Налоговая грамотность для школьников

13

МАТЕРИАЛЫ

для конкурсного отбора лучших практик

общеобразовательных организаций, находящихся на территории Калужской области, по реализации современных моделей формирования финансово грамотного поведения участников образовательных отношений в 2019 году

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Виды налогов. Налоговые льготы «

Людиново

2019

Пояснительная записка

к методической разработке занятия по теме

«Виды налогов. Налоговые льготы»

Методическая разработка занятия разработана в рамках программы внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности» по теме «Виды налогов. Налоговые льготы» для обучающихся 8 — 10 классов.

Также данная разработка может быть использована на уроках обществознания, экономики, технологии.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная

Методы обучения: словесный, наглядный, практический

Цель занятия: расширить и систематизировать знания обучающихся о налогах, видах налогов.

Место проведения: учебный кабинет

Занятие «Налоги» проводится в форме проблемного диалога, что мотивирует учащихся с интересом включиться в работу, проявить активность, активизировать познавательные интересы.

План проведения занятия:

  1. Этап мотивации к учебной деятельности

  2. Изучение нового материала

  • Определение понятия «налог».

  • Виды налогов. Расчет суммы НДФЛ

  • Налоговые льготы

  1. Подведение итогов

  2. Рефлексия

Содержание занятия соответствует возрастным и психологическим и особенностям обучающихся и ориентировано на имеющиеся знания и опыт учащихся, а так же мотивируют на более глубокое исследование знаний о налогах, их видах, НДФЛ, путях снижения выплаты по НДФЛ с помощью налоговых вычетов.

Для проведения занятия используется мультимедийное оборудование: компьютер, колонки, интерактивная доска.

Занятие сопровождает презентация с видеофрагментом из телепередачи «Взгляд снизу», видеоролик «Просто о налогах». Использование информационно — коммуникативной технологии придает мероприятию живой, неформальный характер, усиливает эмоциональное восприятие содержания.

При разработке занятия учитывалось, чтобы содержание занятия способствовало формированию коммуникативных умений учащихся, умению решать поставленные учебные задачи в коллективе, находить оптимальные решения в бесконфликтном общении.

Планируемые результаты

Предметные – обучающиеся усвоят понятия «налог», «прямые налоги», «косвенные налоги»; научаться определять основные виды налогов; определять отличительные характеристики налогов; научатся рассчитывать сумму налога с дохода, узнают о способах уплаты налогов.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД – научатся определять и формулировать цель, планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, корректировать свои действия с учетом оценки и самооценки, определять уровень знаний по теме.

  • Коммуникативные УУД – научатся выражать свои мысли в устной форме, формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументированно их излагать, выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

  • Познавательные УУД – научатся выделять главную информацию; ориентироваться в системе своих знаний; сравнивать различные виды налогообложения; добывать новые знания, используя информацию, полученную на уроке; работать с нормативными документами.

  • Личностные результаты — научаться определять свои права и обязанности как налогоплательщика; считать сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога; готовность к личному самообразованию и самоопределению, формирование ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие.

Содержание занятия соответствует возрастным и психологическим и особенностям обучающихся и ориентировано на имеющиеся знания и опыт учащихся, а так же мотивируют на более глубокое исследование изучение систем налогообложения РФ.

Виды налоги. Налоговые льготы

Автор разработки: учитель технологии Бодрикова Наталья Семеновна МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»

г. Людиново Калужской области

Цели занятия:

  • Систематизировать знаний обучающихся о сущности, видах налогов, структурой налогов, их функцией в современном обществе.

  • Продолжить формирование умений применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности в повседневной жизни; грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве налогоплательщика.

  • Воспитывать гражданскую ответственность при уплате налогов.

Форма проведения: проблемный диалог

Оборудование: ПК, колонки, интерактивная доска.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

  2. Этап мотивации к учебной деятельности.

Американский комик, актёр театра и кино, телеведущий, ведущий церемонии вручения премий «Оскар» Боб Хоуп и радиоведущий сказал: «Я не транжирю свои деньги в Лас Вегасе или на скачках. Я доверяю это дело правительству» (слайд 2).

Учитель: Как вы думаете, какое дело он доверят правительству? (ответы учащихся)

Учитель. Многие из вас смотрят передачи с участием детей. Одна из таких передач «Взгляд снизу» с ведущим Иваном Ургантом. Предлагаю вам посмотреть фрагмент из телепередачи (демонстрация видео-фрагмента).

Учитель. Вы слышали уже о налогах и как вы ответите на вопросы Ивана Урганта?

  • Что такое налог? (Ответы обучающихся)

Учитель. Как вы думаете, какова тема занятия? (ответы обучающихся: «Налоги»)

  1. Изучение нового материала

Определение понятия «налог»

Учитель: Работая в парах, найдите определение понятия «налог» в Большом бухгалтерском словаре, Толковых словарях Д. Н. Ушакова, С. И. Ожегова.

(Ответы детей:

  • Налог это — обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц.

  • Налог это — установленный обязательный платёж, взимаемый с граждан и юридических лиц.

  • Государственный сбор, взимаемый с населения (Слад 3)

Учитель: Налог – это обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц в целях финансирования деятельности государства.

Учитель: Прочтите текст и ответьте на вопросы:

Текст.

В древние времена своеобразным налогом выступала дань с побежденного народа. Все имущество побежденной стороны переходило победителям в качестве военной добычи.

Одна из первых известных налоговых систем появилась в Древнем Египте около пяти тысяч лет назад. Все население страны, от бедняков до высокопоставленных чиновниках, уплачивало налоги за пользование землей, которые шли фараону.

Во времена феодализма налог рассматривался как подарок главе государства. Неслучайно в Англии в средние века понятия налог «налог» и «дар» обозначалось одним словом gift. До сих пор в немецком языке название налога – steuer означает «поддержка, лепта».

С XVIII века налог стал рассматриваться как обязанность граждан перед государством. Так, в английском языке и сейчас некоторые налоги называют dutty, то есть «долг»; во французском – imrot, что означает принудительный платеж. Именно в таком понимании сути налогов сохранилось и до наших дней. По мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму и стали рассматриваться как помощь населения своему государству.

  • Где появилась появились первая налоговая система?

  • Какова суть налога?

  • Когда налоги приобрели денежную форму?

(Ответы обучающихся)

Виды налогов

Учитель. Налогообложение – один из древнейших экономических механизмов, родившихся вместе с государством. Современную жизнь невозможно представить без общедоступных детских садов, школ, больниц, сети дорог, охраны границ страды. Все эти общественные блага обеспечивает государство за счет взносов, поступающих в государственную казну в виде налогов, пошлин, сборов и других платежей.

Изъятие части доходов осуществляется различными способами и выбор наилучшего способа – одна из сложнейших экономических задач каждой страны. Размер налогообложения зависит от возложенных государством задач на общество.

Учитель: Кто платит налоги? (ответы обучающихся).

Учитель: Налоги платят физические лица, то есть люди, проживающие на территории страны, и юридические лица – компании, которые работают в стране. Одни платят налоги, чтобы спать спокойно, другие граждане считают оплату налогов считают своим долгом. За сбор налогов отвечает Федеральная налоговая служба (ФНС России). На её сайте можно подать налоговую декларации, узнать и оплатить задолженность по налогам.

Учитель. Посмотрите видео-ролик «Просто о налогах» (демонстрация видео-ролика)

Задание1. Работа в группах, заполните таблицу (слайд 4).

Таблица 1.

Налоговая система РФ

Учитель. Проверьте свои ответы с ответами на слайдах

Слайд 5. Федеральные налоги и сборы

Федерaльными нaлогами и сборами признаются нaлоги и сборы, которые установлены НК РФ и являются обязaтельными к уплате на всей территории Российской Федерации.

Перечень федеральных налогов и сборов установлен ст. 13 НК РФ:

  • Налог на добавленную стоимость

  • Акцизы

  • Налог на доходы физических лиц

  • Налог на прибыль организаций;

  • Налог на добычу полезных ископаемых;

  • Водный налог;

  • Сборы за пользование объектами животного мира и за

пользование объектами водных биологических ресурсов;

  • Государственная пошлина

Слайд 6. Региональные налоги

Регионaльными налогами признаются те нaлоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о нaлогах и являются обязaтельными к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Перечень региональных налогов установлен ст. 14 НК РФ:

  • Налог на имущество организаций

  • Налог на игорный бизнес

  • Транспортный налог

Слайд 7. Местные налоги и сборы

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и являются обязательными к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Перечень местных налогов определен ст. 15 НК РФ:

  • Земельный налог

  • Налог на имущество физических лиц

  • Торговый сбор

  • Курортные налоги

Различают прямые и косвенные налоги. Прямые нaлоги взимаются с доходов и имуществ непосредственно с лиц, обязанных их выплaчивать. Окончaтельный плaтельщик тот, кто получает доход, влaдеет имуществом и т.д. Нaпример, получaя зарплaту или прибыль, человек плaтит соответственно подоходный налог или налог на прибыль. Прямые налоги обычно платят все граждане.

Косвенные налоги – это нaлоги на товaры или виды деятельности. Окончательным плaтельщиком косвенных налогов выступает потребитель товaра, но вносит их в кaзну не он, а продaвец товaра или услуги. Косвенным налогом будет налог на добавленную стоимость. Он был введен в 1992 году. Например, покупая торт, мы уплачиваем 18% от ее стоимости продавцу товара, но он обязан вернуть эту сумму в казну в качестве налога. Косвенные налоги платят не все, а лишь потребители конкретного товара или услуги. И если мы не потребляем этот товар или не пользуемся услугой, не ведем какую-либо деятельность, то мы вполне законно избежим уплаты этого налога.

Учитель. Приведите примеры прямых и косвенных налогов? (ответы школьников)

Налоговая система очень сложная. В нее входит очень много налогов. Самый распространенный налог взимается с дохода, который мы зарабатываем. Он называется налогом на доход физических лиц (НДФЛ). В России с 2001 года введена плоская шкала налога на доход физических лиц. Единая ставка НДФЛ для лиц, проживающих в России, составляет не менее 13 % от дохода. Не смотря на то, что раньше налоговая ставка была выше, государство стало собирать больше налогов.

Вопрос: Как вы думаете, почему налоговая реформа оказалась успешной? (ответы детей).

Обычные доходы (заработная плата, премия, доход от сдачи в аренду квартиры) облагаются по ставке 13%. Не облагаются налогом пенсии, стипендии, алименты, возмещения за командировку. Задание. Рассчитайте сумму подоходного налога, если доход за месяц составил 18000 рублей (Ответы детей)

При ставке подоходного налога в 13% процентов, заработав 18000 рублей, мы уплатим государству 2340 рублей. Чистый доход составит 15660 рублей.

Другой вид налога взимается с недвижимого имущества, которым мы владеем (земли, дома, квартиры) и движимого имущества (машина, мотоцикл). Величина налога может быть фиксированной или рассчитываться как процент от стоимости имущества. Не облагаются налогом доходы налогового резидента РФ от наследования денег или недвижимости; доход, полученный от дарения от близких родственников; доход от продажи имущества, находящегося в собственности более трех лет.

Налоговые вычеты

Учитель. Налоговый вычет – это сумма, на которую в соответствии с законом можно уменьшить налоговую базу, то есть доход, с которого взимается НДФЛ. Виды налоговых вычетов – стандартные, социальные, профессиональные.

Налогоплательщик может воспользоваться правом на налоговый вычет для дохода, облагаемого по ставке 13%. Для получения налогового вычета необходимо подать налоговую декларацию. Налоговая декларация – официальное заявление налогоплательщика о полученных им доходов, налоговых льготах, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

При продаже квартиры, земельного участка, находящейся в собственности менее трех лет налогооблагаемый доход уменьшается за счет фактически произведенных расходов и подтвержденных документально. Так же не облагается сумма, не превышающая 1 миллион рублей. Обе опции одновременно использовать нельзя.

При продаже автомобиля сумма налогового вычета составляет 250000 рублей. При приобретение жилья или имущества на территории России налоговый вычет можно получить только один раз в жизни. Вычет состоит из двух частей. Первая часть предоставляется в размере фактически произведенных расходов на приобретения жилья, строительство и отделочные работы, на стройматериалы. Максимальная сумма вычета составляет 2 миллиона рублей. Если стоимость покупки была ниже 2 миллионов рублей, то остаток суммы можно использовать при покупке другого жилья. Если супруги приобретают жилье совместно, то каждый из супругов может воспользоваться вычетом до 2 миллионов рублей.

Задание 2. Рассчитайте сумму налогового вычета, если вы приобрели жилой дом, стоимостью 2900000 рублей.

Задание 3. Заполните таблицу, используя материал для справок (слайд 10).

Таблица 2.

Права и обязанности налогоплательщиков

Материал для справок:

  • Получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах.

  • Выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений.

  • Выполнять законные требования налогового органа об устранении нарушений

  • Использование при наличии оснований налоговые льготы.

  • Представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

  • Требовать соблюдения и сохранения налоговой тайны.

  • Присутствовать при проведении выездной налоговой проверки.

  • Получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах

  • Уплачивать законно установленные налоги в бюджет и во внебюджетные фонды.

Задание 4. В прошлом году доход Ирины составил: 50 тысяч рублей – стипендия, 30 тысяч рублей – зарплата, 80 тысяч рублей – подарок от родителей. Какой налог на доход физических лиц должна оплатить Ирина?

Задание 5. Денис купил квартиру за 2,5 миллиона рублей. Его заработная плата составляет 3 миллиона рублей в год. Какую сумму НДФЛ в итоге уплатит Денис, с учетом максимального налогового вычета»

  1. Подведение итогов

  • Как вы понимаете фразу «Заплати налоги и спи спокойно»?

  • Надо ли платить налоги?

  1. Рефлексия

Сколько людей, столько мнений. Прочтите фразы и подумайте, какая точка зрения вам близка? Подойдите к высказыванию, которое соответствует вашей точке зрения.

  • Налоги нужно платить всегда, это – соблюдение законов государства.

  • Я считаю, что нужно платить только те налоги, которые я считаю справедливыми, а те, которые мне не нравятся, можно не платить.

  • Налоги не нужно платить, так как любой налог — это грабеж.

Обучающиеся объясняют причины своего выбора.

Учитель. Шотландский экономист, один из основоположников экономической теории как науки А. Смит сказал, что налоги для тех, кто их выплачивает признак не рабства, а свободы (слайд 11). В современных условиях своевременный сбор налогов имеет большое значение. Граждане все яснее осознают, что общество не может стабильно жить и развиваться, если не пополняется государственная казна. Поэтому в основном законе страны — Конституции РФ — платить налоги – не право, а обязанность.

Используемая литература и интернет – ресурсы

Благодаря положительным отзывам и пожеланиям администрации учебных заведений, школьников и их родителей налоговые органы продлили проведение в учебных заведениях открытых уроков, посвященных вопросам налоговой грамотности в целях воспитания налогового правосознания и формирования положительного отношения молодежи к налоговой политике государства.
Сотрудники отдела учета и работы с налогоплательщиками Межрайонной ИФНС России №31 по Республике Башкортостан провели открытые уроки в гимназии №111. Лекции слушали ученики 9-х классов.
Ученикам рассказали об основных видах налогов и их роли в развитии страны и региона, разъясняли, почему следует ответственно относиться к обязанности уплачивать законно установленные налоги, как вести себя, не нарушая налоговое законодательство.
Особый интерес вызвали электронные сервисы ФНС России, ведь при современном темпе жизни большое значение имеет возможность решать вопросы онлайн, без посещения налоговой инспекции. В рамках урока учащиеся просмотрели ролики по наиболее популярным сервисам, таким как «Личный кабинет налогоплательщика физического лица», «Уплата налогов и сборов», «Создай свой бизнес».
Разнообразие сервисов, их преимущества и возможности, а также мобильное приложение «Налоги ФЛ» вызвали неподдельный интерес у школьников.
Мы не должны забывать о том, что уплата налогов – это конституционная обязанность граждан РФ. От того насколько будем ответственно относиться к уплате налогов, настолько счастливой, сильной будет наше государство.

Детям разъясняют, что такое налоги, зачем они нужны и почему каждый гражданин обязан их платить.

Наша съёмочная группа побывала на таком занятии в 3-й гимназии Белгорода.

Что такое налог, какие бывают разновидности и на какие нужды идут эти отчисления, — в седьмом классе идёт урок налоговой грамотности.

«Основная задача таких уроков — это дать общее понимание налогов, их значимости для общества, государства и привить уже с такого раннего возраста понимание того, что это та обязанность, которая каждому из нас прописана нашей Конституцией, и понимание того, что эти деньги не просто платятся неизвестно куда, но эти деньги возвращаются обществу в виде тех или иных социальных программ», — сказал Сергей Лукинов, пресс-секретарь ИФНС России по Белгороду.

По ходу урока школьники задавали вопросы. Их интересовало, кто является налогоплательщиком, что такое налоговая ставка, нужно ли платить налоги за подаренную вещь или выигрыш в лотерею. После занятия дети делились полученными знаниями.

«Налоги важны. В будущем, когда я буду взрослым человеком, мне тоже придётся платить налоги, и какую-то часть знаний я уже приобрёл, благодаря этому уроку», — комментировал Евгений Контаренко, учащийся МБОУ «Гимназия № 3».

«О налогах я узнала, в какое время они собираются, почему собственно важно их уплачивать, какие есть критерии в уплате налогов. Есть обычные граждане, например, я, которые не имеют собственных предприятий. Они платят налоги на имущество, движимое или недвижимое. Есть юридические лица, предприниматели», — поделилась информацией гимназистка Полина Перязева.

«Я считаю, что налоги платить важно, так как с помощью налогов у нас растут многие сферы нашего общества: это школы, медицина», — сказал учащийся гимназии № 3 Иван Помазков.

Уроки налоговой грамотности в школах Белгорода проходят на протяжении десяти лет. Раз в квартал сотрудники налоговой службы рассказывают школьникам, зачем и почему граждане страны обязаны делать отчисления.

В этом году срок уплаты имущественных налогов для физических лиц истекает 1 декабря. К ним относятся транспортный и земельный налоги, а также налог на недвижимость. Они формируют городской и областной бюджеты. Эти средства направляют на развитие территорий — благоустройство, строительство школ и детских садов, зарплаты бюджетникам.

Алла Голдинова, Евгений Северинов

День налоговой грамотности

21 февраля 2018 года в 18.00 в ЦРБ «В Озерках» Выборгского района, расположенной по адресу пр. Энгельса, д. 111, в соответствии с графиком проведения дней налоговой грамотности, состоялась очередная встреча со специалистами Межрайонной инспекции ФНС России №17 по СПб Смирновой А. В. и Казаковой Ю. А. по теме «Все о налогах – старшему поколению. Интернет-сервисы ФНС России».

На встрече были освещены вопросы предоставления социальных и имущественных налоговых вычетов для физических лиц, а также правила начисления налогов, льготы и сроки уплаты. Также специалисты рассказали об интернет-сервисе «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». По окончании лекции все присутствующие получили от специалиста ФНС информационный раздаточный материал: списки документов, необходимых для получения вычетов, информационные листы с перечнем законов о налогах и льготах, а также электронные адреса справочных сайтов налоговой службы. Слушатели в течение лекции неоднократно обращались с личными вопросами к специалистам ФНС. Всем заинтересованным лицам были даны исчерпывающие ответы. Проведено 4 индивидуальных консультации.

Для участников встречи библиотекой был подготовлены и по окончании мероприятия розданы информационные буклеты библиотеки и график проведения дней налоговой грамотности в ЦБ Выборгского района.

Проведено информирование о проведении Всероссийской акции «Дни открытых дверей», которая пройдет 23-24 марта и 23-24 апреля 2018 года во всех налоговых инспекциях СПб.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *