Налоговая служба это орган

ФНС и Минфин: к кому прислушиваться?

Журнал «Главбух»

Реформа налогового ведомства завершилась. МНС преобразовано в Федеральную налоговую службу, которая вошла в состав Минфина России. Бухгалтеры привыкли выполнять требования налоговиков, но так ли авторитетны сейчас эти чиновники? Какие права предоставлены новой структуре? И, главное, куда теперь обращаться с вопросами о налогах и сборах — в Минфин или ФНС? С этими вопросами корреспондент журнала «Главбух» обратился к начальнику отдела координации и контроля деятельности ФНС России, анализа и общих вопросов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Сергей РАЗГУЛИН.

— Наконец-то утверждено Положение о Федеральной налоговой службе. Какие полномочия закреплены за ФНС?

— Поскольку новая служба является правопреемником МНС России, ее основная задача осталась прежней — контролировать соблюдение законодательства о налогах и сборах. Кроме того, налоговики и впредь будут следить за производством и оборотом алкогольной и табачной продукции, соблюдением валютного законодательства, применением контрольно-кассовой техники. Также налоговые органы продолжат регистрировать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

— Наверное, появились и новые функции?

— Да. Отныне ФНС России представляет интересы Российской Федерации в процедурах банкротства, контролирует проведение лотерей и лицензирование деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, например ценных бумаг. Кроме того, налоговая служба теперь имеет право изменять сроки уплаты налогов. Раньше этими вопросами занимался Минфин.

— Ясно. Но наших читателей в основном волнует, кто теперь вправе разъяснять законодательство о налогах и сборах?

— Если возможно двоякое толкование нормативного акта, то налогоплательщику нужно обращаться в Минфин России. Налоговые органы должны только информировать, то есть представлять налогоплательщику информацию, например, о сроках сдачи отчетности. Комментировать закон они не имеют права.

— Это право налоговики потеряли после 2 августа, когда вступил в действие закон № 58-ФЗ. Однако и потом они почему-то выпускали письма. Если бухгалтер воспользуется такими рекомендациями, то будет ли он освобожден от ответственности согласно статье 111 Налогового кодекса?

— Вообще-то это спорный момент. Я считаю, что на эти письма норма статьи 111 Налогового кодекса не распространяется. Да, в ней сказано, что если организация нарушила закон, воспользовавшись письменными разъяснениями, то вина ее исключается. Но с одной оговоркой — такие разъяснения должны быть даны в пределах компетенции органа власти. В ходе административной реформы налоговые органы были лишены этих полномочий.

— А налогоплательщик обязан следовать разъяснениям, данным в письме?

— Все разъяснения, как Минфина, так и инспекторов, имеют для налогоплательщика рекомендательный характер. Поэтому если он не согласен с позицией, содержащейся в письме органа власти, то может ее не придерживаться.

— Сейчас многие инспекции организуют «горячие линии связи с налогоплательщиками». Снимает ли ответственность совет, полученный по телефону?

— Нет, на такие рекомендации статья 111 Налогового кодекса тем более не распространяется.

— Кстати, о применении статьи 111. Она освобождает налогоплательщика от всего: недоимки, пеней и штрафа?

— Я считаю, что налогоплательщик освобождается только от штрафов. Обязанность уплатить причитающиеся суммы налога и пеней остается. На мой взгляд, целесообразно внести в Налоговый кодекс поправки, согласно которым выполнение письменных разъяснений только смягчало бы ответственность, а не полностью исключало вину. Тогда суд, рассмотрев конкретное дело, мог бы сам определить размер санкции.

— Итак, теперь бухгалтер должен направлять запросы не в ФНС, а в Минфин России?

— Я дам такой совет: посылайте вопрос и в налоговую службу, и в Минфин.

— Допустим, запрос направлен в налоговый орган. В какие сроки инспекция должна ответить?

— Порядок, в котором инспекция обязана предоставлять информацию, подробно расписан в Регламенте организации работы с налогоплательщиками. Этот документ утвержден приказом МНС России от 10 августа 2004 г. № САЭ-3-27/468@. В нем указано, что налоговая инспекция может отказаться отвечать, только если вопрос не входит в сферу компетенции специалиста. Определено и время, в течение которого должен быть подготовлен ответ. В частности, юридическому лицу налоговики дадут консультацию максимум за 30 календарных дней после регистрации запроса. А физическому лицу ответят еще быстрее — за 15 дней.

— Что если в инспекции не будут следовать Регламенту? Куда в этом случае жаловаться налогоплательщику?

— Раз документ утвержден приказом МНС, он является обязательным для исполнения налоговиками. Поэтому предприятие может обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган. Например, если сроки нарушила территориальная инспекция, нужно написать жалобу на имя руководителя управления ФНС по данному региону.

— Перейдем к Минфину. В какие сроки ждать ответа из этого ведомства?

— Минфин и до внесения поправок в Налоговый кодекс предоставлял разъяснения по законодательству о налогах и сборах. Так что тут ничего не изменится. Как и прежде, Минфин должен давать ответы на запросы в течение месяца. Этот порядок регулируется внутренними инструкциями.

— За рубежом предприниматели посылают запросы в свои инспекции, чтобы узнать налоговые последствия планируемой сделки. Возможно ли это в России?

— Налоговый кодекс не предусматривает возможности предварительно согласовывать налогообложение результатов сделки.

— Как будет строиться работа ФНС с другими органами исполнительной власти, в частности с МВД?

— По-прежнему налоговые органы совместно с Главным управлением по налоговым преступлениям МВД России будут проводить совместные проверки. Такая практика существует давно: если инспектор подозревает уклонение от уплаты налогов, он сообщает об этом в органы МВД, и сотрудники органов внутренних дел присоединяются к специалистам ИМНС для проверки фирмы.

Однако на первый план сейчас выходит информационный обмен между ведомствами. Например, при участии органов МВД создается единая база данных утраченных паспортов. В нее будут заносить сведения о потерянных или недействительных паспортах, а также о паспортах умерших людей. Нет сомнений, что такая база данных станет эффективным оружием против фирм-«однодневок».

Беседовала
Александра БАЯЗИТОВА

Пять ключевых задач ФНС на 2018-2019 года

К чему готовиться бизнесменам в 2018-2019 годах, и на что будут делать упор сотрудники фискальной службы? Пожалуй, эти вопросы волнуют каждого бизнесмена России.

Задача №1: дробление

Сказать, что дробить бизнес стало опасно – ничего не сказать. Но и прямого законодательного запрета на «нельзя иметь более двух компаний», тоже нет. Все на усмотрение налоговых органов.

Есть даже своеобразное пособие по определению «схемы дробления»: Письмо ФНС России № СА-4-7/15895@ от 11.08.2017 года, в котором описаны 17 признаков «схемы», без подкрепления законами, и основанного строго на судебной практике.

Есть чистой воды схемы: бизнес на бумагах, без разумных деловых целей, общие сотрудники, не знающие, кто их работодатель. Но это не означает, что все до единого бизнесмены дробят бизнес формально. Например, в Постановлении АС Уральского округа №Ф09-8406/17 от 12.01.2018 года по делу №А60-14635/2017 налогоплательщик, обосновал создание нескольких юрлиц и доказал соответствие признакам самостоятельности и добросовестности. А суд решил, что «подобная корпоративная структура, оформившаяся с течением времени, не нарушает требований действующего законодательства РФ».

Задача №2: обналичка

Обнальная оптимизация НДС уже не работает. Да, появилась судебная практика, в которой, вроде бы, присутсвует «схема» со всеми критериями необоснованной налоговой выгоды и номинальным контрагентом. Но, нет…

Налогоплательщики умудряются проявить смекалку и доказать реальность. Например, в Постановлении АС Уральского округа №Ф09-260/18 от 19.03.2018 года по делу №А76-32147/2016 пригласили контрагентов своего контрагента, чтобы те подтвердили его существование. Либо, показывают дальнейшее движение товара: Постановление АС Поволжского округа №Ф06-28668/2017 от 13.02.2018 года по делу № А12-10631/2017.

Но положительный исход возможен только с безоговорочными доказательствами реальности, проявлением должной осмотрительности и… недоработкой сотрудников фискальной службы.

В Постановлении АС Московского округа от 13 февраля 2018 года по делу №А40-64246/2017 компании доначислили почти 130 млн недоимок, пеней и штрафов за связи с однодневками благодаря качественной работе инспекции, которая не ограничилась формальным признаками.

Задача №3: новая система контроля за уплатой налогов

Чиновники заботятся о бизнесе, оптимизируя законодательство и внедряя современные технологии. Новая система контроля по уплате всех налогов и сборов позволит отслеживать все платежи и быть у ФНС, как на ладони. Маркировка уже началась, контроль за уплатой страховых взносов перешел к ФНС, АСК НДС-2 показывает блестящие результаты. За 2017 год налоговики провели 55 859 332 камеральных проверок (на 39,7% больше, чем в 2016 году) и доначислили по результатам камералок 61 108 658 тыс. руб.

Задача №4: субсидиарная ответственность

Субсидиарная ответственность – бомба замедленного действия… К слову, и до вступления в силу №488-ФЗ и №266-ФЗ был риск нарваться на эту «бомбу». Законодатели решили модернизировать, напомнить о субсидиарке и расширить сферу ее воздействия…

Например, в Постановлении АС Московского округа от 21.07.2016 года №Ф05-10186/2016 генерального директора и единственного участника привлекли к субсидиарной ответственности размером в 356 млн руб. А все из-за опасных связей и махинаций с налогами. А в Постановлении Десятого ААС от 1.09.2016 года по делу №А41-48155/14 суд решил, что руководитель общества должен заплатить 1,3 млрд руб., потому что именно он создал схему ухода от налогообложения с подконтрольными организациями. Именно он вывел все деньги с компании заблаговременно до прихода проверки.

Задача №5: конвертная зарплата

Не зря же передавали полномочия по контролю за уплатой страховых взносов в ФНС. Не зря же разработали №250-ФЗ от 29.07.2017 года, который расширил статьи 198 УК РФ и 199 УК РФ. Поэтому, вопрос времени, когда налоговая служба вплотную займется конвертными зарплатами.

На семинаре «Легализация: как снизить налоги законно и безопасно» Владимир Туров расскажет бизнесменам, как законно снизить налоги, защитить себя и свой бизнес от претензий третьих лиц в 2018-2019 годах.

Вы узнаете:

  • Способы законного снижения НДС, налога на прибыль, НДФЛ и страховых взносов;
  • Методы защиты активов, в том числе, от субсидиарной ответственности;
  • Как избавиться от угрозы преследования по УК РФ;
  • Как получать законную наличность несмотря на банковские ограничения;
  • 80 законов безопасного дробления бизнеса;
  • Как снизить риски блокировки счетов в коммерческих банках

А также:

Полный анализ всех существующих обнальных схем с точки зрения законов и судебной практики. Что думают о суды, налоговая и правоохранительные органы: риски, опасности и решения.

>Налоговые органы

Налоговые органы РФ

Одной из приоритетных задач, стоящих перед российским государством и прежде всего перед исполнительной властью, является обеспечение правопорядка в сфере налоговых отношений, основанных на нормах налогового законодательства РФ. Они возникают между налогоплательщиками и действующими от имени государства налоговыми органами.

Налоговые органы Российской Федерации — единая централизованная система органов контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

Налоговыми органами в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба и ее подразделения (рис.4). Федеральная налоговая служба — федеральный орган исполнительной власти, который подчиняется Министерству финансов.

Федеральная налоговая служба создана на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» и является правопреемницей Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Рис. 4. Единая централизованная система налоговых органов

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы составляют единую централизованную систему налоговых органов.

Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ. Руководитель Федеральной налоговой службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач (рис. 5).

Руководитель Федеральной налоговой службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов РФ по представлению руководителя Службы.

Основные задачи Федеральной налоговой службы:

  • Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и дургих обязательных платежей;
  • Разработка и осуществление налоговой политики для обеспечения своевременного поступления в бюджет налогов и сборов;
  • Валютный контроль в пределах компетенции налоговых органов;

Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия:

  • контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, представлением деклараций, осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами;
  • государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • учет всех налогоплательщиков, ведение Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и Единого государственного реестра налогоплательщиков;
  • бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения;
  • возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
  • принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;
  • устанавливает (утверждает) форму налогового уведомления, форму требования об уплате налога, формы заявления, уведомления и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и иные документы в случаях, установленных законодательством России, и направляет их для утверждения в Министерство финансов;
  • проверку деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности.

Федеральная налоговая служба имеет право организовывать проведение необходимых испытаний, экспертиз, анализа и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора, запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений, давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности.

Федеральная налоговая служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Налоговые органы вправе:

  • Требовать от налогоплательщика документы, являющиеся основанием и подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;
  • Проводить налоговые проверки;
  • При проверке производить выемку документов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях, если есть основания полагать, что эти документы будут уничтожены, скрыты, изменены, заменены;
  • Вызывать в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов, либо в связи с налоговой проверкой;
  • Приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках, налагать арест на имущество налогоплательщиков;
  • Обследовать любые складские, торговые и иные помещения, используемые налогоплательщиком. Проводить инвентаризацию имущества;
  • Определять суммы налогов, подлежащих внесению в бюджет, расчетным путем на основе имеющейся информации;
  • Требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений, контролировать выполнение указанных требований;
  • Взыскивать недоимки по налогам и сборам, пени;
  • Требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов о списании со счетов сумм налогов и пени;
  • Привлекать для проведения налогового контроля специалистов, переводчиков,экспертов;
  • Вызывать в качестве свидетелей лиц, которым известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
  • Заявлять ходатайство об аннулировании, приостановлении действия лицензий, выданных юридическим и физическим лицам;
  • Предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски.

Таким образом, права налоговых органов достаточно широки. Что касается обязанностей должностных лиц налоговых органов, то они обязаны:

  • действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом и иными федеральными законами;
  • реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
  • корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям, иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.

Федеральная налоговая служба как субъект государственного финансового контроля

Переход к рыночным отношениям в экономике, изменения в области ценообразования и планирования, возникновение таких хозяйствующих субъектов, как хозяйственные товарищества и общества, превращение налогов в основной источник государственных доходов и т. д. обусловили необходимость появления новых органов, осуществляющих финансовый контроль, и новых форм его проведения.

Указом Президента РФ № 1635 от 23 декабря 1998 г. Государственная налоговая служба РФ была преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Также Указом Президента № 314 от 9 марта 2004 г. Министерство РФ по налогам и сборам было переименовано в Федеральную налоговую службу.

Главной задачей данной службы является осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Федеральная налоговая служба, осуществляя свою главную задачу, выполняет следующие функции:

  • проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;
  • производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;
  • организует работу государственных налоговых инспекций по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, кладов;
  • осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через кредитные организации;
  • анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет и другие функции.


Полномочия ФНС

Полномочия налоговых органов – это совокупность их прав и обязанностей, предусмотренных ст.ст. 31-32 НК РФ. Полномочия ФНС представлены в разделе II Положения о ФНС (утв. Постановлением Правительства от 30.09.2004 № 506), где указаны, в частности, следующие полномочия ФНС:

Ф
Н
С
осуществляет контроль и надзор за: соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов, сборов, иных обязательных платежей;
соблюдением требований к ККТ, порядком и условиями ее регистрации и применения;
полнотой учета выручки в организациях и у ИП;
выдает в установленном порядке: свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином;
разрешения на обработку фискальных данных;
осуществляет: госрегистрацию организаций, физлиц в качестве ИП и крестьянских (фермерских) хозяйств;
аккредитацию филиалов, представительств иностранных организаций;
ведет в установленном порядке: учет всех налогоплательщиков;
ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРН;
реестр дисквалифицированных лиц;
бесплатно информирует налогоплательщиков о действующем налоговом законодательстве;
осуществляет возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и иные документы и направляет их для утверждения в Минфин;
осуществляет проверку деятельности организаций, физлиц, крестьянских (фермерских) хозяйств;
обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.

Большинство своих функций ФНС осуществляет через территориальные налоговые органы – Инспекции ФНС. Их перечень и реквизиты можно найти на официальном сайте налогового ведомства по адресу nalog.ru.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *