Налоговое консультирование

Становление налогового консультирования в России

В конце 1980-х годов в соответствии с принятым законодательством в стране стали создаваться кооперативы, развивалась индивидуальная трудовая деятельность. Затем экономика страны твердо встала на путь рыночных реформ.

В условиях многократного роста числа предприятий и иных организаций разнообразных форм собственности ощущалась нехватка финансовых и бухгалтерских работников Адигамова Ф.Ф. Проблемы в сфере налогового консультирования в Российской Федерации// Проблемы экономики и управления. 2008. №1. с. 26.. Кроме того, далеко не все из числа опытных специалистов этих профилей уверенно чувствовали себя в новых рыночных условиях, ведь внедрявшиеся налоги изменили финансовую систему страны, а следовательно и бухгалтерскую деятельность.

В 1990-е годы в налоговой сфере государству пришлось решать одновременно несколько крупномасштабных взаимосвязанных между собой задач:

формирование и развитие налоговой системы России в целом;

создание специальной структуры, обеспечивающей налоговое администрирование;

воспитание налогового правосознания граждан;

вывод национальной экономики из тени.

Решение таких задач осложнялось тем, что оно проходило в условиях всеобщего кризиса народного хозяйства страны, вызванного перестройкой, а затем углубившегося резким переходным характером, который переживала российская экономика. Тем не менее в сравнительно короткие сроки в России была создана вертикаль государственной налоговой службы с рациональной, высокоэффективной трехзвенной системой управления.

Основной задачей, которую ставили российские законодатели перед налоговой службой страны, являлось обеспечение полноты и своевременности уплаты налогов. В задачу налоговой службы не входило разъяснение налогового законодательства, а уж тем более консультирование налогоплательщиков.

В 1993 г. при Государственной налоговой инспекции по г. Москве был создан «Учебно-информационный центр», в обязанности которого сначала вменялось, во-первых, повышение квалификации налоговых инспекторов и, во-вторых, обучение налогоплательщиков основам исчисления налогов. Центр быстро приобрел популярность у налогоплательщиков, способствовал улучшению имиджа налоговой службы. Деятельность центра выявила огромную потребность и настоятельную необходимость в налоговом консультировании предприятий и иных страны.

Спустя несколько лет, была предпринята попытка государственного регулирования налогового консультирования в стране Бутенко Е.В. Налоговое консультирование хотят узаконить// Московский бухгалтер. 2008. №1. с. 5.. Так, по инициативе Министерства Российской Федерации по налогам и сборам 4 августа 2000 г. постановлением № 57 Министерства труда и социального развития Российской Федерации новая специальность «Консультант по налогам и сборам» была введена в квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. В то же время при МНС России была организована «Центральная консультационная служба» с отделениями в ряде регионов. Консультационная деятельность не могла входить в число основных видов деятельности данного министерства, поскольку в Налоговом кодексе Российской Федерации подобная задача налоговой службе не предписывалась. Министерство по налогам и сборам выступило лишь инициатором создания налогового консультирования в России.

В сентябре 2000 г. пять российских вузов в Москве начали подготовку налоговых консультантов по программам, утвержденным Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. За 2000-2001 учебный год квалификационный аттестат «Консультант по налогам и сборам» получили первые 700 специалистов. А в настоящее время в России работают более 7 тысяч аттестованных налоговых консультантов и их численность с каждым годом увеличивается.

Сегодня более 80 образовательных организаций по всей России реализуют программы по подготовке консультантов по налогам и сборам.

Базовая программа для экономистов и юристов с высшим образованием и со стажем работы по специальности рассчитана на 380 часов. Дополнительно разработаны программы, ориентированные на различные категории слушателей. Для практикующих аудиторов реализуется программа на 180 часов, а специалисты с непрофильным образованием обучаются по значительно удлиненной программе в 540 часов Проект Федерального закона «О налоговом консультировании», государственная регистрация от 16. 04.2001 г. № 9805004-2.. Разработаны специализированные программы обучения для налоговых консультантов, работающих с участниками рынка ценных бумаг и фондового рынка, а также для налоговых консультантов, специализирующихся по кредитным вопросам.

Практика последних шести лет показала, что рынку нужны не только консультанты по налогам и сборам, но и иные специалисты в сфере налогообложения Черник Д.Г. К вопросу об истории налогового консультирования в России// Финансы. 2008. №10. с. 10. В связи с этим подготовлены и реализуются программы, ориентированные на выпускников вузов, не имеющих стажа работы, по налогообложению бизнеса — по специализациям «Организация и ведение налогового учета» и «Налоговый юрист».

Очень важно, чтобы обучение осуществлялось повсеместно по единым базовым программам, хотя при этом необходим учет и региональных, и отраслевых особенностей. По единым программам должны готовиться и специалисты, оказывающие услуги по внешнему и внутрифирменному налоговому консультированию. Ведь такие специалисты должны руководствоваться одними и теми же правилами и стандартами консультирования, хорошо понимать друг друга.

Внутрифирменное налоговое консультирование приобретает все большее распространение. На сегодняшний день крупнейшие компании создали или создают налоговые подразделения, которые плотно взаимодействуют с финансовыми и бухгалтерскими службами. Следует подчеркнуть, что внешний консультант, в отличие от внутреннего, имеет преимущество, прежде всего в независимости в своих профессиональных суждениях.

Совершенствование учебных программ и литературы, прежде всего для отражения в них новаций налогового законодательства и научных достижений, и контроль за качеством обучения налоговых консультантов в вузах, расположенных в разных краях и областях нашей страны, осуществляет сегодня Палата налоговых консультантов Черник Д.Г. Палата налоговых консультантов России принята в Европейскую конфедерацию налоговых консультантов// Экономика и жизнь. 2008. №6. с. 35..

Деятельность указанной организации направлена на достижение следующих целей:

1) дальнейшее развитие профессионального налогового консультирования в России;

2) защита интересов и информационная поддержка налоговых консультантов;

3) подготовка, переподготовка и повышение квалификации профессиональных налоговых консультантов;

4) объединение налоговых консультантов и организаций, занимающихся налоговым консультированием.

Для достижения указанных целей Палата налоговых консультантов:

проводит научно-исследовательскую работу по проблемам гармонизации налогового законодательства;

участвует в проведении налоговой реформы в России с целью установления равновесия между фискальными интересами государства и интересами налогоплательщиков;

осуществляет информационную поддержку процесса реформирования налоговой системы;

содействует созданию и развитию сети структур, функционирующих в сфере профессионального налогового консультирования;

разрабатывает правила, стандарты профессионального налогового консультирования;

участвует в разработке и подготовке проектов нормативно-правовых актов всех уровней российской власти, которые так или иначе затрагивают интересы налоговых консультантов и налогоплательщиков;

обеспечивает защиту прав и интересов налогоплательщиков в различных допустимых законодательством формах;

ведет образовательную деятельность, включая подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации не только самих налоговых консультантов, но и тех, кто обучает последних.

В Москве создан и действует Общероссийский центр налогового консультирования и стажировки, где специалисты могут приобрести практические навыки налогового консультирования Гунина Е. Процесс консультирования: сущность, задачи, этапы// Мир консалтинга. 2003. №1. с. 22..

Налоговые консультанты могут получить профильную методологическую и информационную помощь не только в столице. Большую роль играет в этом развитие сети региональных отделений Палаты налоговых консультантов. По состоянию на 2008 г. уже активно функционируют региональные отделения в Республиках Татарстан и Мордовия, в Пермском крае, в семи российских областях, в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре. Еще шесть краевых и областных региональных отделений откроются в этом году.

С октября 2003 г. издается журнал «Налоговые споры» — официальное печатное периодическое издание Палаты налоговых консультантов, важная площадка открытого профессионального обмена мнениями.

Для обмена опытом проводятся конференции, «круглые столы», иные собрания профессионального сообщества. Эксперты последнего постоянно принимают участие в общероссийских и международных встречах с аудиторами, экономистами, бухгалтерами, налоговиками.

Профессиональное сообщество налоговых консультантов должно активно участвовать в процессе проведения налоговой реформы. Считается, что указанное сообщество может и должно обобщать имеющиеся результаты исследовательской наработки и накопленный опыт квалифицированных специалистов в области налогообложения, доводить их в консолидированном виде до сведения профильных федеральных министерств и ведомств, правительства, палат российского парламента, чтобы таким образом активно повлиять на проведение в стране налоговой реформы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *