут перейти: предприятия, уплачивающие единый налог на вмененный доход, на единый сельскохозяйственный налог; занимающихся производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых, игорным бизнесом.

После перехода на УСН фирма не будет уплачивать:

  • налог на прибыль организаций (налог на доходы физических лиц);
  • НДС (кроме НДС при ввозе товаров);
  • Единый социальный налог;
  • налог на имущество организаций (физических лиц).

Но сохранятся:

  • cтраховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
  • взносы на обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • другие федеральные, региональные и местные налоги (налог на рекламу, транспортный налог, земельный налог и др.);
  • обязанность вести бухгалтерский учет (для организаций) и учет кассовых операций.

Причем налогоплательщик вправе сам выбрать объект налогообложения:

  • 6% от доходов фирмы — отчисления в ПФ РФ, пособия по нетрудоспособности (но не более 50% от суммы налога);
  • 15% от разницы между доходами и расходами фирмы.

Причем в случае, если сумма налога к уплате будет менее 1% от выручки организации, то фирме нужно будет уплатить в виде налога сумму, равную 1% от доходов.

Помимо объединения нескольких видов налогов в один, преимуществом УСН является освобождение от обязанности предоставлять бухгалтерскую отчетность в Федеральную Налоговую Инспекцию.

Стоит отметить, что УСН не лишена недостатков. В частности, запрет на открытие филиалов может крайне негативно сказаться на перспективе развития фирмы. Также фирма, работающая по УСН, не обязана составлять счета-фактуры. С одной стороны, это сокращение издержек, с другой — потенциальная потеря контрагентов-плательщиков НДС, так как последние при отсутствии счетов-фактур не смогут возместить НДС их бюджета.

Единый налог на вмененный доход

Также фирма может перейти на единый налог на вмененный доход.

Это не отдельная система налогообложения, а переход на уплату налогов по определенным видам деятельности на основе расчетов, регулируемых главой 26.3 НК РФ.

Перейти на ЕНВД могут предприятия, осуществляющие следующие виды деятельности:

  • бытовые услуги;
  • ветеринарные услуги;
  • услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
  • розничная торговля при площади торгового зала не более 150 кв. м и через нестационарную торговую сеть;
  • автотранспортные услуги, оказываемые организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств;
  • общественное питание при площади зала не более 150 кв. м.

Не имеет права перехода на ЕНВД:

  • крупнейшие налогоплательщики;
  • налогоплательщики, оказывающие услуги общественного питания в учреждениях образования, здравоохранения и соц. обеспечения;
  • организации и ИП, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
  • организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 % (кроме некоторых организаций, см. ст. 346.26 НК);
  • организации и ИП не имеют права применять ЕНВД при передаче в аренду автозаправочных станций и автогазозаправочных станций.

Сумма налога будет высчитываться как 15% от налоговой базы за вычетом уплаченных с начала года взносов на обязательное пенсионное страхование (но не более чем на 50%) и выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. Так как налог на вмененный доход, то налоговая база будет рассчитываться исходя из потенциально возможного дохода. Базовые доходности можно посмотреть здесь.

К недостаткам единого налога на вмененный доход также относятся фиксированная налоговая ставка, не зависящая от результатов деятельности компании (кроме случая, когда фирма имеет отрицательную прибыль), и фиксированные уровни доходности (если компания хочет арендовать большую площадь, то налоговая нагрузка может стать непосильной для компании).

Патентная система налогообложения.

Патентная система налогообложения (регулируется федеральным законом 94-ФЗ от 26.06.2012) была введена в 2013 году и заменила собой Упрощенную систему налогообложения на основе патента. На такую систему могут перейти только индивидуальные предприниматели с численностью работников не более 15 человек.

Суть системы в том, что компания покупает патент на определенный вид деятельности (перечислены в ФЗ), по которому законом установлен потенциально возможный к получению доход. Стоимость патента, установленная на уровне 6% от потенциального дохода за год, заменяет собой налог. Патент получается на срок от 1 до 12 месяцев текущего года. Причем стоимость патента учитывает то, на сколько месяцев был куплен патент.

Плюсы такой системы:

  • Удобна для ИП, работающих сезонно (можно купить патент на определенное количество месяцев).
  • Уплачивается лишь один налог. ИП освобождается от уплаты НДФЛ, НДС (кроме НДС с товаров, ввозимых на территорию РФ и в иных случаях, предусмотренных НК РФ) и налога на имущество физических лиц.
  • Компании не требуется контактировать с налоговой напрямую, оплатить патент можно через банк.

Минусы:

  • Основным недостатком ПСН можно назвать «авансовую» систему оплаты патента. ИП налог уплачивает сразу, независимо от того, какую прибыль он получит в итоге.
  • При применении патентной системы налогообложения ИП не может вычесть из стоимости патента сумму страховых взносов, которые он заплатил за себя и работников в ПФР и ФСС, как это предусмотрено для ЕНВД и УСН. И это, конечно, увеличивает нагрузку на индивидуального предпринимателя.
  • При ведении разных видов деятельности или в случае работы в разных субъектах РФ придется получать несколько патентов на каждый вид деятельности или в каждом регионе соответственно.

Таким образом, развитие малого и среднего бизнеса — основных двигателей экономики — выгодно всем: население получает расширенный ассортимент товаров потребления и услуг (целевые направления малого и среднего бизнеса), а государство — рост экономической активности и расширение внутреннего рынка.

Субъекты малого предпринимательства

К субъектам малого предпринимательства относятся предприятия, имеющие:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • суммарную долю участия субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных компаний и иностранных граждан, общественных объединений, религиозных организаций, благотворительных фондов, предприятий, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в их уставном капитале до 49%
  • среднюю численность сотрудников за предыдущий год до 100 человек;
  • выручку от реализации без учета НДС за предшествующий год до 800 млн. рублей.

Федеральный закон № 209ФЗ не требует регистрации в качестве субъекта малого бизнеса, соответственно, чтобы им являться необходимо соблюдение законодательно определенных критериев. Соответствие данным критериям будет проверяться каждый раз, когда организация или предприниматель обратится за поддержкой государства в данном качестве.

Льготное налогообложение субъектов малого предпринимательства — приоритетное направление государственной поддержки. Специальные налоговые режимы позволяют снизить налоговую нагрузку на компании.

В законодательстве Российской Федерации определено два основных вида режимов налогообложения:

  • общий,
  • специальные.

К специальным режимам относятся:

  • ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог;
  • УСН — упрощенная система;
  • Патент;
  • ЕНВД — единый налог на вмененный доход.

Классификация всех субъектов по режимам налогообложения позволяет определить состав отчетности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Малые предприятия для постановки бухгалтерского учета обязаны самостоятельно создавать учетную политику, основываясь на своей структуре, отраслевой принадлежности и иных особенностей деятельности. Специфика деятельности малых организаций требуют особого подхода к формированию учетной политики.

Индивидуальные предприниматели на ОСНО платят все установленные налоги со своих доходов, а также налог с выплат, производимых в пользу наемных работников и лиц, выполняющих работу на основании договоров ГПХ, взносы на обязательное пенсионное и социальное страхование, государственные таможенные пошлины, лицензионные, регистрационные сборы и другие требуемые налоги, сборы, платежи.

Патентная система налогообложения для малого бизнеса является наиболее привлекательной. Стоимость патента рассчитывается по ставке 6 % от предполагаемого годового дохода. Владельцы патента не уплачивают НДС, за исключением определенных законом случаев. Сохраняется уплата НДС: при ввозе товаров из-за границы, при осуществлении деятельности по договорам простого, инвестиционного товариществ, по договорам доверительного управления. Порядок уплаты стоимости патента отличается от схемы налогообложения субъектов малого предпринимательства на иных режимах. Если патент приобретается на срок менее шести месяцев, то полную стоимость необходимо перечислить не позднее двадцати пяти календарных дней после начала действия патента. Если патент получен на срок от шести месяцев до одного календарного года, то треть суммы уплачивается не позднее двадцати пяти календарных дней после момента начала действия патента, а две трети, соответственно, не позднее тридцати календарных дней до момента окончания действия патента.

Замечание 2

Следует отметить, что все 100 % оплаты патентов направляются в бюджет муниципальных образований.

Система налогообложения

Система налогообложения в виде ЕНВД для определенных видов деятельности предполагает определение размера базовой доходности для тех видов хозяйственной деятельности, в которых затруднен контроль. Применение ЕНВД не является обязательным. Плательщики ЕНВД освобождаются от следующих налогов:

  • налог на прибыль организации или налог на доходы физических лиц;
  • НДС, за исключением НДС при ввозе товаров;
  • налог на имущество организации или физических лиц.

Отмена перечисленных налогов распространяется только на операции, прибыль, имущество, которые связаны с предпринимательской деятельностью, облагаемой ЕНВД.

При применении упрощенной системы налогообложения предприятия малого бизнеса ограничиваются уплатой единого налога по УСН. Для предпринимателей данный налог заменяет уплату НДС, НДФЛ, налога на имущество физических лиц, используемого в предпринимательской деятельности.

Предприниматели, применяющие УСН, продолжают уплачивать: страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и другое страхование, а также иные федеральные, региональные и местные налоги. Налогоплательщики УСН должны обеспечивать полноту, непрерывность, достоверность учета данных хозяйственной деятельности, необходимых для определения налоговой базы и суммы самого единого налога. Для этого они обязаны вести Книгу учёта доходов и расходов, где в хронологическом порядке на основе первичных документов отражают все хозяйственные операции отчетного периода.

Для перехода на УСН необходимо подать уведомление до 31 декабря текущего года. Вновь зарегистрированные компании могут применять УСН с даты государственной регистрации, при условии подачи соответствующего заявления в установленный срок. Если уведомление не будет представлено в обозначенные сроки, то налогоплательщик лишается права применения УСН.

Выбор системы налогообложения не всегда зависит от желаний налогоплательщика и в первую очередь определяется законодательством. Грамотный подход к выбору системы налогообложения является залогом успешного развития компании и оптимизации налогообложения. Соответственно предприятие впоследствии сможет сократить размер отчислений в бюджет, сохранить средства и направить их на развитие предприятия.

Законодательством РФ предусмотрено, что бухгалтерская отчетность малыми предприятиями представляется в утвержденном порядке, предусматривающем упрощение форм и процедуры отчетности. Для организации учета в упрощенной форме малым компаниям рекомендуется основываться на типовом плане счетов. «Упрощенцами» по большей части являются представители малых, а также микропредприятий и именно для них предусмотрено послабление в виде, того, что бухгалтерский учет они имеют право вести в более упрощенном режиме. Под упрощенной системой бухучета субъектов малого предпринимательства понимается информационное единство систем финансового, налогового учета, основанных на упрощении содержания составляющих элементов в зависимости от вида малого предприятия.

Ведение бухгалтерского учета на предприятии в упрощенной форме обязательно следует закрепить в учетной политике организации. Необходимо также отразить особые правила, отличающие упрощенный бухгалтерский учёт от стандартного. Рабочий план счетов можно упростить за счет объединения некоторых счетов. Доходы и расходы допускается признавать кассовым методом, т.е. по мере поступления и расходования денежных средств. В налоговом учете организации, применяющие УСН, также признают доходы и расходы кассовым методом, что помогает приблизить налоговый учет к бухгалтерскому учету.

Замечание 3

Допускается применение упрощенной системы регистров учета для компаний, не занимающихся производством. При количестве операций до 30 в месяц возможно ведение учета в Книге учета фактов хозяйственной деятельности. В учетной политике следует отразить, используемые формы бухгалтерской отчетности.

Приказом Минфина РФ утверждены упрощенные формы Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах для субъектов малого бизнеса. В них отражаются показатели только по группам статей без детализации. Данные не могут отсутствовать в отчетности, просто они включаются в соответствующую группу активов или пассивов.

При переходе на сокращенный план счетов малым компаниям следует внести изменения в общепринятый алгоритм учета производственных затрат и финансовых результатов.

Правильный подход к организации бухучета на предприятиях, являющихся субъектами малого предпринимательства, обеспечивает снижение трудоемкости процесса учета, повышение точности, оперативности обработки информации и, как следствие, повышение качества управленческих решений.

Система налогообложения малого бизнеса в России

В отличие от зарубежных стран в России отсутствует единая классификация хозяйствующих субъектов для целей налогообложения и налогового контроля, статистического наблюдения и международного анализа. Российское законодательство не содержит деления фирм на микропредприятия, малые и средние; в определении субъектов малого предпринимательства по Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» отсутствует качественная характеристика деятельности предприятий, отражающая их масштабы. Налоговый кодекс РФ вообще не содержит упоминания о субъектах малого предпринимательства. Главы 26.2 и 26.3 НК РФ, как будто вводящие специальные налоговые режимы для малого бизнеса, определяют иной круг лиц, не соответствующих понятию субъекта малого предпринимательства по Федеральному закону от. 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ И наконец, статистическое наблюдение в РФ организовано лишь за субъектами малого предпринимательства, максимальная численность персонала которых — 100 человек, а значит, при сопоставлении с малым бизнесом ЕС или США в России фактически упускается из вида значительная группа средних предприятий с численностью работников от 100 до 250 (500) человек Дьячкина Л.А. Анализ практики налогообложения малого бизнеса в России и за рубежом «Все для бухгалтера», 2007, N 4.

В литературе и средствах массовой информации часто обсуждаются тяжелое налоговое бремя для субъектов малого предпринимательства России и их незначительный налоговый вклад в консолидированный бюджет РФ. Приводятся оценки Журналы «Двойная запись», «Законодательство и экономика», на сайтах: www.nta-nn.ru, www.rcsme.ru и др. что налоговые платежи малого предпринимательства составляют 10 — 15% консолидированного бюджета РФ, и эти данные сравниваются с более чем 50%-ным налоговым вкладом субъектов малого бизнеса в бюджеты стран ЕС. Но если в ЕС в группу анализируемых субъектов малого бизнеса, за которыми организуется статистическое наблюдение, входят предприятия с численностью до 250 человек, то в РФ невозможно достоверно определить налоговый вклад даже малых (по Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ) предприятий.

Налоговые органы ведут мониторинг и регулярно формируют сведения об участниках двух упомянутых специальных налоговых режимов. Их налоговый вклад в консолидированный бюджет РФ действительно невелик, и за весь период существования спецрежимов в целом не превысил 1,3% или 0,3% от ВВП. Однако в точности оценить налоговый вклад субъектов малого предпринимательства, применяющих общий режим или уплачивающих налог с предпринимательского дохода физических лиц, не представляется возможным. Из-за отсутствия понятия малого предпринимательства в налоговом законодательстве учет налоговых доходов данной категории налогоплательщиков и основных показателей их деятельности в нашей стране не ведется, тем более что заявить о своем статусе — это ничего не дающее право, а не обязанность предпринимателей.

Фактически малому предпринимательству России доступны: классическая системы налогообложения (налог на прибыль и прочие налоги), упрощенная система налогообложения в виде ЕНВД и налог на доходы физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Состояние налогообложения малого бизнеса в целом можно охарактеризовать следующим образом.

Во-первых, с принятием части второй НК РФ окончательно закрепилась наметившаяся тенденция по отмене каких-либо льгот и переводу налоговых правоотношений исключительно в сферу действия НК РФ. Во-вторых, была утрачена взаимосвязь понятий малого предпринимательства для целей государственной поддержки и налогообложения. До принятия гл. 25, 26.2 и 26.3 НК РФ Законы РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», от 29.12.1995 N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» и от 31.07.1998 N 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» учитывали положения Федерального закона 14.06.1995 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», использовался единый понятийный аппарат. В-третьих, действующие редакции специальных налоговых режимов и гл. 25 НК РФ содержат множество неясных и противоречивых положений, которые провоцируют налогоплательщиков на сокрытие доходов, разработку (в том числе в СМИ) и использование теневых схем.

Вместе с тем налогообложение предпринимательства с принятием гл. 26.2 и 26.3 стало более льготным и лояльным. Каждый участник упрощенной системы налогообложения стал платить в среднем в 3 раза меньше налогов, а плательщики налога на вмененный доход — в 1,7 раза меньше.

Рассмотрим более подробно действующие системы налогообложения малых предприятий в РФ.

Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) в качестве механизмов реализации фискальной функции выделены, помимо общего, специальные налоговые режимы.

Общий режим налогообложения предполагает уплату налогоплательщиками федеральных, региональных и местных налогов. Федеральные налоги действуют на территории всех регионов России, а региональные — только в тех, где законодательный орган принял специальный закон об их введении, устанавливающий ставки, формы отчетности и сроки уплаты налогов. Местные налоги вводятся в действие актами местных органов власти.

Установление специальных налоговых режимов в отношении субъектов малого и среднего бизнеса продиктовано необходимостью учета при налогообложении направления и объема их деятельности.

Специальные налоговые режимы получили распространение и в ряде стран ближнего зарубежья, таких как Азербайджан, Армения, Беларусь, Таджикистан, Казахстан, Украина и др.

Использование специальных режимов заменяет уплату нескольких основных налогов, таких как налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на имущество организаций и единого социального налога (ЕСН), уплатой единого налога, размер которого рассчитывается в упрощенном порядке, при этом остальные налоги уплачиваются в общем порядке. Возможность применения специальных режимов зависит от сферы деятельности налогоплательщика, величины дохода (ст. 346.2, 346.12 НК РФ) и организационно-правовой формы бизнеса.

Делая окончательный выбор в отношении той или иной организационно-правовой формы бизнеса, необходимо отчетливо представлять как их недостатки, так и преимущества и возможность их использования.

Так, учредитель общества с ограниченной ответственностью (ООО) не отвечает своим личным имуществом по долгам фирмы и не несет ответственность за нарушения, которые были допущены в работе (ст. 87-94 гл. 4 ГК РФ).

По сравнению с акционерными обществами различного типа, индивидуальный предприниматель (ИП) имеет ряд преимуществ Андреев И. М. «Налогообложение субъектов малого предпринимательства» / / «На логовый вестник». 2005. № 1 0:

— простая и быстрая регистрация предприятия;

— любой размер уставного капитала;

— возможность регистрации ИП по месту жительства предпринимателя: отсутствие необходимости в банковском расчетном счете;

— простая схема налогообложения индивидуальных предпринимателей и легкое ведение бухгалтерии без необходимости наличия бухгалтера (ст. 22 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ в ред. ФЗ от 23.12.2003 № 185-ФЗ).

В связи с этим лица, которые планируют начать предпринимательскую деятельность, выбирая организационно-правовую форму своего бизнеса, в большинстве случаях останавливаются на ООО или ИП.

В зависимости от различных показателей выбирается один из четырех специальных режимов или применяются несколько одновременно.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей — специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей (организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих сельскохозяйственную продукцию или выращивающих рыбу, осуществляющих ее первичную или последующую переработку) Артельных И. В. «ЕСХН: декларация изменилась» / / «Российский налоговый курьер». 2007. № 13-14.

Система предусматривает на добровольных началах замену единым сельскохозяйственным налогом (ЕСХН) уплату налога на прибыль, НДС (кроме НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации), налога на имущество и ЕСН.

Упрощенная система налогообложения (УСНО) — одна из наиболее популярных систем, поскольку налогоплательщик имеет возможность выбора объекта налогообложения, кроме того, он может вести бухгалтерский учет в минимальном объеме, что, безусловно, является существенным преимуществом. . Андреев И. М. «Налогообложение субъектов малого предпринимательства» / / «На логовый вестник». 2005. № 1 0.

Объектом налогообложения могут быть доходы (облагаются по ставке 6%) или доходы, уменьшенные на величину расходов (облагаются по ставке 15%). Выбор объекта налогообложения зависит от доли расходов в общем объеме выручки и их состава, так как не все расходы уменьшают доходы в целях налогообложения.

При переходе на УСНО налогоплательщик, в зависимости от организационно-правовой формы, освобождается от уплаты следующих налогов:

— ООО — налога на прибыль, НДС (учитывая требование гл. 21 НК РФ, обязывающей уплачивать НДС со стоимости товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации), налога на имущество организаций, ЕСН;

— ИП — налога на доходы физических лиц (НДФЛ) от предпринимательской деятельности, НДС (требование гл. 21 НК РФ), налог на имущество (только в отношении имущества, использованного в деятельности индивидуального предпринимателя) и ЕСН.

Существуют жесткие ограничения, установленные Налоговым Кодексом РФ по применению УСНО Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 04.12.2007, с изм. от 06.12.2007) (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.01.2008). .

Не имеют права применять данную систему:

— банки, страховщики, негосудар ственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды и нотариусы, занимающиеся частной практикой;

— юридические лица и ИП, занимающиеся игорным бизнесом, производством подакцизных товаров, добычей полезных ископаемых (кроме не числящихся на государственном балансе и установленных в подп. 1 п. 2 ст. 336 НК РФ), являющиеся участниками соглашений о разделе имущества;

— переведенные на единый налог на вмененный доход (ЕНДВ) в соответствии с гл. 26.3 НК РФ;

— переведенные на ЕСХН.

Кроме того, на УСНО, согласно подп. 13 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, не имеют право переходить организации:

— имеющие филиалы и (или) представительства на территории Российской Федерации (ст. 55 ГК РФ);

— в которых доля участия сторонних организаций превышает 25%;

— списочная численность работников которых за налоговый период превысила 100 человек;

— в которых стоимость основных средств (ОС) Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н (ред. от 27.11.2006) «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6 / 01″ (зарегистрировано в Минюсте РФ 28.04.2001 № 2689). и нематериальных активов (НА) Приказ Минфина РФ от 16.10.2000 № 91н (ред. от 27.11 . 2006 ) «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14 / 2000″, определенных в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете», превышает 100,00 млн руб.

К неудобству данной системы можно отнести легкость утраты права по ее применению.

Для этого достаточно выйти за лимит годового дохода в 20,00 млн руб. или иметь остаточную стоимость ОС и НА более чем в 100,00 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Как следствие, возможная обязанность доплаты налога на прибыль, уплата штрафных санкций, восстановление данных бухгалтерского учета за весь период применения упрощенного режима налогообложения, возможная дополнительная сдача налоговой и бухгалтерской отчетности. Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н (ред. от 27.11.2006) «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6 / 01″ (зарегистрировано в Минюсте РФ 28.04.2001 № 2689). Приказ Минфина РФ от 16.10.2000 № 91н (ред. от 27.11 . 2006 ) «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14 / 2000″

Вполне оправдано было бы увеличение суммы этого лимита, для того чтобы более широкий круг предпринимателей смог воспользоваться данной системой, а налогоплательщики, уже использующие ее, не испытывали неудобств, связанных с переходом на общий режим налогообложения при незначительном превышении лимита.

Кроме того, налогоплательщики УСНО должны отслеживать все изменения в налоговом законодательстве, так как введение нового налога или изменение названия налога означает автоматическое включение их в качестве его плательщиков. Решение дублировать учет хозяйственных операций по правилам бухгалтерского учета или возможное появление обязанности перехода на уплату ЕНВД по одному или некоторым видам деятельности может повлечь за собой увеличение затрат на ведение учета.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) Гражданский кодекс Российской Федерации (с изм. от 06.12.2007) (ред., действующая с 01.02.2008). — специальный налоговый режим, который применяется в обязательном порядке в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, если предприниматели и организации занимаются следующими видами деятельности:

— оказание бытовых и ветеринарных услуг; услуг по ремонту, техническому обслуживанию, мойке автотранспортных средств и платных автостоянок;

— услуг общественного питания и розничной торговли;

— распространения или размещения наружной рекламы.

Существует возможность «выбора» ЕНВД для видов деятельности, для которых установлены следующие ограничения: Гражданский кодекс Российской Федерации (с изм. от 06.12.2007) (ред., действующая с 01.02.2008).

— розничная торговля (площадь торгового зала не более 150 кв. м);

— оказание услуг общественного питания (площадь зала обслуживания не более 150 кв. м);

— оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов (не более 20 транспортных средств).

Соответственно превысив эти ограничения или, наоборот, уменьшив показатели до уровня ограничений, можно применять либо ЕНВД, либо общую или упрощенную систему налогообложения.

Размер налога фиксирован и не зависит от величины полученного дохода.

Данная система является не всегда экономически выгодной предпринимателю по причине частого несовпадения фактически полученного дохода с фактической суммы уплаченного ЕНВД.

Отсутствие возможности учета затрат при исчислении ЕНВД и, как следствие, снижение возможности к расширению бизнеса, влечет за собой желание налогоплательщика избежать уплаты ЕНВД путем перепрофилирования своей деятельности и переноса ее в регионы, где ЕНВД не уплачивается.

Стоит отметить, что, наряду с недостатками, налог обладает и неоспоримым преимуществом — снижением себестоимости продукции (работ, услуг) за счет отсутствия таких налогов, как НДС и ЕСН, что особенно актуально для малых предприятий.

Также хотелось бы обратить внимание на то, что п. 4 ст. 346.12 НК РФ дает право организациям и индивидуальным предпринимателям применять УСНО и систему налогообложения в виде ЕНВД одновременно.

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции — довольно специализированный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений о разделе продукции (полезных ископаемых, добытых из недр на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации), заключенных между государством и пользователем недр в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции».

Но, как показывает статистика, самой популярной системой у представителей малого бизнеса является упрощенная система налогообложения в виде патента для индивидуальных предпринимателей.

Система налогообложения на основе патента — модернизированный вид УСНО.

Суть этого способа уплаты налогов состоит в уплате фиксированной суммы за патент на вид деятельности, которым предприниматель занимается, не привлекая к своей деятельности наемных работников.

Покупка патента осуществляется на квартал, полугодие, 9 месяцев или год и оплачивается двумя частями: одну треть стоимости — не позднее 25 дней после начала работы по новой системе, оставшуюся часть — не позднее 25 дней по окончании периода, на который был выдан патент.

Годовая стоимость патента определяется как соответствующая налоговой ставке, предусмотренной п. 1 ст. 346.20 НК РФ Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 04.12.2007, с изм. от 06.12.2007) (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.01.2008). , процентная доля установленного по каждому виду предпринимательской деятельности, предусмотренному п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ, потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.

Размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода устанавливается законами субъектов Российской Федерации по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение ИП упрощенной системы налогообложения на основе патента.

Преимущество данного подхода, несмотря на необходимость соблюдения ограничения по размеру годовой выручки, в том, что список видов деятельности с возможностью приобретения патента настолько обширен, что охватывает практически весь спектр интересов малого предпринимательства. При этом условия работы с покупкой патента намного проще условий УСНО.

Так как возможность добровольного выбора организацией или ИП предусмотрена только для систем ЕСХН, УСНО и ее модернизированного варианта в виде патента для ИП, то и оптимизация может быть связана прежде всего с этими режимами.

Например, в Налоговом кодексе РФ до сих пор не установлено, что делать налогоплательщику, если он утратил право на применение УСНО по основаниям, не указанным в п. 4 ст. 346.13, который гласит: «Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика превысили 20 млн руб. и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 (пункт, в котором перечислены лица, которые не в праве применять УСНО) и 4 (пункт об одновременном применении УСНО и ЕНВД) статьи 346.12 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям». Грудцына Л. Ю., Климовский Р. В. Налогообложение малого бизнеса по упрощенной системе налогообложения: юридический справочник. М.: «Эксмо», 2006.

Например, в связи с началом осуществления видов деятельности, указанных в п. 3 ст. 346.12 НК РФ, при которых субъект не вправе применять УСНО, в случае превышения численности и т. п.

Целесообразным представляется в этом случае дополнение ст. 346.13 НК РФ п. 8, например, следующего содержания: «В случае если налогоплательщик утратил право на применение УСНО, по основаниям, не указанным в п. 4 ст. 346.13, он обязан перейти на обычную систему налогообложения с даты утраты такового права. Об утрате права на применение УСНО налогоплательщик представляет в налоговый орган уведомление в срок до 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла утрата права на применение УСНО».

Особое внимание следует обратить на тот факт, что в случае использования специальных налоговых режимов налогоплательщик уже не является плательщиком НДС. Следовательно, его контрагенты (покупатели или заказчики), применяющие общий режим налогообложения и являющиеся плательщиками НДС, не могут возместить НДС, поэтому сделка становится для них малопривлекательной.

Необходимо отметить, что реальные налогоплательщики не остаются равнодушными к современному состоянию системы налогообложения малого бизнеса, и вызывает уважение настойчивость, с которой они пытаются найти решения некоторых проблемных моментов в налоговом законодательстве. Поправки к Налоговому кодексу РФ, предложенные рядом групп налогоплательщиков, отличает высокая юридическая грамотность и глубокое понимание проблем на практическом уровне. При этом поправки касаются как создания благоприятного режима налогообложения малого бизнеса, так и шагов, позволяющих минимизировать урон бюджетной системы страны. Хочется надеяться, что акции такого рода не останутся без внимания со стороны законодателей и конструктивные и оправданные предложения попадут на страницы Налогового кодекса.

Необходимость оптимизации системы налогообложения малого бизнеса признается и законодателями. Совершенно очевидно, что без дальнейших реформ в этой области не обойтись, так как удобство, грамотность и простота уплаты налога является ключевым моментом не только в выполнении государством в полном объеме своей фискальной функции, но и в повышении мотивации к развитию у малого бизнеса, без которого невозможно повышение конкурентоспособности страны в целом. Существующая в настоящее время система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход нуждается в серьезном реформировании. Действующий порядок определения налогооблагаемой базы не находит единого одобрения со стороны налогоплательщиков.

Положение можно исправить, создав максимально комфортные условия для развития малого бизнеса, который является основным источником налоговых поступлений в местные бюджеты.

Следует отметить справедливость мнения о том, что введение особого порядка налогообложения малых предприятий противоречит принципу нейтральности налоговой системы. Однако в данном случае льготы малым предприятиям должны лишь компенсировать им вызываемые как экономическими, так и институциональными причинами объективно меньшие возможности самофинансирования, получения кредитов и финансирования через финансовые рынки. Исходя из этих соображений, представляется, что использование налоговых льгот для поощрения развития малого предпринимательства возможно, однако должно осуществляться крайне продуманно с тем, чтобы при их использовании минимизировать возможности уклонения от налогов.

Задача приспособления налоговой системы для малого бизнеса состоит не в том, чтобы заменить большинство из действующих налогов одним налогом, а в том, чтобы разработать упрощенные режимы уплаты налогов (включая и вмененный налог) и критерии, согласно которым предприятие попадает под действие этих режимов. При этом предприятия должны иметь возможность выбора между традиционной, упрощенной и вмененной системами.

Разумеется, добровольность применения упрощенного налогообложения не подразумевает возможности многократно менять применяемую систему за короткий период времени. Следует определить срок, в течение которого следует оставаться в той системе, которая была выбрана. Поскольку обратный переход к полному учету может осуществляться не только по желанию плательщика, но и в результате превышения критерия признания предприятия малым, нецелесообразно одновременно ограничивать возможность перехода на полный учет по выбору плательщика. Мы считаем, что имеет смысл предусмотреть ограничение на повторное применение упрощенной системы в течение определенного срока. А именно, если налогоплательщик применял упрощенную систему и перешел к полному учету, то повторно принять упрощенную форму налогообложения он имеет право только по прошествии 3-х лет после возвращения к общепринятому учету. И, наконец, нельзя менять систему учета в течение налогового периода.

Кроме того, добровольность применения порядка, предусмотренного для малого предпринимательства, не исключает использования вмененного минимального налогообложения тех видов деятельности и в тех случаях, когда есть достаточные основания предполагать высокую рентабельность рассматриваемой деятельности и одновременно существенные возможности сокрытия выручки от учета или необоснованного завышения затрат. Для установления минимальных налогов в этом случае следует произвести эмпирические исследования и на их основании определить приемлемые базы вменения и ставки минимального налога, дифференцированные по видам деятельности.

Под эффективностью функционирования системы ЕНВД для отдельных видов деятельности следует принять достижение максимума (или возможное стремление к нему) следующих параметров:

1. Снижение издержек ведения бухгалтерского и налогового учета и составления отчетности

2. Соответствие доходов вмененного и фактического (руководствуясь принципом нейтральности налоговой системы) в целях стремления к экономической эффективности.

Для оценки этих параметров предлагается использование соответствующей субъективной статистики. Источником статистических данных могут быть результаты опросов предприятий — налогоплательщиков ЕНВД.

В качестве объективного критерия эффективности функционирования системы ЕНВД предлагается рассмотрение следующих показателей (и их динамики):

1. Количество предприятий, осуществляющих виды деятельности, облагаемые единым налогом;

2. Натуральные и стоимостные оценки произведенной в результате осуществления облагаемых единым налогом видов деятельности продукции;

3. Два предыдущих показателя на душу 100 тысяч жителей (на душу населения);

4. Объем налоговых поступлений от взимания ЕНВД.

5. Доля налоговых поступлений от ЕНВД в муниципальных бюджетах.

Об эффективности функционирования системы ЕНВД следует судить по всей совокупности перечисленных показателей.

В целях создания прозрачной, однозначно воспринимаемой, единой и эффективной системы налогообложения в виде ЕНВД, в соответствии с рекомендациями МНС РФ, необходимо:

— уточнить порядок определения корректирующего коэффициента К2 в связи с различным подходом к установлению его значений законами субъектов РФ;

— уточнить перечень видов деятельности, подлежащих обложению ЕНВД;

— определить исчерпывающий, однозначно воспринимаемый и экономически обоснованный список особенностей ведения предпринимательской деятельности, учитываемых при определении коэффициента К2, подлежащих обязательному учету, по каждому виду предпринимательской деятельности;

— применять методику разбиения коэффициента К2 на составляющие (сомножители). При этом каждая составляющая должна соответствовать одной из особенностей ведения предпринимательской деятельности и принимать значения от 0,01 до 1;

— введение единого порядка детализации видов экономической деятельности, а также особенностей ведения такой деятельности.

В настоящее время идет активная подготовка к изменению законодательства о государственной поддержке малого предпринимательства. При этом, имеется в виду разделение малого предпринимательства по категориям в зависимости от экономических показателей деятельности, — на крупное, среднее и микро предприятие малого бизнеса. Законодательство о государственной поддержке малого предпринимательства охватывает весь контингент малых предприятий и касается примерно 1 млн. предприятий, на которых работает около 8 млн. человек.

Действия Правительства Российской Федерации в сфере поддержки развития малого предпринимательства будут направлены на решение следующих основных задач:

-формирование стабильных нормативно — правовых условий функционирования малого предпринимательства;

-создание условий для инвестирования и кредитования малого предпринимательства на основе внедрения прогрессивных финансовых технологий;

-упорядочение механизмов налогообложения и процедур учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства;

— защита малого бизнеса от антиконкурентных действий локальных монополий, включая муниципальные организации, на региональных рынках;

-повышение эффективности использования бюджетных ресурсов поддержки малого предпринимательства в качестве гарантийных схем для банковского кредитования;

-формирование рынка информационных, консультационных, научно — технологических и обучающих услуг для малых предприятий, в том числе оказываемых специализированными объектами инфраструктуры поддержки малого предпринимательства с использованием современных технологий.

На уровне предприятия в целях совершенствования системы налогообложения в виде ЕНВД необходима грамотная организация бухгалтерского и налогового учета, непрерывной мониторинг законодательства, оценка налоговых последствий сделок не только с точки зрения налогового, но и смежных отраслей законодательства. Эти меры позволят без каких-либо значительных затрат оптимизировать налоговые платежи и избежать при этом пеней и штрафных санкций.

Налогообложение малого бизнеса

Актуально 2018 год:

Налоговый учет, обложение для малого бизнеса разрешено вести по упрощенным налоговым схемам и правилам. Но для того, чтобы платить меньше (и меньше, соответственно, отчитываться), надо предварительно, во время регистрации налогового учета в ИФНС, выбрать именно упрощенные методики. Подавать заявления на использование наиболее выгодной, перспективной методики, системы налогообложения.Налоговый Кодекс позволяет применить различные режимы расчета и взимания налогов с малого предпринимательства:

  1. Упрощенная налоговая система (УСН).
  2. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
  3. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).
  4. Патентная налоговая система (ПНС).

Выбор не всегда целиком и полностью зависит от желания потенциального плательщика. Использование конкретных видов упрощенных режимов ограничено требованием к отрасли, субъекту, типу деятельности или общей величине выручки, полученной плательщиком.

Выгода от использования режимов:

  • отменяют налог на имущество (кроме имущества физлиц);
  • нивелируют необходимость учитывать и уплачивать НДС;
  • предприниматель (ИП) освобожден от платежа НДФЛ (только того дохода, который связан с его предпринимательской деятельностью.

УСН (Упрощённая система налогообложения)

Возможна к применению широким кругом лиц, как физических (ИП), так и юрлиц (ООО), работающих в сфере малого бизнеса. Существуют два вида объектов тспользования по УСН, и бизнесмены обязаны определиться в ИФНС, какой конкретно они желают использовать:

  1. По доходам минус расходам. Ставка по нему -15% от разности доходов (выручки), полученной от ведения бизнеса и расходов (затрат) по нему. Подойдет для компаний, частников, у которых отражаются фиксированные затраты, которые можно вычесть для уменьшения облагаемой базы. Например, для торговли (вычитается сумма приобретенных у поставщиков продуктов), монтажа (вычитается стоимость оборудования, закупка комплектующих), производственных работ (амортизация, материалы, электроэнергия, иные производственные расходы). Осуществлять платежи по УСН нужно ежеквартально, до 20 числа следующего за окончанием квартала месяца.
  2. По доходам. Ставка – 6% от суммы заработанной от бизнеса выручки. Подойдет для тех видов, по котором сложно учесть расходы. Например, сфера оказания разнообразных услуг: по ведению бухгалтерского учета, юридических, информационных заказов. Этот налоговый учет предельно упрощен в ведении, отчеты и платежи по нему перечисляются и предоставляются ежеквартально, в те же сроки, что и плата УСН (предыдущий метод – разность доходов и расходов).

ПНС (Патентная система налогообложения)

Патенты вводятся не для всех видов деятельности, а лишь для тех категорий, которые в субъекте Федерации считаются приоритетными. Список утверждается и публикуется в региональных официальных источниках, в него регулярно вносятся изменения.Этот тип обложения позволяет минимизировать расходы на осуществление учета, как налогового, так и бухучета, поскольку не требует предоставления налоговой деклараций и отчетов. Разрешен к использованию лишь физическими лицами (индивидуальными предпринимателями). Сумма перечисления снижена по сравнению с иными видами, это стало мерой для стимулирования нужных региону отраслей, позволяющей развивать частную деятельность и бизнес в государстве.Плата за патент направляется в бюджет дважды в год. Первая часть – одна треть от суммы – в течение первого квартала года или 90 дней с даты перехода на патент (если компания образована и приняла ПНС не с 1 января). Вторая – две трети, до конца налогового периода. Квитанцию на перечисление можно взять непосредственно в местном ИФНС.

Применение ПНС строго ограничено по величине выручки (до 60 миллионов рублей в год) и численности сотрудников (до 15 человек).

Кроме этих платежей, введены и применяются иные, приравненные к налогам, обязательные платежи для малого бизнеса.

  1. Торговый сбор (ТС). Он существует не во всех регионах, с 01.07.2015 введен в городе Москва, но планируется постепенное расширение списка субъектов Федерации, где будет взиматься ТС. Данный платеж зависит от территориального местонахождения торговой точки. Рассчитывается и перечисляется поквартально. Например, для центральных округов – 60 000 рублей в квартал, для Южного – 30 000 рублей и т. п. Хотя теоретически ТС увеличивает налоговые нагрузки на средний и малый бизнес, фактически этого можно избежать. Допускается вычесть ТС из суммы налога по принятому налогоплательщиком режиму налогообложения. Например, из величины УСН. Но для того, чтобы реализовать это право, надо уплатить ТС до последнего числа месяца текущего квартала. Общие сроки уплаты – до 25 числа месяца, следующего за истекшим периодом.
  2. Страховые взносы в Пенсионный фонд. ИП платит их в заранее известной, зафиксированной сумме, порядка 20 000 рублей в год, учредители ООО – со своих сотрудников, и со своих зарплат, если они приняты в качестве генерального директора или на иные руководящие посты. Эти суммы также разрешается вычитать из стандартных налогов, снижая, таким образом, сумму к уплате. Но для этого взносы следует произвести до окончания текущего периода.

Несвоевременное перечисление в бюджет влечет санкции. Они чаще всего принимают форму штрафов. Неполная или неуплата – 20% от величины налога, непосредственно сам неуплаченный налог, за просрочку – 1\300 от банковской ставки рефинансирования за каждый день. С 1 января 2016 года она равна 11% годовых. Также берутся штрафы за не предоставление (несвоевременно поданные декларации) в сумме тысячи рублей. Если нарушения выявлены не самим лицом, а налоговыми органами в ходе проверок (выездных или камеральных), помимо штрафов начисляются неустойки, пени и иные санкции.

Развитие форм и методов налоговой поддержки малого и среднего бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Развитие форм и методов налоговой поддержки малого и среднего

бизнеса.

Development of forms and methods of tax support for small and medium-

sized businesses.

Дмитрий Иванович Ряховский Dmitry Ryakhovsky

докт. экон. наук, доцент, первый проректор ИЭАУ, профессор департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового

университета при Правительстве РФ

Институт экономики и антикризисного управления, Россия, Москва

e-mail: umc331@mail.ru

Аннотация: В статье рассмотрены существующие меры по налоговой поддержке малого бизнеса, рассмотрены существующие недостатки в государственной поддержке, предложены меры по развитию налоговой поддержки предприятий малого бизнеса

Ключевые слова: малый бизнес, налоговая поддержка малого бизнеса, проблемы налоговой поддержки малого бизнеса, развитие налоговой поддержки малого бизнеса, анализ налоговой поддержки малого бизнеса

В условиях проявления негативных последствий цикличности, снижения основных экономических показателей, значительного замедления темпов роста экономики, необходимо применение нового инструментария по активизации бизнес-процессов. Малый бизнес и его развитие является

важнейшим инструментом экономического роста и преодоления кризисных явлений. Именно поэтому государству необходимо уделять особое внимание развитию малого бизнеса. Развитие малого и среднего бизнеса обеспечивает занятость населения и обеспечивает конкурентными товарами, работами и услугами значительную часть жителей России. Также основная часть среднего класса это именно представители малого бизнеса. Следует учитывать, что в развитых странах, например в США, доля среднего класса, по оценкам некоторых экспертов, составляет почти 65% населения, тогда как в России не более 43%. К тому же в развитых странах 1% среднего класса производит примерно 1% ВВП, поэтому, при проведении мероприятий по трансформации налоговой системы необходимо акцентировать внимание на защиту именно среднего класса. При этом акценты следует расставлять на проведение комплексной политики, связанной не только с увеличением налоговых обязательств, но и с разработкой целого комплекса налоговых преференций в части стимулирования реализации социально значимых государственных задач (демография, усыновление, помощь людям с ограниченными возможностями и т.д.), реализацию части которых можно предложить малому бизнесу.

К субъектам малого предпринимательства (СМП) может быть отнесено любой индивидуальный предприниматель или любое общество с ограниченной ответственностью (ООО), если оно отвечает всем критериям, указанным в таблице. Такое ООО должно быть внесено ФНС в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенный на ее официальном сайте (https://rmsp.nalog.ru) (ч. 1, пп. «а» п. 1, п. п. 2, 3 ч. 1.1, ч. 3 ст. 4, ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ, п. 1 Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265). На сегодняшний день формирование данного реестра автоматизировано.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1- Критерии малого бизнеса (Источник СПС «Консультант плюс»)

Предельное значение

N Критерий Микропредприятие Малое предприятие

1 Суммарная доля участия в уставном капитале ООО РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, фондов 25%

2 Суммарная доля участия в уставном капитале ООО других организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, а также иностранных организаций 49%

3 Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год 15 человек 100 человек

4 Доход от предпринимательской деятельности (сумма выручки и внереализационных доходов) без учета НДС за предшествующий календарный год 120 млн руб. 800 млн руб.

Можно констатировать факт, что на сегодняшний день критериальные значения отнесения к малому бизнесу более чем адекватны. С учетом трансформации пороговых значений по выручке УСН с января 2017 года до 120 млн рублей критерии отнесения к малому бизнесу будут еще адекватнее.

Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.10.2016 составляет 5726915 и из них 5436266 предприятий относятся к микробизнесу, что составляет 95% от всех субъектов малого бизнеса. Заслуживает одобрения отсутствие нормативной грани между микробизнесом и малым бизнесом, что, несомненно дает огромный потенциал роста без законодательных препятствий.

В настоящее время налоговые поступления от предприятий малого бизнеса, работающих на специальных налоговых режимах, относительно невелики: в 2015 г. они составили 337,9 млрд руб., а поскольку налоги

поступают в основном в региональные и местные бюджеты, то можно отметить невысокую долю доходов от этих поступлений как в региональных бюджетах (4,9% от налоговых доходов), так и в местных бюджетах (12%). (Статья: Малый бизнес: налоговое стимулирование расширяет границы (Малис Н.) («Налоговый вестник», 2016, N 5). То есть, несмотря на огромное количество предприятий малого бизнеса, их доля в доходной части бюджета минимальна. При этом наблюдается четкая тенденция сокращения финансовой поддержки малого бизнеса, которая в 2016 году по данным Минэкономразвития составит 12,3 млрд рублей, а, например, в 2014 году-21.,6 млрд руб. К этой сумме можно прибавить разнообразные региональные и местные программы поддержки бизнеса. На сегодняшний день поддержка осуществляется по следующим направлениям:

— Финансы,

— Модернизация,

— Инновационная инфраструктура,

— Экспорт,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Социальные инициативы,

— Информационно-консультационная поддержка,

— Специальная инфраструктура.

Поддержку можно получить как на начальном этапе становления бизнеса, так и для уже существующих проектов. Также наблюдается явно выраженная адресность поддержки приоритетных направлений развития малого бизнеса. Самым существенным недостатком вышеуказанных мер по поддержке малого бизнеса является излишняя бюрократизация процесса и недоступность предлагаемой поддержки большинству представителей малого бизнеса. Связано это, прежде всего с ограничениями на поддержку (вид деятельности, организационно-правовая форма, численность и т.д.), из-за чего у представителей малого бизнеса вырабатывается недоверие к возможности получения самой поддержки. Необходимо обеспечить слепое рассмотрение поступающих заявок независимыми межрегиональными

экспертами, функционирующими в рамках Федеральных округов и не привязанных к конкретному субъекту и (или) муниципальному образованию. Существенным препятствием являются требования к оформлению документов на поддержку, а также форм необходимой отчетности. Большинство представителей малого бизнеса не обладают комплексом необходимых знаний и умений для их заполнения. Однако, несмотря на это, считаем целесообразным данную поддержку развивать и в дальнейшем. Также логично обеспечить методическое сопровождение оформления документов, что, несомненно, повысит количество рассматриваемых заявок, и как следствие, количество реализованных проектов, т.к. логично будет предложить не прошедшим по конкурсу претендентам иные формы поддержки, развитые на региональном и местном уровнях.

Положительным решением, поддерживающим малый бизнес, является мораторий на проведение проверок предприятий малого бизнеса. К положительным моментам следует также отнести введение налоговых каникул. Это нужное и важное решение, но глядя на количество предпринимательского сообщества, которое воспользовалось данной льготой можно сделать вывод, что получен больше политический, а не экономический эффект.

В части налогообложения следует отметить, что поддержка государства очень помогает малому бизнесу и ее также, безусловно, нужно продолжать, и при этом учитывать социальную важность малого бизнеса. В налогообложении малого бизнеса в последнее время наметились ярко выраженные тенденции на внедрение дестимулирующих мер. К ним относятся внесение изменений в Федеральный закон №54-ФЗ от 22.05.2003 г. В части онлайн кассСтоит отметить положительный момент- 18000 рублевое субсидирование приобретения контрольно-кассовой техники (ККТ). Конечно, с одной стороны малый бизнес можно бы было освободить от использования ККТ, но это правильное и целесообразное развитие

налоговой системы. С учетом того, что отрасль производства и обслуживания ККТ относится к единичным отраслям в России, которые показали многократный рост со времен перестройки, можно рассмотреть вопросы не только о снижении стоимости ККТ, но и тотальном снижении стоимости обслуживания или вообще отмены данного платежа и перехода на оплату услуг центров технического обслуживания по фактически выполненным работам и оказанным услугам и ухода от абонентского обслуживания, что в принципе является реальной задачей. Также следует рассмотреть вопрос об увеличении срока службы электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ) на весь срок службы ККТ, что позволит существенно сократить затраты на обслуживание ККТ.

Вторым ключевым отрицательным моментом является введение обязанности организаций, применяющих УСН или ЕНВД, уплачивать налог на имущество в отношении недвижимости, облагаемой налогом исходя из кадастровой стоимости. Прежде они были освобождены от уплаты налога на имущество организаций. Изменения были внесены в ст. 346.11 НК РФ, для плательщиков УСН вступили с 1 января 2015 года, ЕНВД — еще в третьем квартале 2014 года (Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ). Для налоговой системы это логичное развитие и правильное решение, но для малого бизнеса это существенное усиление фискальной нагрузки. Следует учитывать многочисленные споры по определению кадастровой стоимости.

Третьим отрицательным моментом было введение в городах федерального значения для организаций и индивидуальных предпринимателей торгового сбора (Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. № 382-Ф3). Он касается торговли через объекты стационарной торговой сети, как не имеющие торговых залов (кроме автозаправок), так и имеющие торговые залы, торговли через объекты нестационарной и стационарной торговой сети, торговли путем отпуска товаров со склада. Иными словами -снова преимущественно малого бизнеса.

Четвертым отрицательным моментом- трансформация арбитражной практики налоговых споров в части налоговых льгот по региональным и местным налогам не в пользу налогоплательщиков, а также положения налоговой политики в части ликвидации как класса налоговых льгот на региональном и местном уровнях, что опять же ударит прежде всего по малому бизнесу (http://mLnfin.ru/ru/document/?id_4=62450). То есть мы видим ярко выраженную тенденцию на акцентирование внимания адресной поддержки и постепенного ухода от сегментной поддержки определенных категорий, что является логичным в краткосрочном периоде, однако, в долгосрочном периоде это может привести к закрытию части малых предприятий, и как следствие, перераспределению рынка в пользу более крупных игроков. Полученные таким образом региональные и местные монополии будут максимизировать свою прибыль прежде всего ростом цен, что отрицательным образом будет сказываться на региональной экономике. И все это при почти двухкратном уменьшении выделяемых на поддержку малого бизнеса денежных средств и уменьшением поддержки на региональном и местном уровнях.

Следует отметить также обязанность малого бизнеса (организаций) по ведению бухгалтерского учета. Положительным является обязанность в упрощенном ведении учета, но в случае наличия у малого предприятия работников- ежемесячные выплаты НДФЛ и страховых взносов, а также ежеквартальная отчетность. При этом существующие неналоговые платежи не делают никаких послаблений представителям малого бизнеса. То есть, по сути, государственную налоговую поддержку малых предприятий можно получить в части возможности использовать специальные режимы налогообложения.

Необходимо также учитывать влияние неналоговых платежей на налоговую нагрузку малых предприятий, в том числе применяющих специальные режимы налогообложения. Следует учитывать, что малые

предприятия в части неналоговых платежей должны иметь тот же комплект документации, что и крупный и средний бизнес, что создает неравные условия. Неналоговые платежи, не учитываются при расчете налоговой нагрузки малого предприятия. Более того они вообще нигде не учитываются. В свое время введение в действие Налогового кодекса позволило упорядочить действующую налоговую систему и в десятки раз уменьшить количество действующих тогда налогов и сборов. Сегодня одной из самых критичных ошибок является возникновение различных сборов и платежей, регламентированных различными нормативными актами (экологический сбор, утилизационные сборы и т.д.). В условиях задач импортозамещения развитие производственных и перерабатывающих предприятий в приоритетных отраслях (сельское хозяйство, промышленность и т.д.), и получение конкурентноспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости является одной из главнейших задач, стоящих перед государством в условиях проявления негативных последствий цикличности, имеющих рукотворные признаки. Так же следует отметить, что развитие малого бизнеса является одной из главнейших задач для обеспечения стабильности роста ВВП страны. В этой связи трехлетний мораторий на проведение проверок малого бизнеса не отменяет его обязанности про уплате неналоговых платежей, а лишь дает отсрочку, и как следствие ограничивает существование предприятия трехлетним периодом, т.к. по истечении срока моратория на предприятие малого бизнеса выстраиваются многочисленные проверяющие. Проведенные исследования (8) и расчеты доказывают невозможность законного функционирования предприятий микробизнеса, а также существенной части предприятий малого бизнеса без произведения затрат на обеспечение необходимой документации и оплаты неналоговых обязательств организаций, что порождает коррупционную составляющую. В этой связи существенной поддержкой предприятий малого бизнеса будет являться разработка реестра неналоговых платежей, включения их в

расчетные величины налоговой нагрузки и разработка комплекса мер по выравниванию условий функционирования малых предприятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В части налоговой поддержки малых предприятий следует отметить, что ее необходимо продолжать и развивать, что особенно важно в свете вышеперечисленного. Развитие налоговой поддержки малого бизнеса сконцентрировать на следующих моментах:

1. Развитие программы ликвидации налоговой безграмотности среди населения и представителей малого бизнеса. Для этого необходимо разработать комплексную программу, которая должна включать в себя:

— информационную компанию по повышению налоговой сознательности;

— изготовление и распространение в сети интернет обучающих фильмов и роликов по налогообложению;

— открытые консультации по налогообложению, их запись и размещение в сети интернет;

-привлечение ведущих российских вузов к разработке методических и информационных материалов по повышению налоговой грамотности;

— развитие субсидирования части консалтинговых услуг по ведению учета малых предприятий.

2. Снятие ограничений на перечень расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по уплате единого налога при применении упрощенной системы налогообложения с объектом доходы минус расходы и единого сельскохозяйственного налога.

3. Четкое отражение в статьях 251 и 217 НК РФ налоговых последствий получения государственной поддержки малого бизнеса, предусмотренной Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2016), государственными программами и иными законодательными актами

федерального значения, региональными и местными нормативными документами, в том числе за счет бюджета и иных источников. Главное- исключение всех спорных вопросов.

4. Развитие информационной поддержки в части помощи в составлении налоговых деклараций, ведении учетных процессов сотрудниками ИФНС, что особенно актуально для ЕНВД и патентной системы, в том числе через личный кабинет.

5. Разработка стимулирующих мер для общего режима налогообложения, которые являются плательщиками НДС в части сотрудничества с малым бизнесом, применяющим специальные режимы налогообложения для развития компенсационных механизмов НДС.

6. Установление льготных тарифов на использование телекоммуникационных каналов связи, приобретение и обслуживание контрольно-кассовой техники.

7. Развитие информационной поддержки малого бизнеса. Информационная налоговая поддержка включает в себя:

— оформление документов по регистрации бизнеса в одном окне без сбора справок, в т.ч. возможность электронной регистрации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-предоставление адреса, почтовое и иное обслуживание,

— автоматизация постановки на учет в органы статистики и внебюджетные фонды при регистрации,

— автоматизация открытия расчетного счета, прием взносов в уставный капитал и т.д. при регистрации,

— консультирование по вопросам режимов налогообложения до регистрации, помощь в выборе режима налогообложения,

— помощь в оформлении регистрационных документов,

— консультирование и помощь в оформлении документов на субсидии и прочие меры поддержки,

— составление бизнес-планов, консультационная поддержка в получении кредитов, грантов и т.д.,

— консультационная поддержка в получении налоговых льгот и преференций,

— приобретение и регистрация контрольно-кассовой техники, выдача и настройка телекоммуникационных каналов связи (ТКС), электронно-цифровой подписи (ЭЦП), банк-клиента при регистрации,

— регистрация на электронных торговых площадках, методическая и иная помощь в конкурсах и тендерах на госзакупки и т.д.,

— помощь в ведении учета и составлении налоговых деклараций (ЕНВД),

— развитие личного кабинета для малого бизнеса в части интегрирования в него калькулятора расчета заработной платы, программ по разработке и составлению налоговой декларации и т.д.

Часть информационной поддержки естественно будет платной, однако, у государства имеется возможность во-первых организовать частичное финансирование части услуг, причем не конечному получателю, а субъекту, оказывающему данные услуги и избираемого по конкурсу.

Вышеуказанные меры по налоговой поддержке малого бизнеса позволят снизить риски несоблюдения законодательства, и как следствие уменьшить количество нарушений и увеличить поступления в бюджет, что особенно важно для региональных и местных бюджетов.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Варнавский А.В. Налоговое стимулирование участия малых форм предпринимательства в реиндустриализации российской экономики

// Журнал «Вестник профессиональных бухгалтеров» — 2015 — №3 май/июнь — С.32-37

2. Гончаренко Л.И., Жукова Е.И., Пинская М.Р. Налогообложение организаций: учебник под научной редакцией Л. И. Гончаренко. Москва, 2014.

3. Гончаренко Л.И. Налоговые риски: теория и практика управления//Финансы и кредит. 2009. № 2 (338). С. 2-11.

4. Малис Н.И. Малый бизнес: налоговое стимулирование расширяет границы. Москва «Налоговый вестник», 2016, N 5

5. Ряховский Д.И. «Анализ налоговой поддержки научно-исследовательской деятельности в РФ» МИР (Модернизация. Инновация. Развитие). — М, 2015 Т.6. № 3-1 (23). С. 103-107

6. Ряховский Д.И. Актуальные вопросы инвестиционного развития российских промышленных компаний (монография) -М.: ИЭАУ, 2007. — 259 с.

7. Ряховский Д.И. О российском инвестиционном климате Научно-информационный журнал «Экономические науки» -М., 2008. -№1(38). — с. 44-48

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *