Налоговые платежи

Виды платежей в платежном поручении

В платежном поручении информация, которая обозначает цель платежа, получателя денежных средств, основания для платежа, сроки и периодичность платежа, а также прочей детализации заключается в виде специальной кодировки. Правила составления платежных документов регулируются ЦБ РФ (383-П, 1822-У, 3844-У), в которых предусмотрены классические виды платежей. К ним относятся срочный, почтовый и телеграфный способы перевода средств. При этом указывая один из видов, фирма определяет способ транзакции денежных средств получателю платежа для банковской сферы.

Данный реквизит предусмотрен к заполнению в платежных поручениях, а также:

  • Платежных требованиях;
  • Инкассовых поручениях;
  • Платежных ордерах.

Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что при передаче на исполнение срочного платежа, при передаче которого банк задействует специализированные каналы связи, в соответствующей графе поручения бухгалтер обязан поставить пометку «срочно». В остальных случаях, когда платеж осуществляется по обычным каналам электронной связи (без БЭСП), указывать способ передачи платежа не требуется. То есть, способ почтой или телеграфом в поручении не прописывается.

Важно! Если платеж не срочный, то никаких сведений о видах платежа не упоминается ни в бумажной форме поручения, ни в его электронном виде.

Для чего предназначается код платежа

Информация о видах платежей предназначена для идентификации транзакции, ее разновидности и целевого назначения. Одно из обязательных условий, когда данный реквизит указывается обязательно, если денежные средства предназначены для иностранных получателей. Законодательством предусмотрены условия, при которых виды платежей не являются обязательным реквизитом в платежном поручении и в данной графе ничего не указывается. Это случаи:

  • Оформление поручения электронного формата для срочного перевода БЭСП;
  • Для ситуаций предусмотренных правилами оформления платежных документов.

При этом если реквизит оставить не указанным, то федеральная казначейская служба оставляет платежи не исполненными, донеся до внимания клиента отсутствие обязательной информации в платежке. Все обязательные требования к заполнению платежек и их реквизитов изложены в документе от 25.04.2007 № 303-П. В нем упоминается норма при которой дается понятие БЭСП и ее функционал. Система БЭСП предназначается для осуществления денежных переводов между контрагентами в режиме реального времени. Участниками данной системы платежей становятся казначейства, кредитные организации, а также прочие контрагенты, не обладающие статусом кредитных предприятий, а точнее различные структурные подразделения, не имеющие БИК.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Повторяющиеся ошибки в платежных поручениях

Из практики следует, что ошибки платежных поручений можно разделить на те, которые можно и нельзя исправить через уточнение платежа. Исправление осуществляется через уточнение реквизитов (п. 7 ст. 45 НК), которое составляет плательщик (это относится к налогам и взносам) обращаясь к получателю платежа, который имеет счет в федеральном казначействе. Что можно уточнить и исправить:

  • Статус плательщика в поле 101;
  • ИНН/КПП плательщика;
  • ИНН/КПП получателя;
  • КБК, ОКТМО, назначение платежа;
  • Период, за который оплачивался налог или взнос;
  • Номер и дату документа на основании, которого осуществлялся платеж в поле 108-109.

Сложнее будет с ошибками в счете получателя, а также в наименовании банка. В такой ситуации денежные средства не зачисляются на счета федерального казначейства. В результате такой оплошности налог (сбор, взнос) не будет считаться оплаченным, а задолженность погашенной. Реквизиты по действующим налогам и взносам можно найти на сайте ФНС.

Важно! Реквизит БИК дает его владельцу возможность осуществлять платежи более оперативно, в том числе и в системе БЭСП. Платежи происходят не более 1 часа, но отозвать его будет проблематично. Следовательно, перед формированием платежки для БЭСП требуется внимательно изучить условия заполнения всех реквизитов поручения.

Как заполняются платежные поручения (образец)

В случае критичной ошибки организации потребуется вновь составить платежное поручение на оплату налогов/взносов и передать его в банк на исполнение. Избежать повторных ошибок в реквизитах поможет данная таблица:

Если платим налог Название поля и его код
· Плательщик организация – 01;

· Плательщик налоговый агент – 02;

· Плательщик предприниматель – 09;

Статус плательщика – 101 Для взносов в ФСС – 08
ИНН/КПП плательщика В поле 60 указывается ИНН фирмы, ИП. Если оплату производит подразделение, не имеющее КПП, указывается ноль. Те же правила действуют и для ИП.
Наименование УФК той структуры кому мы совершаем платеж Поле 16

УФК по региону (где находится служба или фонд) с указанием номера налоговой инспекции

Для фискальных структур установлен порядок вписывать наименование получателя полностью и сокращенно в скобках
КБК налога, который подлежит уплате Поле 104 В случае ошибочного указания данного кода платеж попадет в группу невыясненных, от организации потребуется заявление на розыск платежа
Основание платежа Поле 106 Значение зависит от периодичности платежа, разновидности погашения задолженности (добровольно или по требованию фискальных органов).

Заполненный образец, а также детальный порядок заполнения платежек рассказан в нормативном акте Минфина от 12.11.2013 № 107н, а образец

Нюансы оформления платежей при оплате налогов и взносов

Последовательно вносимые изменения в способы заполнения платежных поручений, с которыми можно ознакомиться в комментариях ФНС в части платежей, которые предназначены для оплаты налогов и страховых взносов сформированы приказом № 107н настоятельно рекомендуют обратить внимание на следующие моменты:

  • УИН следует указывать обязательно при наличии (если основание для формирования УИН отсутствует, ставим ноль);
  • ИНН и КПП нельзя формировать с двумя нулями в начале;
  • Все значения КБК, ОКТМО, УИН одновременно не могут принимать нулевое значение;
  • Очередность операций по оплате налогов или страховых взносов соответствует значению 5.

Если платежное поручение передается к исполнению на бумажном носителе, потребуется заверить его подписью официального лица и печатью предприятия, которые закреплены в банковской карточке. Сотрудники банка в свою очередь контролируют общие правила заполнения платежки и вправе потребовать от составителя разъяснений в разумные сроки.

Напомним, что код УИН предусмотрен в платежных требованиях фискальной службы и его реквизиты переносятся в платежное поручение в отдельное поле (22), а в назначении платежа по желанию налогоплательщика.

Способы уплаты налогов

Существует три основных способа уплаты налога:

1) кадастровый- (от слова кадастр — таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

2) на основе декларации

Декларация — документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода лицом, получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

3) у источника выплаты

Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

Например, налог на доходы физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

При уплате налога по декларацииналогоплательщик обязан представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах.

При уплате налога у источника выплаты налогоплательщик получает часть дохода за вычетом налога, рассчитанного и удержанного органом, производящим выплату.

При кадастровом способе момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода. Сам кадастр представляет собой реестр, который содержит перечень типичных объектов, классифицируемых по внешним признакам, устанавливающий среднюю доходность объекта обложения.

Общий порядок уплаты налогов определен ст.58 НК РФ. Производится разовая уплата всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Уплата производится в наличной или безналичной форме.

Налоговая декларация это письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика, в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.

Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.

Платежей в бюджет

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджет. Бюджетные доходы – понятие более узкое по сравнению с государственными доходами, поскольку последние включают в себя также доходы внебюджетных фондов. По своему материальновещественному воплощению доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления. Основным источником формирования рассматриваемых доходов является национальный доход, причем в сферу бюджетного перераспределения попадают его конкретные компоненты. Речь идет о доходах хозяйствующих субъектов, полученных в результате первичного распределения чистого национального продукта. К ним относятся:

— предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и др. отраслей);

— заработная плата работников сферы материального и нематериального производства;

— доходы лиц, работающих не по найму;

— рента собственников земли;

— ссудный процент (прибыль банков и вкладчиков).

Источником формирования бюджетного фонда иногда выступает национальное богатство, а именно, доходы от приватизации государственной и муниципальной собственности, от продажи золотовалютного запаса и др. национальных ценностей. Пополнение ресурсов бюджетного фонда может осуществляться также на основе внутренних и внешних займов и за счет эмиссии бумажных денег. Привлекаемые государством на возмездной основе временно свободные денежные средства юридических лиц, сбережения населения, иностранный капитал (посредством продажи на финансовом рынке государственных облигаций; получение кредита под залог пакета акций крупных предприятий; получения государственных займов от отдельных государств либо от международных финансово-кредитных учреждений) отражают кредитный метод формирования бюджетных ресурсов, предполагающий возвратность заимствований и платность за их использование. Именно поэтому средства, мобилизуемые на основе государственных займов, необходимо рассматривать не в качестве источника формирования доходов бюджета, а в качестве способа временного пополнения бюджетного фонда. Аналогичным образом следует характеризовать и эмиссию бумажных денег. К ней государство прибегает при чрезвычайных обстоятельствах, когда получение доходов и займов оказывается затруднительным, а финансирование бюджетных расходов – неотложным. Данный способ пополнения бюджетных ресурсов вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения, что усиливает инфляционные процессы и влечет за собой тяжелые социально-экономические последствия. Соотношение способов образования бюджетного фонда – на основе взимания бюджетных доходов, привлечения займов и бумажно-денежной эмиссии – различается по странам и во времени, зависит от конкретной экономической ситуации, от степени остроты социальных и других противоречий, от состояния самой финансовой системы.

Состав бюджетных доходов, их структура органически связаны с объемами общественного продукта и национального дохода и определяются финансовой политикой государства.

Доходы бюджетов Российской Федерации формируются в соответствии с ее бюджетным и налоговым законодательством. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Доходы бюджетов образуются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ за счет налоговых и неналоговых видов дохода, а также за счет безвозмездных перечислений.

Прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2013 год в сумме 12 трлн. 865 млрд. 925 млн. 621 тыс. руб.

К налоговым доходам, формирующим основную часть (около 84%) бюджетного фонда государства, относятся предусмотренные законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Неналоговыми доходами бюджета (на их долю приходится около 10% консолидированного бюджета РФ) являются:

— доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (средства, получаемые: в виде арендной платы за сдачу названного имущества во временное владение и пользование; процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; от передачи имущества под залог и в доверительное управление; возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и ссуд; в виде других доходов от использования соответствующего имущества);

— доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

— доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями;

— средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации и иные суммы принудительного изъятия);

— доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

— иные неналоговые доходы.

В доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

Тип налогового платежа

Тип налогового платежа — это определение вида платежа в классификации фискальных отчислений в бюджет государства. Несмотря на то, что в действующем фискальном законодательстве отсутствует данное понятие, термин широко применяется в хозяйственной деятельности субъектов. В статье расскажем о действующей классификации налоговых платежей по типам. КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня Получить доступ

Чиновники не предусмотрели конкретных определений и классификации фискальных расчетов по типам и ключевым признакам. В общепринятом понятии налоговый платеж (НП) — это перечисление денежных средств налогоплательщика либо налогового агента в пользу государственного бюджета соответствующего уровня в счет погашения задолженностей по налоговым обязательствам.

Простыми словами, НП — это уплата конкретного обязательства в бюджет. В зависимости от общепринятой классификации налоговых изъятий, можно выделить следующие виды налоговых платежей:

  1. Налог — это способ принудительного изъятия средств налогоплательщика в пользу государства, причем на безвозмездной основе. Иными словами, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, организация уплачивают в бюджет определенную часть от собственных средств (доходов, имущества, прочих активов) с целью финансового обеспечения государства.
  2. Сбор — это плата за определенные юридически значимые действия, которые осуществляются государственными и(или) муниципальными органами власти в пользу налогоплательщиков.
  3. Пошлина — это оплата действий органов власти федерального, регионального и муниципального уровней юридического, правового или же административного характера. Например, таможенные или государственные пошлины взимаются за разрешение на ввоз товаров или за регистрацию прав в госреестрах.

В 2017 году данный перечень был расширен новым понятием «взнос». Данный термин определяет обязательства налогоплательщиков уплачивать средства в государственный бюджет в пользу страхового обеспечения граждан. Иными словами, деньги, зачисляемые в счет страховых взносов, формируют внебюджетные фонды, за счет которых, в свою очередь, населению производятся определенные выплаты. Например, выплачиваются пенсии, пособия по временной нетрудоспособности или по беременности и родам. А также граждане России обеспечиваются бесплатной медицинской помощью за счет средств внебюджетных фондов (ОМС).

Иные фискальные изъятия

Помимо основной классификации, в составе фискального обременения можно отметить такие оплаты, как:

  • сбор за негативное воздействие на окружающую среду;
  • торговый и курортный сборы;
  • платежи за добычу полезных ископаемых;
  • взносы на травматизм (страховое обеспечение от несчастных случаев и профзаболеваний);
  • иные формы изъятия.

Отличительной особенностью таких форм изъятия является то, что нормы утверждены не НК РФ, а иными нормативно-правовыми актами РФ. Однако все эти сборы и уплаты можно смело отнести к фискальным платежам. Это связано еще и с тем, что большинству налогоплательщиков безразлично, на основании какого нормативно-правового акта производится конкретный вид государственного изъятия. По большей степени плательщиков фискального обременения интересуют размеры обязательств, действующие льготы и послабления, а также способы снижения нагрузки по налогам, пошлинам и сборам.

Отметим, что действующее законодательство предусматривает многообразие форм, схем и методов оптимизации налогов и минимизации фискальных обязательств. Подробнее о том, как существенно снизить суммы уплаты в бюджет, читайте в специальном материале «Законные способы оптимизации налогообложения».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *